…и тема дьявола
Жизнь берет свое: на Мало-Провальной улице сталкиваются Николка и Алексей Турбины. Младший идет от Най-Турсов: его притягивает сестра погибшего полковника. Старший ходил благодарить свою спасительницу и признается, что она ему мила.
В доме Рейсс Алексей видит фотографию мужчины и, спросив, кто это, получает ответ: двоюродный брат, уехавший в Москву. Юлия лжет — Шполянский ее любовник. Фамилия, названная спасительницей, вызывает у доктора «неприятную, сосущую мысль»: об этом «двоюродном брате» говорил Турбину «тронутый» на почве религии пациент как о предтече антихриста: «Он молод. Но мерзости в нем, как в тысячелетнем диаволе…».
Поразительно, что в Советском Союзе вообще была издана «Белая гвардия» — анализ текста, даже самый поверхностный, дает отчетливое понимание, что Булгаков считал большевиков худшей из угроз, «аггелами», приспешниками Сатаны. С 1917 по 1921 год Украина была царством хаоса: Киев оказывался во власти то одних, то других «благодетелей», которые не могли договориться ни друг с другом, ни с кем-либо другим — и в результате оказались не способны бороться с темной силой, которая надвигалась с Севера.
Тематика
- Тема нравственного выбора. Центральной темой является положение белогвардейцев, которые вынуждены выбирать — участвовать ли им в бессмысленных сражениях за власть сбежавшего гетмана или всё-таки спасать свои жизни. Союзники не являются на помощь, и город захватывают петлюровцы, а, в конечном итоге, большевики — реальная сила, угрожающая старому жизненному укладу и политическому строю.
- Политическая нестабильность. События разворачиваются уже после событий Октябрьской революции и расстрела Николая II, когда большевики захватили власть в Петербурге и продолжали укреплять свои позиции. Петлюровцы, захватившие Киев (в романе — Город), слабы перед большевиками, равно как и белогвардейцы. «Белая гвардия» — это трагический роман о том, как погибает интеллигенция и всё, что с ней связано.
- В романе присутствуют библейские мотивы, и, чтобы усилить их звучание, автор вводит образ помешанного на христианской религии больного, который приходит лечиться к доктору Алексею Турбину. Начинается роман с отсчёта от Рождества Христова, а перед самым финалом упоминаются строки из Апокалипсиса св. Иоанна Богослова. То есть — судьба Города, захваченного петлюровцами и большевиками, в романе сравнивается с Апокалипсисом.
Главные герои
Алексей Турбин
Старший в семье Турбиных, врач, дворянин, 28 лет.
Предан своим принципам, тяжело переживает перемены в обществе, государстве. Поступает в полк, однако власть меняется уже на следующий день. В погоне его ранят. Последствия этой раны приводят к тяжёлым осложнениям. Алексей находится на грани смерти, благодаря молитве сестры случается чудо. После выздоровления он навещает женщину, которая спасла ему жизнь — Юлию. Его жизнь меняется, Алексей понимает, что прошлое безвозвратно ушло, а впереди — неизвестность.
Елена Турбина
Родная сестра Алексея и Николки, красивая девушка, 24 года.
Красивая молодая женщина, ей 24 года. Она становится “мамой” и хозяйкой своей семьи, состоящей из двух братьев и других родственников. Быт заставляет её отвлечься от личных переживаний. Елена часто видит пророческие сны, переживая за братьев в неспокойное время. Она заботится о них и сохраняет уют в доме, лечит родных и молится за них.
Николка
Младший из Турбиных, юнкер, 18 лет.
Честный, смелый, бесстрашный молодой человек. Командует отрядом юнкеров, хотя слишком юн и неопытен. Получив приказ полковника срывать погоны и бежать, он продолжает стрелять. Умирающий Най-Турс просит Николая убегать и не геройствовать. Несмотря на опасность, он помогает родным найти тело генерала и достойно похоронить. Николай раним, он стремительно взрослеет из-за всего пережитого.
Образец 2
Михаил Афанасьевич Булгаков – писатель, который пережил сложные исторические события. Будучи интеллигентом по происхождению, он пережил годы революции, Гражданской войны, последовавшим за ней становлением нового, совершенно другого государства, которое было негативно настроено к таким, как он – потомственным аристократам.
Однако, его произведения любили и читали простые люди, он был «любимчиком» Иосифа Сталина, даже несмотря на то, что зачастую его произведения были достаточно провокационными для того времени. Одним из таких провокационных произведений была и «Белая гвардия».
Создавался роман около 7 лет, первая публикация состоялась в 1925 году. первая постановка была в МХАТе в 1926 году.
Роман описывает события, происходившие в 1918 году во время Гражданской войны, начавшейся из-за свержения монархии в стране и прихода к власти совершенно новых сил, что не нравилось представителям «старой» власти и «старого мира». Частично роман является автобиографическим, поскольку декорациями стала квартира семьи Булгаковых в Киеве, в которой они жили во время вышеописанных событий.
Главные герои «Белой гвардии» — семья Турбиных, которые являются представителями «старого мира», интеллигенции, стоявшей на службе у старой, царской власти. Именно поэтому роман и является провокационным – в качестве герое тут не рабочие-пролетарии, а «классовые враги» нынешнего (на момент написания произведения) государства.
Главная тема романа – беспомощность человека перед глобальными событиями, на которые он не может повлиять. Турбины были верными служащими императора, но сейчас его нет, к власти приходят новые силы (причем за время действия сюжета «Белой гвардии» власть в городе меняется несколько раз). Их дом, некогда спокойный и умиротворенный, олицетворяет сбой пошлое. Улица, на которой он расположен, а так же весь город в целом олицетворяет собой настоящее – буйное, неподконтрольное и хаотичное, подчиняющееся неизвестным никому законам. И именно контраст квартиры Турбиных и города показывает контраст времен.
Но как бы мы не рассуждали о символике и теме «Белой гвардии», суть романа состоит в том, что Булгаков хочет донести до нас, что какие бы глобальные события и метаморфозы не происходили в обществе, необходимо оставаться человеком, потому что некоторые принципы и идеалы никогда не меняются. И чтобы не происходило вокруг человека, он должен оставаться человеком – именно это говорит нам автор
И не важно, каких взглядов придерживается читатель, кого он поддерживал или поддерживает – белых или красных
Проблематика
Булгаков в романе уходит от социальных и политических проблем. Его герои – белая гвардия, но к этой же гвардии принадлежит и карьерист Тальберг. Симпатии автора не на стороне белых или красных, а на стороне хороших людей, которые не превращаются в бегущих с корабля крыс, не меняют под влиянием политических перипетий своего мнения.
Таким образом, проблематика романа философская: как в момент вселенской катастрофы остаться человеком, не потерять себя.
Булгаков создаёт миф о прекрасном белом Городе, засыпанном снегом и как бы защищённом им. Писатель задаётся вопросом, от его зависят исторические события, смена власти, которых Булгаков в Киеве в гражданскую войну пережил 14. Булгаков приходит к выводу, что над человеческими судьбами властвуют мифы. Мифом, возникшим на Украине «в тумане страшного восемнадцатого года», он считает Петлюру. Такие мифы порождают лютую ненависть и заставляют одних, поверивших в миф стать его частью без рассуждения, а других, живущих в другом мифе, до смерти бороться за свой.
Каждый из героев переживает крушение своих мифов, а некоторые, как Най-Турс, умирают даже за то, во что уже не верят. Проблема утраты мифа, веры – важнейшая для Булгакова. Для себя он выбирает дом как миф. Жизнь дома всё-таки длиннее, чем человека. И действительно, дом дожил до наших дней.
Главные герои и их характеристика
- Алексей Васильевич Турбин — двадцативосьмилетний доктор, дивизионный врач, который, отдавая долг чести отечеству, вступает в схватку с петлюровцами, когда его часть распустили, так как борьба уже была бессмысленна, но получает серьёзное ранение и вынужден спасаться. Заболевает тифом, находится на грани жизни и смерти, но в итоге выживает.
- Николай Васильевич Турбин (Николка) — семнадцатилетний унтер-офицер, младший брат Алексея, готовый до последнего сражаться с петлюровцами за отечество и гетманскую власть, но по настоянию полковника убегает, срывая с себя знаки отличия, так как бой уже не имеет смысла (петлюровцы захватили Город, а гетман сбежал). Затем Николка помогает сестре ухаживать за раненым Алексеем.
- Елена Васильевна Турбина-Тальберг (Елена рыжая) — двадцатичетырёхлетняя замужняя женщина, которую оставил муж. Переживает и молится за обоих братьев, участвующих в военных действиях, ждёт мужа и втайне надеется, что тот вернётся.
- Сергей Иванович Тальберг — капитан, муж Елены рыжей, неустойчивый в политических взглядах, который меняет их в зависимости от обстановки в городе (действует по принципу флюгера), за что верные своим взглядам Турбины его не уважают. В итоге он покидает дом, жену и ночным поездом уезжает в Германию.
- Леонид Юрьевич Шервинский — гвардии поручик, щеголеватый улан, поклонник Елены рыжей, друг Турбиных, верит в поддержку союзников и рассказывает, будто бы сам видел государя.
- Виктор Викторович Мышлаевский — поручик, ещё один друг Турбиных, верный отечеству, чести и долгу. В романе один из первых предвестников петлюровской оккупации, участник боя в нескольких километрах от Города. Когда петлюровцы врываются в Город, Мышлаевский принимает сторону тех, кто хотят распустить мортирный дивизион, чтобы не губить жизни юнкеров, и хочет поджечь здание юнкерской гимназии, чтобы она не доставалась врагу.
- Карась — друг Турбиных, сдержанный, честный офицер, который во время роспуска мортирного дивизиона присоединяется к тем, кто распускает юнкеров, встаёт на сторону Мышлаевского и полковника Малышева, предложившего такой выход.
- Феликс Феликсович Най-Турс — полковник, который не боится дерзить генералу и распускает юнкеров в момент захвата Города Петлюрой. Сам героически погибает на глазах у Николки Турбина. Для него ценнее, чем власть свергнутого гетмана, жизнь юнкеров — молодых людей, которых чуть не отправили на последний бессмысленный бой с петлюровцами, но он в спешном порядке распускает их, заставляя срывать знаки отличия и уничтожать документы. Най-Турс в романе — образ идеального офицера, для которого ценны не только боевые качества и честь собратьев по оружию, но и их жизни.
- Лариосик (Ларион Суржанский) — дальний родственник Турбиных, который приехал к ним из провинции, переживая развод с женой. Неуклюжий, растяпа, но добродушный, любит бывать в библиотеке и держит кенара в клетке.
- Юлия Александровна Рейсс — женщина, которая спасает раненого Алексея Турбина, и у него завязывается с ней роман.
- Василий Иванович Лисович (Василиса) — трусливый инженер, домохозяин, у которого Турбины снимают второй этаж дома. Скопидом, живёт с жадной женой Вандой, прячет ценности в тайниках. В итоге его грабят бандиты. Своё прозвище — Василиса, получил из-за того, что из-за беспорядков в городе в 1918 году стал подписываться в документах другим почерком, сокращая имя и фамилию так: «Вас. Лис».
- Петлюровцы в романе — лишь шестерёнки в глобальном политическом перевороте, который влечёт за собой необратимые последствия.
Ненависть как корень происходящего
Автор по-своему понимал природу катаклизма: «четырежды сорок раз четыреста тысяч мужиков с сердцами, горящими неутоленной злобой». И ведь хотели эти революционеры одного: такой аграрной реформы, при которой земля доставалась бы крестьянам — на вечное владение, с правом передачи детям и внукам. Это очень романтично, но здравомыслящий Булгаков понимает, что «такой реформы обожаемый гетман произвести не мог, да и никакой черт ее не произведет». Надо сказать, Михаил Афанасьевич был совершенно прав: в результате прихода большевиков крестьяне едва ли оказались в лучшем положении.
Обстановка в городе
Горожане уже пережили краткое «пришествие» Украинской народной республики. Преданная союзниками, растворилась в пространстве Белая гвардия. Роман, краткое содержание которого представлено ниже, полной мерой отражает кошмар послереволюционного киевского житья. В момент, когда начинаются события, город переживает последние дни под властью поддерживаемого немцами гетьмана.
На Алексеевском спуске, в доме №13, живет семья Турбиных: 27-летний Алексей, 24-летняя Елена и Николка, которому всего 17 лет. Повествование начинается с того, что морозным декабрьским вечером в квартиру вваливается замерзший до полусмерти поручик Мышлаевский. Из его рассказа ясно, что в армии разброд и предательство. Поздно вечером из командировки возвращается муж Елены, Сергей Тальберг — ничтожный человек, готовый приспосабливаться к любому начальству. Он сообщает жене, что вынужден немедленно бежать: немцы покидают столицу.
О чём?
Роман «Белая гвардия» — о трагической судьбе интеллигенции в тяжёлые времена революции, после убийства императора Николая II. Книга также повествует о сложном положении офицерства, готового исполнять долг перед отечеством в условиях зыбкой, нестабильной политической обстановки в стране. Белогвардейские офицеры были готовы защищать гетманскую власть, но автор ставит вопрос — есть ли в этом смысл, если гетман сбежал, оставив страну и её защитников на произвол судьбы?
Алексей и Николка Турбины — офицеры, готовые защищать родину и прежнюю власть, но перед жестоким механизмом политической системы они (и такие, как они) оказываются бессильными. Алексея тяжело ранят, и он вынужден бороться уже не за родину и не за оккупированный город, а за свою жизнь, в чём ему помогает женщина, спасшая его от смерти. А Николка в последний момент бежит, спасённый Най-Турсом, которого убивают. При всём желании защищать отечество герои не забывают о семье и доме, о сестре, оставленной мужем. Образ-антагонист в романе — капитан Тальберг, который, в отличие от братьев Турбиных, покидает отечество дом и жену в тяжёлое время и уезжает в Германию.
Кроме того, «Белая гвардия» — роман об ужасах, беззаконии и разрухе, которые творятся в оккупированном Петлюрой городе. В дом инженера Лисовича врываются с поддельными документами бандиты и грабят его, на улицах стрельба, а пан куренной с помощниками — «хлопцами», учинили жестокую, кровавую расправу над евреем, подозревая его в шпионаже.
В финале город, захваченный петлюровцами, отвоёвывают большевики. В «Белой гвардии» ясно выражено отрицательное, негативное отношение к большевизму — как к губительной силе, которая в итоге сотрёт с лица земли всё святое и человеческое, и придёт страшное время. Этой мыслью и завершается роман.
Второстепенные персонажи
Василиса (Лисович)
Хозяин дома, в котором живут Турбины.
Боязливый мужчина, даже малейшие изменения пугают его. Его мир держится на деньгах, они обеспечение его спокойствия. Вместе с женой с наступлением неспокойных времён они заняты тем, куда бы спрятать деньги и драгоценности. Однажды к нему вламываются «посетители», отбирают из тайника деньги и драгоценности и удаляются. Этот эпизод лишает его покоя. Он не понимает, что ему повезло, потому что его оставили в живых. Турбины поддерживают и успокаивают Лисовича. Их семья — полная противоположность.
Най-Турс
Полковник, в его отряде сражается Николай Турбин.
Сильный, умный, бесстрашный мужчина, который добивается всего благодаря своей харизме, непреклонности, чувстве ответственности за других. Он заставляет генерала выдать своим бойцам 200 пар валенок, угрожая оружием. Это спасает бойцов от болезней и обморожений. Честно говорит бойцам о предательстве штабного начальства и отправляет спасаться. Сильный духом, высоко моральный, достойный человек. Николай восхищается им.
Тальберг
Супруг Елены Турбиной, мужчина средних лет.
Скрытный человек, карьерист и приспособленец. Трусость заставляет его бежать из страны, он фактически бросает жену, объясняя это тем, что отправляется в неизвестность. У него нет привязанности к семье, чувства долга. Елена понимает, что видит супруга последний раз, хотя он не говорит об этом прямо. Алексею никогда не нравился муж Елены, он не похож на других членов семьи. Позже Елена узнаёт, что супруг сбежал в Париж с другой женщиной, он оказался трусом и предателем.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых компанейских —
Главные герои «Белая гвардия»
Самые популярные материалы апреля для 11 класса:
Анализ «Сашка» Кондратьев
История создания «Доктора Живаго»
Тема любви в романе «Тихий Дон»
Краткое содержание «Убиты под Москвой»
Характеристика Маргариты в романе «Мастер и Маргарита»
Краткое содержание «Колымские рассказы»
Характеристика образа Натальи в романе «Тихий Дон»
Краткое содержание «Утиная охота»
История любви Мастера и Маргариты
Главные герои «Мастера и Маргариты»
История создания
С зимы 1923 г. Булгаков приступает к работе над романом «Белая гвардия», где описываются события украинской Гражданской войны конца 1918 г., когда Киев был занят войсками Директории, свергнувшими власть гетмана Павла Скоропадского. В декабре 1918 г. власть гетмана пытались защищать офицерские дружины, куда был либо записан добровольцем, либо, по другим сведениям, был мобилизован Булгаков. Таким образом, роман содержит автобиографические черты — даже номер дома, в котором в годы захвата Киева Петлюрой жила семья Булгаковых, сохранён — 13. В романе эта цифра приобретает символический смысл. Андреевский спуск, где расположен дом, в романе назван Алексеевским, а Киев — просто Городом. Прототипы персонажей — это родные, друзья и знакомые писателя:
- Николка Турбин, например — это младший брат Булгакова Николай
- Доктор Алексей Турбин – сам писатель,
- Елена Турбина-Тальберг — младшая сестра Варвара
- Сергей Иванович Тальберг — офицер Леонид Сергеевич Карум (1888 – 1968), который, однако, не уехал за границу как Тальберг, а в конечном итоге был сослан в Новосибирск.
- Прототип Лариона Суржанского (Лариосика)— это дальний родственник Булгаковых, Николай Васильевич Судзиловский.
- Прототип Мышлаевского, по одной из версий — друг детства Булгакова, Николай Николаевич Сынгаевский
- Прототип поручика Шервинского — другой друг Булгакова, служивший в войсках гетмана — Юрий Леонидович Гладыревский (1898 – 1968).
- Полковник Феликс Феликсович Най-Турс — образ собирательный. Он состоит из нескольких прототипов — во-первых, это белый генерал Фёдор Артурович Келлер (1857 – 1918), убитый петлюровцами во время сопротивления и приказавший юнкерам бежать и срывать погоны, осознав бессмысленность боя, во-вторых — это генерал-майор Добровольческой армии Николай Всеволодович Шинкаренко (1890 – 1968).
- Был прототип и у трусливого инженера Василия Ивановича Лисовича (Василисы), у которого Турбины снимали второй этаж дома — архитектор Василий Павлович Листовничий (1876 – 1919).
- Прототип футуриста Михаила Шполянского — крупный советский литературовед, критик Виктор Борисович Шкловский (1893 – 1984).
- Фамилия Турбины — это девичья фамилия бабушки Булгакова.
Однако следует отметить и то, что «Белая гвардия» — не полностью автобиографический роман. Что-то вымышлено – например, то, что мать Турбиных умерла. На самом деле в то время мать Булгаковых, являющаяся прототипом героини, жила в другом доме со вторым мужем. Да и членов семьи в романе меньше, чем было в действительности у Булгаковых. Впервые целиком роман был опубликован в 1927 – 1929 гг. во Франции.
Проблематика романа
Автор поднимает немало волнующих тем, которые были актуальны в период Гражданской войны начала 20 века.
- Нравственный выбор. М. Булгаков описывает метания белогвардейцев, которые не знают, как им поступить: защищать бежавшего гетмана или самим спасаться бегством. В родной город приходят сначала петлюровцы, а потом большевики. Жители понимают, что прежней их жизнь никогда не будет, поэтому нужно сделать правильный выбор.
- Политические волнения. События разворачиваются после расстрела Николая Второго, когда в Петербурге власть захватили большевики. М. Булгаков описывает нестабильное положение интеллигенции при петлюровцах и большевиках.
- Религия. В романе затрагиваются библейские мотивы, и делается это не случайно. Чтобы понять, в чем смысл «Белой гвардии», в финале М. Булгаков упоминает строки из Апокалипсиса. Судьба Киева (в романе автор называет его Город) под властью большевиков и петлюровцев схожа с Апокалипсисом.
- Трусость, отсутствие чести. Члены семьи Турбиных отчаянно борются за свободу отечества, а гетман и Тальберг бегут, как крысы с тонущего судна.
- Раскол общества. Многие люди примыкают к петлюровцам и большевикам, поскольку на их стороне власть и сила.
Глубокий смысл романа в том, что человек проводит жизнь в борьбе. Причем не только с врагом, но также со злом, бесчестием, лицемерием, предательством. Турбины и их друзья демонстрируют честь и отвагу, они полны решимости защищать родину до конца.
Молниеносная война
Гетман позорно бежит, командующие войсками генералы следуют его примеру. В штабах неразбериха. Офицеры, не утратившие совесть, предупреждают личный состав и дают молодым ребятам, почти детям, возможность спастись. Другие бросают неподготовленных, плохо вооруженных юнкеров на верную погибель. Среди последних — Николка Турбин, 17-летний командир отделения из двадцати восьми человек. Получив приказ отправиться «на подкрепление», ребята никого не обнаруживают на позиции, а уже через несколько минут видят остатки бегущего подразделения полковника Най-Турса, который погибает на глазах у младшего Турбина, пытаясь прикрыть пулеметным огнем паническое «отступление» защитников города.
Столица взята петлюровцами без боя — его и не могла дать жалкая, разрозненная Белая гвардия. Читать краткое содержание ее дальнейшей судьбы недолго — она умещается в ответе маленького мальчика, встреченного младшим Турбиным на Алексеевском: «Их восемьсот человек на весь город, а они дурака валяли. Пришел Петлюра, а у него миллион войска».
Герои романа
Главный герой и старший брат — 28-летний Алексей.
Он слабый человек, «человек-тряпка», а на его плечи ложится забота обо всех членах семьи. Он не имеет хватки военного, хотя и принадлежит к белой гвардии. Алексей – военный врач. Его душу Булгаков называет сумрачной, такой, которая любит больше всего женские глаза. Этот образ в романе автобиографичен.
Алексей рассеянный, за это чуть не поплатился жизнью, сняв с одежды все отличия офицера, но забыв о кокарде, по которой его и узнали петлюровцы. Кризис и умирание Алексея приходится на 24 декабря, Рождество. Пережив смерть и новое рождение через ранение и болезнь, «воскресший» Алексей Турбин становится другим человеком, глаза его «навсегда стали неулыбчивыми и мрачными».
Елене 24 года. Мышлаевский называет её ясной, Булгаков зовёт рыжеватой, её светящиеся волосы подобны короне. Если маму в романе Булгаков называет светлой королевой, то Елена больше похожа на божество или жрицу, хранительницу домашнего очага и самой семьи. Булгаков писал Елену со своей сестры Вари.
Николке Турбину 17 с половиной лет. Он юнкер. С началом революции училища прекратили своё существование. Их выброшенные ученики называются искалеченными, не детьми и не взрослыми, не военными и не штатскими.
Най-Турс представляется Николке человеком с железным лицом, простым и мужественным. Это человек, который не умеет ни приспосабливаться, ни искать личной выгоды. Он умирает, исполнив свой долг военного.
Капитан Тальберг – муж Елены, красавец. Он старался подстроиться к быстро меняющимся событиям: как член революционного военного комитета он арестовывал генерала Петрова, стал частью «оперетки с большим кровопролитием», выбирал «гетмана всея Украины», так что должен был убежать с немцами, предав Елену. В конце романа Елена от подруги узнаёт, что Тальберг предал её ещё раз и собирается жениться.
Василиса (домовладелец инженер Василий Лисович) занимал первый этаж. Он – отрицательный герой, стяжатель. По ночам он прячет в тайник в стене деньги. Внешне похож на Тараса Бульбу. Найдя фальшивые деньги, Василиса придумывает, как он их пристроит.
Василиса, в сущности, несчастный человек. Ему самому тягостно экономить и наживаться. Жена его Ванда крива, волосы её желты, локти костлявые, ноги сухие. Тошно жить Василисе с такой женой на свете.
Христианские символы
- Помешанный больной, явившийся к Турбину на приём, называет большевиков «аггелами», а Петлюру выпустили из камеры №666 (в Откровении Иоанна Богослова — число Зверя, антихриста).
- Дом на Алексеевском спуске — №13, а это число, как известно, в народных суевериях — «чёртова дюжина», число несчастливое, и дом Турбиных постигают различные несчастья — родители умирают, старший брат получает смертельную рану и едва выживает, а Елену бросает и предаёт муж (а предательство – это черта Иуды Искариота).
- В романе присутствует образ богородицы, которой молится Елена и просит спасти Алексея от смерти. В страшное время, описанное в романе, Елена испытывает похожие переживания, что и дева Мария, но только не за сына, а за брата, который, в итоге, преодолевает смерть подобно Христу.
- Также в романе присутствует тема равенства перед божьим судом. Перед ним все равны — и белогвардейцы, и воины Красной Армии. Алексей Турбин видит сон о рае — как туда попадают полковник Най-Турс, белые офицеры и красноармейцы: им всем суждено попасть в рай как павшим на поле битвы, а богу всё равно, верят ли они в него или нет. Справедливость, согласно роману, есть лишь на небе, а на грешной земле царствуют безбожие, кровь, насилие под красными пятиконечными звёздами.
Стилистические особенности
Дом в романе – один из героев. С ним связана надежда Турбиных выжить, выстоять и даже быть счастливыми. Тальберг, не ставший частью семьи Турбиных, разоряет своё гнездо, уезжая с немцами, поэтому сразу теряет защиту турбинского дома.
Таким же живым героем выступает Город. Булгаков умышленно не называет Киев, хотя все названия в Городе киевские, немного переделанные (Алексеевский спуск вместо Андреевского, Мало-Провальная вместо Малоподвальной). Город живёт, дымится и шумит, «как многоярусные соты».
В тексте много литературных и культурных реминисценций. Город у читателя ассоциируется и с Римом времён заката римской цивилизации, и с вечным городом Иерусалимом.
Момент подготовки юнкеров к защите города связывается с Бородинской битвой, которая так и не наступает.
Ирреальный пласт романа – сны и болезненные видения героев. Это и их настоящие страхи, и предвиденья, предзнаменования будущего, как Най-Турс в раю, явившийся Турбину незадолго до своей смерти.
В романе множество символов и символических деталей. Светящийся неоновый крест каменного Владимира, защитника Города, превращается в грозный меч, готовый защищать белую гвардию. Белый цвет перестаёт быть отражением политических взглядов героев и становится символом Христа, потому что все они сохранили в катастрофе главную ценность – душу.
-
«Белая гвардия», краткое содержание по главам романа Булгакова
-
Ершалаимские главы в романе «Мастер и Маргарита»
-
«Мастер и Маргарита» — особенности жанра и структуры романа
-
Сатирический образ советской Москвы 30-х годов в романе «Мастер и Маргарита»
-
Вечные ценности в образах Мастера и Маргариты
-
Проделки Воланда и компании в Москве
-
«Мастер и Маргарита», анализ романа Булгакова
-
«Бег», анализ пьесы Булгакова
-
«Собачье сердце», анализ повести Булгакова
-
«Роковые яйца», анализ повести Булгакова
-
«Бег», краткое содержание по действиям пьесы Булгакова
-
«Мастер и Маргарита», краткое содержание по главам романа Булгакова
-
«Кабала святош», анализ пьесы Булгакова
-
«Роковые яйца», краткое содержание по главам повести Булгакова
-
«Собачье сердце», краткое содержание по главам повести Булгакова
По произведению: «Белая гвардия»
По писателю: Булгаков Михаил Афанасьевич