«песчаная учительница», анализ рассказа платонова

Анализ произведения платонова песчаная учительница

Анализ произведения Платонова Песчаная учительница

Произведение «Песчаная учительница» было написано в 1926 году. Рассказ является направлением реализма. Рассказ описывает укрощение песка. Платонов представил свой рассказ в виде очерков. Сюжет произведения повествует о становлении героя.

Темой произведения является развитие личности и проблема выбора. Автор показал, что для воплощения мечты и цели нужны рассудительность и мужество, и смирение перед ситуациями. Также автор затронул общефилософский вопрос о существовании 2 образов как кочевой и оседлой. Главная героиня добровольно принимает свою роль в качестве школьной учительницы. Также в рассказе автор затронул проблему, связанную с отношением государственной власти к простым людям. Также в произведении затронуты проблемы жертвенности и вознаграждения, увлечения, наказания и премудрости.

Творение состоит из 5 глав. В первой части автор рассказывает о детстве и обучении главной героини и ее семье. Юная учительница Мария Нарышкина попала в поселок Хошутово, расположенный на пустыне. После прибытия учительница увидела бессмысленный и тяжкий труд крестьян. Крестьяне постоянно расчищали песок, который занес ветер. Мария Никофоровна начала учить грамоте местных детей, которые голодали и жили в нищете. После смерти 2 детей, героиня поняла, что крестьян интересует только победа и борьба с пустынными песками. Героиня обратилась в государственный орган и попросила прислать в село ученого, который разбирается в песках. Она получила отказ, и совет изучить все самой. В течение 2 лет учительница занималась обучением и помогала крестьянам. С ее помощью они начали заниматься озеленением. После 2 лет работ в поселке начали расти сосны и другие деревья, огороды и сады процветали.

Через 3 года все труды крестьян и учительницы были уничтожены кочевниками. Животные кочевников растоптали и съели всю растительность, также выпили всю воду. Мария подала жалобу против кочевников. Глава округа предложил учительнице поехать в поселок Сафуту, в котором жили кочевники. Мария смирилась и поехала в Сафуту.

В произведении автор противопоставил живость учительницы и мертвость пустыни. Слово «мертвое» передается метафорой, обозначающее песчаные могилы, безлюдные пески и горячий ветер. В решающий момент героиня увидела собственную молодость, которая была погребена под песком. Она ставит перед собой цель и старается заменить мертвую картину на живую

Пейзаж является важной составляющей идеей во всем рассказе

Сюжетная линия рассказа

«Песчаная учительница», краткое содержание которой мы предоставляем, переносит читателя в среднеазиатскую пустыню. Думаете, случайно? Западноевропейские специалисты считают, что в условиях пустыни раскрываются самые сильные черты человека. Библейское предание твердит, что Христос скитался по пустыне 40 дней, ничего не ел, не пил, укреплял свой дух.

У Марии Нарышкиной было прекрасное детство с чудесными родителями. Её отец был очень мудрым человеком. Работая учителем, много сделал для становления дочери. Потом Мария училась на педагогигеских курсах в Астрахани. После окончания её отправляют в отдалённую деревню Хошутово, что возле самой пустыни в Средней Азии. Пески очень усложняли жизнь местных жителей. Они не могли заниматься земледелием, уже опустили руки и забросили все начинания. Даже в школу ходить никто не хотел.

Энергичная учительница не опустила руки, а организовала настоящий бой со стихией. Посоветовавшись с агрономами в райцентре, Мария Никифоровна организовала посадку шелюги и сосны. Эти действия заставили пустыню быть приветливее. Жители зауважали Марию, в школу приходили ученики. Только скоро чудо закончилось.

Вскоре деревня подверглась набегу кочевников. Насаждения они уничтожили, воду из колодцев использовали. Учительница пытается договориться с вождём кочевников. Тот просит Марию научить лесному делу жителей соседнего села. Учительница соглашается и решает посвятить себя спасению сёл от песков. Она подбадривает жителей и верит, что когда-нибудь здесь будут красоваться лесные насаждения.

Литературное направление и жанр

Произведение относится к направлению реализма. Платонов во второй редакции работал как раз над реалистическим объяснением того, как в Хошутове появились русские. Он называет их переселенцами, предполагая, что они могли поселиться там в период столыпинской аграрной реформы. Платонов для реалистичности меняет интервал появления кочевников с 5 лет на 15, но поселение вряд ли могло возникнуть и удержаться на пути кочевников.

Другое дело – рассказ об укрощении песков. Действительно, известны случаи, когда села и станицы переселялись из-за наступивших песков. Платонов в беловом автографе определяет жанр произведения как очерк, так как передаёт в нём практические знания для борьбы с песками. Рассказ составляет сюжет целого романа-воспитания, повествующего о становлении героя.

Тема и проблематика

Тема рассказа – становление личности, проблема выбора. Основная мысль состоит в том, что для достижения жизненных целей нужна не только решимость, но и мудрость, смирение перед жизненными обстоятельствами. Кроме того, Платонов в 5 главке решает философский вопрос о сосуществовании двух образов жизни – оседлого и кочевого. Героиня понимает замысел советского служащего и добровольно, даже с радостью, принимает пожизненную роль песчаной учительницы.

Поднимаются также социальные проблемы, связанные с пренебрежением власти к людям (Марию вежливо выслушивают, пожимают руку в знак окончания разговора, но помогают исключительно советом). Зато просят посвятить всю жизнь общественному делу. Актуальны в рассказе философские проблемы жертвы и воздаяния, благодарности, воодушевления, мудрости и недальновидности.

Тема и проблематика

Тема рассказа – становление личности, проблема выбора. Основная мысль состоит в том, что для достижения жизненных целей нужна не только решимость, но и мудрость, смирение перед жизненными обстоятельствами. Кроме того, Платонов в 5 главке решает философский вопрос о сосуществовании двух образов жизни – оседлого и кочевого. Героиня понимает замысел советского служащего и добровольно, даже с радостью, принимает пожизненную роль песчаной учительницы.

Поднимаются также социальные проблемы, связанные с пренебрежением власти к людям (Марию вежливо выслушивают, пожимают руку в знак окончания разговора, но помогают исключительно советом). Зато просят посвятить всю жизнь общественному делу. Актуальны в рассказе философские проблемы жертвы и воздаяния, благодарности, воодушевления, мудрости и недальновидности.

Темы

  • Благие последствия развития технологий
  • Трагические последствия развития технологий
  • Как сохранить гармонию между экологией и техническим прогрессом?
  • Почему обществу необходим прогресс?
  • Может ли человечество обойтись без научного прогресса?
  • Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?
  • Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
  • Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?
  • Плюсы и минусы цивилизации и прогресса
  • Влияние научно-технического прогресса на человека
  • Влияние научно-технического прогресса на окружающий мир
  • Как решить экологические проблемы в современном мире?
  • К чему приводят научно-технические катастрофы?
  • Духовность и прогресс: возможна ли гармония?
  • Как сохранить баланс между прогрессом и заботой об окружающей среде?

«Песчаная учительница»: знакомство с героиней

Марии Нарышкиной исполнилось двадцать лет, и она только окончила педагогические курсы. Это была здоровая, сильная девушка, чье детство и юность прошли в Астраханской губернии. Ей хорошо были знакомы прикаспийские пески, но родители оберегали дочь от подробностей и отголосков недавно произошедших в стране событий: революции и гражданской войны. Таково начало рассказа (и его краткое содержание) Платонова «Песчаная учительница».

Мария увлекалась географией, пережила влюбленность, а теперь с блестящими глазами слушала завгубоно и ожидала перемен. Ее направили в школу села Хошутово, находящегося на границе с мертвой пустыней в Средней Азии.

Жизнь ради благополучия других

Заведующий удивил девушку, сразу же заявив, что теперь в Хошутово вполне обойдутся без нее. А затем пояснил, что крестьяне села уже сами смогут бороться с песком, а вот ее хотят отправить в Сафуту, где живут осевшие кочевники. Мария Никифорова сначала возмутилась, однако заведующий тут же объяснил свой замысел. Приводим его краткое содержание. Песчаная учительница должна будет научить кочевников бороться со стихией. Тогда исчезнет опасение, что в какой-то момент они сорвутся из занесенных песком мест и вновь отправятся уничтожать посадки русских переселенцев.

Мария Никифоровна задумалась. А как же молодость? Семья? Но затем вспомнила умного вождя, подумала о безысходности племен, зажатых песками, и удовлетворенно ответила: «Я согласна». Завокроно подошел к девушке: «Вы … могли бы заведовать целым народом, а не школой… Мне … почему-то стыдно. Но пустыня – будущий мир…».

2 вариант

А. Платонов – знаменитый русский писатель, который за свою жизнь написал немало знаменательных историй. Его книги могут подойти как детям, так и взрослым. Творения автора, не раз переводили на иностранные языки и даже там они становились популярны и быстро раскупаемые. Его истории, всегда наполнены глубоким смыслом, и ведут людей к саморазвитию. Одно из таких произведений Платонова является «Песчаная учительница», героиня которого, пожертвовав собой, смогла спасти целый народ.

Действия произведения Андрея Платонова «Песчаная учительница» происходят в безжизненной и сухой пустыни, посреди которой находиться небольшое село Хомутова в 1920 годах.

Главным смыслом всего творения, это знания, которые по сей день являются неотъемлемой частью нашего мира и нашего народа.

Главная героиня рассказа «Песчаная учительница» преподавательница Мария Нарышкина, которая являться неким вестником знаний и несет учения обычным крестьянам и бедным детям. Там где она жила были важны знания не об истории или химии, а главное было знать как в этой ужасной пустыни вырастить растения, оплодотворять их и собирать урожай.

В произведении «Песчаная учительница» вы не увидите долгих описаний окружающей среды, природы которой там и нет, домишек небольшого села и многого другого. Также тут мало разговоров и речей, люди предпочитают просто помолчать и экономить свои силы для работы в жаркой пустыне. Описание окружения краткое и скудное. Даже история учительницы Марии, как долго она решалась и в конце концов взяла и уехала в настоящее захолустье, все ради того чтобы обучать бедных кочевников, в рассказе описано в пару предложений.

Но наравне с действиями Платонов, также уделял большое количество времени в произведении именно чувствам и эмоциям героев. Именно они лучше все описывают состояния бедных горожан в этом жарком безлюдье. В этой жаре, вся жизнь идет вокруг одной стихии – воды.

Также кроме просветления и знания, ключевым тут являться также взаимопонимание и поддержка людей друг друга. Например можно вспомнить нашу учительницу Марию Нарышкину, которая после того как на бедную деревню напали кочевники, решилась отправиться к их вождю и разрешить с ним этот конфликт. Героиня подошла к нему, и выказала все претензии, проблемы и объяснила, почему им не стоит нападать и на так бедную деревню. Казалось бы, любой вождь рассвирепел от такой наглости, но он, выслушал ее и проникся к девушке всем сердцем.

Но, несмотря на все плюсы, все, же остается главная проблема это не только бедность жителей в плане знаний, так и, то, что они еле выживают в этих ужасных условиях. Ведь как можно тянуться к знаниям, если ты едва можешь выжить в таком аду? Поэтому, в конце концов, после беседы, вождь предлагает учительнице присоединиться к ним и обучать нужными знаниями его людей. Он говорил Марии, что его людям тоже нужна помощь: как ухаживать за растениями, выращивать плоды.

Также еще одной темой являться самопожертвование ради целого народа. Мария довольно долго думала, есть ли смысл сгубить свою молодость, свою жизнь в сухой пустыни, но с другой стороны понимала, что она сможет, спасти не только кочевников своими знаниями, а также сберечь другие деревня от набегов и грабежей. Поэтому поразмыслив, она уезжает прочь к кочевникам.

Герои и образы

Главная героиня – Мария Нарышкина, которая описана во втором же предложении в мужском роде: «Это был молодой здоровый человек». Во внешности героини подчёркивается сходство с юношей, сильные мускулы и твёрдые ноги. То есть героиня сильна и вынослива. Автор словно специально готовит её к физическим испытаниям.

Душевные страдания Мария переживает во время учёбы на педагогических курсах, с 16 по 20 лет, когда в её жизни случились «и любовь, и жажда самоубийства». Эти потрясения подготовили её к самостоятельной жизни в дальнем селе на границе с пустыней. Уверенность в себе и спокойный характер воспитал отец, который не объяснял событий революции и гражданской войны.

Свою пустынную родину Мария тоже полюбила с детства, научилась видеть её поэзию, похожую на сказки «Тысячи и одной ночи»: загорелые купцы, караваны верблюдов, угадывающиеся далёкая Персия и плоскогорья Памира, откуда летел песок.

Впервые Мария столкнулась со стихией убивающей пустыни по дороге в Хошутово, пережив песчаную бурю. Силы пустыни не сломили молодую учительницу, как они сломили крестьян. Смерть от голода и болезней двух учеников из 20 заставила Нарышкину задуматься. Её «крепкая, весёлая и мужественная натура» нашла выход: она научилась песчаному делу сама и обучила других.

Для крестьян учительница стала почти богом. У неё появились даже «пророки новой веры» и много друзей.

Первая печаль в жизни учительницы была связана с крушением её новой веры в победу над стихией. Новая стихия – голод кочевых племён – тоже не сломила девушку. Она умеет объективно судить о людях. Мудрым оказывается и ответ вождя, и ответ завокроно, который сначала показался девушке неразумным.

Выбор Марии Нарышкиной ехать в ещё большую глушь – это не жертва, в результате которой Мария позволила похоронить себя в песках, а осознанная жизненная цель.Вождь кочевников в рассказе противопоставлен завокроно. Вождь мудр, он понимает безысходность борьбы кочевников с оседлыми русскими за траву. Завокроно сначала кажется Марии недалёким, но потом она улавливает его точный расчёт: когда кочевники перейдут на оседлый образ жизни, они перестанут уничтожать зелень в селах.

В рассказе показано, как миф и сказка формируют личность человека, а человек потом преображает пространство, превращая его в сказку. География, рассказ о далёких странах, была поэзией героини. Жажда покорения пространств, смешанная с любовью к родине, побудила Марию ехать в отдалённые селения, чтобы сделать былью миф о зелёных пространствах бывшей пустыни.

Литературное направление и жанр

Произведение относится к направлению реализма. Платонов во второй редакции работал как раз над реалистическим объяснением того, как в Хошутове появились русские. Он называет их переселенцами, предполагая, что они могли поселиться там в период столыпинской аграрной реформы. Платонов для реалистичности меняет интервал появления кочевников с 5 лет на 15, но поселение вряд ли могло возникнуть и удержаться на пути кочевников.

Другое дело – рассказ об укрощении песков. Действительно, известны случаи, когда села и станицы переселялись из-за наступивших песков. Платонов в беловом автографе определяет жанр произведения как очерк, так как передаёт в нём практические знания для борьбы с песками. Рассказ составляет сюжет целого романа-воспитания, повествующего о становлении героя.

Проблематика рассказа А.П.Платонова «Песчаная учительница» (ЕГЭ по русскому)

Главная героиня рассказа – двадцатилетняя Мария Нарышкина – родом из глухого забросанного песками городка Астраханской губернии. Когда ей исполнилось 16 лет, отец-учитель отвёз её в Астрахань на педагогические курсы. А через 4 года курсистку Марию Никифоровну назначили учителем в дальний район – село Хошутово на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней.

Бедствием для села были песчаные бури. Силы крестьянина сломила борьба с пустыней. Крестьяне «заскорбели» от нищеты. Новая учительница расстраивалась из-за того, что дети ходили в школу неисправно, а зимой и вовсе переставали, потому что часто были снежные бури, а ребятам не во что было одеться, обуться, поэтому часто школа совсем пустовала. Хлеб заканчивался к концу зимы, дети худели и теряли интерес даже к сказкам.

К Новому году из 20 учеников умерли 2. Что делать в селе, обречённом на вымирание?

Но молодая учительница не сдалась, не впала в отчаяние. Она решила сделать главным предметом в школе обучение борьбе с песками, обучение искусству превращения пустыни в живую землю.

Мария Никифоровна съездила в окружной отдел народного образования за советом и помощью, но поняла, что надеяться нужно только на собственные силы. Она убедила крестьян в том, что нужно сажать кустарники, чтобы те задерживали пески. Сельчане ходили на общественные работы – месяц весной и месяц осенью. Спустя 2 года шелюговые посадки защитными полосами зеленели вокруг орошаемых огородов. Около школы посадили сосновый питомник, чтобы деревья берегли снежную влагу и хранили растения от истощения горячим ветром.

А их прутьев шелюги крестьяне стали плести корзинки, ящички, мебель, получая две тысячи рублей приработка.

На третий год пришла беда. Раз в 15 лет кочевники проходили через эти места с тысячью коней, через трое суток в селе ничего не осталось – ни шелюги, ни сосны, ни воды.

Но Мария Никифоровна уже обучила сельчан борьбе с песками, и после ухода кочевников они снова будут сажать шелюгу. А молодую учительницу заведующий окроно (окружного отдела народного образования) перевёл в село Сафуту, где жили осевшие кочевники, чтобы и их обучить культуре песков. Перед Марией Никифоровной встала проблема нравственного выбора. Она подумала: «Неужели молодость придётся похоронить в песчаной пустыне среди диких кочевников и умереть в шелюговом кустарнике, считая это полумёртвое деревцо в пустыне лучшим для себя памятником и высшей славой жизни?».

Ведь у неё не устроена личная жизнь, нет спутника жизни – мужа. Но она вспомнила свою беседу с вождём кочевников, сложную и глубокую жизнь племён пустыни, поняла всю безысходную судьбу двух народов, зажатых в барханы песков. Она согласилась ехать в Сафуту, шутливо сказав, что приедет в РОНО через 50 лет старушкой не по песку, а по лесной дороге. Удивлённый заведующий заметил, что Марии Никифоровне можно заведовать не только школой, но и целым народом.

1. Проблема человека и природы.

2.Проблема энтузиаста-одиночки, пытающегося противостоять природной стихии.

3. Проблема противостояния обстоятельствам.

4. Проблема счастья.

5. Проблема истинных ценностей.

6. Проблема служения людям

7. Проблема смысла жизни.

8. Проблема жизненного подвига.

9. Проблема мужества, стойкости, силы характера, целеустремлённости.

Путешествие в деревню

Мария Нарышкина росла в обычной семье. Ее отец работал учителем математики и мечтал из дочери сделать педагога, поэтому девушку отдали на курсы в 16 лет. Она успешно их закончила и отправилась работать в деревню Хошутово.

Рядом с населенным пунктом была астраханская пустыня. Это место малопригодно для жизни, и многие люди умирали от голода. Первую бурю Мария увидела, когда они только ехали в деревню. У людей уходило много сил на борьбу со стихией.

Дорога заняла трое суток. Когда Мария приехала, то увидела деревню в песке. Ей выделили комнату при школе. Из-за сурового климата дети не всегда ходили на уроки. Но когда приходили, то с интересом слушали учительницу. Зимой стало сложно, так как люди испытывали голод. Двое учеников умерло перед Новым Годом.

У Марии Никифоровны опускались руки. Она не знала, как учить голодных и больных детей. С крестьянами она не общалась. Тогда ей пришла в голову мысль — нужно бороться с песком. Для этого она обратилась в отдел народного образования, но безуспешно. Ей не выделили преподавателя, но дали специальную литературу.

Нарышкина изучила книги и начала уговаривать крестьян на ряд действий:

  • месяц весной и столько же осенью выделяется под общественные работы;
  • нужно везде рассаживать кустарник шелюгу;
  • растение позволит защищать урожай и орошать огороды.

На все ушло год, и постепенно деревня преобразилась. Позже учительнице удалось добыть саженцы сосен, которые лучше защищали от песка.

Литературное направление и жанр

Произведение относится к направлению реализма. Платонов во второй редакции работал как раз над реалистическим объяснением того, как в Хошутове появились русские. Он называет их переселенцами, предполагая, что они могли поселиться там в период столыпинской аграрной реформы. Платонов для реалистичности меняет интервал появления кочевников с 5 лет на 15, но поселение вряд ли могло возникнуть и удержаться на пути кочевников.

Другое дело – рассказ об укрощении песков. Действительно, известны случаи, когда села и станицы переселялись из-за наступивших песков. Платонов в беловом автографе определяет жанр произведения как очерк, так как передаёт в нём практические знания для борьбы с песками. Рассказ составляет сюжет целого романа-воспитания, повествующего о становлении героя.

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ

ПЕСЧАНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА

ПЕСЧАНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА

    Рассказ «Песчаная учительница» (1926) написан художником слова, который, обретя житейскую и творческую зрелость, уже мог создать завершённый образный портрет юности. Лиризм повествования передаёт живые ощущения восхищения перед красотой юного возраста: «Прошло четыре года — самых неописуемых в жизни человека, когда лопаются почки в молодой груди и распускается женственность, сознание и рождается идея жизни».

    Самые яркие и светлые черты юности воплощены в образе Марии Никифоровны Нарышкиной. После окончания педагогических курсов она работает учительницей в школе «на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней». «Пустыня была её родиной, а география — поэзией», поэтому в 20 лет Маша полна желания и энтузиазма учительствовать среди песков «в селении в несколько десятков дворов», где «песок подходил к подоконникам домов, лежал буграми на дворах и точил дыхание людей». Здесь народ потерял смысл жизни от тщетной борьбы с песками, «силы пустыни сломали его», «часто школа совсем пустовала».

    Оптимизмом, максимализмом юности объясняется противостояние «крепкой, весёлой, мужественной натуры» Марии общему унынию существования среди «сухого томящего пространства». Героиня сталкивается с проблемами, актуальными для поколения молодых энтузиастов 1920—1930-х годов, сознание которых «расцвело в эпоху, когда социализм уже затвердел». Они дерзко вступают в прямую схватку с враждебными силами природы, царствующими в прекрасном и яростном мире. Автор «Эфирного тракта», «Лунной бомбы» как учёный-мелиоратор интересовался оживлением мёртвых песков, под которыми богатая жизнь.

    Показана проблема не покорения или уничтожения природы, а выживания в условиях «песчаной степи», подчиняющейся таинственным природным законам. Горячо ощущая сердцем «молчаливую бедность и смиренное отчаяние» людей, юная учительница поняла, что «в школе надо сделать главным предметом обучения борьбу с песками, обучение превращать пустыню в живую землю». Её труд заставил пустыню отступить. «Пустыня помалости зеленела и становилась приветливой».

    Но стихийность природы и устройство мира оказались более суровыми, чем представляет романтическая юность, в сознании которой «внешний мир сильно искажается, потому что на него глядят блестящими глазами». Тяжёлое испытание ждало Марию, когда, согласно кочевому циклу, в селение нагрянули стада скота и тысячи коней кочевников. И когда «всё обглодали, вытоптали и истребили кони и стада кочевников», молодая учительница, обладающая «мудростью жить в песчаной степи», снова проявляет выдержку, стойкость, веру и надежду.

    За три года, проведённые в борьбе с силами природы, она состоялась как личность. Поняла не по книгам сложность мироустройства. Высокие намерения и идеи, первоначально почерпнутые из литературы, позволили ей в действительности доказать, насколько ценно и значимо участие отдельного человека во всеобщем благородном деле. Выдержав первое суровое испытание в юности, Мария Никифоровна взвешенно и обдуманно выбирает цель: посвятить свою жизнь общественной задаче окультуривания природы, единения народов пустыни.

    Рассказ «Песчаная учительница» написан о неординарной личности, не растерявшей романтическую возвышенность чувств и идей в сложных обстоятельствах. Романтическим пафосом проникнуты описание и сцены борьбы, но написано произведение в реалистическом стиле. Автор объясняет волевой и твёрдый характер героини влиянием исторической эпохи, воспитанием отца-учителя, сформировавшимся высоким представлением о профессии учительницы — «великом значении будущей терпеливой деятельности».

    Кратко и содержательно выстраивая текст рассказа, прозаик оставляет финал открытым. «Говорящие» детали (разговор с умным кочевником, помощь учеников) оставляют надежду и оптимизм на счастливую судьбу героини. Это возможно благодаря разумному отношению к природному миру, объективному пониманию исторической ситуации, техническому прогрессу, в котором участвуют благоговеющие перед жизнью подвижники всеобщего дела. И личному её участию, ведь она поняла «сложную и глубокую жизнь племён пустыни, поняла всю безысходную судьбу двух народов…», что «…пустыня — будущий мир…».

1. Как изменилась Мария за время жизни в Хошутово?

2. Создайте типичный портрет сельской учительницы, отталкиваясь от рассказа А. Платонова и кинофильма «Сельская учительница».

3. Сравните образы и идейное содержание двух произведений — рассказа А. Платонова «Песчаная учительница» и Кобо Абэ «Женщина в песках».

4. Какие черты чеховской поэтики продолжает автор рассказа «Песчаная учительница»?

Герои и образы

Главная героиня – Мария Нарышкина, которая описана во втором же предложении в мужском роде: «Это был молодой здоровый человек». Во внешности героини подчёркивается сходство с юношей, сильные мускулы и твёрдые ноги. То есть героиня сильна и вынослива. Автор словно специально готовит её к физическим испытаниям.

Душевные страдания Мария переживает во время учёбы на педагогических курсах, с 16 по 20 лет, когда в её жизни случились «и любовь, и жажда самоубийства». Эти потрясения подготовили её к самостоятельной жизни в дальнем селе на границе с пустыней. Уверенность в себе и спокойный характер воспитал отец, который не объяснял событий революции и гражданской войны.

Свою пустынную родину Мария тоже полюбила с детства, научилась видеть её поэзию, похожую на сказки «Тысячи и одной ночи»: загорелые купцы, караваны верблюдов, угадывающиеся далёкая Персия и плоскогорья Памира, откуда летел песок.

Впервые Мария столкнулась со стихией убивающей пустыни по дороге в Хошутово, пережив песчаную бурю. Силы пустыни не сломили молодую учительницу, как они сломили крестьян. Смерть от голода и болезней двух учеников из 20 заставила Нарышкину задуматься. Её «крепкая, весёлая и мужественная натура» нашла выход: она научилась песчаному делу сама и обучила других.

Для крестьян учительница стала почти богом. У неё появились даже «пророки новой веры» и много друзей.

Первая печаль в жизни учительницы была связана с крушением её новой веры в победу над стихией. Новая стихия – голод кочевых племён – тоже не сломила девушку. Она умеет объективно судить о людях. Мудрым оказывается и ответ вождя, и ответ завокроно, который сначала показался девушке неразумным.

Выбор Марии Нарышкиной ехать в ещё большую глушь – это не жертва, в результате которой Мария позволила похоронить себя в песках, а осознанная жизненная цель.Вождь кочевников в рассказе противопоставлен завокроно. Вождь мудр, он понимает безысходность борьбы кочевников с оседлыми русскими за траву. Завокроно сначала кажется Марии недалёким, но потом она улавливает его точный расчёт: когда кочевники перейдут на оседлый образ жизни, они перестанут уничтожать зелень в селах.

В рассказе показано, как миф и сказка формируют личность человека, а человек потом преображает пространство, превращая его в сказку. География, рассказ о далёких странах, была поэзией героини. Жажда покорения пространств, смешанная с любовью к родине, побудила Марию ехать в отдалённые селения, чтобы сделать былью миф о зелёных пространствах бывшей пустыни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: