Анализ произведения белый пароход айтматова

Реальное и мифологическое в повести ч.айтматова «белый пароход» 7 класс | doc4web.ru

Введение

В данном исследовании рассматривается один случай из жизни мальчика, произошедший в жаркое лето. Во время купания в запруде, мальчик случайно увидел, как по откосу проехала машина, поднимая пыль за собой. Запруда была сооружена его дедом из камней на краю речной отмели, и она сыграла немаловажную роль в сохранении жизни мальчика. Бабка утверждает, что если бы не запруда, мальчика давно уже не было бы в живых, а его кости были бы перемыты рекой и вынесены в Иссык-Куль.

Хотя это не произошло, задумываемый сценарий заставляет задуматься о том, что если бы случилось бедствие, возможно, бабка не спешила бы спасать мальчика, потому что считала бы его чужим. Возникает вопрос, почему именно он должен считаться чужим, а может быть, сама бабка чужая?

Об авторе книги

Чингиз Торекулович Айтматов 12.12.1928 г. — 10.06.2008 г.

В годы Великой Отечественной войны все взрослое мужское население аула было мобилизовано. Чингиз в свои 14 лет оказался самым грамотным и поэтому именно его избрали секретарем аульного совета. После Победы парень окончил сельскую восьмилетку, стал студентом Джамбульского зоотехникума. Он получил красный диплом и в 1948-м продолжил обучение в Киргизском сельскохозяйственном институте.

В семье Айтматовых всегда говорили на двух языках, поэтому Чингиз отлично знал не только родной киргизский, но и русский. Свое первое художественное произведение – рассказ «Газетчик Дзюйдо» он написал на русском, и опубликовал в газете «Комсомолец Киргизии» 6 апреля 1952 года. Это было началом его творческой биографии. В 1953-м Айтматов получил диплом вуза, устроился на работу в должности старшего зоотехника в Киргизский НИИ. Параллельно с этим он продолжает писать на двух языках, отправляя свои тексты в местные издания.

В его произведениях зачастую использовались сюжеты народных сказок и легенд, мифологические герои превосходили по насыщенности главных героев повествования. Так в «Белом пароходе» описан мальчик, который умер оттого, что убили его Олениху. Благодаря легенде о захватчиках, которые пленников обращали в рабство, стирали им память и лишали самостоятельности, в русском языке появилось слово «манкурт» — человек, оторвавшийся от своих корней.

Последние несколько лет перед смертью у Айтматова обнаружили сахарный диабет, но он продолжал активно жить и работать. В 2008-м, в канун своего 80-летия, он поехал в Казань, где снимался документальный проект «И дольше века длится день». На съемках он простыл, потом у него началась острая пневмония, которая отразилась на работе почек.
16 мая 2008-го писателя на самолете доставили в клинику города Нюрнберга (Германия), однако врачам не удалось его спасти. Он скончался 10 июня того же года, а спустя четыре дня состоялась церемония прощания. Провести писателя в последний путь собралась масса народа, пришлось задействовать полицию и медиков, во избежание несчастных случаев.

Местом упокоения писателя стало кладбище Ата-Бейит, что в переводе означает Упокой отцов. Оно располагалось рядом с Бишкеком, его выбрал сам Чингиз еще в 90-е. Он долго искал место, где покоится его расстрелянный отец, и когда нашел его в общей могиле, то перезахоронил в 1991-м на Ата-Бейит. Писатель завещал похоронить его рядом с отцом, и воля покойного была исполнена.

Популярные сочинения

  • Сочинение Свободное время (5, 7 класс) Свободное время… Прекрасное словосочетание, не правда ли? Зачастую, это именно то, чего нам всем так не хватает. Времени, что можно потратить чисто на свои забавы и прихоти
  • Сочинение Милон в комедии «Недоросль» (Характеристика и образ) 8 класс Большая часть дворян восемнадцатого века, показываются в произведении как глупые и малообразованные люди. А для того чтобы эта разница, казалось чрезмерной, автор добавил персонажей олицетворяющих образованность
  • Литература 18 века в восприятии современного читателя Область литературы и искусства настолько огромна, что достаточно сложно будет посчитать все произведения, которые когда – либо были написаны или созданы человеком. Оно и понятно, ведь искусство и творчество преследует человека

2 вариант

Писатель мирового уровня Чингиз Айтматов описывает быт и культуру народа Киргизии. Его творчество вызывает шквал эмоции и в каждом произведении затрагивается тема справедливости. Рассказ «Белый пароход» описывает настоящую историю вперемешку с местными сказаниями.

Отдельно стоит описать историю написания рассказа. Писатель с компанией провожатых отправился на поиски каменных статуй в области Иссык-Куль. Во время очередной остановки к Айтматову подошел местный житель. У них завязался разговор на пру часов. После беседы писатель решил отменить поиски статуй. Местным жителем оказался лесник Момун. Спустя некоторое время был написан рассказ «Белый пароход», главными героями которого были семилетний мальчик и его дед Момун.

В 1970 году издание «Новый мир» опубликовало рассказ.

Повесть написана в жанре реализма с вплетениями фольклора. Основная тема взята из местной легенды о священных животных – маралах. Два противоречивых направления в совокупности развернуто описывают тип маленькой общины. Полностью раскрывают читателю душевный мир главного героя и связь событий.

Сюжет и тема произведения.

Главный персонаж семилетний мальчик, проживающий на лесном кордоне вместе с дедом и его женой. Родители мальчика разъехались, каждый построил новую семью, но мальчика с собой никто не взял. Кроме дедовой семьи на кордоне жили дедова дочка тётка Бекей с мужем Орзакулом, и семья помощника Сейдахмата. Единственный человек, кто по-доброму и с заботой относился к мальчику, был его дед. Общительный, но одинокий мальчик находит друзей среди камней и растении. Он ведет с ними беседы, делится переживаниями, рассказывает свои мечты. Герой пребывает в двух мирах: жестокая реальность и выдуманный мир с Рогатой матерью-оленихой. В фантазиях мать-олениха непременно поможет мальчику и сделает мир счастливее. Подарит тетке дитя и Орзакул перестанет бить её, а дедушка не будет плакать по ночам. Но жизнь сложилась иначе. Бесчеловечный поступок Орзакула разрушил представления мальчика о справедливости. Его дед, рассказывавший легенду о матери-оленихи, в сильном алкогольном опьянении и под моральным прессингом застрелил марала. Мальчик, увидев страшную картину, решает уплыть к отцу-моряку на белый пароход. Он превратиться в рыбу и поплывет. До последней минуты герой искренне верил в своё перевоплощение. В реальности он погибает.

Автор поднимает тему добра, справедливости, человеческой жестокости и любви. Он не создает плохих и хороших персонажей. Каждый проживает свое горе и испытывает человеческие эмоции, умеет плакать и сострадать. Реальные персонажи повседневной жизни.   

Главный герой рассказа мальчик семи лет. Обычный хороший, добрый, с пытливым умом и детскими фантазиями, верующий в добро.

Структура произведения: состоит из семи глав.

В первых трех частях произведения происходит знакомство читателя с героями и описание будней мальчика.

Четвертая часть посвящена легенде о маралах.

Стремительное развитие событии происходит в пятой и шестой частях. Конфликт между Орзакулом и Момуном, охота на оленя, наблюдения и непонимание мальчишки.

Седьмая глава трагически завершает повесть. Выстрел деда, крах мировоззрения главного героя, спасение в вымышленном мире, смерть мальчика.

Заносчивый нрав, гордость и эгоизм принесли героям утрату, которую не восполнить. Хотя все могло бы быть иначе.

Автор предлагает читателю самому делать выводы из прочитанного.

Продолжение сочинения по произведению «Белый пароход» Чингиза Айтматова

Мальчик, живущий на лесном кордоне со своим дедом, предстает перед читателем как символ силы добра и невинности, способной противостоять злу и несправедливости. В своем внутреннем мире он находит утешение и идеалы, которые неотразимо противоречат тому, что он видит и испытывает в реальном мире. Его стремление к справедливости и добру делает его героем, способным преодолеть трудности и сохранить свою чистоту души в мире, исполненном несправедливости.

Повесть «Белый пароход» Чингиза Айтматова, таким образом, затрагивает важные философские и этические вопросы, связанные с противопоставлением добра и зла, справедливости и несправедливости

В создании образа мальчика-сироты автор подчеркивает важность найти внутри себя идеалы, способные противостоять окружающим негативным воздействиям и дать силы не потерять надежду в светлое будущее

В рассказе «Белый пароход» Чингиз Торекулович Айтматов поднимает вопрос сосуществования природы и человека

Автор обращает внимание на то, что каждый день люди наносят непоправимый вред окружающей среде, игнорируя ее красоту и ценность. Однако есть отдельные индивиды, такие как мальчик и старик, которые бережливо относятся к живому миру и ценят его

С другой стороны, демонстрируя реальный мир, автор показывает, что добро не всегда побеждает зло, и злой человек может поплатиться за свои деяния.

5 стр., 2348 слов

Что несут Воланд и его спутники миру :зло или добро

… миру, зло или добро?» I. Добро и зло в романе уравновешено Воландом и его спутниками II. Воланд — зеркало, в котором отражаются поступки людей 1. Воланд и его… Сочинение «Только человек ответственен за добро и зло (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)» …

История начинается с описания мальчика, у которого были две сказки. Одна из них была своя, никому неизвестная, а другая – рассказываемая дедушкой. Однако со временем обе сказки исчезли. Основная часть рассказа разворачивается, когда мальчику исполнилось семь лет, и он готовится пойти в школу. У него был куплен портфель, черный дерматиновый с блестящим металлическим замочком-защелкой и передним карманом для мелочей. Покупка портфеля стала отправной точкой всей истории.

Мальчик жил на кордоне, где всего было три семьи. Там автолавка иногда приезжала к лесникам, специальным работникам, занимающимся охраной горного леса. Мальчик, будучи единственным мальчиком на территории кордона, всегда первым замечал приезд автолавки.

«Едет!» – кричал он, подбегая к дверям и окошкам. – «Машина-магазин едет!»

Колесная дорога складывалась с побережья Иссык-Куля, пролегая вдоль реки, среди камней и ухабов. Она проходила через Караульную гору и спускалась по крутому склону к дому лесников. Мальчик часто ходил на Караульную гору, откуда было видно озеро и проходящие по дороге люди и машины.

Автолавка

Появление магазина на колесиках — настоящее событие в этом богом забытом селении. Мальчик имеет обыкновение купаться в запруде, которую соорудил дед. Если б не эта запруда, он, вероятно, давно бы уже утонул. Река, как сказала его бабка, давно вынесла бы его кости прямо в Иссык-Куль. Вряд ли кто-нибудь кинулся бы спасать его. Бабка мальчику была неродной.

И вот однажды, когда мальчик купался в своей запруде, он увидел автолавку, приближающуюся к аулу. За передвижным магазинчиком, спускавшемся с горы, клубилась следом пыль. Мальчик обрадовался — надеялся, что ему купят портфель. Он выскочил из холодной воды, поспешно оделся и побежал возвестить всех о приезде автолавки. Он бежал, обегая валуны и перепрыгивая через кусты, нигде не останавливался ни на секунду.

Легенда о Рогатой матери-оленихе

Эта история случилась давным-давно, когда киргизское племя окружало много врагов. Да и сами киргизы нередко нападали на соседей. Люди жили тогда грабежами. Умным считался тот, кто умел застигнуть врасплох, захватить богатства врага. Люди убивали друг друга, беспрерывно лилась кровь.

Однажды враги напали на киргизское племя, убили почти всех. Остались лишь мальчик и девочка, которые в день набега ушли далеко к реке. Вернувшись, они увидели пепелище, изуродованные тела близких. Как ни странно, дети отправились в тот аул, где жили люди, убившие их родственников. Хан приказал уничтожить «недобитое вражеское семя». От гибели детей спасла олениха. Она выкормила их, согрела, воспитала. Когда мальчик и девочка выросли, они поженились, и у них появились дети. Но потомки спасенных оленихой стали убивать своих братьев — маралов.

Киргизы теперь украшали могилы своих родственников рогами благородного животного. Опустели горы. Не стало маралов. На свет появились люди, которые за всю жизнь ни разу не видели этого грациозного животного. Мать-олениха обиделась на людей. Она поднялась на самую высокую горную вершину, попрощалась с озером Иссык-Куль и ушла далеко-далеко.

Цветы и камни

Здесь стоит сделать некоторое отступление. Мальчик бежал, не останавливаясь, не сказав ни слово камням, которые лежали на земле. Каждому из них он уже давно дал имя. У героя повести «Белый пароход» нет ни друзей, ни родственников. Ему не с кем поговорить. Дети имеют обыкновение придумывают себе вымышленных друзей. Собеседниками главного героя повести Айтматова «Белый пароход» стали неодушевленные предметы — камни, бинокль, а потом и новенький портфель, купленный в автолавке.

Верблюд, Седло, Танк — таковы имена булыжников, с которыми общается одинокий семилетний мальчик. У мальчика мало радости в жизни. В кино он бывает редко — несколько раз дед возил его в соседнее урочище. Однажды мальчик посмотрел военный фильм и узнал о том, что такое танк. Отсюда и имя одного из «друзей».

У героя повести «Белый пароход» Айтматова необычное отношение и к растениям. Среди них есть и любимчики, и враги. Колючий бодяк — главный неприятель. С ним мальчик бился не раз. Но бодяк растет стремительно, и конца этой войне не видно. Любимые растения мальчика — полевые вьюнки. Эти цветы особенно прекрасны утром.

Мальчик любит забираться в заросли ширалджинов. Они самые верные его друзья. Здесь он укрывается от бабки, когда хочется поплакать. Он ложится на спину и смотрит на небо, которое становится почти неразличимым из-за слез. В такие минуты ему хочется стать рыбой и уплыть далеко-далеко, чтобы другие спрашивали: «А где же мальчик? Куда он пропал?».

Герой повести «Белый пароход» Чингиза Айтматова живет один, без друзей, и лишь автолавка заставляет его забыть о камнях, цветах и зарослях ширалджинов.

Мальчик добежал до аула, который состоял всего из трех домов, и радостно сообщил о приезде автолавки. Мужчины к тому времени уже разошлись

Остались только женщины, да их тех было всего три: бабка, тетка Бекей (сестра матер мальчика, жена самого важного человека на кордоне) и соседка. Женщины поспешно побежали к автофургону

Мальчишка был рад, что принес добрую весть в аул.

Даже строгая бабка похвалила своего внука, как будто это он привез сюда магазинчик на колесиках

Но внимание к нему быстро переключилась к товарам, который привез владелец автофургона. Несмотря на то что женщин было всего три, они умудрились устроить переполох рядом с импровизированным магазинчиком

Но их запал очень быстро иссяк, чему немало огорчился продавец.

Бабка принялась жаловаться на отсутствие денег. Соседка не нашла среди товаров ничего интересного. Только тетка Бекей купила две бутылки водки, чем, по словам бабки, накликала на свою голову беду. Сестра матери главного героя была самой несчастной женщиной в мире — у нее не было детей, за что ее периодически избивал муж.

Оборудование:

интерактивная доска, слайды (книга Ч.Айтматова и М.Шаханова «Плач охотника над пропастью», эпиграф, словарная работа, рисунки, фабула и проблематика по повести «Белый пароход»)

Ход урока:

І. Организационный момент: Приветствие, проверка присутствия учащихся на уроке, психологическая подготовка класса к уроку.

ІІ. Слово учителя: Ребята! Сегодня у нас урок-анализ художественного текста, и мы будем анализировать замечательную повесть Ч. Ай. Наша задача – раскрыть суть произведения, т.е. определить идею путём разностороннего анализа.

ІІІ. Опрос домашнего задания:

1 путь – репродуктивная, т.е. вопросно-ответная беседа.

Кто такой Ч.Айтматов? (Использование материала из книги Ч.Айтматова и М. Шаханова «Плач охотника над пропастью»)

Моя родина – аил Шекер… С вершин Манасских гор, стекаясь капля к капле в бурлящий поток, несётся в наш аил белопенно-голубая река. Зовётся она Куркуреу…река, вскормившая всё в округе…

2 путь – использование эпиграфа

Эпиграфом сегодняшнего урока являются слова самого Ч.Айтматова:

Позднее я понял: в славном обычае знания «семи предков» — «жеті ата» крылся глубинный смысл. Так сызмальства в наше сознание закладывали понятия о собственном происхождении, о связи поколений, учили различать свою ближнюю и дальнюю родню…

3 путь – высказывание своих мыслей, мнений

Слово о заглавии. Почему повесть называется «Белый пароход»?

Какой смысл таится здесь?

Заглавие повести отражает его основную тему «Человек и природа», «Природа и цивилизация»…

«Белый пароход». Неслучайно слово «белый» используется в заглавии повести. Белый, т.е. чистый, светлый. А дальше просится понятие «чистая, светлая мечта». Под словом «пароход» понимается «что-то тёплое, лелеющее».

Вывод:

Белый пароход – это мечта мальчика. Он хочет, чтобы белый пароход подплыл к нему поближе. Он решил и верит. Что там его отец, иссык-кульский матрос, которого он ни разу не видел.

Кто его разлучил с отцом? Где его мать? (Где его корни?)

Разве мальчик не должен жить с родителями?

И тут мы вспоминаем своих отцов и дедов (повторное чтение эпиграфа и осмысление).

4 путь – краткие пересказы содержания повести

2 стр., 848 слов

Чингиз Торекулович Айтматов. Белый пароход

… Орозкулу и Бекей люльку на рогах. На кордон тем временем приехали люди за лесом. И пока вытаскивали бревно и делали прочие дела, дед Момун семенил за Орозкулом, точно … как заставил деда застрелить олениху: запугал, что иначе Орозкул его выгонит. И мальчик решил, что станет рыбой и никогда не вернется в горы. Он спустился …

Анализ повести

Сказка, которую поведал внуку Момун, рассказывает как зло победило добро. Мальчик не соглашается с этой истиной и придумывает свою историю, полную справедливости и добра.

Однако в реальном мире все остается согласно дедовой легенде. Жадность людей приводит к сокращению численности благородных маралов, а Момун даже убивает мать-олениху. Теперь некому принести несчастной Бекей колыбель со звонким колокольчиком.

Разочарование ждет и на пути к Иссык-Кулю. Ребенку никогда не добраться по бурной реке к «синему морю». На белом пароходе мальчика не ждет папа-матрос.

Финал произведения неоднозначный. Ясно, что сирота утонет. Его жизнь оборвалась, и началась сказка, которую он придумал сам. Но остались вопросы. Например, Момун спросил: «Почему такие люди бывают?». Видимо, автор посчитал, что читатель сам должен найти правильный ответ.

Повесть «Белый пароход» не входит в школьную программу, но предлагается для внеклассного чтения ученикам 10−11 классов. После прочтения следует сделать пересказ по главам и внести его в читательский дневник.

Мини сочинение ** тему «белый пароход»Айматов Ч.

Чингиз Айтматов, автор произведений “Верблюжий глаз”, “Джамиля”, “Первый учитель”, “Материнское поле”, “И дольше века длится день”, “Прощай, Гульсары!”, “Плаха”, в семидесятые годы нашего века написал повесть “Белый пароход”. Будучи киргизом по национальности, Ч. Айтматов тем не менее писал на русском языке, в своих произведениях затрагивая общечеловеческие, вечные проблемы, и, по моему мнению, его произведения интересны этим и достойны внимания читателей. Для всех произведений Ч. Айтматова, а для повести “Белый пароход” в частности, характерна тема добра и зла как центральная тема творчества писателя. Проблема добра и зла — это одна из вечных тем в литературе. Она звучит в произведениях Данте и Шекспира, находит отражение в русской классической литературе. Эта тема является «основой многих сказок и легенд. Но если в сказках добро почти всегда торжествует, а зло наказывается, то в действительности не всегда бывает так. Во многом, по-моему, повесть “Белый пароход” интересна тем, что в ней одновременно сосуществуют и современная жизнь и древняя легенда, причем проблема добра и зла разрешается отлично от привычного исхода. Еще одна особенность постановки вопроса добра и зла в этом произведении — в его переплетении с национальными проблемами при разном восприятии моральных и духовных ценностей и законов, в частности характерных для киргизов. Живущий в этой сложной действительности главный герой повести, семилетний мальчик, делит и свой мир на два измерения: реальный мир и древний мир, фантастический мир сказки и легенды, добра и справедливости, который как бы компенсирует несправедливости реальности, а их много. Маль-! чик оставлен родителями на попечение деда. И у отца, и у матери уже другие семьи. Живет мальчик с дедом Момуном на далеком лесном кордоне, где их родственник Орозкул все время притесняет, унижает их. Дед не мог защитить внука от жестокостей и несправедливостей сего мира, ибо сам был слаб. В повести, как, увы, и в жизни, получается так, что лучшие люди бедны, несчастливы, унижены теми, кто имеет власть и силу. Так, дед Момун “всю жизнь с утра до вечера в работе, в хлопотах прожил, а заставить уважать себя не научился” и оказался во власти мстительного и ограниченного родственника — Орозкула, хозяина кордона. И мальчик видит эту полную несправедливостей жизнь. Не секрет, что в каждом человеке существует внутренняя тяга к добру, справедливости. И если их нет в реальном мире, человек пытается воссоздать недостатки этих добрых начал во внутреннем, вымышленном мире, в мечтах, желаниях переде лать злой мир, как это случается и со мной. По моему мнению, это происходит в большей или меньшей степени, но с каждым человеком, а особенно сильно и часто случается с детьми. И конечно, мальчик из “Белого парохода” не был исключением. У него были две сказки. Одна своя, о которой никто не знал. Другая та, которую рассказывал дед. Сказка, которую рассказывал дед, — легенда о Рогатой матери-оленихе, спасшей человеческих детей, тем самым восстановив когда-то в древности род киргизов.

О книге

История создания книги

Повесть Чингиза Айтматова «Белый пароход» была основана, как сейчас модно говорить, на реальных событиях.

В свое время писатель отправился на джайлоо (пастбище) Каркыра, чтобы найти каменные статуи (балбалы) и встретил там лесника по имени Момун.

Историю создания знакового произведения кыргызской литературы жителю села Байзак Тюпского района Шукурбеку Сыдыкову рассказал его отец, Бектурган Сыдыков, который в свое время был председателем профсоюза в колхозе «Санташ»:

— Как-то в один из дней поздней осени руководитель колхоза «Санташ» Владимир Зайнулин вызвал моего отца со словами: «Зайди ко мне домой вместе с парторгом». Когда мой отец пошел туда, то встретил Чингиза Айтматова. Они много проговорили в тот день. На джайлоо Каркыра когда-то было много каменных изваяний – балбалов. Писатель хотел забрать с собой оду-две таких статуи. На следующий день председатель Зайнулин выделил ему машину. На ней четверо – мой отец, Чингиз Айтматов, парторг и инструктор райкома — выехали в сторону Каркыры. Около полудня они остановились в местечке Чон-Бет, чтобы пообедать. Во время трапезы к ним подошел лесник по имени Момун. С ним рядом, был маленький внук. Слово за слово, старик и писатель вдруг стали о чем-то оживленно беседовать. И за разговорами ушли гулять вместе вдоль реки Тюп. Остальные участники поездки прождали их почти два часа. Подойти к ним никто не посмел, стеснялись. Ближе к вечеру они все-таки решились напомнить Чингизу Айтматову, что уже темнеет, пора ехать на Каркыру. В ответ писатель сказал: «Извините меня, аксакалы, но то, что я услышал, похоже, утолило мой голод, а камни можете передать потом, давайте возвращаться».

Спустя какое-то время в журнале «Новый мир» была опубликована повесть Чингиза Айтматова «После сказки» под названием «Белый пароход».

Аксакал (старец) по имени Момун, действительно, жил в местечке Чон-Бет и работал лесником. Причем до последних своих дней он жил там в небольшом домике, из двух комнат:

— Жил он там со своей старухой, сыновей у него не было. Слышал, что была у него дочь. Тот мальчишка был или сыном его дочери, или сыном свояченицы, точно не знаю. Звали мальчика Эльдос. Когда он вырос, то пошел по плохой дороге, попал в тюрьму. Сам Момун умер где-то в начале 90-х. При встрече с Айтматовым ему было чуть больше 60. После того, как старик умер, внук его остался без присмотра. Людей он сторонился, а в сентябре этого года умер в селе Сары-Тологой. Сам дед Момун был родом из села Сары-Тологой. Но из-за того, что близких родственников у него не было, хоронили его жители села Байзак — рассказывал Шукурбек Садыков — Домик деда Момуна в местечке Чон-Бет до сих пор стоит на том же самом месте. Правда, состояние у него не самое лучшее, жилище почти разрушено.

Мои впечатления о прочитанной книге

Чингиз Айтматов писатель, умеющий своим творчеством разбередить всю душу, выказывая страшные человеческие пороки, несправедливость мира по отношению к беззащитным, добрым и простым людям.
На первый взгляд покажется, что данное произведение нужно читать детям. Но по мне, так это, в первую очередь, укор нам взрослым.

Она о маленьком киргизском мальчике, оказавшимся не нужным по большому счету никому. Сирота при живых родителях. Это страшное словосочетание. Но это реалии нашего мира. Такие дети есть и будут, к сожалению, всегда. Каждый из родителей мальчика живет своей жизнью, оставив ребенка на попечении старого деда. Дедушка не чает души во внуке, отдавая все силы на его воспитание, обучение. Однако обстоятельства и «чужие-близкие» намного сильнее простодушного старика.

В повести есть параллельные истории-сказки. Они проникновенны и слезливы.
Еще один урок нам, родителям. Вопрос в том, что стоит ли погружать ребенка в выдуманные легенды, ограждая от негатива в действительности. Тем более если юное чувственное сердце так подвержено своим собственным фантазиям.

Меня очень растрогало, как мальчик воодушевлял предметы. Для него лучшие друзья это бинокль и портфель, он разговаривает с камнями, исповедуя свои страхи и сомнения. Ребенок живет в своем выдуманном мире потому, что брошен родителями а остальным взрослым не до него, кроме затравленному, пытающегося угодить всем слабому характером деду.
Что будет с таким ребенком если он однажды столкнется с несправедливостью, жестокостью?
Написана повесть простым гармоничным слогом, читается на одном дыхании, объем небольшой.
Чингиза Айтматова нужно читать всем, но четко отмеренным количеством. Каждое его произведение оставляет тяжелый след в сердце. Особы эмоциональные, чувствительные будут плакать. Всегда в книгах этого автора есть над чем задуматься. Рекомендовать конечно буду, но с оглядкой на то, что останется тяжелый осадок после прочтения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: