Часть первая
Юноша Сантьяго, пасущий овец на просторах Андалусии, решает переночевать в полуразвалившейся церкви, возле алтаря которой выросло огромное дерево. Уснуть молодому человеку удаётся нескоро — Сантьяго думает о девушке, живущей в том городе, куда он должен прийти через четыре дня. Год назад её отцу, торговцу-суконщику, юноша продал шерсть трёх овец. Сейчас сделка должна повториться, и пастух надеется снова увидеть девушку, с которой проговорил тогда полдня
Дочь торговца обратила внимание на юношу только потому, что тот читал толстую книгу, ведь не каждый пастух умеет читать
Родители Сантьяго, простые крестьяне, мечтали, чтобы сын стал священником. Ради них юноша пошёл учиться, но «тяга к познанию мира пересилила стремление познать Бога». Однажды Сантьяго признался, что хочет путешествовать. Отец сказал: «Для бедного человека возможность путешествовать только одна — стать пастухом». Он отдал сыну все свои сбережения, состоявшие из трёх старинных золотых, и Сантьяго купил отару овец. За два года юноша научился их пасти и исходил всю Андалусию.
Брифли существует благодаря рекламе:
Ночью в разрушенной часовне Сантьяго уже второй раз видит сон: ребёнок подхватывает его на руки, относит к египетским пирамидам и сообщает о кладе, который Сантьяго отыщет, если попадёт к пирамидам снова. Утром, направляясь в город, пастух решает зайти к цыганке, которая толкует сны. Войдя в лачугу старухи, юноша рассказывает ей свой сон. Старуха заявляет, что у пирамид Сантьяго действительно найдёт клад, и требует за труды десятую часть сокровищ. Пастух не верит цыганке.
Ожидая, когда солнце поднимется выше, Сантьяго читает книгу на площади городка. Рядом садится неизвестный старик и затевает разговор. Юноша не расположен беседовать, однако незнакомец начинает задавать вопросы, и ему приходится отвечать. Наконец Сантьяго теряет терпение и собирается уходить. Тогда старик, назвавшийся Мелхиседеком, обещает научить юношу, как добраться до сокровищ, если тот отдаст ему десятую часть своей отары.
Сантьяго решает, что старик в сговоре с цыганкой, но тут Мелхиседек берёт веточку и пишет на дорожной пыли историю жизни юноши со всеми её тайнами. Старик представляется царём Салима, одним из тех бессмертных, кто направляет людей на Свою Стезю. В доказательство царь распахивает бурнус, под которым обнаруживается нагрудник из чистого золота и драгоценных камней.
Продолжение после рекламы:
Душа Мира, где записаны все судьбы, «питается счастьем человеческим» и другими сильными чувствами, поэтому и стремится осуществить желание любого человека, если оно очень сильно. Человек же обязан до конца пройти Свою Стезю, чему будет способствовать вся Вселенная. Старик появляется перед тем, кто собирается свернуть со Стези, и возвращает его обратно. Стезя Сантьяго — поиски клада. Старик просит пастуха пригнать завтра десятую часть отары в обмен на рассказ о том, как найти сокровища, и исчезает за углом.
Юноша думает весь оставшийся день и всю ночь, а на следующий день пригоняет Мелхиседеку запрошенных овец, остальных продаёт. Старик говорит, что Сантьяго должен идти в Египет, а приведут его туда знаки. Царь даёт юноше два камня со своего нагрудника — белый Урим, означающий «да», и чёрный Тумим, который значит «нет». В трудную минуту они помогут Сантьяго.
Расставшись с Мелхиседеком, юноша покупает билет на пароход и через два часа оказывается в Африке, в арабской стране с незнакомым языком и обычаями. В маленькой харчевне портового города Танжера к Сантьяго подходит молодой человек, говорящий по-испански. Сантьяго так рад, что выкладывает тому все свои планы. Молодой человек обещает проводить его до Египта, который находился за Сахарой. Они идут покупать верблюда на базар, где новый знакомый убегает с деньгами юноши.
Ночь Сантьяго проводит на базаре. Утром он вспоминает о камнях и собирается обменять их на билет домой, но потом решает спросить. Камни говорят ему, что старик всё ещё с ним. Сантьяго оглядывается без прежнего страха и видит вокруг новый и интересный мир, который ему предстоит исследовать. Он покидает базарную площадь и набредает на лавку, где продаётся хрусталь. Хозяин лавки берёт его на работу.
Брифли существует благодаря рекламе:
Предисловие
Предисловие написано от лица автора, отдавшего 11 лет жизни изучению алхимии. Он предупреждает, что «Алхимик» — книга символическая. Свои исследования автор начал в середине семидесятых. В то время он все свои деньги тратил на книги по алхимии и знакомился с другими алхимиками, но его «усердие и рвение не давали абсолютно никаких результатов». Книги были написаны замысловатым языком, а мнимые алхимики тщательно охраняли свои секреты.
В 1973 году он совершил некую серьёзную ошибку и прекратил изыскания. В 1981 году автор встретил Учителя, который вернул его «на прежнюю стезю». Учитель делил алхимиков на три типа: одни любят неопределённость, поскольку не знают своего предмета; другие знают его и понимают, что «язык алхимии направлен к сердцу, а не к рассудку»; третьи не знают об алхимии, «но сумели всей жизнью своей открыть Философский Камень». Об алхимике третьего типа и пойдёт рассказ.
Продолжение после рекламы:
Краткий пересказ Алхимика
Роман «Алхимик» начинается с предисловия, которое написано от лица автора (предполагается, что именно он и является главным героем, который уже прошел свой путь и готов о нем рассказать). Он говорит о том, что сам провел более 10 лет своей жизни, изучая алхимию. Однако по-настоящему преуспеть он так и не смог, поскольку тематическая литература оказалась слишком сложной, а ученые – скрытными, они тщательно оберегали свои тайны и не хотели посвящать в них нового человека. Но автору повезло. После того, как он совершил большую ошибку в своих исследованиях и прекратил их на несколько лет, ему посчастливилось встретить учителя. Он рассказал автору, что алхимики могут быть трех типов:
-
те, которые тянутся к неопределенности, поскольку сами не обладают четкими знаниями в своем предмете;
-
те, которые знают свой предмет и полностью понимают его, а потому их исследования точны и рассудительны;
-
те, которые понятия не имеют об алхимии и ее законах, но смогли открыть Философский камень силой своей души и тем, как они шли по жизненному пути.
Как раз к третьему типу и относится центральный персонаж романа. Прочитать о его пути можно ниже — в кратком содержании «Алхимика» Коэльо.
Часть 1. Начало пути Сантьяго
Молодой человек Сантьяго – пастух. Однажды он не успевает вернуться домой и решает заночевать прямо на улице, около старой церкви. Но быстро заснуть ему не удается. Юноша думает о девушке из города, которая очень ему понравилась
Она – дочь торговца, и она обратила внимание на Сантьяго потому, что он умел читать (что для пастухов – весьма редкий навык) и увлекся большой толстой книгой.
Родители Сантьяго мечтали, что он станет священником. Он даже пошел учиться, но из этой затеи мало что вышло. Дело в том, что для молодого человека было куда интереснее познавать мир во всем его великолепии, чем через религиозную призму. Он мечтал о путешествиях, и отец даже помог ему в этом, купив отару овец. Вместе со своим стадом Сантьяго обошел всю Андалусию.
Ночью пастух видит сон, в котором он находится рядом с египетскими пирамидами. Ему сообщают, что рядом с ними он найдет сокровище.
Этот сон у Сантьяго был уже не первый раз, поэтому он решается обратиться за его толкованием к цыганке. Она говорит, что он действительно найдет сокровище, если последует за своим сном. Цыганка настолько уверена, что просит у Сантьяго за услуги одну десятую часть от найденных ценностей.
Юноша не верит цыганке и уходит на площадь, где углубляется в книгу. К нему подсаживается старик и начинает расспрашивать Сантьяго о его жизни. Тому совсем не хочется отвечать, и он уже собирается уходить, как вдруг незнакомец говорит о том, что поможет ему найти сокровище за одну десятую часть отары Сантьяго. Пастух всерьез заинтересовывается.
Таинственный старик вдруг рассказывает Сантьяго всю его жизнь, даже те вещи, которые он просто не может знать. Незнакомец уверяет, что пастуху нужно отправляться в Африку, и даже дает ему два камня – черный и белый, которые должны помочь ему тогда, когда придет время.
На следующий день Сантьяго отдает старику десятую часть своих овец, продает оставшихся и уплывает в Африку. Добираться из Андалусии совсем недолго, поэтому в незнакомой арабской стране он оказывается уже через несколько часов. Но сразу же его подстерегают неприятности – испаноговорящий мошенник обманывает юношу и крадет все его деньги вместо того, чтобы проводить его до Египта.
Оставшийся без гроша в кармане Сантьяго думает уехать домой. Но он обращается с камням и те говорят ему, что таинственный проводник (старик) все еще с ним. Бывший пастух оглядывается вокруг и понимает, что ему очень интересно исследовать мир вокруг себя. Он решает остаться и устраивается продавцом в местную лавку.
Центральная идея книги — Своя Стезя
Своя Стезя (в ранних изданиях — Своя Судьба) по словам самого Коэльо — «высшее предназначение», причём не только человека, но и любого существа и предмета на Земле. Своя Стезя есть даже у камней, трав и металлов. «Всякий раз, когда мы делаем что-то с радостью и удовольствием, это означает, что мы следуем Своей Стезей», — объясняет Коэльо.
Во вселенной «Алхимика» гармония всего на Земле возможна только тогда, когда все существа и предметы будут следовать Своей Стезе. На страницах книги не встречается ни одного человека, которому бы хоть раз не являлась его Стезя. Однако не все осмеливаются следовать ей. Те, кто отступает от Своей Стези, позже раскаиваются в этом и не могут достичь полного успеха. Примеры такой судьбы — торговец хрусталём и родители Сантьяго.
В предисловии 2000 года к русскому изданию «Алхимика» Коэльо приводит своего рода выжимку основных идей книги. Он поясняет, что на пути любого человека, решающегося следовать Своей Стезей, встречаются четыре основных препятствия: слова окружающих о том, что Стезя недостижима; испытание любовью; страх неудачи; страх исполнения мечты. Разберём подробнее каждое препятствие и посмотрим, как эти идеи отразились в сюжете.
Представление о недостижимости мечты
По словам Коэльо, каждому человеку с детства внушают, что он не может следовать за своей мечтой, что надо жить так, как принято, как положено. Именно с этого начинается «Алхимик»: мы узнаём, что Сантьяго готовили к иной судьбе, что он не должен был стать пастухом. Родители отдали его в семинарию и хотели, чтобы он стал священником, потому что это было более престижным занятием, нежели привычное для их семьи земледелие. Но Сантьяго успешно преодолел это препятствие, хотя ещё не подозревал о языке знаков и Своей Стезе. Когда он сообщает отцу о своём решении, тот, хоть и пытается отговорить Сантьяго, довольно быстро соглашается и поддерживает его, потому что отцу тоже знакомо желание следовать Своей Стезей.
Испытание любовью
Коэльо говорит о том, что часто мы не решаемся следовать мечте, потому что боимся расстроить близких. Исполнение мечты часто означает расставание с родными и любимыми. Однако «Алхимик» показывает, что истинная любовь — это та, которая позволяет человеку реализовать себя. Примером такой любви является любовь Сантьяго и Фатимы. Хотя Сантьяго поначалу думает, что его любовь несовместима с желанием добраться до сокровищ, мудрая девушка объясняет, что он должен следовать Своей Стезей, и если им суждено встретиться вновь, то это обязательно произойдёт.
Своя Стезя важнее любви, и это показывает Алхимик, когда рассказывает Сантьяго, что будет, если тот откажется от мечты и останется с Фатимой. Однако, когда Сантьяго добирается до сокровищ, он возвращается к Фатиме. Таким образом, следование мечте и любовь не противоречат друг другу, если только это любовь истинная.
Здесь имеется в виду не только любовь мужчины и женщины, но и в принципе страх разочаровать близких людей — родителей, товарищей. Например, Сантьяго так вспоминает о годах в семинарии:
Страх неудачи
Этот страх преследует Сантьяго на протяжении практически всего повествования. Сантьяго боится потерять свои деньги, боится смерти перед битвой в Аль-Фаюме, боится не найти Свою Стезю. Но наставники Сантьяго показывают, что страх рождается из непонимания того, как устроен мир. У наиболее мудрых персонажей страх отсутствует (так, Алхимик голыми руками вытаскивает из норы смертоносную кобру, и она не может причинить ему вред).
При этом неудачи действительно происходят, но Сантьяго находит в себе силы двигаться дальше. Вот как он рассуждает о том, что произойдёт, если он перестанет верить в себя:
Страх перед исполнением мечты
Крайнее воплощение этого страха — торговец хрусталём. Вся его жизнь подчинена этому страху. Он так боится разочароваться, что не может отправиться в паломничество в Мекку, о котором мечтает на протяжении всей жизни. Он не решается вносить улучшения в свою торговлю, чтобы не заработать слишком много — отсутствие денег стало для него привычной отговоркой от паломничества.
Алхимик объясняет суть этого испытания перед тем, как расстаться с Сантьяго:
Также в предисловии к книге Коэльо поясняет, что, отказываясь от мечты, человек часто думает о тех, у кого не хватило сил следовать Своей Стезёй. Человек боится стать лучше других и решает присоединиться к большинству из ложной скромности.
Часть 2. Африканские приключения
Вторая глава краткого содержания «Алхимика» начинается с того, что Сантьяго встречает на своем пути английского ученого. Тот занимается алхимией и готов взять юношу с собой в Сахару для того, чтобы найти там Великого Мага.
Изнурительный путь заканчивается ничем. Мага найти так и не удается, но вместо этого Сантьяго встречает девушку Фатиму, в которую влюбляется с первого взгляда. Но около оазиса в Сахаре все неспокойно. Племена враждуют, но эта местность считается нейтральной территорией. Однако к Сантьяго приходит видение, в котором он видит, что на местное племя нападет враги. Он предупреждает об этом.
После этого Великий Маг и Алхимик связывается с Сантьяго, так как понимает, что тот является избранным. Он берет его с собой к пирамидам и обучает алхимии. Бывший пастух показывает себя способным учеником. Когда по пути на Сантьяго и Алхимика нападают враждебные воины, последний заявляет, что юноша рядом с ним является повелителем ветра. Это подтверждает налетевший вдруг ураган, и их отпускают. Они с Алхимиком проходят еще длинный путь, полный чудес (таких как превращение свинца в золото), прежде чем расстаются.
Наконец, Сантьяго приходит к пирамидам. Он чувствует, что сокровище уже ждет его. Но на него нападают грабители, отбирают золото и избивают. По их настоянию юноша копает, но никаких сокровищ нет и в помине. Грабители смеются над ним и рассказывают, что тоже видели похожий сон – только их сокровища ждали их под старой церковью в Испании, но какой же дурак поедет на другой континент ради призрачного золота? Назвав Сантьяго наивным глупцом, грабители уходят. Но юноша счастлив: он понял, куда ему нужно.
Эпилог
Пройдя весь свой удивительный путь, Сантьяго возвращается к тому самому дереву у церкви, где когда-то заночевал. В его корнях от выкапывает ларец, полный драгоценностей. К ним он добавляет черный и белый камни, дарованные таинственным проводник, ведь они тоже – его сокровища. Бывший пастух думает, что Вселенная очень щедра тем, кто чего-то страстно желает и идет своей дорогой.
Сантьяго решает, что десятую часть найденных драгоценностей он должен отвезти цыганке. После этого он сможет вернуться в Египет к любимой Фатиме.
Главные герои
- Сантьяго — это молодой и предприимчивый андалузский пастух, который полон решимости осуществить свою личную мечту — найти сокровище у подножия египетских пирамид.
- Алхимик — очень могущественный человек, который уже более 200 лет живет в оазисе Аль-Файюм. Он носит черное одеяние, передвигается на белом коне и всегда имеет при себе философский камень и эликсир жизни.
- Торговец хрусталем — он владеет магазином хрусталя на вершине пустынного холма. Раньше его магазин был очень популярен, но из-за того, что Танжер потерял свой статус главного портового города Египта, он потерял большую часть своего бизнеса.
- Англичанин — хорошо образованный студент науки, который решает изучить секреты алхимии, учась у истинного алхимика. Он скептик и обожает читать книги.
- Мелхиседек — по всей видимости, имеет магические способности и помогает тем, кто следует за своей личной легендой.
- Фатима — это красивая и чистосердечная молодая женщина, известная как “женщина пустыни” которая проживает в оазисе Аль-Файюм. Она осознает, что должна дать Сантьяго возможность пойти за личной легендой.
- Старуха толковщица снов — жительница Тарифы, которая умеет расшифровывать смысл снов. Эта старшая женщина практикует как темные, так и светлые методы гадания.
Безымянная жена
Но он все равно не стал обычным успешным обывателем. За четыре года Коэльо три раза посадили в тюрьму по политическим мотивам.
Было так: на концерте в Бразилиа Коэльо сказал публике несколько слов о том, почему существующее общество он считает несправедливым и как его можно изменить.
В полиции знали, что Коэльо не связан с партизанами, но в стране шла «охота на ведьм»: все враги были перебиты, надо искать новых. Его пытали. Однажды Коэльо вывели в туалет, и в соседней кабинке была его жена, ее тоже арестовали.
Но он испугался. Когда они оба оказались на свободе, жена сказала, что больше не хочет его знать и попросила никогда больше не упоминать ее имени. С тех пор Пауло называет ее «Моя безымянная жена».
Здесь есть еще один важный и тонкий момент: когда через десять лет Коэльо и его бывшая жена встретились, он заметил, что она живет так, как будто все еще в тюрьме. А он — как будто разрешил себе выти на свободу.
5 главных ключевых моментов книги
Основные темы книги «Алхимик» Паоло Коэльо: мечта, судьба, вера, любовь, путешествие. Рассмотрим каждый из них подробнее.
1. Личное призвание и желание — основа успеха
Главный герой Сантьяго использует свои интуицию и мечту, чтобы найти свой путь в жизни, и идет на риск, чтобы достичь своей цели
Это напоминает читателям о важности следования своим мечтам и стремлениям
2. Символика алхимии
Символы алхимии, такие как золото, эликсир жизни и камень мудрости, используются в книге «Алхимик» Паоло Коэльо, чтобы передать глубокие философские и духовные идеи. Читатели могут использовать эти символы для собственного размышления и поиска истины.
3. Путешествие как процесс самопознания
Сантьяго отправляется в долгое и опасное путешествие, чтобы найти свой личный камень мудрости. Он встречает множество людей, которые помогают ему в его пути, и он учится многому: узнает все больше о себе и о жизни других людей.
4. Сила веры
В книге «Алхимик» Паоло Коэльо показано, как вера и духовность могут помочь людям в мечтах. Сантьяго постоянно обращается к Богу в своих молитвах, и это помогает ему сохранять надежду и находить силы продолжать свой путь.
5. Принятие перемен
Одна из главных тем книги «Алхимик» Паоло Коэльо — это принятие перемен. Сантьяго учится принимать все, что происходит в его жизни, как часть своего пути, и находить способы использовать эти изменения для своего личного роста и развития
Это напоминает читателям о важности адаптации и готовности к переменам в жизни
О чем этот роман?
Португальский роман «Алхимик» рассказывает о жизни Сантьяго – юноши, который был пастухом, но отправился в путешествие для того, чтобы понять жизнь и найти свое место в мире. Этому способствовал сон о пирамидах Египта, который он однажды видит, заснув возле старой церкви.
Путь Сантьяго полон удивительных событий, символизма и совпадений. Читая роман, можно понять, что мы видим перед собой хитросплетение законов Вселенной которые почему-то (ни мы сами, ни герой романа не понимаем почему) работают.
Удивительнее всего концовка романа. Она показывает читателю, что иногда мы сами не понимаем, что ищем. И только когда находим (и если находим!), мы открываем истинные сокровища.
Основная мысль романа состоит в том, что алхимия ведет на не по пути разума, а по пути сердца. Именно так и получилось с главным героем. Он очень сильно хотел найти свое сокровище, и Вселенная сама сделала все, чтобы ему помочь. И если читатель тоже отправится на свои личные поиски, всем сердцем желая успеха – Вселенная поможет и ему.
О чем книга Алхимик
Сантьяго – главному герою – снятся сокровища. После этого он приходит к цыганке, которая не может дать ему точного ответа. После посещения цыганки Сантьяго встречает человека, знающего и прошлое, и настоящее. Юноша понимает, что ему нужно найти снившиеся сокровища, и отправляется на их поиски. Поиск сокровищ трудно дается главному герою: он много раз передумывает и хочет повернуть обратно, но желание дойти до своей цели побеждает слабости.
Во время путешествия Сантьяго встречается с различными людьми. Каждый из них оставляет свой след в душе юноши: одни дают знания о человеке, а другие – о мире.
Позже главной герой встречает настоящего алхимика. Этот человек понимает, что юноша близок к разгадке сущности мира. Алхимик помогает пройти Сантьяго оставшийся путь. Эти отношения помогают главному герою приблизиться к постижению сущности мира.
В финале произведения Сантьяго находит сокровища, к которым так долго шел.
Краткий сюжет книги «Алхимик» Паоло Коэльо
Мы не раскроем содержание книги, но кратко о ней расскажем.
Андалузский пастух Сантьяго, который во сне узнал о сокровищах, зарытых в пирамидах Египта, решает отправиться на поиски сокровищ. Он покидает свой дом на юге Испании, чтобы пересечь Африку.
По пути Сантьяго познакомился с цыганом, который помог ему понять значение сновидений, и с алхимиком, который научил его слушать свое сердце и искать внутреннюю мудрость. Он также влюбился в девушку Фатиму, которая научила его любить и жить настоящим.
В конце концов Сантьяго добрался до пирамид Египта, где с помощью своих умений и знаний, которые он получил по пути, нашел не только сокровища, но и свое истинное предназначение.
Сейчас читают
Небольшой рассказ Антона Павловича Чехова «Враги» начинается с описания непростой ситуации, в которую попал доктор Кирилов. Его сын скончался от дифтерита. Андрей был единственным ребёнком в семье.
Между деревней Вереино и деревенькой Зуяты есть крутой заросший косогор. Люди на него заходят редко, поэтому разная живность живет здесь свободно.
К Понтию Пилату, страдающему от приступа гемикрании, приводят человека по имени Иешуа Га-Ноцри. Он приговорён Синедрионом к смертной казни.
В ноябре 10 числа, а по старому календарю 23, в городке Ирпень, находящемуся неподалеку от Киева, родился и вырос мальчик по имени Коля. А фамилия у него была Носов.
Решил волшебник жить обычной жизнью. Поселился в Карпатах, завёл своё хозяйство, женился. Обещал своей жене ещё в первый год, что больше не будет заниматься колдовством. Но надолго его не хватило
Источник
Пролог
Алхимик взял в руки книгу, которую принес кто-то из путников. Книга была без обложки, но имя автора он нашел – Оскар Уайльд – и, перелистывая ее, наткнулся на историю о Нарциссе.
Миф о прекрасном юноше, который днями напролет любовался своим отражением в ручье, Алхимику был известен: Нарцисс до того загляделся, что в конце концов упал в воду и утонул, а на берегу вырос цветок, названный в его память.
Но Оскар Уайльд рассказывал эту историю по-другому.
«Когда Нарцисс погиб, нимфы леса – дриады – заметили, что пресная вода в ручье сделалась от слез соленой.
– О чем ты плачешь? – спросили дриады.
– Я оплакиваю Нарцисса, – отвечал ручей.
– Неудивительно, – сказали дриады. – В конце концов мы ведь всегда бежали за ним вслед, когда он проходил по лесу, а ты – единственный, кто видел его красоту вблизи.
– А он был красив? – спросил тогда ручей.
– Да кто же лучше тебя может судить об этом? – удивились лесные нимфы. – Не на твоем ли берегу, склонясь над твоими водами, проводил он дни от зари до ночи?
Ручей долго молчал и наконец ответил:
– Я плачу по Нарциссу, хотя никогда не замечал, что он – прекрасен. Я плачу потому, что всякий раз, когда он приходил на мой берег и склонялся над моими водами, в глубине его глаз отражалась моя
красота».
«Какая чудесная история», – подумал Алхимик.