«без вины виноватые» — краткое содержание пьесы а.н. островского

Без вины виноватые

Второе действие

Прошло 17 лет. Состоятельный барин Дудукин беседует в гостинице с популярной актрисой Еленой Ивановной Кручининой

Женщина сообщает Дудукину, что ездила к губернатору, с прошением об оправдании Незнамова Григория, юного актера, который имел неосторожность поскандалить с богачом, потому что обладал несдержанным, взрывным темпераментом. За такой инцидент губернатор мог распорядиться изгнать артиста из городка, а Елена Ивановна замолвила слово в его защиту

Теперь она интересуется жизнью Григория у Дудукина, и тот поведал женщине его историю. Парень незаконнорожденный,  ребенком он воспитывался в приемной семье, которая жила в Сибири. Когда отца не стало, мать создала новую семью. У Гриши не сложились отношения с отчимом, который тиранил и обижал его. Мальчик совершил побег из дома и примкнул к актерской труппе.

Актриса поделилась с барином историей собственной жизни. Когда-то у нее был сынишка, который потом заболел. Малыш умирал, и когда Елена его увидела, то потеряла сознание. Потом она очнулась, и тут же у нее приключился дифтерит. Молодая женщина выздоровела, но ребенок ее не выжил. Тела сынишки она не видела, потому актриса надеялась, что ее мальчик не умер и все время его искала. Когда болезнь отступила, Кручинина поселилась у родственницы, от которой позже ей досталось наследство. Девушка решила пойти в актрисы. Дудукин думает, что ребенок актрисы не выжил, что женщина надеется напрасно, что она сошла с ума от отчаяния и это всего лишь ее фантазии. Он высказывает свои мысли Елене и покидает номер.

Являются Шмага и Незнамов, которые говорят, что Григорию ненужно было ее вмешательство

Елена Ивановна обращает внимание на то, что молодой человек недоверчив, ведет себя настороженно и порой вызывающе, потому что еще ребенком был отправлен по этапу, будучи невиновным, по причине отсутствия у него документа. Кручинина же считает, что людям надо оказывать помощь, и говорит, что продолжит совершать добрые дела, чем бы это не завершилось

Григорий растроган, он выгнал своего спутника, просившего у актрисы денег, поцеловал ей руку, а женщина, прощаясь, поцеловала его в затылок. Приходит женщина, в свое время нянчившая сына Кручининой. Актриса умоляет ее отвести к могиле сынишки, а няня говорит, что малыш не умер. Придя в себя, мальчик кликал мать, но Муров продал собственного сына одной бездетной семейной чете.

Роль музыки и звукового сопровождения в комедии

Музыка и звуковое сопровождение играют важную роль в комедии, помогая создать атмосферу и подчеркнуть настроение сцены. В спектакле «Без вины виноватых» режиссеры использовали музыку и звуки, чтобы подчеркнуть комические моменты и усилить эмоциональную составляющую спектакля. Например, звуковые эффекты использовались для создания звуковых коллизий и шумов, что добавляло динамики и напряжения в сцены. Музыка же помогала подчеркнуть настроение и эмоции персонажей, а также создавала определенную атмосферу на сцене. В целом, музыка и звуковое сопровождение являются важными элементами комедии, которые помогают создать полную и гармоничную картину спектакля.

Постановки

Премьера пьесы была показана в Малом театре в 1884 году. Пьеса изначальна предназначалась Островским для московского Малого театра, роль Незнамова была написана специально для Константина Рыбакова , а роль Коринкиной — для Надежды Никулиной .

«Без вины виноватые» является одной из самых репертуарных пьес русского театра.

Первая постановка — 15 января 1884
в Малом театре , в бенефис Никулиной в роли Коринкиной. Остальные роли: Кручинина
— Федотова , Незнамов
— К. Рыбаков , Шелавина
— Уманец-Райская , Шмага
— Музиль , Муров
— Южин , Галчиха
— Садовская , Дудукин
— Макшеев , Миловзоров
— Александров, Аннушка
— Музиль-Бороздина).

Среди последующих постановок в Малом театре: (4 марта 1908
; реж. и исполнитель роли Дудукина
— Ленский , Кручинина
— Ермолова , Незнамов
— Остужев , Коринкина
— Яблочкина , Шелавина
— Рыжова , Шмага
— Сашин , Галчиха
— Садовская, Муров
— Рыжов , Миловзоров
— Худолеев , Аннушка
— Пашенная).

20 января 1884
в Александринском театре (Кручинина
— Стрепетова , Незнамов
— М. Петипа , Коринкина
— Дюжикова, Шелавина
— Хлебникова, Шмага
— Давыдов , Муров
— Ленский, Галчиха
— Ленская, Дудукин
— Зубов , Миловзоров
— Каширин, Аннушка
— Гусева).

Последующие постановка в Александринском театре: (7 окт. 1910
. Кручинина
— Савина , Незнамов
— Федотов, Шмага
— Петровский , Коринкина
— Потоцкая, Галчиха
— Шаровьева).

  • Студия Малого театра, Москва (1930; реж. Каверин; Кручинина
    — Половикова , Незнамов
    — Вечеслов , Шмага
    — Оленев); филиал Малого т-ра (1940; реж. Пашенная и Алексеев, худ. Юон ; Кручинина
    — Пашенная , Незнамов
    — Царев , Коринкина
    — Гоголева , Шмага
    — Ильинский , Дудукин
    — Климов , Галчиха
    — Рыжова);
  • Театр им. Вахтангова (1937; реж. Раппопорт, худ. Гончаров, комп. Хренников ; Кручинина
    — Орочко , Незнамов
    — Москвин, позднее — А. Абрикосов , Коринкина
    — Алексеева , Шмага
    — Горюнов , Дудукин
    — Захава);
  • Ленинградский театр им. Ленинского комсомола (1938; реж. Чужой, худ. Константиновский и Товбин; Кручинина
    — Медведева, Незнамов
    — Честноков , Шмага
    — Толубеев);
  • Театр имени Ленинградского Совета (1939; реж. Д. М. Дудников, Кручинина
    — Т. Якобсон, Незнамов
    — Д. Радлов)
  • Московский

Выражение получило особую популярность в связи с пьесой «Без вины виноватые» (1884 г.) русского драматурга Островского Александра Николаевича (1823 — 1886). Сюжет этой
пьесы таков — в маленький провинциальный городок приезжает на гастроли известная
актриса, бежавшая когда-то отсюда из-за несчастной любви. Много лет назад она
вынуждена была оставить своего незаконнорожденного сынишку на воспитание чужим
людям. Потом выясняется, что ее сын умер еще маленьким. В этом городке ей
встречается бесшабашный пьяница, молодой симпатичный актер. Известная актриса
начинает принимать активное участие в судьбе молодого человека, который
оказывается ее сыном.

По пьесе были сняты фильмы — «Безъ вины виноватые», Глеб Панфилов, Россия,
2008, «Без вины виноватые», Петров В.М., СССР, 1945

Еще раньше выражение применил
(1745 — 1792) в произведении «Недоросль», 1781 г. (действ. 5, явл. 3):

«П р а в д и н. Муж и сын не могли не иметь
участия в злодеянии…

П р о с т а к о в. Без вины виноват

Третье действие

Далее события происходят в театральной гримерке. Актриса Коринкина рассказывает своему любовнику о жизни Кручининой, представляя ее как легкомысленную и гулящую особу. Любовники собираются подпоить Григория и непосредственно при нем «развенчать» Кручинину. К ним заходит Шмага и утверждает, что Незнамов стал другим. Он восхищен Еленой Ивановной настолько, что прекратил походы в питейные заведения и перестал проявлять интерес к развлечениям. После его ухода в гримерку является Григорий. Ухажер Коринкиной говорит с Незнамовым с осуждением о Кручининой, посвящает парня в историю ее жизни. Молодой человек испытывает разочарование к актрисе и собирается этим же вечером обо всем сам разузнать.

Елена Ивановна прибыла в театр, и Коринкина оставила коллегу в своей гримерной. Вскоре в нее входит Муров. Он заводит разговор с актрисой, сыплет комплименты по поводу ее актерской игры, потом интересуется ее настоящей фамилией. Елена Ивановна говорит – Отрадина, и Муров рассказывает ей об их сыне: что мальчик был усыновлен очень состоятельным купцом, что на ребенка был надет золотой медальон, который был подарен ему Отрадиной. Муров попросил  Елену Ивановну стать его женой, сказал, что сожалел об их расставании, признался женщине в любовных чувствах. В процессе их общения становится понятно, что Муров стал вдовцом. Супруга его, подруга юности Кручининой, уже ушла в мир иной. В ответ на признательные речи Мурова актриса говорит, что перво-наперво она собирается отыскать собственного сына.

Сжатый пересказ

Место действия пьесы «Без вины виноватые» — небольшой губернский городок. Первая сцена происходит в маленькой квартире на окраине. Там живёт Отрадина со своим сыном, рождённым вне брака, и горничной. Девушка зарабатывает шитьём.

Завязка действия

У мальчика есть отец, но он почти не принимает участия в воспитании. Сначала он обещал, что женится на Любови Ивановне, но теперь боится, что мать не одобрит такой выбор, ведь Отрадина — бесприданница.

Григорий Муров, от которого Любовь Ивановна родила ребёнка, живёт у Галчихи. Она гувернантка, воспитывает детей из богатых семей. Однажды Григорий приходит к Любови и говорит, что должен срочно уехать. Через некоторое время прибегает счастливая Таиса Шелавина и рассказывает, что скоро выходит замуж.

Развитие сюжета

Зритель вновь встречается с героями, когда прошло уже 17 лет. В гостинице находится барин Дудкин, покровительствующий актёрам. Он ждёт Елену Кручинину, которая выступает в городе. В это время приходит главная актриса труппы и сообщает, что актёр Григорий Незнамов повздорил с местным богатым человеком Мухобоевым.

С гастролей возвращается Кручинина и заступается за Григория. Ей жаль молодого человека. Дудкин рассказывает его историю: мальчик воспитывался в приёмной семье, у него не было документов, потом он с трудом устроился в труппу. В ответ актриса делится событиями из своей жизни: однажды ей сказали, что ребёнок умер. На самом деле его тайно увезли в Сибирь. Девушка осталась жить со своей престарелой родственницей и после её смерти получила наследство. После этого она решила стать актрисой.

В гостиницу приходят актёры Шмага и Незнамов, который и есть сын Кручининой. Когда-то его отдали на воспитание в бездетную семью. Молодой человек с обидой рассказывает о своих злоключениях и говорит, будто видел от людей мало хорошего, а вся его вина лишь в том, что не было документов. Шмага упрекает Кручинину за заступничество, о котором её не просили, и требует денег. Незнамов заступается за приятеля. Кручинину расстраивают упрёки, и всё же она даёт немного денег, чтобы Шмага мог купить себе пальто, добавляя, что всегда помогала людям.

Кульминация и развязка

Приходит нищенка, в которой Кручинина узнаёт женщину, бывшую няней у её сына. Актриса требует рассказать, что случилось с мальчиком. Галчиха говорит, что он не умер, а был отдан бездетной паре. В этой затее участвовал Муров, и он даже дал гувернантке денег.

В уборной театра разговаривают Миловздоров и Коринкина. Женщина говорит, что о новой актрисе уже пошла молва. Она в красках пересказывает историю, которую услышала от Дудукина, прибавляя к ней придуманные подробности. Коринкина предлагает устроить торжество, чтобы посмеяться над Кручининой. Незнамов не верит рассказу и говорит, что сам должен всё проверить.

Когда Кручинина находится одна в театральной уборной, приходит Муров. Он восхищён блестящей игрой. Поведав о своей неудачной женитьбе, Муров просит, чтобы актриса вышла за него замуж. Она отвечает, что разговора не будет, пока она не увидит сына. Муров уверяет, что мальчик и его усыновители умерли, но путается в фамилиях.

Торжество продолжается, и Незнамов произносит речь. Он посвящает тост матерям, которые бросают детей, а некоторые ещё и оставляют на память драгоценность, чтобы ребёнок смотрел на неё и терзался воспоминаниями. Кручинина всё понимает и падает без чувств. Придя в себя, она видит, как перепугался Муров. Григорию она говорит, что не стоит искать отца, он недостоин этого. Можно носить и материнскую фамилию, ведь она не хуже, чем любая другая.

Постановки

Премьера пьесы была показана в Малом театре в 1884 году. Пьеса изначальна предназначалась Островским для московского Малого театра, роль Незнамова была написана специально для Константина Рыбакова, а роль Коринкиной — для Надежды Никулиной.

«Без вины виноватые» является одной из самых репертуарных пьес русского театра.

Первая постановка — 15 января 1884 в Малом театре, в бенефис Никулиной в роли Коринкиной. Остальные роли: Кручинина — Федотова, Незнамов — К. Рыбаков, Шелавина — Уманец-Райская, Шмага — Музиль, Муров — Южин, Галчиха — Садовская, Дудукин — Макшеев, Миловзоров — Александров, Аннушка — Музиль-Бороздина).

Среди последующих постановок в Малом театре: (4 марта 1908; реж. и исполнитель роли Дудукина — Ленский, Кручинина — Ермолова, Незнамов — Остужев, Коринкина — Яблочкина, Шелавина — Рыжова, Шмага — Сашин, Галчиха — Садовская, Муров — Рыжов, Миловзоров — Худолеев, Аннушка — Пашенная).

20 января 1884 в Александринском театре (Кручинина — Стрепетова, Незнамов — М. Петипа, Коринкина — Дюжикова, Шелавина — Хлебникова, Шмага — Давыдов, Муров — Ленский, Галчиха — Ленская, Дудукин — Зубов, Миловзоров — Каширин, Аннушка — Гусева).

Последующие постановка в Александринском театре: (7 окт. 1910. Кручинина — Савина, Незнамов — Федотов, Шмага — Петровский, Коринкина — Потоцкая, Галчиха — Шаровьева).

  • Студия Малого театра, Москва (1930; реж. Каверин; Кручинина — Половикова, Незнамов — Вечеслов, Шмага — Оленев); филиал Малого т-ра (1940; реж. Пашенная и Алексеев, худ. Юон; Кручинина — Пашенная, Незнамов — Царев, Коринкина — Гоголева, Шмага — Ильинский, Дудукин — Климов, Галчиха — Рыжова);
  • Театр им. Вахтангова (1937; реж. Раппопорт, худ. Гончаров, комп. Хренников; Кручинина — Орочко, Незнамов — Москвин, позднее — А. Абрикосов, Коринкина — Алексеева, Шмага — Горюнов, Дудукин — Захава);
  • Ленинградский театр им. Ленинского комсомола (1938; реж. Чужой, худ. Константиновский и Товбин; Кручинина — Медведева, Незнамов — Честноков, Шмага — Толубеев);
  • Театр имени Ленинградского Совета (1939; реж. Д. М. Дудников, Кручинина — Т. Якобсон, Незнамов — Д. Радлов)
  • Московский Камерный театр (1944; реж. Таиров, худ. Рындин; Кручинина — Коонен, Шмага — Гайдебуров);
  • Театр им. Моссовета (1948; реж. Завадский, худ. Виноградов; Кручинина — В. Марецкая, Незнамов — А. Консовский, Шмага — О. Абдулов).
  • 1977 — Московский драматический театр им. А. С. Пушкина. Пост. Б. Толмазова; Кручинина — Людмила Антонюк, Незнамов — Виталий Безруков, Шмага — Виктор Васильев, Константин Григорьев.
  • 1993 — «Без вины виноватые (спектакль, 1993)». Театр им. Евг. Вахтангова. Пост. П. Н. Фоменко
  • 2000 — МХАТ им. М. Горького. Реж. и исп. роли Кручининой — Т. В. Доронина.
  • 2004 — Московский государственный музыкальный театр под руководством Геннадия Чихачёва. Режиссёр-постановщик — засл. деятель искусств России, засл. артист России Геннадий Чихачёв. Кручинина — лауреат международного конкурса Елена Соколова. Шмага — з. р. к. Москвы Вячеслав Амосов ;
  • 2005 — Театр драмы Республики Карелия «Творческая мастерская». Режиссёр — Нар. арт. России Иван Петров, Кручинина — Засл. арт. РФ, Нар. арт. Карелии Елена Бычкова.
  • 2006 — НГДТ «Старый дом». Режиссёр и художник — Сергей Бобровский. Елена Ивановна Кручинина — Нар. арт. РФ Халида Иванова
  • 2009 — Воронежский академический театр драмы имени А. В. Кольцова. Режиссёр — Народный артист Армении Ваге Шахвердян. В роли Кручининой Заслуженная артистка России Надежда Леонова.
  • 2011 — Екатеринбургский театр юного зрителя. Режиссёр — Григорий Дитятковский. Композитор — Николай Морозов. В роли Кручининой — Светлана Замараева В роли Мурова — Илья Скворцов.
  • 2012 — Ставропольский театр драмы.
  • 2014 — Алтайский театр драмы.
  • 2017 — Санкт-Петербургский государственный молодёжный театр на Фонтанке. Режиссёр-постановщик — заслуженный деятель искусств Республики Карелия Андрей Андреев. Отрадина — заслуженная артистка России Екатерина Унтилова, Муров — народный артист России Валерий Кухарешин, Дудукин — Константин Воробьёв, Коринкина — Регина Щукина, Незнамов — Андрей Некрасов, Шмага — Александр Черкашин и др.
  • 2019 — Одесский академический театр музыкальной комедии имени Михаила Водяного Режиссер-постановащик — главный режиссер, заслуженный деятель искусств России Владимир Подгородинский.

Характеры

Интересно высказывание Островского об образе Незнамова: «Незнамов для постороннего взгляда, — писал драматург, — есть ни более, ни менее, как юный трактирный герой, таким он и должен явиться перед публикой. Он, по молодости лет, не может быть ни закалённым наглецом с поднятой головой, ни мрачным человеком, потерявшим веру в жизнь и людей; он ещё многого не знает, многого не видал. Он является полупьяным, с дерзким видом; но дерзость у него стушёвана некоторым конфузом. Он знает провинциальных актрис и не уважает их, поэтому он считает себя как бы в праве говорить им грубости, но в то же время он умён и понимает, что ему ещё рано быть судьёй чужих пороков, и не может отделаться от конфуза. И в саркастической улыбке у него проглядывает румянец юности и конфуза. Когда он понял, что встретил чистую натуру, невиданную им, он остолбенел, он рот разинул от удивления; он потерялся, он ищет и не может найти тона; прежний его разговор показался ему не только дерзким, но, что ещё ужасней для него, глупым. Незнамова очень трудно играть: в нём есть и дурное и хорошее, и всё это должно проявляться и в жестах и в тоне; дурное в нём: неблаговоспитанность, дерзкий тон и манеры, приобретённые в провинциальной труппе; хорошее: сознание оскорблённого человеческого достоинства, которое выражается у него, хотя и сильно, но более с искреннею горечью, чем с негодующим протестом, от чего его тирады выходят трогательнее» (Островский в письмах и воспоминаниях. «Ежег. имп. театров», 1910, вып. VI, стр. 53-54).

Сюжет

В центре внимания Островского — характер сильной и волевой женщины, способной духовно воскреснуть после тяжёлых ударов судьбы. Все эти годы (после 1-го акта прошло 17 лет) она жила с постоянной внутренней болью. Но она смогла выстоять, несмотря на все напасти, и реализовать себя в творчестве. Она стала известной актрисой. Всю боль, когда-то пережитую в молодости, она воплотила на сцене. Актриса стала любимицей публики. Разумеется, у неё появились и завистники. Но несмотря ни на что, она остаётся хорошим человеком, не желающим никому зла. Она всем всё прощает и помогает.

Есть в пьесе и противоположный характер — это бывший любимый человек Кручининой и отец её сына Гриши. Его фамилия Муров. Он всех обманывает и предаёт. Его, конечно, Кручинина простить никогда не сможет, он слишком много зла ей сделал.

Но в конце концов всё заканчивается хорошо: несчастная мать обретает якобы давно умершего сына. Она узнает его в актёре Незнамове по медальону. Незнамов (не знающий своего происхождения) впервые ощущает великую силу любви.

Согласно законам жанра, порок наказан, а доброта вознаграждена.

История создания

Над пьесой Островский начал работать летом 1881 г., затем совершил поездку на Кавказ, где пробыл более месяца. Вернувшись из этой поездки 3 ноября, возобновил работу над пьесой. 7 декабря 1883 г. пьеса была закончена. В записке «По поводу «Правил о премиях за драматические произведения», относящейся к 1884 г., драматург о пьесе «Без вины виноватые» писал: «Это чуть ли не пятидесятое моё оригинальное произведение и очень дорогое для меня во многих отношениях: на отделку его потрачено много труда и энергии; оно писано после поездки на Кавказ, под впечатлениями восторженного приёма, какой оказывала мне тифлисская публика. Мне хотелось показать русской публике, что чтимый ею автор не успокоился на лаврах, что он хочет ещё работать и давать ей художественные наслаждения, которые она любит и за которые чтит его. Потом это произведение создавалось необыкновенно удачно: мне неожиданно приходили в голову художественные соображения, доступные только молодым силам, на которые я в мои лета не смел рассчитывать. Повторения такого счастливого настроения едва ли уж дождёшься» (А. Н. Островский. О театре. Записки, речи, письма, изд. «Искусство», 1941 г., стр.138).

Влияние произведения на русскую литературу и театр

«Без вины виноватые» — одно из самых ярких произведений русской литературы и театра, которое оказало огромное влияние на развитие этих искусств. Комедия Островского стала настоящим прорывом в русской драматургии, в которой до этого преобладали трагические сюжеты. «Без вины виноватые» отличается своей остротой, юмором и глубиной, что сделало ее популярной не только у зрителей, но и у критиков.

Произведение Островского стало примером для многих драматургов и писателей, которые начали создавать комедии на основе реалий жизни. «Без вины виноватые» внесла свой вклад в развитие русской литературы и театра, став примером того, как можно сочетать юмор и глубокий смысл. Комедия Островского до сих пор остается актуальной и популярной, что свидетельствует о ее влиянии на культуру и искусство.

Анализ современных постановок «Без вины виноватых»

Современные постановки «Без вины виноватых» продолжают удивлять зрителей своей актуальностью и глубиной. Комедия Островского, написанная более 150 лет назад, до сих пор не потеряла своей значимости и актуальности. Современные режиссеры и актеры находят новые интерпретации и подходы к постановке этой пьесы, что делает ее еще более интересной и привлекательной для зрителей.

Одной из главных тем, затронутых в «Без вины виноватых», является проблема социального неравенства и бедности. Островский показывает, как люди из низших слоев общества вынуждены жить в условиях постоянной борьбы за выживание и как они вынуждены идти на различные уловки и махинации, чтобы выжить. Эта тема до сих пор актуальна и находит отклик у зрителей, которые могут увидеть себя в героях пьесы и понять, что многие проблемы, с которыми сталкиваются герои, актуальны и для них самих.

Кроме того, «Без вины виноватых» затрагивает тему любви и отношений между людьми. Островский показывает, как люди могут быть готовы на все ради любви, как они могут страдать и переживать из-за непонимания и недостатка взаимности. Эта тема также актуальна и находит отклик у зрителей, которые могут увидеть в героях пьесы себя и свои отношения с близкими и любимыми людьми.

Таким образом, современные постановки «Без вины виноватых» продолжают раскрывать тайны этой замечательной комедии Островского и показывать ее актуальность и значимость для современного зрителя.

Четвертое действие

События происходят в доме Дудукина. Елена Ивановна поведала барину драматическую историю собственной жизни, рассказала о своих переживаниях по поводу поисков ее мальчика, что он все-таки выжил. Но Дудукин сомневается, что парень живой, он склонен думать, что сын Кручининой еще в детстве скончался и разыскивать его нет смысла. Приходит Муров, который говорит, что мальчик и купец, усыновивший его, мертвы. Кручинина не хочет этому верить. Присутствующие пробуют разубедить актрису в намерении продолжать поиски сына. Они уверяют, что это бессмысленно, но Елена Ивановна считает, что он жив и собирается продолжить его поиски. Упорство женщины злит Мурова, который настойчиво советует ей покинуть город, так как такое поведение актрисы испортит ему репутацию и даже опозорит его. Но та не соглашается и остается, намереваясь продолжить поиски.

Во время застолья Григорий говорит тост в честь родителей, бросающих собственных детей и не испытывающих за это муки совести. Он поведал о своем детстве, о том, что был также оставлен матерью, и что от нее у юноши осталась лишь побрякушка на шее. Елена Ивановна подбежала к парню, достала с его шеи медальон из золота, дважды крикнула: «Он!» и потеряла сознание. Растерявшись, молодой человек сказал, что он никого не обвиняет и хотел бы отыскать собственного отца. Когда актриса пришла в себя через несколько минут, то ответила Григорию на его вопрос по поводу отца, что родитель его не такой человек, которого стоит разыскивать, так как он того не заслуживает. Григорию Незнамову Кручинина пообещала, что поможет получить ему достойное образование и добиться известности в актерской профессии.

Примеры

«Ей нужен я, а не квартира. Да что говорить? — вздохнул Орлов. — Я слышу только бесконечные разговоры, но не вижу выхода из своего положения. Вот уж воистину без вины виноват
! Не назывался груздем, а полезай в кузов. Всю свою жизнь открещивался от роли героя, всегда терпеть не мог тургеневские романы и вдруг, словно на смех, попал в самые настоящие герои.»

Достоевский Ф.М.

«Подросток»
— «- Нет, это я был причиною, — ответил он, — а
вы только без вины виноваты
. Вы знаете,
что бывают без вины виноватыми
? Это
— самые непростительные вины и всегда почти несут наказание, —
прибавил он, странно засмеявшись. — А я и впрямь думал минуту, что вас
совсем забыл и над глупой страстью моей совсем смеюсь… но вы это знаете.
А, однако же, что мне до того человека, за которого вы
выходите? Я сделал вам вчера предложение, простите
за это, это — нелепость, а между тем заменить ее совсем
нечем…
что ж бы я мог сделать, кроме этой нелепости? Я не знаю…»

Без вины виноватые

Без вины виноватые
Выражение имеет фольклорные корни, и в русской литературе оно впервые встречается в пьесе (действ. 5, явл. 3) «Недоросль» (1781) Дениса Ивановича Фонвизина (1744-1792):
Правдин. Муж и сын не могли не иметь участия в злодеянии…
Простаков. Без вины виноват!


Широкую популярность выражение получило благодаря пьесе «Без вины виноватые» (1884) Александра Николаевича Островского (1823- 1886).
Употребляется:
применительно к людям, безосновательно обвиненных в чем-либо.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс»
.
Вадим Серов
.
2003
.

Смотреть что такое «Без вины виноватые» в других словарях:

— «БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ», СССР, Мосфильм, 1945, ч/б, 98 мин. Мелодрама. По одноименной драме А.Н.Островского. Первая роль в кино Владимира Дружникова. Лидер советского проката (1945, 1 место) 28.91 млн. зрителей. В ролях: Алла Тарасова (см. ТАРАСОВА… … Энциклопедия кино

У этого термина существуют и другие значения, см. Без вины виноватые (значения). Без вины виноватые Жанр: пьеса

Без вины виноватые … Википедия

Без вины виноватые (спектакль, 1993) Без вины виноватые Жанр комедия Основан на пьесе Без вины виноватые А. Н. Островского Режиссёр Пётр Фоменко Актёры … Википедия

Без вины виноватые: Без вины виноватые произведение Елены Ивановны Бларамберг (Апрелевой) издавшей его в «Вестнике Европы» в 1877 году под псевдонимом Ардов Е.. Без вины виноватые произведение А. Н. Островского (1881… … Википедия

Без вины виноватые (фильм, 1945) Без вины виноватые Жанр драма Режиссёр Владимир Петров Автор сценария Владимир Петров В главных ролях … Википедия

— «Без вины виноватые» (1883) пьеса А.Н.Островского, классический образец мелодрамы. В связи с этой пьесой правомерно говорить и о внутрижанровом синтезе, поскольку в структуре пьесы сочетаются черты комедии, реалистической бытовой и… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Без вины виноватые (значения). Без вины виноватые … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Без вины виноватые (значения). Без вины виноватые Жанр комедия Основан на пьесе Без вины виноватые А. Н. Островского Режиссёр … Википедия

Фильм РусНаз = Без вины виноватые Изображение = Режиссёр = Владимир Петров Жанр = драма Сценарист = Владимир Петров Актёры = Алла Тарасова Владимир Дружников Композитор = Николай Крюков Страна = СССР Год = 1945 Компания = Мосфильм Время = 92 мин… … Википедия

  • Без вины виноватые , Островский Александр Николаевич. С именем А. Н. Островского связана новая эпоха в истории национальной драматургии: он открыл на сцене особый мир, неизвестный до этого русскому театру. В многообразии типов и судеб, бытовых и…
  • Без вины виноватые , Островский А.. С именем А. Н. Островского связана новая эпоха в истории национальной драматургии: он открыл на сцене особый мир, неизвестный до этого русскому театру. В многообразии типов и судеб, бытовых и…
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: