Мифопоэтическая основа и философская проблематика повести в.г. распутина

Другие сочинения по этому произведению

«По ком звонит колокол» В. Распутина? (по произведениям «Прощание с Матерой», «Пожар»)Авторское отношение к проблематике повести В. Распутина «Прощание с Матерой»Идейно-художественные особенности повести В. Распутина «Прощание с Матерой».Образ Дарьи Пинигиной в повести Распутина «прощание с Матерой»Образы жителей Матеры (по повести В. Распутина «Прощание с Матерой»)Повесть «Прощание с Матерой»Природа и человек в одном из произведений современной отечественной прозы повести (по повести В. Н. Распутина «Прощание с Матерой»)Проблема памяти в повести В. Распутина «Прощание с Матерой».Проблема экологии в современной литературе по повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой»Проблематика повести В. Распутина «Прощание с Матерой»Проблемы культуры, природы, человека и пути их решенияПроблемы экологии в одном из произведений русской литературы XX векаРецензия на повесть В. Г. Распутина «Прощание с Матерой»Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX века. (В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой».)Символика в повести В. Распутина «Прощание с Матерой»Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин «Прощание с Матерой», А. Солженицын «Матренин двор»)Тема защиты природы в современной прозе (Распутин, Айтматов)Тема русской деревни в современной прозе (по повести В. Распутина «Прощание с Матерой»)Человек и природа в современной литературе (анализ 2-3 произведений)«Прощание с матерой» Валентина Распутина (Опыт рецензии)Мифологическая символика в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матерой»Любовь к малой родине «Прощание с Матёрой» В РаспутинаСудьба народа и природы в произведениях В. Распутина (по повестям «Прощание с Матерой», «Пожар»)ПовестьРоль антитезы в одном из произведений русской литературы XX века«Прощание с Матерой» – драма народной жизни в философско-нравственном аспектеСудьба русской деревни в повести Распутина «Прощание с Матерой»Патриотизм это не любовь к идее – по повести «Прощание с Матерой»В. Г. РАСПУТИН. «ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ» (рецензия)Особенности проблематикиТема русской деревни в повести Распутина «Прощание с Матерой»Жизненный и творческий путь Валентина Григорьевича РаспутинаРецензия на повестьПочему возникает щемящее чувство утраты с уходом МатёрыСудьба малой родины в повести Валентина Распутина “Прощание с Матёрой”Мои размышления над романом Распутина «Прощание с Матерой»Народ, его история в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой»Сюжет повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой»Апокалипсис сотворенный людьми (по романам «Прощание с Матерой» и «Пожар»)

Главные герои

Центральные персонажи повести – жители деревни:

  • Дарья Пилигина – восьмидесятилетняя старушка, которая очень любит свой дом. Она не хочет уезжать, но из уважения к родному очагу оставляет дом в лучшем виде;

  • Богодул – одинокий старик, которого считают «домовым» деревни. Ведет маргинальный образ жизни, хотя совсем не злой. Жители деревни, несмотря ни на что, любят и жалеют его;

  • Павел и Андрей Пилигины – сын и внук Дарьи. Относятся к предстоящему переезду с куда большим воодушевлением и думают, что не будут скучать по Матере;

  • Настасья и Егор – пожилая пара, они покинули Матеру одними из первых, но Егор из-за тоски по дому вскоре умер, а Настасья, несколько повредившись умом, вернулась;

  • Катерина Зотова – несчастная пожилая женщина, родившая сына от женатого мужчины, дружит с Дарьей Пилигиной и не хочет покидать деревню;

  • Петруха – маргинальный сын Катерины, много пьет и не любит свою мать, он даже сжигает ее дом, оставляя ее на милость соседей.

Также в повести есть фантастический персонаж – зверек Хозяин Острова. Он является духом деревни и гибнет, когда опустевшую деревню топят.

Композиция

С первых строк повести начинается знакомство с Матерой, стоящей на одноимённом острове. Происходит знакомство с главной героиней, настоящей хранительницей старых традиций.

Происходит завязка повести
. Все живут в ожидании прощания с родной деревней. Страшным кульминационным моментом является разрушение кладбища. Именно здесь выясняются нравственные ценности человека. Дарья считает, что только люди, в которых нет совести, способны на такие кощунственные действия. Она осуждает молодежь, готовую легко покинуть родные места. Она свято хранит и чтит память предков. В ее речь писатель вкладывает слова о том, что у того, кто потерял память, предал свое прошлое, у того нет и жизни.

Печальна и развязка повести
, где Павел, сын Дарьи, осознает неправильность такого решения. Он начинает понимать, что человек, вырванный с корнем со своей родной земли против воли, на другом месте, каким бы он ни был хорошим, будет лишь квартирантом.

Смысл произведения

Главная тема в «Прощании с Матерой» — это вопрос того, как люди ведут себя в сложной жизненной ситуации, ведь именно так показывается истинное лицо человека. Кто-то стойко переживает их, помня о нравственных и духовных ценностях, а кто-то становится Петрухой, готовым уничтожить чужую собственность из-за материальных богатств.

В начале произведения героям сообщают о строительстве ГЭС и ясно дают понять, что им придется переезжать и оставить свое место поселения. Однако они все еще хранят надежду в сердце, что все обойдется. Переломный момент в жизни начинается тогда, когда старики узнают о разгромлении кладбища, где похоронены их родители, братья, сестры, дети.

Также немаловажной темой, поднимаемой в произведении, является взаимосвязь поколений. Особенно это прослеживается с линией самой Дарьи (то есть Матеры), ее сына и внука, где мы можем наблюдать кардинально противоположные ценности у всех из них

Если внук спешит покинуть родную деревню навстречу новому, готов бросить ее на погибель ради строительства современных технологий, то сын уже куда тяжелее воспринимает переезд. Его долго мучает совесть за то, что он покидает родное селение, он до последнего надеется, что все отменится и забудется как страшный сон, но однако переезжает. Сама старуха Дарья понимает, что она не сможет поехать, ведь она уже не так молода для новой жизни в городе и просто не готова оставить знакомый ей быт и уклад жизни. Этим она нарушит те традиции, которые ей нужно нести.

Связь поколений: важна ли она?

Откуда же берутся такие как работники СЭС и Петруха? Да и к уничтожению Матеры не все ее жители относятся так же, как эти пять старух. Клавка, к примеру, только радуется возможности переехать в благоустроенный дом.

Опять вспоминаются слова Дарьи о том, что значит для человека помнить о своих корнях, о предках, о законах морали. Уходят старики, а вместе с ними исчезают веками накопленные опыт и знания, в современном мире никому не нужные. Молодежь все время куда-то спешит, строит грандиозные планы, весьма далекие от того образа жизни, который был у их предков. И если Павел, сын Дарьи, еще чувствует себя в поселке неуютно: его тяготит и новый дом, построенный кем-то «не для себя», и бестолково расположенные здания, и земля, на которой ничего не растет, то ее внук, Андрей, уже совсем не понимает, что может удерживать человека на таком заброшенном острове, как Матера. Для него главное — прогресс и те перспективы, которые он открывает перед людьми.

Связь поколений — довольно избитая тема. «Прощание с Матерой» на примере одной семьи показывает, как она теряется: Дарья свято чтит своих предков, ее главная забота — перевезти могилки на землю. Павлу подобная мысль кажется странной, но все же он не смеет сразу отказать матери. Хотя просьбы так и не выполнит: других проблем хватает. А внуку и вовсе не понять, зачем это нужно. Так что же говорить о тех, кто «просто выполняет свою работу» по очистке территории — слово-то какое выдумали! Однако нельзя жить будущим, не помня прошлого. Для того-то и пишется история. И хранятся чтобы не повторялись ошибки в будущем. Это еще одна важная мысль, которую пытается донести до современника автор.

Список использованной литературы.

1. Стрелкова И. И./В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин. – М.: Русское слово, 2005.

 2. Антонина Фомичева статья «Молчаливая наша земля» журнал «Литература» №18/2000, с. 2-3.

3. Сухих И. Н. Однажды была земля. – М., 2002.

4. Распутин В. Г. Прощание с Матёрой. Повести и рассказы. – Минск: Юнацтва, 1990.      

5. Гришенкова, Т. Ф. Влияние русской классики на творчество В. Распутина: возможности интерпретации // Т. Ф. Гришенкова. Наука и образование 21 века : сб. тез.докл. Второй окр. конф. молодых учен. ХМАО. — Сургут, 2001. — Ч. 1. — С. 117-119.                                   

 6. Игнатьева, А. В. У истоков мотива «родной души» в творчестве В.Г. Распутина / А. В. Игнатьева // Вестник ЧГПУ. Научный журнал. – 2008. – № 7. с. 211-221.

Краткий анализ

Год написания
– 1976 г.

История создания
– Валентин Распутин как писатель, пишущий о деревне, сам родившийся и выросший в сибирском селе, испытывал большую тревогу за будущее исчезающих поселений, за сохранение древних традиций. Когда началось строительство ГЭС на Ангаре, и стали уничтожать маленькие деревушки, писатель не мог остаться в стороне, и написал «Прощание с Матерой».

Тема
– Вымирание деревни, связь поколений, совесть, семейные отношения.

Композиция
– Повесть выстроена в форме диалогов и воспоминаний жителей. Происходит знакомство с главной героиней Дарьей, жителями деревни. Вся деревня живет в ожидании переезда, начинают жечь дома, и перевозят жителей.

Жанр
– Повесть.

Направление
– Реализм.

История создания

Строительство Братской ГЭС началось в 60-х годах прошлого столетия. Районным правительством было принято решение переселить жителей близлежащих деревушек в города, а сами деревни — затопить.

Писателю показалась важным взять за основу сюжет о том, как люди, жившие в этих местах десятилетиями, покидали эти места. Он попытался передать их чувства, то, как тяжело и больно было им уходить из родных домов. Написана повесть была в 1976 году, как раз в то время, когда страна лишалась большинства деревень, так как их считали неперспективными.

Под уничтожение попали не только деревни, но и маленькие города, которые также правительство считало убыточными. Судьбы людей, живших в этих населенных пунктах, почти никого не волновали. Но только они с болью наблюдали, как рушится все, что их предки создавали на протяжении многих поколений. Весь крестьянский быт и община уничтожались, как и традиции, которые остались теперь лишь в памяти селян.

Тема и идея

Проводя анализ «Прощание с Матерой» Распутина, следует отметить, что в произведении пересекаются сразу несколько тем:

  • массовое расселение деревень;

  • нравственная проблематика вырождения сельской жизни в Советском Союзе;

  • поломанные судьбы людей, которые не хотели жить в городах, но вынуждены были туда отправиться;

  • борьба консерватизма и развития новой жизни.

Сюжет повести построен на одном глобальном событии: деревню Матера расселяют. Остаться не может никто, так как населенный пункт будет затоплен. Плохо ли это вынужденное расселение? С одной стороны – нет, так как жители деревни получат возможность лучше устроиться в городе. Но с другой стороны – большинство жителей вовсе не привлекает городская жизнь. Для них духовные ценности (память предков, родной дом, дающая силы земля, природа) важнее, чем городские возможности и комфорт.

Тема

Тема повести Распутина «Прощание с Матёрой» – вырождение деревень, включающая в себя нравственную проблематику. Писатель описывает, как ведут себя люди в сложной ситуации: кто остаётся человеком, а кто превращается в «петруху».

проблемы взаимосвязи поколений

Матёра – небольшая деревня – должна быть затоплена. Жителям об этом известно, но пока ещё всё идёт по-старому, герои повести на что-то надеются: вдруг ситуация изменится и всё пойдёт по-прежнему и они останутся жить на своей земле.

Переломный момент в сознании старожилов начинается тогда, когда они узнают о том, что чужие люди разрушают деревенское кладбище, на котором похоронены родные и близкие. Теперь аборигенам становится ясно, что ничего уже изменить и исправить нельзя.

Наступает переломный момент в нравственности каждого человека. Молодежь рада покинуть глухую деревню, им хочется новой, городской жизни. В них нет ничего святого, молодежь без сожаления жжет свои родные дома, лишь бы поскорее перебраться в новые квартиры.

Старики и старухи по-другому относятся к такому переломному моменту своей жизни. Для них здесь всё своё, родное. На кладбище покоятся останки близких им людей. Старики чувствуют себя предателями по отношению к покойным. Чувствуют себя виноватыми в том, что не сумели сохранить последнее место упокоения своих родителей. Старики считают кощунством надругательство над деревенским погостом, они бросаются на его защиту.

Высокая идея нравственности, затронутая автором повести, определяет душевную чистоту этих людей. Пример тому: ради получения денег Петруха Зотов сжигает свой дом, бросив мать на соседей, а Дарья, главная героиня, перед отъездом убирает свой дом, как перед большим праздником. Она белит потолок и стены, чистит и моет его. Этим она показывает свое уважение и почтение дому, который всю жизнь был её защитой, в нём она прожила всю свою долгую жизнь.

Старикам тяжело прощаться со своим прошлым, они корнями вросли в эту землю. Поэтому и старик Егор, переехавший в город, потерял покой и сон, потерял свою связь с прошлым и не выдержал, умер в первые недели после переезда.

Молодые стремятся к будущему, мечтают о новой, счастливой жизни и легко расстаются с родными местами, где их ничего не держит.

История создания

В «Прощание с Матерой» анализ произведения начинается с истории создания.

В 1960-х годах началось строительство Братской ГЭС. Жители маленьких деревушек должны были быть переселены в другие места, а сами деревни – затоплены.

Писатель за основу сюжета взял реальную историю, когда в результате строительства жители покидали обжитые места, что оказалось для них очень тяжелым испытанием. Год написания повести – 1976, время упадка и разрухи советских деревень, неперспективных для государства.

Маленькие населенные пункты, которые были признаны государством неперспективными, попросту уничтожались, государство мыслило более глобально, никто не задумывался о поломанных судьбах людей, на глазах которых рушилась связь поколений, уничтожались традиции крестьянской жизни.

Прозаики, пишущие о деревнях, забили тревогу, одним из таких писателей был Валентин Распутин.

Смысл названия повести «Прощание с Матёрой»

Название повести символично. Слово «Матёра» связано с понятиями «мать» и «матёрый». Образ матери сопряжён с центральным персонажем – старухой Дарьей, хранительницей традиций, на которых держится жизнь дома, семьи, деревни, мира. Кроме того, Матёра связана с фольклорной и мифологической фигурой – Мать-Сыра Земля, которая считалась у славян символом женского начала и плодородия. «Матёрый» значит крепкий, опытный, много повидавший.

Слово «прощание» вызывает ассоциации с вечной разлукой, смертью и памятью. А также соотносится со словом «прощение», с последним раскаянием. Продолжим ниже анализ «Прощание с Матерой».

Тема

Тема повести
Распутина «Прощание с Матерой» – вырождение деревень, включающая в себе нравственную проблематику. Писатель описывает, как ведут себя люди в сложной ситуации: кто остается человеком, а кто превращается в «Петруху». Автор затрагивает проблемы взаимосвязи поколений
, человеческую совесть, вечный поиск смысла жизни.

Матера – небольшая деревня – должна быть затоплена. Жителям об этом известно, но, пока еще все идет по-старому, герои повести на что-то надеются: вдруг, ситуация изменится, и все пойдет по-прежнему, и они останутся жить на своей земле.

Переломный момент в сознании старожилов начинается тогда, когда они узнают о том, что чужие люди разрушают деревенское кладбище, на котором похоронены родные и близкие. Теперь аборигенам становится ясно, что ничего уже изменить и исправить нельзя.

Наступает переломный момент и нравственности каждого человека. Молодежь рада покинуть глухую деревню, им хочется новой, городской жизни. В них нет ничего святого, молодежь с удовольствием жжет свои родные дома, лишь бы поскорее перебраться в новые квартиры.

Старики и старухи по-другому относятся к такому переломному моменту своей жизни. Для них здесь все свое, родное. На кладбище покоятся тела близких им людей. Старики чувствуют себя предателями по отношению к покойным. Чувствуют себя виноватыми в том, что не сумели сохранить последнее место упокоения своих родителей. Старики считают кощунством надругательство над деревенским погостом, они грудью бросаются на его защиту.

Высокая идея нравственности
, затронутая автором повести, определяет душевную чистоту этих людей. Пример тому: ради получения денег, Петруха Зотов сжигает свой дом, бросив мать на соседей, а Дарья, главная героиня, перед отъездом убирает свой дом, как перед большим праздником. Она белит потолок и стены, чистит и моет его. Этим она показывает свое уважение и почтение дому, который всю жизнь был ее защитой, в нем она прожила всю свою долгую жизнь.

Старикам тяжело прощаться со своим прошлым, они корнями вросли в эту землю. Поэтому и старик Егор, переехавший в город, потерял покой и сон, потерял свою связь с прошлым, и не выдержал, умер в первые недели переезда.

Молодые стремятся к будущему, мечтают о новой, счастливой жизни, и легко расстаются с родными местами, где их ничего не держит.

История создания

При строительстве ГЭС родное село писателя было затоплено. Это спровоцировало Валентина Распутина на горькие размышления о небрежном отношении к традициям и устоям.

Проблематика:

  • совесть, вечные ценности;
  • историческая память;
  • любовь к Родине;
  • взгляды отцов и детей;
  • предупреждение молодёжи об опасности невнимательного отношения к своим истокам.

Смысл названия: прощание, вынесенное в название, становится тематическим стержнем этого произведения. Трудно, болезненно прощаясь с прошлым, автор призывает не забывать истоки.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: повесть.

Жанровые особенности: «Прощание с Матёрой» в жанровом отношении сближается с философской притчей. Деревня Матёра, которую решительно и безапелляционно губят ради прогресса, символизирует Россию и мир в целом.

Время и место действия: действие повести происходит в островной деревне Матёра на берегу реки Ангары. Время — современность автора.

Действующие лица

Дарья Васильевна Пинигина — старая (более 80 лет), но энергичная женщина. Очень любит Матёру и не покидает её до последнего дня.

Павел Миронович Пинигин — сын Дарьи Пинигиной, молчаливый мужчина 50 лет. К Матёре относится тепло, но устал страдать по ней и даже рад, что всё заканчивается.

Андрей Павлович Пинигин — младший внук Дарьи, сын Павла. Недавно вернулся из армии, хочет работать на ГЭС и о затоплении Матёры не грустит.

Богодул — задиристый старик, бродяга, по слухам — бывший каторжник. Плохо говорит по-русски (поляк). Матёра очень дорога ему.

Петруха (Никита Зотов) — алкоголик и лентяй, не помогающий старушке-матери.

Катерина Зотова — мать Петрухи, добрая и симпатичная старушка. Дружит с Дарьей Пинигиной. Остаётся в Матёре до конца.

Сима — старушка, воспитывающая в Матёре внука Колю (её немая дочь не может заниматься воспитанием ребёнка). Сима и Коля остаются в Матёре до последнего.

Настасья и Егор — пожилая супружеская пара. Они раньше всех перебираются в город, но Егор очень тоскует по Матёре, в городе жить не может и умирает. Тогда Настасья возвращается на «малую родину» и остаётся в Матёре до последнего дня.

Воронцов — начальник Павла Мироновича Пинигина, председатель совхоза. Отвечает за отселение людей с Матёры.

Хозяин Матёры — фантастическое существо, некий дух, который, согласно местным поверьям, каждую ночь обходит Матёру и проверяет, всё ли в порядке.

Дарья Пинигина — старейшая жительница деревни

Хранительница вековых традиций, верная памяти о своем роде, с почтением относящаяся к местам, где прошла ее жизнь, — такой видится главная героиня повести. Сын с семьей уехал в поселок, одна радость — их приезд раз в неделю. Внук по большей части не понимает и не принимает ее убеждений, так как это человек другого поколения. Родными людьми для нее в результате становятся такие же, как она сама, одинокие старухи. С ними она коротает время и делится своими тревогами, мыслями.

С образа Дарьи начинается анализ произведения «Прощание с Матерой»

Она помогает понять, насколько важно не терять связи с прошлым. Главное убеждение героини — без памяти нет жизни, так как в результате теряются нравственные основы самого существования человека

Так, ничем не выдающаяся старуха становится для Распутина и его читателей мерилом совести. Именно такие неприметные герои, по признанию автора, притягивают его больше всего.

История создания повести

Вторая половина 20-го века стала насыщенным на перемены временем в истории страны. А достижения научно-технической отрасли, способствовавшие переходу на более высокую степень развития, часто приводили к серьезным противоречиям в обществе. Один из таких примеров — строительство мощной электростанции, недалеко от родного села писателя, Аталанки. В результате, оно попало в зону затопления. Казалось бы, какой пустяк: разрушить небольшое село ради того, чтобы принести немалую пользу всей стране. Вот только о судьбе его старых жителей никто не подумал. Да и экологический баланс в результате вмешательства в естественный ход развития природы был нарушен.

Эти события не могли не затронуть душу писателя, чьи детство и юность прошли в глубинке, в прямой связи со сложившимися традициями и устоями. Поэтому повесть Распутина «Прощание с Матерой» — это еще и горькие размышления по поводу того, что пришлось пережить автору самому.

Подробнее

Многие авторы пишут произведения на основе реальных событий, по мотивам собственных биографических случаев. Так и в сюжет своей повести Валентин Григорьевич заложил основы подлинной истории. В 70-80 годах XX века по всему Союзу шло активное строительство гидроэлектростанций. В произведении автор описал один из таких процессов, происходивший на реке Ангаре.

Первые страницы произведения Распутин посвятил описанию природы. Он упоминает, что подобная картина – таяние снега и ледоход – повторяются из года в год. И тут же Валентин Григорьевич противоречит себе и рассказывает о том, почему эта весна стала не обычной. Деревня Матера, на берегу Ангары, «сошла с привычного хода». Строки эти легко дают прочувствовать атмосферу угасающей деревенской жизни.

От описания деревни Распутин переходит к рассказам о судьбах ее жителей. Кажется, что в них нет ничего особенного. Каждый в деревне живет обычной трудовой жизнью, а поводом для радости может послужить, разве что, приезд сына с невесткой на выходные в отчий дом. У жителей Матеры свое счастье – и оно в родной земле. Многие матеровцы приравнивают переезд к смерти, так родна и дорога им деревня. Даже на собственные вещи, которые им не пригодятся в городе, жители смотрят с тоской. А что уж говорить о животных, которые часто становятся членами семьи.

Стоит отметить, что герои повести переживают не только за трудное привыкание к городской жизни, но и за то, что будущая ГЭС затопит могилы их предков. Рабочие начинают заниматься, в прямом смысле этого слова, вандализмом. Они разрушают могилы, сжигая кресты и памятники, чтобы «ничего лишнего» не поднялось на поверхность воды. Данная сцена одна из самых трагичных в повести. Мало кого из читателей она может оставить равнодушным. Этот научно-технический прогресс смоет с «лица» земли всю их историю. По логике властей, личные чувства жителей никого не интересуют, на первое место возводится общее благо – новая электростанция.

Одним из символов будущего затопления стал часто льющий дождь, сменяющий солнечные дня. Распутин оставляет перед читателем открытый вопрос: чьей стороны придерживаться? Идти в ногу с прогрессом или сберечь кусочек русской земли?

В небольшом произведении автор смог раскрыть несколько «вечных» проблем. Перед читателем встают не только экологические вопросы. Распутин с легкостью затрагивает тему жизни и смерти, говорит о смысле человеческого бытия, рассуждает о вечных «столкновениях» отцов и детей. А «красной линией» через все произведение проходит тема любви к малой Родине.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: