Анализ сказок салтыкова-щедрина: писал в героях своих современников, а написал

Анализ сказки «дурак» (м.е. салтыков-щедрин): глубокое погружение в психологические аспекты

Анализ цитат и их значение для понимания смысла рассказа

Сказка «Дурак» М.Е. Салтыкова-Щедрина содержит множество цитат, которые не только зрелищны, но и несут в себе глубокое значение и символизм. Одна из таких цитат – «Обдумай, будто ты их десять нашел, тогда уж и смотреть будешь». Эта фраза является ключевой, так как она подводит к главному посылу рассказа, который раскрывается в конце

Автор хочет донести до читателя важность внимательности и занятости, невозможности прожить жизнь без работы, без целей и амбиций

Также в рассказе есть цитаты, которые отражают негативность и жестокость окружающего мира, например, фраза «да что ж ты мне такого плохого сделал, что тебя так и манят на щепку?» , произнесенная злобным хозяином. Эта цитата демонстрирует, насколько безжалостны и жестоки люди в отношениях друг к другу, особенно к тем, кто слабее и уязвимее.

Еще одна ключевая цитата в рассказе – «Он схлестнулся с ними, как зверь, расправил когти и зубы и бросился на них» , которая иллюстрирует тот, кто сильнее, тот и прав. Это еще одно высказывание, которое показывает жестокость и бесчеловечность в отношениях между людьми.

Таким образом, анализ цитат позволяет понять не только смысл и сюжет рассказа, но и увидеть скрытое значение и символизм в словах героев. Каждая цитата отражает моральные, этические, социальные и политические проблемы, которые актуальны и сегодня. Эти высказывания показывают, что человек создает собственную реальность, что мир не идеален, а общественные порядки могут быть коварными и жестокими.

Салтыков-Щедрин. Все произведения

  • Баран-непомнящий
  • Бедный волк
  • Богатырь
  • Верный Трезор
  • Ворон-челобитчик
  • Вяленая вобла
  • Господа Головлёвы
  • Деревенский пожар
  • Дикий помещик
  • Добродетели и Пороки
  • Дурак
  • Здравомысленный заяц
  • Игрушечного дела людишки
  • История одного города
  • Карась-идеалист
  • Кисель
  • Коняга
  • Либерал
  • Медведь на воеводстве
  • Недреманное око
  • О корени происхождения Глуповцев
  • Орёл-меценат
  • Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
  • Помпадуры и помпадурши
  • Пошехонская старина
  • Премудрый пескарь
  • Пропала совесть
  • Рождественская сказка
  • Самоотверженный заяц
  • Сказка Гиена
  • Соседи
  • Христова ночь
  • Чижиково горе

Эпоха увольнения от войн

После Бородавкина к власти пришел Негодяев, который был таким же разорителем. Как считает летописец, его свергли с власти из-за весьма демократических взглядов, а так же таких же намерений. Город был очень слаб после череды войн и бунтов, поэтому ещё одной войны он попросту мог не пережить.

Далее правителем стал Микаладзе. Для него слово «конституция» — было словом неизвестным, поэтому как главнокомандующий глуповцев он был идеален. Его правление не имело абсолютно никакого эффекта. Его мало интересовали дела глуповцев и жизнь города, куда больший интерес для него представляли женщины.

После микаладзе править глуповцами стал Феофилакт Иринархович. Вот этот правитель очень любил законы и постоянно их писал. Он ночью, втайне от всех, придумывал новый закон, который утром уже «радовал» граждан. Но вскоре о его деятельности узнали и незамедлительно сместили с места градоначальника. Из-за его активной деятельности, его даже начали подозревать в сговоре с Наполеоном.

Далее, к правлению пришел Прыщ. Он тоже был не без особенностей. Он имел фаршированную голову. Жители начали подозревать, что что-то неладно после того, как начали собирать огромный урожай на протяжении долгого времени. При этом все никаких действий для этого не предпринималось. Город начал жить в изобилии. Но в один момент предводителем дворянства был услышан запах трюфелей, который исходит от головы главнокомандующего. После чего он подвергся нападению, а голова его была съедена.

Совесть и справедливость — основа Мировоззрения Человека

Сказки Салтыкова-Щедрина поучительны ещё и тем, что ставят перед читателем сложные вопросы, найти ответ на которые невозможно, опираясь на так называемые прописные истины. Автор утверждает, что поведение человека напрямую зависит от его жизненной позиции и, соответственно, мировоззрения. И с этим нельзя не согласиться.

Моральных проблем Щедрин так или иначе касается во всех своих сказках. И среди последних есть такие, которые посвящены осмеянию лживой морали эксплуататоров и пропаганде принципов нравственности. Это — «Пропала совесть», «Добродетели и пороки», «Дурак» и другие. Эти сказки — ядовитые памфлеты на моральные принципы привилегированных социальных групп (тех, кого зовут «элита»). Сатирик показывает извращение нравственности в паразитическом обществе. Здесь совесть — «негодная тряпица», от которой каждый старается избавиться («Пропала совесть»). Здесь добродетели ловко уживаются с пороками на почве лицемерия («Добродетели и пороки»). Здесь высокие человеческие достоинства признаются ненормальными («Дурак»).

Мультфильм по сказке «Пропала совесть»

Кадр из мультфильма по сказке «Пропала совесть»

Остановимся на сказке «Пропала совесть».

Во многих сказках звучит вера в торжество положительных идеалов. Так, в сказке «Пропала совесть» рассказывается, как из мира людей была изгнана совесть. Её выбросили, как ненужную старую тряпку. Писатель выражает уверенность, что только попав в колыбель, где лежит маленький ребенок, совесть найдет наконец своего защитника.

Совесть говорит своему последнему владельцу:

В сказке «Пропала совесть» сатирик клеймит весь мир хищников-паразитов, лишившихся этого важного человеческого достояния. Эта сказка — сигнал тревоги

Значит в мире что-то не так, если живут во лжи, а не по совести. Ложь, кривда — это закон общества. Ложь — «торжествующая свинья», правящая миром.

Таким образом, писатель говорит, что надо с рождения воспитывать Человека и прививать ему общепризнанные каноны моральных ценностей, в том числе — Совесть и Справедливость.

Проявление иронии в сказке и ее роль в создании образов

Ирония является одним из основных приемов, которые использует Салтыков-Щедрин в своей сказке «Дурак». Этот прием существенно помогает автору создать яркие и запоминающиеся образы.

Например, образ главного героя Фантика наполнен иронией и сарказмом. Он предстает перед нами как человек, который не оценивает свою реальную жизненную ситуацию и гонится за недостижимыми мечтами. Вместо того чтобы работать и решать свои проблемы, он забывается в грезах о богатстве и славе. Сарказм и ирония автора проявляются в том, что все, к чему стремится Фантик, является абсурдным и невозможным.

Кроме того, ирония и сатира тесно связаны с образом губернатора. Салтыков-Щедрин здесь ярко описывает извращенность и порочность власти, продемонстрировав, что даже дурак может с ней справиться, если представители власти являются людьми низкой моральной культуры и интеллекта.

В целом, ирония играет важную роль в создании образов в сказке «Дурак». Без нее они были бы менее заметными и запоминающимися. Благодаря иронии, автор создает карикатурные образы, ярко показывая недостатки и пороки лиц, представленных в сказке. Таким образом, ирония является неотъемлемой частью художественной картины сказки и помогает автору в реализации своих основных целей.

Медведь на воеводстве

Источник

С такой же силой Салтыков-Щедрин разоблачает монархию в сказке «Медведь на воеводстве». Лев в своё дальнее воеводство посылает Топтыгиных для усмирения «внутреннего супостата». Под династией Топтыгиных Щедрин подразумевает придворных слуг царя. Три Топтыгина сменяют друг друга на посту в дальнем воеводстве. Первый и второй воеводы занимались разного рода злодеяниями: первый Топтыгин — мелкими (чижика съел), второй — крупными (забрал у крестьян корову, лошадь, двух овец, «за что мужики осерчали и убили его»). Третий же Топтыгин не хотел кровавых злодеяний, он пошел либеральным путем, за что мужики много лет присылали ему то корову, то лошадь, то свинью, но в конце концов, лопнуло терпение мужиков, и они расправились с воеводой. В этой расправе ясно видятся стихийные бунты крестьян против своих угнетателей, а также неспособность либералов управлять государством.

Салтыков-Щедрин показал, что недовольство народа обусловлено не только произволом наместников, но и порочностью всей самодержавной системы.

Сатирик не уставал изобличать пороки самодержавия и в других своих сказках. В сказке «Орёл-меценат» выдающийся писатель показал отношение верхов к искусству, науке и просвещению. Он делает один вывод,

В нашей современной действительности мы на себе ощутили реформы в сфере образования таких Орлов (ВШЭ и прочие либералы в правительстве, загубившие эффективную советскую систему образования).

Источник

И вот тут чиновнику (Богатырю) противопоставляется Народ из сказки «Богатырь»

Снаружи — это история о силаче, проспавшем всю жизнь в дупле, заместо того, чтоб защищать собственный люд от ожесточенных набегов чужеземцев. Но под видом Богатыря, пугавшего одним своим храпом всех в окружении, просматривается вложенная писателем другая мысль. Тут обличается недальновидность правящего класса, несоответствие поступков вершины ожиданиям и потребностям обычного люда. О том, что происходит, если «элита» перестаёт выражать интересы народа, мы писали в статье «Последняя ли Смута на Руси? 18—19 августа 1991 (часть 1)»

В стране сказочной, пока спал Богатырь, «свои» сами друг дружку так изводили, что «чужим» бы и не снилось. Когда же вражьи силы напали на страну, где силач в дупле почивал, оказалось, что издавна он погиб, и змеи съели тело его в дупле, где спал. Не оправдаются надежды народа на неизвестного богатыря. Никто не выручит людей от захватчиков, потому на защитников сказочных не полагайся, а сам становись таким защитником, чтобы о тебе слагали былины и сказки.

Описанная аллегорически ситуация открывает идею: полагаясь на звучные обещания высокопоставленных заступников, люд околпачивает сам себя. Не защиту, а только разграбление несёт обычным людям «элитарные» притязания некоторых индивидов. Ну и гнилостная она, в корне собственном. И об этом забывать нельзя, чтоб в деньки бедствия не оказаться неподготовленными либо ослабленными своими же правителями, что и реально показали лихие 90-е.

Краткий анализ

  • Год написания – 1869 г.
  • История создания – Не имея возможности открыто высмеивать пороки самодержавия, Салтыков-Щедрин прибегнул к иносказательной литературной форме – сказке.
  • Тема – В произведении Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» наиболее полно раскрыта тема положения крепостных крестьян в условиях царской России, абсурдность существования класса помещиков, не умеющих и не желающих работать самостоятельно.
  • Композиция – В основе сюжета сказки – гротескная ситуация, за которой скрыты реальные отношения между классами помещиков и крепостных. Несмотря на небольшой размер произведения, композиция создана по стандартному плану: завязка, кульминация и развязка.
  • Жанр – Сатирическая сказка.
  • Направление – Эпос.

Чиновники и народ

Источник

Основная идея сказок, которую Салтыков-Щедрин хотел донести — непримиримость социальных противоречий в эксплуататорском толпо-«элитарном» обществе и разрушение идиллий, иллюзий о возможности преобразований. Поэтому он и показывает в своих сказках, что волк всегда будет съедать, медведь — бесчинствовать, пескарь — прятаться, орёл — разбойничать и спать между разбоями, а спасённый генерал мужику пятак на водку пожалует. Но не нужно обманываться, будто могут произойти какие-то преобразования, и чиновник изменит своей природе, раб изменит своей природе, служивый изменит своей природе — во всём разнообразии сказок Салтыков-Щедрин показывает, что этого не произойдёт, если устройство психики их останется прежним — волчьим, медвежьим, рыбьим, орлиным или ещё каким животноподобным. То же можно сказать и о руководимых стереотипами зомбоподобных людях, как впрочем и об хитрецах, упивающихся своими интеллектуальными качествами. Все они — основа толпо-«элитаризма», его плоть и кровь.

В сказках Салтыков-Щедрин раскрывает тему эксплуатации народа, даёт уничтожающую критику паразитизму дворянства, чиновникам — всем тем, кто живёт народным трудом.

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

Источник

В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» писатель изображает двух генералов, которые попали на необитаемый остров. Два крупных чиновника всю свою жизнь прослужили в регистратуре, которую потом «за ненадобностью упразднили». Попав на остров, генералы-дармоеды чуть не съели друг друга. Не окажись на острове мужика, бездельники так и умерли бы с голоду, хотя на острове было множество плодов, рыбы и всякой живности. Насытившись плодами трудов мужика, генералы вновь приобретают уверенность в себе и один из них говорит:

В этой сказке Салтыков-Щедрин изобличает паразитизм, полную неспособность людей, которые давно отвыкли от честного труда. Позднее Чехов в пьесе «Вишневый сад» покажет нам Гаева, зрелого человека, которому старый лакей Фирс надевает штаны. Окажись Гаев на необитаемом острове, он так же, как и генералы, умер бы с голоду. Генералам не приходит в голову, что эксплуатировать мужика — это позорно и безнравственно, они полностью уверены в своем праве, что на них должен кто-то работать.

Сатирик пишет:

Композиция

Сказка «Дикий помещик» – небольшое произведение, которое в «Отечественных записках» заняло лишь несколько страниц. В ней идет речь о глупом барине, который бесконечно донимал работающих на него крестьян из-за «холопьего запаха».

В завязке
произведения главный герой обращался к Богу с просьбой навсегда избавиться от этого темного и ненавистного ему окружения. Когда же молитвы помещика об избавлении его от крестьян были услышаны, он остался в полном одиночестве в своем большом поместье.

Кульминация
сказки в полной мере раскрывает беспомощность барина без крестьян, которые выступали в его жизни источником всех благ. Когда же они исчезли, некогда лощеный барин быстро превратился в дикое животное: перестал мыться, следить за собой, есть нормальную человеческую пищу. Жизнь помещика превратилась в скучное, ничем не примечательное существование, в котором не было места радости и удовольствиям. В этом и заключался смысл названия сказки — нежелание поступиться собственными принципами неизбежно приводит к «дикости» – гражданской, интеллектуальной, политической.

В развязке
произведения помещик, окончательно обнищавший и одичавший, полностью утрачивает рассудок.

Жанр

С первых строк «Дикого помещика» становится понятно, что это жанр сказки
. Но не добродушно-наставительной, а едко-сатирической, в которой автор жестко высмеял основные пороки социального строя в царской России.

В своем произведении Салтыкову-Щедрину удалось сохранить дух и общий стиль народности. Он мастерски использовал такие популярные фольклорные элементы как сказочный зачин, фантастичность, гиперболу. Однако при этом ему удалось поведать о современных проблемах в обществе, описать события в России.

Благодаря фантастическим, сказочным приемам, писатель смог вскрыть все пороки общества. Произведение по своему направлению является эпосом, в котором гротескно показаны реально существовавшие отношения в обществе.

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина наполнены сатирой и гиперболой. Русский писатель высмеивает серьёзные проблемы русского общества, используя аллегорию и иронию. Сказки небольшие по объёму, но очень ёмкие по смыслу и содержанию. Особое место в авторском сознании занимает тема крепостного права, угнетения русского народа и жестокой эксплуатации.

В сказке «Дурак» Салтыков-Щедрин переосмысливает традиционный фольклорный сюжет об Иване-дураке. Писатель обращается к своей излюбленной теме социально-политического строя государства.

Главный герой – «дурак необыкновенный». Его необыкновенность заключается в том, что он не готов мириться с существующими жестокими и бесправными порядками. В нём зарождается тип нового персонажа, который затем полюбится Ф.М. Достоевскому. В Иване-дураке воплотился положительно прекрасный человек, чистый, светлый. Именно поэтому он и заслужил прозвище дурака. Он не вписывается в те нормы, которые приняты в обществе того времени. Он желает учиться, узнавать что-то новое. Самое главное, он чувствует своим сердцем, что существующий государственный строй, где отношения между помещиками и крестьянами строятся на абсолютном бесправии, не может привести ни к чему хорошему в дальнейшем. Иван стремится нести добро в мир, который отвечает ему лишь непониманием. Даже родители считают его странным.

Сказка «Дурак» прославляет идею о том, что человеческие качества важнее общественного положения. Так, у главного героя абсолютно чистая душа, но, скорее всего, общество никогда его не примет, потому что Иван не такой, как все. Он не готов мириться с глупостью, необразованностью, жестокостью, несправедливостью. Примечательно, что главный герой – не идеолог, революционер или бунтарь, он обычный крестьянский праведник.

Таким образом, сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина наполнены глубоким социально-политическим пафосом. В них автор иносказательно говорит о несовершенствах современного общества. Сказка «Дурак» продолжает галерею ярких типов «лишних» людей. С помощью иносказания писатель показывает, как легко человек может стать изгоем в обществе из-за своей благородной и чистой души.

Чему учит сказка «Премудрый пескарь»

Автор иносказательным языком пытается заставить читателя переосмыслить важнейшую философскую тему – о смысле жизни.

Именно то, на что человек растратит свою жизнь, и станет в итоге основным критерием его мудрости.

С помощью гротескного образа пескаря Салтыков–Щедрин пытается донести эту мысль до читателя, предостеречь молодое поколение от неверного выбора своей стези, а более старшему предлагает задуматься о достойном финале жизненного пути.

На примере пескаря автор показывает, как малодушие и трусость могут заставить совсем неглупого, подающего надежды человека вести «растительную» жизнь, и в итоге расточить ее впустую.

История не нова. Евангельская притча о человеке, закопавшем свой талант в землю, как раз об этом. В ней дается самый первый и главный нравственный урок на эту тему. В дальнейшем в литературе неоднократно поднималась проблема маленького человека «твари дрожащей», и его места в обществе.

Но при всем этом изрядная часть поколения современников Салтыкова–Щедрина знакомая с литературным наследием предков, образованная, и в меру либеральная, не сделала нужных выводов, поэтому во множестве своем являла собой именно таких пескарей, не имеющих ни гражданской позиции, ни социальной ответственности, ни стремления к позитивному преобразованию общества, окопавшись в своем мирке и дрожа от страха перед власть имущими.

Любопытно, что само общество тоже считает подобных особей балластом не интересным, глупым и бессмысленным. О пескаре обитатели водоема высказывались крайне нелицеприятно, несмотря на то, что он жил, никому не мешая, никого не обижая и не наживая врагов.

Конец жизни главного героя очень показателен – он не умер, не был съеден. Он исчез. Автор выбрал такой финал, чтобы еще раз подчеркнуть эфемерность существования пескаря.

Основная мораль сказки в следующем: если при жизни человек не стремился делать добро и быть нужным, то и смерти его никто не заметит, потому что существование его не имело смысла.

Во всяком случае, перед смертью главный герой сожалеет именно об этом, задавая себе вопросы – кому он сделал доброе дело, кто сможет его с теплом вспомнить? И не находит утешительного ответа.

Роль сказки «Дурак» в истории русской литературы

Сказка «Дурак» Салтыкова-Щедрина является одним из наиболее известных произведений русской литературы. Она была опубликована в 1868 году и с тех пор стала неотъемлемой частью культурного наследия России. Сказка рассказывает о жизни простого человека, который сталкивается с жестокостью и несправедливостью общества. В ней автор высмеивает пороки российской действительности того времени, такие как коррупция, бюрократизм и нравственное разложение.

«Дурак» стал одним из первых произведений, которые открыто критиковали российскую власть и общество. Он стал символом борьбы за свободу и справедливость, и вдохновил многих писателей и мыслителей на создание подобных произведений. Сказка была запрещена цензурой, но это не помешало ей стать популярной и влиятельной в России и за ее пределами.

Сказка «Дурак» Салтыкова-Щедрина остается актуальной и сегодня, так как многие из проблем, которые она высмеивает, все еще существуют в современном обществе. Она напоминает нам о необходимости бороться за свои права и за справедливость, и о том, что каждый человек имеет право на достойную жизнь.

Вариант 2

Основным персонажем произведения является человек по имени Иван, представленный писателем в образе особенного представителя человечества, считающегося среди окружающих дураком.

5 стр., 2334 слов

Анализ повести русского писателя Александра Ивановича Куприна «Олеся»

… Куприна «Олеся» исходит из представлений французского писателя и мыслителя Жан Жака Руссо и руссоизма. Основные положения этой концепции заключаются в следующем: противопоставление буржуазной цивилизации простой жизни людей … негативного отношения крестьян к «колдуньи» Олеси. Иван Тимофеевич, герой, от лица которого читатель узнает … сказка нашей любви, и до сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси …

В образе Иванушки-дурачка изображается прирожденный крестьянский праведник, который в силу своих умственных особенностей не понимает и не признает официальные общественные нормы и правила, действуя исключительно по собственному разумению, не прислушиваясь к общественному мнению и убеждениям.

Выражается данная особенность Иванушки в форме его поступков, которые считаются у окружающих странными и непонятными. Это и украденная для друга булка, поскольку для Ивана не существует понятия собственности, попытка спасения тонущего ребенка при полном отсутствии навыков плавания, вызволение из кастрюли петуха, по мнению Иванушки нежелающего быть сваренным, выручка соседского козла из рук дразнящих мальчишек, получая от спасенного животного пинок рогами в спину.

Отправившись на обучение с родительского благословения, надеявшегося научить дурака уму разуму, Иван поначалу делать значительные успехи в постижении наук, благодаря хорошей памяти. Однако в дальнейшем науки перестают поддаваться дураку, поскольку в их овладении необходим мыслительный процесс и логика, отсутствующие у Иванушки. Молодой человек с трудом заканчивает учебное заведение, исключительно благодаря связям родителей.

Вернувшись домой, Иван продолжает свою жизнь, как и прежде, спасая имущество горожан на пожарах, помогая неизлечимым больным, поддерживая друга.

Мать с отцом решают женить Иванушку, познакомив его с вдовствующей женщиной. Однако, не понимая смысла понятия любовь к женщине, относясь равнодушно к представительницам слабого пола, Иван остается холостым мужчиной.

Случайный прохожий как-то объясняет родителям дурака особенности их сына, заключающие в полном отсутствии в Иванушке подлости, но предупреждает родных о предстоящем в будущем их сына выборе между подлостью и дурачеством, который, возможно, приведет его к несчастью.

Внезапно Иван исчезает и возвращает лишь спустя много лет в виде измученного, исхудавшего, молчаливого человека.

Писатель в образе Ивана-дурака изображает одиноких протестантов, которые вступают в непримиримый конфликт с существующим общественным мнением и заканчивают свою судьбу трагическим образом. Окончание сказки символизирует именно произошедший с героем драматический случай, повлиявший на его жизнь.

Идея, тема, смысл

Символика в сказке «Дурак»

Символика в сказке «Дурак» Салтыкова-Щедрина играет важную роль в передаче главной идеи произведения. Один из главных символов — это образ дурака, который является не только главным героем, но и символом человеческой глупости и наивности. Дурак в сказке не только не может понять, что его обманывают, но и сам становится инструментом обмана.

Еще одним важным символом является образ графа, который представляет собой символ богатства и власти. Граф в сказке использует дурака для своих корыстных целей, что символизирует жестокость и безжалостность богатых и властных людей.

Также в сказке присутствует символ денег, которые становятся главной причиной обмана и предательства. Деньги в сказке символизируют жадность и корысть, которые могут привести к гибели человека.

В целом, символика в сказке «Дурак» Салтыкова-Щедрина помогает передать главную идею произведения — о том, что человеческая глупость и жадность могут привести к гибели и разрушению.

Несколько интересных сочинений

  • Доброта – это то, что всегда будет в моде. Но в современном мире, к сожалению, она не является главным качеством, так как ценят нынче за успешную карьеру, материальный успех и прочие денежные блага.

  • Филипп Филиппович Преображенский – один из главных героев повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Это шестидесятилетний учёный, выдающийся хирург с мировым именем, умный, интеллигентный, спокойный

    5 стр., 2007 слов

    Стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Дурак» (анализ, восприятие, оценка)

    … у отца три сына: два умных, а третий – дурак». На Иванушку-дурака все машут рукой, над ним смеются, его презирают. Каким бы не предстал Иван, для всех окружающих он … и к жизни приспособиться не может». И. С. Тургенев. ДУРАК ДУРАК Как вы объясните название этого стихотворе­ния?, Что обеспечило дураку всеобщее призна­ние?, Какие человеческие качества резко …

  • В произведении «Герой нашего времени» М.Лермонтов знакомит читателя с Григорием Печориным, молодым офицером, прибывшим служить на Кавказ. Печорин родом из Санкт-Петербурга, воспитывался

  • Романтическое произведение «Ромео и Джульетта», покорило сердца многих поколений. Тема любви, предательства играет во многих произведениях главную роль.

  • В каждом человеке в той или иной степени совмещены мечты и реальность. И это здорово – быть реалистом с мечтой, но, когда человек мечтатель по жизни и совершенно не реализует себя в реальности

История создания

В течение многих лет Салтыков-Щедрин делал наброски, записывал свои идеи в виде черновиков и создавал законченные произведения. Но пока не было отменено крепостное право, цензура не допускала рассказа, сказки и повести этого автора к печати.

В то время запрещалось открыто затрагивать тему угнетения крестьян. С возрастом писатель нашёл выход: он стал творить в особом жанре.

Сказка — безобидное литературное направление, в котором лишь при большом желании можно разглядеть нападки на существующий строй. У цензуры такие произведения не вызывали подозрений.

Писатель зло и остро высмеивал каждый порок помещиков, используя такие методы и приёмы:

  • яркий язык;
  • мудрые афоризмы;
  • метафоры;
  • традиционные фольклорные элементы;
  • сочетание реальности и фантастики.

Произведение под названием «Дикий помещик» — соединение фольклорного, фантастического и реального. Даже зверь считает, что крестьяне нужны, чтобы их есть. Сказочные сюжеты, за которыми писатель умело скрывал социальные проблемы, позволяли выразить всё, что тревожило умы и души не только самого Михаила Евграфовича, но и его современников.

Целью автора было не просто заинтересовать широкие читательские массы, но и донести до сознания людей необходимость масштабных перемен. Ведь даже после отмены крепостного права положение крестьян оставалось бедственным.

После написания сказки прошло несколько лет, прежде чем она была опубликована. В 1869 году российский литературный журнал «Отечественные записки» напечатал произведение.

Художественные приемы, использованные в сказке «Дурак»

В сказке «Дурак» Салтыков-Щедрин использует множество художественных приемов, чтобы передать свой критический взгляд на российское общество XIX века. Один из таких приемов — использование сатиры и иронии. Автор создает образы героев, которые являются карикатурами на типичных представителей того времени. Например, герой сказки, Иван, является типичным представителем крестьянского класса, который не имеет образования и не понимает, что происходит вокруг него.

Другой художественный прием, который используется в сказке, — это использование символизма. Автор создает образы, которые символизируют различные аспекты российского общества. Например, образ героя-дурака символизирует невежество и отсталость российского народа, а образ героя-барина символизирует богатство и власть элиты.

Также автор использует приемы гиперболы и экспрессии, чтобы усилить эффект сатиры и иронии. Например, описание жизни героя-дурака является гиперболизированным и преувеличенным, чтобы показать, насколько невежествен и глуп этот персонаж.

В целом, использование различных художественных приемов в сказке «Дурак» помогает автору передать свой критический взгляд на российское общество XIX века и показать, что многие проблемы, которые существовали тогда, до сих пор актуальны и требуют решения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: