Содержание
-
Слайд 1
-
Слайд 2
Прочтите стихотворение:
Хрустя по серой гальке, он прошёл Покатый сад , взглянул по водоёмам, Сел на скамью…За новым белым домом Хребет Яйлы и близок и тяжёл.
Томясь от зноя, грифельный журавль Стоит в кусте. Опущена косица, Нога — как трость…Он говорит: «Что, птица? Недурно бы на Волгу , в Ярославль!»
Он , улыбаясь, думает о том , Как будут выносить его — как сизы На жарком солнце траурные ризы, Как жёлт огонь, как бел на синем дом.
«С крыльца с кадилом сходит толстый поп, Выводит хор…Журавль, пугаясь хора, Защёлкает, взовьётся от забора- И ну плясать и стукать клювом в гроб!» -
Слайд 3
-
Слайд 4
-
Слайд 5
Стихотворение суховатое, без всяких эмоций, без лирики. Оно похоже на беглый карандашный набросок. И всё же в нём видится нам подлинный Чехов, такой, каким он был на самом деле, хоть и воспринятый только с одной стороны.
-
Слайд 6
Поэт зарисовал его в Ялте. Чехов, больной, одинокий, вышел из своего дома и бродит по саду.
Хрустя по серой гальке он прошёл Покатый сад, взглянул по водоёмам, Сел на скамью…За новым белым домом Хребет Яйлы и близок и тяжёл.
-
Слайд 7
Дни Чехова уже сочтены , и он хорошо это знает.. Он , улыбаясь, думает о том , Как будут выносить его — как сизы На жарком солнце траурные ризы, Как жёлт огонь, как бел на синем дом.
Самое удивительное в этих строках – неожиданное слово «улыбаясь». Когда читаешь эти строки впервые , оно поражает больше всего: как может человек улыбаться, думая о собственных похоронах? Разгадка этой странности – в заглавии. Стихотворение ведь называется «Художник» .
-
Слайд 8
По мысли автора , Чехову как художнику до такой степени было любо и весело воссоздавать в своём воображении ту или иную картину материального мира, все её краски , очертания и образы, что он с улыбкой рисовал перед собою даже картину своих похорон – всю до мельчайших деталей: и солнечные блики на чёрных одеждах священников, и жёлтые огоньки восковых погребальных свечей.
-
Слайд 9
Он , улыбаясь, думает о том , Как будут выносить его — как сизы На жарком солнце траурные ризы, Как жёлт огонь, как бел на синем дом.
-
Слайд 10
Томясь от зноя, грифельный журавль Стоит в кусте. Опущена косица, Нога- как трость…Он говорит: «Что, птица? Недурно бы на Волгу ,в Ярославль!»
-
Слайд 11
«С крыльца с кадилом сходит толстый поп, Выводит хор…Журавль, пугаясь хора, Защёлкает, взовьётся от забора- И ну плясать и стукать клювом в гроб!»
-
Слайд 12
Даже думая о своих похоронах, художник не может не радоваться зрительным образам , встающим перед ним при этой мысли.
-
Слайд 13
Конечно, приведённые строки всего лишь предположение, догадка, но всё же , здесь верно подмечено и выдвинуто на первое место самое основное в творчестве Чехова: его ненасытный , никогда не ослабевающий , жгучий, живой интерес ко всякому проявлению жизни, ко всякому её воплощению в зримых и осязаемых образах.
-
Слайд 14
Зримый и осязаемый образ – главный ресурс творчества Чехова и главнейший посредник между ним и читателем.
-
Слайд 15
Мало было в русской литературе художников , которые так услаждали бы образами , так охотились бы за ними повсюду – и , главное, обладали бы таким непревзойдённым искусством высказываться при помощи таких простых слов.
-
Слайд 16
Так или иначе , нам ясно одно : писатель в глазах современников остался до конца своих дней незнакомцем.
-
Слайд 17
Посмотреть все слайды
Цветопись и светопись как составляющие мира творца в рассказе И.А. Бунина «Безумный художник»: филологический анализ на основе кейс-технологии
УДК
372.8
DOI:
https://doi.org/10.29025/1994-7720-2021-3-92-99
Цветопись и светопись как составляющие мира творца в рассказе И.А. Бунина «Безумный художник»: филологический анализ на основе кейс-технологии
Авторы:
М.А. Дубова, В.В. Ефремова
Получена:
26.07.2021
Принята:
12.08.2021
Опубликована онлайн:
25.09.2021
Резюме:
Статья посвящена анализу приёмов цветописи и светописи в рассказе писателя-неореалиста И.А. Бунина «Безумный художник»
Актуальность данной статьи обусловлена тем, что в современной системе образования всё большее внимание уделяется инновационным педагогическим приемам и технологиям проведения занятий, призванным оптимизировать учебный процесс и обеспечить ученику большую самостоятельность в работе. В частности, возрастает интерес к кейс-технологии
Цель статьи состоит в филологическом анализе рассказа И.А. Бунина «Безумный художник» с привлечением приёмов кейс-технологии. Авторы статьи за основу работы с текстом бунинского рассказа берут кейс, обучающий анализу и оценке ситуации. С опорой на него в статье представлен анализ лингвистических параметров художественного текста и средств их репрезентации на лексико-семантическом уровне, раскрывающих приёмы цвето- и светописи, используемых писателем в произведении и участвующих в реализации основного принципа построения текста – антитезы. Проведенный анализ опирается на сравнительно-сопоставительный метод, методы цитирования и целостного анализа литературного произведения. В результате исследования был разработан урок русского языка для учащихся старших классов на тему «Цветопись и светопись как составляющие мира творца в рассказе И.А. Бунина “Безумный художник”» на основе приемов кейс-технологии. Решение предложенного кейса способствует развитию креативного и критического мышления обучающихся, формированию умений работать как индивидуально, так и в парах, развитию коммуникативной и лингвистической компетенций.
Ключевые слова: И.А. Бунин, «Безумный художник», кейс-технология, филологический анализ текста, цветопись, светопись, антитеза, репрезентация.
Ключевые слова:
И.А. Бунин, «Безумный художник», кейс-технология, филологический анализ текста, цветопись, светопись, антитеза, репрезентация
Для цитирования:
Дубова М.А., Ефремова В.В. Цветопись и светопись как составляющие мира творца в рассказе И.А. Бунина «Безумный художник»: филологический анализ на основе кейс-технологии // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2021; 3. DOI: 10.29025/1994-7720-2021-3-92-99.
(русский)
Список литературы:
1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий: теория и практика обучения языкам. М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
2. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учеб. пособие. М.: Флинта : Наука, 2009. 520 с.
3. Бунин И.А. Безумный художник // Полное собрание рассказов в одном томе. М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2018. 1117 с.: ил. С. 535–541.
4. Ворвуль А. Методика и технология интерактивного обучения кейс-методом . URL: https://www.hse.ru/data/2014/12/11/1104910169/Методика%20и%20технология%20интер-активного%20обучения… (дата обращения: 31.03.2020).
5. Даутова О.Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. Санкт-Петербург: КАРО, 2017. 176 с.
6. Зимина-Дырда Т.Ю. Мир художника в рассказах И.А.Бунина . URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mir-hudozhnika-v-rasskazah-i-a-bunina (дата обращения: 25.03.2020).
7. Нилус П.А. Иван Бунин и его творчество // Литературное наследство. Иван Бунин. М.: Наука, 1973. Т. 84. Кн. 2. С. 429-435.
8. Попова С.Ю. КЕЙС-СТАДИ: принципы создания и использования. Тверь: Изд-во «СКФ-офис», 2015. 126 с.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
10. Троица Андрея Рублева: Антология. М.: Искусство, 1981. 214 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования Российской Федерации. М.: Просвещение, 2010.
12. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. 186 с.
Творческое безумие: 5 типов сумасшедших художников, которых вы встретите в своей жизни
Когда вы смотрите на некоторые из величайших творческих достижений нашего вида, вы часто обнаруживаете, что небольшое безумие не так уж далеко позади.
. . . . .
Одержимый, страстный и плодовитый
Эти суперуспешные люди любят списки, правила, детали, совершенство, чистоту и обычно характеризуются как страдающие «обсессивно-компульсивным расстройством личности» (ОКРЛ) — не путать с гораздо более серьезным обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР) . В отличие от людей с обсессивно-компульсивным расстройством, людей с обсессивно-компульсивным расстройством вдохновляют их навязчивые идеи, которые на самом деле помогают им работать усерднее и лучше, чем другие. Люди с OCPD пристрастились к совершенству, и, как известно, с ними трудно работать из-за их ненасытного зуда, чтобы все было идеально.
. . . . .
Хороший вид сумасшедшего
Оскар Уайльд ходил по улице с лобстером на поводке, а Чарльз Диккенс отбивался от воображаемых людей своим зонтиком.
. . . . .
Искусство и наркомания
Если вы считаете зависимость формой безумия (и вы определенно должны это делать, если в Статистическом справочнике по психическим расстройствам есть что-нибудь сказать об этом), зависимость является одним из тяжелых ударов среди художников, поражающих огромное количество творческих людей, многие из которых заходят так далеко, что утверждают, что их любимый наркотик является источником их творчества. Стивен Кинг, Эрнест Хемингуэй, Билли Холидей, Джексон Поллак, Жан-Мишель Баския, Хантер С. Томпсон, Эдгар Аллен По, Джек Керуак, Уильям Фолкнер, Ф. Скотт Фицджеральд, Чарльз Буковски и многие другие разделили и в некоторых случаях умерли от этого изнуряющая проблема.
. . . . .
Эго
Давайте просто назовем это синдромом Канье Уэста. TKWS поразил всех, от Пабло Пикассо, Мадонны, которая, как цитируют, говорила, что не может быть счастлива, пока не станет так же знаменита, как Бог, до философа Эмпедокла, который так искренне верил, что он бог, что прыгнул в вулкан, чтобы «доказать» прохожим, что он выпрыгнет невредимым. Излишне говорить, что он этого не сделал. Но память о его эго, безусловно, живет! Дело не в том, что эти творческие гении-эгоманьяки плохие люди (или обязательно «сумасшедшие художники» в клиническом смысле), а в том, что они настолько высоко ценят свой талант и успех, что начинают верить в то, что они сверхчеловеки. И справедливости ради, легко забыть, что ты всего лишь простой смертный, когда все вокруг относятся к тебе как к богу. После многих лет жизни в пузыре такие художники, как Канье Уэст, которого цитировали такими фразами, как «Я Пикассо.
. . . . .
Чувствительный и Тревожный
Эмили Дикинсон, Джейн Остин, Эдвард Мунк, Лев Толстой, Вольтер и доктор Сьюз, все они были творческими одиночками, которые закрывались от других людей и укрывались в творческом убежище своих собственные, чтобы создать произведение искусства, которое определило их жизнь. Еще Альберт Эйнштейн считал, что «однообразие и уединение спокойной жизни стимулирует творческий ум». Для одних это было блаженством, а для других необходимым злом. Для таких артистов, как Мэрилин Монро, изоляция была своего рода частью концерта. Будучи известным, плодовитым и чувствительным, вы гораздо более открыты для критики и преследований, и в результате между большинством великих художников и внешним миром возводятся неприступные крепости, чтобы обеспечить их безопасность и дать им пространство, в котором они должны быть самими собой.
. . . . .
Меланхолия
Их не зря называют «замученными художниками». Искусство — это доступ к самым глубоким, самым необузданным частям себя. Возможно, больше, чем любая другая профессия, акт творчества сближает художников со своими демонами. Исследования показали, что художники всех видов, будь то фотографы, танцоры или музыканты, на 8% чаще живут с биполярным расстройством. Но тяжелее всего приходится писателям. Они на 121% чаще страдают этим заболеванием и на 50% чаще думают о самоубийстве. Сильвия Плат, Дэвид Фостер Уоллес, Винсент Ван Гог, Вирджиния Вульф, Курт Кобейн и Эрнест Хемингуэй погибли этой ужасной трагедией. Но это еще не все плохие новости, другие артисты, которые страдали депрессией на протяжении всей своей жизни, сумели вырваться и выздороветь.