Содержание и сюжет новеллы «Чапаев и пустота» Пелевина
Сюжет рассказывает о главном герое, бывшем военном Чапаеве, который оказывается в альтернативной реальности, известной как «пустота». В этой реальности, где практически ничего нет, Чапаев встречает Швондера — путешественника, который сопровождает его в его путешествии по пустоте.
Вместе они исследуют эту альтернативную реальность, обращаясь к различным философским и космическим концепциям. Они обсуждают такие вопросы, как смысл жизни, природа пространства и времени, свобода и детерминизм, роль человека во Вселенной. Их диалоги и философские размышления составляют основу истории.
Во время путешествия Чапаев сталкивается с различными символическими образами, которые представляют собой отражение его собственной пустоты и осознания собственной ничтожности. Он также переживает личные эмоциональные и ментальные состояния, которые позволяют ему осмыслить свою сущность и отношение к миру.
Одной из главных тем новеллы является смысл жизни и его относительность. Пелевин задает вопрос, насколько реальность и смысл существуют в современном обществе, где доминируют ничтожность и пустота.
История также представляет современное общество как потребительскую культуру, где люди затрагивают пустоту своих жизней через различные формы развлечений и потребительский образ жизни. Автор использовал эту тему для исследования связи между человеком и смыслом жизни в современном мире.
В целом, «Чапаев и пустота» — глубокий философский роман, повествующий о смысле жизни и осмыслении реальности. Он предлагает читателю взглянуть на существование в новом свете и задуматься над собственной пустотой и смыслом жизни. Эта новелла является одной из важных работ Пелевина, открытием для людей, которые ищут ответы на фундаментальные философские вопросы.
Пятая часть
Пётр очнулся летом в незнакомой комнате. У его кровати сидела Анна. Она рассказала о сражении, во время которого Пётр командовал эскадроном, был контужен и несколько месяцев пробыл в коме.
Не слушая возражений, Пётр встал и решил прогуляться по городу. Анна привела его в ресторан, где рассказала, что Пётр очень сблизился с Чапаевым.
Узнав, что Чапаев — дядя Анны, Пётр попытался флиртовать с ней. Он решил, что девушка неравнодушна к нему, раз дежурила у его кровати. На это Анна возразила, что приходила в комнату Петра послушать его живописный бред. Пётр обиделся и поссорился с ней.
В ссору вмешались белые офицеры, сидящие за соседним столиком. Конфликт нарастал, но тут в ресторане внезапно появился бритый наголо человек с двумя револьверами и прогнал их. Он представился Котовским и увёз Анну, с которой был давно знаком, на своей коляске.
Пётр подумал, что не имеет ничего, способного привлечь такую женщину, как Анна, и почувствовал отвращение к себе.
Чапаева Пётр нашёл в старой бане на задворках усадьбы. Тот огорчился, узнав, что Пётр действительно забыл всё, что успел понять, и попытался объяснить ему, что вся окружающая реальность находится в его сознании, а сам он пребывает в пустоте. Свои объяснения Чапаев сдабривал щедрыми порциями самогона, и вскоре Пётр слишком опьянел, чтобы хоть что-то понять.
Добравшись до своей комнаты, Пётр уснул. Разбудил его Котовский, пришедший поговорить о России и раздобыть немного кокаина. Половину банки, доставшейся ещё от убитого фон Эрнена, Пётр выменял у Котовского на лошадей и коляску, на которой тот катался с Анной.
Система персонажей
Герои романа «Чапаев и пустота»:
- Петр Пустота;
- Чапаев;
- Георгий фон Эрнен, товарищ Фанерный;
- Анна;
- Барон Юнгерн;
- Котовский;
- Фурманов;
- Барболин и Жербунов;
- Владимир Володин, Семен Сердюк, просто Мария.
Петр Пустота – поэт-декадент из Петербурга, комиссар Чапаева, католик. Герою произведения 26 лет. В 1990-х годах Пустота является пациентом Образцовой психиатрической больницы. Он себя считает единственным наследником философов прошлого. Прототипами образа Пустоты стали адъютант В. Чапаева Петька и П.Д. Успенский, ученик Г. Гуджиева.
Чапаев – командир Красной армии, похожий на белого офицера. Маг, адепт, гуру, мистик. Является членом ордена Октябрьской звезды, как и Барон Юнгерн. Прототипами этого образа являются: В. Чапаев из книги Фурманова, Г. Гуджиев – эзотерик, торговец коврами, а также дон Хуан из произведений К. Кастанеды.
Георгий фон Эрнен (товарищ Фанерный), поэт, является давним другом Пустоты. В момент их встрече – он чекист. Возможно, что он просто кошмар главного героя, один из его «ложных я».
Анна – пулеметчица-льюсистка, племянница Чапаева. Прототипом Анны стала Анка-пулеметчица из анекдотов и фильма.
Котовский – уголовник, кокаинист, творец Вселенной. Буддист и мистик, но несколько странный, «отмороженный». Прототипами этого образа являются: Г.И. Котовский, красноармейский командир, а также герой фильма «Котовский».
Черный Барон Юнгерн – защитник «Внутренней Монголии». Командир Особого Отряда Тибестких Казаков, инкарнация бога Войны. Черный Барон контролирует Валгаллу.
Барболин и Жербунов – матросы-балтийцы. В 1990-х – санитары в Психиатрической больнице. Являются провожатыми Пустоты по мирам.
Фурманов – комиссар полка ивановских ткачей.
Тимур Канашников – заведующий Третьим отделением Психиатрической больницы. Канашникова пациенты называют Хозяином. В образе Канашникова – легкая пародия на турбореализм и метод Юнга.
Замечание 4
Турбореализм – это литературное направление начала 90-х годов, к которому относили и В. Пелевина.
Семен Сердюк, просто Мария, Владимир Володин – пациенты больницы, обитатели палаты номер 7.
Кроме перечисленных герой, в романе встречаются следующие персонажи: комиссар Бабаясин, Алексей Толстой, Валерий Брюсов, посетители «Музыкальной табакерки» и обслуга, денщик Пустоты Семен, денщик и адъютант Чапаева башкир Батый, медсестра, ивановские ткачи, Жорж Овечкин, штабс-капитан и его приятель, полковник Смирнов — военный психиатр, Ленин, фирмач Кавабата, Шварцнеггер, казак Игнат и т.д.
Шестая часть
Пётр очутился в реальности Сердюка, в Москве 1990-х. Тот ехал в метро. У соседа по лавке Сердюк заметил брошюру «Японский милитаризм» и подумал, что японцы помнят про долг, поэтому и живут нормально.
Выйдя из метро, Сердюк от тоски сильно напился. На газете, в которую была завёрнута закуска, он увидел объявление — московское отделение японской фирмы набирает сотрудников. Он позвонил.
На следующий день вместе с главой филиала Кавабатой, следуя вековым японским традициям, Сердюк пил саке, поэтически разговаривал о жизни и развлекался с русскими девушками, переодетыми гейшами.
Так состоялся «алхимический брак России с Востоком», где Кавабата олицетворял Восток. Кавабата заявил, что их фирма больше похожа на клан, и посвятил Сердюка в самураи этого клана.
Вскоре Сердюк узнал, что вражеский клан скупил контрольный пакет акций их фирмы, и теперь все самураи клана должны сделать себе сэппуку. Сбежать Сердюку не удалось. Он вспомнил прошедшую ночь и понял, что она, в отличие от мира за дверью офиса, была настоящей. Он не захотел всё это предавать, взял меч и вспорол себе живот. Союз России и Востока продлился недолго.
Сердюк очнулся в психлечебнице. «Вот так тебя и нашли у калорифера, с розочкой в руке. С кем пил-то на самом деле, помнишь?» — спрашивал главврач.
Девятая часть
Этот странный сон Пётр записал и показал рукопись Чапаеву. Тот, как и Чёрный Барон, метафорично посоветовал ему «выписаться из больницы», подразумевая под этим заведением наш бренный мир.
Спускаясь на улицу, Пётр наткнулся на Анну в чёрном бархатном платье, нелепо попытался признаться ей в чувствах и пригласил вечером выехать за город на рысаках. «Какая пошлость!» — сказала она и прошла мимо.
Вечером ткачи давали концерт с невероятно похабными номерами. Пётр вышел на сцену и прочёл свой новый пролетарский стих, в который он вплёл княгиню в чёрном платье и её голого друга. Зал взорвался аплодисментами, а Анна, сидевшая в дальнем ряду, вышла прочь.
Пётр вернулся в свою комнату и прилёг. Концерт ткачей тем временем «перерос в полное безобразие» — со двора слышались выстрелы, пьяный гогот и звуки «вялой драки».
К Петру зашёл Котовский попрощаться. Он собирался исчезнуть до того, как перепившие ткачи всё здесь спалят, и советовал Петру сделать то же. На то, что Чапаев наведёт порядок, он не надеялся.
Проводив Котовского, Пётр отправился в баню к Чапаеву, где тот, привычно распивая самогон, попытался заставить его понять, что человек — не форма, а дух.
Взбунтовавшиеся ткачи уже подожгли усадьбу и с выстрелами шли к баньке. Чапаев открыл люк в полу и вместе с Петром пробрался через подземный ход к спрятанному в стоге сена броневику.
Чапаев завёл мотор, а Анна заняла своё место в пулемётной башне. Ткачи окружили броневик. Чапаев велел расчехлить глиняный пулемёт. Анна бесшумно обвела орудием круг, и все звуки исчезли.
Чапаев рассказал, что некогда жил будда, настолько мудрый, что вещи исчезали, когда он указывал на них мизинцем. Будда указал мизинцем на себя и исчез, а палец остался. Завёрнутый в глину, он стал страшным оружием. Чапаев нашёл его в монгольском монастыре, приделал приклад и превратил в пулемёт.
Выйдя из броневика, Пётр оказался на круглом пятачке земли, окружённом бескрайним сверкающим потоком.
Чапаев назвал поток Условной Рекой Абсолютной Любви, сокращённо — Урал. Люди сливаются с ним перед тем, как принять какую-нибудь форму. Анна с Чапаевым бросились в Урал и исчезли. Пётр последовал их примеру, увидел начало потока и поплыл к нему. Движение Петра замедлилось, сияние Урала померкло, и он очнулся в больнице. «Полный катарсис, — сказал главврач. — Поздравляю».
Кого ещё из реальных литераторов можно встретить в романе?
Пелевин успевает упомянуть и уколоть достаточно большое количество литераторов Серебряного века. Например, во время своего первого появления в “Музыкальной табакерке” Петр обсуждает с “постаревшим и высохшим” Брюсовым и “сильно пьяным” А. Толстым поэму Блока “Двенадцать”:
“Кстати, вы «Двенадцать» Блока успели прочесть?– Видел, – сказал я.– И что думаете?– Я не вполне понимаю символику финала, – сказал я, – почему перед красногвардейским патрулем идет Христос? Уж не хочет ли Блок распять революцию?– Да-да, – быстро сказал Брюсов, – вот и мы с Алешей только что об этом говорили”.
В другом эпизоде, говоря о принадлежности Фон Эрнена, поэта и своеобразного антипода Петра Пустоты, к “воинству тьмы”, Петр делает замечание, что в этом “не было ничего неожиданного, многие декаденты вроде Маяковского, учуяв явно адский характер новой власти, поспешили предложить ей свои услуги. Я, кстати, думаю, что ими двигал не сознательный сатанизм – для этого они были слишком инфантильны, – а эстетический инстинкт: красная пентаграмма великолепно дополняет желтую кофту.”
Саму поэзию Фон Эрнена Пустота характеризует следующим образом: “он писал стихи, напоминавшие не то предавшегося содомии Некрасова, не то поверившего Марксу Надсона.”, а в “Музыкальной табакерке” перефразирует Есенина: “Недалеко от эстрады сидел Иоанн Павлухин, длинноволосый урод с моноклем; рядом с ним жевала пирожок прыщавая толстуха с огромными красными бантами в пегих волосах”.
Из приведенных примеров видно, что “Чапаев и Пустота” очень насыщен литературными аллюзиями, а также ироническим отражением литературной эпохи того времени, что хорошо ложится на описанные выше размышления о судьбе литератора, вложенные в речь поэта-декадента Пустоты.
Александр Блок
Надежда Петрова (Ходасевич-Леже). «Маяковский в 1910 году». 1953 год
Первая часть
Зима 1918 года. В центре послереволюционной Москвы Пётр наткнулся на бывшего однокурсника и поэта фон Эрнена. Тот теперь служил в ЧК и пригласил старого друга в свою огромную, конфискованную у кого-то квартиру.
Пётр признался, что три дня назад в Петербурге за абстрактное стихотворение его хотели взять люди из ЧК, но он убежал от них, отстреливаясь. Фон Эрнен, обещавший помочь, решил всё же его арестовать. Под дулом маузера Пётр вышел в прихожую, где неожиданно накинул на подлеца своё пальто и задушил его.
Пётр надел кожанку чекиста, перезарядил пистолет и хотел было уходить. Вдруг в квартиру ввалилась пара матросов в бушлатах. Приняв Петра за фон Эрнена, они вручили ему приказ «провести нашу линию» в литературном кабаре, выпили с ним водки с кокаином и вместе поехали туда.
В полутёмном зале кабаре Пётр встретился взглядом со странным человеком с волевым спокойным лицом и закрученными вверх усами.
Пётр поднялся на эстраду, прочёл только что написанный стих и после строчки «ответим белой сволочи революционным террором!» выстрелил в люстру. Сопровождавшие его матросы подхватили стрельбу. В зале кричали и прятались за колоннами, и только тот усатый человек невозмутимо сидел за своим столом.
Прекратив пальбу, матросы с Петром вышли через чёрный ход и сели в автомобиль. В дороге Пётр уснул.
Десятая часть
Петра выписали, и он вернулся в город. Сидя на лавке, Пётр размышлял, как ему быть дальше. Тут он вспомнил о литературном кабаре и сразу понял, что делать.
В новой реальности кабаре стало пабом, но внутри мало что изменилось. Пётр решил повторить действия, с которых всё началось: сел за столик, заказал коктейль из водки и экстези и достал украденную у санитара перед выпиской ручку, чтобы написать стихотворение. Ручка оказалась миниатюрным оружием с одной пулей. Пётр сочинил стих, прочёл его и выстрелил в люстру. В зале погас свет, началась перестрелка, и Пётр на ощупь покинул паб через чёрный ход.
Чапаев в своём броневике ждал Петра на улице.
Броневик тронулся, и «скоро вокруг уже шуршали пески и шумели водопады» Внутренней Монголии.
Влияние произведения на читателей и литературу
Во-первых, «Чапаев и Пустота» вызывает самые разные эмоции у своих читателей. Она способна пробудить чувства любопытства, восторга, нежности, а порой даже и подавленности. Пелевин, используя свою яркую и эксцентрическую манеру письма, создает атмосферу мистики и загадочности, заставляя читателя задуматься над смыслом происходящего.
Во-вторых, данное произведение становится объектом обсуждения и анализа в академическом сообществе. Многие литературоведы и критики пытаются расшифровать символы и метафоры, использованные автором, с целью понять глубинный смысл произведения
Такое внимание к «Чапаеву и Пустоте» свидетельствует о его значимости и воздействии на развитие литературы
В-третьих, книга Александра Пелевина является источником вдохновения для многих современных писателей. Ее язык и стиль письма стали образцом для многих авторов, которые стремятся создать нечто новое и необычное. «Чапаев и Пустота» стимулирует творчество и побуждает писателей к экспериментам с формой и содержанием.
Кроме того, эта книга влияет на самосознание и мировоззрение своих читателей. Она заставляет задуматься над вопросами смысла жизни, идентичности и роли человека в обществе. Многие читатели чувствуют, что «Чапаев и Пустота» открывает новые горизонты мышления и помогает лучше понять себя и мир вокруг.
В заключении, несомненно можно сказать, что «Чапаев и Пустота» Александра Пелевина оказывает огромное влияние на своих читателей и литературу в целом. Это произведение вызывает эмоции, стимулирует творчество, а также изменяет перспективы и восприятие мира. Оно является значимым шагом в развитии современной литературы.
Вторая часть
Проснулся Пётр в середине 1990-х в психиатрической лечебнице.
Её главврач лечил «раздвоение ложной личности» по собственной методике: группу пациентов погружали в ложную реальность одного из них, а по окончании сеанса все они возвращались к своим привычным маниям.
Петру вкололи препарат и ввели в групповой галлюцинаторный сеанс. Он попал в реальность пациента, считающего себя просто Марией из мексиканской мыльной оперы.
На дымной набережной Мария встретила своего суженого — Арнольда Шварценеггера. Тот отвёл её на пустырь, к военному истребителю, где должен был осуществиться их «алхимический брак». Посадив Марию на фюзеляж, Арнольд взлетел. Самолёт накренился, Мария покатилась по крылу и зацепилась капюшоном за ракету. Она крикнула, что так не хочет, и ей больно. Шварценеггер выпустил ракету, и Мария вместе с ней влетела в Останкинскую телебашню. Слияния России с Западом не произошло.
Вынырнув из «не самого интересного видения в своей жизни», Пётр заснул.
Язык произведения
Слог Виктора Пелевина скуп, и даже тот факт, что рассказчик существует в двух эпохах одновременно, а действие переносится в галлюцинаторные миры пациентов психбольницы, не может заставить автора прибегнуть к стилизациям и литературным играм. Стиль Чапаева часто напоминает милицейский протокол, украшенный скрытыми цитатами, шутками, философскими рассуждениями, а также пелевинскими каламбурами. О декадентском прошлом Пустоты говорит его любовь к афоризмам в духе Шопенгауэра.
Главное отличие романа «Чапаев и пустота» в том, что здесь единственный раз Пелевин проявляется себя и как поэт – автор передает главному герою несколько своих стихотворений, прием не стилизаторских и не пародийных.
Четвёртая часть
Проснулся он в больничной кафельной комнате, в чугунной ванне с прохладной водой. В соседних ваннах лежали другие пациенты из его палаты — Володин, Сердюк и мускулистый молодой человек Мария.
Во время тихого часа Пётр тайно проник в кабинет главврача и нашёл толстую папку с историей своей болезни. Патологические отклонения у него начались в четырнадцать лет: отошёл от семьи и друзей, снизилась успеваемость в школе, начал усиленно читать философскую литературу о пустоте и небытии.
После тихого часа между Сердюком и Марией произошла ссора. Пётр пытался их разнять и получил по голове гипсовым бюстом Аристотеля.
История создания, жанр, композиция
Третий роман В.О. Пелевина «Чапаев и пустота» написан в 1996 году, к этому времени писатель уже был известен в различных кругах.
Замечание 1
Сам писатель характеризует роман как «первое произведение в мировой литературе, действие которого происходит в абсолютной пустоте».
В 1996 году роман одновременно публикуется в журнале «Знамя» и выходит отдельной книгой в одном из крупнейших на тот момент издательств – «Вагриус».
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
В 1997 году произведение вошло в список претендентов на Малую Букеровскую премию. Роман «Чапаев и пустота» является лауреатом премии «Странник-97».
Роман Пелевина критики называют дзен-буддистским романом и образцом постмодернистской эстетики. В этом произведении нашли выражение хаотичность, многомерность, непознаваемость безграничного мира. Сам Виктор Пелевин современный мир оценивает как гремучую смесь компьютерных технологий, техногенного мышления, рок-музыки и «дури», восточной философии. Человечество при этом неустанно размышляет над вечными вопросами о смысле переживаемого и пережитого. Так как действие романа, как было сказано выше, происходит в абсолютной пустоте, отсюда принцип действия глиняного пулемета и три чапаевских удара в тексте:
- Где? – Нигде.
- Когда? – Никогда.
- Кто? – Не знаю.
Замечание 2
В эстетике постмодернизма так снимается проблема времени, пространства, героя, реализуется авторская мысль о невозможности «истинного учения».
История для писателей-модернистов является предметом субъективного философского переосмысления. В. Пелевин считает, что бесконечный и многомерный мир – это одновременное существование множества миров, граница между которыми относительная и определяется только нашим сознанием. Люди в своей массе мыслят примитивно, поэтому реально ощущают лишь один из миров, в котором существуют физически. А на самом деле реальны все миры.
Сюжет и композиция романа. Основная мысль
Действие произведения разворачивается в двух пространственно-временных плоскостях:
- 1919 год – дивизия Чапаева;
- 1990-е годы – сумасшедший дом.
Соединяет эти пространственно-временные плоскости образ Петра Пустоты – поэта, комиссара, шизофреника. У Пустоты с детства нарушенная психика, а прочитанные в юности запоем труды Беркли, Юма, Хайдеггера завершили этот процесс раздвоения личности. Пустота то мнит себя поэтом-декадентом, то в воображении вместе с Анкой расстреливает из глиняных пулеметов Вселенную.
Замечание 3
Ключевое слово романа – пустота, которая утверждает относительность всего сущего.
Философское ядро романа – сокровенные беседы буддийского гуру Чапаева с адъютантом по фамилии Пустота.
Пустота проецирует основную мысль произведения: мир – это иллюзия, а жизнь – мираж и сон. В мире все относительно, и лишь пустота – абсолютна. Все, что связано с человечеством и человеком, возникает из пустоты и возвращается в нее по формуле: рождение – жизнь, бытие – смерть – память.
Герои романа Пелевина ищут некий идеал, некий миг «золотой удачи». Например, для барона Юнгерна идеал – «Внутренняя Монголия». Это духовнй оазис мертвящей пустоты. Чапаев исчезает в радужном потоке Универсальной Реки Абсолютно Любви – УРАЛе. Таким образом, к постмодернистскому абсолюту Пустоты здесь прибавляется еще идеал Любви как неотменимой человеческой ценности.
Критики считают роман Пелевина пародией на традиционную героическую прозу, а писателя – создателем постмодернистского облика эпохи.
Критика и интерпретация произведения
Книга Виктора Пелевина «Чапаев и пустота» вызвала широкий спектр мнений среди критиков и читателей. Отзывы были как положительные, так и отрицательные, и различались по подходу и интерпретации произведения.
Некоторые критики отмечали оригинальность и глубину идеи, заложенной в романе. Они считали, что Пелевин смог удачно сочетать историческую основу — события и персонажей Гражданской войны в России — с философскими и метафизическими нарративами. Роман был трактован как аллегория на современные технологии и потерю смысла в мире, населенном информационным шумом и пустотой. В произведении находились сложные символы и многоуровневые смыслы, что делало его интересным и глубоким для тех, кто готов был проникнуться этой концепцией.
Однако, были и те, кто критиковал роман за его сложность и непонятность. Они утверждали, что Пелевин использовал слишком много аллюзий и ассоциаций, из-за чего произведение становилось неприступным для многих читателей
Была высказана критика в адрес стиля Пелевина — слишком много отступлений от основной сюжетной линии и излишнее внимание к философско-религиозным темам, что отвлекало от самого романа. Интерпретация главных персонажей и событий была расходящейся и вызывала контрастирующие эмоции у читателей
В итоге, роман Виктора Пелевина «Чапаев и пустота» оставляет поле для размышлений и дискуссий. Каждый читатель может найти в нем что-то свое и значения глубже, чем просто повествование о приключениях Чапаева. Произведение сочетает в себе сложность и простоту, а также переплетение исторического и современного. Оно вынуждает задуматься о смысле и ценности жизни в омраченном мире технологий и бездуховности. «Чапаев и пустота» остается романом, вызывающим противоречивые эмоции и имеющим свой многогранный смысл.