Ответы к стр. 46 — 47
самоотверженный, добрый, ответственный, готовый прийти на помощь, смелый, любопытный, умный, злой.
Какой был утёнок? Опиши его. Найди подтверждения в тексте.
«Маленький утёнок Алёша», «смелый Алёша», Алёша не испугался», «храбрый Алёша». Алёша внешне был обычным «маленьким утёнком», но по характеру это был удивительный утёнок: «смелый, храбрый», бесстрашный, отважный, бросившийся защищать один боязливых утят.
- Представь себе, что на месте цыплёнка оказался мальчик Алёша. Какое событие тогда легло бы в основу рассказа?
- Взрослый мальчуган обижает маленьких: отбирает каждый раз у них конфеты.
- Как только дети начинают играть, прибегает страшная злая собака.
- Придумай начало своего рассказа. Начни со слов, которые есть в тексте произведения.
Один за всех и все за одного
Каждое утро ребята собирались около школы и шли играть на школьный стадион. Когда они расходились, кто на турник, кто на беговую дорожку, кто на футбольное поле, из школы выходил хулиган-прогульщик. Он подходил по очереди к каждому мальчику и отбирал конфеты и другие сладости. Ребятам это надоело, и они решили больше не ходить на стадион.
Об этом узнал мальчик Алёша и, собрав ребят во дворе, попросил всех взять побольше конфет и прийти утром к школе. Он сказал, что проучит хулигана.
Утром хулиган опять прогуливал уроки и вышел из школы. На пороге его встретили ребята с конфетами в руках и стали громко кричать: «Ешь! Ешь! Ешь конфеты!» Из окна выглянула учительница и строго посмотрела на прогульщика. Хулиган испугался и хотел убежать, но ребята обступили его со всех сторон и протягивали конфеты. Перепуганный прогульщик засовывал конфеты в рот и глотал их не разжёвывая.
Злая собака
Каждое утро дети выходили во двор и играли в песочнице. А из подъезда напротив выходил высокий дяденька выгуливать свою собаку. Она бегала без намордника и поводка, останавливаясь около песочницы и громко лая. Этим она пугала ребят, особенно девчонок.
Однажды утром Алёша вышел во двор с новой лопаткой — это был тяжёлый садовый совок с удобной ручкой и широким ковшиком. Работа у него спорилась и скоро в песочнице вырос новый красивый замок. Ребята собрались вокруг и любовались замком, когда около песочницы появилась собака. Алёша первым увидел её и понял, что его замок сейчас растопчут. Схватив совок, он подбежал к собаке, которая уже хотела залаять на ребят. Вдруг Алёша ударил её по носу совком. От неожиданности она заскулила и убежала прочь.
С тех пор она не приближалась к песочнице. А смелый Алёша стал самым известным строителем замков во дворе.
Рассмотри рисунки. Расскажи, что на них изображено. Составь план.
Рисунок 1:
- Дети собрались вместе.
- Хулиган отбирал конфеты.
- План Алёши.
- Ребята проучили хулигана.
Рисунок 2:
- Дети собрались в песочнице.
- Злая собака.
- Приход Алёши.
- Алёша проучил собаку.
Подведи итог, сделай вывод.
С тех пор хулиган ни у кого не отнимал конфеты.А мальчик Алёша стал ходить на стадион вместе с ребятами.
С тех пор собака не приближалась к песочнице.
А мальчик Алёша стал самым известным строителем во дворе.
Читать Житков Б. С. «Храбрый утёнок»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить учащихся с творчеством Б. Житкова; развивать навыки выразительного чтения; учить делить текст на смысловые части, составлять план; прививать любовь к природе, воспитывать доброе отношение к животным.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану.
Оборудование: портрет и книги Б. Житкова; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте скороговорку с разной интонацией.
Уточка-вертихвостка
Ныряла да выныривала,
Выныривала да ныряла.
III. Постановка целей урока
— Представьте себе, что вы стали учителями. Какие цели урока вы поставили бы сегодня? (Примерный ответ. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с интересными произведениями о животных. Узнаем о творчестве еще одного писателя. Будем учиться читать громко, выразительно, без ошибок, делить текст на части, пересказывать текст.)
IV. Проверка домашнего задания
— Какие тексты у вас получились?
(Ребята определяют, какие тексты у них получились, и читают их.)
V. Работа по теме урока
1. Введение в тему
— Прочитайте слова. Что здесь зашифровано?
WУLITVSЯWSTAV, CWTLPVSEGIКOSW3LDA.
(Утята, стрекоза.)
— Как вы думаете, почему именно эти слова нам нужны сегодня? (Предположения детей.)
— Прочитайте название рассказа (с. 139). («Храбрый утенок».)
— Подумайте: какие события могут в нем развиваться?
— Проверим ваши предположения, прочитав рассказ Б. Житкова «Храбрый утенок» (с. 139—141).
2. Первичное чтение
(Рассказ читают учитель и учащиеся.)
— Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?
— О чем он?
— Как хозяйка кормила утят?
— Почему они не ели?
— Почему утята боялись стрекозу?
— О чем думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку?
— Кто помог утятам избавиться от стрекозы?
— Как ему это удалось?
— Каким был утенок Алеша? Выберите нужное: хвастун, храбрец, умница, сообразительный, глупый, верный друг, веселый, несмышленыш.
VI. Физкультминутка
Синички сели на веточки,
Поклевали все семечки.
Потом полетели,
На земельку сели.
Поклевали зернышки,
Почистили перышки.
VII. Закрепление изученного
1. Чтение текста и деление его на части
— Перечитайте текст, разделите его на части.
1. Хозяйка кормит утят.
2. Боятся стрекозы.
3. «Должно быть, наши утята заболели…»
4. Алеша обещает помочь.
5. Утенок сдержал свое слово.
6. Стрекоза больше никогда не прилетала.
2. Рассказ учителя о Б. Житкове
— Знакомы ли вы с этим автором? Какие произведения вы читали?
Материал для учителя
Борис Степанович Житков (1882—1938) — русский писатель, путешественник. Он объездил полсвета — Россию, Европу, Азию. Он свободно изъяснялся на многих языках, превосходно играл на скрипке и был искусным дрессировщиком. Весь свой опыт и знания, талант вложил в книги, создав в детской литературе новый жанр, получивший впоследствии название научно-художественного. Он писал о смелых, гордых, самоотверженных людях, о редких животных и дальних странах.
Житков создал около двухсот произведений, и среди них — удивительная книга «Что я видел». Герой ее — четырехлетний мальчик Алеша. Обо всем, что он видел во время летних увлекательных путешествий, рассказывает писатель детям. По объему эта книга не меньше романа. По многообразию заключенных в ней сведений — энциклопедия. Но написана она так интересно и захватывающе, что ребята слушают ее с огромным интересом. Несколько поколений детей воспитывались на книгах Б. Житкова, которые учат добру и самым лучшим человеческим качествам.
VIII. Рефлексия
— Что вы узнали на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что вам особенно удалось?
IX. Подведение итогов урока
— Какой рассказ читали на уроке?
— Кто его автор?
— Можно ли назвать рассказ Б. Житкова сказкой? Докажите. {Утята разговаривают.)
Домашнее задание
Выполнить задание 4 на с. 141.
Авторское решение
Почему автор наделил героев умением говорить в сказке «Храбрый утенок»?
Одним из интересных и задумчивых вопросов, которые возникают при чтении сказки «Храбрый утенок» Михаила Жванецкого, является вопрос о том, почему автор решил наделить героев умением говорить
Ведь утята в реальной жизни не разговаривают, а только издают звуки, чтобы привлечь внимание своей матери
Авторское решение наделить героев уток способностью говорить представляет собой интересный художественный прием, который уникально вписывается в сказочный мир и помогает передать глубинный смысл и идею работы. Оно позволяет создать яркие и запоминающиеся персонажи, с которыми читатель может сопереживать и переживать их приключения.
Авторское решение важно также потому, что позволяет автору использовать диалоги между персонажами для передачи информации, выражения их чувств и мнений, а также для развития сюжета. Герои сказки общаются, обмениваются мыслями и идеями, что делает их более живыми и реальными в глазах читателя
Благодаря способности героев говорить, автор также имеет возможность вводить в сказку элементы юмора и иронии. Герои с помощью своих реплик могут шутить, подшучивать друг над другом и проявлять свои индивидуальные черты характера.
Использование умения говорить у героев также позволяет автору усилить эмоциональную составляющую сказки и углубить чувства, которые переживают герои. Голоса героев могут быть наполнены радостью, горем, страхом, смехом или гневом, и все эти эмоции передаются через их слова и реплики.
В целом, авторское решение наделить героев умением говорить в сказке «Храбрый утенок» является важным элементом, создающим особую атмосферу и делающим сказку интересной и увлекательной для читателя. Оно помогает передать глубинный смысл и идеи работы, создать ярких и запоминающихся персонажей, а также использовать диалоги для передачи информации, развития сюжета и создания элементов юмора и эмоций.
Автор сказки
Борис Житков родился в сентябре 1882 года. Его родители — преподаватель математики в Новгородском институте и пианистка. В семье уже было 3 сестры. Сначала все проживали в деревне на берегу Волхова, затем переехали в Одессу.
Мальчик учился в частной французской школе, а затем в гимназии. Он изучал игру на скрипке, фотографию, занимался спортом, моделировал яхты. В гимназии юноша встретил Корнея Чуковского, с которым остался друзьями до конца жизни.
С малых лет Борис проявлял интерес к рассказам и сочинительству. Он часто писал стихи, прозу, однажды создал повесть в письмах. Житков изучал в Новороссийском университете химию и математику, а затем переехал в Петербург, где занимался кораблестроением.
Борис освоил множество профессий. Он был моряком — штурманом, капитаном, ихтиологом, а также инженером в области судостроения. За это время он побывал во многих странах, сдавал экстерном экзамены, чтобы освоить новую специальность. Ему приходилось скрываться, голодать, подрабатывать в школе, даже изготавливать взрывчатку для бомб во время революции.
После переезда в Петроград Житков остепенился. Чуковский уговорил его записать свои рассказы. Так появился сборник «Злое море» и множество историй для детей:
- «Компас»,
- «Про обезьяну»,
- «Мангуста»,
- «Гривенник»,
- «Про слона».
За 15 лет писательской работы из-под пера Житкова вышло более сотни сказок. Его произведения имели высоконравственное содержание, при этом автор делился своим опытом и знаниями.
Ход деятельности:
Дидактическая игра: «Кто лишний?»
Воспитатель обращает внимание, что на столе лежат картинки с изображением перелетных птиц (грач, скворец, ласточка) и одна картинка лишняя — утенок. Кто здесь лишний? Почему?
Я хочу вам рассказать сказку про храброго утенка Алёшу, садитесь и внимательно послушайте
Я хочу вам рассказать сказку про храброго утенка Алёшу, садитесь и внимательно послушайте.
Читает сказку Бориса Житкова «Храбрый утёнок»
Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила.
Как только утята подбегали к тарелке, вдруг из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними.
Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает.
А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала.
После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Они боялись, что стрекоза прилетит опять. Вечером хозяйка убирала тарелку и говорила: «Должно быть, наши утята заболели, что-то они ничего не едят». Она и не знала, что утята каждый вечер голодные ложились спать.
Однажды к утятам пришёл в гости их сосед, маленький утёнок Алёша. Когда утята рассказали ему про стрекозу, он стал смеяться.
— Ну и храбрецы! — сказал он. — Я один прогоню эту стрекозу. Вот вы увидите завтра.
— Ты хвастаешь, — сказали утята, — завтра ты первый испугаешься и побежишь.
На другое утро хозяйка, как всегда, поставила на землю тарелку с рублеными яйцами и ушла.
— Ну, смотрите, — сказал смелый Алёша, — сейчас я буду драться с вашей стрекозой.
Только он сказал это, как вдруг зажужжала стрекоза. Прямо сверху она полетела на тарелку.
Утята хотели убежать, но Алёша не испугался. Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела.
С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы.
Работа с сюжетными картинками по сказке. (Воспитатель задаёт вопросы детям, а дети отвечают и находят соответствующую картинку)
Вопросы детям: Ребята, назовите всех героев этой сказки.
Что делала хозяйка каждое утро? (Кормила утят, выносила корм)
Чем хозяйка кормила утят? (Рубленными яйцами)
Куда хозяйка ставила тарелку с рубленными яйцами? (В траву)
Почему утята боялись подходить к тарелке? Кого они боялись? (Стрекозу, боялись, что она их будет кусать)
Куда прятались утята от стрекозы? Какие были утята? (Голодные, слабые)
Что думала хозяйка увидев полную тарелку с яйцами? (Что утята заболели)
Кто пришел к утятам в гости? Как его звали? (Соседский утенок Алеша)
Как утенок Алеша успокаивал утят, что он им говорил? Что было дальше?
Ребята, что можно сказать про утят, какие они были? А про утенка Алёшу, он какой?
А какой была стрекоза?
Дидактическая игра с мячом: «Скажи наоборот» — подбирать слова антонимы.
Стрекоза летала, то высоко, то низко.
Стрекоза летала, то влево, то вправо.
Стрекоза летала, то впереди утенка, то сзади.
Утята были сначала веселые, а потом — грустные.
Утенок Алеша храбрый, а утята — трусливые.
Утята наелись, стали сытые, а были — голодные.
Чему нас учит сказка?
Сказка о храбром утенке учит нас тому, что в мире есть существа сильные и слабые. Нужно быть такими же храбрыми как утенок Алеша, защищать своих товарищей, друзей, тех, кто нуждается в помощи и защите, что не нужно бояться трудностей, их нужно преодолевать.
Воспитатель: Ребята, кто хочет рассказать сказку про утенка? Самостоятельный пересказ сказки.
Ребята, Алеша хочет, чтобы у него было много друзей. Вместе и жить утятам будет веселее, мы сделаем аппликацию «Алёшкины друзья».
Дети делают аппликацию.
Рефлексия: Ребята, вам понравилась сказка? Как вы думаете рад будет утенок Алеша новым друзьям?
Список литературы
1. Б. Жидков сказка «Храбрый утёнок».
2. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада планы занятий / В. В. Гербова. — М. : Мозаика-Синтез, 2008.
Читательский дневник по сказке «Храбрый утёнок» Бориса Житкова
Название произведения: «Храбрый утёнок»
Число страниц: 2
Жанр: сказка
Главные герои: утята, Алёша, стрекоза.
Второстепенные герои: хозяйка.
Характеристика главных героев:
Утята — трусливые.
Не смогли гурьбой справиться со стрекозой.
Благодарные.
Алёша — храбрый и находчивый утёнок.
Помог утятам победить наглую воровку.
Стрекоза — хитрая, сильная, наглая воровка.
Характеристика второстепенных героев:
Хозяйка — заботливая, глупая, непонятливая.
Краткое содержание сказки «Храбрый утёнок»
По утрам хозяйка давала утятам рубленые яйца.
Но прилетала стрекоза, и пробовала яйца.
Утята боялись стрекозу и не подходили к тарелке.
Они худели.
Соседский утёнок Алёша узнал про беду.
Он сказал, что прогонит стрекозу.
Когда насекомое прилетело, Алёша схватил её за крыло.
Стрекоза еле-еле вырвалась и улетела.
А Алёшу всегда угощали за храбрость.
Основная мысль рассказа «Храбрый утёнок»
Главная мысль рассказа в том, что храбрость побеждает любого врага.
Основная идея рассказа в том, что любая опасность кажется нам страшной, пока мы не набираемся смелости встретить к ней лицом к лицу.
Чему учит сказка
Сказка учит нас не пасовать перед врагом, опасностью.
Учит смелости и мужеству.
Учит уметь отстоять своё имущество.
Учит помогать слабым.
Краткий отзыв о сказке «Храбрый утёнок» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что смелым и храбрым не страшны никакие враги.
Утята боялись огромную стрекозу, но их сосед был другого нрава.
Он мужественно вступил в схватку и победил.
Это интересная и увлекательная сказка.
Автору удалось показать, что даже маленький утёнок может оказаться героем, если будет храбрым.
Мне очень понравился Алёша за силу своего характера.
За его храбрость.
За то, что он вступился за слабых и обиженных.
Он настоящий герой.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что героями не рождаются.
Ими становятся храбрые и смелые.
И каждый может стать героем, если победит свои страхи.
Пословицы к произведению
- Героям страх неведом.
- Иду вперёд, страх лучше не берёт.
- Смелость города берёт.
- Храбрость превосходит силу.
- Хороша помощь вовремя.
Ещё читательские дневники по произведениям Бориса Житкова:
- «Мангуста»
- «Как я ловил человечков»
- «Про обезьянку»
- «Про Волка»
- Краткая биография писателя Бориса Житкова и презентация на отличную оценку
Библиотека произведений автора пополняется.
Смысл произведения
Борис Житков много времени посвятил детям, создавая для них поучительные и интересные сказки. Одной из таких и стала «Храбрый утенок». План для 2 класса должен быть коротким, но запоминающимся.
Мораль сказки заключается в том, что ради друзей можно пожертвовать собой и проявить храбрость. Так и поступил утенок Алеша. Он хотел защитить боязливых товарищей, поэтому не побоялся напасть на страшную стрекозу. В награду он получил новых друзей и постоянное угощение.
Сказка учит бороться за свое место и не бояться трудностей. Автор через свое произведение доносит до детей, что с раннего возраста нужно быть смелым, защищать свои интересы и друзей. Главный герой сказки даже не подразумевал, что стал героем. Он просто старался доказать другим, что действительно храбрый утенок.
Алеша защитил товарищей, помог им и даже не думал об опасности, которую представляет для него стрекоза. Насекомое могло летать и нанести птенцу большой урон. Но утенок не раздумывал над планом, он действовал внезапно. Благодаря сильному характеру, настойчивости и врожденной храбрости Алеша победил страшную стрекозу и заставил других уважать его.
Таким и должен быть настоящий человек — смелым, бесстрашным и надежным. Ведь самое главное в жизни каждого — это друзья, принципы и возможность отстоять свои права.
Маленький утенок подает хороший пример детям, учит их ответственности и настойчивости
Ребенок, прочитав эту волшебную историю, поймет, как важно в любой ситуации оставаться собой и не поддаваться своим страхам
У Житкова была трудная, но очень интересная жизнь. Писатель пробовал себя в разных сферах, посетил множество стран, получил значительный опыт и огромные знания. Все это вместе с жизненным опытом он пытался передать детям с помощью своих сказок. В его произведениях интересный сюжет всегда соединялся с важными принципами, моралью и нравственностью.
А «Храбрый утенок» показывает пример настоящей дружбы, где более сильные защищают слабых и стараются им помочь. Поучительное произведение благотворно повлияет на ребенка с малых лет.