Краткое содержание повести «Обмен»
История начинается с тревожной новости: у матери главного героя, Виктора Дмитриева, обнаружено раковое заболевание. Чтобы не пугать женщину, ей озвучен диагноз «язвенная болезнь». Но близкие и родные понимают, сколь серьезно положение.
Жена Виктора Лена понимает это тоже. Но для нее серьезное положение заключается в угрозе потерять комнату свекрови в случае ее кончины.
У предприимчивой женщины возникает идея обмена, дающая возможность получения большего по площади жилья. Даже перспектива пожить некоторое время со свекровью не пугает ее. Она прекрасно понимает, что это некоторое время будет достаточно недолгим.
Виктор предложение об обмене сначала воспринимает в штыки, понимая суть этой манипуляции. Но то ли супруга имеет над ним такую власть убеждения, то ли ему комфортнее обманываться ради бесконфликтного существования. В конце концов, он оправдывает предложение Лены ее заботой о будущем их дочери.
С молчаливого согласия и равнодушного бездействия Виктора, Лена решительно берется за дело.
Противостояние фамилий
Смысл повести «Обмен» Трифонов раскрывает и с помощью описания двух совершенно разных семейств Виктора и Лены – Дмитриевых и Лукьяновых. Первые представляли собой интеллигентную семью, с преемственностью нравственных ценностей и моральных устоев. Очень показателен здесь образ деда Федора, этакого древнего «монстра». Он воплощает лучшие качества фамилии Дмитриевых – принципиальность, воспитанность, тактичность.
К сожалению, и в этой семье заложенные дедом ценности постепенно подменяются другими. Его дочь, мама Виктора Ксения Федоровна характеризуется напускной интеллигентностью и некоторым ханжеством, стремлением казаться лучше, чем есть. Но она искренне и трепетно любит своего сына, переживает за его нереализованные мечты. Ведь в юности Виктор мечтал о профессии художника, но «срезавшись» на экзамене не стал бороться дальше, а поплыл по течению.
Лукьяновы – практичное семейство, не обремененное понятиями о чести и совести. В их отношениях давно не идет речь о любви, теплоте, простом человеческом участии. Эти понятия подменило чувство долга, из-за чего отношения в семье официально-деловые. Глава семьи Иван Васильевич занимается материальным обеспечением. А Вера Лазаревна, находящаяся на иждивении у мужа, платит ему «собачьей преданностью». Лена, которая взяла от отца чувство ответственности, а от матери – преданность семье, решительно взялась за осуществление обмена.
Способность любить
Виктор, пытаясь раздобыть денег на текущие расходы по уходу за матерью и обмену жилья, обращается к своей бывшей любовнице – Тане.
Это еще один значимый образ, раскрывающий смысл повести «Обмен». Женщина полюбив Виктора и до сих пор испытывая к нему это чувства, не смогла жить с нелюбимым, пусть и очень хорошим мужем. Который в свою очередь, любя Таню, просто уходит из ее жизни, позволяя ей быть счастливой без нее. Эти люди живут по совершенно другой системе моральных ценностей. Они воплощают собой искренние человеческие отношения, подразумевающие способность любить. Поэтому их обмен, основанный на выборе сердца, выглядит более искренним и честным.
Виктор, зная, что женщина любит его, думает иногда, что она могла бы стать ему лучшей женой, чем Лена. Но и здесь не предпринимает ничего, просто молча жалеет.
Обмен произошел
Получив помощь и деньги от Тани, Виктор, в предвкушении тяжелого разговора, отправляется на дачу, где живут его мать и сестра Лора. Как и предполагалось, сестра настроена решительно против обмена, насквозь видя далеко идущие планы Лены. Мать же, пусть и не сразу, но соглашается на обмен, проронив фразу, которая объясняет двойной смысл повести «Обмен»:
«Ты уже обменялся, сын. Обмен произошел».
Ксения Федоровна с горечью признает «олукьянивание» Виктора, обмен моральных ценностей и жизненных принципов на практичность и обустроенный быт.
После свершившегося обмена, Ксения Федоровна умирает, Виктор переживает гипертонический криз. А дача в Павлинове, символизирующая традиции и дарящая счастливые воспоминания герою, подверглась сносу для строительства стадиона «Буревестник».
Детские воспоминания
После встречи с Татьяной Виктор отправился к матери, которая проживала в одном из подмосковных дачных поселков
. Вдруг нахлынули воспоминания, связанные с детством и отрочеством. Родители Дмитриева были ярыми противниками мещанства в любом его проявлении. Отец часто ссорился с родными братьями, не получившими образования, представлявших собою людей ограниченных, жадных.
Мать Виктора была человеком абсолютно бескорыстным. Она любила помогать людям. Материальных ценностей для неё словно не существовали. Уже достигнув зрелого возраста, она начала изучать английский язык. И делала это исключительно для того, чтобы в оригинале читать английские романы. Презирала мещанство и сестра Виктора — Лора
. Но она, в отличие от матери, была жёсткой, резкой в
выражениях, неспособной на компромисс.
Раскрытие ключевых идей
В повести «Обмен» Юрий Трифонов затрагивает множество важных тем, однако главной является идея потерянной жизни и того, как люди пытаются ее найти.
Главный герой, Иван Иванович, потерял свою жизнь, когда был отправлен в ссылку. Его жизнь резко изменилась, когда он вернулся домой. Вместе с Иваном, мы изучаем тему продажности, безличности и вырождения в обществе, которое стало жертвой репрессий и культурной революции.
Другая ключевая тема в повести — это театральность обмена. Иван Иванович меняет свою квартиру на другую, но это не то, что он действительно хочет. Он не хочет жить в новом доме; он хочет вернуть свою жизнь. Это символично для того, что люди могут быть готовы сделать любой обмен ради того, чтобы получить то, что они действительно хотят, но не могут уловить, что оно находится за пределами меркантильных стандартов.
Тема потерянной жизни и театральности обмена развивается на всем протяжении повести, и она выражается не только в сюжете, но и в символике локации, света, животных и других деталей.
Проблематика
Трифонов обращается к теме противостояния двух семей. Виктор Дмитриев, женившись на Лене Лукьяновой, не смог передать ей ценности семьи Дмитриевых: душевную чуткость, мягкость, тактичность, интеллигентность. Зато сам Дмитриев, по выражению сестры Лоры, «олукьянился», то есть стал прагматичным, стремящимся не столько к материальным благам, сколько к тому, чтобы его оставили в покое.
Трифонов поднимает в повести важные социальные проблемы. Современному читателю непонятна проблема главного героя. Советский человек, как будто не имеющий собственности, не имел и права на жизнь в нормальной квартире с комнатами для супругов и ребёнка. И совсем уже диким было то, что комната матери после смерти не может быть унаследована, а отойдёт государству. Так что Лена пыталась спасти собственность единственно возможным способом: обменяв две комнаты в коммуналке на двухкомнатную квартиру. Другое дело, что Ксения Фёдоровна сразу догадалась о своей смертельной болезни. Именно в этом, а не в самом обмене, и заключено зло, исходящее от бесчувственной Лены.
О чем меня заставила задуматься повесть Трифонова «Обмен»?
Повесть Трифонова «Обмен»
это в первую очередь история постепенного разрушения морального облика человека. И хотя все герои произведения вымышлены, в них каждый читатель смело может узнать своего знакомого или даже себя. Автор заставляет задуматься о том, на что способен человек в достижении поставленных задач и всегда ли это оправдано. Так же, на примере главного герояВиктора Дмитриева , автор показывает, как из полноценной личности, с хорошим и правильным воспитанием, под влиянием оказываемым супругой, мужчина превратился в человеческое подобие. Ведь герой повести не имеет собственного мнения. Он вынужден всегда прислушиваться к «правильным» советам мудрой жены и из-за этого постепенно теряет «собственное лицо».
Виктор оправдывает действия тем, что старается для семьи. Это происходит и тогда, когда он занимает чужое место на работе, и в случае с «обменом» жилплощади. Он уверен, что поступает правильно. Однако, как в первый, так и во второй раз Дмитриев больше потерял, чем приобрел.
В случае связанном с работой, мужчина навсегда лишился старого и верного друга. Ведь тот, в надежде получить желаемую должность, обращается к Виктору за помощью. Но вместо того, чтобы помочь устроиться товарищу, Дмитриев сам занимает вакантное место.
Конечно, сам бы он никогда не решился так предательски поступить с одноклассником. Поэтому, именно Лена руководила данным «процессом». Она убедила супруга в том, что так он действует только в интересах семьи. Это и стало главным аргументом в принятии непростого для мужчины решения.
Таким же непростым стало решение по поводу обмена. Виктор даже вначале пытался «образумить» супругу. Он наконец-то понял, насколько бездушной была Лена. Она не испытывала ни капли сострадания к больной Ксении Федоровны. А в момент, когда мать Дмитриева находилась в больнице на операции, женщина уже рассматривала варианты обмена.
Лена
понимала, что с обнаруженной онкологией, Ксения Федоровна долго не проживет. Поэтому найдя подходящий вариант обмена жильем, она перешла к действию. Нужно было, во что бы то ни стало убедить мужа съехаться с матерью. Да и повод был хорошим. Ведь так супруг может ухаживать за ней после перенесенной операции.
Начатый разговор поверг Виктора в шок, и он долго не мог понять жену. Однако, уже на следующий день, она смогла заставить его поговорить с матерью.
Ксения Федоровна
поначалу отказалась от предложения сына съехаться. Она не представляла всей серьезности своего положения. Но все же потом, подумав, женщина согласилась. Она хотела верить в то, что может в сыне осталось еще хоть капля человечности и стремление действовать бескорыстно.
Вот так и случился обмен, который впоследствии стал роковым для Ксении Федоровны. Женщина умерла спустя всего несколько дней после переезда сына с семьей. Узнав о своем диагнозе, она поняла, что Виктор полностью находится во власти супруги, а интересы матери для него отошли на последний план.
Виктор понял, что только он сам виноват в смерти матери. Ведь мужчина мог отказаться и от обмена, и от алчности. Ведь именно это чувство навсегда поразило сердце его супруги, а теперь потихоньку переходило и к самому Дмитриеву.
Сравнительная характеристика Виктора и Лены (по повести Трифонова «Обмен») Нравственные проблемы в повести Трифонова «Обмен» Сюжетное своеобразие повести Трифонова «Обмен» Основной конфликт повести Трифонова «Обмен»
Художественное своеобразие
Детали автор использует вместо пространных характеристик. Например, увиденный Дмитриевым обвисший живот жены говорит о его холодности к ней. Две подушки на супружеской постели, одна из которых, несвежая, принадлежит мужу, свидетельствуют о том, что между супругами нет настоящей любви.
Рука Лены, гладящая Дмитриева, за 14 лет супружества становится из лёгкой и прохладной, какой была 14 лет назад, тяжёлой: Дмитриев полностью подчинился ценностям жены.
В конце повести возникает символичный образ собаки. Дмитриев выманивает брюхатую овчарку из троллейбуса, чтобы она не заехала далеко от дома. Его поступок кажется правильным, но он какой-то «недочеловеческий»: герой не решает собачьей проблемы, не ищет её хозяина. При этом создаётся видимость сердечного участия. Таков Дмитриев во всём.
-
«Обмен», краткое содержание повести Трифонова
-
«Дом на набережной», анализ повести Трифонова
-
«Другая жизнь», анализ повести Трифонова
-
«Дом на набережной», краткое содержание повести Трифонова
-
«Другая жизнь», краткое содержание повести Трифонова
-
Юрий Валентинович Трифонов, краткая биография
По произведению: «Обмен»
По писателю: Трифонов Юрий Валентинович
Символика в повести Ю. Трифонова «Обмен»
Символика в повести Ю. Трифонова «Обмен» играет важную роль в создании образов и передаче глубокого смысла произведения. Одним из главных символов является дом, который становится метафорой жизни главного героя. Дом, как и жизнь, постоянно меняется и претерпевает изменения, но остается неизменным в своей сути.
Еще одним важным символом является обмен, который символизирует не только материальные ценности, но и духовную ценность человеческих отношений. Обмен в повести становится способом общения и взаимодействия между людьми, а также способом достижения гармонии и счастья.
Также в повести присутствует символика природы, которая отражает внутреннее состояние героев и их отношения. Например, дождь символизирует грусть и печаль, а солнце – радость и оптимизм.
В целом, символика в повести Ю. Трифонова «Обмен» является неотъемлемой частью произведения и помогает читателю лучше понять глубинный смысл и идеи автора.
Сюжет и композиция
Основное действие происходит октябрьским днём и утром следующего дня. Но читатель знакомится не только со всей жизнью главного героя, но и узнаёт о семьях Лукьяновых и Дмитриевых. Этого Трифонов добивается с помощью ретроспекции. Главный герой рефлектирует по поводу происходящих с ним событий и собственных поступков, вспоминая прошлое.
Перед героем стоит трудная задача: сообщить смертельно больной матери, которая не знает о серьёзности своей болезни, и сестре, что жена Лена задумала обмен. Кроме того, герою необходимо достать для сестры Лоры, с которой живёт сейчас мать, денег на лечение. Обе задачи герой решает блестяще, так что денег предлагает ему бывшая любовница, а переездом к нему матери он будто бы помогает сестре уехать в длительную командировку.
Последняя страница повести вмещает в себя события полугода: происходит переезд, умирает мать, герой чувствует себя несчастным. Рассказчик добавляет от себя, что снесён дом детства Дмитриева, где ему так и не смогли передать семейные ценности. Так что Лукьяновы победили Дмитриевых в символическом смысле.
Анализ романтических мотивов в повести
Анализ романтических мотивов в повести Ю. Трифонова «Обмен» позволяет увидеть, как автор использует этот жанр для создания особой атмосферы и передачи эмоционального настроя героев. Романтические мотивы присутствуют в повести на разных уровнях — от описания природы до внутреннего мира героев.
Один из ярких романтических мотивов в повести — это образ природы. Автор описывает ее как живую, дышащую, полную красок и запахов. Природа становится своего рода героем повести, который влияет на настроение героев и отражает их внутренний мир. Например, в начале повести, когда герой едет на поезде, автор описывает природу как «бесконечные поля, леса, реки, озера, небо, облака, солнце, звезды». Это создает ощущение свободы и бесконечности, которые так нужны герою в его трудный момент.
Еще один романтический мотив — это образ молодости и любви. Герой повести, молодой человек, переживает сложный период в своей жизни, когда он чувствует себя одиноким и никому не нужным. Но встреча с девушкой, которую он случайно встречает в поезде, меняет все. Она становится для него символом надежды и любви, которые помогают ему выжить в трудный момент.
Таким образом, романтические мотивы в повести Ю. Трифонова «Обмен» играют важную роль в создании особой атмосферы и передачи эмоционального настроя героев. Они помогают читателю лучше понять внутренний мир героев и пережить с ними их трудности и радости.
Проблематика повести Ю. Трифонова «Обмен».
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
П роблематика повести Ю. Трифонова «Обмен».
1) – Вспомните сюжет произведения.
Живет семья Виктора Георгиевича Дмитриева, работника одного из НИИ, в коммуналке. Дочь Наташка – подросток – за занавеской. Мечта Дмитриева съехаться с матерью не находила поддержки у Лены, его жены. Все изменилось, когда мать прооперировали по поводу рака. Лена сама заговорила об обмене. Поступки и чувства героев, проявляющиеся при решении этого житейского вопроса, завершившегося удачным обменом, а вскоре и смертью Ксении Федоровны, и составляют содержание небольшой повести.
– Итак, обмен – сюжетный стержень повести, но можно ли сказать, что это и метафора, которую использует автор?
2) Главный герой повести – представитель третьего поколения Дмитриевых.
Дед Федор Николаевич интеллигентен, принципиален, гуманен.
– А что можно сказать о матери героя?
Найдите характеристику в тексте:
«Ксению Федоровну любят друзья, уважают сослуживцы, ценят соседи по квартире и по павлиновской даче, потому что она доброжелательна, уступчива, готова прийти на помощь и принять участие…»
А вот Виктор Георгиевич Дмитриев попадает под влияние жены, «олукьянивается». Суть названия повести, ее пафос, авторская позиция, как она вытекает из художественной логики повести, раскрываются в диалоге Ксении Федоровны с сыном об обмене: «Я очень хотела жить с тобой и Наташенькой… – Ксения Федоровна помолчала. – А сейчас – нет» – «Почему?» – «Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел».
– В чем смысл этих слов?
3) Из чего складывается образ главного героя?
Характеристика образа с опорой на текст.
– Чем заканчивается наметившийся конфликт с женой по поводу обмена? («. Он лег на свое место к стене и повернулся лицом к обоям».)
– Что выражает эта поза Дмитриева? (Это желание уйти от конфликта, смирение, непротивление, хотя на словах он и не согласился с Леной.)
– А вот еще тонкая психологическая зарисовка: засыпающий Дмитриев ощущает на своем плече руку жены, которая сначала «слегка поглаживает его плечо», а потом давит «с немалой тяжестью».
Герой понимает, что рука жены приглашает его повернуться. Он сопротивляется (так автор детально изображает внутреннюю борьбу). Но… «Дмитриев, ни слова не говоря, повернулся на левый бок».
– Какие еще детали указывают на подчинение героя жене, когда мы понимаем, что он человек ведомый? (Утром жена напомнила о необходимости поговорить с матерью.
«Дмитриеву что-то хотелось сказать», но он, «сделав два шага вслед за Леной, постоял в коридоре и вернулся в комнату».)
Эта деталь – «два шага вперед» – «два шага назад» – наглядное свидетельство невозможности для Дмитриева выйти за рамки, которые навязаны ему внешними обстоятельствами.
– Чью оценку получает герой? (Его оценку мы узнаем от матери, от деда: «Ты человек не скверный. Но и не удивительный».)
4) В праве называться личностью Дмитриеву отказано его родными. Лене отказано автором: «…она вгрызалась в свои желания, как бульдог. Такая миловидная женщина-бульдог… Она не отпускала до тех пор, пока желания – прямо у нее в зубах – не превращались в плоть…»
Оксюморон * миловидная женщина-бульдог еще больше подчеркивает отрицательное отношение автора к героине.
Да, Трифонов явно определил свою позицию. Этому противоречит высказывание Н. Ивановой: «Трифонов не ставил перед собой задачи ни осудить, ни наградить своих героев: задача была иная – понять». Это верно отчасти…
Думается, более справедливо другое замечание этого же литературного критика: «…за внешней простотой изложения, спокойной интонацией, рассчитанной на равного себе и понимающего читателя, – трифоновская поэтика. И – попытка социального эстетического воспитания».
– Каково ваше отношение к семье Дмитриевых?
– Хотелось ли вам, чтобы так складывалась жизнь и в ваших семьях? (Трифонов сумел нарисовать типичную картину семейных отношений нашего времени: феминизация семьи, переход инициативы в руки хищниц, торжество потребительства, отсутствие единства в воспитании детей, потеря традиционных семейных ценностей. Стремление к покою как единственной радости заставляет мужчин мириться со своей второстепенностью в семье. Они теряют твердое мужское начало. Семья остается без главы.)
http://goldlit.ru/trifonov/1246-obmen-analizhttp://5litra.ru/soch/342-nravstvennaya-problematika-povesti-yu-trifonova-obmen.htmlhttp://infourok.ru/problematika-povesti-yu-trifonova-obmen-3021536.html
голоса
Рейтинг статьи
Сложные отношения
Можно смело назвать бытовой драмой повесть «Обмен». Трифонов, краткое содержание это отлично иллюстрирует, рассказывает историю, понятную каждому, потому что она основана на житейских взаимоотношениях. Писатель говорит о простых вещах, которые ставят многих из нас перед сложным выбором.
Еще когда молодые Елена и Виктор начинали жить вместе, Ксения Федоровна хотела поселиться с ними и с Наташей, своей внучкой. Но отношения между ней и невесткой становились все хуже, поэтому мысли о переезде пришлось отбросить.
Но как только свекровь оказалась при смерти, Лена сама стала постоянно говорить мужу об обмене и переезде. Виктору не по душе такая идея, ведь мать может и догадаться, в чем причина всего происходящего. Но постепенно он начинает уступать жене: в ее словах он видит заботу об их благополучии, о будущем Наташи. Да и если подумать, вдруг мать поправится, и тогда ей будет только лучше — сбудется мечта. В итоге Дмитриев приходит к выводу, что Лена была права с самого начала и зря он на нее набросился.
Оценка влияния произведения на современную литературу
Повесть Ю. Трифонова «Обмен» является одним из наиболее значимых произведений советской литературы XX века. Ее влияние на современную литературу не может быть переоценено. Многие современные писатели находят в этом произведении вдохновение для своих собственных творений.
Одним из основных факторов, который делает «Обмен» таким важным произведением, является его уникальный стиль. Трифонов использовал необычный подход к описанию событий и персонажей, что позволило ему создать неповторимую атмосферу и уникальный мир. Этот стиль стал вдохновением для многих современных писателей, которые также стремятся создать нечто уникальное и оригинальное.
Кроме того, «Обмен» затрагивает многие важные темы, которые до сих пор актуальны для современного общества. Это и проблемы социальной справедливости, и проблемы межличностных отношений, и проблемы личностного роста. Многие современные писатели также обращаются к этим темам в своих произведениях, и «Обмен» стал для них своего рода эталоном.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что «Обмен» Ю. Трифонова оказал значительное влияние на современную литературу. Его стиль и темы стали вдохновением для многих современных писателей, которые стремятся создать нечто уникальное и оригинальное.
Анализ произведений русской литературы 11 класс
-
.C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения
(973)Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содержанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начинаются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрицанием «Я это никогда не полюблю».
С чем же никогда не сможет…
-
B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века…» анализ произведения
(950)Песня «Зарыты в нашу память на века…» написана B.C. Высоцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще живы их непосредственные участники и свидетели.
Произведение поэта обращено не только к современникам, но и к потомкам. Главная идея в нем — стремление предупредить… -
B.C. Высоцкий «Здесь лапы у елей дрожат на весу…» анализ произведения
(759)Стихотворение B.C. Высоцкого «Здесь лапы у елей дрожат на весу…» яркий образец любовной лирики поэта. Оно навеяно чувствами к Марине Влади. Уже в первой строфе явственно звучит мотив препятствия. Его подчеркивает особое художественное пространство — заколдованный дикий лес, в котором живет возлюбленная. Путеводной нитью в этот сказочный…
-
B.C. Высоцкий «Мерцал закат, как блеск клинка…» анализ произведения
(814)Военная тема является одной из центральных в творчестве B.C. Высоцкого. Поэт помнил войну по детским воспоминаниям, но ему часто приходили письма фронтовиков, в которых они спрашивали его, в каком полку он служил, так реалистично удавались Владимиру Семеновичу зарисовки из военной жизни.
Текст песни «Мерцал закат, как блеск клинка…»… -
B.C. Высоцкий «Песня о друге» анализ произведения
(1398)«Песня о друге» — одно из наиболее ярких произведений в творчестве B.C. Высоцкого, посвященное центральной для авторской песни теме — теме дружбы как наивысшей нравственной категории.
Образ дружбы воплощает в себе и альтруизм — неотъемлемое качество человека с высокими моральными принципами, и антимещанскую позицию, столь характерную для…
-
B.C. Высоцкий «Пссня о земле» анализ произведения
(843)«Песня о земле» B.C. Высоцкого написана для кинофильма «Сыновья уходят в бой». В ней подчеркивается жизнеутверждающая сила родной земли. Ее неисчерпаемые богатства выражает поэтичное сравнение: «Материнство не взять у земли, Не отнять, как не вычерпать моря».
Стихотворение содержит риторические вопросы, которые привносят в него полемические ноты. Лирическому…
-
А.А. Ахматова «Вечерние часы перед столом…» анализ произведения
(859)В стихотворении «Вечерние часы перед столом…» А.А. Ахматова приоткрывает завесу над таинством творчества. Лирическая героиня пытается передать на бумаге свои жизненные впечатления, но при этом находится в таком душевном состоянии, что сама пока еще не может разобраться в своих чувствах. Образ непоправимо белой страницы свидетельствует о…
-
А.А. Ахматова «Я пришла к поэту в гости…» анализ произведения
(703)Стихотворение А.А. Ахматовой «Я пришла к поэту в гости…» имеет автобиографическую основу: в одно из воскресений 1913 года А.А. Ахматова принесла А.А. Блоку его стихи на Офицерскую улицу, 57, расположенную неподалеку от устья Невы, чтобы он их подписал. Поэт сделал лаконичную надпись: «Ахматовой — Блок».
Первая строфа произведения тонко…
-
А.А. Блок «Двенадцать» анализ произведения
(574)Поэма «Двенадцать» написана А.А. Блоком в 1918 году и навеяна революционными событиями. Уже в зимнем пейзаже поэмы подчеркнут контраст черного и белого, мятежная стихия ветра передает атмосферу общественных перемен. Двусмысленно звучит строчка в первой главе произведения: «На ногах не стоит человек». В контексте поэмы ее можно истолковать как…
-
А.А. Блок «На поле Куликовом» анализ произведения
(698)Сюжет цикла «На поле Куликовом» имеет историческую основу — вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию. Лиро-эпический сюжет совмещает конкретно- историческую событийную канву: битвы, военные походы, картину овеянной пожарищем родной земли — и цепь переживаний лирического героя, способного осмыслить весь многовековой…
Дмитриевы и Лукьяновы
Лукьяновы всегда отличались тем, что могли приспособиться к любой ситуации и обстряпать любое дело, для них одинаково легко решалась проблема ремонта на даче и устройство внучки в английскую элитную школу. Их породу автор характеризует как «умеющие жить». Когда Дмитриевы заходили в тупик и заключали, что сделать больше ничего нельзя, Лукьяновы мгновенно решали проблемы своими только им известными путями.
В этих сравнениях образов жизни разных семей изображает очень знакомые Юрий Трифонов. «Обмен», краткое содержание которого мы подробно разбираем, иллюстрирует два самых распространенных, но взаимно исключаемых, способа поведения. Именно поэтому Дмитриевы, а главным образом Ксения Федоровна, имеющая определенные нравственные принципы и привыкшая помогать бескорыстно, относились к достижениям Лукьяновых с высокомерной и пренебрежительной усмешкой. В их представлении Лукьяновы — лишенные возвышенных интересов и мещане, заботящиеся только о своем благе. У Дмитриевых даже появилось слово «олукьяниться».
Очень ясно расставляет акценты и открыто показывает свои предпочтения между этими двумя семьями Трифонов. Повесть «Обмен», краткое содержание приводит множество примеров, повествует о том, как человек может нравственно деградировать, следуя на поводу своих желаний. Так, читатель видит, как постепенно «олукьянивается» Виктор, все больше становится мещанином. Особенно остро это проявилось в попытке помочь бывшему товарищу найти работу. Лене удалось подыскать хорошее место, но она рассудила, что ее мужу оно нужнее. Так Виктор получил новую должность, а его товарищ остался ни с чем.
Сочинение по повести «Обмен» Ю. Трифонова
Повесть Обмен Трифонова относится к циклу городской прозы. Она открывала цикл московских повестей писателя и освещала разнообразные проблемы москвичей. В первую очередь останавливаясь на нравственных проблемах.
Нравственные проблемы повести
Чтобы раскрыть одну из нравственных проблем, автор применяет способ противостояния двух семей. Благодаря несложному сюжету, что описывает довольно банальную жизненную ситуацию, автор показывает беспощадность жизни, когда на первый план выходит холодный расчет и поиск выгоды. Чтобы лучше увидеть проблематику повести Обмен Ю. Трифонова, предлагаем вам познакомиться с ее кратким анализом и главными героями.
Краткое содержание и анализ
В повести «Обмен» мы знакомимся с семейством Дмитриевых и Лукьяновых. Виктор Дмитриев выбрал себе в жены Лену Лукьянову. Он хотел передать ей все традиции, нравственные и семейные ценности своей семьи, научить чуткости, тактичности, интеллигентности. Вот только все произошло наоборот. Вместо того, чтобы передать нравственные ценности Лене, Виктор сам становится прагматиком, тянется к материальным благам. Как сказала его сестра, герой и сам олукьянился.
По сюжету повести, Лена враждует со свекровью и не хочет жить вместе с ней. Но все перевернуло с ног на голову сообщение о смертельной болезни матери Виктора. Вот тут Лукьянова все берет в свои руки. Она понимает, нужно поспешить осуществить обмен, чтобы не лишится комнаты. Женщина поднимает вопрос о дальнейшем совместном проживании, хотя до этого и слышать о подобном не хотела. Бестактность Лены возмущала даже Виктора, но девушка стояла на своем и шла к своей цели. Пока свекровь лежала на операционном столе, та искала варианты обмена. В итоге, под напором жены и сам Виктор превращается в расчетливого и холодного человека.
Сначала Дмитриева согласилась переехать в новую квартиру, где теперь все будут жить под одной крышей, но когда женщина узнала о настоящей причине обмена, ей стало очень больно. Как отметила мать, ее сын произвел обмен задолго до того, как они обменяли комнаты на квартиру. Обмен произошел, когда Виктор женился на Лене и попал под ее влияние.
Мать умирает, но счастлив ли наш герой? Конечно же нет. Он в депрессии, ничто его не радует, Виктор преждевременно состарился. Не простила его и сестра, которая обвиняла брата в смерти матери. Когда мать умерла, дороги сестры и брата разошлись, и скорее всего, больше никогда не пересекутся.
Герои повести Обмен
Виктор Дмитриев, полноватый потомственный москвич из интеллигентной семьи. По сюжету Виктор выглядит безвольным и ведомым у жены поэтому он быстро олукьянивается, потеряв свои моральные качества ради материального благосостояния.
Лена Лукьянова — жена Виктора. Умеет добиваться своего, подчинять людей, женщина с хваткой бульдога, сильным характером, решительностью и инициативой. Это бестактная и высокомерная особа, для которой нравственность стоит на последнем месте.
Ксения Федоровна Дмитриева — мать Виктора и Лоры. Это деликатная и добрая женщина, которая была готова безвозмездно помогать людям. Судьба послала ей смертельную болезнь и эта болезнь раскрыла ей глаза на невестку, да и дала понять, насколько преобразился в худшую сторону ее сын.
Также в работе Ю. Трифонова мы встречаем Лору — сестру Дмитриева, тещу Дмитриева Веру Лазаревну, Таню, бывшую любовницу героя и его деда Федора Николаевича, что один из первых указал Виктору на бестактность его жены.
Философский смысл повести Ю. Трифонова «Обмен»
Юрий Трифонов затронул извечную дилемму: сознание определяет бытие, или бытие – сознание? Сам писатель говорил о своем творчестве: «Не быт я пишу, а бытие.» Поведение людей Трифонов определял двумя нормами. Человек может признать закономерным то, что является допустимым для большинства, или живет, следуя нравственным принципам, категорично разделяющим границу между добром и злом. Если окружающая среда навязала человеку образ жизни, сформированный массовым сознанием, он начинает воспринимать его как правильный. К примеру, если человек видит, что окружающие не брезгуют воровством или взятками, то он начинает считать, что воровство и взяточничество являются естественным делом. Трифонов напоминает, что, если личное благосостояние для большинства сегодня является высшей ценностью, то это не означает, что данное мировоззрение является истиной. Истина заключена не в массовом сознании, она – в нравственном императиве.
Человеку приходится делать свой нравственный выбор. Смирение со злом становится таким же злом, которое оборачивается против смирившегося человека. Повесть Трифонова «Обмен» предупреждает об опасности превратиться в обезличенного обывателя, попавшего в сети конформизма, приводящего к духовному оскудению личности.
Каков смысл повести «Обмен»: подведение итогов
Основной проблемой, затронутой Юрием Трифоновым, является истончение духовных связей между людьми. Лишь немногие способны пренебречь личной выгодой и благоустроенностью в стремлении поступать по совести. К сожалению, такие искренние и честные люди очень редко добиваются успеха в общепринятом понимании этого слова. Они не строят головокружительной карьеры, не располагают значительными средствами и не могут позволить себе многое. Но зато они живут в гармонии с собой, не ненавидя себя за предательство собственных убеждений, с большим шансом на теплые родственные отношения в своей семье.
Смысл названия повести «Обмен»
Суть заглавия повести не сводится лишь к обмену квартирному. На фоне материальной манипуляции с квадратными метрами разворачивается настоящая драма человеческих отношений, сопровождающихся обменами:
- Виктор обменивает традиции и моральные принципы своей семьи, на принципы семьи более практичной и удобной;
- Таня обменивает свое комфортное замужество на одиночество, не в силах жить с нелюбимым человеком;
- Ксения Федоровна, понимая в конце, какого сына вырастила, но по-прежнему желающая ему лишь добра, обменивает свои принципы на комфортное существование Виктора и соглашается на переезд;
- Вера Лазаревна обменивает свою «собачью преданность» и в какой-то степени свою свободу на материальное обеспечение.
Кто потерял, а кто приобрел в результате этих обменов – решать читателю.
Повесть Юрия Трифонова похожа на урбанистическую притчу, в которой представлена достаточно распространенная картина человеческих взаимоотношений. Как же часто в них преобладают торжество потребительского отношения к жизни, разрушение нравственных ценностей и способность идти на компромисс с собственной совестью.