Предварительный просмотр:
Сказочные сюжеты в творчестве М.Цветаевой.
Руководитель: Ковешникова Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы.
Россия, город Липецк, МОУСОШ № 33.
Введение.
Среди самых замечательных имён в русской поэзии двадцатого века мы справедливо называем имя Марины Ивановны Цветаевой. Бурный темперамент, обнажённая страсть, бунтарский дух, принципиальная независимость жизненной позиции, яркое стилистическое своеобразие — всё это выделяет поэзию Цветаевой как явление русской художественной культуры с отчётливо проступающей печатью времени — печатью ХХ века, его первой половины, безжалостно разобщившей мир, людей, семьи, сердца. Цветаева — большой поэт, и вклад её в культуру русского стиха ХХ века значителен.
О поэзии М. Цветаевой написано немало. Первые отклики на публикацию её произведений принадлежат М. Волошину, В. Брюсову, Н. Гумилёву, М. Шагинян, доброжелательно отмечавших новаторство и смелость Цветаевой в тематике и в языке её поэзии. С середины 1960-х годов поэзия Цветаевой становится широко известной в нашей стране по сборникам, выпущенным в Малой и Большой сериях Библиотеки поэта, и по многочисленным журнальным публикациям, начинает активно изучаться и литературоведами, и лингвистами.
Из биографических и литературоведческих работ наиболее значительными являются исследования А.И.Цветаевой, А.А. Саакянц, И.В. Кудровой, М.И. Белкиной.
Литературное наследие Цветаевой велико и труднообозримо. Тридцать изданных ею книжек и три, вышедшие посмертно, вобрали в себя лишь малую часть написанного.
Другая часть рассыпана по почти недоступным изданиям. Многое осталось неопубликованным. Среди созданного Цветаевой, кроме лирики,- семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная, историко-литературная и философско-критическая проза. Без лучших стихов и поэм М.Цветаевой невозможно составить достаточно полное и ясное представление о русской поэзии XX века.
На формирование личности и характера Цветаевой, на развитие основной тематики её произведений оказали огромное влияние такие жизненные явления, как атмосфера профессорской семьи, атмосфера искусства, высокой культуры, учение в частных пансионах и гимназиях, поездки за границу, слушание в Сорбонне курса истории старофранцузской литературы.
Цель работы: исследовать проблему фольклоризма в творчестве М.Цветаевой, систематизировать литературоведческие работы по данной проблеме.
Цветаева усвоила традиции литературы своего времени, для которой был характерен интерес к фольклорным сюжетам и мотивам. Эта проблема раскрывается в работах Зубовой Л.В., Саакянц А.А., Малковой Ю.В. Однако обобщающей работы по проблеме фольклоризма в произведениях М.И.Цветаевой ещё не создано.
Список литературы Образ воительницы в поэме «Царь-девица»: к вопросу о характерологии М. Цветаевой. (статья первая)
- Цветаева М. Собрание сочинений: в 7 т. М., 1994-1997
- Царь-девица: № 232//Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: в 3 т. М., 1984-1985. Т. 2. С. 182
- Царь-девица: № 233//Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: в 3 т. М., 1984-1985. Т. 2. С. 185
- Царь-девица: № 232//Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: в 3 т. М., 1984-1985. Т. 2. С. 185
- Царь-девица: № 233//Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: в 3 т. М., 1984-1985. Т. 2. С. 186
- Царь-девица: № 233//Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: в 3 т. М., 1984-1985. Т. 2. С. 186
- Царь-девица: № 233//Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: в 3 т. М., 1984-1985. Т. 2. С. 187
- Царь-девица: № 233//Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: в 3 т. М., 1984-1985. Т. 2. С. 187
- Царь-девица: № 233//Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: в 3 т. М., 1984-1985. Т. 2. С. 185
- Цветаева М. Неизданное. М., 1997. С. 184
- Faryno J. Мифологизм и теологизм Цветаевой («Магдалина» -«Царь-Девица» -«Переулочки»). Wien, 1985. С. 231
- Цветаева М. Неизданное. М., 1997. С. 254
- Цветаева М. Неизданное. М., 1997. С. 259
- Цветаева М. Неизданное. М., 1997. С. 318
- Faryno J. Мифологизм и теологизм Цветаевой («Магдалина» -«Царь-Девица» -«Переулочки»). Wien, 1985. C. 156
- Народныя сказки, собранныя сельскими учителями/издание А.А. Эрленвейна. М., 1863. С. 50-72
- Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974. С. 71
- Ершов П.П. Конек-Горбунок. М., 1969. С. 74
- Одоевский В.Ф. Царь-Девица//Игра: Не периодическое издание, посвященное воспитанию посредством игры. Петербург, 1920. № 3. С. 124, 129
- Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: в 4 т. М., 1957. Т. 1. С. 77
- Faryno J. Мифологизм и теологизм Цветаевой («Магдалина» -«Царь-Девица» -«Переулочки»). Wien, 1985. С. 203
- Магомедова Д.М. Блок и гностики//Магомедова Д.М. Автобиографический миф в творчестве Александра Блока. М., 1997. С. 70-83
- Соловьев Вл. Стихотворения и шуточные пьесы. Л., 1974. С. 62
- Соловьев В.С. Литературная критика. М., 1990. С. 157
- Полонский Я.П. Полное собрание стихотворений. СПб., 1896. Т. 2. С. 201-203
- Kroth A.M. Androgyny as an Examplary Feature of Marina Tsvetaeva’s Dichotomous Poetic Vision//Slavic Review. 1979. Vol. 38. №. 4. P. 563-582;
- Dinega A.W. A Russian Psyche: The Poetic Mind of Marina Tsvetaeva. Madison, 2001
- Gove A. The Feminine Stereotype and Beyond: Role Conflict and Resolution in the Poetics of Marina Tsvetaeva//Slavic Review. 1977. Vol. 36. № 2. P. 231-255
- Шевеленко И. Литературный путь Цветаевой. М., 2015. С. 71, 134-137, 168, 181, 259
- Полякова С.В. К вопросу об источниках поэмы Цветаевой «Царь-Девица»//Russica-81: литературный сборник. New York, 1982. C. 222-228
- Ельницкая С. Поэтический мир Цветаевой: конфликт лирического героя и действительности. Wien, 1990. С. 102, 332
Текст этой презентации
Слайд 1
Царь-девица Марина Цветаева
1892-1941
Слайд 2
Родители поэтаИван Владимирович Цветаев, 1903Мария Александровна (Мейн), 1903
Слайд 3
Мрина Цветаева 1893
Слайд 4
Сёстры Цветаевы, 1903
Слайд 5
Анастасия и Марина, 1905г
Слайд 6
Анастасия и Марина, 1911
Слайд 7
Марина Цветаева и Сергей Эфрон в Москве,1911Марина Цветаева в Коктебеле, 1911
Слайд 8
Москва Трёхпрудный переулок, д. 8 Отец и дочь
Слайд 9
Москва Трёхпрудный переулок, д. 8 Анастасия, Сергей Эфрон, Марина
Слайд 10
С. Эфрон, впоследствии офицер Белой гвардии1914 год
Слайд 11
Как правая и левая рука — Твоя душа моей душе близка. Мы смежены, блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло. Но вихрь встаёт– и бездна пролегла
От правого — до левого крыла!
10 июля 1918
Слайд 12
1922- 1939 гг – М. Цветаева в эмиграцииД. Белюкин. «Белая Россия. Исход»
Слайд 13
Рябину
Рубили
Зорькою.
Рябина – Судьбина Горькая.
Рябина – Седыми Спусками…
Рябина!
Судьбина Русская.
1934
Слайд 14
Рас-стояние: вёрсты, мили…Нас рас-ставили, рас-садили…
Слайд 15
Марина Цветаевой с дочерью Алей, 1925Аля и Ирина , 1919 С сыном, 1928
Слайд 16
Тоска по родине! Давно
Разоблачённая морока!
Мне совершенно всё равно – Где – совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошёлкою базарной
В дом, и не знающий, что – мой,
Как госпиталь или казарма… Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё – равно, и всё – едино.
Но если по дороге — куст
Встаёт, особенно – рябина…
1934 Марина Цветаева в 30-е годы
Слайд 17
Марина Цветаева 1939 Марина Цветаева в 1939 г. 1925
Слайд 18
Глазами художников 1 2 3
Слайд 19
Глазами художниковАида Лисенкова-Ханемайер. Марина Цветаева. Душа неотпетая. 2005 Георгий Шишкин. Портрет Марины Цветаевой. Из цикла «Русские сны» («Именно здесь получили развитие многие мои мысли о русском, о русской душе, душевности, духовности нашей. Я считаю, что в Европе сложилось не совсем верное представление о многих русских чертах. Хотелось, честно говоря, попробовать скорректировать его». Для Георгия Шишкина подлинно русское — это не столько удалое и сильное, подчас бесшабашное,
сколько по-есенински «несказанное и нежное». Таково кредо его «Русских снов»).
3. Портрет М.И. Цветаевой кисти Бориса Федоровича Шаляпина
Слайд 20
Магда Нахман. Портрет М. Цветаевой, 1913
Слайд 21
Глазами художниковНо если по дороге -куст Встаёт, особенно -рябина…
Слайд 22
Глазами художников
Слайд 23
Глазами художников Марина Цветаева. Портрет работы Илюхина, 1947
Слайд 24
Марина ЦветаеваЯ– бренная пена морская…