«Человек в футляре» — краткое содержание рассказа А.П. Чехова
«На краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия, расположились на ночлег запоздавшие охотники» — ветеринар Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин. Они рассказывают разные истории, делятся своими впечатлениями относительно жены старосты, Мавры, которая ведет замкнутый и уединенный образ жизни, выходя из дома только по ночам. Буркин вспоминает, как в их гимназии работал учитель греческого языка Беликов.
«Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой и, когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний». Своеобразным бегством от действительности, пугающей Беликова, служит ему и предмет, который он преподает — «мертвые» языки (греческий, латынь).
Беликов понимает только циркуляры, в которых что-нибудь запрещено; прочие же документы вызывают у него подозрение. Беликов вообще крайне подозрителен и пуглив: его любимое выражение — «как бы чего не вышло».
У Беликова есть странная привычка — навещать других преподавателей, молча сидя у них по нескольку часов. Все в гимназии и многие в городе боятся его, отказываются делать привычные дела — например, устраивать любительские спектакли, есть мясо, играть в карты.
Беликов не держит женской прислуги из страха, что о нем будут невесть что думать. «Спальня у Беликова была маленькая, точно ящик, кровать была с пологом. Ложась спать, он укрывался с головой; было жарко, душно, в закрытые двери стучался ветер, в печке гудело; слышались вздохи из кухни, вздохи зловещие…»
Несмотря на такие особенности своего характера, Беликов едва не женится.
В гимназии появляется новый учитель истории и географии Коваленко, приехавший со своей сестрой Варенькой с Украины. Вареньке уже около тридцати; она хохотушка, певунья и вообще полная сил симпатичная женщина. Жена директора гимназии решает поженить Вареньку и Беликова. Все учителя принимаются всеми способами сводить «жениха и невесту», стараясь, чтобы те почаще виделись и привыкали друг к другу. Вареньке эта идея нравится, потому что с братом она постоянно ссорится.
Окружающие настойчиво уверяют Беликова, что ему пора жениться, и жениться именно на Вареньке. Он начинает все чаще бывать у Коваленко, навещает и других педагогов и постоянно повторяет, что брак — дело серьезное, что в таких делах нельзя торопиться, что следует вначале все хорошо обдумать и взвесить — и тянет с предложением. Коваленко Беликов раздражает, хотя в принципе он не возражает против подобного брака своей сестры: ему не терпится сбыть Вареньку с рук.
Неожиданно «какой-то проказник» нарисовал во многих экземплярах карикатуру на Беликова с Варенькой и распространил ее среди преподавателей. Это производит на Беликова очень тяжелое впечатление, он едва не плачет.
Навстречу ему попадаются Коваленко с Варенькой на велосипедах. Это окончательно выводит Беликова из себя: он считает непозволительным для учителя кататься на велосипеде и решает вразумить Коваленко. Беликов навещает его, пытается разъяснить, что катание на велосипеде непедагогично. Коваленко спускает его с лестницы после того, как Беликов обещает доложить об их разговоре директору гимназии. Беликов падает с лестницы; в это время внизу входит Варенька и громко смеется, «не понимая, в чем дело, полагая, что это он сам упал нечаянно».
Беликов уходит домой, ложится в кровать и уже больше не встает. Через месяц Беликова хоронят. Все чувствуют облегчение. «Но прошло не больше недели, и жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая, жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне; не стало лучше».
Смысл названия
Мне нравитсяНе нравится
Название рассказа “Человек в футляре” А. Чехова представляет собой важный символический элемент произведения. В этом рассказе Чехов предостерегает нас от опасности, которая может подстерегать каждого из нас, даже если мы этого не замечаем.
Термин “футляр” здесь используется метафорически и олицетворяет зацикленность на неофициальных нормах, правилах и ограничениях, которые мы сами создаем и на которые ограничиваем себя.
Человек, заточивший себя в “футляр”, ограничивает свои возможности и свободу, делая себя зависимым от условностей и социокультурных ожиданий. Он становится закрытым внутри своей собственной оболочки, защищаясь от внешнего мира и исключая возможность близкого контакта с обществом. Это своеобразное “барахло”, в котором он прячется, чтобы не подвергать себя влиянию внешних факторов.
Однако жизнь в этом укромном мире запретов и ограничений может быть одинокой и узкой. Все собственные порядки и установки, которыми обладает человек в “футляре”, оставляют мало места для взаимодействия с другими людьми. В итоге, житель этой душной и закупоренной области обречен на одиночество и социальную изоляцию.
Именно поэтому название рассказа выбрано в единственном числе – оно символизирует изоляцию и ограниченность каждого индивида, который может оказаться внутри своего собственного “футляра” из условностей и ограничений, лишаясь возможности настоящего общения и взаимодействия с окружающим миром.
Проблематика любви
Любовь — это чувство, наполненное яркими эмоциями и, как сейчас принято говорить, химией между влюбленными. В отношениях же Беликова и Вареньки такого не наблюдается. Даже само решение начать отношение было принято не мужчиной, а обществом. Варенька просто не была против попробовать, однако Беликов просто боялся сказать «нет». Понятно, что подобная предыстория отношений попросту не приведет к той же самой свадьбе. Беликов не любит Вареньку, он просто повинуется обществу, что решило попросту создать семью из ничего, просто так.
Ни о какой любви и говорить не стоит. Первое же недопонимание и Беликов рвет все контакты со своей возлюбленной, а затем и вовсе умирает. Однако в гробу он чувствует себя по-настоящему счастливым, ведь теперь из его футляра выходить не придется. Спокойная загробная жизнь станет его возможностью обрести внутренний покой.
Общественная проблематика
Конечно же, не стоит и забывать об обществе, что манипулировало главным героем. В своей попытке найти идеальный футляр он попросту забыл о собственном счастье. Любовь, что была создана из ничего, не принесла главному герою счастья. И дело даже не в стремлении обрести покой. Проблема заключается в обществе. Шаблоны, которые оно создает по своему подобию, не могут подойти сразу всем. Тогда общество начинает ломать человека, пытаясь подогнать его под стандарты. Оно жестоко, ведь моральное состояние индивида его попросту не волнует. Либо ты станешь подходящим, либо общество не будет воспринимать тебя — вот и вся мораль. Скорее всего, Беликов остался бы жив и даже смог бы получать своеобразное удовольствие от жизни, если бы общество не давило на него со страшной силой. Действительно стоит задуматься!
Вот такое не совсем легкое произведение. Антон Павлович Чехов и не пытался создать что-то приятное для обыденного чтения. Он выделил проблемы своего времени, которые, на его взгляд, требовали особого внимания со стороны общества. Надеемся, вам было интересно узнать о них поподробнее!
Сочинение: Маленький человек в рассказе «Человек в футляре» (А.П. Чехов)
(546 слов) Великий мастер слова Антон Павлович Чехов, как и многие его современники, не обошел стороной тему «маленького человека». Этот вопрос автор поднимает во многих своих повестях и рассказах. Интересно поразмышлять о том, какая роль отводится этой теме в произведении «Человек в футляре»?
Главный герой произведения «Человек в футляре» является маленьким человеком. Но автор нарушил литературную традицию и не стал ему сочувствовать. Напротив, он показал неприглядную изнанку этого образа — зашоренность сознания и оторванность от мира. Перед нами учитель греческого языка, который преподает в гимназии. Он идеализирует прошлое и дистанцируется от настоящего, поэтому ученики и коллеги не находят с ним общего языка. Разлад обусловлен и странностями в поведении героя. Даже в солнечную и ясную погоду Беликов не изменяет своим привычкам и выходит из дома в тёплом пальто, в галошах и зонтиком. Все его вещи были в чехле. Он всегда носил темные очки и порой затыкал уши ватой. Герой сам был подобен футляру или чехлу. Внешний облик полностью отражал его внутренний мир. Скрытный и закрытый Беликов ценил и приветствовал все запреты, а любое проявление свободы он воспринимал с опаской. Его коммуникация с внешним миром сводилась к навязыванию ограничений. Своими жалобами, опасениями, страхами он докучал не только учителям, но и директору. Его манера преподавания вызывала у учеников только отвращение. Мертвый язык преподавал такой же «мертвый в душе» учитель. Психологический «футляр» доставлял дискомфорт его окружению. Страх преследовал и самого Беликова. Он боялся слуги, воров, велосипедов, всего, что, чисто теоретически, могло навредить ему. Учитель пытался огородить себя от всего мира. «Маленький человек» в интерпретации Чехова ничтожен и жалок, ведь он не стремится расти духовно.
Судьбу маленького человека в футляре могла изменить только любовь. Варенька тронула сердце Беликова. Общие знакомые пытались свести их, однако зона комфорта оказалась важнее для замкнутого учителя греческого языка. Веселая и заводная хохотушка могла бы вытащить маленького человека из футляра, но Беликов был просто не готов покинуть свой привычный мир, который он создал из скорлупы предостережений, комплексов и консервативности. Маленький человек мелочен во всех своих проявлениях и на настоящую любовь не способен. Особенно ярко это выразилось в эпизоде, когда Беликов шел со своим коллегой по улице и увидел, как Коваленко вместе со своей сестрой едут на велосипеде и громко смеются. Для главного героя это было ударом.
На следующий день молодой учитель наведался с визитом в дом своей «невесты» с возмущением. Вареньки дома не было, но её брат воспринял консервативность нравов «жениха» в штыки и на эмоциях толкнул Беликова с лестницы. Увидев финал сцены, Варенька громко хохотала, что ввело Беликова в отчаяние. Вернувшись домой, главный герой впал в депрессию и через месяц умер. Лишь в гробу на лице его появилась блаженная улыбка. Наконец-то он находился в футляре, из которого нет выхода.
Образ маленького человека в лице Беликова дополнил галерею персонажей, созданных писателями. Человек сам, без нажима общества, выбрал такой путь и отгородился от большого мира мелкими страхами, запретами и ограничениями. Бестолковость и обыденность стали главными составляющими его зоны комфорта. Не общество было его врагом. Он сам сделал себя ничтожеством, сам растоптал лучшие свои качества. Маленький человек, не способный противостоять быстрому ритму и резкой смене понятий, просто отступил и навсегда ушел в свой «футляр». Это делал каждый персонаж из этой галереи, но только Чехов возложил ответственность за «футлярность» на того, кто должен расти вопреки всему, но не делает этого.
Основные проблемы
- Консервативность. Автор с ужасом и жалостью осознаёт, что некоторые его современники создают себе оболочку, в которой погибают морально и духовно. Они существуют в мире, но не живут. Люди плывут по течению, более того, они даже не могут позволить судьбе вмешаться и поменять что-то в лучшую сторону. Эта боязнь новых событий и перемен делает людей пассивными, неприметными и несчастными. Из-за обилия таких консерваторов в общество и образуется застой, через который сложно пробиться молодым побегам, способным развиваться и развить страну.
- Проблема бессмысленности жизни. Для чего жил Беликов на земле? Он так и не сделал никого счастливым, даже самого себя. Герой трясётся над каждым своим поступком и постоянно вторит: «Как бы чего не вышло». Минуя вымышленные горести и страдания, он упускает само счастье, таким образом, его цена психологического комфорта чересчур велика, раз уничтожает саму сущность бытия людей.
- Перед читателем вырисовывается проблема счастья, точнее, проблема его достижения, сути и цены. Герой заменяет его на покой, но, с другой стороны, он сам вправе определять, что для него наивысшая ценность.
- Проблема страха перед любовью. Люди, которые окружают его, так же несчастны, они оказываются по ту строну вымышленного футляра, Беликов просто не может открыться и подпустить кого-то ближе. Герой так и не смог развить свои чувства к понравившейся девушке, он просто испугался их и остался ни с чем.
- Проблема социапатии. Учитель боится общества, презирает его, отгораживается, не позволяя никому из окружающих людей себе помочь. Они бы и рады, но он сам не позволяет это сделать.
Очень краткий пересказ
«Человек в футляре» – это короткое литературное произведение. В нем чуть более 10 страниц печатного текста. Рассказ не разделяется по главам, являя собой цельное повествование.
Это своеобразный рассказ в рассказе, случай из жизни, поведанный между делом на охоте. Сокращенно сюжет «Человека в футляре» умещается в несколько строк.
В первом абзаце идет описание места для ночевки двух запоздавших охотников: Ивана Ивановича и Буркина. Им не спалось. Вспоминались различные истории. Разговор заходит о людях, прячущихся в защитную оболочку, выбирающихся одиночество.
Преподаватель вспомнил о почившем около двух месяцев назад Беликове. Он был примечателен тем, что на протяжении жизни старался «окружить себя оболочкой».
Настоящее Беликову было отвратительно, он не выносил отступлений от правил и весь город терроризировал. Преподаватель греческого опасался всего и во всем осторожничал. Питался судаком на коровьем масле, в страхе быть обвиненным в несоблюдении постов.
Размеренное течение жизни города нарушает приезд преподавателя географии и истории Коваленко с сестрой. Это новые люди «из хохлов». Обывателей от скуки захватывает идея поженить Варвару Коваленко и Беликова. Внушение делает свое дело, и Антропос склоняется к мысли, что «жениться надо». Но вся эта ситуация действует на учителя греческого угнетающе, он осторожничает.
Тут следуют два решающих случая. В гимназии появляется карикатура «влюбленный антропос», изображающая Беликова с зонтом в калошах и подсученных брюках под руку с Варенькой. Однажды незадачливый влюбленный видит Варвару Саввишну и ее брата на велосипедах.
Зрелище это до глубины души поражает его и приводит в негодование. Он решает объясниться с Коваленко. Беседа перерастает в ссору, и Михаил Саввич спускает Беликова с лестницы прямо под ноги Варваре. Девушка, видя смущенного и помятого учителя, полагая, что он упал нечаянно, заливается громким смехом. Этим завершается для Беликова все земное существование.
Он слег в постель и уже больше не встал. Умер Антропос через месяц. После похорон все жители испытывают чувство большого удовольствия. Но через некоторое время жизнь возвращается в прежнее русло.
В заключении следует рассуждение охотников на тему футлярности. Но история наводит их на разные мысли и выводы. Каждый, думая о своем, ложится спать.
3 вариант
Личность, уходя с головой в себя, подсознательно отказывается от взаимодействий с окружающим миром: от разговоров с коллегами, от дружеских прогулок и от всего того, что наполняет жизнь людей эмоциями. Такая личность напоминает объект, который хранится в футляре. Она вместо того, чтобы решать проблему, пытается игнорировать ее, тем самым только усугубляя положение.
Беликов – учитель греческого языка. Он не выходил из дома, не надев калоши, высоко не подняв воротник и не раскрыв зонт, вне зависимости от погодных условий. Большинство предметов, которые использовал учитель, были в чехлах: зонт, часы, нож… Он следовал запретам, создавал их сам, однако боялся малейших перемен, осуждал все отклонения в поведении. Комфортное состояние для Беликова – жизнь, огражденная от всех футляром. Однако Беликов не был обычным человеком с причудами, он был злым и агрессивным. Имени и отчества Беликова ни упоминается ни разу на протяжении всего рассказа, что свидетельствует об отстраненном отношении рассказчика к нему: для кажлого Беликов был чужим.
Беликов жил закрытой от социума жизнью, он не был открыт для новой информации, знакомств и эмоций, и учителя устраивала такая ситуация. Окружающие Беликова люди жили будто обособленно от него, и, хотя физически все они находились рядом, морально между ними была огромная стена, «футляр», который защищал учителя.
Беликов жаловался на тех, кто совершал малейшую провинность, поэтому все жители городка боялись его, старались избегать и обходить стороной. Герой был жадным, злым на весь мир, он создавал собственные правила и пытался привить окружающих к их безукоризненному следованию.
В тот момент, когда Беликов на короткий промежуток времени смог открыться миру, он осознал, что не может быть раскрепощенным и общительным, не может взаимодействовать с людьми, выйти из зоны комфорта. Вскоре Беликов умер. После его смерти город испытал огромное облегчение.
Люди имеют возможность оказывать воздействие на окружающих людей, но и окружение оказывает непосредственное воздействие на формирование личности. Боязнь окружающего мира побуждает людей создавать «футляры», тем самым обособляясь от него и создавая свой собственный маленький и очень ограниченный мир. По-настоящему сильные духом люди могут противостоять коллективному мнению, стереотипам, не сворачивать со своего пути, прямо идти к поставленной цели.
Проблематика рассказа
Анализируя рассказ Антона Павловича, можно выделить ряд проблем, которые рассматривает автор. В первую очередь, это нравственная проблематика произведения «Человек в футляре»:
- Проблема счастья и его восприятия. Для любого человека оно заключается в чем-то своем, окружающие не должны обсуждать, что делает других людей счастливыми. Главного героя привлекала «футлярность», но он игнорировал радость и любовь, находясь в вечных запретах.
- Деградация индивида и неуверенность в себе. Беликов не просто закрылся от общества, а даже не пытался что-то изменить в лучшую сторону из-за боязни попробовать новое. Герой преподавал язык, который никому не нужен. Он восхищался прошлым в ущерб настоящему.
- Пошлость в произведении пронизывает бытие на периферии. Окружающие рисуют карикатуры, сватают чужих людей, слушают мнительного ханжу. В совокупности это все демонстрирует их жизненную пустоту.
- Эгоизм. Практически все герои произведения думают только о себе и о собственных проблемах. Варвара хочет наладить свою жизнь вдали от брата, поэтому девушка согласна на все, только бы съехать от него. Директриса цинично подмечает, что в 30 лет у героини выбор небольшой и ради удовольствия решает сватать ее. Беликов усиленно подгоняет существование под устоявшийся шаблон.
- Футлярность. Персонаж произведения полностью ограничился от общественных проблем. Вследствие этого он не был готов к решительным поступкам и суровым реалиям бытия. Даже любовь не смогла вывести его из одиночества. От всего хорошего Беликов защищался сомнениями, в результате положительное прошло мимо.
История создания
«Человек в футляре» — один из трех рассказов из серии «Маленькая трилогия», над которым автор работал около двух месяцев в 1898 году. Также в неё входят рассказы «Крыжовник» и «О любви», которые Антон Павлович писал в Мелиховке, где жил с семьей. Работу над ними он едва успел закончить, ведь уже страдал туберкулезом и писал все меньше и меньше.
Нельзя быть точно уверенным, что Чехов писал о каком-то конкретном человеке, скорое всего, центральный образ «Человека в футляре» является собирательным. Современники писателя выдвигали несколько кандидатур, которые могли бы послужить прототипами для Беликова, но все они имели лишь небольшое сходство с героем.
Сочинение Мечта и реальность (Человек в футляре)
Творчество Антона Павловича Чехова резко выделяется среди русской классики умением автора метко и кратко, а главное в ироничной форме продемонстрировать читателю всевозможные пороки, присущие обществу в годы жизни писателя и по сей день. Название рассказа «Человек в футляре» говорит само за себя. В нём повествуется о судьбе учителя латинского и греческого языков, Беликове, который боялся жить полноценной жизнью и словно существовал «в футляре».
Героя произведения сложно назвать мечтателем, однако он не признавал окружающую его действительность из опасения «как бы чего не вышло». Чехов неоднократно отмечает, что страх вынуждает Беликова отказываться от развлечений, прятаться за одеждой так, словно она могла его спасти от неведомого недоброжелателя.
Получить хоть какую-то уверенность в собственных силах учителю удаётся тогда, когда благодаря своим коллегам он обретает любовь, Вареньку. Автор описывает эту девушку весёлой и жизнерадостной. Ей нравится петь, смеяться и интересно проводить время. Поначалу это привлекает в ней и главного героя, но время спустя её действия начинают ему казаться легкомыслием, ведь в мире, который он создал в собственной голове, в его «футляре» нет места развлечениям и веселью.
К сожалению или счастью, реальность не совпадает с идеалами, созданными в голове Беликова. Люди, окружающие учителя, позволяют себе куда более свободное и независимое поведение, чем он способен позволить себе. Искренне полюбив Вареньку и приняв решение жениться на ней, Беликов начинает считать себя в праве контролировать и её поведение. Чехов иллюстрирует в эпизоде, где девушка катается на велосипеде. Учителю же подобный поступок кажется совершенно недопустимым. Столкнувшись с несоответствием реального положения дел образам в его голове, Беликов огорчается, замыкается в себе и оказывается на грани разочарования в своей возлюбленной. Когда брат Вареньки в очередной раз рушит иллюзии главного героя, не согласившись с его мнением о поведении сестры и спустив Беликова по лестнице, тот не выдерживает подобного унижения и позора и вскоре погибает.
Таким образом, мы понимаем, что А.П.Чехов стремится донести до нас, как важно не заходить в собственных мечтаниях слишком далеко и не отказываться от реальности, не пренебрегать мнением других людей, ведь выход из «футляра» далеко не всегда заканчивается трагично. Чаще всего именно смелость и открытый взгляд на мир делают человека по-настоящему счастливым
Композиция и жанр
Текст произведения разбит на несколько смысловых эпизодов, выражающих суть происходящего. Чехов четко дает описание героя, на основании чего формируется мнение окружающих о нем
Этот маленький и ничтожный человек собственным мировоззрением и осторожностью смог удерживать в напряжении всех горожан
Свои действия окружающие соразмеряют с мнением Беликова, сдерживая проявление истинных человеческих чувств. Вскоре в город приезжает новый педагог Михаил Коваленко, который по характеру является противоположностью героя. Мужчина сразу видит суть происходящего. Он, в отличие от смирившихся жителей, не собирается подстраиваться под главного персонажа.
Проводя анализ «Человека в футляре» Чехова, можно сделать вывод, что произведение по жанровой принадлежности относится к рассказу. Кроме того, оно продолжает идею сочинений сборника «Маленькая трилогия».
Сатирическое направление и построение стали причинами неоднозначной критики рассказа Антона Павловича. Литературоведов смущал факт комбинации серьезности проблем с карикатурным героем, который больше подходит для фарса. В образе Беликова Чехов отражает жизнь большинства маленьких людей, проживающих в своем мирке.
Писатель тонко дает понять бесполезность «футлярного» бытия, призывая читателей к активному проявлению инициативы. Равнодушие — страшный бич, отравляющий существование не только отдельной личности, но и всего общества.
Несостоявшаяся женитьба
Как глоток свежего воздуха разбавляет «душную» атмосферу местных учителей сестра Михаила Коваленко. Она притягивает и увлекает главного героя своим темпераментом, непринужденным поведением и мелодичными песнями.
Веселая, молодая женщина, которую коллеги Беликова надеялись выдать за него замуж. Варвара Саввишна обладала незаурядной внешностью: была чернобровая, стройная, краснощекая, по словам автора, «не девица, а мармелад». Она любит петь и весело хохотать, кататься на велосипеде, читать книги и горячо спорить. Варенька с теплотой и нежностью относится к Беликову, отвечая взаимностью на его притязания, так как не прочь, как пишет Чехов, выйти замуж, обзавестись семьей и съехать от брата.
Вариант 4
Чеховский рассказ «Человек в футляре» хоть и является частью трилогии, но стал самым ярким выражением общей сквозной мысли, объединившей разных персонажей. Учитель греческого Беликов стал символом, концентрированным образом идеи жизни «в футляре», которая не теряет своей актуальности даже сегодня. Чеховские герои словно живут вне времени, их можно встретить в любую эпоху, в любой стране или городе.
Кто же такие эти люди в футлярах? Писатель показывает нам человека, закрывшегося от внешнего мира, боящегося его, желающего скрыться от всего нового или незнакомого. «Как бы чего не вышло» — вот девиз таких людей. Они боятся и в то же время пугают сами. Это не столько трагедия отдельной личности, которой тяжело живется в обществе. Это беда самого общества, в котором есть подобные люди, которое не знает и не может найти с ними общего языка.
Примечательно, что Чехов показывает, какое влияние Беликов способен оказать на целый город. Этот человек ничтожен и жалок, над ним подсмеиваются, его не любят, но его и боятся. Директор, коллеги, дамы. Своими взглядами и словами скромный преподаватель отравляет жизни многих людей. Вместо того, чтобы противостоять ему, горожане отказываются от мероприятий, исключают учеников, даже ограничивают свой стол.
Писатель не дает ответов в своем рассказе. Он показывает правду, обличает и заставляет задуматься, но в его произведении нет готовой рекомендации или совета.
Трудно не согласиться с Чеховым и его оценкой Беликова. Этот персонаж, закрывающий себя в футляр, стремится сделать то же самое и с миром, с каждым, кто его окружает. И, следует заметить, что беликовы в этом достигают определенного успеха. Даже Буркин, который рассказывает о своем бывшем коллеге и соседе, удивляется его влиятельности. И тут уже речь не о пороках одного человека. Чехов показывает, как легко может отказываться общество от передового и нравственного под давлением подобных людей. Эта слабость и неспособность постоять за свои идеи и убеждения присуща даже Коваленко, хоть тот и является, пожалуй, самый явным оппонентом Беликова. Коваленко не боится прогнать человека в футляре, не страшится его доносов, даже спускает его с лестницы. Но и он выбирает пассивный путь – он лишь противится, когда Беликов лезет в его личные дела, не желает вмешиваться в дела сестры, собравшейся замуж за преподавателя греческого. Коваленко готов опустить руки, уехать из города, бросить все и вернуться в свой хутор.
Думаю, даже во времена Чехова люди в футлярах были хоть и распространенным явлением, но далеко не всегда столь ярко выраженным, как придуманный им Беликов. Но если копнуть глубже, можно заметить, что в каждом человеке живет свой маленький футлярщик, который постоянно задает вопрос: «Как бы чего не вышло?». И противостоять этому голосу уже приходится каждому из нас. Кто-то проявляет к нему терпение, как Буркин, кто-то бьет его, как Коваленко, а кто-то боится его и уступает. Полагаю, именно поэтому рассказ Чехова, созданный им образ продолжают затрагивать души читателей и в ХХI веке.
10 класс
О чем произведение? Очень кратко
Учитель гимназии Беликов боялся всего, что не соответствовало предписанным правилам, распоряжениям начальства. Он боялся внешних влияний — дождя и солнца, поэтому всегда ходил в галошах, с зонтиком и в темных очках
Беликов с его осторожностью странным образом влиял на жизнь всего города. Люди с оглядкой на него боялись читать, устраивать домашние спектакли, громко говорить, знакомиться и т
д.
Однажды этот человек, стремящийся окутать себя коконом, увлекся женщиной совсем не похожей на него и даже задумал жениться. Период сватовства был долгим. За это время Беликову пришлось пережить болезненные столкновения с реальностью. Пугливая натура его не вынесла последнего удара, он слег и умер.
Толкование непонятных слов
Надзиратель – в Российской империи чиновник городской полиции.
Городовой – низший чин полицейской стражи городской полиции в Российской империи.
Кабак – питейное заведение по продаже и созданию условий для употребления алкогольных напитков.
Купец – человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи.
Ваше благородие – обращение к представителю власти, военному чину, крупному чиновнику.
Цыгарка – сигарета.
Жандарм – конный полицейский в Российской империи, имеющий особые права.
Шельма – плут, мошенник, обманщик, пройдоха, отъявленный негодяй.
Протокол – документ, фиксирующий какое-либо событие, факт или договорённость.