Краткое содержание повести «Детство» подробно по главам.
Глава 1. Смерть папы и новый дом.
Астрахань. У мальчика Алёши и его родителей была счастливая жизнь. Неожиданно совсем молодым от холеры умер его отец Максим. Мать Варвара в это же время родила Алексею братишку Никиту.
Оставшаяся без кормильца семья отправилась на пароходе в Нижний Новгород к родне. Младенец в дороге умирает. В новом доме Алексея живёт вздорная семья Кашириных, за главного здесь дед Василий — хозяин красильной мастерской, уважаемый в городе человек.
Глава 2. Суровые порядки.
До переезда Алёша рос в любящей и доброй семье, в новом доме ему не нравится. Здесь царят злоба, зависть и насилие.
В наказание за испорченную скатерть дед бил Алёшу розгами до тех пор, пока мальчик не потерял сознание от болевого шока.
После этого «воспитательного процесса» ребёнок долго не мог оправиться. К тому же мама куда-то уезжает, оставив сына на попечении бабушки.
Глава 3. Гибель Цыганка.
В семье Кашириных жил подкидыш. 19-летний Цыганок. Алёша и Цыганок дружили. Из разговора с мастером Григорием Алексей узнаёт страшную тайну — его дядя Яков год назад забил свою супругу.
На её могилу в начале зимы понесли тяжёлый крест дядья и Цыганок. Этим крестом и придавило парнишку насмерть. В его смерти старики Каширины винят своих злобных и непутёвых детей — Якова и Михайло.
Глава 4. Пожар в мастерской.
С каждым днём всё невыносимей для Алёши жизнь в семье Кашириных. Все его мысли только о побеге из этого проклятого дома.
Случается пожар, но его удаётся быстро локализовать благодаря чётким инструкциям бабушки. Тут же начинаются преждевременные роды у тети Натальи, женщина умирает.
Глава 5. Разделение семьи на два дома.
Дед приобретает новый дом, семья разделяется. В новом доме дед принимает квартирантов. Алёше трудно смириться с постоянным шумом и суетой чужих людей. Иногда приезжает мать, но не на долго. Дед берётся учить Алексея грамоте.
Глава 6. Междоусобицы деда и Михайло.
По воскресеньям дядя Михайло громит дом и рвётся убивать деда. Однажды в потасовке он даже ранит бабушку, свою маму. Алексею тяжело всё это видеть, он всё никак не привыкнет к такому образу жизни.
Глава 7. Выброшенный мастер.
Старый верный работник деда мастер Григорий ослеп. Жестокий начальник сразу выставил беднягу на улицу.
Гриша просит милостыню, его подкармливает бабушка и жалеет добрый и чуткий Алёша. Он не может понять как мог дед оставить беднягу без помощи, выбросить на улицу как ненужную тряпку.
Глава 8. Новый друг.
Алексей заводит дружбу с одним из квартирантов. За это общение его нещадно лупит дед. В итоге он выгоняет жильца. Алёша тоскует по доброму другу.
Ведение
Многие авторы в созданных произведениях рассказывают о той жизни, которую они сами прожили. Их повести, рассказы, романы могут многое сказать нам о своих создателях. Одним из таких писателей и был Максим Горький, также известный как Алексей Максимович Горький (при рождении — Алексей Максимович Пешков).
Автор многих известных произведений родился 16 марта 1868 года в Нижнем Новгороде в Российской империи, а умер 18 июня 1936 года в Горках Московская область уже в СССР. Он был русским писателем, прозаиком, драматургом, одним из самых популярных авторов рубежа XIX и XX веков, прославившимся изображением романтизированного деклассированного персонажа («босяка»), автором произведений с революционной тенденцией, лично близким социал-демократам, находившимся в оппозиции царскому режиму. Горький быстро получил мировую известность.
Первое время Горький скептически относился к большевистской революции. После нескольких лет культурной работы в Советской России, г. Петрограде и жизни за рубежом в 1920-е годы (Мариенбад, Сорренто) Горький вернулся в СССР, где последние годы жизни был окружён официальным признанием как «буревестник революции» и «великий пролетарский писатель», основатель социалистического реализма.
Сюжет произведения
В центре повествования молодой человек — Алексей Пешков. Он отправляет в Казань с целью поступить в университет. Однако юноша сталкивается с нищетой, которая не дает возможность обучаться дальше. Ему приходится устроиться на работу. Алексея не смущает даже самый тяжелый труд.
Борьба с трудностями самостоятельной жизни, необходимость поиска средств существования приводят парня к различным людям. Они дают ему не только работу, но и полезный опыт:
- Дом Евреиновых. Алексей работал на них, выполняю самую тяжелую работу, за что получал кров и деньги. Однако они не могли должным образом прокормить ни себя, ни Алексея.
- Типография Гурии Плетнева. Там его работа тоже не длится долго.
- Магазин Андрея Деренкова. Алексей устраивается туда благодаря своему товарищу из университета. В магазинчике Деренкова собирались умы, радикально настроенные в отношении политических устоев.
Борьба за выживание
Шли тяжелые будни. Чтобы хоть как-то прокормиться, Алексей подрабатывал грузчиком на пристани в окружении разных людей. С профессиональным вором Башкиным и «тёмным человеком» Трусовым он провел несколько дней в лугах на реке Казанке. Там они пили и беседовали о сложности жизни. Начитанный Алексей понял, что у них разные пути.
Знакомство со студентом Гурием Плетнёвым — еще один этап жизни главного героя. У бедного юноши было много талантов, но он не пытался их развивать. Он жил в полуразрушенном бараке — обиталище воров, проституток и нищих студентов. Алексей и Гурий спали в одной кровати в дальнем углу коридора. По вечерам в закоулках этой трущобы среди нищих и несчастных людей Алексей анализировал их поведение, и в его голове постоянно возникал один и тот же вопрос: «Зачем всё это?».
Плетнёв был добрым волшебником и весельчаком. Он всех утешал и давал добрые советы. Иногда давал поручения Алеше, но из-за его молодости в тонкости дел он не посвящал. Как выяснилось позднее, здесь пытались организовать подпольную типографию. Подпольщиков арестовали.
Знакомство с кружковцами, читавшими книги Джона Стюарта Милля с примечаниями Чернышевского, не увлекало юного студента. Он тянулся в артель грузчиков, разгружавших баржи. Далее, следует встреча с владельцем небольшой лавки Андреем Деренковым. У него была огромная библиотека запрещенной литературы. Ежедневно вечерами к Андрею приходили студенты, они были настроены заботами о русском народе и тревожились о будущем России. Пешков понимал задачи, которые пытались они решить, и был в восторге.
Другие персонажи
Николай Евреинов – 19-летний молодой человек, гимназист, старший друг Алексея, который посоветовал ему не бросать учебу.
Гурий Плетнев – бедный гимназист, друг Алеши, революционно настроенный паренек.
Андрей Деренков – владелец булочной, «народник», принимавший у себя студентов и людей с революционными взглядами.
Никифорыч – городовой, тщательно следивший за порядком в городе.
Михаил Антонович Ромась (Хохол) – революционер, настоящий друг и наставник Алеши.
Панков – сельский богач, у которого Ромась и Алеша снимали избу.
А ещё у нас есть:
для самых крутых — Читать «Мои университеты» полностью
Горький в эпоху угадайки ЕГЭ
Только мне сейчас вряд ли стоит говорить об идейно-художественном своеобразии каких-либо его произведений: кто я такой против угадайки ЕГЭ, которая отвращает школяров от чтения. К тому же и мемы для гаджетов («Свинцовые мерзости дикой русской жизни», «Человек — выше сытости!», «Чудаки украшают мир!», «Безумство храбрых — вот мудрость жизни!», «Рождённый ползать — летать не может», «Если враг не сдаётся — его уничтожают!» и т. п.) «надёрганы» из Горького так давно, что впору процитировать из «Жизни Клима Самгина»: «А был ли мальчик?»
Я лучше коснусь самой роли чтения для писателя, который свидетельствовал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам».
…Есть у Максима Горького повесть «Мои университеты», заключительная часть автобиографической трилогии, где рассказывается, как он так и не смог поступить в университет. В итоге всему, что надо для жизни, его научила сама жизнь, тяжёлая и жестокая, горькая. Среди её «факультетов», которые в повести детально описаны (типа: «Очень памятен мне этот подвал, один из моих университетов»), в числе самых главных выступает чтение.
«Учитесь. Не верьте — исследуйте»
Однако есть и ещё один университет, о котором самое время вспомнить. Это Уральский (Свердловский) государственный университет (нынешний УрФУ), который с 1936-го по 2011 год носил имя Горького. И это было неслучайно, ведь Алексей Максимович, как мог, содействовал созданию вуза, учреждённого 19 октября 1920 года в столице Урала. В частности, когда сюда отправлялись вагоны с оборудованием и книгами (той же библиотекой Царскосельского лицея), Горький писал записочки с просьбами, чтобы университетские составы не застревали в тупиках, помогал раздобыть аппаратуру для научных исследований (например, прибор для Витольда Сырокомского, занимавшегося получением калийных солей из полевого шпата). От него Ленин узнавал о крупнейших учёных Уральского университета (например, о металлурге Владимире Грум-Гржимайло). Алексей Максимович был в курсе проблем высшей школы не хуже, чем руководители Народного комиссариата просвещения.
Давно стало общим местом замечание, что Горького интересовали решительно все научные проблемы ─ от древней литературы до метеорологии и авиатехники. Но это и впрямь обстояло так. Вот какой гимн науке он напишет по поводу открытия Уральского государственного университета:
«Наука — это реализация в идеях и фактах, в теории и практике воли человека к познанию явлений природы, наука — сокровищница драгоценнейших достижений общечеловеческого разума на пути его к изучению процессов физической и духовной жизни человека… Когда наука поработит интересам всего человечества неисчерпаемый запас энергии природы, ─ этого запаса с избытком хватит на то, чтобы освободить всех людей из каторги труда в шахтах под землёй и в грязи на земле…»
Это фрагмент статьи Горького, опубликованной 7 января 1921 года в газете «Уральский рабочий». А вот отрывок из письма, адресованного Горьким коллективу Уральского университета 18 января 1921 года:
«…Один за другим возникают в России очаги научной мысли, и, бесспорно, это самое ценное, самое существенное из всего, что творится у нас… Посылая мой самый сердечный привет университету Екатеринбурга, его профессорам и студентам, я уверен, что первые будут делиться сокровищами знаний своих так же задушевно и щедро, как жадно и внимательно студенты будут брать эти сокровища… Будьте бодры. Учитесь. Не верьте ─ исследуйте» («Уральский рабочий». 1921, 12 февраля).
Призыв не верить на слово, а проверять, исследовать – и сегодня злободневен. В этом, пожалуй, и состоит непреходящая значимость горьковских советов.
Ну и читайте самого Горького — не верьте пересказу!
Тяжелое положение
В кратком содержании «Моих университетов» Горького нельзя упустить эпизод, когда к главному герою приходит осознание острой необходимости самостоятельного поиска средств к существованию. Чтобы прокормиться, Алеша отправляется на пристань Волги: там ему практически всегда подворачивается какая-нибудь копеечная работа.
За последние несколько месяцев парень прочитал несколько десятков бульварных романов, в которых описывались невероятные приключения героев. Собственная жизнь порой ему казалась не менее увлекательной. К слову, Алеша действительно любил приключения. Может быть, поэтому его часто тянуло в подозрительные компании?
Краткое содержание «Моих университетов» включает в себя раздел о знакомстве Алеши с опытным вором по фамилии Башкин. Уголовник оказался умным, образованным человеком и настоящим почитателем женского пола.
Еще один его подозрительный знакомый – Трусов. Тот активно торговал краденым. Часто они проводили время вместе, выпивали, рассуждали о смысле жизни. Алеша провел в этой компании несколько ночей, которые практически предрекали его дальнейшую судьбу. Однако прочитанные главным героем книги смогли пробудить нем стремление к чему-то большему и возвышенному. В какой-то степени именно тяга к знаниям помогла Алеше определить для себя верное направление жизненного пути.
Действующие персонажи
Главным героем произведения является Алексей Пешков. Писатель, рассказывая о юноше, повествовал о себе самом, то есть фактически книга написана в жанре автобиографии.
Алексей был сиротой. Его воспитывала бабушка. Ничего, кроме бедности, парень не видел. Поэтому Пешков так старался добиться чего-то в самостоятельной жизни. Анализ действий главного героя на протяжении все истории позволяет понять, что Алексей думающий и неравнодушный человек.
Помимо Пешкова, в повести встречаются и другие действующую персонажи. К ним относятся следующие герои:
- Николай Евреинов — девятнадцатилетний гимназист, друг Алексея, убедивший его не бросать университет;
- Гурий Плетнев — еще один друг Пешкова, гимназист, бедняк и революционер;
- Андрей Деренков — хозяин булочной, принимавший в своем магазине радикалов и сторонников революции;
- Никифорыч — городовой, который всегда очень тщательно следил за соблюдением порядка в городе;
- Хохол (Михаил Антонович Ромась) — один из близких друзей Алексея, его наставник в революционных идеях;
- Панков — местный богач, сдававший комнату Ромась и Алексею.
В артели грузчиков
В кратком содержании «Моих университетов» встречается фрагмент, когда Алеша отправился работать грузчиком на баржу. Именно там он узнал реальную цену физического труда. Главный герой ежедневно разгружал товары, испытывая сладостное опьянение от работы, которое было сравнимо с удовольствием от общения с женщиной.
Новым важным знакомым для Алеши стал «народник» Андрей Деренков. Он владел небольшой бакалейной лавкой, а в Казани у него была лучшая библиотека запрещенной литературы. В доме Деренкова Алеша впервые увидел Марию, которая поправлялась после тяжелой нервной болезни. Девушка произвела на него сильное впечатление. С Деренковым жили также трое братьев. Каждый вечер у него собирались студенты, обсуждавшие будущее России.
В кратком содержании «Моих университетов» Горького автор описывает, что главный герой понимал, ради чего выступают эти люди и восторженно воспринимал все, что они говорили. Они относились к нему покровительственно, считая талантливым самородком. Помимо студентов к Деренкову постоянно приходил большой человек с окладистой бородой по прозвищу Хохол. Недавно он вернулся из 10-летней ссылки, поэтому все окружающие относились к нему с огромным уважением.
Презентация 9 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Урок литературы в 9 классе Повесть А.М. Горького «Мои университеты» Учитель Елена Сергеевна Тюменцева.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1
Урок литературы в 9 классе Повесть А.М. Горького «Мои университеты» Учитель Елена Сергеевна Тюменцева
2
А.М. Горький ( ) Автобиографическая повесть «МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ» Тема урока :
3
Вопрос: Какие факторы влияют на формирование характера человека, развитие нравственных качеств?
4
Факторы, влияющие на формирование личностных качеств: наследственность, среда пребывания, ближайшее окружение, воспитание (в семье), самовоспитание (чтение, общение, размышления).
5
Вопросы: Что мы знаем об А.М. Горьком? Какие ассоциации возникают у нас, когда мы слышим имя этого писателя? Каким было детство Алексея Максимовича?
6
Дехтерёв Борис Александрович ( ) советский график, художник- иллюстратор Народный художник РСФСР (1966) Лауреат Сталинской премии второй степени (1947)
7
«В людях» было несладко: 1878 г. Поступил мальчиком в магазин обуви Был учеником у чертежника Служил поваренком на пароходе.
8
Работал в крендельном заведении Был пильщиком дров Перешел на занятия грузчика Состоял хлебопеком в пекарне Был хористом в мелкой оперной труппе. «В людях» было несладко:
9
Торговал яблоками Покушался на самоубийство Занял должность ж/д сторожа Исп. обязанности заведующего метлами и брезентом ж/д станции. «В людях» было несладко:
10
Поступил письмоводителем к присяжному поверенному Стал бродить по России и работал на соляных промыслах Служил рабочим в ж/д мастерских. «В людях» было несладко:
11
Написал первый рассказ Известный писатель «В людях» было несладко:
12
Автобиографическая трилогия «Детство» (1913) «В людях» ( ) «Мои университеты» (1925)
13
Терминологический минимум «автобиографическая повесть»; «автобиографический герой»; «хронотоп»
14
Терминологический минимум Автобиографическая повесть – это прозаический жанр среднего объёма в основе которой автобиография писателя. Повесть не имеет сложного, напряженного сюжетного узла. Развитие протекает медленно, осложнено значительным количеством действующих лиц. Сюжет лишен интриги и сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий. Эталонами Автобиографической повести являются трилогии Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» и А.М. Горького «Детство», «В людях» и «Мои университеты».
15
Терминологический минимум Автобиографический герой 1) особый тип литературного героя, которого автор наделяет своей биографией и чертами своего характера; 2)писатель является прототипом литературного героя; 3) автобиографический герой и автор существуют в разных измерениях: автор – реальный человек с реальной внешностью, биографией, чертами характера, герой литературный – явление другой реальности – вымышленной (условной).
16
Терминологический минимум Хронотоп (от греч. chronos – время и topos – место) – изображение (отражение) времени и пространства в художественном произведении в их единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии. Хронотоп воспроизводит пространственно- временную картину мира и организует композицию художественного произведения, создавая художественную условность (предлагаемые обстоятельства).
17
ВЕЛИКИЕ ПОЭТЫ РОССИИ Н.А. Некрасов С.А. Есенин
18
Домашнее задание 1 микрогруппа: Кроссворд по теме повесть «Мои университеты» (термины, персонажи, топонимика). 2 микрогруппа: Напишите письмо Максиму (Алексею Максимовичу) Горькому. 3 микрогруппа: Произведите анализ эпизода из повести А.М. Горького «Мои университеты» по алгоритму. 4 микрогруппа: На основе целостного восприятия повести М. Горького «Мои университеты» напишите сочинение (отзыв).
19
урок подготовила Елена Сергеевна Тюменцева учитель русского языка и литературы МОКУ «Лопчинская СОШ» февраль, 2013г.
Очень краткий пересказ повести «Детство».
Отец и новорожденный братишка Алексея умирают. Мать увозит мальчика в Нижний Новгород к деду, который держит красильную мастерскую. Здесь вдова оставляет сына на воспитание, а сама пробует устроить свою жизнь заново.
Кроме Алёши в большом доме живут его дядья с семьями и приёмыш Иван. Дед хоть стар и на вид немощен, держит всех в ежовых рукавицах. Внуков нещадно наказывает за малейшие провинности. За Алёшу заступается только бабушка.
Маме некогда, она погружена в собственную личную жизнь, а дядьки только и мечтают поделить поскорее отцовское наследство.
Дед, наблюдая за их несознательностью, отдавать своё дело им не спешит. Алексей начинает посещать школу, но вскоре умирает его мать. Дед отказывается содержать осиротевшего внука и по его наказу мальчик в 11 лет идёт в люди.
Горький, Мои университеты. Влияние какого человека на Алешу Пешкова было самым сильным?
Мои университеты Горького — это автобиографическое произведение, которое автор пишет в 1923 году. Оно входит в трилогию, что состоит из повестей Детство, В людях и Мои университеты. Как раз с последней повестью, которая и завершает трилогию, мы познакомились на уроке. Теперь ответим на вопрос: Влияние какого человека на Алешу Пешкова было самым сильным. Для этого ознакомимся с произведением Мои университеты в кратком содержании, а также с его героями.
Для подробного изучения работы Горького, где описана последняя ступень в формировании личности писателя, мы видим рождение и развитие революционного настроения и советуем познакомиться с полной версией текста. У кого нет времени, может познакомится с кратким содержанием работы.
Мои университеты Горький краткое содержание
Итак, Мои университеты повествуют о дальнейшей жизни Алеши Пешкова — героя повести. В этой книге он по совету молодого гимназиста Евреинова, отправляется в Казань. Там он планирует поступать в университет. Попрощавшись с бабушкой, герой отправляется в путь. Далее мы узнаем, что в университет герой так и не поступает. Из-за постоянной нехватки денежных средств, Алеша уже не думает об учебе, он занят тем, как заработать деньги на проживание.
Читая работу Горького Мои университеты, мы видим, насколько сложно живется парню. Он трудится на нескольких работах, при этом не гнушается тяжелого труда, требующего физической выносливости. Живет же сначала у Евреиновых, вскоре Пешков знакомится со служащим из типографии Плетневым, у которого и селится. Именно Плетнев в дальнейшем свел нашего героя с революционером Деренковым, у которого Алеша работал в булочной. Герой загорелся идеями революции, и они собирались в магазине Деренкова и желая изменить установленный устрой. Мало того, он даже доставлял с выпечкой запрещенные брошюры, тем самым распространяя идеи революции.
Позже Алеша познакомится с Ромасем по прозвищу Хохол, человеком, что распространял и вел революционную пропаганду среди крестьян. Познакомившись в Хохлом, Пешков переезжает к нему в Красновидово, ведь Ромась пообещал не только работу, но и помощь в поступлении в университет. Алеша согласился, ведь он не покидал надежду начать обучение. Однако в Красновидове Алеша работает, много читает, но так и не начинает учиться. Вместо этого беседует с крестьянами, знакомится с местным бытом. Далее мы узнаем о пожаре, который спалил много домов. Рискуя своей жизнью, герой спасает все свои книги.
Ромась уезжает с деревни, давая напутственные слова молодому человеку — герою произведения. Самому же герою на тот момент было 20. Повесть имеет отрытый финал, где Алексей не поступает в университет, а отправляется с Бариновым в рыболовецкую артель к берегам Каспия.
В итоге, мысли об университете Алеша оставил позади, однако он получил большее. Его университетом была жизнь. Путешествуя, знакомясь с самыми разнообразными людьми, наблюдая и даже участвуя в кружках революционной молодежи, герой размышлял о жизни, о человеке в целом и его роли, делал свои умозаключения. Он развивался, обучался и верил, что человек велик и прекрасен.
Герои повести
В повести Горького автор создает многих персонажей. Среди них и бабушка героя, и гимназист Евреинов, и Плетнев — служащий типографии. Мы знакомимся с Деренковым — владельцем лавочки, который вел революционную пропаганду среди молодежи, здесь же и Ромась Михаил — революционный пропагандист среди крестьян. Главным же героем является Алеша Пешков, что уже давно попрощался с детством и отрочеством.
Отвечая на вопрос, кто из героев произведения Горького Мои университеты повлиял на Алешу сильнее всего, то можно вспомнить о бабушке, чьи напутственные слова оставались с юношей все время. Они и помогали определять отношение героя к тем или иным людям, что встречались на пути.
Повлиял на судьбу и сам гимназист Евреинов, ведь именно он настоял на поездке в Казань с целью поступать в университет. В итоге герой прошел университет жизни, встречая на пути разных людей, которые в той или иной мере влияли на восприятие Алеши, на ход событий, на мысли и идеи.
Несвоевременные мысли и спецхран
Но куда как сильнее Софья Власьевна намудрила с литературным наследием писателя.
Одни тексты были засушены школьным каноном преподавания до плоскости цветов из гербария. Чего стоит любимейшая совковая антитеза, в которой два явно ницшеанских революционера-сверхчеловека — Ларра и Данко — противопоставлялись друг другу со знаками минус и плюс! А когда в романтизированных образах бывших людей (того же босяка, будто бы выбирающего свободу) видели неких предтеч пролетария, и всё сводилось к уровню схем из истории классовой борьбы в России?
Другие тексты не только в расчёт не брали, но попросту не печатали. Слишком уж «несвоевременными» казались политическому руководству Советского Союза горькие горьковские размышления о революции и о культуре, собранные в цикл «Несвоевременные мысли» (1918): «Если революция неспособна тотчас же развить в стране напряжённое культурное строительство, тогда, с моей точки зрения, революция бесплодна, не имеет смысла, а мы — народ, неспособный к жизни». А те же заметки «О русском крестьянстве» (1922) и вовсе были спрятаны в небытие библиотечных спецхранов, чтобы никто не прочёл блиц-портрета соотечественника: «Вокруг — бескрайняя равнина, а в центре её — ничтожный, маленький человечек, брошенный на эту скучную землю для каторжного труда. И человек насыщается чувством безразличия, убивающим способность думать, помнить пережитое, вырабатывать из опыта своего идеи».
Вот и получилось, что русский писатель, который имел величайшую прижизненную славу, нынче отнюдь не в почёте у читателей. Притом что профессиональное филологическое сообщество, отбросив скоропалительные выводы о личности Горького, что прозвучали на волне так называемой перестройки, когда анализ текстов подменялся актуальными идеологемами, не видит истории литературы ХХ века без творчества этого художника слова.
Сочинение 2
Автобиографическое произведение Горького, написанное в эмиграции в двадцатые годы, повествует о молодости писателя. Испытывая в тот момент определенную неприязнь к советской системе, литератор хотел осмыслить свое революционное прошлое.
Главный герой не может поступить в Казанский университет из-за материальных затруднений и попадает в рабочие. Не имея специальности, он вынужден заниматься неквалифицированным трудом, и работает грузчиком, в лавке и в булочной. Несбывшиеся мечты о высшем образовании и необходимость выполнять непрестижную работу способствуют формированию у молодого человека радикальных взглядов.
Корнем подобных воззрений явно являлось недовольство своими социальным положением. Однако революционный писатель, несмотря на свои разногласия с коммунистами, ведет повествование в русле их взглядов. Он воспевает трудового человека и восхищается романтикой физического труда. Сложно сказать насколько описание радости при разгрузке баржи соответствует его реальным воспоминанием, и в какой степени Горький излагает свои взгляды. Однако это произведение насыщено идеологией, что свойственно для классика «пролетарской» литературы.
Горький описывает разных людей, встретившихся с героем. Это не только пролетарии, но и преступники, которых автор тоже описывает с известной долей симпатии. В трущобе, где живет Алексей, он встречается и со студентами. Один из них Гурий Плетнев вовлекает в революционный кружок народников, члены которого пытались создать подпольную типографию. Люди описаны писателем очень колоритно и правдоподобно. Главный герой, несмотря на занятие физическим трудом, предстает скорее в роли типичного интеллигента. Он тянется к знаниям, пытается разобраться в себе. Из-за безуспешности этих попыток он пытается покончить с собой, но неудачно. Этот эпизод также показателен, так как стреляться в то время и в той среде было модно.
В целом можно заключить, что книга, несмотря на идеологические штампы, достоверно описывает социальную среду и внутренний мир главного героя, его становление, как революционера. Образ Алексея Пешкова выведен живым и не шаблонным.