Краткое содержание
Краткое содержание для читательского дневника басни про стрекозу и муравья. Наступило лето лето, в течение которого все насекомые заняты своими делами. В басне два главных героя::
- Муравей – маленький, но упорный, постоянно трудится, запасает пропитание на зиму, почти не отдыхая. Использует теплые дни, чтобы подготовится к холодам, крайне дальновидный,
- Стрекоза – плясунья, наслаждается каждым теплым днем, танцует и веселится, совершенно при этом не думая о грядущей зиме. Живет только одним днем и не задумывается о будущем.
Но рано или поздно теплая пора кончается и приходит зима, везде лежит снег, кушать нечего. Муравей беззаботно пережидает холода в теплом домике, кушая то, что запасал летом, а попрыгунья бродит среди сугробов, не находя пропитания. И вот она просит у своего кума помощи, чтобы тот впустил ее погреться и накормил, но получает отказ, ведь она не работала и не заслужила помощи. Муравей отвечает гостье крылатой ныне фразой «Так пойди же, попляши!»
Анализ басни
Некоторые произведения писателя заимствованы у других литераторов, а басня Крылова «Стрекоза и муравей» своим сюжетом повторяет подобное произведение Лафонтена. Крылов перевел текст и несколько видоизменил его, в частности, подробно описал характер действующих лиц.
Кроме того, были некоторые изменения и в самой структуре, поскольку Иван Андреевич к басне Стрекоза и муравей решил приблизить российские реалии.
- Стрекоза предстает перед читателем резвой, с живым темпераментом и веселым нравом. Крылов подобрал уникальное слово для ее описания попрыгунья, характеризуя ее как легкомысленную особу.
- Муравей напротив, отличается степенностью и рассудительностью, постоянно трудиться, четко понимая, что труд сегодня позволит ему отдыхать в будущем.
- Русское лето крайне непродолжительное, поэтому прекрасное (Лафонтен не упоминает о продолжительности лета). Насекомые не успели опомниться, как теплая пора прошла. При этом зима в России крайне быстро наступает и отличается суровостью, автор отлично это показывает: «Помертвело чисто поле» и попрыгунья уже совсем без сил: «К Муравью ползет она».
- Называя соседей кумовьями Крылов обращается к старинным русским традициям патриархата, согласно которым народ является единым родом и всячески помогает друг другу.
- Плясунья не раскаивается и не обещает измениться, а лишь просит помощи, чтобы дотянуть до весны, а потом снова собирается продолжить скакать.
Крылов показывает читателю: рано или поздно приходит тот момент, когда необходимо платить за свое безделье. Надо уметь не только веселиться без особых усилий, но и упорно трудиться, чтобы обеспечить себе будущее. Автор также показывает, что всегда будет тот, кто пожелает воспользоваться чужими трудами, нажиться на работе других, при этом ничего не делая самостоятельно. Басня Крылова показывает читателю два типа людей: бездельников и трудолюбивых.
Конечно, автор слегка утрировал образы для лучшего преподнесения морали и раскрытия основной мысли, что необходимо с умом и трудиться, и отдыхать.
Он показал семейный взгляд на жизнь, любовь к природе и обычаи. При этом тема, которую писатель поднимает крайне важная. Автор укоряет русских людей за лень и праздность, чрезмерную беззаботность, которая перетекает в безалаберность, вынося приговор: «Это дело! Так поди же попляши».
Основная мысль басни
В ходе анализа произведения определяется его главная мысль. Мораль басни Стрекоза и муравей раскрывается в самом конце, в момент кульминации сюжета, когда Муравей отказывает Стрекозе в помощи. Кому-то может показаться, что Крылов призывает читателей быть жестокими и отвечать отказом на просьбы о помощи, ведь плясунья скорее всего замёрзнет среди сугробов без пропитания. Разве надо быть жестоким как трудолюбивая мурашка?
Но басня не про это, благодаря крайне удачным выражениям автор показывает, что Стрекоза совсем не раскаивается в своей праздной жизни, она не просит у Муравья научить ее жить в труде, она лишь хочет пожить пару месяцев у него, пользуясь благами и продуктами, которые он за лето скопил.
Подробно разобрав текст, можно понять, чему учит басня:
- Следует думать о своем будущем заранее и проводить каждый день с пользой, не тратя время зря,
- Лентяи никогда ничего не имеют, а те, кто трудится, живут хорошо и встречают тяжелые времена подготовленными.
Крылатые выражения и пословицы из басен Крылова. Читать
1. А Васька слушает да ест. /«Кот и повар»/ 2. А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. /«Квартет»/ 3. А где пастух дурак, там и собаки дуры. /«Волк и Волчонок»/ 4. А дуги гнут с терпеньем и не вдруг. /«Трудолюбивый медведь»/ 5. А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом. /«Осёл и Соловей»/ 6. А ларчик просто открывался. /«Ларчик»/ 7. А он – дивит Свой только муравейник. /«Муравей»/ 8. А он украдкою кивает на Петра. /«Зеркало и Обезьяна»/ 9. Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, А сапоги тачать пирожник. /«Щука и Кот»/ 10. Берись за то, к чему ты сроден Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. /«Скворец»/ 11. Ведь я не здешнего прихода. /«Прихожанин»/ 12. Великий зверь на малые дела. /«Воспитание Льва»/ 13. Ворона каркнула во всё воронье горло. /«Ворона и Лисица»/ 14. Вперёд чужой беде не смейся, Голубок! /«Чиж и Голубь»/ 15. Да только воз и ныне там. /«Лебедь, Щука и Рак»/ 16. Если голова пуста, То голове ума не придадут места. /«Парнас»/ 17. Запели молодые: кто в лес, кто по дрова. /«Музыканты»/ 18. За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку. /«Кукушка и Петух»/ 19. Избави Бог и нас от этих судей! /«Осёл и Соловей»/ 20. И из гостей домой Пришла свинья – свиньёй. /«Свинья»/ 21. И сделалась моя Матрёна Ни пава, ни ворона. /«Ворона»/ 22. И Щуку бросили — в реку! /«Щука»/ 23. Как белка в колесе. /«Белка»/ 24. Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом. /«Стрекоза и Муравей»/ 25. Как счастье многие находят Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят. /«Две собаки»/ 26. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт. /«Лебедь, Щука и Рак»/ 27. Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет. /«Лев и Барс»/ 28. Полают да отстанут. /«Прохожие и собаки»/ 29. Попался, как ворона в суп! /«Ворона и Курица»/ 30. Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела./ «Стрекоза и муравей»/ 31. Прощай, хозяйские горшки! /«Обоз»/ 32. Рыльце у тебя в пуху. /«Лисица и Сурок»/ 33. С разбором выбирай друзей. /«Роща и Огонь»/ 34. Сильнее кошки зверя нет! /«Мышь и Крыса»/ 35. Слона – то я и не приметил. /«Любопытный»/ 36. Скупой теряет всё, желая всё достать. /«Скупой и Курица»/ 37. Спой, светик, не стыдись! /«Ворона и Лисица»/ 38. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. /«Волк и Ягнёнок»/ 39. Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши! /«Стрекоза и Муравей»/ 40. Ты сер, а я, приятель, сед. /«Волк на псарне»/ 41. Коль выгонят в окно, так я влечу в другое. /«Муха и Пчела»/ 42. Крестьянин ахнуть не успел, Как на него медведь насел. /«Крестьянин и Работник»/ 43. Кто посмирней, так тот и виноват. /«Мор зверей»/ 44. Кто про свои дела кричит всем без умолку, В том, верно, мало толку. /«Две бочки»/ 45. Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. /«Лебедь, Щука и Рак»/ 46. Мартышка к старости слаба глазами стала. /«Мартышка и очки»/ 47. Молчи! Всё знаю я сама; Да эта крыса мне кума. /«Совет мышей»/ 48. Мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем. /«Квартет»/ 49. Навозну кучу разрывая, Петух нашёл жемчужное зерно. /«Петух и Жемчужное зерно»/ 50. Наделала Синица славы, А моря не зажгла. /«Синица»/ 51. Не презирай совета ничьего, Но прежде рассмотри его. /«Орёл и Крот»/ 52. Не плюй в колодец – пригодится Воды напиться. /«Лев и Мышь»/ 53. Но умысел другой тут был. /«Музыканты»/ 54. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись. /«Лебедь, Щука и Рак»/ 55. Одни поддельные цветы Дождя боятся. /«Цветы»/ 56. Они немножечко дерут: Зато уж в рот хмельного не берут. /«Музыканты»/ 57. Он порча, он чума, он язва здешних мест! /«Кот и Повар»/ 58. Орлам случается и ниже кур спускаться; Но курам никогда до облак не подняться! /«Орёл и Куры»/ 59. Осёл мой глупостью в пословицу вошёл, И на Осле уж возят воду. /«Осёл»/ 60. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? /«Лисица и Осёл»/ 61. От радости в зобу дыханье спёрло. /«Ворона и Лисица»/ 62. Охотно мы дарим, Что нам не надобно самим. /«Волк и Лисица»/ 63. По мне уж лучше пей, Да дело разумей. /«Музыканты»/ 64. У сильного всегда бессильный виноват. /«Волк и Ягнёнок»/ 65. Услужливый дурак опаснее врага. /«Пустынник и Медведь»/ 66. Хоть видит око, да зуб неймёт. /«Лисица и Виноград»/ 67. Хоть ты и в новой коже, Да сердце у тебя всё то же. /«Крестьянин и Змея»/ 68. Худые песни Соловью В гостях у Кошки. /«Кошка и Соловей»/ 69. Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? /«Зеркало и обезьяна»/ 70. Чтоб там речей не тратить по-пустому, Где нужно власть употребить. /«Кот и Повар»/ 71. Что от ворон она отстала, А к павам не пристала. /«Ворона»/ 72. Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. /«Воронёнок»/ 73. Я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. /«Слон и Моська»/ Читать все басни Крылова. Список произведений
Вариант №2
Сюжет
Сюжет у Крылова очень оригинальный. Ведь басня начинается с того, что Повар сделал огромную ошибку, оставив кота сторожить еду, что наготовил и пошел в кабак, Ведь если логично подумать, то понятно, что кот все съест. Как только Повар вернулся, он увидел то, чего следовало ожидать: Кот с хитрой мордой съел весь торт и пока сидел в углу и доедал жаркое. Любой нормальный человек в такой ситуации сразу же стал отбирать у кота еду, но Повар решил не тратить свои силы на это. Вероятно, что он растерялся, ведь надеялся на добропорядочность своего кота. Но скорее всего ему стало просто лень. Повар возмущенно стал читать морали, не делая абсолютно ничего, чтобы хоть кусочек отобрать. Есть такой вариант, что из-за того, что повар ушел с работы лишь бы развлечься, то ему просто было все равно на чужой торт, который он готовил. Хотя наверняка вкладывал в него силы.
У кота в этой басни самое выгодное положение, ведь он наелся всего, чего только хотел и даже не получил никакого наказания от хозяина. Коту было абсолютно все равно на слова Повара, ведь он ничего не понимает, а Повар никак не обращал на это должного внимания. Коту Ваське оставалось просто слушать, при всем этом не отрываясь от пищи. Все закончилось тем, что когда Повар закончил читать свои моральные устрои о том, какой плохой Васька, кот в это время уже закончил свой прием пищи.
Крылов смеется над людьми, которые проявляют свою медлительность, нерешительность, а также склонение к бездействию. Они могут очень долго и красиво рассказывать о чем либо, как это мог делать повар, ругающий Ваську, вместо того, чтобы быстро среагировать и начать действовать.
Герои
Один из героев — это Кот Васька. Почитая басню, мы можем понять, что он очень хитрый, в некоторых моментах даже смелый и очень уверенный в себе. А второй — это бестолковый Повар, который мог еще показаться и легкомысленным, а также любителем поразговаривать.
Мораль
Мораль этой басни заключается в том, что бессмысленно тратить свое время на разговоры, когда правильнее будет применить власть, которую имеешь. Ведь непродуманный повар, вместо того, чтобы оттянуть кота — воришку, он решил начать читать ему морали, но никакого результата не последовало. Строчки автора из басни это подтверждают: «Чтоб там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить».
Басня «Кот и повар» ни капли не потеряла актуальность в наши дни. Сегодня тоже мы можем встретить людей, которые тоже любят красиво поговорить, тем самым заминать все дела.
Краткое содержание
Кот и повар
Сейчас читают:
Сочинение по картине Первое цветение Ромадина 7 класс
Николай Михайлович Ромадин является величайшим художником советского периода
За свою жизнь он создал множество неповторимых шедевров, особое внимание в творчестве художник уделял именно написанию пейзажей. Сочинение-рассуждение Роль знаний в жизни человека 9 класс
Современное общество прогрессирует и развивается
Теперь каждый его член должен обладать определенными, немалыми познаниями в разных областях науки и жизни
Сочинение-рассуждение Роль знаний в жизни человека 9 класс
Современное общество прогрессирует и развивается. Теперь каждый его член должен обладать определенными, немалыми познаниями в разных областях науки и жизни
Наши знания должны быть не только глубокими,
Сочинение Томск — мой город
Город является самым большим в Томской области. Он располагается не западе Сибири на правом берегу реки Томь. Томск начал основываться в 1604 году при царствовании царя Бориса Годунова. Тогда он был защитной крепостью.
Сочинение Вода красота всей природы 7 класс
Выйди на берег озера или реки и вглядись в её гладь. Там можно увидеть смысл всей жизни, почувствовать насколько ты мал и незначителен по сравнению с этой прекрасной и опасной стихией. Войди в воду, почувствуй, как она проходит сквозь тебя,
Сочинение по картине Вечерний звон Левитана 4 класс
«Вечерний звон» — одна из самых проникновенных картин Исаака Левитана, замечательного мастера русского пейзажа. Сегодня это полотно, написанное в 1892 году, как и другие картины художника, можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.
Сочинение на тему Старый друг лучше новых двух 6 класс
О дружбе написаны тысячи поучительных книг и сняты сотни фильмов. Этой темой интересовались всегда и во все времена. Каждый человек по-своему понимает значение слова дружба. Кто-то заводит знакомства с целью продвижения по карьерной лестнице
Описание басни и ее структура
Басня состоит из нескольких частей:
- Вступление. Автор представляет причудливых персонажей — кота и повара.
- Конфликт. Кот и повар, придумывая различные способы унижения друг друга, решают провести соревнование.
- Развитие сюжета. Соревнование проходит в виде поедания различных блюд, в котором кот оказывается победителем.
- Развязка. Повар, осознав свою несправедливость и неправоту в его поступках, наказывает сам себя и признает справедливую победу кота.
Эта басня является примером классической сатирической формы, где главные герои выступают в виде животных, чтобы ярче и сатиричнее выразить свою критику к некоторым негативным чертам характера человека, таким как гордыня и самоуверенность.
Анализ главного героя
Автор сатирически подчеркивает неперспективность и бесполезность героя, поскольку кот не предпринимает никаких действий, чтобы осуществить свои великолепные планы. Он изображается как фантазер, который живет в мечтах и возможностях, но не обладает ни силой, ни решимостью, чтобы осуществить свои планы.
Таким образом, главный герой становится объектом насмешек и критики со стороны автора, который нарочито преувеличивает его самомнение и никчемность. Кот выступает как символ бездельников, которые красиво рассказывают о своих планах, но не делают ничего, чтобы их осуществить.
Загадочность поведения кота
Изначально кот выглядит как обычный домашний питомец, который находится в кухне и наблюдает за готовкой повара. Однако, его настоящие намерения оказываются совершенно иными.
Судя по сюжету басни, кот представляет собой хитрого и прожорливого хищника, который строит интриги и планы, чтобы получить доступ к еде повара
Его загадочное поведение становится очевидным, когда он преподносит повару одну за другой различные сюрпризы и отвлекает его внимание
Однако, настоящая загадка состоит в том, почему кот выполняет все свои действия исключительно ради еды. Он проявляет исключительную изобретательность и остроумие, чтобы достичь своей преследуемой цели. Загадочность его поведения заключается в том, что он постоянно ищет новые способы манипулировать поваром, хотя может казаться, что просто наслаждается игрой и провоцирует конфликты.
В целом, загадочное поведение кота является ключевым моментом в басне Крылова, которое направлено на пояснение главной морали и обращение к читателю. Кот служит примером тех, кто использует хитрость и манипуляции, чтобы достичь своих желаемых целей. Басня учит нас быть бдительными и не позволять другим использовать нас в своих корыстных целях.
Мораль басни «Кот и повар»
Мораль произведения «Кот и повар» Иван
Андреевич выражает в конце басни:
«Чтоб там речей не тратить попустому,
Где нужно власть
употребить.»
Как Вы уже поняли, именно из этой басни происходит
всем известная пословица:
«А Васька слушает да есть.»
Анализ произведения
По мнению многих критиков, в басне Крылов осудил слишком мягкое отношение государей
к Наполеону и призывает принять более жесткие меры.
Давайте посмотрим мнения литераторов:
А. И. Кирпичников о басне «Кот и Повар»:
«…Басня «Кот и Повар», напечатанная
накануне приезда Кутузова к русской армии, имеет теснейшую связь с политическими
событиями и выражает убеждение патриотов в необходимости более крутых мер
сперва по отношению к Наполеону, с которым деликатничали до самого его
вторжения, а потом по отношению к малоспособным генералам, ведшим к гибели
армию и страну». (Кирпичников, «Очерки», стр. 194)
И. В. Сергеев думает о смысле басни так:
«Нерешительность России ободряла Наполеона. Армия
его подолжала двигаться вперед. Наполеон наглел. Он не слушал никаких убеждений
и увещаний. И в эти грозные дни Крылов написал басню «Кот и Повар».
Автор убеждал правительство «речей не тратить по-пустому», не
уговаривать жадного кота Ваську, а употребить силу. В коте Ваське все увидели
Наполеона, в поваре — Александра I.» (И. В. Сергеев, книга «И. А.
Крылов», Москва, «Молодая гвардия», 1945 г., серия «Великие
русские люди»)
Актуальность басни в современном обществе
Базовая идея басни заключается в том, чтобы передать определенные моральные уроки, используя животных или предметы, персонифицированных исторических персонажей или аллегории. Это делает басни доступными и понятными для широкого круга читателей, независимо от их возраста и образования.
Басня «Кот и Повар» не исключение. В ней насмешливо изображены человеческие слабости и недостатки, позволяя читателю увидеть свои собственные ошибки и найти способы их преодоления.
В современном обществе, где коррупция, эгоизм и безразличие к окружающим царят на многих уровнях, басни играют важную роль в формировании общественного мнения. Они помогают людям оценить те негативные явления, которые вносят разрушительные изменения в жизнь общества.
Кроме того, басни предлагают альтернативу и вдохновляют на поиск путей решения проблем и конфликтов. Они вызывают критическое мышление и стимулируют людей к поиску позитивных решений.
Мораль басни Кот и Повар:
Мораль басни – глупо тратить время на пустые разговоры в тех ситуациях, где логичнее применить силу. Пустая болтовня безрезультатна, показывает баснописец. Повар оставляет Кота стеречь еду. Но этого только и ждет голодный Кот, съедающий все при первой возможности. Даже обнаружив, что Кот съел пирог, Повар продолжает его ругать. Животному это не мешает продолжать уминать жаркое. Эта басня описывает ситуацию, нередкую в повседневной жизни. Но также исследователи биографии Крылова утверждают: так баснописец высмеивал поведение императора Александра I. Он писал письма готовившемуся напасть на Россию Наполеону, в которых просил его не начинать боевых действий.
Употребление
Мы узнали толкование и этимологию выражения: «А Васька слушает, да ест». Фразеологизм появился еще в 1812 году. Несмотря на это, он все еще актуален. Его можно встретить в литературе, СМИ, услышать в обыденной речи. Это выражение направлено к людям, которым нет дела до других, наглым, невоспитанным. Ведь оно означает игнорирование чужих слов, продолжение действий, наносящих кому-то вред.
А Васька слушает, да ест
А Васька слушает, да ест
Из басни «Кот и Повар» (1812) И. А. Крылова (1769- 1844).
Уходя в кабак, Повар оставил кухню на попечение Кота Васьки, чтобы тот стерег от мышей съестные припасы. Но, вернувшись домой, Повар обнаруживает, что Кот, «припав за уксусным бочонком, мурлыча и ворча, трудится над курчонком».
Повар, увидев это, приступил к обличению Кота:
«Кот Васька плут!
Кот Васька вор!
И Ваську-де, не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка гладного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!»
(А Васька слушает, да ест.)
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью.
Но что ж? Пока его он пел,
Кот Васька всё жаркое съел.
«Ритор» (с архаичного русского языка) — оратор. Мораль басни:
А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.
Иносказательно:
о человеке, который глух к упрекам, увещеваниям и творит по-прежнему свои неблаговидные дела. Цитируется также, как упрек в адрес тех, кто тратит свое красноречие там, где нужно просто «власть употребить» (сарк.).
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс»
.
Вадим Серов
.
2003
.
Смотреть что такое «А Васька слушает, да ест» в других словарях:
Васька слушаетъ, да ѣстъ. Крыловъ. Котъ и Поваръ. Поясн. (Одинъ говоритъ, а другой и ухомъ не ведетъ.) Ср. Ваську поваръ укоряетъ, А Васька всетаки курченка убираетъ. Тамъ же. См. Как к стене горох …
Крылов. Кот и Повар. (Один говорит, а другой и ухом не ведет.) Ср. Ваську повар укоряет, А Васька все таки курчонка убирает. Там же. См. как к стене горох …
Цитата из басни И.А. Крылова Кот и повар (1813). Употребляется в значении: один говорит, а другой не обращает на него никакого внимания. Словарь крылатых слов. Plutex. 2004 … Словарь крылатых слов и выражений
Нареч, кол во синонимов: 2 делавший все по своему (1) не обращавший внимания (36) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов
Разг. Ирон. О ситуации, когда один говорит, убеждает, а другой не слушает его, не считается с говорящим, продолжая делать своё (обычно предосудительное) дело. БМС 1998, 68; ШЗФ 2001,13. /i> Цитата из басни И. А. Крылова «Кот и повар». Янин 2003 …
а Васька слушает да ест
— иронически о ситуации, когда один говорит, убеждает, а другой не слушает его, не считается с говорящим, и продолжает делать свое (обычно предосудительное) дело. Это выражение – цитата из басни И. А. Крылова “Кот и повар” (1813) … Справочник по фразеологии
А Васька слушает да ест
— крыл. сл. Цитата из басни И. А. Крылова «Кот и повар» (1813). Употребляется в значении: один говорит, а другой не обращает на него никакого внимания … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Васька I. (иноск.) разувайка, дощечка на подставке с вырезом для пятки сапога и снятия его с ноги (намек на мальчика слугу, которого васька заменяет) II. (иноск.) прозвище кота. (Васькой зовут и козла.) Ср. Кот Васька плут, кот Васька вор. Крылов … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Васька (котъ) (иноск.) прозвище кота. (Васькой зовутъ и козла.) Ср. Котъ Васька плутъ, котъ Васька воръ. Крыловъ. Котъ и Поваръ. См. Васька слушает, да ест … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
А Васька слушает да ест. Разг. Ирон. О ситуации, когда один говорит, убеждает, а другой не слушает его, не считается с говорящим, продолжая делать своё (обычно предосудительное) дело. БМС 1998, 68; ШЗФ 2001,13. /i> Цитата из басни И. А. Крылова… … Большой словарь русских поговорок
Книги
Фразеологический школьный словарь в картинках. А Васька слушает, да ест! , Владимиров В.В.. Вашему вниманию предлагается книга Фразеологический школьный словарь в картинках «А Васька слушает, да ест!»…
Роль басни в литературе
Роль басни в литературе заключается в передаче определенного морального урока или преподавательного послания. Один из самых известных авторов басен — И. А. Крылов, чьи произведения по сей день читают и изучают в школах. Его басни знамениты не только своей юмористической и сказочной формой, но и глубоким смыслом, который он передавал через персонажей животных.
Басни действуют как своеобразная морально-психологическая притча, позволяющая читателю или слушателю усвоить важные нравственные и жизненные уроки. Часто в басне сталкиваются противоположные типы героев, что дополняет ее функцию жизненного поучения и размышления.
Басни также активно используются в образовании для развития нравственного сознания и воспитания, а также для формирования литературного вкуса и эстетического восприятия у детей и взрослых.
Таким образом, басня является уникальной формой литературы, которая не только развлекает своих читателей или слушателей, но и передает глубокий смысл и уроки жизни.
Волки и овцы
Овечкам от Волков совсем житья не стало,И до того, что, наконец,Правительство зверей благие меры взялоВступиться в спасенье Овец,—И учрежден Совет на сей конец.Большая часть в нем, правда, были Волки;Но не о всех Волках ведь злые толки.Видали и таких Волков, и многократ.—Примеры эти не забыты,—Которые ходили близко стадСмирнехонько — когда бывали сыты.Так почему ж Волкам в Совете и не быть?Хоть надобно Овец оборонить,Но и Волков не вовсе ж притеснить.Вот заседание в глухом лесу открыли;Судили, думали, рядилиИ, наконец, придумали закон.Вот вам от слова в слово он:«Как скоро Волк у стада забуянит,И обижать он Овцу станет,То Волка тут властна Овца,Не разбираючи лица,Схватить за шиворот и в суд тотчас представить,В соседний лес иль в бор».В законе нечего прибавить, ни убавить.Да только я видал: до этих пор, —Хоть говорят, Волкам и не спускают,—Что будь Овца ответчик иль истец,А только Волки все-таки ОвецВ леса таскают.
Вариант №2
Сюжет
Сюжет у Крылова очень оригинальный. Ведь басня начинается с того, что Повар сделал огромную ошибку, оставив кота сторожить еду, что наготовил и пошел в кабак, Ведь если логично подумать, то понятно, что кот все съест. Как только Повар вернулся, он увидел то, чего следовало ожидать: Кот с хитрой мордой съел весь торт и пока сидел в углу и доедал жаркое. Любой нормальный человек в такой ситуации сразу же стал отбирать у кота еду, но Повар решил не тратить свои силы на это. Вероятно, что он растерялся, ведь надеялся на добропорядочность своего кота. Но скорее всего ему стало просто лень. Повар возмущенно стал читать морали, не делая абсолютно ничего, чтобы хоть кусочек отобрать. Есть такой вариант, что из-за того, что повар ушел с работы лишь бы развлечься, то ему просто было все равно на чужой торт, который он готовил. Хотя наверняка вкладывал в него силы.
У кота в этой басни самое выгодное положение, ведь он наелся всего, чего только хотел и даже не получил никакого наказания от хозяина. Коту было абсолютно все равно на слова Повара, ведь он ничего не понимает, а Повар никак не обращал на это должного внимания. Коту Ваське оставалось просто слушать, при всем этом не отрываясь от пищи. Все закончилось тем, что когда Повар закончил читать свои моральные устрои о том, какой плохой Васька, кот в это время уже закончил свой прием пищи.
Крылов смеется над людьми, которые проявляют свою медлительность, нерешительность, а также склонение к бездействию. Они могут очень долго и красиво рассказывать о чем либо, как это мог делать повар, ругающий Ваську, вместо того, чтобы быстро среагировать и начать действовать.
Герои
Один из героев — это Кот Васька. Почитая басню, мы можем понять, что он очень хитрый, в некоторых моментах даже смелый и очень уверенный в себе. А второй — это бестолковый Повар, который мог еще показаться и легкомысленным, а также любителем поразговаривать.
Мораль
Мораль этой басни заключается в том, что бессмысленно тратить свое время на разговоры, когда правильнее будет применить власть, которую имеешь. Ведь непродуманный повар, вместо того, чтобы оттянуть кота — воришку, он решил начать читать ему морали, но никакого результата не последовало. Строчки автора из басни это подтверждают: «Чтоб там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить».
Басня «Кот и повар» ни капли не потеряла актуальность в наши дни. Сегодня тоже мы можем встретить людей, которые тоже любят красиво поговорить, тем самым заминать все дела.
Краткое содержание
Кот и повар
Сейчас читают:
Сочинение по картине Первое цветение Ромадина 7 класс
Николай Михайлович Ромадин является величайшим художником советского периода
За свою жизнь он создал множество неповторимых шедевров, особое внимание в творчестве художник уделял именно написанию пейзажей. Сочинение-рассуждение Роль знаний в жизни человека 9 класс
Современное общество прогрессирует и развивается. Теперь каждый его член должен обладать определенными, немалыми познаниями в разных областях науки и жизни
Теперь каждый его член должен обладать определенными, немалыми познаниями в разных областях науки и жизни
Сочинение-рассуждение Роль знаний в жизни человека 9 класс
Современное общество прогрессирует и развивается. Теперь каждый его член должен обладать определенными, немалыми познаниями в разных областях науки и жизни
Наши знания должны быть не только глубокими,
Сочинение Томск — мой город
Город является самым большим в Томской области. Он располагается не западе Сибири на правом берегу реки Томь. Томск начал основываться в 1604 году при царствовании царя Бориса Годунова. Тогда он был защитной крепостью.
Сочинение Вода красота всей природы 7 класс
Выйди на берег озера или реки и вглядись в её гладь. Там можно увидеть смысл всей жизни, почувствовать насколько ты мал и незначителен по сравнению с этой прекрасной и опасной стихией. Войди в воду, почувствуй, как она проходит сквозь тебя,
Сочинение по картине Вечерний звон Левитана 4 класс
«Вечерний звон» — одна из самых проникновенных картин Исаака Левитана, замечательного мастера русского пейзажа. Сегодня это полотно, написанное в 1892 году, как и другие картины художника, можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.
Сочинение на тему Старый друг лучше новых двух 6 класс
О дружбе написаны тысячи поучительных книг и сняты сотни фильмов. Этой темой интересовались всегда и во все времена. Каждый человек по-своему понимает значение слова дружба. Кто-то заводит знакомства с целью продвижения по карьерной лестнице