Сюжет и композиция
«Чевенгур» — одно из самых загадочных произведений русской литературы. Из-за того что полный текст романа не был напечатан при жизни автора, осталось неизвестным, в каком порядке располагаются в романе отдельные эпизоды. Так что исследователи только предполагают, какова композиция романа, а на главки пробелами он разделён волей исследователей и издателей. Интрига усиливается тем, что остаётся непонятным, умер ли в финале Дванов, главный герой романа.
Роман читать довольно трудно, вначале отдельные эпизоды кажутся не связанными между собой. Когда Дванов уходит из Чевенгура в финале и попадает в родную деревню, роман словно снова возвращается к началу. Буквально повторяется эпизод из детства Дванова, когда Захар Павлович просит Прошку привести Сашу. Маленький Прошка соглашается привести Дванова за деньги, а взрослый – даром. Но читатель осознаёт, что повторения прошлого быть не может и герои, наверное, не встретятся.
Действие романа начинается в первом десятилетии 20 в., когда сын любопытного рыбака в 6 лет остаётся сиротой. Время в романе движется неравномерно, подробно описаны тяжёлые детские годы Саши в семье Двановых и жизнь его будущего отца Захара Павловича. О жизни Дванова в семье приемного отца Захара Павловича сказано немного и быстро. Платонов рассказывает только несколько эпизодов: вступление Дванова в партию, его командировка от партии на фронт гражданской войны, попытка спасти поезд, приведшая к множеству жертв, происшествие с пленением Дванова и освобождением его Копёнкиным, болезнь Дванова.
Дальнейшее повествование замедляется, становится более подробным. Дванов и Копёнкин объезжают степные деревни в поисках самозародившегося коммунизма. Кажется, что они путешествуют неделю или месяц, но, когда Дванов возвращается в город, там уже наступает нэп, то есть идёт 1921 год. Дванов как будто провалился во времени, потеряв пару лет.
Вторая часть романа описывает жизнь Дванова в городе Чевенгуре, в котором, по словам председателя ревкома Чепурного, наступил коммунизм, поэтому время остановилось. Время в романе тоже ведёт себя странно: оно закручивается в спираль, так что трудно понять, в какой последовательности происходили события в «Чевенгуре».
Читатель попадает в коммунистический Чевенгур вместе с Копёнкиным прямо на субботник, во время которого 11 жителей Чевенгура передвигали теснее дома и деревья. Чевенгурцы работали только для удовольствия, общество они «распустили навсегда», а трудилось у них солнце, объявленное всемирным пролетарием. Профессия жителей – душа, ремесло — жизнь.
Ретроспекция даёт возможность узнать, что Чевенгур стал городом коммунизма после того, как Чепурный устроил жителям, сплошь ждавшим второго пришествия, конец света, то есть попросту убил «буржуев» и прогнал «полубуржуев». Случилось это за 2 года до основных событий.
Из-за нехватки пролетариев Прокофий приводит в Чевенгур «прочих», бродяг, которые постепенно расходятся после смерти ребёнка нищенки. Неудачная попытка оживить умершего – кульминация романа.
В Чевенгуре время останавливается. Кажется, что Копёнкин проводит там не больше месяца. А когда приезжает Дванов, то в его жизни наступает время зрелости, то есть снова случается провал во времени.
Вставная новелла повествует об отношениях преданной Дванову Сони и влюблённого в неё Симона Сербинова, приехавшего искать в Чевенгуре бурьян.
Когда на Чевенгур нападают неизвестные войска, которые Чепурный называет казаками и кадетами на лошадях, молодость Дванова уже кончается. То есть ему лет 30, и непонятно, как это получилось, ведь он был в Чевенгуре несколько месяцев.
В схватке с неизвестным войском чевенгурцы погибают, а Дванов садится на Пролетарскую Силу, которая вывозит его к тому самому озеру Мутево, в котором утонул от любопытства его отец.
Конец романа открытый, потому что Прокофий по просьбе Захара Павловича отправляется искать Дванова. А вдруг найдёт?
Бесполезные изобретения
Далее следует рассказать о двух изобретениях, описывая краткое содержание. «Чевенгур» продолжается тем, что приезжает Дванов, однако он не видит снаружи новой жизни: наверное, коммунизм скрылся в людях. Александр догадывается, почему этот строй так желают большевики-чевенгурцы: коммунизм — конец времени, конец истории. Только в природе идет время, а в человеке стоит тоска. Александр изобретает особый прибор, с помощью которого можно обращать солнечный свет в электричество. Для этого из всех рам в городе вынимают зеркала, а также собирают все стекло. Однако прибор этот не работает. Строят башню, на ней зажигают огонь для того, чтобы он указывал путь блуждающим в степи. Однако на свет маяка не является никто.
Казаки занимают город, отъезд Дванова
В город прибегает человек и говорит, что на Чевенгур направляются казаки на лошадях. Начинается бой, в котором погибает Сербинов, думая о Софье Александровне. Чепурный также погибает, как и другие большевики. Казаки занимают город.
Александр остается в степи возле Копенкина, находящегося при смерти. Когда тот умирает, Александр садится на Пролетарскую Силу и уезжает подальше от города, в открытую степь. Долго едет Дванов. Он проезжает деревню, где когда-то родился. Герой прибывает к озеру, где когда-то умер его отец. Он замечает удочку, позабытую им еще в детстве на берегу. Дванов заставляет лошадь зайти по грудь в воду, после чего сходит с седла в поисках дороги, по которой прошел когда-то его отец.
Анализ 3
Платонов написал огромное количество разных произведений. И одним из ярких произведений является «Чевенгур». Автор писал его примерно три года. Больше всего на свете ему нравилось писать про политический строй, который существовал в советское время. В то время ему казалось, что жизнь складывается совсем не так как нужно. И люди напряжены работой и порой работают сверхмеры, а ничего за это не получают. Именно поэтому он хотел поскорее все это прекратить и сделать так чтобы люди по-другому научились мыслить и других людей считать за обычных людей, и не использовать как рабочую силу. Платонов мечтал, чтобы правительство изобрело новые порядки, которые приведут к поднятию страну вверх. Немного позже к власти пришли коммунисты, которые действительно поменяли всю жизнь и установили свои правила, которые стал ненавидеть автор.
Автору удалось создать совсем другой мир, но при этом материал он использовал старый. Вот только здесь совсем нет таких правил, которые бы раздражали автора, а наоборот это привлекательные и приятные каждому человеку правила, которые просто приятно соблюдать, да и воспринимаются они легко и просто. Этим он показывает, что у правления стоят совсем не те люди, которые бы правильно управляли всем, и все могло бы быть совсем по-другому. А вот сейчас у правления стоят люди, которые заботятся только о себе и благосостояние стоят только себе, а вот на людей им совсем наплевать. История с развитием сюжета все больше и больше повышается, а все, потому что никто даже и представить не может, что ожидает их в конце.
Главным героем здесь является Дванов. Много лет назад он уехал из родных своих краев, и спустя много лет решил опять сюда вернуться. Его отец был рыбаком, каждый день он уходил в море и возвращался с рыбой. И вот однажды он ушел, а вот назад не вернулся. После этого парень попал в приют, а потом его усыновили и забрали в новую семью. Конечно же, ему здесь было тяжело, а все, потому что новые родители не сильно-то его любили, но им ничего не оставалось и приходилось его терпеть. У него был сводный брат, которого очень сильно любили и поэтому ему все позволяли, а вот все напасти и проблемы сваливались на плечи Саши.
Дальше все происходит в те времена, когда парень уже подрос и отправился в армию. Кроме этого он вместе с приемным отцом вступил в комсомольскую партию.
И только спустя несколько лет Саша возвращается в родные края для того чтобы здесь обустроиться и жить. А тем временем здесь наступили тяжелые времена, каждый житель деревни старается работать очень много и даже если и устают, то не отдыхают, а продолжают работать.
Анализ героев платоновского творения
Платонов изображает массу непохожих друг на друга характеров. Читатель сталкивается с самыми странными личностями. Эти персонажи иллюстрируют собой эпоху революции, страшные события кровавой гражданской бойни. Мошонкин называет себя Достоевским. Другой герой, прозванный Недоделанным, лишается бумаг, подтверждающих личность. Поэтому писатель и характеризует этого персонажа, как неполноценного, недоделанного, неясного пола.
Платонов представляет на суд читательской аудитории кунсткамеру чудаковатых людей. Это в том числе герои из лесничества. Персонажи здесь живут в вечном поиске истины, читая плохие книги. Далее автор рассказывает о коммуне, прозванной «Дружбой бедняков». Это сообщество создали, чтобы усложнять жизнь. Некий Пашинцев, принадлежащий к «Революционному заповеднику», живет в подземелье. Этот подвал расположен на вершине горы. Герой носит латы и панцирь, называет себя «сиротой земного шара». Пашинцев живет сам по себе, без руководителей. Но это второстепенные персонажи повести, а ключевых действующих лиц мы проанализируем ниже.
Образ Александра Дванова, происхождение героя
Ключевым героем повествования является Александр Дванов. Писатель рассказывает об отце Саши – рыбаке, погибшем из-за собственного любопытства. Имя рыбака остается тайной. Когда отец погиб, мальчик воспитывался семьей Двановых. От этих же людей Саша получил свою фамилию. Двановы оказались людьми двойных стандартов. Спустя четыре года они выгоняют Сашу. Героя ожидает путь нищенствования.
Фамилия Двановых, таким образом, отличается говорящим характером (происходит от слова «два»). Есть и другая версия, почему писатель дал своим героям именно такую фамилию. Вероятно, Платонов желал подчеркнуть, что Дванов и Прокофий – двойники.
Внешность Александра
Автор приводит описание внешности Саши. Платонов рассказывает о фотографии, найденной Сербиновым. Фотография хранилась Соней. Черты лица Александра нельзя назвать запоминающимися. У героя мертвенные, запавшие глаза. Платонов сравнивает эти глаза с уставшими сторожами.
Внутренний мир Дванова
Саша ни в чем в жизни не может определиться. По выражению Чепурного, Александр обладает «слабым чувством ума». Герой не осознает, где искать счастье и что для него – благо. Александр становится членом коммунистической партии. Почему? Не от собственного желания, а из-за желания Захара. Отношения с Соней носят случайный характер. Эти отношения разрушаются тоже по непонятной причине. Дванов воплощает двойственное отношение к советской действительности, характерное для самого писателя.
Образ Прокофия
Герой представлен в тексте сводным братом Александра. По сути, Платонов изображает Прокофия антиподом Саши. С юных лет Прокофий старается из любого дела извлечь выгоду. Внешность героя зеркально отображает внутренний мир Прокофия. На лице юноши чернеют глаза. Взгляд этих непрозрачных глаз отличается некоей постыдностью. Кажется, что Прокофий ощупывает глазами все, что видит. Герой наделен «старым экономическим умом», словно хищник.
Образ Копенкина
Автор представляет Степана настоящим рыцарем революции. Внешность героя самая обыкновенная. Писатель говорит, что Степан отличался маленьким ростом, худобой, невнимательными глазами на «международном» лице. Слова о «международном лице» свидетельствуют о том, что Степан лишен личностных особенностей – их поглотила революция.
Степан везде ездит на лошади. Коня зовут Пролетарской Силой. Животное напоминает жеребцов из сказок про богатырей. Писатель описывает внешности лошади при помощи гиперболы. Конь наедался, съедая восьмую часть леса из молодых деревьев, а напивался, выпивая небольшой степной пруд.
Образ Чепурного
Герой председательствует в революционном комитете городка Чевенгур. Автор описывает Чепурного невысоким мужчиной. На лице у героя – «слабый нос». Из-за маловыраженного носа Чепурного наградили прозвищем, прозвав «Японцем». Мужчина носит шинель дезертира императорской эпохи. Герой – человек очень проницательный, люди открываются перед Чепурным настежь. Больше всего мужчина хочет, чтобы в городке сохранился коммунизм.
Знакомство с Копенкиным и Чепурным
Александр по заданию губкома отправляется «искать коммунизм» в губернии. Он попадает к анархистам, однако небольшой отряд, возглавляемый Степаном Копенкиным, отбивает его. Причина участия Степана в революции — его любовь к В селении, куда заезжают Дванов с Копенкиным, они находят Соню. Оказывается, она учит детей в местной школе.
Блуждая по губернии, Копенкин с Двановым знакомятся со многими людьми, и каждый из них по-своему представляет новую жизнь и ее строительство. Александр знакомится с Чепурным — человеком, который служит в городе Чевенгуре председателем ревкома. Слово «Чевенгур» нравится Дванову. Оно напоминает этому герою влекущий гул неведомой страны. Чепурный отзывается о Чевенгуре как о месте, где и точность истины, и благо жизни, и скорбь существования случаются по мере надобности, сами собой. Хотя Александр мечтает возвратиться домой, чтобы продолжить свое обучение в политехникуме, его увлекают рассказы о социализме Чевенгура. Он решает отправиться в этот город, описанием которого продолжается краткое содержание.
И все-таки, про что «Чевенгур»?
Это длинный роман, который охватывает примерно десяток лет: до и после революции 1917 г., героев в нем до черта, они появляются и исчезают довольно неожиданно (некоторые всплывают вновь, но не все), что создает ощущение полного хаоса. Но если попытаться как-то систематизировать суть романа, получится примерно так:
Чевенгур – вымышленный город где-то в степях, где, пока остальная Россия потихоньку выходила из хаоса Гражданской войны, а большевики в Москве понимали, что мировой революции пока не выйдет, и провозглашали нэп, решили своим умом учредить коммунизм — вот так, легко и просто, без всяких теорий, которые крестьяне все равно не понимали.
Для этого в Чевенгуре быстро перебили всех богатых («буржуев» и «полубуржуев»), запретили любой труд и производство, а работать вместо всех поставили солнце – ели что выросло, собственности не имели и даже дома в городе переставляли местами. Все не по Марксу, но какая разница, если его никто не читал.
Василий Шульженко, «Пастух»
Чевенгурский коммунизм – это очень русская история. Коммунизм, понятый малограмотными людьми как конец света в христианском смысле: наступление царства Божия на земле, только без Бога. Все провозглашено общим и оттого не нужным: чевенгурцы не трудятся, а «просто живут», довольные собственным общественным устройством. Платонов, сам долго живший среди крестьян воронежской губернии, знал, что для огромного числа людей в России все сложные идеи, о которых вещали большевики, выглядят именно так. Коммунизм провозглашает всеобщее счастье — а это что-то настолько магическое и невозможное, что конец света и есть. Еще в первой половине романа, задолго до упоминания Чевенгура, Платонов исчерпывающе формулирует, как народ пошел за большевиками:
Но если партия строит социализм с реалистических позиций, научным путем, то народ, нетерпеливый и уставший от мучительной жизни, пускается в полное безумие. Еще до упоминания самого Чевенгура в романе всплывает деревня, где жители решили переименовать себя в честь великих людей прошлого, чтобы соответствовать, и теперь там живут Федоры Достоевские и Христофоры Колумбы. В другом месте ярый коммунист, закованный в латы, обороняет революцию от губернских властей, считая их предателями коммунизма. А один из героев, советский Дон Кихот, платонически и безумно влюблен в немецкую коммунистку Розу Люксембург (казнена в 1919 г.) и лелеет мечту прискакать в Германию на ее могилу – истребив по пути всех буржуев. Каждый вкладывает в мифический коммунизм что-то свое, главное и великое, и, спотыкаясь, к нему идет. Но не доходит.
Один из главных мотивов «Чевенгура» – воскрешение мертвых, которое должно наступить после конца света, то есть — при коммунизме. Гибель всего живого густо прет на читателя с самых первых страниц, описывающих жизнь до революции. Умирают от голода дети, топится в озере, чтобы посмотреть, «что там», отец главного героя романа Саши Дванова; сам же Дванов заранее роет себе могилу, чтобы быть ближе к отцу. А коммунизм, верят чевенгурцы, навсегда решит весь неприятный вопрос с умиранием — «там, наверное, вообще, не надо будет умирать», как споет значительно позже Егор Летов. Крушение Чевенгура начнется именно с того момента, когда в нем умирает ребенок женщины, которая пришла туда, чтобы пожить в коммунизме. Что-то здесь не так, если все равно умирают дети. Позже Платонов разовьет эту идею в беспросветно мрачном «Котловане».
Особенности платоновского стиля
Разрыв теории и практики
Писатель – мастер сочетания ироничности и глубокого, надрывного трагизма. Причина кроется в разочаровании идеями социализма. Идеи официально представлены в одном виде, но люди воспринимают их совсем иначе. Текст пропитан смехом и драматизмом. Загадка этого стиля состоит в разрыве между декларируемыми лозунгами и их воплощением на практике. Яркой иллюстрацией этого смысла является Захар, член коммунистической партии.
Рациональность и романтика
Писатель смешивает в одном котле также рациональность и романтику. Степан путешествует верхом на коне. Герой доверяется интуиции – иррациональному началу, полагается на чутье животного. Степану удается совершенно случайно попадать в нужные места. У героя есть цель: мужчина едет к могиле возлюбленной – к месту упокоения Розы Люксембург. В процессе путешествия герой заступается за угнетаемых людей. Степан не попадает на могилу Розы. Критики предполагают, что маршрутом героя полностью руководит конь, а конь видит цель в виде горизонта, а не могилы. Степан воспринимает свою натуру как «природную силу». Герой не проводит ассоциаций между собой и «властью». Лошадь – это «классовая скотина», сознание которой несет больше революционных смыслов, чем образ нищего.
Платоновские приемы
Писатель исходит из противопоставления личности, отдельного человека и массы. С этой целью литератор снабжает текст обилием канцеляризмов, штампов:
- «намечающееся самозарождение социализма среди масс»;
- «коммунизм – обоюдное чувство масс»;
- «умнее пролетария быть не привыкнешь».
Автор сочетает эти фразы и афоризмы, различные крылатые выражения. Эти афоризмы выражают некую народную мудрость:
- «у нас тут ума много, а хлеба нету»;
- «есть примерно десять процентов чудаков в народе, которые на любое дело пойдут – и в революцию, и в скит, и на богомолье»;
- «власть – дело неумелое, в нее надо самых ненужных людей сажать»;
- «Бог дал, Бог взял».
Последняя фраза звучит из уст приказчика-нэпмена.
Интуиция и метафора
Платонов обращается к иррациональному началу, вводя в произведение образы снов. Герои регулярно видят видения, уходят с головой в странные сны. Писатель говорит, что сны – это тоже жизнь, это обнаженное существование. Сны – это жизнь, лишенная одежды.
Язык русского писателя отличается метафоричностью. Революцию Платонов описывает как человека, – с определенным «выражением лица». У членов коммунистической партии тоже есть лица, Платонов называет этих персонажей «самодельными людьми».
Автор использует в тексте также сравнения. Этот прием характеризуется самобытностью. Яркий пример – супруга Фуфаева – так хорошо знает своего благоверного, что, кажется, – женщина была матерью героя.
5
5
(
3
голоса
)
Захар Павлович и Сашка становятся большевиками
Далее в произведении, которое создал Андрей Платонов («Чевенгур»), говорится о том, что через некоторое время начинается война, а затем и революция. Однажды ночью в городе слышится стрельба. Утром Захар Павлович вместе с Сашкой отправляются в город, чтобы найти самую серьезную партию и записаться в нее. В одном здании помещаются все партии. Захар Павлович, выбирая лучший вариант, ходит по кабинетам. За крайней дверью, находящейся в конце коридора, сидит лишь один человек, так как другие отлучились властвовать. Захар Павлович спрашивает его, скоро ли наступит конец всему. Тот отвечает, что социализм будет через год. Захар Павлович радуется и просит записать их с Сашкой в эту партию. Вернувшись домой, он объясняет приемышу, как он понимает большевизм. По его мнению, у большевика пустое сердце, из-за чего в него все может поместиться.
Вариант 2
Платонов как советский писатель очень часто обращался к темам советского политического строя, неверной как ему казалось концепции постройки нового социалистического общества, напряжённости людей работой и пропагандой необходимости этой самой работы, и, в общем, создания рабского государства, в котором граждане используются не более как рабочая сила, недостойная ни на что большее кроме как угнетение и создания стереотипного зажатого мышления среди масс. Таким образом, Платонов относился к новым революционным порядкам заданными революцией и приходу к власти коммунистов, что, конечно же, впоследствии очень сильно отразилось в его творчестве, и очень сильно повлияло на его мировоззрение. Платонов всем сердцем презирал порядки, установленные после того, как к власти пришли коммунисты, стараясь в каждом своём произведении найти место для угнетения данного вида и способа правления страной.
В своём произведении “Чевенгур” он представил нам довольно утопичный мир, который был основан на коммунистической идее всеобщего капитализма. Автор создал новый мир, из старых строительных материалов. В нём коммунизм не имеет всех тех ненавистных Платонову качеств, а напротив, привлекает его своей простотой и легкой для восприятия идеологией. Благодаря данной перетасовке факто, Платонов показывает, каким мог бы быть коммунизм, если бы у управления данной идеологией не стояли такие бездарные люди, которых заботит только собственное материальное состояния, и которые плевать хотели на всю идеологию, ими же так яростно проповедуемую.
Создав утопичный мир просветленного коммунизма Платонов создал идеальную аллитерацию с миром того времени. Он как бы перенес всё то, что было в его окружение на новую маску утопичного мира, что впоследствии дало результат слияния двух культур и понятий в один единый симбиоз с единой целью, и с единой задачей – прославлением коммунизма. Читатель движется вместе с повествованием сюжета, и, в конце концов, приходит к нескольким интересным умозаключениям. Оказывается, одной из основных идей является преподнесение революции как главного блага, которое помогает обществу достичь прогресса, ведь без радикальных мер не будет и радикального движения вверх, что соответственно и создаёт прогресс.
Так или иначе, презирая весь существующий на то время общественный строй Платонов действительно сделал очень многое, дабы открыть людям глаза на происходящие в их стране беспорядки, на произвол, совершаемый советскими властями, на то, что в России царит лишь хаос и анархия, и видимость власти создаётся только для того, чтобы удержать людей от паники и массовых истерий. Я считаю, что, скорее всего именно данную мысль пытался донести до читателя Платонов в своём знаковом произведении “Чевенгур”.
Также следует упомянуть, что образ самого Чевенгура является некой проекцией разума автора на произведение, ведь Чевенгур обладает именно теми чертами просвещённого коммунизма, которые Платонов и желал увидеть в действительности.
Саша становится сыном Захара Павловича
Кратко изложим содержание дальнейших событий романа «Чевенгур», сюжет которого, как вы видите, довольно интересен. Через некоторое время Захар Павлович просит своего сына, Прошку, отыскать Сашу. Он объявляет, что берет приемыша к себе в сыновья.
Захар Павлович любит приемыша всей преданностью старости. Саша — ученик в депо, учится на слесаря. Он много читает вечерами, а затем пишет, так как в свои 17 лет не хочет оставлять ненареченным этот мир. Однако Саша ощущает пустоту внутри своего тела. Жизнь входит и выходит сквозь эту пустоту, не задерживаясь. Наблюдая за сыном, Захар Павлович советует ему не изводить себя, поскольку он и так слаб.