Краткое содержание Астафьев Далекая и близкая сказка для читательского дневника
Автор рассказа «Далекая и близкая сказка» В. П. Астафьев повествует о том, что все жители одной из деревень с опаской относились к Васе-поляку – хромоногому мужчине, который безустанно ухаживал за могилками своих родителей. Лишь безбоязненные местные мальчишки посещали иногда его караулку, подглядывая в окна. Этот человек отличался от остальных тем, что носил очки, так как зрение его было слабым, а из окон его дома иногда слышались звуки скрипки
Все это вызывало у остальных жителей осторожность. Кроме того, его считали «не от мира сего», хотя ценили его трудолюбие и скромность, жалели и иногда помогали, кто чем мог
Рассказчик вспоминает о первых своих трудовых днях, проведенных в этом местечке. Но главное его незабываемое впечатление было связано с игрой Васи на скрипке. Эта музыка казалась ему печальной, она будто рассказывала о многом, но казалась тревожной и нагоняла страх. В душе мальчика она вызвала боль о потере близких людей, которые покоились теперь на местном кладбище. Однажды, когда мелодия прекратилась, рассказчик решил посетить место, где жил Вася. По просьбе гостя музыкант вновь заиграл. От его музыки замирало сердце, казалось, что даже в печи веселее играл огонь. В этот вечер Вася поведал о том, что мелодия принадлежит тому, кого давно уже нет в живых. Однако память о родине, которой она была посвящена, осталась живой в этой музыке. Человек не может быть сиротой, если в его душе и памяти звучит эта мелодия. В эту ночь на берегу Енисея рассказчик не чувствовал страха и одиночества, так как был рядом с «близкой и чужой родиной».
Спустя некоторое время Вася умер. Его отсутствие теперь заметили все жители деревни. Даже через несколько лет «с печальным вздохом» вспоминал его каждый. После его ухода в мир иной стало понятно, что для многих он был защитником, который незаметно учил смирению и доброте окружающих. Рассказчик за несколько минут успел положить в гроб умершего его музыкальный инструмент, за которой зорко следила бабка богомолка, желая получить за нее деньги. После похорон Васи-поляка на душе стало пусто. У рассказчика не было сил продолжать свой путь, настолько он был поглощен горем, утратой этого человека, который стал ему родным. Но оказалось, что мальчик ничего о нем не знал. Единственным человеком, который подробно рассказал о судьбе Васи, стала бабушка рассказчика. Однажды вечером перед сном она поведала о его предках, которые оказались выходцами из Польши. Они давно погибли, поэтому сын чувствовал нестерпимую тоску по ним.
Очередное воспоминание рассказчика было связано с военными действиями, во время которых он, будучи военным человеком, посетил один польский разрушенный город. Это происходило гораздо позднее, много лет спустя. Тяжело ему было, стоя на посту, осознавать всю разруху, которую принесла война. В это время населенные пункты напоминали «горящие котлы», из которых выбирались не все.
Наблюдая толпы проходящих бездомных людей, вражеские самолеты, плачущих детей, рассказчик неожиданно услышал знакомые звуки. Игра органа доносилась из соседнего дома. Это оказалась та самая мелодия из детства, которая раньше пугала, вызывала восторг, печаль и слезы. При подобных обстоятельствах спустя много лет для рассказчика она открылась с другой стороны. Стала путеводной нитью в реальность, при этом мужчина безбоязненно воспринимал эту действительность. Это было напоминание Васиной скрипки, детских беззаботных лет. Автор осознавал в этот момент силу необыкновенной музыки, которая «глушила разрывы снарядов». Она успокаивала, настраивала на лучшее, придавала сил, и заставляла верить в то, что враг будет повержен.
Рассказ учит преданности родине, умению ценить и любить близких людей.
Читать краткое содержание Далекая и близкая сказка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Своеобразный язык Астафьева в качестве стихотворного
Астафьев создает уникальные образы и персонажи, которые говорят на языке, отличающемся от привычной речи. Он играет с звучанием слов, использует описательные выражения и необычные обороты речи. Такой язык придает его текстам особую выразительность и красоту.
Виктор Петрович Астафьев использовал стихотворные приемы, чтобы передать настроение и эмоции своих персонажей. Он умел создавать ритмичные фразы, повторять определенные слова и звуки, чтобы усилить эффект от чтения. Это делает его тексты живыми и запоминающимися.
Использование своеобразного языка в качестве стихотворного позволяет Астафьеву выразить свои мысли и идеи гораздо ярче и сильнее. Такой способ письма стал его уникальным стилем и помог владельцам его произведений легко определить его на страницах книги.
Лиза Турова
Красноярский литературный лицей, 7 класс
Искупление
Повесть В. П. Астафьева «Царь-рыба» наполнена глубоким смыслом. Автор пытается донести до нас такую мысль: люди, никогда не поздно что-то изменить, никогда не поздно раскаяться, сознаться, молить о пощаде, признать все свои грехи, попросить прощения. У каждого есть ещё один шанс, один, только один — используйте его с умом, не скупитесь!
Я считаю так потому, что в этой повести Игнатьич был очень скуп, не веровал в Бога, насмехался над сказаниями деда, но был смелым и трусливым одновременно! Сразу возникает вопрос: как же так? Ситуация довольно странная, непонятная, даже парадоксальная. Трусость проявляется в момент, когда Игнатьич понимает, что ему пришёл конец. И, неверующий, он начинает молиться! Испугался смерти Игнатьич — грехов много совершил, а жить-то хочется, да и с грехами в придачу! А смелость проявляется в том, что — да, Игнатьич неверующий, да, не держит иконки на всякий случай, но смерть близко, вот-вот глаза сомкнутся! Игнатьич решает рискнуть. Он осмеливается взмолиться к Богу, хотя никогда не верил. Не верил. Но всё-таки пытается. Кается. А вдруг Бог поможет?
Смерти боится всякий, а искупить свою вину не каждый может.
Сказка далёкая и близкая
Давным-давно, в глухой деревне Жил мальчик маленький, глухой, Ходил он в лес и собирал там Шишки, грибы и ягоды, домой,
И жил он с мамой, и младшим Братом, отец у них ушёл, и Не пришёл с войны. Пошёл однажды Федя с младшим братом за ягодами
И за грибами, в лес густой, идут Они дорогой новой, и заблудились В лесу густом. Тут видят братья На дороге стрелка влево,
Сворачивает дорога за кустом. Свернули влево брат и Федя, идут Тихонько, не шумят. Тут вышел Дед седой и говорит. Пошли со мной.
За дедом мальчики пошли несмело И вышли на высокий терем, а старый Дед им говорит, зайдите в дом. Федя ничего не слышит, за братом
Тихонечко пошёл. Тут дед задраил Двери и превратился в страшного Медведя, и заревел. Я дед лесной, Смотрю я за порядком и чтобы никто
Не приходил сюда, а вы нарушили Порядок, и пришли на территорию Сюда. За это вы должны у меня четыре Года в услужении и в учениках
Ходить. Был дед тот чародей, Леший и умел летать и колдовать, И научил он братьев колдовать. Но вот, однажды к ним залетела
Птица соловей и превратилась она В девочку и говорит. Я внучка Колдуна. Так познакомились братья С внучкой деда и стала внучка
Братьям помогать. Вот год проходит, три, четыре и братья деду говорят. Ну, всё пора нам и честь знать. Но дед угрюмый смотрит волком
И не пускает их домой. Теперь мне, Вы службу сослужите и три задания Выполнить должны. Чему я вас учил? Мне преподнесите и докажите.
Тогда лишь отпущу я вас. Но вот, Задание такое, должны в три дня Мне принести цветок, который Исполняет все желания и стережёт
Его Кощей, но если вы его перехитрите, И принесёте мне цветок, то будет Выполнен урок. И братья в птицу Преобразились, и полетели птицы вон,
К Кощею в замок прилетели. Кощею песню Соловьём запели, Кощей уснул от песен Этих. Федя брат сорвал цветок цветущий В саду Кощея, но был он очень глух и
Не заметил, как уснул. Алёна, внучка Колдуна, за братьями в след соловьём Летела и Федю клювом клюнула по лбу, Взяла цветок, и все друзья благополучно
Обратно прилетели. Задание выполнили Друзья. Даёт дед братьям задание второе. Теперь должны вы мне достать в три дня, Расчёску золотую с изумрудом, которая
Подарит слух прекрасный, лишь только Стоит расчесать себя. Расчёска храниться У дракона, хранит её он у себя на шее, На золотой цепи. Дракона можно усыпить
Пыльцой цветка, что вы достали. Тут Братья обратились в драконов белых, Взяв с собой цветок и смело в пещеру К дракону прилетели. Дракон оказался
Драконихой прекрасной, увидела красавцев Молодых, вся обомлела и засопела. Тут младший брат тряхнул перед ней Цветком, пыльца с цветка на нос к
Дракону прилетела и усыпила в тот же час. Тут Фёдор с дракона снял расчёску и Расчесался впопыхах, вдруг слух его Преобразился. Услышал Фёдор первый раз
Все звуки мира, звон ручья бегущего По склонам, чириканье, на ветках сидящих, Птиц и звонкое пенье соловья. Все звуки доносились до его ушей
И даже тихий шелест листьев, и он сидел, И наслаждался, позабыв на свете обо всём. Вдруг прилетела синицею Алёна, вернула Братьев в реальный мир, взяла расчёску
И все друзья обратно прилетели. Второй Экзамен сдали на отлично, вот. Тут наш учитель, третье задание даёт, Им привести обручальное кольцо судьбы,
Которое даёт хозяину кольца любовь И счастье. Кольцо храниться у самой Бабы Яги. И братья превратились В Лешего и Кикимору болотную,
Отправились с подарками в избушку К бабушке Яге. Бабуля встретила их С радостью и была подаркам рада. С подарками, братья привезли мёда и вина,
Бабулю напоили. Бабуля напилась и Разболтала, где хранит кольцо судьбы, И пьяная задремала. Кольцо достали Братья и улизнули быстрей домой.
Тут братья говорят учителю, мы ни хотим Домой. Так все и остались житья дружно И в любви, а маму братья к себе забрали. Но, вот такая сказка.
Слайд 7Страдательные причастия прошедшего времени в рассказеВ отремонтированных сусекахПривернутая лампаЧерноземе, размоченномПеревитые бечевки
хмеляВсеми заброшенным и забытымОпрокинутое ведроНоги, обкусанной щипцамиС опечаленными лицамиСдержанными голосами О неистребимой любвиРастроганными слезамиПо косогору, подернутомуС нарисованными святымиС поврежденными головамиОгороды, охваченныеСкрытые от глаз людских – бедность и святость,-Разбитом городеВ углублении, вымытом ключомЦветочков мать-мачехи, сорванных мноюПальцы, собранные в кулак На прогретом бревенчатом въездеНа заброшенную мангазинуСорванными тесинамиИзуродованных домовЧто-то, замытое тинойЗатиснутым стономСломанная теньС отломленной ручкойНе замеченный мною шкаликРазрушенных городовУлицам, заваленнымКосогору, подернутомуЗатиснутым стономРебятишек, не взятыхЗажатым карабиномРябина, посаженнаяПодсеченной сухостоинойРаскаленным деревом
Моральные уроки из сказок Астафьева
Одним из главных уроков, который мы можем извлечь из сказок Астафьева, является значение дружбы. В его произведениях часто главными героями становятся звери или птицы, которые находятся в беде и только благодаря помощи друзей могут пережить трудные моменты. Автор показывает, что настоящая дружба — это взаимовыручка и поддержка в трудные времена.
Еще один урок, который мы можем усвоить из сказок Астафьева, — это значимость доброты и сострадания. В его произведениях главные герои часто помогают другим животным, даже если это противоречит их собственным интересам. Астафьев показывает, что доброта и сострадание могут изменить не только судьбу других, но и нашу собственную жизнь.
Еще одна важная тема, которую писатель раскрывает в своих сказках, — это борьба с негативными качествами. Герои Астафьева часто преодолевают эгоизм, жадность, зависть и гордыню, и находят истинное счастье только после того, как они избавляются от этих отрицательных черт характера.
И, наконец, сказки Астафьева показывают нам, что справедливость и честность всегда побеждают. Герои произведений автора часто оказываются в сложных ситуациях, где они могут выбрать путь легкой наживы и несправедливости. Однако они всегда выбирают правильный путь, и их честный подход к жизни в конечном итоге приводит их к успеху и счастью.
- Дружба — это взаимовыручка и поддержка
- Доброта и сострадание способны изменить нашу жизнь
- Борьба с негативными качествами приводит к истинному счастью
- Справедливость и честность всегда побеждают
Владимир Целищев
Красноярский край, Ермаковский р-н, 11 класс
Наш костёр
Мне душевно понравились рассказы Виктора Петровича Астафьева. Читал рассказ «Костёр возле речки», а сам думал о костре на карьере.
Улица наша, Сосновая, расположена у самого бора. Всё моё детство прошло на этой улице и в этом лесу. Здесь мне знаком каждый уголок. В сосновом бору летом нестерпимо пахнет смолой, и каждое дерево будто пышет жаром. В этом же лесу есть ягоды, грибы, белки. Всё для человека, всё рядом с человеком.
Но лес этот всё больше и больше заваливают бутылками из-под пива, пачками из-под сигарет, окурками, полиэтиленовыми пакетами. Бор превращается постепенно в свалку. А кто всё это делает? Мы, люди.
И вот тогда мы с друзьями находим свободное время вечером после школы и собираемся на карьере, который находится за лесом. Неторопливо двигаемся по сосновому бору к карьеру и собираем в полиэтиленовый мешок бумагу, бутылки, фольгу, обрывки газет, рваные обутки и многое другое. Всё это несём на карьер, складываем в широкую яму, поджигаем.
Сидим, разговариваем и ждём, когда загаснет костёр. Наверное, лесу полегчало, как будто умылся, чистым стал. А через неделю снова история повторится.
Характеристика Аристарха и Савелия
Аристарх — один из главных героев сказки, который является ремесленником и знает, как изготовить чудесные вещи. Он старается помочь принцессе, но его попытки часто оказываются безуспешными. Аристарх представлен как сильный, умный и храбрый человек, который в свою очередь боится трудностей. Он не оглядывается на обстоятельства и упорно идет к своей цели, даже если это кажется невозможным.
Савелий — другой герой сказки, который также старается помочь принцессе. Он простой человек, но его наивная и добросердечная натура помогает ему достичь потрясающих результатов. Савелий представлен как добрый, умный и творческий человек, который не сдастся, пока не достигнет своей цели. Он не боится экспериментировать и рискует ради того, чтобы помочь другим. Савелий также проявляет уважение к другим людям и готов помочь всем, кто в нем нуждается.
Максим Бебешев
Красноярский край, с. Жеблахты, 11 класс
Моя затесь
«Затесь — сама по себе вещь древняя и всем ведомая — это стёс, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом. Делали его первопроходцы и таёжники для того, чтобы белеющая на стволе мета была видна издалека; и ходили по тайге от меты к мете, часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце её возникало зимовье, заимка, затем село и город». Так писал Виктор Петрович.
Читаю рассказы Виктора Петровича, а в памяти — Буйбинский перевал, ручей Горный. Там мы собирали кедровый орех. Я любовался могучими кедрами. И вот, собрав все шишки с одной стороны кедра, я на мгновенье поднял глаза, чтобы посмотреть на другую сторону кедра. И вдруг увидел шагах в десяти от себя зайца.
Он сидел, затаившись, прижав к груди левую лапу, а уши чуть-чуть шевелились и были направлены на меня. Одну секунду мы смотрели друг на друга: он не шевелился, чтобы я его не заметил, а я не шевелился, чтобы он не убежал, чтобы рассмотреть его как можно лучше. Интересно, о чём думал заяц? Я был счастлив встрече с пушистым зверьком, было великое желание погладить его, но стоило мне чуть пошевелиться — и зайца как не бывало. Не поверил косой человеку — убежал.
Как бы так сделать, чтоб люди и животные, встретившись глазами, увидели друг в друге доброту и не навредили бы друг другу? А может, и люди когда-нибудь внимательно посмотрят друг на друга и, улыбнувшись, станут друзьями или хотя бы не принесут друг другу зла.
Сравнение двух сказок Астафьева
Сказка «Далекая сказка»
В сказке «Далекая сказка» Астафьев создает аллегорический мир, в котором события сказочного произведения параллельны и отражают реальные события из истории. Основной мотив сказки – борьба добра и зла, вовлеченная в хаотичную политическую ситуацию. Герои сказки символизируют разные социальные группы, такие как крестьяне, рабочие, интеллигенция, которых объединяет общая цель – свобода и справедливость.
Астафьев использует яркий, образный язык для создания насыщенной и красочной атмосферы сказки. Описания природы и окружающего мира добавляют мистический и волшебный оттенок произведению. Метафоры и символы используются для выражения критических мыслей и идей, скрытых под покровом фантастического сюжета.
Сказка «Близкая сказка»
В сказке «Близкая сказка» Астафьев рассказывает о современной жизни, ссылаясь на исторические события и социальные проблемы. Основной мотив этой сказки – критика роста потребительства, аморфности и потери духовных ценностей в современном обществе.
Язык сказки «Близкая сказка» прост и доступен, что делает ее ближе к аудитории. Описания окружающих персонажей и событий отражают обыденность и реалии повседневной жизни, но в то же время передают необычность и запретность некоторых явлений.
Обе сказки имеют схожие черты в использовании фантастического сюжета для выражения критических взглядов на общественную жизнь. Однако, каждая из сказок имеет свою уникальность и акценты, которые делают их особенными и значимыми в литературе Астафьева.
Далекая сказка Астафьева
Действие происходит в небольшом городке, где все жители знакомы друг с другом и проводят свои дни в мирной обстановке. Миша и Саша — два двенадцатилетних мальчика, которые решают исследовать окружающую им среду и найдут пещеру, которая является входом в мистический мир. Они оказываются в царстве, где существуют всевозможные волшебные существа и события.
В этом новом мире мальчики сталкиваются с разными испытаниями, но именно благодаря их дружбе и взаимопомощи они смогут преодолеть все трудности
Автор, с помощью своих героев, передает главную идею произведения — важность дружбы и сплоченности в непростых ситуациях
Весьма интересен и стиль писательского изложения, который отличается особым эмоциональным насыщением, грамотностью и проникновенностью. В произведении часто используются максималистские выражения и сравнения, что придает особую остроту повествованию и глубину смыслу.
Символическое значение сказки состоит в том, что она указывает на возможности человека в процессе поиска своего пути и развития, на важность неординарности и нестандартного мышления. Каждый читатель найдет в этом произведении что-то свое и сможет почерпнуть уроки и навыки, которые помогут ему в жизни
Композиция
В композиции произведения, автор использует характерную для него особенность рассказа – два рассказчика. На протяжении всей истории события довоенного времени описываются глазами ребёнка, наивного и непосредственного, верящего в счастливое будущее. И лишь в самом конце появляется взрослый рассказчик, который смотрит на старое фото и видит всё прошедшее время глазами человека, пережившего войну, потерявшего на ней многих из тех, кто остался лишь на этой фотографии. Довоенный период и война – всё это проходит перед глазами читателя. Хотя в рассказе и нет описания военной трагедии, это подразумевается само собой, и в этом заключается особенность композиционного построения рассказа. Сделав такой вывод, читатель по-другому начинает относиться к жизни, к старым фотографиям, на которых хранится история.
Значение сказок Астафьева в современном обществе
Современное общество стало перенасыщено технологиями и информацией, поэтому сказки Астафьева играют особую роль в сохранении и восстановлении нашей внутренней гармонии и душевного равновесия.
Сказки Астафьева обладают особой мудростью, которая переживает века и актуальна даже в современном быстром темпе жизни. Они позволяют нам вновь подключиться к простоте и непосредственности детственных воспоминаний, когда мир был еще полон загадками и чудесами.
Эти сказки помогают нам понять себя и окружающий мир, просыпают в нас внутреннего ребенка и восстанавливают наше душевное равновесие. Они придают нам уверенности, чувство собственной ценности и вдохновляют на достижение больших целей в жизни.
Сказки Астафьева несут с собой глубокие философские и моральные уроки, которые актуальны в любое время. Они помогают нам разобраться в сложных жизненных ситуациях, понять, что настоящая сила и ценность заключаются внутри нас, а не во внешних оковах и обстоятельствах.
Сказки Астафьева также способствуют формированию критического мышления и развитию воображения. Они побуждают нас задуматься о смысле жизни, наших ценностях и идеалах. Они учат нас видеть красоту и великолепие в простых и малозаметных вещах.
Сказки Астафьева являются источником вдохновения для многих людей, в том числе для писателей и художников. Они вдохновляют на создание новых произведений и открывают новые горизонты творчества. |
В современном обществе, где все слишком быстро меняется и волнуется, сказки Астафьева приносят нам умиротворение и позволяют нам приоткрыть дверь в мир медленности и уюта. Они учат нас ценить простые радости жизни, природу и отношения с людьми.
Сказки Астафьева оживляют в нас детский задор и веру в магию, способствуют развитию творческих способностей и воображения. Они помогают нам найти внутреннюю гармонию и баланс, стимулируют наше саморазвитие и самосовершенствование.
Топ вопросов за вчера в категории образование
Образование 11.10.2023 21:09 1526 Ситникова Евгения.
Какое проверочное слово к слову ПРЕДПОЛАГАТЬ?
Ответов: 1
Образование 06.10.2023 16:43 990 Романов Ярослав.
Как правильно гулять» по лесу» или в» лесу»?
Ответов: 1
Образование 26.09.2023 09:48 1569 Сапроненков Евгений.
Какое проверочное слово к слову «облегчить» (облегчение)?
Ответов: 1
Образование 26.08.2023 14:06 2374 Пинчук Никита.
Какие фрукты начинаются на букву «Р»?
Ответов: 1
Образование 06.09.2023 22:23 2188 Кудрявцева Аня.
Какие фрукты начинаются на букву «Ю»?
Ответов: 1
Образование 10.10.2023 17:31 849 Швецов Степан.
Какое проверочное слово к слову иссЯкать?
Ответов: 1
Образование 20.08.2023 17:20 876 Плотникова Юля.
Как правильно: «не подходит» или «неподходит»?
Ответов: 1
Образование 16.11.2023 07:16 1454 Карпов Андрей.
Чем искусство связано с моралью?
Ответов: 1
Образование 28.10.2023 10:34 2128 Угланова Яна.
Как решить: Для перевозки груза потребовалось 24 машины грузоподъём. 7,5 т?
Ответов: 1
Образование 07.11.2023 10:30 340 Ширяев Данил.
Какое проверочное слово к слову СОСТАВЛЯТЬ?
Ответов: 1
Далекое прошлое в сказках Астафьева
В его сказках мы погружаемся в эпоху рыцарей и принцесс, в атмосферу средневековых замков и рынков. Мы знакомимся с обычной жизнью тех времен: с рыцарскими турнирами и поединками, с праздниками и ярмарками, с множеством раскрашенных флагов и уличных сувениров. Вооруженные рыцари и ласковые дамы окружают нас со всех сторон.
Далекое прошлое в сказках Астафьева – это также сказки о древних народах и культурах
Он уделяет внимание истории и народным преданиям разных стран и народов. В его сказках мы можем побывать в эпохе древних греков и римлян, узнать их нравы и традиции
Мы можем отправиться в далекую Индию и узнать о древних мифах и легендах. В сказках Астафьева далекие культуры и их сказочные герои оживают и зовут нас в свой мир.
Таким образом, сказки Астафьева являются окошком в далекое прошлое. Они позволяют нам окунуться в эпохи, о которых мы много слышали, но о которых так мало знаем. Они помогают нам познакомиться с древними народами и их культурами. Читая сказки Астафьева, мы погружаемся в увлекательный мир прошлого и одновременно получаем уроки и мудрость, которые актуальны и сегодня.
Слайд 12Роль причастий и причастных оборотов в рассказе « ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ
СКАЗКА»:
Причастия и причастные обороты здесь соединяют в себе энергию глагола и описательную экспрессию прилагательного. Автор использует причастные обороты, чтобы с их помощью воздействовать на чувства читателей или слушателей. Краткие страдательные причастия, являясь в предложениях сказуемыми, соединили в себе два качества: действие и признак этого действия. Только краткими страдательными причастиями мог выразить автор такие действия:«На груди Васи покоилась скрипка, длинная палочка-смычок была ЗАЖАТА в правой руке» ( не ДЕРЖАЛ, не ЗАЖАЛ, а ЗАЖАТАЯ в правой руке. И об этом автор напишет дважды. Тем самым подчеркивая значимость этого слова).«Ворота РАСПАХНУТЫ настежь» ( не просто РАСПАХНУЛИ, а чувствуется сила и экспрессия прилагательного).«Со всего СОРВАНЫ одежды…., все ПОДВЕРГНУТО унижению…., все ВЫВЕРНУТО грязной изнанкой…»( особой выразительностью наделены эти причастия. И через века они так же громко и четко будут характеризовать время, о котором писал автор) .
Близкая сказка Астафьева
Известная сказка Виктора Астафьева «Близкая сказка» рассказывает о жизни советской деревни и ее обитателях. Автор, родившийся и выросший в Сибири, с большой любовью и ностальгией воссоздает мир своего детства и дает нам возможность окунуться в атмосферу той эпохи.
Главный герой сказки — мальчик Синятич. Он живет с матерью Оксаной Ивановной и отцом Тихоном Андреевичем, который работает в совхозе. Они живут в квартале, где все соседи знают друг друга, помогают и поддерживают. Маленький Синятич обожает слушать рассказы родителей о том, как они жили и работали в деревне, но его особенно интересует сказка о том, как их деревня превратилась в город.
В сказке Астафьев описывает не только простую и счастливую жизнь деревенских жителей, но и суровые условия, в которых им приходилось работать. Все соседи работали на совхозе и помогали друг другу в тяжелый труд. Тем не менее, они каждый день находили время для хорошей шутки или доброго слова.
Главная идея сказки заключается в том, что доброта, трудолюбие и взаимопомощь — главные ценности в жизни. Синятич вырастает в чувствительного и отзывчивого мальчика, который помогает тем, кто в нем нуждается, и с большой радостью делится своей радостью с окружающими.
Слайд 2Причастие как часть речиПричастие – самостоятельная часть речи либо (в зависимости
от точки зрения) особая форма глагола, которая обладает свойствами как глагола, так и имени прилагательного. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы: какой? что делающий? что делавший, что сделавший?Признаки глагола у причастия: — вид (совершенный и несовершенный);- переходность; — возвратность;- время (настоящее и прошедшее);- залог (действительный и страдательный). Признаки прилагательного у причастия: — род;-число;-падеж ( у полных причастий);-полнота/краткость (только у страдательных причастий);-причастия согласуются с существительными подобно прилагательным и в предложении бывают теми же членами, что и прилагательные, то есть определением и именной частью составного именного сказуемого (краткие причастия – только частью сказуемого).
Характеристика главных героев
Вера — главная героиня рассказа, молодая и красивая девушка, живущая в постоянной тоске из-за угрозы войны. Она любит книги и мечтает уехать на север, где ей кажется, что можно найти уединение и покой. Вера беспокоится за своего отца, который, как она знает, принимает участие в подпольной деятельности.
Отрок-бомж — загадочный персонаж, встреченный Верой на улице. Он безработный, живет на улице и занимается сбором металлолома. Сначала он пугает Веру своей внешностью и поведением, но со временем они понимают друг друга и становятся друзьями. Он помогает Вере узнать о себе и находит для нее работу у своего знакомого — столяра.
Столяр — добрый, спокойный и талантливый мастер, у которого Вера начинает работать. Он учит ее работе с деревом и помогает ей раскрыть талант.
Отец Веры — принимает участие в подпольной деятельности, из-за чего постоянно живет в страхе за свою жизнь и жизнь семьи. Он не желает уезжать за границу, как предлагает ему Вера, и остается в городе работать на благо своей страны.
Юлия Макринова
Красноярский литературный лицей, 7 класс
Покаяние
Виктор Петрович Астафьев написал о древнем языческом существе. С самого начала рыба показалась главному герою — Игнатьичу — зловещей, «на доисторического ящера походила рыба», «что-то редкостное и первобытное было в её величии».
В своей повести автор показал, что у каждого, пусть неверующего, пусть грешного, человека есть ещё шанс переродиться, стать лучше, правильнее. Для этого в древности юноши проходили обряд инициации, во время которого должны были символически «умереть», а потом — «воскреснуть». Так они становились другими — взрослыми.
Быть проглоченным рыбой и переродиться — один из элементов обряда (подобное происходит и с ветхозаветным Ионой).
У Виктора Петровича Астафьева прослеживается подобная мысль: неверующий Игнатьич, который дома даже иконку не держал, в критический момент взмолился Богу и попросил прощения за грехи. А позже и вовсе просит об искуплении, хочет пострадать за других — всех тех, «кто сей момент под этим небом, на этой земле мучает женщину». Словно Иисус Христос, страдающий за всё человечество.
«И сомкнулась над человеком ночь…» — Игнатьич словно бы умер.
И снова возродился — отпустила его рыба. А он не забыл обещанное — о покаянии, пожелал рыбе удачной жизни. Игнатьичу от этого стало легче, душа его очистилась.
Видно, и в самом деле стал другим человеком.
Елена Фильшина
Красноярский край, Ермаковский р-н, 9 класс
Думы о рассказе В. П. Астафьева «Далёкая и близкая сказка»
Я прочитала рассказ В. П. Астафьева «Далёкая и близкая сказка». В нём рассказывается о человеке, который очень тосковал по своей родине. Вася-поляк жил в караулке. Он был небольшого роста, хромой, в очках, которые вызывали пугливую учтивость. Ребятишки украдкой заглядывали в окна к Васе и, пугаясь чего-то, с воплями убегали. Человек этот был очень трудолюбивый. Вечером после трудов Вася-поляк брал в руки скрипку и играл. Однажды эту прекрасную таинственную музыку услышал мальчик Витя. Она так заворожила его, что Витя не мог двинуться с места. Скрипка плакала, а от этих звуков и на душе у Вити сделалось тяжело, неспокойно. Музыка брала за душу. Поздно вечером он пришёл домой и за столом рассказал бабушке про скрипку и музыку, которая шла из домика Васи-поляка.
Как-то раз Вася пришёл к бабушке, она его посадила пить чай. Бабушка вздыхала и жалостливо смотрела на него. Вася ел стеснительно, а чай пил не по-нашему. Когда бабушка прикрывала за ним дверь, она сказала: «Господи, Господи! Доля ты тяжкая. Слепнет человек». Бабушка рассказала Вите, что Вася — человек без роду, без родины, а жить без родины тяжело. Неистребимая любовь к далёкой родной земле заставляла Васю брать в руки скрипку. И каждый вечер скрипка пела, плакала, а потом угасала. Это плакала Васина душа по родине.
Несколько лет спустя Вася ослеп. Однажды бабушка пришла озабоченная, выставила швейную машину и принялась шить. Витя помчался в караулку, он всё понял. Дверь была распахнута. Подле избушки толпился народ. Люди заходили в неё без шапок и выходили оттуда, вздыхая. Ушёл человек, и жизнь в этом месте остановилась.
Рассказ меня очень взволновал. Тоска по родине — это как болезнь. Я ещё не испытала такой тоски и печали по родине, но даже если на один-два дня отлучишься из дома, сразу снится мне рябина под окном, или наш дом, или мама. Вася свою любовь к родине выражал в музыке, а я выражаю — в рисунках. Для человека и вправду жизнь без родины тяжела. Родина — это твой язык, традиции, культура. И вдруг ничего этого нет. Страшно даже подумать. Наверное, поэтому, когда люди отлучаются надолго из родного дома, то берут с собой фотографии родителей, близких друзей и даже фотографию своего дома, в котором вырос.
Жизнь и творчество В.П. Астафьева
Василий Павлович Астафьев — выдающийся советский и российский писатель, который навсегда вошел в историю русской литературы. Его творчество вдохновляло многих читателей своими рассказами и романами, которые отражали судьбу простых людей на Руси.
Астафьев родился в 1924 году в селе Овинск Павловского района Красноярского края. Его трудоемкая жизнь началась с детства, когда он помогал своим родителям на ферме. Однако, отсутствие образования не помешало ему стать писателем и сделать карьеру в литературе.
Наиболее известные произведения В.П. Астафьева — «Где ты теперь, Аттила?», «Сотников», «Дни затмения» и другие. Его роман «Белое безмолвие» стал одной из важнейших книг о Сибири и получил многочисленные литературные премии.
В творчестве Астафьева видны его личные убеждения и моральные принципы. В его произведениях всегда присутствует живой, наивный, местами лирический язык, который позволяет читателю погрузиться в мир русской деревни и почувствовать многовековую традицию племени.
Сегодня творчество В.П. Астафьева продолжает вдохновлять читателей в России и за рубежом. В своих произведениях он создал импонирующий образ русского крестьянина, вынося на передний план его честность, верность летописным традициям, борьбу с жизненными трудностями. Такое представление о жизни, которое впервые было сформировано в литературе В.П. Астафьева, продолжает сохранять ценность и до сих пор переживает свой успех.
Как Астафьев показывает близкую реальность
В своей сказке «Далекая и близкая» Виктор Астафьев мастерски передает близкую реальность маленького сибирского промышленного городка. Автор внимательно наблюдает за жизнью обычных людей и описывает их проблемы, заботы и радости.
В сказке Астафьев создает образы простых ребят, которые растут и взрослеют в трудовом коллективе. Читатель видит, как герои сталкиваются с трудностями и находят выходы из сложных ситуаций. Автор показывает, что в близкой реальности каждый человек играет свою роль и вносит свой вклад в жизнь сообщества.
Астафьев обращает внимание на социальные и экономические проблемы, с которыми сталкиваются герои его сказки. Он описывает небольшие фабрики и заводы, где люди трудятся на грани выживания
В его произведении четко прослеживается контраст между далекой сказочной реальностью и близкими трудностями на фоне тяжелой сибирской действительности.
Социальные проблемы | Экономические проблемы |
Отсутствие доступных услуг для общества | Низкая зарплата и высокая стоимость жизни |
Неблагополучие сельской местности | Отсутствие перспектив для молодежи |
Проблемы женщин в сфере труда | Неэффективное использование ресурсов |
Все эти проблемы Астафьев показывает на примере своих героев, которые совершают путешествие из далекой сказочной реальности в близкую сибирскую действительность. В процессе своего путешествия они сталкиваются с препятствиями и учатся противостоять трудностям. Астафьев призывает своих читателей не забывать о реальности и бороться за лучшую жизнь своего общества.