Анализ произведения «русские женщины» (н. а. некрасов)

Краткое содержание деревенский пожар салтыков-щедрин

Краткое содержание Деревенский пожар Салтыкова-Щедрина для читательского дневника

Произведение «Деревенский пожар» повествует нам о трагических событиях, произошедших в деревне Софонихе. Жарким июньским днем, когда все бабы и мужики работали в поле, в селении произошел пожар. Деревушка сгорела дотла. Уцелел только скот, а житницы сгорели наполовину. Сгорели два человека: бабушка Прасковья и мальчик восьми лет Петька. Мать мальчика Татьяна была убита горем и не могла успокоиться.

Сельский батюшка бродил по деревне и пытался успокоить ее жителей. Погорельцы решились попросить в городской управе пособие и страховые, а временный приют найти в соседней деревушке.

В этот момент генеральская вдова Копейщикова Анна Андреевна отмечала свой день рождения. Узнав о произошедшем несчастии, она захотела помочь жителям селения и приказала снести им хлеба. Она и ее гости собрали тридцать рублей для Татьяны, но она даже не обратила на деньги никакого внимания, их присвоил батюшка на церковные нужды.

Вскоре деревня вновь возродилась. Отстроили новые дома. Мужики дружно работали и исправно платили повинности. Только на месте дома Татьяны валялись головешки, а сама она исчезла из деревни в неизвестном направлении. Жители предполагали, что она отправилась по святым местам.

Рассказ М. Е. Салтыкова-Щедрина «Деревенский пожар» учит читателей не роптать на судьбу, принимать все события с покорным смирением.

Читать краткое содержание Деревенский пожар. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Краткое содержание Деревенский пожар Салтыкова-Щедрина для читательского дневника

Произведения других авторов кратко Краткая биография Салтыкова-Щедрина М. Салтыков-Щедрин был рожден в Тверской губернии в 1826 году. В возрасте 10 лет он начал обучение в Московском дворянском институте.

Показав себя как отличного ученика, вскоре получил перевод в Царскосельский лицей. В 19 лет Михаил поступил на военную службу, в канцелярию. В это время впервые начали публиковаться его произведения. Был выслан на Вятку в 1848 году, поскольку его образ мыслей был многими не принят.

Там он работал в должности старшего чиновника при губернаторе, а затем стал советником правления губернатора. Только в 1856 году его ограничение на проживание было отменено. В это время Михаил возвратился в Петербург. Там он начал снова заниматься писательской деятельностью. Кроме этого, писатель работал в Министерстве внутренних дел и принимал участие в реформировании. В 1858 году Салтыков-Щедрин стал вице-губернатором в Рязани, а после — в Твери.

В течении нескольких лет он пытался вернуться на государственную службу, но попытки были неудачными. В 1889 году Михаил Евграфович ушел из жизни.

Читать онлайн «Деревенский пожар»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Деревенский пожар

(Ни то сказка, ни то быль)

* * *

В деревне Софонихе около полден вспыхнул пожар. Это случилось в самый развал июньской пахоты. И мужики и бабы были в поле. Сказывали: шел мимо деревни солдатик, присел на завалинку, покурил трубочки и ушел. А вслед за ним загорелось.

Деревня сгорела дотла. Только тот порядок, где были житницы, уцелел наполовину. Мужики в одночасье потеряли все и сделались нищими. Сгорела бабушка Прасковья, да еще Татьянин мальчик Петька. Мужики и бабы, завидев густой дым, бежали с поля как угорелые, оставив сохи и лошадей. Но спасать было уже нечего. Хорошо, что скота не было дома да навоз был только что вывезен, а то пришлось бы совсем хоть помирай. Малолетки, которые в минуту пожара играли на улице, спаслись в речку и отчаянно ревели. Девочки-подростки с младенцами на руках испуганно выглядывали на обуглившиеся избы и обнаженные остовы печей.

Тетка Татьяна была бодрая и еще молодая бобылка. Лет шесть тому назад у нее умер муж, но она продолжала держать хозяйство. Платила миру за половину надела, сама пахала, косила и жала. У нее был единственный сын Петька, лет восьми, в котором она души не чаяла и в котором уже видела будущего мужика. Он и сам видел в себе мужика и говорил:

– Я, мама, буду мужик… хресьянин.

Вся деревня его любила. Мальчик был вострый и ласковый и уже ходил в школу. Бывало, идет по деревне мимо стариков.

– Ну что, мужичок, помогаешь мамке? – спрашивают старики.

– Помогаю.

Между тем улица запружалась всяким мужицким хламом; мужику все дорого, все надобно. Домохозяева, окруженные домочадцами, бродили каждый по своему пепелищу и тащили все, что попадалось на глаза: старую подошву, заржавленный гвоздь, обрывок шлеи, обломок сошника и проч. У некоторых уцелели подполицы; но так как время было голодное (петров пост), то подполицы были пусты. Один заведомый нищий, лет десять ходивший «в кусочки», метался и кричал:

– Где моя кубышка?где?кто унес?сказывайте: кто? Бабушка Авдотья ходила взад и вперед по улице и всем показывала два обгоревших выигрышных билета внутреннего займа. Обгорели края; середка с несколькими купонами осталась цела.

Старики собрались в кучу и обсуждали мирскую нужу. На всех лицах была написана душевная мука; у некоторых глаза сочились слезами. Решили: идти всем миром, поклониться соседней одновотчинной деревне, чтобы дала приют погорельцам, покуда не будут устроены хотя какие-нибудь временные помещения. Затем снарядили старосту и послали верхом в город, в управу, за пособием и страховыми.

Пришел сельский батюшка и, похаживая между мужиками, утешал их.

– Кто дал?Бог! – говорил он. – Кто взял? Бог! Неужто ж он не знает?

Мужики молча ему поклонились.

– А вы не унывайте! – продолжал батюшка. – С какого права?почему?как?кто дозволил? Скот – при вас, земледельческие орудия целехоньки, навоз вывезен – чего еще земледельцу нужно?А вы ропщете! Вот ужо управа на постройку денег отпустит; помещица – нуждающимся хлебца пришлет; и я тоже… разве я не молюсь за вас?Я не только за вас, но и за всех молюсь. «И всех православных християн» – вот как.

Опять поклонились мужики, а словоохотливый батюшка продолжал:

– Коли страх божий будете в сердцах сохранять да храм божий усердно посещать, так и не увидите, как бог сторицей вознаградит. Хлеб нынче обещает жатву изрядную. Озимые отменные; яровые, бог даст, поправятся. Ужо снимете у барыни полевину – вот вы и с сеном. Свезете по возку, по другому – ан и денежки в кошеле завелись; а там озимое, ржицы на базар свезете – опять деньги; а наконец и овсецо – тоже деньги. В будущем же году и не увидите, как на месте истребленных неумолимым пламенем хижин будут красоваться новые дома, удобные и просторные, и все вы поживете в них, кийждо под смоковницею своей, и всерадостно и всецело возблагодарите господа вашего за ниспосланное вам благодеяние. Вот увидите.

Конец ознакомительного фрагмента.

Примечания

1

Факт. В 1872 году приходила к автору крестьянка села Заозерья (Углицкого уезда) и показывала два или три обгоревших по краям билета, но так, что на уцелевших посередке купонах видны были и № билета и серии. Я просил некоторых добрых знакомых ходатайствовать в банке. Всем казалось дело несомненным, но г. Ламанский, тогдашний управляющий банком, рассудил иначе. Ни возобновить билеты, ни даже выдать за них нарицательную цену оказалось невозможно. Это, изволите видеть, польза банка. Вот как истинные сановники блюдут интересы казны!(Прим. автора. )

Главные герои и их характеристика

Рассказ ведется от лица мальчика, переехавшего за город вместе с родителями. Здесь он находит много новых друзей и открывает для себя неизведанный, удивительный мир народных приданий. В этом ему помогает мельник Илья. Старенький дедушка рассказывает ребенку о домовых, кикиморах и «водяном дедке», живущим близ Селиванова леса. Именно Илья поведал мальчику историю Селивана, тем самым вызвав в ребенке неугасимый интерес к этому человеку и породив трепетный страх перед ним.

Образ Селивана привлекательный, живой и трагичный. Этот персонаж – выходец из семьи лесковских праведников, истинных спасателей по велению сердца. Внешность его внушает доверие. Лицо доброе, приятное. Глаза отличаются живостью и глубиной. На устах часто появляется тень улыбки. Говор у этого «чудака» особенный: фразы предельно четки, кратки и лаконичны, что выдает человека дела, а не приверженца сладкой и приторной речи. Тот случай, когда индивидуализм речи существует в соответствии с психологией человека.

Герой зачастую избегал людей, как будто их боялся. Но никто из народа так ни разу и не задался вопросом: «А чего он чурается?». Глядишь, и проблем человеку доставили бы меньше.

Селиван не выступает против самодурства, взяточничества и ханжества тех, кому принадлежит власть. Он спокоен, не горячится, не бросается отстаивать правду на всех уровнях (в отличие от Рыжова в рассказе «Однодум»). Нет. Он живет своей уединенной жизнью, ни на что не претендуя. Но если вдруг увидит, что кому-нибудь необходима помощь, то сразу же поспешит на подмогу, будь то застрявший посередине дороги купец или же заблудившиеся в лесу дети.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Борисова-Мусатова Осенняя песня (описание)
  • Сочинение на тему Человек и общество Человек является частицей всего общества. Еще в раннем возрасте нас учат, как жить в обществе. В обществе существуют свои правила, по которым нам приходится жить. Из общества формируется сам человек
  • Сочинение Мое отношение к Чичикову (9 класс Мертвые души) Главным персонажем в произведении Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» выступает Чичиков Павел Иванович. Это достаточно противоречивый персонаж. Его можно считать отрицательным персонажем
  • Моя родословная сочинение Моя родословная, то есть мое генеалогическое древо, известно мне не очень хорошо. К сожалению! Никого нет, кто бы специально занимался его составлением… Это ведь тоже большая работа – нужно по архивам смотреть!
  • Сочинение Друг познается в беде рассуждение по пословице Друг познается в беде — многие знают эту поговорку, но поверить в нее можно только проверив на собственном опыте. Человек общается с людьми, которые близки ему по характеру, увлечениям, вкусам

Ответ нейросети Pifagor.AI

Произведение «Деревенский пожар» было написано Салтыковым-Щедриным и впервые опубликовано в 1863 году. В основе сказки лежит образец народной жизни и повествование о русской провинциальной действительности 19 века.
Сюжет сказки «Деревенский пожар» может быть пересказан следующим образом: В деревне разгорается сильный пожар, который уничтожает большую часть поселения. Жители деревни, вместо того, чтобы бежать или бороться с огнем, начинают собирать свои ценности и готовиться к ожидаемым выгодам от происшедшего бедствия. Их поведение показывает глубокую коррупцию и безразличие к общественным потребностям и благополучию.
Главные герои сказки — жители деревни — предстают перед нами во всей своей мерзостной бесчестности и лицемерии. Они символизируют нравственную и интеллектуальную опустошенность, а также моральную и духовную бедность русской провинции.
В структуре сказки выделяются следующие элементы композиции: завязка, кульминация и развязка. Завязка представлена описанием загоревшегося зернохранилища и страшащими между собой разговорами горожан. Кульминация достигается в момент, когда жители деревни наблюдают, как пожар сжигает все вокруг, а они думают только о собственных интересах. Развязка заключается в том, что пожар потушен, и жители переносятся в новое жилье, но их корысть и безразличие к общим потребностям остаются безнаказанными.
В сказке «Деревенский пожар» присутствуют различные искусственные выразительные средства. Примерами таких средств могут быть:
1) Ирония: «Наплевать на всё! Жаль, что мельницу не сгорелу-то, а то отлично было бы!» — в этих словах показывается ироничная относительность жителей к происшедшей беде.
2) Гипербола: «Зажиточный мещанин Михаил Неопалимов махнул на сто тысяч безобидного народа, среди него и его жену оставил, барин святой!» — этот пример гиперболы усиливает несправедливость и глупость поведения героев.
3) Гротеск: «Тень Марьи Ивановны была видна сразу, и она очень пыталась быть новой тенью, но, несмотря на вмешательства тени предлагаемой и видимой, была видна только тень Марьи Ивановны.» — здесь гротескное искажение образа Марьи Ивановны создает комическую ситуацию.
Авторская позиция Салтыкова-Щедрина проявляется в отрицательной критике сельской жизни и жесткой критике мещанской корысти и безразличия к общественным проблемам.
Произведение «Деревенский пожар» получило разнообразные оценки критиков. Одни высоко оценивают его как яркое проявление сатиры и критики современного общества, другие считают его слишком грубым и карикатурным. Однако, в целом, сказка признается одним из величайших произведений Салтыкова-Щедрина.
Личное отношение к сказке может быть разным, но она вызывает осуждение и негативные эмоции по отношению к героям, их эгоизму и непосредственному отношению к бедствию

Она напоминает важность социальной ответственности и критического мышления.

Ответ помог?

Зловещее событие: Салтыков-Щедрин Деревенский пожар

Салтыков-Щедрин, известный русский писатель, в своем произведении «Деревенский пожар» ярко и сатирически показывает вымогательство, беззаконие и неравенство во властных структурах. Главная мысль произведения заключается в критике и подмывании общественного сознания об истинных ценностях и их искажении.

Автор через своего героя — участкового — передает карикатурные образы представителей власти, которые несут разруху и разрушение в маленькой деревне. Салтыков-Щедрин показывает наивность и бездумность людей, которые без особых размышлений принимают все случившееся.

Центральное событие произведения — пожар, фактически является метафорой нарушения правил и порядка. Вместо борьбы с пожарами и действий по спасению людей, властные структуры начинают произвольно искать виновных и взыскивать с них непомерный штраф. Это наглядный пример произвола и отсутствия справедливости.

С помощью сатиры Салтыков-Щедрин обнажает коррупцию и произвол в властных структурах. Он показывает, как власть может быть злоупотреблена, а маленькие люди становятся жертвами системы.

Деревенский пожар» Салтыков-Щедрина — произведение, которое поднимает актуальные вопросы социального неравенства и произвола в обществе. Главная мысль заключается в том, что беззаконие и неравенство порождают разруху и деструкцию, а законы и порядок должны быть основаны на справедливости и совести.

Вариант 2

Особенностью рассказов Шукшина является использование образов, так называемых чудиков. Есть даже рассказ с именно этим названием, а Стенька Разин продолжает тему. Здесь главным героем выступает молодой парень Васека, который занимается самой разной работой, но нигде не может отыскать собственного призвания.

Весьма удивительным образом реагируют на него люди, которые считают Васеку человеком странноватым. Его особенностью поведения является свободное отношение к собственно работе, он работает покуда ему интересно и после этого берет зарплату, ждет, когда появится возможность или даже настроение пойти на другую работу.

Для того чтобы подробнее описать характер главного героя Шукшин использует диалог с кузнецом, который более других обращает внимание на Васеку. Сначала следует отметить довольно простодушное, но искреннее отношение героя к остальным людям. Он говорит люди меня любят и сам их люблю, даже больше

Он говорит люди меня любят и сам их люблю, даже больше.

Кузнец одергивает героя, хотя, как выясняется, совершенно напрасно. Васека действительно так искренне и чисто видит мир, как мы узнаем далее, он даже страдает от мысли как бы принести пользу другим. Поэтому формальные правила приличия, которые навязывает кузнец, для главного героя не совсем актуальны, ему действительно не может быть совестно за декларирование любви людей к нему, он искренен по-настоящему.

Следующим существенным элементом рассказа и ситуации с кузнецом является сравнение изделий, которые они делают. Васека сетует на отсутствие души в железе и работе молотобойцем. Тем не менее, когда они оба выполняют подкову и кузнец делает явно лучше, Васекак понимает ценность его труда.

После этого читатель может заключить будто Васека вообще не чувствует ни в какой работе души и не вкладывает себя никуда, так как является в действительности бестолковым, но у него на самом деле есть увлечение. Он вырезает фигурки из дерева и занимается этим полностью бескорыстно и невероятно виртуозно. Захарыч – его сосед и преподаватель истории рассказывает ему про Стеньку Разина и Васека занимается созданием миниатюры на тему.

Кузнец до этого отмечает ценность работы Васеки, он вырезает фигурки действительно виртуозным образом. Когда он завершает Стеньку Разина, то Захарыч не может смотреть на сделанное без слез, он будто погружается в далекие времена, о которых сам рассказывал Васеке. Таким образом мы видим каким искусным человеком является в действительности главный герой.

Шукшин представляет очередной образ чудика. Тут он говорит о скрытом сокровище, которое может быть в каждом человеке. Общество не совсем понимает и даже порицает иногда Васеку, а он является виртуозом.

Другие сочинения:

Проблемы

  1. Отсутствие сострадания и человеколюбия – одна из главных проблем рассказа. Когда Лесков описывает холодные морозные вечера и то, как дочку палача не пускают погреться, то возникают многочисленные вопросы: «Почему у людей черствеет сердце? Ребенок же ни в чем не виноват. Разве он должен отвечать за поступки отца?». В итоге девочка получает сильнейшие обморожения, подорвавшие ее здоровье.
  2. Основная проблема рассказа – взаимоотношение праведника и общества. К сожалению, имеет место негативное отношение к человеку, отличающемуся от большинства. Селиван, ведя отшельнический образ жизни, не оправдывался, слыша о себе различные небылицы, и продолжал хорошо относиться к окружающим. Люди его не понимали, так как полностью полагались на истину суеверий, что порождало в них жестокость и непредсказуемость в поведении. Герой же не держал на них зла.
  3. Проблема доброты занимает одно из ключевых мест в рассказе. Лесков показывает, что именно доброе и бескорыстное отношение ко всем окружающим помогает добиться справедливости. Селиван творил благие дела не ради собственной выгоды, а по воле сердца. Первоначально этого не замечали, но со временем искренность героя помогла прозреть простым людям и излечить их душевную слепоту. Это один из тех рассказов, где все заканчивается благополучно. Автор тем самым вознаграждает главного персонажа за его гуманное отношение к враждебному обществу
  4. Другая проблема, поднятая автором — безжалостное отношение людей к животным. Так, убийство тощей собаки, согревающей девочку и отдающей ей часть своего тепла, рождает вопросы, на которые не находится в рассказе ответа. Почему люди считают, что могут спокойно убивать животных и вершить чужие судьбы? Во имя псевдоборьбы со злом были жестоко убиты ни в чем неповинные животные: кабан и петух. Били и телят, и овец, лишь бы поскорее разобраться с пронырливым «колдуном». Пощады не было никому.
  5. В рассказе автор поднимает проблему невежества и суеверий. Данная проблематика всерьез обеспокоила писателя в зрелости, когда он стал уже опытным путешественником и увидел, как глупы и жестоки некоторые провинциальные крестьяне. Темные, малообразованные люди часто оказываются под воздействием примет, сверхъестественных сил. Например, красная метинка на лице Селивана не давала ему спокойной жизни еще с самого детства. Как говорится, «бог плута метит». Только ленивый не указывал на то, что мальчишке доверять нельзя. Хотя калачник, у которого работал юноша, был им крайне доволен.

История создания

Лесков задумал это произведение, будучи уже состоявшимся писателем, имеющим за плечами многолетний публицистический опыт. Впервые «Пугало» было напечатано в журнале «Задушевное слово» в 1885 году с подзаголовком «Рассказ для юношества». Позже, готовясь к изданию Полного собрания сочинений, Николай Семенович включил его в состав цикла «Святочные рассказы».

Для писателя чуждо молчание, когда на его глазах совершается несправедливость. Поэтому работы, выходящие из-под пера Лескова, всегда находят отклик в обществе. Николай Семенович питает ненасытный интерес к судьбе человеческой, наполненной добром и злом, честностью и несправедливостью. К сожалению, сложно сохранить душевное благородство и не отступить под натиском клеветы и повсеместного непонимания, но у Селивана, главного героя рассказа «Пугало», это получилось.

Суть: о чем?

«Боря» — это история одного молодого парня, 27 лет. Он болен умственно – его развитие застыло на отметке 2 года. Герой добр и красив внешне, он безобиден и безопасен для общества. Единственный раз в жизни испытав приступ злобы в адрес родителей из-за не купленных ему цветов, он попадает в лечебницу для душевнобольных. Борис в своем поступке раскаивается и очень хочет попасть домой.

В это время в лечебницу попадает еще один пациент, которого автор неласково именует «гориллой». Такое сравнение не случайно – персонаж обладает неопрятным внешним видом, плохими манерами и довольно низким интеллектом. Вся его жизнь сводится к унижению окружающих и это, как ни странно, доставляет ему особое удовольствие. С невежеством гориллы пришлось столкнуться и Боре: однажды тот заставил несчастного съесть сигарету. Когда этот случай дошел до руководства больницы, «пацана» отправили домой за нарушение режима. Но, как известно, зло не бывает безнаказанным: горилла попадается в руки к смелым ребятам и уже они преподают ему урок хороших манер. С уходом нерадивого пациента в лечебнице все встает на свои места.

Суть сюжета рассказа

В данном рассказе Куприн пытается показать своим читателям всю жестокость человеческого характера. История про удивительное животное, которое доверяет и предан людям, который также как и сами люди живет и хочет жить – в итоге умирает от человеческой жадности и жестокости.

Психология рассказа показывает ту самую невероятную чуткость доверчивого существа, которое тянется к людям и понимает их эмоции порой намного лучше самих людей. Куприн, при написании рассказа, понимал, что люди уже давно перестали ощущать свое большое значение в жизни животных, из-за чего мир погрязнет в бездуховном существовании.

О чем рассказывает событие?

Событие, описанное в романе «Деревенский пожар» Салтыкова-Щедрина, рассказывает о произволе, наивности и беззаконии, присутствующих в российской деревне во второй половине XIX века. Главная мысль и проблематика рассказа заключается в том, что население деревни подвержено различным формам несправедливости, а попытки бороться с этими явлениями часто приводят лишь к безнадежности и разрухе.

В событие описывается жизнь деревни Поганкино, где простые жители сталкиваются с произволом участкового, который использует свою власть для личной выгоды и вымогательства. Неравенство и бедность в деревне приводят к тому, что местные жители оказываются в безнадежном положении и не имеют возможности защищать свои права.

Проблематика романа заключается в том, что даже попытки жителей деревни бороться с несправедливостью и беззаконием нередко приводят к дальнейшей разрухе и ухудшению ситуации. Преступления, происходящие в деревне, оставляют ощущение безвыходности и отсутствия справедливости.

В итоге, событие рассказывает о том, как неписаные законы и жестокие правила деревни приводят к беспорядку и отсутствию надежды на прогресс и справедливость.

Ужасы в сельской местности

Роман «Деревенский пожар» Салтыкова-Щедрина погружает читателя в безнадегу и ужасы сельской жизни XIX века. Автор через сатиру и иронию рассказывает о жизни низших слоев общества, о беззаконии и произволе, царящем в деревне. Главной проблематикой произведения является неравенство и беззащитность крестьян перед вымогательством и насилием со стороны помещиков и духовенства.

Сатира здесь является ключевым средством автора для выявления несправедливости и глупости обращения с крестьянами. Салтыков-Щедрин насмешливо и иронично описывает события и персонажей, при этом наглядно показывая их недостатки и проблемы.

Одной из основных проблем, которую поднимает автор, является наивность и беззащитность крестьян перед произволом помещиков. В произведении присутствует целая галерея крестьянских персонажей, которые страдают от насилия, вымогательства и бесправия.

Примеры персонажей Проблемы, с которыми сталкиваются
Герасим Безнадежная жизнь на крестьянской общине, безвыходность и бедность
Мэма Вымогательство и издевательства со стороны помещика
Степаныч Лишение земельных наделов и неприятие общины

Узкая прослойка помещиков и духовенства создают в деревне обстановку неравенства и разрухи. На фоне бесправия и безнадеги крестьян, помещики и духовенство процветают, налагая высокие налоги, требуя деньги за разрешение на продажу земли и размещение в деревне.

Салтыков-Щедрин в романе «Деревенский пожар» со знанием дела показывает ужасы сельской местности, где господствуют нищета, произвол и бесправие. Автор вызывает сочувствие и возмущение у читателей, заставляя задуматься над проблемами общества того времени и построением справедливого мира.

Потерянное добро

В романе Салтыкова-Щедрина «Деревенский пожар» главная мысль заключается в обнажении произвола и беззакония, которые царят в русской деревне, и их негативном влиянии на жизнь крестьян. Автор сатирически изображает жизнь в деревне, раскрывая все ее недостатки и проблемы.

Одной из главных проблем, поднятых в романе, является наивность крестьян, которая позволяет землевладельцам и управляющим оказывать на них вымогательство. Крестьяне почти не имеют прав и вынуждены подчиняться любым прихотям своих хозяев. Их труд не оценивается, они живут в постоянной нищете и разрухе.

Сатирическое изображение неравенства и безнадеги в деревне воплощается в образе участкового. Этот чиновник, представитель государственной власти, является вымогателем и злоупотребляет своей властью. Он защищает интересы землевладельцев и жестоко обращается с крестьянами, заставляя их работать на себя и притесняя всех, кто осмеет возмутиться.

Салтыков-Щедрин использовал сатиру как мощное оружие для выявления проблем и недостатков русской деревни. Он показывает, что бездумное следование правилам и бездействие приводят к безысходности и стагнации. Автор не только критикует произвол и несправедливость, но и призывает к преодолению этих проблем.

В результате, роман «Деревенский пожар» становится громким звоном тревоги, который призывает обратить внимание на деревенские проблемы и начать искать пути их решения. Автор напоминает о потерянном добре, которое может быть найдено только через борьбу за справедливость и преодоление неравенства в обществе

Салтыков-Щедрин. Все произведения

  • Баран-непомнящий
  • Бедный волк
  • Богатырь
  • Верный Трезор
  • Ворон-челобитчик
  • Вяленая вобла
  • Господа Головлёвы
  • Деревенский пожар
  • Дикий помещик
  • Добродетели и Пороки
  • Дурак
  • Здравомысленный заяц
  • Игрушечного дела людишки
  • История одного города
  • Карась-идеалист
  • Кисель
  • Коняга
  • Либерал
  • Медведь на воеводстве
  • Недреманное око
  • О корени происхождения Глуповцев
  • Орёл-меценат
  • Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
  • Помпадуры и помпадурши
  • Пошехонская старина
  • Премудрый пескарь
  • Пропала совесть
  • Рождественская сказка
  • Самоотверженный заяц
  • Сказка Гиена
  • Соседи
  • Христова ночь
  • Чижиково горе

Анализ Дикий помещик

Одна из лучших работ Салтыкова-Щедрина вышла в свет в 1869 году и называется она сказка «Дикий помещик». Данное произведение можно отнести к жанру сатира. Почему сказка? Автор не спроста выбрал такой жанр, таким образом он обошел цензуру. Герои произведения не имеют имен. Своеобразный намёк со стороны автора на то, что помещик является сборным образом и отвечает многим помещикам на Руси в 19 веке. Ну а взять остальных героев, мужики и Сенька, это что ни есть крестьяне. Автор поднимает очень интересную тему. Главное для автора то, что крестьянский, честный и трудолюбивый народ, всегда во всем выше нежели дворяне.

Благодаря жанру сказки, произведение автора очень простое и насыщенно иронией и разнообразными художественными деталями. С помощью деталей автор очень четко может передать образы героев. Например, помещика он называет глупым и мягкотелым. Который не знал горя и радовался жизни.

Главная проблема данного произведения — это сложная жизнь простого народа. В сказке автора, помещик выступает бездушным и жестким извергом, он только и делает то, что унижает бедных крестьян и старается забрать у них даже последнее. Крестьяне молились, им больше ничего не оставалось, они как люди хотели нормальной жизни. Помещик же хотел избавиться от них и в конце концов, бог исполнил желание крестьян жить лучше и желание помещика избавится от крестьян. После этого становится ясно, что всю роскошною жизнь помещика обеспечивают крестьяне. С исчезновением «холопов», жизнь поменялась, теперь помещик стал похож на животное. Он изменился внешне, стал страшнее, зарос, перестал нормально есть. Исчезли мужики и жизнь поменяла яркие тона на серые и тусклые. Даже проводя время как раньше, в развлечениях, помещик чувствует, что все равно это все не то. Автором раскрывается настоящий смысл произведения, который относится к реальной жизни. Бояре, помещики угнетают крестьян, не читают их за людей. Но, в отсутствие «холопов» они не могут жить нормальной жизнью, ведь все благо лично для них и для страны обеспечивают именно крестьяне, рабочие. А высшие слои общества кроме проблем и бед больше ничего не несут.

Люди в данном произведении, а именно крестьяне — это честные люди, открытые и любящие труд. С помощью их труда помещик и жил припеваючи. Кстати автор показывает крестьян не просто как одну бездумную толпу, а как умных и проницательных людей. В данном произведении для крестьян очень важна справедливость. Они считали не справедливым такое отношение к себе и поэтому попросили помощи у бога.

Непосредственно Салтыков-Щедрин очень уважает крестьян, что и показывает в произведении. Это видно, очень явно, когда помещик исчез и жил без крестьян и в то время, когда он вернулся. В итоге получается так, что автор подводит читателя к одному истинному мнению.  Не высоко ставленники, не чиновники решают судьбу страны и каждого из помещиков, а именно крестьяне. На них держится все благополучие и все благи богатых людей. Это и есть главная идея произведения.

Идея, тема, суть, смысл

Другие сочинения:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: