Краткое содержание
Москвич Дмитрий Дмитрич Гуров вот уже две недели проводит в Ялте на отдыхе. Он интересуется новым лицом здесь — молодой дамой, невысокой блондинкой в берете, которая неизменно гуляет со своим белым шпицем, за что её и прозвали «дама с собачкой». Поняв, что она здесь одна, он решает, что неплохо было бы познакомиться с ней. Выясняется, что её зовут Анна Сергеевна фон Дидериц.
Между ней и Гуровым начинается курортный роман. Они оба несчастливы в браке: у мужчины в Москве жена старше его, на которой его рано женили, и трое детей, а у Анны Сергеевны — муж, которого она не любит и в сердцах называет «лакеем».
В Ялте влюблённые счастливы, хотя Анна Сергеевна постоянно задумывается над тем, правильно ли она поступает и заслуживает ли она уважения после своего грехопадения. Они много гуляют, любуются местной природой, но приходит пора уезжать в Москву, расставаясь навсегда и возвращаясь к привычным жизням.
За осенью приходит зима. Гуров думает, что через пару месяцев забудет Анну Сергеевну, как своих предыдущих пассий, но она не забывается. Он всерьёз тоскует и даже решает приехать в её город С. Видя атмосферу захолустья, в котором ей приходится жить, серый забор, которым обнесён её дом, он понимает, почему она так стремилась убежать от своей жизни. Видит он и её мужа, в фигуре и лысине которого действительно есть что-то лакейское.
Гуров подходит к Анне Сергеевне в местном театре, где они понимают, что оба не могут жить друг без друга. Они договариваются о встречах: она будет приезжать к нему в Москву и останавливаться в гостинице «Славянский базар», где у них будут происходить редкие свидания. Мужу она будет говорить, что ездит на консультации к врачу.
Так и начинаются их встречи. Теперь у каждого из них — две жизни: явная и тайная, но именно в тайной жизни они могут быть настоящими, живыми, любящими. Гуров задумывается над тем, что только сейчас, когда он уже не слишком молод, он впервые по-настоящему полюбил. Словно он и она были птицами, которых поймали и насильно рассадили по разным клеткам. Теперь они друг для друга — самые близкие люди, как муж и жена, как нежные друзья, а их настоящие супруги и та самая явная жизнь — всё это глупо, неправильно и бессмысленно.
История создания
В архиве писателя сохранились четыре предварительные записи, позволяющие проследить направление художественной идеи писателя в начале его работы над этим замыслом. В письме Е.М. Шавровой от 26 октября 1895 г. автор сообщал: «Теперь пишу маленький рассказ «Моя невеста». У меня когда-то была невеста… Мою невесту звали так: «Мисюсь». Я ее очень любил. Об этом пишу я».
К обещанному для сборника «Призыв» сроку (декабрю 1895 г.) произведение закончено не было, что объяснялось расширением чеховского замысла и изменением жанра: вместо рассказа получалась повесть, которая была завершена в феврале 1896 г.
Существует ряд источников, опираясь на которые удается определить круг прототипов героев и даже мест, изображенных в «Доме с мезонином». Так, «имение помещика Белокурова» обычно связывают с Богимовской усадьбой Е.Д. Былим-Колосовского в Тульской (в тексте: «Т-ской») губернии, где Чехов жил летом 1891 г.; «дом Волчаниновых» — с соседней с Богимовым усадьбой Даньково (одна из ее хозяек-сестер была учительницей местной школы, а о другой известно только то, что все считали ее «весьма поэтической натурой»; они-то, возможно, и явились прототипами чеховских героинь — сестер Волчаниновых). Другая версия возводит фамилию Волчаниновых по созвучию к фамилии сестер Турчаниновых, у которых в действительно существовавшем доме с мезонином в Тверской губернии (в повести: «Т-ской») гостил И.И. Левитан, а любовную коллизию повести — к сложным взаимоотношениям художника-пейзажиста с ними. Отдельные моменты были, вероятно, подсказаны Чехову опытом его работы в земстве.
Мисюсь
Мисюсь – сердце дома. Она поэтичная, трогательная, нежная в воспоминаниях художника, воздушная, как мечта (инфантильность Мисюсь не по летам, подчеркнута и «детским» именем; и многими деталями: «по-детски касалась меня своим плечом, водила пальчиком, ножки ее едва касались земли»).
Первая встреча с Мисюсь произойдет у белых ворот, и в описании портрета Жени тоже доминируют светлые тона («бледное лицо», «светлая рубашка», «прозрачные рукава», «светлое платье»). Художника тянет в мир Мисюсь, где он чувствует себя нужным: «…она говорила со мной о Боге, о вечной жизни, о чудесном».
«Мы подбирали грибы и говорили, и когда она спрашивала о чем-нибудь, то заходила вперед, чтобы видеть мое лицо». Этот жест приоткрывает душу Мисюсь – робкую, чистую. Ее мир переполнен радостными звуками, красками, выраженные Чеховым в словах с мягкими окончаниями на …ом, …ем: «зеленый сад, еще влажный от росы, весь сияет от солнца и кажется счастливым, когда около дома пахнет резедой и олеандром».
Мисюсь – мечта, иллюзия, сон художника, для которого вся любовь к жизни и красоте вместилась в ее светлом образе.
Жанр, направление и композиция
Жанр произведения — рассказ, хотя некоторые литературоведы относят его к разряду повести. В пользу повести говорит то, что оно имеет деление на главы. Но всё же история рассказывается довольно кратко для повести, да и ограниченное количество основных персонажей говорит о том, что это всё-таки рассказ.
Направление — реализм, к которому относится и всё творчество Чехова.
Автор рассматривает довольно обыденную ситуацию: адюльтер — нередкое явление и для современного мира.
Композиционно произведение состоит из четырёх частей, каждая из которых раскрывает какой-то этап отношений Гурова и Анны Сергеевны:
- в первой части происходит знакомство;
- во второй — непосредственно начинается их курортный роман, тогда же им и приходится расстаться;
- в третьей — описываются внутренние переживания Гурова и тоска по возлюбленной, которая заставляет его ехать к ней в город С.;
- в четвёртой — влюблённые начинают тайные встречи, но оказываются в тупике и не знают, что им делать дальше.
Многие критики отмечали, что этот рассказ не имеет привычной логической структуры: например, в нём сложно выделить кульминацию или развязку. Это — новаторство Чехова: он демонстрирует не столько рассказ о любви двух людей, сколько саму эту любовь и фрагменты линии их отношений.
Характеристика дамы с собачкой
Анна Сергеевна — молодая женщина, невысокая, блондинка, носит берет, у неё красивые серые глаза. По её причёске, платью и походке сразу видно, что она из порядочного общества. Она выросла в Петербурге, но вышла замуж в городе С., где живёт уже два года. Её муж служит то ли в губернском правлении, то ли в губернской земской управе, чего она и сама не может объяснить — это говорит о том, что ей слишком скучен и сам её супруг, и его дела, которых она даже не понимает. Самого своего мужа она однажды называет «лакеем», так как он готов пресмыкаться перед вышестоящими лицами: она несчастлива в браке.
В её смехе, разговорах, движениях ещё много несмелости и угловатости. Она довольно набожна и после связи с Гуровым сильно раскаивается, испытывает душевные метания и много думает о том, что теперь он может её не уважать. Но всё же она не может устоять перед этим сильным чувством, которое становится для неё первой и настоящей любовью. Уехав в С., она твёрдо принимает решение забыть Гурова, но это ей не удаётся: она только и думает, что о нём.
Образ собачки закреплён за Анной Сергеевной. Это белый шпиц, который может являться символом:
- того, что эта дама — из высшего общества;
- чистоты и непорочности помыслов;
- одиночества Анны, но после её знакомства с Гуровым упоминания о собачке из повествования исчезают.
Как создавалось произведение
Это произведение рождалось долго. Об этом говорят черновые записи.
Также есть свидетельства, что некая Мисюсь была возлюбленной писателя. Доподлинно не известно существовала ли она в действительности.
Считается, что Женя Волчанинова та самая Мисюсь – это дочь А. Н. Турчанинова – Варвара. Они похожи и внешне по описанию, и сходство фамилей очевидно.
Главный герой, скорее всего, воплощает в себе пейзажиста И. Левитана. Знакомая лингвистка Чехова Щепкина-Куперник рассказывала об отношениях художника со своей женой С. Кувшинниковой. Левитан в них предстает в трепете увядания тяги к жизни, как и главный герой «Дома с мезонином».
Кроме того, рассказ стал не просто историей любви за чаепитием, а поднял проблему бюрократии в земствах.
Тема, идея и проблематика произведения
В рассказе затрагиваются такие темы и проблемы:
- супружеская верность и измена;
- семейные узы;
- тайная связь;
- вопросы нравственности;
- консервативность общества XIX века.
Ведущей темой в произведении является настоящая любовь. Она заставляет героев меняться, перерождаться и задумываться о глобальных жизненных вопросах. Влюбившись в чистую, светлую и прекрасную женщину, Гуров, называвший женщин «низшей расой», и сам меняется в лучшую сторону, а его глубоко скрытые положительные качества выбираются из «оболочки», распускаются, как цветок.
Также на первом месте в рассказе стоит тема супружеской измены: вокруг неё и закручен сюжет. Традиционно неверность в браке порицается обществом, однако автор показывает, что очень часто на измену людей толкают многие причины, главная из которых — отсутствие любви в браке. Особенно актуально это было для того времени, когда молодые люди вступали в брак против своей воли: их женили на подходящих кандидатурах ради статуса в обществе, лишая их свободы выбора. В таком браке даже появлялись дети, но, разумеется, не было любви.
Каждый из героев жил в своеобразном «футляре», ограждающем их от скучного общества, в котором им приходилось существовать. Гуров редко бывал дома с женой, находя спасение в краткосрочных романах.
Анна же спасалась от одиночества тем, что завела собаку, но однажды ей стало так тошно и плохо, что она решила совершить поездку в Ялту, фактически сбегая от обыденности.
Среди аргументов к сочинению «Дама с собачкой» следует упомянуть основную идею и смысл произведения. Оно рекомендует пересмотреть привычные моральные устои, на которых держится общество. Если в семье нет любви, её вряд ли можно назвать счастливой: супруги лишь лицемерят друг другу, а лицемерие не может стать достойным фундаментом и непременно рано или поздно даст трещину. Иногда не стоит создавать видимость семьи в угоду обществу, скрывая правду и маскируя проблемы: порой лучше развестись во имя настоящей любви и свободы, действуя так, как велит сердце.
https://youtube.com/watch?v=v9fkGWooVhE
Хронотоп
Пустой, бесцветный дом героя – ложный дом. Не случайно, в рассказе, аллея уводит художника из усадьбы. Хронотоп начинает изменяться: сначала пространство, затем – время.
Пространство приобретает цвет, звук: «солнце уже притаилось, и на цветущей ржи растянулись вечерние огни…», а приятная герою тишина, передается мягким звуком «о»: «Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал золотой свет и переливал радугой в сетях паука».
Выходя на простор, герой охватывает его взглядом – вширь, вдаль и ввысь, сосредотачиваясь на самой высокой точке: «горящем золотом кресте». Простор не пустынен, а обжит: «…пруд с купальней, с толпой зеленых ив». Центр этого простора – дом с мезонином. Образно говоря, дорога – символ судьбы, крест – символ познания истины и смысла жизни, способность к бесконечному и гармоническому расширению, как в горизонтальном так и в вертикальном планах.
Герой ощущает предзнаменование, преображение в своей жизни: «повеяло откуда-то из прошлого родным, очень знакомым, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве». Дом с мезонином, к которому приходит герой, напоминает ему о чем-то давно забытом, наивном, светлом.
Тема
В анализируемом произведении отразились мотивы, традиционные для мировой литературы. Тем не менее автор сумел подать их по-новому, интерпретировав образы так, чтобы они заставляли читателя задуматься о важных проблемах человеческой жизни.
В центре произведения две темы – курортный роман и боязнь осуждения со стороны общества. Вторая тема раскрывается в контексте первой, вносит в рассказ философский смысл. Система образов неразветвлённая. Главную роль играют Дмитрий Дмитриевич и Анна Сергеевна, второстепенные герои – жена и дети Дмитрия Дмитриевича, муж Анны Сергеевны.
Из первой части читатель узнаёт, что на отдых в Ялту приехал работник банка Дмитрий Дмитриевич Гуров. Он уже успел освоиться, как услышал, что в городе появилась «дама с собачкой». Мужчина решил непременно с ней познакомиться. А. Чехов сразу рассказывает, что Дмитрий Дмитриевич женат, имеет детей. Но женили его рано, поэтому супруга казалась ему старше, к тому же он не находил её интересной. Герою удалось познакомиться с «новой» дамой. Женщина оказалась замужней и гораздо младше него. В Ялте она спасалась от скуки, испытываемой рядом с мужем.
Вторая часть рассказывает о развитии отношений. Дмитрий Дмитриевич красиво ухаживал за Анной Сергеевной, каждый день встречался с ней и вскоре они оказались в её номере. Анна Сергеевна фон Дидериц сначала сожалела о содеянном, ведь боялась, что её посчитают падшей женщиной. Успокоилась она только тогда, когда увидела, что не «потеряла лицо» в глазах возлюбленного. Отпуск приближался к концу, и молодые люди расстались.
Третья часть посвящена Дмитрию Дмитриевичу. Он был уверен, что забудет ялтинскую блондинку, но это оказалось невозможным. Без Анны Сергеевны ему стало неуютно в собственной семье. Страдания усиливались тем, что герой ни с кем не мог поделиться своими переживаниями, ведь он знал: общество не одобрит роман на стороне. Не мог он найти покоя и на работе, поэтому решил ехать в провинциальный городок, где жила Анна. В городе С. влюблённые не могли встречаться, оставаясь незамеченными, поэтому Анна пообещала приезжать в Москву.
О московских встречах рассказано в четвертой части. Герои были обречены прятаться со своей любовью, так как понимали: жестокое общество не поймёт и не одобрит их душевных порывов.
В контексте указанной выше темы сформировалась проблематика рассказа: любовь, брачные узы, ложь, взаимоотношения в семье. Особо выделяются проблемы человека и общества, нравственности, так как они отражены во всех частях.
Идея рассказа – показать, как боязнь общественного осуждения может сковывать человеческие чувства, становиться преградой на пути к счастью.
Основная мысль: принимая любое решение, человек должен подумать, что для него важнее, одобрение окружающих или счастье.
История создания
Произведение было написано в 1898 году после довольно длительного творческого кризиса Чехова, ставшего для него периодом осознаний и размышлений. В 1899 году оно было впервые опубликовано в журнале «Русская мысль».
Идея рассказа возникла у писателя ещё в 1896 году. В своей записной книжке он оставлял план и наброски сюжета. В те годы он уже был неизлечимо болен туберкулёзом, поэтому приводил в порядок своё собрание сочинений и занимался театральными постановками собственных пьес. Это не позволяло ему сразу приступить к реализации своей задумки, поэтому работа над текстом затянулась на два года.
Однако в 1898 году, после поездки в Ялту, писатель познакомился с актрисой Ольгой Леонардовной Книппер, которая стала его женой. Встреча с ней, а также возможность наблюдать в Ялте жизнь отдыхающих и вдохновили его на написание колоритного рассказа с темой курортного романа.
Его сочинение «Дама с собачкой» было высоко оценено литературными критиками. В частности, В. В. Набоков называл его одним из величайших произведений в истории, а Б. С. Мейлах сравнивал главных героев с Вронским и Анной Карениной из романа Л. Н. Толстого.
«Дом с мезонином»: анализ
Основную сюжетную линию повести составляют воспоминания художника, от лица которого идет повествование, о его «несостоявшейся любви» к очаровательной девушке Мисюсь. Действие охватывает примерно три месяца, в течение которых в жизни героев определяются многие важные вехи. Динамика человеческих судеб сопоставляется в повести с циклами самой природы, придавая образу времени глубину, второй план. События разворачиваются с начала лета до осени — от встречи к разлуке. Контраст времен года акцентирует полярность настроений героев в начале и в финале произведения.
Художник, бежавший из города от «жуткого состояния одиночества, неудовлетворенности жизнью» в загородную усадьбу, обостренно чувствует неостановимый бег неповторимых мгновений бытия. Ему негде укрыться от ощущения неопределенности, зыбкости своего существования в этом мире. Поэтому столь привлекателен для него мир усадьбы Волчаниновых, где герой видит воплощенное стабильное, гармоничное начало, понимая при этом обманчивость мечты обрести жизненный покой. Встреча с юной Мисюсь, воспринимающей жизнь во всех ее проявлениях как чудо, «заразившей» героя своим восторженным мироощущением, наконец, любовь к ней возвращают рассказчику вдохновение, желание творить, радость ощущения полноты бытия. Оба героя и в рутинной повседневности сохраняют чувство причастности к вечности, к чему-то выходящему за рамки обыденного. В этом плане Жене и художнику противостоят Лида, Белокуров, Любовь Ивановна, стремление которых к ограничению своей жизни лишь одним временным измерением — буднями — лишает их возможности по-настоящему проникнуться красотой реального мира, узнать истинную любовь.
Историческое время «Дома с мезонином» Чехова — канун нового столетия. В повести в той или иной мере писатель затрагивает множество проблем, волновавших тогдашнее русское общество (именно они-то и были восприняты критикой): человек и его предназначение, прогресс и народный быт, задачи искусства. В споре художника с Лидой слышны отзвуки полемики вокруг вопроса о роли интеллигенции в обществе и ее взаимоотношении с народом. Для Чехова очевидны как пропасть, разделяющая народ и интеллигенцию, так и необходимость поиска путей ее преодоления.
Тема времени, вечности здесь органически связана с темой красоты и реализуется в особенностях художественного пространства произведения, включающего помимо усадьбы Волчаниновых, имение Белокурова, соседние нищие деревни (Сияново, Малоземово и др.), город, откуда приезжает, точнее бежит, герой, имение в далекой Пензенской губернии, куда в финале уезжает Мисюсь. Скрытый драматизм повести проявляется и в конфликте «милого, старого дома» с окружающим миром, из которого он выделен. Именно поэтому образ дома с мезонином обретает символическое звучание, сохраняя при этом свою жизненную конкретность. Сюжетообразующее значение дома подчеркнуто самим названием произведения.
По мнению Чехова, духовная свобода невозможна без свободы перемещения в пространстве. Движение судеб Мисюсь и художника обозначены их выходом за пределы пространства дома с мезонином: добрый мирок его все же никогда не заменит безграничного, многомерного космоса большой жизни. В финале герои покидают усадьбу, куда они больше никогда не вернутся, но воспоминания о ней, о Мисюсь становятся для повествователя неким духовным прибежищем, где он ищет спасения в минуты одиночества и грусти. Дом с мезонином — осколок пространства, перемещенный в память, его «потерянный рай».
Композиция
Для понимания того, как развивается тема произведения «Дама с собачкой» анализ его следует дополнить характеристикой композиции. Формально произведение состоит из четырех частей, что соответствует смысловой организации: каждая из частей раскрывает определённый этап развития отношений Дмитрия Дмитриевича и Анны Сергеевны.
Элементы сюжета расположены в правильной последовательности. Их нужно выделять не в отдельных частях, а в целом произведении. Экспозиция – рассказ о том, что в Ялту приехала «дама с собачкой», характеристика Дмитрия Дмитриевича. Завязка – знакомство главных героев. Развитие событий – встречи в Ялте, расставание, страдания Дмитрия, встреча в С. , свидания в Петербурге. Кульминация – откровение Анны во время одного из московских свиданий. Развязка – осознание молодыми людьми «того, что до конца ещё далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается»
.
Сюжет и композиция
События рассказа занимают один вечер. У них есть звуковой фон. Когда Быковский приходит в кабинет, он слышит игру в 4 руки и шаги человека, который «о чём-то мучительно думал или же страдал зубною болью». После окончания разговора отца с сыном гаммы уже не играют, но шаги ещё слышны, как будто беседа не смогла разрешить мучительных раздумий.
Весь разговор построен как диалог, прерывающийся размышлениями Быковского или мальчика. Каждый новый довод прокурор начинает с мысли: «Что я ему скажу?»
Попытка объяснить, что такое собственность, подделываясь под язык ребёнка, потерпела поражение, потому что Серёжа задумался, из чего делается клей. Рассказ о дяде Игнатии, который курил и умер от чахотки, наводит мальчика на печальные мысли об умершей маме. Эти рассуждения Чехов передаёт детским языком: «Смерть уносит на тот свет матерей и дядей, а их дети и скрипки остаются на земле».
Отец понимает, что логики и морали недостаточно, необходимо чувствовать заодно с ребёнком. Быковский сдаётся, отправляет сына спать, сымпровизировав перед сном сказку. Незамысловатая сказка о царе, у которого сын умер, потому что курил, вызвала сочувствие и подействовала на Серёжу лучше всяких доводов.
Критика
По свидетельству многочисленных читательских писем, адресованных автору, повесть вызвала большой резонанс в обществе. Критика встретила «Дом с мезонином» Чехова неоднозначно
Основное внимание рецензентов было сосредоточено на так называемой концепции «малых дел» и отношении к ней главных героев — художника и Лиды. При этом однозначно осуждалась бездеятельность художника, его равнодушие к «общественной пользе»
Предельно резок в своих оценках был А.М. Скабичевский, увидевший в чеховском центральном персонаже тип человека нравственно больного, психопатического, надломленного, приземленного, а потому «не нужного обществу».
Прижизненная писателю критика надолго определила основные принципы видения и интерпретации проблем, поднятых в произведении, практически сведя их к одной-единственной — теории «малых дел», «постепеновщины». Современное литературоведение преодолело такой упрощающий творческую мысль Чехова подход.
Лида
Старшей сестре Лиде соответствуют детали портрета, раскрывающие ее внутренний мир, ее «дом»: строгое выражение лица, «упрямый рот», громкий голос, сухой, наставительный тон: « Лида никогда не ласкалась,говорила только о серьезном». «Лида опять говорила о земстве, о Балагине, о школьных библиотеках», «вечером громко говорили о земстве, о школах». Так создается впечатление топтания Лиды на месте, кружение вокруг одной идеи. И в ее самоуверенности художник видит признак ограниченности.
Хотя героя затрагивают проблемы, которые пытается решить Лида, но он стремится выявить главную причину смертей, безграмотности: «нужно освободить людей от тяжелого физического труда», «…чтобы они могли подумать о душе, о боге, могли бы пошире проявить свои духовные способности», «не грамотность нужна, а свобода для широкого проявления духовных способностей».
Лида же считает его рассуждения пустой болтовней. Для нее понятно главное: художник живет без дела и без цели. Он говорит: «я не хочу работать и не буду… Ничего не нужно, пусть земля провалится в тартарары!»
Пространство дома
Рассказ «Дом с мезонином» назван «именем» пространственного объекта.
Именно здесь как в душе человека, возможно «все». С одной стороны пространство дома ограничено, а с другой – дом символизирует «центр мира, убежища Великой Матери защиту…, космический центр, «наш мир», вселенную, а также возвращение в утробу при инициации, нисхождение во тьму перед возрождением…»
«… Дом – это место, где вы живете в любви… Не все здания – это дома… Дом – это нечто большее, чем просто здание: здание – это просто структура, в нем нет души. Но когда в нем расцветает любовь, когда в нем появляется теплота, близость, доверие, открытость, дружба, тогда здание становится домом, тогда здание становится светящимся.
И вы можете сразу увидеть разницу: стоит вам войти в дом, вы сразу можете почувствовать, здание ли это, или Дом. Если это будет Дом, вы почувствуете приветливость, вы почувствуете теплоту. Вы почувствуете своеобразный настрой, своеобразную атмосферу.
А если это просто здание, вы почувствуете просто холодную структуру – цемент и бетон, но никак не душу. Он может быть холодно красивым, с хорошей архитектурой, но вы не почувствуете никакого тепла, вы не почувствуете никаких вибраций, показывающих, что люди живут в любви, что люди, которые там живут, живут счастливо, что люди, живущие там, радуются, что люди, живущие там, благодарны Богу…
Дом – теплый, приветливый… вы сразу почувствуете окружившую вас теплоту. В доме может никого и не быть, но, если там есть любовь, то дом продолжает вибрировать этой любовью», — рассказывал просветленный индийский мистик Бхагван Шри Раджниш в своих лекциях «Путь любви» на тему песен Кабира.
Дом во все времена считали крепостью, куда человек может уйти из внешнего мира в мир малый, частный. Но дом художника – не крепость; он хрупок и зыбок: «во время грозы весь дом дрожал и, казалось, трескался на части».
Герои рассказа
Главный герой – прокурор Евгений Петрович Быковский, человек умный и рассудительный. Его глубокие размышления о сыне, о воспитании, о преступлении и наказании – всего лишь приятный домашний отдых. Быковский свободен от казённого мышления. Его не пугает курение сына так, как оно напугало гувернантку. Быковский рассуждает здраво. Он понимает, что страхи гувернантки небеспочвенны. При этом прокурор не хочет переносить свои профессиональные приёмы обвинителя на домашнюю жизнь. Он задаёт Серёже вопросы и внимательно слушает ответы, даже ловит сына на лжи. Но ни одно из его доказательств не достигает цели.
Семилетний Серёжа, рано лишившийся матери, очень любит папу. Он совсем не боится, что папа накажет его за проступок. Как и Быковский, Серёжа рассуждает. Но его логика совсем другая, детская. Ребёнок не приемлет казённости и формализма. Его убеждает бросить курить нелепая сказка, сочинённая отцом.
В рассказе важна роль гувернантки. С одной стороны, она заменяет мать в воспитании ребёнка. С другой, гувернантка – это начало всей казённой школы, которую так ненавидел Чехов.
История создания
В архиве писателя сохранились четыре предварительные записи, позволяющие проследить направление художественной идеи писателя в начале его работы над этим замыслом. В письме Е.М. Шавровой от 26 октября 1895 г. автор сообщал: «Теперь пишу маленький рассказ «Моя невеста». У меня когда-то была невеста… Мою невесту звали так: «Мисюсь». Я ее очень любил. Об этом пишу я».
К обещанному для сборника «Призыв» сроку (декабрю 1895 г.) произведение закончено не было, что объяснялось расширением чеховского замысла и изменением жанра: вместо рассказа получалась повесть, которая была завершена в феврале 1896 г.
Существует ряд источников, опираясь на которые удается определить круг прототипов героев и даже мест, изображенных в «Доме с мезонином». Так, «имение помещика Белокурова» обычно связывают с Богимовской усадьбой Е.Д. Былим-Колосовского в Тульской (в тексте: «Т-ской») губернии, где Чехов жил летом 1891 г.; «дом Волчаниновых» — с соседней с Богимовым усадьбой Даньково (одна из ее хозяек-сестер была учительницей местной школы, а о другой известно только то, что все считали ее «весьма поэтической натурой»; они-то, возможно, и явились прототипами чеховских героинь — сестер Волчаниновых). Другая версия возводит фамилию Волчаниновых по созвучию к фамилии сестер Турчаниновых, у которых в действительно существовавшем доме с мезонином в Тверской губернии (в повести: «Т-ской») гостил И.И. Левитан, а любовную коллизию повести — к сложным взаимоотношениям художника-пейзажиста с ними. Отдельные моменты были, вероятно, подсказаны Чехову опытом его работы в земстве.
«Студент»
Несмотря на небольшой объем, этот рассказ поднимает глобальные вопросы нравственности и задевает многие острые темы. Главный герой рассказа приходит к пониманию всего истинного в жизни и за счет этого обретает веру и смотрит на мир совершенно другими глазами.
С самого начала Чехов показывает нам студента, как человека полностью разочаровашегося в мире и в людях. На протяжении рассказа мы наблюдаем за перерождением Ивана, за тем, как он сам меняет себя — наполняет свой внутренний мир чем-то светлым и добрым, и теперь вера ведет его вперед. Второстепенные персонажи рассказа отображают эту же проблему. Лукерия и Василиса тоже знакомы с невзгодами жизни, но их достоинство в том, что веру они так и не потеряли.