Краткое содержание
Рано утром из уездного города выезжает старенькая бричка, в которой сидят отец Христофор, купец Кузьмичёв и его племянник Егорушка. Взрослые едут продавать шерсть, а мальчика они взяли с собой, чтобы тот поступил в гимназию
Егору не хочется покидать малую родину, поездка для него — печальное событие, но священник утешает, говоря о важности учения. Иван Иванович Кузьмичёв, напротив, считает, что мальчику не обязательно учиться, лучше бы пристроить его к какому-нибудь делу
Когда Егорушка начал реветь, дядя сразу сказал, что лучше бы он вернулся, а не ехал «киселя хлебать».
По пути путешественники заезжают на постоялый двор. Кроме хозяина-еврея, там живёт его брат. Владелец заведения старается всячески угодить гостям, считая их важными господами. Его брат Соломон — приживальщик, который сжёг свои деньги, доставшиеся в наследство. Гости чаёвничают, затем едут дальше. Догнав другой обоз, они оставляют мальчика на попечение чужих людей, а сами отправляются по своим делам.
Основная часть
Егорушка начинает понимать, что в мире много разных людей. Постепенно он знакомится с интересными персонажами. Герои повести, с которыми ему довелось встретиться:
- престарелый и безобидный Емельян;
- степенный старообрядец Пантелей, который ест и пьёт отдельно от всех, используя лампадку и кипарисовую ложечку;
- молодой холостяк Дымов, посланный отцом в город;
- бывший певчий Василий с простуженным горлом, лишившийся возможности петь;
- неприметный мужичок Кирюха.
Как следует из повести, все персонажи оказались в обозе в поисках лучшей доли. Когда наступила ночь, путешественники остановились и разожгли костёр. Пантелей начал рассказывать интересные истории, происходившие с ним в то время, когда он служил кучером. Вместе с хозяевами он останавливался на постоялых дворах, где происходили разные приключения. Слушатели понимают, что в рассказах больше выдумки, чем правды, однако делиться реальными подробностями своей жизни Пантелей не желает.
В течение своего первого в жизни путешествия мальчик узнаёт, что люди могут обладать удивительными способностями. Например, Вася умеет есть рыбу живьём, а ещё он способен видеть животных на большом расстоянии и различает, что они делают, когда поблизости нет людей. Дымов — мужик, обладающий недюжинной силой. Он не знает, куда деть энергию, поэтому мучается сам и обижает других. Для Егорушки эти люди чужие, он побаивается всех, кроме Пантелея.
Когда бричка проезжает мимо холмов, можно видеть, как тут и там мелькнёт маленькая или большая фигура. Недалеко виднеется сжатая рожь, а из-за холмов выглядывают кусты. В полутьме силуэты кажутся таинственными разбойниками. В эти минуты мозг Егорушки удерживает эти сказочные образы, цепляется за них, хотя мальчику хочется думать о Варламове.
https://youtube.com/watch?v=7N5_LNW5ADQ
Кульминация и развязка
На протяжении повести Чехова «Степь» несколько раз упоминается Варламов — богатый помещик, известный на всю округу. Именно в составе его обоза ехали Егорушка, Пантелей и другие мужики. Приехав в город, мальчик и его спутники наконец увидели купца. Он показался ребёнку значительным и важным, таким же, каким выглядел Кузьмичёв на фоне Моисея Моисеича.
В дороге мальчик сильно заболел, и в городе отец Христофор начал заниматься его лечением. Иван Иванович Кузьмичёв из-за этого сердился, и к его недовольству добавлялось сожаление о шерсти, проданной ещё дома слишком дёшево. Однако в городе они сбыли товар с выгодой, и теперь Кузьмичёв думал только о деньгах. Деловая хватка и практичность отличают его от о. Христофора, в котором сочетается несколько качеств:
- отеческая нежность по отношению к Егорушке;
- любовь к жизни;
- умеренный практицизм;
- духовные устремления;
- способность сохранять мир в душе.
В городе Егорушку оставляют у Настасьи Петровны Тоскуновой. Это пожилая подруга матери мальчика. Она живёт на съёмной квартире, где много цветов и икон, а собственный дом женщина «отписала» зятю. Кузьмичёв договаривается с Настасьей Петровной о том, что будет платить за содержание Егорушки по 10 рублей в месяц.
https://youtube.com/watch?v=zy4GLirkYfA
«Степь» Чехова: краткое содержание
Характеристика персонажей
Главный герой – девятилетний мальчик по имени Егорушка – прощается с родной деревней и по настоянию матери Ольги Ивановны отправляется в большой город учиться в гимназию. Ольга Ивановна – вдова коллежского секретаря – вверяет своего сына брату Ивану Ивановичу Кузьмичеву, который едет по купеческим делам в сторону города. Перед отъездом Егорушка горько плачет, ему не хочется ехать в чужой незнакомый город к чужим людям, бросать маменьку и родные места. Его пугают угрюмые темные обозы и бесконечная степь, которая затянула весь горизонт, и нет ей ни конца, ни края.
Егорушку сопровождает его родной дядя Иван Иванович Кузьмичев, купец, занимающейся продажей шерсти. Главное для Кузьмичева выгода, заработок. Именно поэтому он недоволен тем, что в пути нужно возиться с мальчишкой, который тормозит передвижение. Брат ругается на Ольгу Ивановну, вздумавшую отправить сына в гимназию. Он считает, что образование – пустая блажь, лишняя трата денег и времени, которое можно было употребить на обучение какому-то действительно полезному ремеслу.
Второй провожатый Егорушки – партнер Кузьмичева отец Христофор Сирийский, человек мягкий, легкомысленный. Для него продолжительное путешествие по степи представляет, скорее, не денежный интерес, а познавательный, ведь за это время можно познакомиться с огромным количеством людей. Взгляды на образование Христофора прямо противоположны кузьмичевским. Он, напротив, считает, что всякое учение – свет. В Егорушкины годы, вспоминает Христофор, он уже умел читать по латыни и слагать стихи.
За время пути Егорушка знакомится с множеством новых людей. Это, например, владелец постоялого двора еврей Моисей Моисеевич с братом Соломоном. Моисей – человек «маленький», привыкший перед всеми лебезить и заискивать, купцы Кузьмичев и Христофор для него настоящие господа, поэтому он пляшет даже перед маленьким Егором, угощает его пряником, обделив собственного сына.
На постоялом дворе Моисея Моисеевича Егорушка встречается с графиней Драницкой. Красивее существа мальчик не видел за всю свою жизнь. От дяди Егорушка узнает, что ее обирает какой-то поляк Казимир Михайлыч. Мальчик злится на подлого Казимира и даже немного на дядю, который называет графиню «красивой, но глупой бабой».
Уехав с постоялого двора, наши путешественники пристают к обозу. Там Егорушка знакомится с работниками – молодым скучающим Дымовым, обозленным на жизнь и людей, простым беззастенчивым мужиком Кирюхой, бывшим работником фабрики Васей, певцом Емельяном, потерявшим голос после болезни. Во время продолжительных полуночных разговоров у костра Егорушка узнает многое о жизни других людей, мальчику становится жутко – какая же огромная она эта Россия, Родина.
После долгого степного путешествия Егорушка, Кузьмичев и Христофор, наконец, приезжают в квартиру Настасьи Петровны Тоскуновой, подруги Ольги Ивановны. Женщина согласилась приютить маленького гимназиста. Провожатые говорят мальчику напутственные слова, дают по гривеннику и уезжают.
Оставшись один, Егорушка горько плачет. Ему жаль прощаться с добрым стариком Христофором, которого, ему кажется, он больше не увидит, ему страшно вступать в новую неведомую жизнь. Что она приготовила, кто ответит?
Главная идея произведения
В повести «Степь» Чехов затрагивает ряд актуальным вопросов. Он рассуждает о пользе образования (спор Кузьмичева и Христофора), живописует тяжелый человеческий труд на степном обозе, отсылая читателя к извечному некрасовскому «Кому на Руси жить хорошо?»
На примере образа еврея Моисея Моисеевича автор обращается к популярному литературному образу «маленького человека», забитого, вынужденного пресмыкаться перед другими, более сильными, богатыми. Причем понятие «маленького человека» довольно относительное. Так, дядя Егорушки Иван Иванович для еврея Моисея – «большой человек», но для богатого купца Варламова уже Кузьмичев становится «маленьким».
Немаловажную идейную роль носит образ степи, который в описаниях Чехова приобретает характер живого организма. У Чехова степь разная: с одной стороны она навевает тоску и одиночество, с другой – является воплощением девственной красоты, символизирует волнующие перемены и новую жизнь. На примере маленького Егорушки, которого пугает огромная незнакомая степь, автор показывает конфликт мира и человека. Последний горько страдает из-за того, что зачастую не может жить в гармонии с миром. Кто-то находит баланс между материальным и духовным, как, например, старик Христофор, кто-то зацикливается исключительно на сфере материального, как дядя Кузьмичев. Обретет ли гармонию Егорушка, пока что не известно, ведь его степь только начинается.
Вариант 2
Повесть “Степь” Антона Чехова – это история о жизни и смерти маленького мальчика, который погибает в степи. Главный герой – Иван Иванович – отправляется вместе со своей семьей в деревню, чтобы провести лето на природе. Однако, во время поездки, мальчик заболевает и умирает. Чехов описывает жизнь в степи, ее красоту и жестокость, а также показывает, как люди могут быть безразличными к смерти других.
Одной из главных тем повести является тема смерти. Чехов показывает, что смерть может прийти в любой момент и что жизнь – это бесконечный цикл рождения и смерти. Он также показывает, как люди могут быть безразличными к смерти других, даже если они находятся рядом. Например, когда мальчик умирает, его мать и отец не проявляют особой эмоциональной реакции, что показывает, как люди могут быть оторванными от реальности.
В повести Чехов использует множество символов, которые помогают читателю понять глубинный смысл произведения. Например, степь символизирует жизнь, которая может быть красивой и жестокой одновременно. Мальчик, который умирает в степи, символизирует невинность и бессилие перед смертью. Кроме того, Чехов использует символику цветов, чтобы передать настроение и эмоции героев. Например, когда мальчик умирает, Чехов описывает, как цветы на его гробу увядают, что символизирует уход жизни.
В повести Чехов использует множество литературных приемов, чтобы передать настроение и эмоции героев. Он использует повествование от первого лица, чтобы показать, как Иван Иванович видит мир вокруг себя. Он также использует множество описаний природы, чтобы передать красоту и жестокость степи. Например, когда мальчик умирает, Чехов описывает, как ветер колышет траву, что символизирует бесконечность жизни.
Одним из главных героев повести является степь. Чехов описывает ее красоту и жестокость, показывая, как жизнь может быть красивой и жестокой одновременно. Он описывает, как в степи живут люди, которые вынуждены бороться за выживание, и как они могут быть безразличными к смерти других. Кроме того, Чехов показывает, как степь может быть опасной и как люди могут быть бессильными перед ее силой.
В повести Чехов описывает жизнь в деревне, показывая, как люди живут и работают на природе. Он описывает, как люди вынуждены бороться за выживание, и как они могут быть безразличными к смерти других. Кроме того, Чехов показывает, как люди могут быть жестокими и эгоистичными, даже если они находятся в близком кругу.
В целом, повесть “Степь” Антона Чехова – это глубокое и трогательное произведение, которое показывает, как жизнь может быть красивой и жестокой одновременно. Чехов использует множество символов и литературных приемов, чтобы передать настроение и эмоции героев, а также показать, что смерть – это неизбежная часть жизни. Он описывает жизнь в степи и деревне, показывая, как люди вынуждены бороться за выживание и как они могут быть безразличными к смерти других.
Анализ повести Чехова «Степь»: особенности авторского стиля
Описание стилистики повести
Одной из основных черт поэтики Чехова в повести «Степь» является описание мелочей, предметов и мельчайших деталей окружающего мира
Автор уделяет большое внимание описанию природы и ее изменениям, таким как смена времен года или изменение погоды
Особенности языка
Автор придает большое значение диалогам и монологам персонажей. Язык повести отличается простотой, конкретностью и точностью в описании событий и переживаний героев. Однако Чехов также использует различные литературные приемы, такие как эпитеты, антитезы, метафоры и сравнения, чтобы более точно передать образ мира и чувств героев.
Цветовая гамма
Один из важных элементов стилистики повести Чехова – цветовое описание природы и окружающего мира. Оттенки цвета могут отражать состояние героев и их настроение. Например, яркая золотистая листва описывается в моменты радости и счастья героев, тогда как холодные серые и синие цвета соответствуют моментам грусти, разочарования или тревоги.
Использование символики
Чехов использует символы и метафоры, чтобы усилить эффект повести и подчеркнуть ее главную тему – тяготение к простоте и естественности. Например, вся повесть строится вокруг образа беспомощной молодой женщины на просторах степи, которая символизирует отчаяние и беспомощность героев в общественной и экономической среде своего времени.
Выдающий русский писатель
«Степь» Чехова в кратком содержании позволяет в полной мере составить представление о раннем этапе творчества отечественного прозаика. Сам автор появился на свет 1860 году в Ростовской области. Он родился в городе Таганроге. Им было написано огромное количество произведений. Многие из них — совсем небольшие по формату, зато они наполнены глубоким смыслом. Это рассказы, повести и пьесы. На сегодняшний день Антон Павлович Чехов считается одним из величайших российских писателей не только в нашей стране, но и во всем мире.
Примечательно, что писательскую карьеру Чехов успевал совмещать с врачебной практикой. Лечением людей он занимался практически всю свою жизнь, порой, считая себя, в первую очередь, врачом, а не писателем. Известно его знаменитое выражение о том, что медицину он считает своей законной супругой, а вот литература для него только любовница. Но от связи с ней он не в состоянии отказаться.
Его по праву называют новатором в литературе. В своих произведениях он часто использовал неожиданные ходы. Его творчество оказало значительное влияние на будущее развитие литературы. Новаторские ходы можно встретить как раз в повести «Степь» Чехова. Краткое содержание позволит узнать о них больше.
Отец Христофор
Мальчик расстроен своим отъездом, с опаской ждет того, с чем встретится в новом большом и незнакомом городе. Священник пытается его поддержать всяческими способами. Он начинает ему рассказывать про свою молодость и учебу. Оказывается, что он был весьма образованным человеком, которому прочили большое будущее. У него была превосходная память, он блестяще знал историю, географию, арифметику, несколько иностранных языков.
Но родители не поддержали его в желании продолжать обучение и поступать в университет. Ему пришлось довольствоваться карьерой священника. Егорушке же выпадает отличный шанс реализовать все, о чем он мечтает.
Правда, с ним не согласен Кузьмичев. Он считает, что отдать Егорушку в гимназию в большом городе — не более, чем прихоть его сестры. Он уверен, что племянник способен и дома обучиться всему необходимому.
Описание степи
Чехов с теплотой и сердечностью относится к природе, он инстинктивно понимает её язык. Можно с уверенностью сказать, степь – один из главных персонажей произведения. И, как всякий «персонаж», она живёт собственной жизнью, имеет свои черты и характеристики.
Степь представлена в разное время суток: утром, в полдень, на закате, ночью. Для их описания Чехов находит свои краски, ароматы и звуки. Меняется и настроение этого необъятного пространства: в знойный полдень степь тоскует, на рассвете – ликует и смеётся, исполненная жизненных сил и красоты, на закате затихает, во всём наступает умиротворение и покой.
Мастерство Чехова в изображении степи поистине уникально. Любое явление природы воспринимается им как живое, а не фантастическое лицо. Так, голос поющей женщины рождает вопрос: действительно ли поёт она? В реальности оказывается, что песня исходит не только от неё, но и от травы.
Автор не просто перечисляет населяющий эти места пернатый мир, он даёт птицам точные характеристики с точки зрения эмоционально-психологической: хохочет сова, плачут чибисы, пищат бекасы, играют на своих скрипках кузнечики. Так рождается неповторимый образ степи.
Равнинная местность практически безлюдна. Но у неё есть свои охранители – пастухи, которые, помимо своих прямых обязанностей, защищают этот первородный мир.
Степь существует не сама по себе, она чаще всего оказывает благотворное влияние на человека. Босыми больными ногами идёт по степи Пантелей, земля дарит ему физическое облегчение. Для божьего человека Васи степь полна жизни и содержания, это его родная стихия. Дымова тишина и покой в степи уравновешивают.
Цвета чеховской степи
Номер главы цвета
VIII всего итого белый 6 1 1 1 1 6 3 2 21 21 красный кумачовый багряный багровый 4
1
1 7
36 черный 3 2 9 5 2 7 28 28 ярко-желтый желтый 2
2 2
2 4 рыжий 1 1 3 1 3 9 9 бледно-зеленый буро-зеленый зеленый бурый
17 синий голубой сизый 1
1 1 6
9 серый пепельно-седой седой 1
1 1 1 10
13 розовый лиловый
10 11 прозрачный 1 1 1 3 3 карие 1 1 1 золотой 1 1 1 3 3 русый 3 3 3 коричневый 1 1 1
Состояние и настроение природы в произведении Чехова «Степь» очень ёмко и точно передают различные цвета, используемые писателем.
Тщательно изучив и проанализировав текст повести, я составила таблицу, отражающую всю палитру красок чеховской степи. Рассмотрим таблицу на стр. 10.
Если бы мы попытались, используя краски, изобразить чеховскую степь, то на картине в первую очередь заиграли бы ярко-желтый, лиловый, буро-зеленый цвета.
Поскольку степь мы видим чаще всего глазами Егорушки, возникает ассоциация, что Чехов как бы позволил ребенку взять набор цветных карандашей и нарисовать степь во всей её разнообразной изменчивой живой красоте. Степь утром, в полдень, в сумерки, ночью, степь, залитая солнцем, и степь во время грозы открывает перед ребёнком (и соответственно перед нами) всё новые красоты. Нам близки, описания данные «в духе» ребёнка, в соответствии с его наивным детским опытом и конкретным, чувственным детским восприятием: «Чернота в небе открыла рот и дыхнула белым огнём» (гл. VII).
Интересно в подтексте читается черный цвет. Егорушке в ночной степи порой чудятся то «силуэт, похожий на монаха», то фигура, вызывающая опасения: «Не разбойник ли это?». Но оказывалось, что это — «одинокий куст или большой камень» (гл. IV).
Мир ребенка цветист и разнообразен. Мы это ощущаем на протяжении всей повести. Описание, взятое из I главы, включающее девять цветовых пятен, завораживает своей красотой. «За острогом промелькнули черные закопченные кузницы, за ними зеленое кладбище из-за ограды весело выглядывали белые кресты и памятники, которые прячутся в зелени вишневых деревьев и издали кажутся белыми пятнами. Егорушка вспомнил, что, когда цветет вишня, эти белые пятна мешаются с вишневыми цветами в белое море; а когда она спеет, белые памятники и кресты бывают усыпаны багряными, как кровь точками».
Глазами автора мы видим другую степь: «Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы» (гл. I).
«Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо которое кажется страшно глубоким и прозрачным» (гл. I).
«Егорушка нехотя глядел вперед на лиловую даль»(гл. I).
Белый цвет, главенствующий в детском восприятии (см. таблицу: всего встречается 21 раз). Но на смену ему приходят другие цвета: лиловый (всего 10 раз), буро-зеленый (1 раз), ярко–желтый (2 раза). Невольно приходишь к выводу , что цветовое восприятие мира (в нашем случае степи) у ребенка совсем иное, чем у взрослого человека.
Считаю необходимым сослаться в своей работе на статью Г. И. Тамарли «Чехов и живопись». Анализируя цветовые эпитеты повести, она указывает, что в описании степи доминируют желто-коричневые, временами лиловые тона, а образ Егорушки отмечен красным цветом («кумачовая рубаха», «красный цвет рубахи»). Это сочетание соответствует цветовой гамме, характерной для русских икон, изображавших Георгия Победоносца. Для русского простонародья Георгий Победоносец — это образ защитника, заступника, победителя темных сил. Егорушка, несмотря на свой юный возраст, не может мириться с жизненным злом, к которому привыкли окружающие. Недаром он один встает на защиту безвинно обиженного Емельяна. Тамарли задаётся вопросом: «Не содержит ли образ Егорушки в подтекстовом звучании надежду автора на юное поколение, пока еще слабое, но уже неравнодушное?»
«Степь», таким образом, не просто рассказ о впечатлениях мальчика, покинувшего родной дом и впервые познакомившегося с огромным человеческим миром. Это в то же время повествование о становлении души одного из будущих народных заступников, которому, вполне вероятно, придется вступить в борьбу с силами зла и тьмы, чтобы преобразовать к лучшему земную жизнь.
Глава 6. У костра
К вечеру отправились в дорогу. Егорушка смотрел, как на небе появляются звезды, и думал о бабушке. Ему казалось, что сам он никогда не умрет. А Пантелей все продолжал свой бесконечный рассказ.
К полуночи разожгли костер. Пока варили кашу, завели разговор об убитом недалеко от этого места купце. Тему продолжил Пантелей, который, если верить его словам, однажды сам едва не стал жертвой разбойников. И хотя в рассказе чувствовалось много вымысла, Егорушка слушал его, затаив дыхание.
Позже к костру подошел незнакомец. Его молодая жена уехала к матери, а он в ее ожидании не знал, куда себя деть. Счастливый вид мужчины вызвал у всех грусть. Егорушку снова охватила скука, и он взобрался на свой воз.
Проснувшись, мальчик увидел наконец Варламова, которого все искали в степи. Это был низкорослый человек на некрасивой лошади. Поговорив с возчиками и обругав своего верхового, он умчался по дороге. Такими были два дня из новой жизни Егорушки. Однако этим не заканчивается краткое содержание. «Степь» Чехова продолжается седьмой главой.
Образы и темы
Образ степи, созданный Чеховым, великолепен и многогранен. Он объединяет в себе множество смыслов, среди которых человек кажется песчинкой. Обыватель теряется и не сразу понимает, к чему стремиться в этом мире, как найти себя, по какому пути следовать.
Образ ветра совсем другой. Силы стихии вселяют ужас, ввергают в неизвестность и заставляют почувствовать внутреннее напряжение. Вселенский хаос приводит к тому, что человек зачастую теряет своё «я». Со степным пространством неотделимо связаны трагизм и одиночество. Их символ — тополь, будет один всю свою жизнь.
В повести «Степь» Чехов затрагивает несколько тем. Они располагаются не в строгом порядке, а вытекают одна из другой и переплетаются, образуя основную идею, которая заключается во взаимоотношениях природы и человека. Иногда это сбивает с толку учеников, получающих задание написать изложение по главам. Составляющие, из которых складывается главная идея произведения:
- любовь к родине;
- жизнь и смерть;
- поиск своего предназначения;
- одиночество человека во Вселенной и в мире;
- свобода личности;
- сострадание к другим людям и природе.
Глава 8. Конец пути
Наконец въехали на большое подворье, и мальчик услышал голос Дениса. Отец Христофор растер больного Егорушку, затем укрыл одеялом и тулупом. Из разговора взрослых мальчик понял, что сделка с шерстью удалась.
Наутро герой чувствовал себя здоровым. А после завтрака разыскали Н. П. Тоскунову, подругу матери. Иван Иваныч договорился с ней насчет проживания, устроил племянника в гимназию и уже на следующий день вместе с отцом Христофором и Дениской отправился домой. Егорушка же с тоской и слезами приветствовал жизнь в чужом доме.
Так заканчивает А. П. Чехов «Степь». Краткое содержание по главам позволило передать только ключевые моменты повести.
Антона Павловича Чехова по праву называют художником жизни. Он создал формы произведений, новые по содержанию и глубине проникновения в душу человека. Главной отличительной чертой его творчества является любовь к жизни. Он не учит, не проповедует, а просто и лаконично рассказывает о людях, независимо от их сословной и профессиональной принадлежности. Вечная потребность счастья – одно из самых высоких стремлений писателя. «Делайте добро!» – восклицает он.
Во второй половине 80-х годов Чехов уходит из журнала «Осколки» в «Новое время» А.С. Суворина. Печатает лучшие из ранних рассказов, которые впоследствии вошли в его литературные сборники. Один из них, «В сумерках», в 1888 году был удостоен Пушкинской премии.
В этом же году написана повесть «Степь». Автор посылает её в солидный журнал «Северный вестник». Путь писателя к успеху длился семь лет, и повесть «Степь» открыла Чехову дорогу в «большую» литературу. Описание поездки Егорушки вместе с дядей и отцом Христофором даёт возможность познакомиться с простыми русскими людьми, и публика того времени оценила «народность» и живость произведения чрезвычайно высоко.
«Степь» как бы выплыла из глубины детства. Сокровенной мечтой Чехова была мысль о том, чтобы показать девятилетнему мальчику его суровую, прекрасную родину.