А.платонов «песчаная учительница»: краткое содержание, главные герои, проблемы, отзывы

Песчаная учительница аргументы про природу. песчаная учительница. сюжетная линия рассказа

Краткое содержание Платонов — Песчаная учительница

Счастливое детство Марии Никифоровны прошло в родном доме. Ее отец был учителем и любим способом хотел сделать свою дочь счастливой. Повзрослев Мария выучилась на педагога и окончательно вступила в зрелую жизнь. Она становится учительницей в деревне Хошутово. Рядом с деревней находится среднеазиатская пустыня. Единственной задачей жителей деревни была борьба против бесконечных песков пустыни.

Все земли деревни покрывались песком, еще больше усложнив задачу жителей. Из-за этой проблемы никто из детей не имеет желание приходить в школу и учиться. Мария Никифоровна все силы вкладывает в борьбу против песков. Она просит помощь у агрономов. Ей отказываются помочь. Взамен дают специальную литературу, в которой написано о способах борьбы против пустыни. Она решает самостоятельно справиться с задачей. Изучает много книг на эту тему и организует посадки зеленых растений и сосновый питомник. Эти шаги заметно улучшают состояние деревни и заставляют жителей посмотреть на юную учительницу иными глазами.

Школы уже наполнены учениками разных возрастов, желающих учиться. Это действие шагов учительницы скоро теряет свое воздействие. Через некоторое время ситуация меняется. В деревню переселяются кочевники. Их действия стали сокрушительными для деревни. Они уничтожили всю зелень и полностью исчерпали воду в колодцах. Мария готова на любые шаги, только сохранить результат своих трудов. Она решает пойти к вождю племени и попросить его перестать рушить и уничтожать деревню, не уничтожать зеленые посадки древни и не использовать слишком много воды впустую. Вождь просит учительницу научить жителей села Сафута жить как жители Хошутово.

Учительница соглашается обучить их вырастить зелень у себя в деревне. Она решает себя полностью посвятить делу и избавить жителей обеих деревень от песков. Мария обещает всем жителям деревень вырастить настоящий лес на месте пустыни.

2 вариант

А. Платонов – знаменитый русский писатель, который за свою жизнь написал немало знаменательных историй. Его книги могут подойти как детям, так и взрослым. Творения автора, не раз переводили на иностранные языки и даже там они становились популярны и быстро раскупаемые. Его истории, всегда наполнены глубоким смыслом, и ведут людей к саморазвитию. Одно из таких произведений Платонова является «Песчаная учительница», героиня которого, пожертвовав собой, смогла спасти целый народ.

Действия произведения Андрея Платонова «Песчаная учительница» происходят в безжизненной и сухой пустыни, посреди которой находиться небольшое село Хомутова в 1920 годах.

Главным смыслом всего творения, это знания, которые по сей день являются неотъемлемой частью нашего мира и нашего народа.

Главная героиня рассказа «Песчаная учительница» преподавательница Мария Нарышкина, которая являться неким вестником знаний и несет учения обычным крестьянам и бедным детям. Там где она жила были важны знания не об истории или химии, а главное было знать как в этой ужасной пустыни вырастить растения, оплодотворять их и собирать урожай.

В произведении «Песчаная учительница» вы не увидите долгих описаний окружающей среды, природы которой там и нет, домишек небольшого села и многого другого. Также тут мало разговоров и речей, люди предпочитают просто помолчать и экономить свои силы для работы в жаркой пустыне. Описание окружения краткое и скудное. Даже история учительницы Марии, как долго она решалась и в конце концов взяла и уехала в настоящее захолустье, все ради того чтобы обучать бедных кочевников, в рассказе описано в пару предложений.

Но наравне с действиями Платонов, также уделял большое количество времени в произведении именно чувствам и эмоциям героев. Именно они лучше все описывают состояния бедных горожан в этом жарком безлюдье. В этой жаре, вся жизнь идет вокруг одной стихии – воды.

Также кроме просветления и знания, ключевым тут являться также взаимопонимание и поддержка людей друг друга. Например можно вспомнить нашу учительницу Марию Нарышкину, которая после того как на бедную деревню напали кочевники, решилась отправиться к их вождю и разрешить с ним этот конфликт. Героиня подошла к нему, и выказала все претензии, проблемы и объяснила, почему им не стоит нападать и на так бедную деревню. Казалось бы, любой вождь рассвирепел от такой наглости, но он, выслушал ее и проникся к девушке всем сердцем.

Но, несмотря на все плюсы, все, же остается главная проблема это не только бедность жителей в плане знаний, так и, то, что они еле выживают в этих ужасных условиях. Ведь как можно тянуться к знаниям, если ты едва можешь выжить в таком аду? Поэтому, в конце концов, после беседы, вождь предлагает учительнице присоединиться к ним и обучать нужными знаниями его людей. Он говорил Марии, что его людям тоже нужна помощь: как ухаживать за растениями, выращивать плоды.

Также еще одной темой являться самопожертвование ради целого народа. Мария довольно долго думала, есть ли смысл сгубить свою молодость, свою жизнь в сухой пустыни, но с другой стороны понимала, что она сможет, спасти не только кочевников своими знаниями, а также сберечь другие деревня от набегов и грабежей. Поэтому поразмыслив, она уезжает прочь к кочевникам.

Сюжетная линия рассказа

«Песчаная учительница», краткое содержание которой мы предоставляем, переносит читателя в среднеазиатскую пустыню. Думаете, случайно? Западноевропейские специалисты считают, что в условиях пустыни раскрываются самые сильные черты человека. Библейское предание твердит, что Христос скитался по пустыне 40 дней, ничего не ел, не пил, укреплял свой дух.

У Марии Нарышкиной было прекрасное детство с чудесными родителями. Её отец был очень мудрым человеком. Работая учителем, много сделал для становления дочери. Потом Мария училась на педагогигеских курсах в Астрахани. После окончания её отправляют в отдалённую деревню Хошутово, что возле самой пустыни в Средней Азии. Пески очень усложняли жизнь местных жителей. Они не могли заниматься земледелием, уже опустили руки и забросили все начинания. Даже в школу ходить никто не хотел.

Энергичная учительница не опустила руки, а организовала настоящий бой со стихией. Посоветовавшись с агрономами в райцентре, Мария Никифоровна организовала посадку шелюги и сосны. Эти действия заставили пустыню быть приветливее. Жители зауважали Марию, в школу приходили ученики. Только скоро чудо закончилось.

Вскоре деревня подверглась набегу кочевников. Насаждения они уничтожили, воду из колодцев использовали. Учительница пытается договориться с вождём кочевников. Тот просит Марию научить лесному делу жителей соседнего села. Учительница соглашается и решает посвятить себя спасению сёл от песков. Она подбадривает жителей и верит, что когда-нибудь здесь будут красоваться лесные насаждения.

Художественное своеобразие

В рассказе противопоставлены мёртвость среднеазиатской пустыни и живость самой героини и её идеи озеленения, «искусство превращать пустыню в живую землю». Мёртвое передаётся метафорическими эпитетами и метафорами безлюдные пески, песчаные зыбкие могилы, горячий ветер для умерших детей, степь вымогла из себя, степь давно умерла, полумёртвое деревцо.

В кульминационный момент принятия решения Мария Нарышкина видит свою молодость погребённой в песчаной пустыне, а саму себя — умершей в шелюговом кустарнике. Но эту мёртвую картину она заменяет картиной живой, представляет себя старушкой, едущей по лесной дороге из бывшей пустыни.

Пейзажи в рассказе составляют важную часть идеи, реализуя антитезу живого и мёртвого.

Небольшой рассказ полон афоризмов: «Когда-нибудь молодость не будет беззащитной», «Кто-нибудь умирает и ругается», «Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник».

  • «На заре туманной юности», краткое содержание по главам рассказа Платонова

  • «Возвращение», анализ рассказа Платонова

  • «В прекрасном и яростном мире», анализ рассказа Платонова

  • «Никита», анализ рассказа Платонова

  • «Сокровенный человек», анализ повести Платонова

  • «Усомнившийся Макар», краткое содержание рассказа Платонова

  • «Усомнившийся Макар», анализ рассказа Платонова

  • «Чевенгур», анализ романа Платонова

  • «Котлован», анализ повести Платонова

  • «Фро», анализ рассказа Платонова

  • «Корова», анализ рассказа Платонова

  • «Юшка», анализ рассказа Платонова

  • «Маленький солдат», анализ рассказа Платонова

  • «Третий сын», анализ рассказа Платонова

  • «Чевенгур», краткое содержание по главам романа Платонова

По произведению: «Песчаная учительница»

По писателю: Платонов Андрей Платонович

Несколько интересных сочинений

  • История создания рассказа Господин из Сан-Франциско Бунина

    История написания произведения была рассказана самим автором одном из его очерков. О работе над ним упоминается также в его дневнике.

  • Образ и Характеристика Манилова в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

    Огромное значение в произведении писатель выделяет образу помещиков и дворянин. Манилов – человек знатный. Сначала вроде думаешь, что он милый и хороший человек, затем

  • Анализ произведения Флобера Госпожа Бовари сочинение

    Известное произведение Флобера «Госпожа Бовари» относится к психологической драме, в которой изображается жизнь французской провинции 20 столетия. Сама идея, для написания такого романа

Лев Николаевич Толстой написал очень мудрые слова в свое время, по сей день, его высказывания очень актуальны. И не один Лев Толстой утверждал, что необходимо знать слово, многие другие писатели говорили тоже самое

Образ и характеристика Лары в Докторе Живаго Пастернака сочинение

В романе Пастернака «Доктор Живаго» происходит постоянное сплетение и столкновение людских жизней на фоне революции. Возможно, в обычной, спокойной и мирной жизни эти люди не встретились бы никогда

Рассказ «Песчаная учительница» был написан Платоновым в 1926 г. и напечатан в сборнике «Епифанские шлюзы» (1927), а также в газете «Литературные среды» №21 за 1927 г. Прототипом Марии Нарышкиной стала жена Платонова Мария Кашинцева. В 1921 г. невеста Платонова ликвидировала безграмотность в селе за 60 км от Воронежа, убегая от отношений со своим будущим мужем.

В 1931 г. по рассказу был создан фильм «Айна».

Путешествие в деревню

Мария Нарышкина росла в обычной семье. Ее отец работал учителем математики и мечтал из дочери сделать педагога, поэтому девушку отдали на курсы в 16 лет. Она успешно их закончила и отправилась работать в деревню Хошутово.

Рядом с населенным пунктом была астраханская пустыня. Это место малопригодно для жизни, и многие люди умирали от голода. Первую бурю Мария увидела, когда они только ехали в деревню. У людей уходило много сил на борьбу со стихией.

Дорога заняла трое суток. Когда Мария приехала, то увидела деревню в песке. Ей выделили комнату при школе. Из-за сурового климата дети не всегда ходили на уроки. Но когда приходили, то с интересом слушали учительницу. Зимой стало сложно, так как люди испытывали голод. Двое учеников умерло перед Новым Годом.

У Марии Никифоровны опускались руки. Она не знала, как учить голодных и больных детей. С крестьянами она не общалась. Тогда ей пришла в голову мысль — нужно бороться с песком. Для этого она обратилась в отдел народного образования, но безуспешно. Ей не выделили преподавателя, но дали специальную литературу.

Нарышкина изучила книги и начала уговаривать крестьян на ряд действий:

  • месяц весной и столько же осенью выделяется под общественные работы;
  • нужно везде рассаживать кустарник шелюгу;
  • растение позволит защищать урожай и орошать огороды.

На все ушло год, и постепенно деревня преобразилась. Позже учительнице удалось добыть саженцы сосен, которые лучше защищали от песка.

2 вариант

Произведение представляет собой одно из первых сочинений писателя, относящихся к художественной прозе, выражающей авторскую творческую яркую и необычную индивидуальность.

Главной героиней рассказа является молодая женщина Нарышкина Мария, представленная писателем в образе двадцатилетней девушки, закончившей Астраханские курсы педагогов и назначенной педагогом для обучения детей в дальнем районе, в селе Хошутово, расположенной в районе среднеазиатских пустынных территорий.

Работа молодой учительницы начинается в трудных условиях, поскольку село ощущает тотальный дефицит водного баланса, необходимого для питья и полива, и постоянно оказывается атакованным песчаными бурями, следствием которых становится нищета деревни, а также невозможность детей посещать занятия, в том числе и в зимний период из-за снежных ураганов и отсутствия необходимой теплой одежды и обуви.

Отличаясь мужественной и активной натурой, Мария решает организовать с помощью местного населения работу по превращению пустынных мест в живые территории. При этом, не получив поддержки от собственного руководства, девушка полагается исключительно на собственные силы и имеющиеся знания, которые помогают ей в налаживании общественных работ по высадке зеленых кустарников в виде шелюги, а также сосновых питомников, способных стать защитой при песчаных бурях, задерживая песок, и сберегающих снежную влагу и преграждающих движение горячего ветра.

Спустя несколько лет после начала борьбы с пустыней под руководством Марии Нарышкиной село преображается в живой, зеленеющий поселок, при этом крестьяне, используя прутья разросшихся кустарников, имеют дополнительный заработок от продажи плетеных корзинок, мебели, ящичков.

Однако вскоре весь труд односельчан оказывается уничтоженным кочевниками, прошедшими через поселок. Мария не отчаивается и призывает местных жителей возобновить прежнюю работу по высадке зеленых растений, а сама лично посещает предводителя кочевого племени с просьбой оградить их родное село в будущем от подобных набегов. Беседа двух думающих людей приводит к положительному результату, а глава кочевников проникается симпатией к активной, молодой и неравнодушной женщине.

Через некоторое время Марию переводят на работу в дальнюю деревню, в которой располагаются кочевники, решившие вести оседлую жизнь, где девушка продолжает начатое ей дело в форме образования местного населения, а также обучения культуре жизни в условиях песчаных мест. Девушка немного тоскует об отсутствии собственной личной жизни, которой она жертвует ради общественного блага.

Рассказ «Песчаная учительница» отличается отображением в повествовательном содержании многочисленной проблематики в виде раскрытия роли педагога в человеческой жизни, изображения сильных черт характера борца с природными стихиями, а также вопросы нравственного выбора человека, поставившего целью своей собственной судьбы искреннее служение людям.

Темы, проблемы и ценности, затронутые автором

Главные герои «Песчаной учительницы» послужили Платонову для передачи главной идеи — ценность знаний для селян и целых наций. Мария с гордостью несёт свою главную миссию — давать знания. Для жителей села Хошутово самым важным было сажать растения, укрепляя почву и создавая лесополосы.

Герои рассказа почти не общаются, такой стиль повествования можно назвать репортажным. Автор только повествует и описывает действия. Чувства героев переданы Платоновым очень эмоционально. В рассказе много метафор и красочных выражений.

Центральное место в книге уделяется теме культурного взаимообмена. Автор провозглашает особые ценности — дружественные отношения и нахождение общего языка с различными фигурами, даже с кочевниками.

Рассказ «Песчаная учительница» был написан Платоновым в 1926 г. и напечатан в сборнике «Епифанские шлюзы» (1927), а также в газете «Литературные среды» №21 за 1927 г. Прототипом Марии Нарышкиной стала жена Платонова Мария Кашинцева. В 1921 г. невеста Платонова ликвидировала безграмотность в селе за 60 км от Воронежа, убегая от отношений со своим будущим мужем.

В 1931 г. по рассказу был создан фильм «Айна».

Герои и образы

Главная героиня – Мария Нарышкина, которая описана во втором же предложении в мужском роде: «Это был молодой здоровый человек». Во внешности героини подчёркивается сходство с юношей, сильные мускулы и твёрдые ноги. То есть героиня сильна и вынослива. Автор словно специально готовит её к физическим испытаниям.

Душевные страдания Мария переживает во время учёбы на педагогических курсах, с 16 по 20 лет, когда в её жизни случились «и любовь, и жажда самоубийства». Эти потрясения подготовили её к самостоятельной жизни в дальнем селе на границе с пустыней. Уверенность в себе и спокойный характер воспитал отец, который не объяснял событий революции и гражданской войны.

Свою пустынную родину Мария тоже полюбила с детства, научилась видеть её поэзию, похожую на сказки «Тысячи и одной ночи»: загорелые купцы, караваны верблюдов, угадывающиеся далёкая Персия и плоскогорья Памира, откуда летел песок.

Впервые Мария столкнулась со стихией убивающей пустыни по дороге в Хошутово, пережив песчаную бурю. Силы пустыни не сломили молодую учительницу, как они сломили крестьян. Смерть от голода и болезней двух учеников из 20 заставила Нарышкину задуматься. Её «крепкая, весёлая и мужественная натура» нашла выход: она научилась песчаному делу сама и обучила других.

Для крестьян учительница стала почти богом. У неё появились даже «пророки новой веры» и много друзей.

Первая печаль в жизни учительницы была связана с крушением её новой веры в победу над стихией. Новая стихия – голод кочевых племён – тоже не сломила девушку. Она умеет объективно судить о людях. Мудрым оказывается и ответ вождя, и ответ завокроно, который сначала показался девушке неразумным.

Выбор Марии Нарышкиной ехать в ещё большую глушь – это не жертва, в результате которой Мария позволила похоронить себя в песках, а осознанная жизненная цель.Вождь кочевников в рассказе противопоставлен завокроно. Вождь мудр, он понимает безысходность борьбы кочевников с оседлыми русскими за траву. Завокроно сначала кажется Марии недалёким, но потом она улавливает его точный расчёт: когда кочевники перейдут на оседлый образ жизни, они перестанут уничтожать зелень в селах.

В рассказе показано, как миф и сказка формируют личность человека, а человек потом преображает пространство, превращая его в сказку. География, рассказ о далёких странах, была поэзией героини. Жажда покорения пространств, смешанная с любовью к родине, побудила Марию ехать в отдалённые селения, чтобы сделать былью миф о зелёных пространствах бывшей пустыни.

Проблематика рассказа А.П.Платонова «Песчаная учительница» (ЕГЭ по русскому)

Главная героиня рассказа – двадцатилетняя Мария Нарышкина – родом из глухого забросанного песками городка Астраханской губернии. Когда ей исполнилось 16 лет, отец-учитель отвёз её в Астрахань на педагогические курсы. А через 4 года курсистку Марию Никифоровну назначили учителем в дальний район – село Хошутово на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней.

Бедствием для села были песчаные бури. Силы крестьянина сломила борьба с пустыней. Крестьяне «заскорбели» от нищеты. Новая учительница расстраивалась из-за того, что дети ходили в школу неисправно, а зимой и вовсе переставали, потому что часто были снежные бури, а ребятам не во что было одеться, обуться, поэтому часто школа совсем пустовала. Хлеб заканчивался к концу зимы, дети худели и теряли интерес даже к сказкам.

К Новому году из 20 учеников умерли 2. Что делать в селе, обречённом на вымирание?

Но молодая учительница не сдалась, не впала в отчаяние. Она решила сделать главным предметом в школе обучение борьбе с песками, обучение искусству превращения пустыни в живую землю.

Мария Никифоровна съездила в окружной отдел народного образования за советом и помощью, но поняла, что надеяться нужно только на собственные силы. Она убедила крестьян в том, что нужно сажать кустарники, чтобы те задерживали пески. Сельчане ходили на общественные работы – месяц весной и месяц осенью. Спустя 2 года шелюговые посадки защитными полосами зеленели вокруг орошаемых огородов. Около школы посадили сосновый питомник, чтобы деревья берегли снежную влагу и хранили растения от истощения горячим ветром.

А их прутьев шелюги крестьяне стали плести корзинки, ящички, мебель, получая две тысячи рублей приработка.

На третий год пришла беда. Раз в 15 лет кочевники проходили через эти места с тысячью коней, через трое суток в селе ничего не осталось – ни шелюги, ни сосны, ни воды.

Но Мария Никифоровна уже обучила сельчан борьбе с песками, и после ухода кочевников они снова будут сажать шелюгу. А молодую учительницу заведующий окроно (окружного отдела народного образования) перевёл в село Сафуту, где жили осевшие кочевники, чтобы и их обучить культуре песков. Перед Марией Никифоровной встала проблема нравственного выбора. Она подумала: «Неужели молодость придётся похоронить в песчаной пустыне среди диких кочевников и умереть в шелюговом кустарнике, считая это полумёртвое деревцо в пустыне лучшим для себя памятником и высшей славой жизни?».

Ведь у неё не устроена личная жизнь, нет спутника жизни – мужа. Но она вспомнила свою беседу с вождём кочевников, сложную и глубокую жизнь племён пустыни, поняла всю безысходную судьбу двух народов, зажатых в барханы песков. Она согласилась ехать в Сафуту, шутливо сказав, что приедет в РОНО через 50 лет старушкой не по песку, а по лесной дороге. Удивлённый заведующий заметил, что Марии Никифоровне можно заведовать не только школой, но и целым народом.

1. Проблема человека и природы.

2.Проблема энтузиаста-одиночки, пытающегося противостоять природной стихии.

3. Проблема противостояния обстоятельствам.

4. Проблема счастья.

5. Проблема истинных ценностей.

6. Проблема служения людям

7. Проблема смысла жизни.

8. Проблема жизненного подвига.

9. Проблема мужества, стойкости, силы характера, целеустремлённости.

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ

ПЕСЧАНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА

ПЕСЧАНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА

    Рассказ «Песчаная учительница» (1926) написан художником слова, который, обретя житейскую и творческую зрелость, уже мог создать завершённый образный портрет юности. Лиризм повествования передаёт живые ощущения восхищения перед красотой юного возраста: «Прошло четыре года — самых неописуемых в жизни человека, когда лопаются почки в молодой груди и распускается женственность, сознание и рождается идея жизни».

    Самые яркие и светлые черты юности воплощены в образе Марии Никифоровны Нарышкиной. После окончания педагогических курсов она работает учительницей в школе «на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней». «Пустыня была её родиной, а география — поэзией», поэтому в 20 лет Маша полна желания и энтузиазма учительствовать среди песков «в селении в несколько десятков дворов», где «песок подходил к подоконникам домов, лежал буграми на дворах и точил дыхание людей». Здесь народ потерял смысл жизни от тщетной борьбы с песками, «силы пустыни сломали его», «часто школа совсем пустовала».

    Оптимизмом, максимализмом юности объясняется противостояние «крепкой, весёлой, мужественной натуры» Марии общему унынию существования среди «сухого томящего пространства». Героиня сталкивается с проблемами, актуальными для поколения молодых энтузиастов 1920—1930-х годов, сознание которых «расцвело в эпоху, когда социализм уже затвердел». Они дерзко вступают в прямую схватку с враждебными силами природы, царствующими в прекрасном и яростном мире. Автор «Эфирного тракта», «Лунной бомбы» как учёный-мелиоратор интересовался оживлением мёртвых песков, под которыми богатая жизнь.

    Показана проблема не покорения или уничтожения природы, а выживания в условиях «песчаной степи», подчиняющейся таинственным природным законам. Горячо ощущая сердцем «молчаливую бедность и смиренное отчаяние» людей, юная учительница поняла, что «в школе надо сделать главным предметом обучения борьбу с песками, обучение превращать пустыню в живую землю». Её труд заставил пустыню отступить. «Пустыня помалости зеленела и становилась приветливой».

    Но стихийность природы и устройство мира оказались более суровыми, чем представляет романтическая юность, в сознании которой «внешний мир сильно искажается, потому что на него глядят блестящими глазами». Тяжёлое испытание ждало Марию, когда, согласно кочевому циклу, в селение нагрянули стада скота и тысячи коней кочевников. И когда «всё обглодали, вытоптали и истребили кони и стада кочевников», молодая учительница, обладающая «мудростью жить в песчаной степи», снова проявляет выдержку, стойкость, веру и надежду.

    За три года, проведённые в борьбе с силами природы, она состоялась как личность. Поняла не по книгам сложность мироустройства. Высокие намерения и идеи, первоначально почерпнутые из литературы, позволили ей в действительности доказать, насколько ценно и значимо участие отдельного человека во всеобщем благородном деле. Выдержав первое суровое испытание в юности, Мария Никифоровна взвешенно и обдуманно выбирает цель: посвятить свою жизнь общественной задаче окультуривания природы, единения народов пустыни.

    Рассказ «Песчаная учительница» написан о неординарной личности, не растерявшей романтическую возвышенность чувств и идей в сложных обстоятельствах. Романтическим пафосом проникнуты описание и сцены борьбы, но написано произведение в реалистическом стиле. Автор объясняет волевой и твёрдый характер героини влиянием исторической эпохи, воспитанием отца-учителя, сформировавшимся высоким представлением о профессии учительницы — «великом значении будущей терпеливой деятельности».

    Кратко и содержательно выстраивая текст рассказа, прозаик оставляет финал открытым. «Говорящие» детали (разговор с умным кочевником, помощь учеников) оставляют надежду и оптимизм на счастливую судьбу героини. Это возможно благодаря разумному отношению к природному миру, объективному пониманию исторической ситуации, техническому прогрессу, в котором участвуют благоговеющие перед жизнью подвижники всеобщего дела. И личному её участию, ведь она поняла «сложную и глубокую жизнь племён пустыни, поняла всю безысходную судьбу двух народов…», что «…пустыня — будущий мир…».

1. Как изменилась Мария за время жизни в Хошутово?

2. Создайте типичный портрет сельской учительницы, отталкиваясь от рассказа А. Платонова и кинофильма «Сельская учительница».

3. Сравните образы и идейное содержание двух произведений — рассказа А. Платонова «Песчаная учительница» и Кобо Абэ «Женщина в песках».

4. Какие черты чеховской поэтики продолжает автор рассказа «Песчаная учительница»?

Литературное направление и жанр

Произведение относится к направлению реализма. Платонов во второй редакции работал как раз над реалистическим объяснением того, как в Хошутове появились русские. Он называет их переселенцами, предполагая, что они могли поселиться там в период столыпинской аграрной реформы. Платонов для реалистичности меняет интервал появления кочевников с 5 лет на 15, но поселение вряд ли могло возникнуть и удержаться на пути кочевников.

Другое дело – рассказ об укрощении песков. Действительно, известны случаи, когда села и станицы переселялись из-за наступивших песков. Платонов в беловом автографе определяет жанр произведения как очерк, так как передаёт в нём практические знания для борьбы с песками. Рассказ составляет сюжет целого романа-воспитания, повествующего о становлении героя.

Вариант 2

Роман «Песчаная учительница» – одно из самых известных произведений Андрея Платонова. Он был написан в 1936 году и стал своеобразным отражением жизни простых людей в советской деревне. В романе автор рассказывает о жизни учительницы Марьи Васильевны, которая приезжает в деревню, чтобы помочь детям получить образование и научить их жить по-человечески.

Главная героиня романа – Марья Васильевна – является символом духовного просветления и борьбы за справедливость. Она сталкивается с непониманием и насилием со стороны местных властей, которые не хотят, чтобы дети получали образование. Но Марья Васильевна не сдаётся. Она продолжает бороться за свои идеалы и за право на образование для всех детей.

В романе Платонова очень ярко отражены проблемы, с которыми сталкивались люди в советской России. Это и бедность, и невежество, и безысходность. Автор показывает, как люди страдают от отсутствия образования и как это влияет на их жизнь. Он также показывает, как власти борются с теми, кто хочет изменить существующий порядок вещей.

Одним из главных мотивов романа является борьба за свободу и справедливость. Марья Васильевна – это символ этой борьбы. Она не просто учит детей, она учит их жить по-человечески, учит их бороться за свои права и за права других людей. Она становится для них наставницей и героиней, которую они будут помнить всю жизнь.

Однако роман Платонова не только о борьбе за свободу и справедливость. Он также о любви и смерти. Марья Васильевна влюбляется в молодого парня, который учится у нее в школе. Но их любовь не имеет будущего, потому что она старше его и потому что она борется за свои идеалы. В конце романа Марья Васильевна умирает, не дожив до своей победы. Она становится символом борьбы за справедливость и свободу, которая продолжается и после ее смерти.

Роман «Песчаная учительница» – это произведение, которое оставляет глубокий след в душе читателя. Он показывает, что даже в самых трудных условиях можно сохранить свою человечность и бороться за свои идеалы. Он показывает, что любовь и смерть – это неотъемлемые части жизни, которые делают ее еще более ценной. Это произведение о том, что каждый человек может стать героем, если он борется за свои идеалы и за права других людей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: