Анатолий Щуров и Яков Маякин
В произведении Горького представлена целая галерея образов людей, которых можно назвать «хозяевами жизни». Это, например, крупный торговец лесом Щуров Анатолий Саввич. Этот человек является воротилой купеческого мира. Маякин говорит о нем, что это «хитрый старый черт». Однако в хитрости не уступает никому и сам Яков Маякин. Купцы называют его «мозговым человеком». Яков является идеологом купечества. Он обучает своей «философии» крестника Фому. Яков говорит, что в государстве купец — первая сила, так как с ним миллионы. Именно поэтому, отмечает он, чиновникам и дворянам следует посторониться для того, чтобы дать простор купцам, чтобы они могли вкладывать свои капиталы и употреблять свои силы.
Представителем патриархального купечества, старого и дикого, является Анатолий Щуров. Этот человек выступает против всяческих новшеств, против облегчающих жизнь машин. Он злобно пророчит, что человек гибнет от свободы. Заметим, что Яков Маякин также является представителем старого купечества. Однако он умеет приспособиться к изменившимся условиям.
Экранизации
В 1959 году по роману Горького сняли фильм. Режиссером выступил Марк Донской. Главную роль исполнил актер Георгий Епифанцев. Содержание киноленты совпадает с сюжетом книги.
В семье купца рождается сын Фома. Мать умирает при родах, поэтому ребенка определяют на воспитание в семью крестного. К 6 годам мальчика забирает к себе отец, желающий воспитывать Фому будущим купцом, жестким и непреклонным продолжателем семейного дела.
Актер Георгий Епифанцев в роли Фомы Гордеева
Герой не находит себя в жизни. После смерти отца он проматывает состояние, не получая удовольствия от кутежей и бессмысленных трат. Люди его круга становятся чужими, и между Фомой и социумом возникает непримиримый конфликт. В финале истории Гордеев признан невменяемым. Он заканчивает дни на обочине жизни, стоя в очереди за похлебкой в доме призрения, финансированном его отцом.
Встреча с Щуровым и Ухтищевым
Маякин однажды послал Фому к Щурову Ананию Саввичу по делу. Этот человек — торговец лесом. О нем ходят жуткие слухи. Он будто бы приютил в своей бане каторжника, делавшего для него, а затем убил его и сжег в бане. Кроме того, он изжил двух жен, а затем отбил супругу у собственного сына. Во время встречи Щуров плохо отзывается о Маякине.
Затем Фома направляется в клуб, где встречает Ухтищева. Он узнает от него, что Софья завтра уезжает на все лето за границу. Какой-то человек (как оказалось, зять вице-губернатора) вмешивается в разговор и плохо отзывается о Медынской. Фома хватает его за волосы. Это возбуждает у Ухтищева интерес к нему.
Третья глава
Фома поступает в училище. Здесь он знакомится со Смолиным, который был сыном богатого заводчика. Кроме того, он дружит с обычным бедным парнем Ежовым. Фома вместе с ними занимается ребячеством — гоняет голубей и ворует яблоки по садам. Когда ему исполняется 19 лет, он выходит в первое самостоятельное плавание. Ефим — капитан ведущего корабля. Это опытный матрос, которого хорошо знает Фома. Этот человек просвещает его «по бабьим делам», а также знакомит с Пелагеей. В это время Игнат начинает со скуки сильно выпивать. Когда его сын возвращается из плавания, он уже плох и через некоторое время умирает.
Кульминационная часть
Фома проявлял вялый интерес к тому, чем занимался отец. В нем все сильнее ощущался степенный характер матери. От большинства сверстников его отличали:
- отрешенность;
- молчаливость;
- скрытность.
Вскоре Игнат Гордеев решает, что девятнадцатилетний Фома уже созрел для самостоятельного плавания. Капитаном парохода, на котором юноше предстояло совершить свой первый деловой вояж по Волге, был Ефим Ильич.
Благодаря советам старшего товарища Фома впервые провел ночь с женщиной вдвое старше его
На неизбалованного женским вниманием юношу роскошная дама по имени Палагея произвела такое впечатление, что Фома собрался делать ей предложение. Свалившаяся на голову Гордеева страстная любовь придала ему уверенности
Увы, роман Фомы Гордеева с черноглазой искусительницей закончился так же быстро, как и начался. Маякин срочно вызвал подчиненного домой, так как выяснилось, что отец юноши вложил большие деньги в строительство ночлежного дома и библиотеки. Яков Тарасович обвинил Гордеева-старшего в растрате средств и связи с женой известного градостроителя Софьей Павловной Медынской, занимавшейся благотворительной деятельностью.
Жизнь Фомы шла своим размеренным чередом. Отец стал более требователен к нему. Несмотря на избыток честолюбия, молодой человек предпочитал находиться в гордом одиночестве и не искал ни дружбы, ни любви
Периодически в памяти всплывал образ Палагеи, и первое время мысли о возлюбленной не давали ему покоя, но потом его внимание полностью переключилось на ангелоподобную госпожу Медынскую
Между тем здоровье Игната Гордеева заметно ухудшилось. Смерть отца стала настоящим шоком для Фомы. Будучи в гостях у Софьи Павловны, Гордеев познакомился со многими влиятельными персонами в городе, среди которых был секретарь попечительного совета Ухтищев. Общение с аристократами тяготило молодого человека.
Популярные сегодня пересказы
- Пусть светит — краткое содержание рассказа Гайдара Ужинать садились без отца, он опаздывал с работы. Едва только расселись за столом и мать пошла за кашей, как погас свет. Выйдя в сени за лестницей, чтоб поменять лампочку, мальчик обнаружил, что света нет не только там, но и во дворе, и в соседних домах.
- Краткое содержание Вещий сон (русская народная сказка) Было у купца два сына. Раз говорит Купец сыновьям — ложитесь спать, а наутро мне расскажете свой сон, а кто утаит — не видать тому головы на плечах.
- Пролетая над гнездом кукушки — краткое содержание романа Кизи Рассказ ведется от лица пациента психиатрической больницы Бромдена. Этот человек абсолютно нормален, но сложившиеся обстоятельства вынуждают его притворяться глухонемым идиотом
- Дракон — краткое содержание сказки Шварца На кухне у очага вольготно расположился кот. Уставший с дороги путник, которого звали Ланцелот зашёл в дом. Он позвал хозяев, но в ответ никто не отозвался, и тогда он обратился к коту. Тот рассказал, что хозяин архивариус Шарлемань
Анализ 2
В конце 90-х-начале 1900-х годов борьба Горького за реализм против декадентства приобретает большое общественное значение. Недаром литературная борьба вокруг писателя принимает острые формы. В повести показана жизнь купечества в Поволжье в момент его расцвета, изображенная с точки зрения растущего русского пролетариата. Недаром нижегородский миллионер Бугров неприязненно отзывался о Горьком, считая, что такой автор заслуживает каторги.
В произведении отображена борьба, которая идет внутри класса, и Фома становится жертвой враждебных человеческой природе отношений, созданных его классом. Мы видим, как здесь нарисована целая галерея типов купцов, которые считают, если в этой жизни не пробьешься при помощи злых намерений. В повести они изображаются особенно убедительно и выразительно. И этому миру дельцов противопоставлен нравственно здоровый человек. Его трагическая судьба разоблачает основные законы капиталистического общества. Главный герой не борец и не революционер, но он бунтарь, мучительно ищущий иного смысла жизни, не хочет отказаться от своих запросов, не поддается влиянию окружающей его среды и упорно стремится найти какой-то выход.
Горький отразил различные типы купечества. Так, например, Яков Маякин, идеолог купечества, сумевший обобщить опыт своего класса. Он показан жадным, жестоким и хищным буржуа. Типичен и Африкан Смолин, либеральный молодой купец европейской выучки. И вот среди них особое отличие имеет Гордеев, которому неудобно находиться в этом купеческом мире. Он настойчиво отделяется от них. Собственнический уклад наложил на Фому свою печать. Он с ранних лет понял жизнь малоимущих людей.
В конце повести Фома подвергается унижению, и в конце концов он повержен. Маякинское окружение одерживает победу над бунтующим человеком, слабым и запутавшимся. Произведение с неопровержимой убедительностью показывает неизбежность распада класса, грядущую судьбу капитализма. Писатель отражает, какие великие потенциальные силы дремлют в русском народе, какие имеются богатые возможности. Но при капиталистической системе эти силы проявляются не там и не так, как это нужно народу.
Вариант 2
В произведении «Фома Гордеев» содержится сразу несколько – роман, биография. В данной книге можно увидеть совокупности событий современного поколения – подростки, сопротивляющиеся буржуазии, либо покоряющейся ей. Также можно заметит, что роман включает в себя не только повествования о самих поколениях, но и об их воспитании.
В 1900 году Максим Горький рассказал и показал свой только что созданный роман «Фома Гордеев». В этом произведении он показал начавшееся «укладывание».
Горький был одним из участников народных кружков, он достаточно критично относился к учению народников, и он пытался их как-то изменить, и прописывал свои мысли в своих ранних произведениях автора. Например, в легенде о Данко и в «Песне о Соколе». Это достаточно популярные произведения, в которых можно понять без раздумий можно понять, что Горький начал интересоваться марксистскими учениями. Даже после появления «Фомы Аквинского» все стали говорить об авторе, как о марксисте.
В этом романе, который создал автор, как будто живут, как в каком-то доме купцы, владельцы всего, что существует на свете, ну и конечно же их дети-наследники. С точки зрения Максима Горького все эти люди живут по одинаковым принципам, то есть у них общие интересы, в общем то живут по общим стандартам. Автор это и показал в своей книге, он сделал так что их главными целями были власть, деньги, прибыль, капитал. И единственное, что их отличает друг от друга это жизненные ценности.
Яков Маякин – крестный Фомы Гордеева, приверженец патриархального уклада или как описывал его Игнат Гордеев «Умный старик. Он во всяком житейском деле изнанку видит. Он у нас — ристократ — от матушки Екатерины. Много о себе понимает».
Игнат Гордеев – успешный и богатый до такой степени, что Маякин говорил о нем: «Кто так говорит — его хоть до гола раздень, он все богат будет».
Фома Гордеев – сын Игната, эгоистичный, автор показал его в образе очень энергичного, идущего против несправедливости.
Все события происходят в Действия данного произведения происходят с двенадцатого по двадцатый век в городе на Волге.
У Игната была жена, которая родила ему четырех дочерей, которым он был не особо то и рад, так как сам он мечтал о сыне. Да и к тому же единственные его дети померли в маленьком возрасте. Вскоре во время переезда его жена умерла, как мы может догадаться Гордеев его не очень-то и любил, ведь нашел ей замену спустя всего полгода. Как раз-таки она и родила ему сына, но при этом сразу же и скончалась.
Сына Фому воспитывал не он сам, а Маякин, который являлся крестным мальчика. Фома вырос достаточно спокойным и порядочным, что и соответствовало семье, которой он рос все детство. После чего он вернулся к своему отцу, которого очень сильно любил, но все же воспитывать он его не начал, а отдал Анфисе. Она старалась внести что-то новое в его жизнь, рассказывала ему сказки, играла в различные игры им многое другое.
И как Фоме только исполнилось 8 лет его отец сразу начал посвящать его в свое дело, как будто он только ему ради этого и нужен был. Примерно в этом же возрасте мальчик пошел в школу где нашел двух друзей Смолина и Ежова. Они проводят большое количество времени вместе, но Фома постоянно терялся где-то в собственных фантазиях.
После окончания своего обучения в училище, он начал искать себя и как раз-таки в этот период времени он влюбился в женщину, но ему пришлось уйти от нее, и вернуться обратно к отцу.
Сразу же по приезду домой Фома знакомится с Софьей, которая заняла денег у его отца, а если точнее он не просто познакомился с ней, а влюбился в нее. Вскоре отец мальчика умер и все его обязанности переходят в руки сына.
Но он не смог найти в этом что-то такое, чтобы его заинтересовало. Фома перестает общаться с Маякиным из-за его настойчивости выдать замуж Любу.
Гордеев так и продолжает проживать свою жизнь в поисках себя, но так и не находит. И вскоре он умирает у Смоленых, с ярлыком душевно больного человека.
Автор данного произведения хотел донести до всех, что душевное благополучие не маленькая часть нашей жизни, а что-то большее.
На дне
Сам
жанр драмы предполагает актуальность
произведения в обществе, где много
нерешенных социальных проблем, где
людям известно, что такое ночлежка и
отсутствие дома. Пьесу М. Горького «На
дне» определяют как социально-философскую
драму. Драматизм произведения определяется
наличием в нем острого конфликта,
затрагивающего отношения человека со
средой, с обществом.
Среди
особенностей пьесы назовем наличие в
ней сразу нескольких в разной степени
выраженных конфликтов. Так, присутствие
среди героев людей разных слоев общества
обусловливает развитие социального
конфликта. Однако он малодинамичен, так
как у хозяев ночлежки Костылевых
социальное положение не намного выше,
чем у ее обитателей. Но у социального
конфликта в пьесе существует еще одна
грань: каждый из ночлежников несет в
себе массу противоречий, связанных с
их местом в обществе, внутри каждого
героя есть свой социальный конфликт,
выбросивший их на «дно» жизни.
Развитие
любовного конфликта связано с отношениями
между Васькой Пеплом и Наташей, в которые
вмешиваются притязания на любовь
Василисы и ее мужа. Васька Пепел без
малейших сомнений оставляет изменявшую
с ним мужу Василису ради по-настоящему
высокого чувства к Наташе. Героиня
словно возвращает вора Ваську к истинным
жизненным ценностям, отношения с ней,
безусловно, обогащают его внутренний
мир и пробуждают мечты о честной жизни.
Но зависть старшей сестры мешает
благополучному исходу этой любовной
истории. Кульминацией становится грязная
и жестокая месть Василисы, а развязкой
– убийство Костылева. Таким образом,
любовный конфликт разрешается триумфом
отвратительной Василисы и поражением
двух влюбленных сердец. Автор показывает,
что на «дне» нет места истинным чувствам.
Философский
конфликт в драме является основным, он
в той или иной мере затрагивает всех
героев произведения. Его развитие
провоцирует появление в ночлежке
странника Луки, который приносит новый
взгляд на мир обитателям «дна». В
противоречие вступают две жизненные
позиции: ложь во спасение и правда без
прикрас. Что же оказывается нужнее
людям? Лука проповедует жалость и
сострадание, он вселяет надежду на
возможность иной, лучшей жизни. Те герои,
которые ему поверили, опять стали
мечтать, строить планы, у них появился
стимул жить дальше. Вот только не
рассказал им старик о трудностях, которые
неизбежны на пути к светлому будущему.
Он как бы дает толчок к началу новой
жизни, но дальше человек должен идти
сам, а вот хватит ли ему для этого сил?
Всегда ли иллюзии могут стать поддержкой
в трудностях? Герой-антипод Сатин
считает, что жалость унижает человека,
для жизни человеку нужна правда, какой
бы жестокой она ни казалась.
Все
философские мысли в пьесе высказываются
героями в прямых диалогах и монологах.
Горький не дает прямой оценки слов своих
героев.
В
финале драмы происходит одно убийство
и одно самоубийство. Но автор не выносит
приговор ни одной из жизненных философий,
лежащих в основе пьесы. Скорее, можно
почувствовать общее сожаление о
пассивности и слабости людей, оказавшихся
на «дне», увидеть их собственную вину
в случившемся и осознать тщетность
помощи тому, кто сам к ней не готов.
Неоднозначность и многоплановость
пьесы связаны с глубиной поднятых
проблем. Нельзя видеть в Луке дурацкого
«лукавого» старичка, который все время
врет, но нельзя и идеализировать его
сострадательную любовь. В то же время,
Сатин, на первый взгляд, произносит свой
монолог, как в бреду, в его воспаленном
мозгу всплывают фразы, которых он
понахватался из разных мест. Но своим
восторгом он пытается заразить народ,
поднять на революцию. Хотя в его словах
очевидна подмена ценностей. И может
быть, этим образом Горький предупреждал
нас об извечно существующей в революции
подмене ценностей, в чем и заключается
ее трагедия.
Другие сочинения по этому произведению
«Делу не хозяин, а лютый враг» (по роману «Фома Гордеев»)
«Купец сила» (по роману «Фома Гордеев»)
Изображение купечества в повести «Фома Гордеев»
Образ Фомы Гордеева в одноименной повести М. Горького.
Повесть Максима Горького «Фома Гордеев» символизирует начало нового этапа в творческой деятельности автора. В ней нашли отражения важнейшие социальные и политические события в жизни страны того времени
В частности, в повести уделяется внимание такому явлению как рост рабочего движения во второй половине 90-ых годов. Здесь же излагается субъективная точка зрения писателя и его впечатления от происходящих в стране изменений
Горький ощущает на себе всю силу ударов от столкновений морального, экономичного и социального характера с представителями буржуазии. При этом автору нередко приходилось иметь дело с рабочими людьми, а также завязывать общение непосредственно с самим рабочим движением. Впечатления Горького, которые произвели на него все эти люди и взаимодействие с ними легли в основу данной повести.
Публике свое произведение Горький представил в 1900 году. Читателям была продемонстрирована яркая картина русской жизни, в том числе показана вся подноготная русской буржуазии со всеми ее позитивными и негативными особенностями. Последнее весьма наглядно показано на примере образа Анания Изурова, который достиг материального благополучия за счет своей преступной деятельности. Также далеко не лучшим образом характеризует русское буржуазное общество персонаж Якова Маленина, мечтающего о том, чтобы в руках капиталистов было не только лишь экономическое влияние, но и политическая власть.
Таким образом, особое внимание в романе уделяется яркому представителю класса буржуазии Якову Маленину и непосредственно главному герою Фоме Гордееву, являющему собой образец неприятия и сопротивления всем идеям буржуазного толка. Его не интересует вопросы наживы и накопительства, он стремится к правде и справедливости, не желает притворяться и обманывать
Его идеал – это свободная жизнь вне рамок собственнических отношений, жажды наживы и тому подобных вещей. Фома Гордеев являет собой яркое противопоставление современному миру хозяев, которое характеризует его неустойчивость и возможность изменения ситуации в скором будущем.
Однако сам герой не способен совершить серьезные перемены в сложившемся общественном устройстве или же повлиять на их формирование. Он далек от передовой интеллигенции, при этом тяга к подобному образу жизни и мировосприятию в его душе присутствует. Он достаточно много размышляет о жизни, и все же настоящего стремления к знаниям и, соответственно, к образованию у Фомы нет. В конце романа Гордеев оказывается не в силах противостоять буржуазному укладу, оставаясь поверженным и униженным перед лицом беспощадного мира капиталистов.
Популярные сегодня темы
-
Наступила первая послевоенная весна. Рассказчик истории направляется в станицу Буковскую, едет он на лошадях по бездорожью, на его пути оказывается река Еланка
-
Для обывателя ни разу не видевшего картины этого автора, родившегося в первой трети 19 века (1832) и ушедшего на его окончании (1898), может показаться неясным привлекательность его картин.
-
Ребенок готовится к поступлению в школу и учит «Священную историю» Афинского. Он хорошо выучил Закон Божий, но очень робеет. Горкин ведает о страхе и просит рассказать что-нибудь из книжки. Хвалит за хороший ответ
3 стр., 1417 слов
Урок развития связной речи в 8 классе. –развитие по повести В.Г. …
… надежде и т.д./ и подготовиться к написанию сочинения-рецензии по повести … труд и борьба. «Он мечтал для Петра не … содержания произведения. б) Анализ средств художественнойвыразительности. … повесть «Слепой музыкант». Ребёнок родился слепым. Страшное несчастье, самое страшное, какое только может быть. И так как его слепота неизлечима, Пётр Попельский, … 5-й – Впереди борьба. 6-й – Впереди жизнь. И …
-
В.Э. Борисов-Мусатов – российский художник, писавший свои картины на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Его полотна отличает необыкновенная чувственность и эмоциональность
-
Величайшее своё произведение роман Тихий Дон Михаил Александрович Шолохов пишет долго, двенадцать лет. Всё до мелочей в нём отточено, а в образе главного героя Григория Мелехова собраны все проблемы
Заключительные события
Прошло 3 года, как отмечает Горький («Фома Гордеев»). Краткое содержание заключительных событий следующее. Маякин умер после мучительной агонии, оставив сыну, дочери и Африкану Смолину, своему зятю, все состояние. Ежова выслали за что-то из города. В городе появился торговый дом, вывеска на котором гласила «Тарас Маякин и Африкан Смолин». О Гордееве не было слышно ничего. Говорили, что Маякин отправил его к родственникам матери за Урал.
Однажды он появляется в городе. Фома, почти всегда пьяный, то мрачный, то улыбается грустной и жалкой улыбкой блаженного. Он живет теперь во флигельке на дворе крестной сестры. Над ним часто смеются горожане и купцы. Фома избегает людей и редко подходит к зовущему.
На этом заканчивается краткое содержание «Фомы Гордеева» (фото автора представлено выше). Отметим, что мы описали лишь основные события. Эта повесть довольно объемна, поэтому краткое содержание «Фомы Гордеева», представленное выше, дает лишь самое общее представление о ней.
В реалистическом творчестве Горького одним из повторяющихся мотивов является мотив разрыва представителя буржуазии со сво-ей средой, «выламывание» из нее.
Фома Гордеев — сын купца, один из богатейших людей на Вол-ге взбунтовался против морали буржуазного общества, против его бесчеловечных законов. Горький прослеживает историю формиро-вания характера и взглядов Фомы. И отец — хищный, умный Иг-нат Гордеев, и Яков Маякин видели в младшем Гордееве наслед-ника и продолжателя дела. Они внушали Фоме свою философию жизни: будь ближе к тем, от кого может быть польза; только день-ги дают власть — они сила и ум людской, за чужое не следует «бороться», «нужно, чтоб человек за себя встать умел… за свое кров-ное»; «кто хочет от жизни толку добиться — тот греха не боится»; «или всех грызи, иль лежи в грязи». Наблюдения над жизнью по-степенно развенчивают человечность такой морали. Сначала Фома начинает сомневаться в справедливости отца. Потом видит, что все люди его круга были одинаково «алчными до денег, всегда готовыми надуть друг друга». Фоме становится тяжело жить рядом с ними. Он чувствует сначала скуку и апатию, потом приступы злой тоски, душевную боль. Ни в деле отца, ни в любви Фома не находит счастья. Он хочет жить свободно, а свободу представляет как освобождение «из пут своего богатства». Первый шаг к этому он делает, объясняясь с Яковом Маякиным.
Чувство недовольства, протеста выталкивает Фому Гордеева из купеческого мира. Он ищет смысл жизни и свое место в ней. Но среди рабочих-наборщиков, среди грузчиков Фома чувствует себя чужим и ненужным. Он видит тяжелый труд одних и сытость дру-гих, сомневается в законности жизни тех, «которые командуют». Фома бросает резкую обвинительную речь купцам: «Кровопийцы! Чужой силой живете… чужими руками работаете!» Фома одинок в своей же среде и бунт его оказывается подавленным. Материал с сайта
Метафорой его духовных поисков является эпизод из детст-ва, когда он днем вспугнул сову, и та, ослепленная дневным светом, беспомощно металась по оврагу. «Иной человек вот так же, как сова днем, мечется в жизни… Ищет, ищет своего места, бьется, бьется, — только перья летят от него, а все толку нет». Фома похож на эту сову. Он ищет смысл и цель жизни, но не имеет положительного идеала. Он не представляет, чего же он хочет. Он протестует против буржуазной морали, но протест его стихиен, эмоционален. Фома Гордеев — это «блудный сын» бур-жуазии, трагедия которого состоит в отсутствии конкретной цели.
Горький исторически верно отразил процесс раскола буржу-азного общества, показав охранителей его морали и стихийного бунтаря.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- фома гордеев краткий пересказ
- поиски смысла жизни фома гордеев
- история жизни фомы гордеева
- фома гордеев характеристика
- протест бунтаря одиночки фомы гордеева
Пересказ первых глав
Основные события повести разворачиваются в Поволжье. Игнат Гордеев, работавший водоливом у предпринимателя Заева, к сорокалетнему возрасту сумел накопить немалую сумму, что позволило ему приобрести несколько речных судов для перевозки грузов. Мужчина отличался неспокойным и своенравным характером. Он легко мог оставить в питейном заведении всю выручку, а затем, стоя на коленях перед иконой, замаливать грехи.
Игнат был одержим страстным желанием — ему хотелось завести сына, который бы стал продолжателем его дела. За все время супружества жена Гордеева родила четырех девочек, но все они скончались еще в раннем возрасте.
Однажды, когда Игнат решал хозяйственные вопросы в Самаре, ему пришла телеграмма с известием о смерти супруги. Не прошло и полгода, как Гордеев завел новую жену. На этот раз ею стала Наталья Фоминишна, дочь зажиточного казака-старообрядца.
Женщина не выдержала тяжелых родов и скончалась, родив мужу долгожданного сына. Гордеев нарек мальчика Фомой. Поскольку у мужчины не было возможности заниматься воспитанием отпрыска, он отдал его в дом Якова Тарасовича Маякина. Семья крестного отца Фомы жила благочестиво, мальчик ни в чем не испытывал нужды, однако жизнь среди чужих людей казалась ему серой и пресной. Одна лишь дружба с маленькой Любой Маякиной вносила нотки радости в однообразные будни. Фома провел в доме крестного шесть лет, после чего отец забрал его к себе. Дальнейшим воспитанием ребенка занялась старшая сестра Игната.
Гордеев считал, что купец может быть вполне успешным, даже будучи необразованным человеком, но все равно настоял на том, чтобы Фома поступил в уездное училище, из которого тот выпустился через пять лет. Каких-то выдающихся способностей юноша не демонстрировал, но и назвать его бездарным учеником было нельзя. В учебном заведении друзьями Фомы стали:
- Африкан Смолин, сын богатого заводчика;
- Николай Ежов, чей отец состоял на службе в городской казенной палате.
Игнат Гордеев
Тем не менее, уже в старшем поколении, уже в рядах тех, кто основывал состояние, встречаются люди, внутренне протестовавшие против несправедливых порядков этого мира. Однако они не могли изменить экономические отношения, складывавшиеся в то время. Таков, например, Игнат Гордеев. Это умный и одаренный человек из народа. Игнат жаден до жизни, он работает с неукротимой страстью. Когда-то он служил водоливом, а сейчас стал богачом. Игнат Гордеев владеет десятком барж и тремя пароходами. Автор отмечает, что его жизнь не текла по прямому руслу, как у многих, подобных ему. Она, мятежно вскипая, стремилась вон из колеи, пыталась уйти от наживы. А ведь нажива для купцов является главной целью существования, как отмечает Максим Горький.
Главные герои
Фома Игнатьевич Гордеев – сын богатого купца Гордеева; неудовлетворенный жизнью молодой человек, пытающийся найти смысл в своем существовании. Образ Фомы очень трагичен. Сам автор отзывался о нем так: «энергичный, здоровый человек, ищущий простора своей энергии». Попытка поднять «бунт» против своего сословия оборачивается для Фомы тяжелым поражением.
Яков Тарасович Маякин – крестный отец Фомы, друг его отца. Яков – типичный представитель патриархального русского купечества. Это жестокий и умный старик, непоколебимо уверенный в своей правоте. На протяжении всей жизни Маякин ведет беспощадную борьбу с конкурентами и «сколачивает» значительное состояние. Все жизненные интересы для него сводятся только к богатству и власти.
Любовь Маякина – дочь Якова; образованная девушка, тяготящаяся скучной купеческой жизнью. В финале Люба забывает о своих мечтах о «всеобщем счастье», найдя идеал в брате и муже – дельцах новой эпохи.
Тарас Маякин – сын Якова, впутавшийся в молодости в «политическое дело» и сосланный за это в Сибирь. Встречается с отцом после многолетней разлуки значительно «поумневшим». Повзрослевший Тарас напоминает Якова. От отца он отличается лишь начитанностью и кое-какими знаниями, которые все равно употребит для накопления денег.
Африкан Смолин – школьный товарищ Фомы, купец нового типа. Африкан совершает поездку в Европу и старается вести дела по «западному образцу». Он хорошо образован и с пренебрежением относится к русским купцам и промышленникам.
Выводы по первой главе
1. Учение Ф. Ницше о Сверхчеловеке можно свести к следующим положениям: человек — это «болезнь Земли», нужно создать подлинного, нового человека — «Сверхчеловека», который давал бы цель, был бы победителем «бытия и ничто» и являлся бы честным, в первую очередь перед самим собой. Ницше считает, что идея Сверхчеловека как цели, которую надо достичь, возвращает человеку утраченный смысл существования. Сверхчеловек есть личность, которая руководит собственным опытом, создает собственную судьбу, это «аристократ» духа. Человек толпы никогда не станет Сверхчеловеком. «Жизнь — это источник наслаждения, но там, где пьет толпа, все источники отравлены». Сверхчеловек не зависит от Бога, от общественных и исторических ограничений. Главная ценность для него — реализация личности, то, что стоит «по ту сторону добра и зла».
Ницше протестует против инстинктов жизни обывателя. Рождение его Сверхчеловека должно идти радостно, эстетично и героически, но и вне морали. Он должен преодолеть все мелочное и презренное, совершить прорыв к вершине человеческого духа. И это восхождение есть путь «навстречу своему высшему страданию и своей высшей надежде». Жизнь — постоянная борьба. Надо свободно идти навстречу жизни и мужественно заглянуть в лицо смерти. Цель жизни — в творческом труде, созидании, поиске истины, в преодолении самого себя. Но на это способны не все, а лишь те, кто наделен «волей к мощи».
2. Согласно свидетельствам современников, признаниям самого автора, М. Горький был знаком с таким произведениями Ф. Ницше, как «Так говорил Заратустра», «Рождение трагедии из духа музыки», «Несвоевременные размышления» (возможное в середине 1890-х гг. по статьям в журнале «Вопросы философии и психологии»). Горький сходился с Ницше, его идеей «Сверхчеловека» не столько потому, что испытывал прямое воздействие идей немецкого философа, сколько оттого что сам «воздух истории», резко продвинувшийся в остроте своих кризисов и переломов, порождал в чем-то сходные по типу жизнеощущения.
3. Образ Фомы Гордеева создан в русле концепции ницшеанской идеи Сверхчеловека. Ему присущи независимость и стремление к абсолютной свободе, гордость, отсутствие мук совести, жажда борьбы, протест. Он включен в среду несовершенных, жалких, с его точки зрения, людей. Фома Гордеев противопоставлен обществу как сильная личность и «стада» — масса. Философские идеи отражены и в суждениях главного героя, а также в его предназначении: как ницшеанский герой, Фома Гордеев призван разрушить сонное прозябание мира. Но в отличие от Ницше Горький связывает идею Сверхчеловека с проблемами сугубо социальными. Его герой скорее революционер, чем творец новой духовности.
Возражение в налоговую. Момент получения акта. Как написать пояснения или возражения на акт по проверке, проведенной ПФР или ФСС
“Мое любимое дело” сочинение