Содержание повести
Сюжет произведения очень необычен. Ранним утром Иван Яковлевич, питерский цирюльник, с ужасом обнаруживает в хлебе, испеченном его женой, человеческий нос. При ближайшем рассмотрении герой понимает, что часть принадлежит одному из постоянных клиентов, майору Ковалеву. Отчаявшись избавиться от носа, Иван пытается несколько раз, но каждый раз безуспешно.
В конце концов, выбрасывает нос в реку, но там его задерживает милиционер. Тем временем Ковалев просыпается и обнаруживает, что вместо носа на лице пустое место. Он решает сообщить об этом странном происшествии в полицейский участок и по дороге встречает не кого иного, как свой собственный нос, одетый в форму и фуражку майора!
Ковалев пытается опубликовать информацию об исчезновении в газете, но редакторы отказывают, утверждая, что такое скандальное заявление нанесет ущерб их репутации. Отчаявшись и не имея вариантов, герой обращается к частному судебному приставу, но надежды снова рушатся, когда ему говорят, что ни один добропорядочный гражданин не ввяжется в такие неприятности.
Чувствуя себя подавленным и не представляя, что делать дальше, Ковалев возвращается домой, пока в его дверях не появляется полицейский с носом, завернутым в бумагу. Очевидно, его словили, когда он пытался использовать фальшивый паспорт во время поездки в Ригу; милиционер винит в этом казусе опьяневшего парикмахера.
Майор отчаянно пытается прикрепить его самостоятельно, но терпит неудачу; тогда он обращается за помощью к опытному врачу, но и тот ничего не может сделать и вместо этого рекомендует продать его как некую диковинку.
Ковалев начинает верить, что здесь замешано колдовство, и посылает странное письмо Подточиной (офицерше, за дочерью которой он ухаживал, но не собирался жениться). Внезапно, однако, его недостающая часть тела необъяснимым образом врастает обратно, и все возвращается на круги своя.
Направление и жанр
Повесть нос относится к литературному направлению . Хоть автор и позволяет себе фантастическое допущение, его произведение призвано прежде всего отразить повседневную реальность. Образы, персонажи, их слова и действия приближены к реальности. Читатель может поверить в то, что герои Гоголя могли существовать на самом деле.
Жанр произведения «Нос» можно определить, как повесть. Повествование охватывает небольшой промежуток времени и включает в себя малое число персонажей. Однако сюжет пестрит огромным количеством подробностей и деталей, присутствуют названия реальных мест. Всё это глубже погружает читателя в атмосферу произведения, усиливая его веру в описываемые события.
Реальное и фантастическое в повести «Нос» Многомудрый Литрекон описал в формате таблицы:
Блистательный гротеск
Это один из самых любимых литературных приемов Н.В. Гоголя. Но если в ранних произведениях он использовался для того, чтобы создать в повествовании атмосферу загадочности и таинственности, то в более поздний период превратился в способ сатирического отображения окружающей действительности. Повесть «Нос» — наглядное тому подтверждение. Необъяснимое и странное исчезновение носа с физиономии майора Ковалева и невероятное самостоятельное существование его отдельно от хозяина наводят на мысль о противоестественности порядков, при которых высокий статус в обществе значит гораздо больше, чем сам человек. При таком положении вещей любой неодушевленный предмет может внезапно получить значительность и вес, если приобретет надлежащий чин. В этом основная проблематика повести «Нос».
Чему учит?
Желания и интересы главного героя весьма ограничены: карьерный рост, красивые женщины, развлечения. Стремление к легкой жизни и глубокая порочность совершенно не смущают Ковалева, напрочь позабывшего о своей душе. Одержимый лишь тщеславными желаниями, майор испытывает духовный кризис, который самым разрушительным образом сказывается на его личности. Данный образ является собирательным, он демонстрирует, как общество погрязло в лицемерии и чинопочитании: маленькая сошка не осмелится проявить настойчивость при более высокопоставленных чинах, и в то же время «большой человек» не проявит великодушия в общении с подчиненными. Гоголь чувствовал, что подобные нездоровые отношения негативно скажутся на обществе, и предупреждал о возможных последствиях в своих произведениях.
Положение человека в обществе
Именно абсурдность и фантастичность сюжета вызвала такую обильную критику в адрес писателя. Но следует понимать, что эта повесть обладает двойным смыслом, и замысел Гоголя намного глубже и поучительнее, чем кажется на первый взгляд
Именно благодаря такому невероятному сюжету Гоголю удается привлечь внимание к важной на то время теме – положении человека в обществе, его статус и зависимость личности от него. Из повести становится ясно, что коллежский асессор Ковалев, который для большей важности называл себя майором, всю свою жизнь посвящает карьере и социальному статусу, у него нет никаких других надежд и приоритетов
Ковалев теряет свой нос – то, что, казалось бы, нельзя потерять без видимых на то причин, — и теперь не может показаться в приличном месте, в светском обществе, на работе и в любом другом официальном учреждении. А с носом ему договориться не удается, нос делает вид, что не понимает, о чем говорит его хозяин и игнорирует его. Этим фантастическим сюжетом Гоголь желает подчеркнуть изъяны тогдашнего общества, недостатки мышления и сознания того слоя общества, к которому принадлежал коллежский асессор Ковалев.
В наследии гениального украинского и русского писателя Н. В. Гоголя есть немало произведений, заслуживающих внимания требовательного читателя. Особенностью его творчества является тонкий юмор и наблюдательность, склонность к мистицизму и просто невероятные, фантастические сюжеты. Именно такой и является повесть «Нос» (Гоголь), анализ которой мы сделаем ниже.
Анализ произведения 3
Особенностью творчества Н.В.Гоголя является умение превратить небылицы в масштабное по своей философской сути произведение. К такому шедевру, по праву, можно отнести его повесть «Нос».
В основу сюжета положен обычный анекдот, популярный в гоголевские времена о сбежавшем от хозяина носе. Иван Яковлевич по профессии цирюльник, проживает со своей женой. Одним из обычных завтраков находит Иван Яковлевич в хлебе нос. Понял цирюльник, что находка принадлежит Ковалеву. Он выкидывает нос в реку. Тем временем коллежский асессор Ковалев обнаруживает пропажу, он решает заявить в полицию, но по дороге встречает свой нос, одетого как богатый человек
Нос садиться в карету и едет в церковь, где важно молиться. Потеряв из виду свою пропажу, расстроенный Ковалев , посетив пристава, возвращается домой
Полицейский приносит ему нос, объявляя, что по поддельному паспорту нос хотел сбежать в Ригу. Как не старался асессор, нос на место не прирастал. Доктор отказался оказать ему в этом помощь. Заканчивается повесть удивительным прирастанием носа на место. Ковалев вновь обрел возможность нюхать табак.
Повесть композиционно состоит из трех частей. В первой части Гоголь дает описание своим героям, характеризует их. Готовит читателя к происходящим событиям. Вторая часть посвящена майору Ковалеву и его отношению к происходящему. Третья часть-развязка сюжетной линии повести.
Гоголь умело смог переплести две линии: реальность и фантастику. Реальные герои (цирюльник, асессор, полицейский) и сказочно разгуливавший по Петербургу Нос. Данное произведение написано в новом для того времени жанре фантастическом реализме.
Главные действующие лица служат ярким примером представителей петербургского общества. Ковалев лишь чиновник в невысоком ранге. Он мечтает о должности, выгодной любовной партии и не мыслит жизни без своего носа. Майор готов преклоняться перед каждым, кто выше по званию и груб с людьми низшими по социальному положению. Цирюльник не собирается возвращать найденный нос, для него главное, что бы его не трогали.
С помощью аллегории и сказочности Гоголь умело высмеивает пороки общества и государства. Человек имеет уважение на столько, на сколько позволяет его ранг. Лицемерие, безнравственность, порочность людского поведения- основная мысль, которую положил в основу своего произведения великий писатель.
Намеки гениального автора
В повести Гоголя много сатирических тонкостей, прозрачных намеков на реалии современного ему времени. Например, в первой половине 19 века очки считались аномалией, придающей облику офицера или чиновника некоторую неполноценность. Для того чтобы носить этот аксессуар, требовалось специальное разрешение
Если герои произведения в точности соблюдали предписания и соответствовали форме, то Нос в мундире приобретал для них важность значительного лица. Но стоило полицмейстеру «выйти» из системы, нарушить строгость мундира и надеть очки — он тотчас заметил, что перед ним всего лишь нос — часть тела, бесполезная без своего хозяина
Так переплетается реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос». Недаром современники автора зачитывались этим неординарным произведением.
Многие литераторы отмечали, что «Нос» — это великолепный образец фантастики, гоголевской пародии на различные предрассудки и наивную веру людей в мощь сверхъестественных сил. Фантастические элементы в произведениях Николая Васильевича — это способы сатирического отображения пороков общества, а также утверждение реалистического начала в жизни.
«Нос» — это небольшая сатирическая история, которую Николай Васильевич Гоголь написал в 1833 году. Однако опубликовали повесть лишь в 1836 году, в журнале «Современник». Историко-литературный журнал «Московский наблюдатель», изначально собиравшийся напечатать гоголевское произведение, охарактеризовал его следующим образом: «плохое, пошлое и тривиальное»
.
Пушкин же в свою очередь написал противоположное: «так много неожиданного, фантастического, весёлого и оригинального»
.
Почему же великий писатель удостоился столь нелестной характеристики от «Московского наблюдателя», несмотря на то, что уже были изданы «Тарас Бульба» и «Вечера на хуторе близ Диканьки»? В этом можно разобраться после того, как мы поймем содержание произведения. Итак, какова основная завязка сюжета повести «Нос».
Кратко о сюжете
С первых строк автор знакомит своего читателя с петербургским цирюльником (он же парикмахер) Иваном Яковлевичем, который к своему ужасу, за завтраком, обнаружил в свежеиспеченном хлебе человеческий орган – нос. Придя в недоумение, он решается на опрометчивый поступок – выкинуть нос с моста в воду.
В то же утро коллежский ассесор Ковалев, просыпаясь у себя дома, вместо носа на своем лице находит лишь пустое место. Едва опомнившись от такого фантастического и абсурдного происшествия, чиновник отправляется на поиски своего носа. Что у него из этого получится вы узнаете, когда прочитаете данную повесть полностью.
История написания
Повесть «Нос» входит в антологию «Петербургские повести» и была написана Гоголем в 1832 году. Она основана на старом анекдоте, который был переведен с французского и был популярным источником шуток с множеством различных версий его окончания.
Это не первое изображение Гоголем носа как органа, разрушающего жизнь; также появляется в его незаконченной повести «Фонарь умирал», которая была написана в том же году, что и обсуждаемая нами. Само произведение подвергалось частым правкам из-за цензуры, а также потому, что Гоголь хотел довести до совершенства свою идею. В частности, он изменил концовку так, что все события, пережитые Ковалевым, вместо сверхъестественных вмешательств объяснялись обыденно – ему все это просто приснилось.
Возникли сложности, связанные с публикацией этой истории. Автор попытался добиться, чтобы его произведение напечатали в журнале «Московский наблюдатель», но получил отказ. В то время Александр Сергеевич Пушкин уже создал свой журнал, и пришел на помощь Гоголю, опубликовав «Нос» в 1836 году в «Современнике».
Когда произведение, наконец, вышло в свет, Гоголь уже был хорошо известен читателям, поскольку люди оценили его рассказы «Вечера на хуторе близ Диканьки», где автор изображал мистические образы, основанные на суеверных верованиях людей. С другой стороны, «Петербургские повести» отличались тем, что в них элементы фантастики сочетались с актуальными социальными проблемами, с которыми сталкивалось общество в то время. Этим своим творением Гоголь сформировал новое литературное направление, названное фантастическим реализмом.
Николай Васильевич Гоголь, который переживал социальные конфликты на протяжении всей своей жизни, осознавал тот факт, что не может изменить ситуацию
Поэтому вместо того, чтобы пытаться изменить ситуацию, он решил привлечь к ней внимание, написав убедительные произведения. Его рассказы представляли собой смесь реальности и вымысла, хотя в них можно было выявить определенные черты реальности
Поскольку Гоголь не мог найти другой выход для своей бурной фантазии, то прибегнул к добавлению драматизма, включив в свои произведения элементы нереального. Эта стратегия впоследствии будет использоваться другими русскими авторами, такими как Михаил Булгаков, М. Е. Салтыков-Щедрин, Андрей Белый и В. В. Маяковский.
История создания
Произведение «Нос» написано Н.В. Гоголем в 1832-1833 годах, оно входит в сборник «Петербургские повести». Сюжет книги базируется на известном в то время анекдоте, переведённом с французского, о пропавшем носе. Такие истории были весьма популярны и имели множество вариантов. Впервые мотив носа, мешающего полноценно жить, появляется у Гоголя в незаконченном сочинении «Фонарь умирал» в 1832 году.
Эта повесть претерпевала немало изменений на протяжении нескольких лет, что было связано с замечаниями цензуры, а также с желанием автора наилучшим образом воплотить свою идею. Например, Гоголь изменял финал «Носа», в одном из вариантов все невероятные события объясняются сновидением героя.
Первоначально писатель хотел опубликовать свое произведение в журнале «Московский наблюдатель», но ему отказали. На помощь пришел уже открывший к тому времени свой журнал А.С. Пушкин, и повесть «Нос» была напечатана в «Современнике» в 1836 году.
Анализ повести Нос (2 вариант)
Повесть «Нос» — это одно из известных произведений Николая Гоголя. Повесть имеет интересную историю создания. Автор работал над текстом в течение 1832-1833 года. Повесть была основана на известном в то время французском анекдоте о носе, который начал жить самостоятельной жизнью. Существовали вариации и с другими частями тела, но Гоголь решил остановиться на первоначальной версии. Повесть «Нос» вошла в сборник «Петербургские повести».
Жанр произведения оценивается как повесть — текст среднего объёма, в котором действует несколько сюжетных линий и героев больше, чем в рассказе. Повести присуща динамичность. Если говорить точнее о направлении, то это фантастический реализм — повествование о реальных событиях с элементами фантастики. Для этого направления характерно сосредоточение внимания на острых социальных проблемах.
Сюжет повести основан на том, что цирюльник во время трапезы находит в своем хлебе нос своего клиента Ковалёва. Герой выбрасывает его в реку во избежание проблем. Ковалёв сразу замечает пропажу носа, поэтому пишет заявление в полицию. Затем нос нашёлся, но не хотел возвращаться на прежнее место. Проблема разрешилась сама собой спустя некоторое время. В произведении поднимается несколько тем. Одна из них — это социальное расслоение, проблема маленького человека. Каждый герой занимает определённое положение в иерархии общества, но не всегда оно обусловлено образованием и моральными качествами человека. Ковалёв, не обладающий высоким чином, не может, например, написать в газету о пропаже своего носа. Майор озабочен своим положением в обществе, поэтому он расстраивается, когда видит, что его нос имеет более высокий чин, чем он сам. Поднимается в произведении и тема нравственности. Ковалёв — бездуховный человек, которого волнуют только материальные ценности.
Одним из главных героев является Петербург — это обособленное место со своими правилами, где возможно всё. Ведь даже нос героя смог начать жить своей отдельной жизнью. В его образе выражен недосягаемый идеал для Ковалёва. Нос имеет высокий чин, дорогой мундир. Отличается нос и высокими моральными качествами в отличие от своего хозяина, который лишён духовности. Ковалёв не имеет образования, но служит в армии, поэтому имеет небольшой чин и стремится к повышению в звании. Его интересует лишь материальная сторона жизни, поэтому герой осуждается автором. Кроме главных героев в действии принимают участие и второстепенные — цирюльник, полицейский.
Повести присуща определённая композиция: экспозиция, завязка; кульминация, развязка. В первой части автор знакомит читателя с героями произведения и вводит его в курс событий. Во второй писатель подробнее говорит о Ковалёве. Герой обнаруживает пропажу носа, пытается его найти, и, наконец находит, но не может вернуть его на прежнее место! Всё благополучно разрешается в развязке, когда герой просыпается, и его лицо выглядит как обычно.
Повесть «Нос» — это сложное произведение с определённым посылом читателям.
Вариант 3
Повесть «Нос» Николая Васильевича Гоголя написана в начале 1830-х годов на основе популярного в то время французского анекдота о пропавшем носе. С написанием повести было связано немало проблем, Гоголь несколько раз переписывал её (например, до нас дошёл финал, где все события оказывались лишь сном главного героя), а без вмешательства Александра Сергеевича Пушкина цензура не пропускала «Нос» в печать.
Суть повести заключается в раскрытии реальных социальных проблем российского и, в частности, петербуржского общества через мистические события, выдуманные автором. На тот момент писатель уже создал и опубликовал свои «Вечера на хуторе близ Диканьки», поэтому публика вполне благосклонно восприняло такой «фантастический реализм».
Весь сюжет произведения можно уложить в несколько предложений : «Коллежский асессор по фамилии Ковалёв теряет свой нос, который начинает жить самостоятельной жизнью независимо от своего хозяина. Неожиданно для Ковалёва, нос возвращается на его лицо, всё приходит в первозданный вид». Так же в самом начале описывается быт цирюльника, который и нашел сначала нос Ковалёва, но для основного сюжета эта часть повести играет не самую важную роль.
Гораздо интереснее, чем фантастический сюжет, является идейный смысл, заложенный Гоголем в произведение. Взяв за основу реальность (вплоть до названий улиц и дат, описания быта людей того времени), Николай Васильевич внёс в историю абсурдное событие – пропажу носа, который стал независимой от своего хозяина личностью и добился чина выше самого Ковалёва. Это было сделано для показания абсурда, который происходит в жизни петербуржского общества и особенно государственных служащих. Ковалёв грубит извозчику, грубит цирюльнику, но с чиновниками, которые выше его по рангу, он заискивает и выслуживается. Но что же делать, если такой чиновник это твой собственный нос?
Гоголь ставит своего героя в неловкое положение для того, чтобы у читателя, ведущего себя так же, как и Ковалёв, возникли похожие чувства. Высмеивается писателем и «обязательная» грубость и заискивание в иерархии – общество настолько поклоняется перед рангами, что не нагрубить низшим по чину, и не выслужиться перед высшими чинами становится попросту ненормальным. Именно для раскрытия абсурдности суждения о человеке только по его социальному положению, абсурдности закрепления за человеком определенной модели поведения в соответствии с таким положением в обществе, писатель и вносит в повесть этот фантастический элемент – пропажу носа.
10 класс
Тематика, проблематика, смысл произведения
Тематика «Носа» достаточно обширна. Главной темой повести является социальное неравенство. Каждый персонаж находится на своем месте в социальной иерархии. Их роль в обществе и поведение соответствуют занимаемому положению, и нарушить этого никак нельзя, ведь будет очень странно, сели высший чиновник вдруг не нагрубит титулярному советнику, а тот – конюху.
В повести достаточно ярко освещена тема «маленького человека». Майор Ковалев, не имеющий связей, не может опубликовать в газете объявление о пропаже носа. Он даже близко не может подойти к носу, оказавшемуся более знатным.
В произведении присутствует тема духовности. Главный герой повести не имеет хорошего образования, на военной службе он дослужился до майора. Для Ковалева главное не внутренний мир, а внешность. Герою противопоставлен нос: он сосредоточен на богослужении, в отличие от хозяина, не отвлекается на дам. Ковалев отличается фривольным поведением: приглашает девиц к себе, намеренно мучает надеждой на брак дочь Подточиной.
В повести «Нос» Н. В. Гоголь раскрывает целый ряд социальных проблем, отображает пороки общества и отдельных личностей:
- Филистерство. Майор Ковалев гордится чином и мечтает о блестящей карьере. Героя сильно беспокоит, что дефект лица станет помехой для свершения планов. Общественное мнение для него имеет первостепенное значение, и его беспокоит, что скажут в обществе о человеке без носа.
- Безнравственность. Цирюльник не стремится вернуть владельцу нос, и признаться в том, что, возможно, он испортил лицо. Он не спешит избавиться от странного предмета в надежде остаться безнаказанным. Сама за себя говорит и аморальность поведения майора Ковалева.
- Лицемерие. Надменный Нос, как и его хозяин, не хочет общаться с тем, кто по рангу ниже него.
Главная идея произведения Гоголя заключается в том, чтобы на контрасте парадоксов показать все малодушие и порочность петербургского общества. Пропажу носа можно рассматривать как наказание Ковалеву за все его прегрешения, но писатель не делает акцента на этом. Повесть лишена морализаторства. Гоголь не указывает путь, как избавить общество от пороков, он лишь обозначает его проблемы. Отсюда впоследствии сформируется ошибочная идея «натуральной школы»: чтобы избавиться от проблем, нужно исправить общество. Н. В. Гоголь же понимал, что для улучшения ситуации он может сделать лишь одно – представить изъяны общества в наиболее ярком свете. И это писателю удалось: многие современники в героя повести узнавали своих знакомых или самого себя, ужасаясь ничтожности человека.
В литературной среде повесть вызывала широкий резонанс. Многие журналы отказывались печатать произведение, обвиняя автора в несуразности и пошлости написанного. Достоинства повести первым признал А. С. Пушкин, который разглядел фарсовый характер произведения. В. Г
Белинский призывал читающую публику обратить внимание на это произведение, так как в обществе множество таких майоров Ковалевых. С
Г. Бочаров отмечал, что Гоголь этим произведением побуждает общество взглянуть в глаза реальности.
О чем?
Сюжет повести прост, и сводится к достаточно примитивным действиям: потере, поиску и обретению злополучного носа. Однако произведение цепляет зрителя не сюжетом, а глубоким идейным содержанием.
Однажды утром цирюльник Иван Яковлевич к своему ужасу обнаружил в хлебе нос одного из своих постоянных клиентов, майора Ковалева. Он решил, что нос оказался отрезанным о лица хозяина по его оплошности. Не на шутку испугавшись странной находке, мужчина решил как можно быстрее избавиться от нее. В растерянности он отправился к реке, чтобы вода поглотила сомнительную улику. Избавившись от носа, Иван Яковлевич с облегчением вздохнул.
Тем временем Ковалев после пробуждения почувствовал неладное. Поняв, что его нос куда-то таинственным образом исчез, он тут же отправился к обер-полицмейстеру. Не застав того на месте, герой по дороге столкнулся со своим собственным носом, который вел себя удивительно нагло и высокомерно со своим хозяином.
Ковалев не намеревался оставить это дело просто так. Он попытался было опубликовать объявление о пропаже носа в газете, но везде его поднимали на смех. Впрочем, удача сопутствовал герою, и вскоре ему вернули нос, который пытался эмигрировать из России. Майор решил тут же водворить нос на место, но тот не собирался вновь прирастать к лицу Ковалева. В отчаянии майор решил, что это порча, которую на него навела противная штаб-офицерша Подточина. Он даже отважился написать женщине гневное письмо, в котором излил все свои претензии. Когда же герой получил недоуменный ответ от Подточиной, то понял, что ошибся в своих подозрениях. К счастью для майора Ковалева спустя две недели ситуация решилась сама собой, и сбежавший было нос оказался на своем законном месте.