Цитаты
«Суламифь» можно пересказать в нескольких словах. Царь Соломон, охладев к своей жене Астис, пламенно полюбил простую девушку Суламифь, жена его приказала начальнику своей стражи убить соперницу. Когда злодеяние свершилось, царь изгнал Астис из страны. Но странное и магическое впечатление оставляет эта история. С первых слов понятно, что повествование навеяно библейскими стихами. В Книге Царств Ветхого завета перечисляются деяния царя Соломона. Куприн как будто следует за Библией, рассказывая о сооружении «великого храма Господня». Но одна строка библейского стиха: «на что Хирам, царь Тирский, доставлял Соломону дерева кедровые и дерева кипарисовые и золото, по его желанию»
разворачивается в подробную картину. Появляются рабочие, а надсмотрщики обретают имена и характеры. Описание деяний, богатств, внешности и характера Соломона занимают первые три главы из девяти. Завязка драматического сюжета происходит в четвертой главе. Источник его – «Песнь песней Соломона», одно из самых возвышенных библейских сказаний. Автор, вдохновленный историей, полной поэзии и огня, пишет ее продолжение. И вот уже Суламифь (в Библии Суламита) во дворце, окруженная любовью и богатством, мучимая ужасными предчувствиями. На время мы переносимся в храм Изиды. Здесь мы встречаемся с Астис на фоне кровавого обряда, словно предвещающего трагическую развязку. Именно отсюда пошлет она влюбленного в нее убийцу, обрекая на смерть и его и свою соперницу. Гибель Суламифи, скорбь Соломона – так заканчивается повесть.
Повесть напоминает скорее театральную пьесу. Со сцены строительства храма мы перемещаемся в роскошный дворец Соломона, чувственные любовные картины обрамляют судебное заседание. Астис предстает перед нами в момент совершения мистерии оплодотворения Изиды.
Сюжетная линия светлой любви Соломона и Суламифи противопоставляются
любви-подчинению Элиава к Астис.
Имена Хирам, Азария, сын Нафанов; Балкис, царица Савская, как и имена главных героев повести – имена библейские.
Образ Соломона
, как и других героев, на первый взгляд, статичен. Однако, показывая легендарного царя как строителя храма, правителя, мудреца или страстного любовника, рисуя его облик, писатель как будто любуется драгоценностью, поворачивая ее разными гранями к свету.
Суламифь
мы, кажется, тоже видим глазами Соломона. Ее юная прелесть, ее незаурядная красота отражена в его словах. Внезапно разбуженные чувства как будто делают ее мудрее. Это единственный персонаж, чей характер меняется по мере повествования. Наивная девочка из виноградника, внимая мудрости Соломона, в конце приобретает черты почти мистической пророчицы собственной смерти.
Отношение автора к Астис
иное. Ее имени в библии нет. Красота ее искусственна. Она предстает перед читателем с синими волосами, нарумяненная, набеленная, с глазами, горящими, «как у зверя кошачьей породы»
. Охваченная ревностью мстительная развратница, она источник трагедии, которая в конце совершается. Элиав, слуга Астис, получает убийственную характеристику после совершенного злодейства «он робко, точно испуганный шакал, стал выползать из комнаты»
.
Как и в Библии, в повести «Суламифь» много перечислений, но каждый предмет, дополненный сочным эпитетом, ярким сравнением оживает, становится осязаемым: «Лунный камень, бледный и кроткий, как сияние луны…»
В нескольких словах может представить нам Куприн характер человека: «Азария… человек жестокий и деятельный, про которого сложился слух, что он никогда не спит, пожираемый огнем внутренней неизлечимой болезни»
. Необычайными словами описывает наружность Соломона: «Глаза же у царя были темны, как самый темный агат, как небо в безлунную летнюю ночь, а ресницы, разверзавшиеся стрелами вверх и вниз, походили на черные лучи вокруг черных звезд»
и Суламифи: «Положи меня, как печать, на сердце твое…»
Прямые заимствования из Библии: «Вот ты засмеялась, и зубы твои – как белые двойни-ягнята, вышедшие из купальни, и ни на одном из них нет порока. Щеки твои точно половинки граната под кудрями твоими»
органично вплетаются в ткань повествования, не нарушая стилистического единства.
Если критики и относят творчество Куприна к реалистическому направлению
, то можно сказать, что «Суламифь» – одно из самых романтических произведений писателя-реалиста.
Идею
его автор вложил в уста Соломона: «До тех пор, пока люди будут любить друг друга, пока красота души и тела будет самой лучшей и самой сладкой мечтой в мире, до тех пор, клянусь тебе, Суламифь, имя твое во многие века будет произноситься с умилением и благодарностью»
.
Кто такая Суламифь?
Суламифь – это возлюбленная мудрого и справедливого царя Соломона, героя многих мифов и сказаний. Легенда гласит, что девушка благодаря кроткому нраву и доброму сердцу стала любовью всей его жизни. Однако завистливая любовница правителя (у него по традиции был целый гарем) подослала своего наивного воздыхателя убить счастливую чету. Однако у него получилось лишь наполовину осуществить коварный план: душегуб погубил лишь женщину, преданно любившую царя и заслонившую его своим телом. Соломон жестоко отомстил обидчикам и всю жизнь скорбел о своей потере. Описание Суламифь сохранилось в мифах:
Куприн добавляет к этому портрету длинные рыжие волосы и стройность тела. По нашим меркам героиня – совсем еще ребенок, ей 13 лет, однако в те времена этого было достаточно, чтобы выйти замуж и даже познать радость материнства.
Сам Соломон известен тем, написал более 3000 притчей и 1005 песен. «Слово – искра в движении сердца» — говорил он. Правитель также изучал языческие книги, учения. Преследовал смертью жертвоприношение детей. «Одно дыхание у всех… Кто умножает познание – умножает скорбь». Ходили легенды и о «неиссякаемой силе страсти царя». Его персональный гарем насчитывал 700 жен, 300 наложниц, не считая рабынь и танцовщиц. Но, считается, что, несмотря на обилие красавиц, любил Соломон лишь одну единственную девушку, самую простую и скромную, из бедной семьи – Суламифь
Именно поэтому Куприн выделяет ее имя на фоне всего произведения и даже выносит в название, дабы подчеркнуть важность этого образа для сути повести. В этой истории любви проявился весь поэтический талант А
И. Куприна. Портретные зарисовки, наполненные яркими и «вкусными» сравнениями пленят читателя и переносят в очень далекую эпоху (действия разворачиваются в 480 году по исшествии Израиля).
Характеристику Соломону и его мудрости дает Библия. В Ветхом завете о нем сложена прекрасная притча о том, как пришли к царю две женщины делить ребенка. Произошла ошибка в лечебнице. Ребенок одной из них – погиб, а у другой жив. Стали спорить женщины, чей ребенок цел. Для принятия верного решения царь предложил обеим разделить малыша пополам. Первая женщина ответила, что это будет правильно и справедливо — «так не доставайся же ты никому», вторая оцепенела в ужасе и попросила отдать ребенка другой, лишь бы он был здоров. Таким образом, стало ясно, кто из них истинная мать.
Проблемы
Повесть «Суламифь» в основном акцентирует внимание на нравственных вопросах, раскрывая людям истинные ценности, способные сделать человека счастливым. В противовес им Куприн перечисляет те пороки, которые, наоборот, мешают людям обрести душевную гармонию
- Завистливый. Этот порок заставляет женщину презирать свои чувства и обращаться к гневу. В ней говорила не любовь, а ненависть. Атис ничего не добилась своим поступком, она только навлекла на себя справедливое наказание короля. Она растратила свое счастье только для того, чтобы его не было у других. Кроме того, она испортила судьбу молодого человека, который был ей предан. То есть потворство пороку только ухудшило ее положение, но никак не помогло ей.
- Эгоизм. Самолюбие Атиса раздуло от непомерного самолюбования. Женщина ставила себя выше людей, законов и чувств, поэтому вошла в жизнь невинного человека, предала любимого, отправила друга на смерть, а все потому, что вообразила, что она сама в себе справедливость.
- Кризис среднего возраста. Чувства Соломона перед роковой встречей с Суламифью может понять любой человек, переживший разочарование, связанное с пониманием окружающего мира, которое приходит в зрелости. Мир кажется несовершенным, люди кажутся лицемерными, жизнь кажется бессмысленной. Мудрость и опыт показывают все мрачные краски жизни, а пресыщенность заставляет усомниться в том, что обычные блага так важны и приятны. Только сильное чувство может помочь такому человеку вырваться из меланхолии и апатии.
IV–V
На южном склоне горы Ваал-Гамон есть у царя виноградник, куда любит царь уединяться в часы великих размышлений. Раз на заре, после роскошного пира, царь приказывает отнести себя к горе. Покинув носилки, царь сидит в одиночестве на простой деревянной скамье и размышляет о том, что подвластно только его уму. Вдруг царь слышит милый, чистый и ясный женский голосок, напевающий какую-то мелодию. Вскоре перед ним показывается девушка в лёгком платье. Она работает и не видит царя. Голос её всё больше завораживает царя, и, пока она подвязывает лозы, слух его наслаждается её пением.
Неожиданно царь выходит к ней и просит открыть лицо. Тут поднимается ветер, плотно облепляет платье вокруг тела девушки, и царь видит её всю как нагую под одеждой, всё её прекрасное и стройное тело, все её округлости и впадины, холмы и долины.
Девушка подходит к царю и видит, как он прекрасен. Царь говорит девушке, что она прекраснее всех на свете; просит сесть поближе к нему. Он узнаёт, что её имя — Суламифь, и она помогает своим братьям охранять царские виноградники.
Когда царь берёт её за руку, по телу её пробегает дрожь восторга, а когда он дарит ей сладостный поцелуй, девушка понимает, что только он может быть первым её возлюбленным. Соломон говорит ей, что он главный повар царя, и договаривается о свидании следующей ночью у стен дома девушки. В этот день Соломон особенно светел и радостен, и особенно много добра он делает, сидя на троне в зале суда.
О чем это произведение?
Часто царь Соломон любил уединиться в виноградниках. И вот однажды в одну из таких прогулок он услышал пение девушки. Умиление и улыбку вызвал голос ее у царя. Внешность была по стать пению. Рыжие волосы. Стройный стан. Цветы мака в волосах, самодельное ожерелье из ягод. Именно такой предстает перед читателями Суламифь. Благодаря своей искренности, нежности и чистоте, словно храм Парфенон, покорила она мудрейшего из правителей.
Одна из многочисленных жен Соломона, египетская царица Атис, страстно любила царя. Страшные и пленительные слухи ходили о ней: «Родители прятали всех красивых детей от ее взгляда». Ядовитые стрелы зависти по отношению к Суламифь пронзили ее скверное сердце. Ревность «везувием» возгорелась в душе Атис. Словно Отелло, вознамерилась она умертвить «предмет» своих страданий. Воспользовавшись влюбленностью Элиава (юноша, страстно желавший быть вместе с египетской царицей), она убедила его ночью проникнуть во дворец и убить счастливую пару.
В трагическую ночь царь и его возлюбленная любуются звездами и рассуждают о скоротечности человеческого бытия: «Жизнь коротка, но время бесконечно, вещество бессмертно… Проходят тьмы и тьмы тем веков, все в мире повторяется. Повторимся и мы с тобой, моя возлюбленная». Это будут последние слова, перед тем как Элиав пронзит девушку мечом. Данная ночь – последняя и в жизни несчастного юноши-марионетки. Такова суть повести «Суламифь». Атис ждет изгнание, а Соломона — вечное воспоминание о своей единственной любви. Местами данная повесть напоминает скорее трагедию с «традиционным шекспировским финалом», но, в совокупности обладает особым настроением и неповторимым послевкусием. Строки, которые Соломон приказал записать после потери возлюбленной, вынесены в эпиграф произведения:
Тема
- Тема любви в повести Куприна «Суламифь» — основная в произведении. Автор показывает, как необходима человеку любовь, как она помогает ему жить. Соломон был мудр, правил страной, но его отдушиной и любимой советчицей была 13-летняя девочка. Искренность ее чувств и чистота души делали ее речи не менее осмысленными и ценными, чем притчи Соломона. Однако знаменитая на весь мир мудрость не помогла герою уберечь возлюбленную: он не предусмотрел той зависти, которую вызывала фаворитка среди жен и наложниц. Трагедия в том, что любовь дает нам силы, чтобы жить, но так часто у нас не хватает сил, чтобы уберечь ее от смерти.
- Тема справедливости. Особую ценность повести в исполнении Куприна представляет обилие притч, которые подобрал писатель для полной характеристики мудрости и великодушия Соломона. В них царь проявляет истинное великодушие по отношению к своим подданным. Например, вот одна из самых известных притч: братья пришли к царю делить наследство. Было 3 брата. Умер их отец. Вопрос о наследстве стал ребром. Предусмотрительный глава семьи заранее все решил. Есть холм за домом, там, в яме, зарыт ящик с 3 отделениями. Верхнее отделение досталось старшему сыну — деньги. Второе отделение – среднему сыну, но там лишь находились кости. Последний же ящик – младшему, дерево — вот его наследство. Осерчали средний и младший сыновья, обратились в суд к Соломону. Каково же было решение царя? «Отец ваш был очень мудр. Старшему он завещал все свои деньги, среднему – скот и рабов, а младшему — дом и пашню». Помирились братья, все довольны остались.
- Тема бессмертия. Соломон и Суламифь в свой последний миг счастья говорили о том, что их чувство нетленно. Эти слова оказались пророчеством. Девушка погибла, но память о ней осталась жить в сердце и уме ее возлюбленного. Ее чувство пробудило в нем новую жизнь, и он сделал еще множество славных дел, вдохновляясь тем временем, когда они были вместе.
- Горе от ума. Набираясь опыта, царь понял, что мудрость несет ему разочарование в людях и мире вокруг него. Разум беспощадно открывал ему неприглядные стороны личности, государства, бытия, поэтому до встречи с возлюбленной он страдал и был в унынии. Любовь же излечила мудреца и дала ему силы двигаться дальше.
- Добродетель. Суламифь пленила царя не роскошными одеждами и эротичными формами, а истинными душевными богатствами, ставшими Соломону дороже славы и материальных ценностей.
Главы II—III
Соломон купается в женском внимании. У него 700 жен, помимо Астис, 300 наложниц и бесчисленное количество рабынь. Даже царица Савская, мудрейшая среди женщин, не устояла перед его чарами. Он может взять в жены любую девушку, которую пожелает.
Сам Соломон находится в расцвете сил. Хотя ему 45 лет, но он необычайно красив и свеж. У него черные кудрявые волосы, белоснежная кожа и алые губы. Также царь обладает сверхчеловеческими способностями: одним лишь своим прикосновением он исцеляет болезни, понимает язык зверей и птиц. Поэтому все обращаются к нему за мудрым советом. Ко всему прочему он сочинил много притч, которые стали известны всем жителям Востока.
Вариант 2
Произведение Ф.И. Куприна «Суламифь» повествует нам не только о мудром и справедливом правителе Соломоне, который прославился своим богатствам, но и знающим толк в любви. На тот момент, когда он встретил свою настоящую любовь ему было уже за сорок. Правитель уже многое повидал, познал и любовь, и предательство. Так же в его жизни было много зла и лести. Но он смог заставить подданных себя уважать. И для решения сложных вопросов к нему обращались люди, зная, что он никому не откажет и решение его будет справедливым.
Суламифь – девушка, из бедной семьи покорившая правителя вначале своим пением и красотой, а потом уже и нравственными качествами. В сущности, совсем еще ребенок, но сколько в ней такта, и рассудительности. Она еще не испорчена жизнью. Только в этом возрасте можно так бескорыстно любить и доверяться своему возлюбленному. Вот за эти качества и полюбил Соломон. Он как опытный мужчина понимал, что только с ней он может быть откровенным, не боясь за свою жизнь и репутацию.
К тому времени, когда они встретились, у царя были жены, наложницы и рабыни, которые его не только уважали и боялись, но также ненавидели и готовы были отомстить в любое время. К таким людям относится жена Соломона, она не хочет мириться с прекрасной соперницей. Опытная, хитрая Атис не намерена делиться с соперницей понимая, что Суламифь во всем превзошла ее. Разумеется, она была не единственной женой, но уж больно самолюбива и корыстна.
В повести, к такому жанру решил отнести свое произведение А.И. Куприн, полностью раскрывает тему любви, к сожалению, для обоих героев неудачную. Чтобы показать, насколько царь был мудрым, писатель приводит много притч, разных ситуаций, которые может решить он. Несмотря на свой жизненный опыт Соломон не смог уберечь от смерти свою возлюбленную. Любовь бывает настолько сильной, что порою невозможно заметить, что рядом кто-то вредит.
Мало утешает Соломона мечты о бессмертия вечности, как себя не утешай, а любимой рядом нет. Это есть истина, от которой никуда не денешься. Жизнь продолжается, и Соломон еще много сделал для своего государства, живя воспоминаниями о своей любви.
Наступает момент, когда человек понимает, что ни богатство и слава важны в жизни, а человек, который поймет и поддержит. С которым легко и свободно. Именно с этой девочкой повелитель познал истинную любовь, которая заключалась не только в плотских утехах, а в родстве душ, единении сердец.
В повести как в жизни писатель показал, насколько люди бывают, злы и ненавистны к чужому счастью.
11 класс
Главные герои и их характеристика
Куприн не пожалел времени на тщательное описание героев. Для этого он и изучал такое количество древних рукописей. Его персонажи не только мудры и добродетельны, но и красивы, соблазнительны, желанны. Как мастер слога, писатель не поскупился на возвышенные эпитеты и сравнения, поэтому в каждом нижеследующем пункте отдельное место отведено портрету действующих лиц.
Соломон — сын царя Давида, третий иудейский царь. Эпоха его правления примерно 976-928 года до н. э. Этот отрезок времени считается периодом наивысшего процветания царства Израильского. О мудрости его слагались легенды. Как-то ночью к нему во сне явился Бог и обещал исполнить любое заветное желание. На данную милость сказал царь: «Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ твой и различать, что добро и что зло». Слава о красоте его распространялась на тысячи километров. Вот описание Соломона, данное Куприным: ему 45 лет, у него бледное лицо, губы — яркая алая лента, волнистые черные волосы, уже кое-где «блестела седина, подобно серебряным нитям горных ручьев». Черная борода и темные глаза «как самый темный агат». Не было человека во вселенной, кто бы мог выдержать его взгляд: «Многие женщины за одну лишь улыбку готовы были душу отдать». Руки его нежны, белы, как у девушки. Считалось, что именно в руках его хранилась особая энергия, которая исцеляла головные боли, судороги, черную меланхолию и беснование. На левой руке царь носил гемму из кроваво-красного астериска, надпись на котором гласила: «ВСЕ ПРОХОДИТ».
Суламифь – прекрасная стройная рыжеволосая дева, соответствующая канонам красоты того времени. У нее нежные черты лица, глубокий страстный взгляд, безупречные пропорции тела, которое она эротично смазывает миррой, томясь в ожидании страсти. Однако она отличалась робостью, и даже не ее облик или сексуальность пленили царя. Характеристика главной героини состоит из ее мудрых высказываний, обдуманных не по годам. Отчасти девушка не вписывается в реальность, настолько она возвышенна и идеальна, будто влюбленный правитель выдумал ее. Ее мудрость подчас ставит в тупик самого монарха. Вдохновленные поэтической красотой речи сочетаются в ней с талантом любить. Суламифь действительно рада доставить хоть малейшее наслаждение своему покровителю. Счастье разливается миррой по всей ее сущности и пленяет мужчину. Она тщательно готовит себя к встрече с ним. Ее томление сливается в предвкушением неземных блаженств. Вся эта гамма чувств отражается в ее взоре
Поэтому можно понять того, кто полюбил ее всем сердцем, хоть и был пресыщен женским вниманием. Героиня самоотверженна, добра и отзывчива, в ней писатель изображает истинную женскую добродетель, идеал красоты физической и духовной.
Атис – египетская царица, жена царя Соломона
Это антагонист Суламифь. Женщина порочна, ее душа пропитана злобой и завистью. Ее страсть к супругу – проявление эгоизма, ведь ее смущает лишь тот факт, что он предпочел ей кого-то другого. Ревность и самолюбие не дают ей смириться с его выбором. Она бессовестно использует влюбленность пылкого юноши, чтобы заставить его убить ненавистную пару. Подобно Гермионе и Медее, ревнивым героиням древнегреческих мифов, Атис не считается с моральными установками и общественными законами, ее гнев затмевает разум, а к любви примешивается ярость.
Элиав – убийца, безнадежно влюбленный в египетскую царицу. Он соглашается на грех из-за отчаяния пленить сердце самовластной гордой красавицы. Однако он, подобно Оресту, оказывается обманут. Его трагедия в том, что он позволил чувствам полностью управлять собой.
Кто такая Суламифь?
Суламифь – возлюбленная мудрого и праведного царя Соломона, герой многих мифов и легенд. Легенда гласит, что девушка благодаря своему кроткому нраву и доброму сердцу стала любовью всей его жизни. Однако завистливая любовница правителя (по традиции у него был целый гарем) подослала своего наивного поклонника убить счастливую пару.
Однако осуществить коварный замысел ему удалось лишь наполовину: убийца убил только женщину, беззаветно любившую короля и заслонившую его своим телом. Соломон жестоко отомстил обидчикам и всю жизнь оплакивал утрату. Описание Суламифи сохранилось в мифе:
Куприн добавляет к этому портрету длинные рыжие волосы и стройное тело. По нашим меркам героиня еще ребенок, ей 13 лет, но в те времена достаточно было выйти замуж и даже познать радость материнства.
Известно, что сам Соломон написал более 3000 притч и 1005 песен. «Слово — это искра в движении сердца», — сказал он. Правитель также изучал языческие книги и учения. Затем следует смерть ребенка в жертву. «Одно дыхание для всех… Кто умножает знание, умножает печаль». Ходили легенды о «неиссякаемой силе царской страсти».
Его личный гарем состоял из 700 жен, 300 наложниц, не считая рабынь и танцовщиц. Но считается, что, несмотря на обилие красавиц, Соломон любил только одну-единственную девушку, самую простую и скромную, из бедной семьи — Суламифь
Именно поэтому Куприн выделяет ее имя на фоне всего произведения и даже ставит его в заглавие, чтобы подчеркнуть важность этого образа для сути рассказа
В этой истории любви проявился весь поэтический талант А. И. Куприна. Портретные зарисовки, наполненные яркими и «вкусными» сравнениями, увлекут читателя и перенесут в очень далекую эпоху (действие происходит в 480 году после исхода Израиля).
Атрибуты Соломона и его мудрость даны Библией. В Ветхом Завете о нем есть красивая притча о том, как две женщины пришли к царю делить ребенка. В больнице произошла ошибка. Ребенок одного из них умер, а другой жив. Женщины стали спорить, чей ребенок цел. Чтобы принять правильное решение, царь предложил им обоим разделить младенца надвое.
Первая женщина ответила, что это будет правильно и справедливо — «так никому не доставай», вторая женщина онемела от ужаса и просила отдать ребенка кому-нибудь другому, лишь бы он был здоров. Таким образом стало ясно, кто из них истинная мать.
Жанр: рассказ или повесть?
Сам автор ответил на этот вопрос однозначно, назвав свое творение повестью. Неудивительно, ведь для рассказа произведение слишком объемно и насыщенно героями, событиями, описаниями. Книга могла бы претендовать и на звание романа, но не дотянула по объему. Впрочем, автор и не собирался превращать «Суламифь» в эпическую громаду с масштабным размахом. Ему было достаточно места в рамках повести, чтобы воплотить свой замысел и донести до читателя свои идеи. Излишнее количество страниц и растягивание истории могли только помешать восприятию и опошлить заложенный Куприным подтекст.