Герои романа
Арина Петровна Головлёва – 60-летняя властная женщина, «одарённая творчеством», то есть воображением. Она ещё бодрая, привыкла жить в своей воле: «Держит она себя грозно, единолично управляет обширным головлёвским имением». Головлёва не дружит с соседями, а от детей требует послушания. Характер у неё «самостоятельный, непреклонный и отчасти строптивый». Никто в семье не может оказать ей противодействие.
Арина Петровна серьёзна и деловита, руководствуется заботами об устройстве семейных дел, но это только «по наружности». К мужу, который называет её «ведьмою» и «чёртом», она равнодушна.
В детях Арина Петровна видела только лишнюю обузу, называла их «постылыми», из экономии держала впроголодь. Они «не затрагивали ни одной струны её внутреннего существа». Она не любила старшего сына и дочь, была равнодушна к младшему и побаивалась среднего. Как оказалось, не зря. Постылым детям мать «выбрасывала куски» наследства и считала свой материнский долг исполненным.
Её муж Владимир Михайлыч Головлёв – «человек легкомысленный и пьяненький». Его безалаберный и озорной характер унаследовал старший сын Степан. Праздная и бездельная жизнь отца семейства близка его детям. Его занятия состояли в пении скворцом, петухом и сочинении «вольных стихов». Жену он ненавидел и боялся, она называла его «ветряной мельницей» и «бесструнной балалайкой». Со временем Головлёв стал пить, развлекался с горничными девками, пока не одичал и не превратился в дряхлого старика.
Старший сын Степан Владимирыч был прозван матерью Стёпкой-балбесом и Стёпкой-озорником. Он был постылым, парией, шутом, таким же проказником, как отец, и его любимцем. Как и мать, Стёпка угадывал слабые стороны людей. Мать частенько грозилась убить его. Постоянное принижение образовало «характер рабский, не знающий чувства меры и лишённый всякой предусмотрительности». Несмотря на то что Стёпка закончил университет, он 4 года не мог никуда утроиться из-за праздности, пока мать не определила его в Москве в надворный суд, где он прослужил 3 года. Проев выброшенный кусок – дом в Москве в 12 тысяч – Степан вернулся в Головлёво, где и умер.
Дочь Аннушку мать отправила в институт, чтобы «сделать из неё дарового домашнего секретаря и бухгалтера». Но дочь сбежала из Головлёва с корнетом Улановым. Повенчавшись без благословения, «как собаки», молодые люди проели выброшенный матерью кусок – 5 тысяч. Осталась деревенька Погорелка в 30 душ. Через 2 года корнет сбежал, а Аннинька через 3 месяца умерла, оставив на попечении бабушки близнецов Анниньку и Любиньку, которых Арина Петровна называла Аннушкиными щенками.
Порфирий Владимирыч имел 3 прозвища, данные старшим братом: Иудушка, кровопивушка и откровенный мальчик. Он ласкался к маменьке и наушничал, ни разу не был матерью уличен в утаивании. Мать никогда не могла понять, он источает яд или сыновнюю почтительность.
Арина Петровна боялась Иудушку, помня пророчество блаженного Порфирия о рождении сына, в котором она усматривала опасность для себя.
Образ Иудушки – новый психологический тип в литературе. Он жестокий, лицемерный предатель. Этот образ наиболее полно раскрыт автором. Во-первых, Порфирий единственный, кроме деградации, переживает перерождение, правда, запоздалое и ни во что не воплотившееся. Этим он напоминает библейского Иуду, который не то чтобы раскаялся, но жить с грузом предательства не мог и повесился.
Младший сын Головлёвых Павел – противоположность среднему – «олицетворение человека, лишённого каких бы то ни было поступков». Он не был склонен к учению, играм или общению. Павел «любил жить особняком, в отчуждении от людей». Повзрослев, он превратился в апатичную и загадочно-угрюмую личность, в человека, лишённого поступков. Его качества (доброта, гостеприимство, ум, честь) никак не проявлялись. Он был угрюмым, боялся матери, хотя и огрызался.
Тема и проблематика
Основная тема романа – это человеческие пороки и их разрушающие влияние на личность и души людей. События начинаются незадолго до того, как в Российской империи отменили крепостное право (это произошло в 1861 году), а продолжаются уже после того, как крестьяне стали свободными – эта реформа сильно отразилась на жизни помещиков.
В начале романа главные герои представлены как очень зажиточная семья, и это богатство (ради которого практически ничего не приходится делать самим) сильно развращает всех Головлевых. Даже женщины, хозяйки очага, заботятся о поместье не ради сохранения семейных ценностей и общего блага, а лишь ради наживы. Помимо жадности и алчности, членам семьи Головлевых свойственны и такие пороки, как пристрастие к алкоголю, глупые и пошлые развлечения, жестокость. Из-за этого никто из этой семьи никогда не стал счастливым. Постепенно все герои умирают – сначала духовно, а потом и физически. Именно нравственная гибель является одной из центральных проблем романа.
Социальная критика в романе «Господа Головлевы» М. Е. Салтыков-Щедрина
Одной из главных тем романа является социальная критика. Салтыков-Щедрин остро иронизирует над обществом своего времени, раскрывая его преступную, тупую и беспощадную сущность. Автор демонстрирует, как низшие слои социума оказываются жертвами бездуховности и эксплуатации высших классов.
Персонажи романа карикатурно изображены, подчеркивая нравы и характерные черты своего сословия. Неумошленность, лицемерие, жадность, бескультурье – все это явно выступает у героев произведения. Сюжетные линии также направлены на раскрытие зловещей эскалации несправедливости в социуме, отображая внутренние противоречия и социальные конфликты времени.
Если сравнивать роман «Господа Головлевы» с творчеством других классиков русской литературы, то здесь выступает яркая проявленная критическая традиция. Перед нами один из наиболее горьких кумиров русских писателей, который страстно выступал против общественной неравенности, демонстрируя свой антинациональный взгляд на действительность.
В своем произведении автор не просто устремляет остервенный язык властителям – на его страницах переплетаются исторические и социальные факторы, сюжетные расклады и героические картинки, позволяющие читателю проявить критический взгляд на современное общество и прочувствовать его горькую, а порой пугающую, действительность.
Вариант 2
Произведение по жанровой направленности относится к социально-психологической драме в духе реализма, основу которой составляет история трех поколений рода помещиков Головлевых, закончившаяся трагедией.
Ключевой тематикой романа является духовное и физическое разрушение человеческой личности, показанное писателем в виде помещичьей жизни в период упразднения института крепостного права. При этом название романа в стиле тонкой иронии передает авторскую идею о постепенном неизбежном вымирании сословия помещиков, не приносящего существенной пользы обществу.
Композиционная структура произведения представляется собой завязку, которая переходит в экспозицию и другие сюжетные элементы, выстроенные в соответствии с логической последовательностью, полностью раскрывающие основную тему романа и доносящие авторский замысел.
Центральным персонажем романа является Порфирий Головлев, прозванный Иудушкой, представленный в образе лживого, лицемерного человека, отличающегося празднословием и бесконечным издевательством над окружающими людьми. В образе Иудушки писатель изображает ярко проявление вырождения помещиков, живущих исключительно за счет крепостных крестьян, которые имеют от них рабскую зависимость.
Иудушка характеризуется писателем изворотливой силой, гнусной жестокостью, мерзопакостными поступками, не принимающего традиции семейных обрядов и отношений внутри семьи, использующего закон и религию в качестве обуздывающей, карающей силы для угнетения слабого человека.
Сюжетная линия произведения повествует о семье Головлевых, члены которой обрекаются на несчастливую жизнь, начиная со дня их рождения. Изображая героев семейства, писатель демонстрирует отсутствие взаимопонимания, любви, дружбы и уважения друг к другу, а также ведение праздного образа жизни в отсутствие жизненных целеустремлений, плавно переходящих в пьянство и разврат, являющихся примером масштабной общероссийской проблемы.
Началом умертвления дворянского рода становится смертельная кончина сына Головлевых Степана, являющегося представителем молодого поколения семейства, одного из самых умных и даровитых Головлевых, но ставшего под влиянием деспотичного воспитания матери человеком со слабым, покорным характером. После смерти Степана на семью обрушивается цепочка несчастий и постепенно начинают умирать остальные члены семьи, душевное состояние которых развращено тягой к богатству, жадности, бессмысленными развлечениями и алкоголем. В качестве причины обрушившихся на семью Головлевых смертей писатель указывает Порфирия Головлева, который в прямом либо косвенном смысле способствует уничтожению членов собственной семьи.
Смысловая нагрузка романа передает авторскую идею, заключающуюся в личностном распаде души человека, который впоследствии приводит к физической гибели. Именно в этом писатель видит вечную моральную проблему современного общества.
Господа Головлевы анализ произведения
1. Введение. В творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина большое место занимает произведение «Господа Головлевы». Центральный персонаж романа, Порфирий Головлев (Иудушка) стал образцом лгуна и празднослова, высшее наслаждение которого заключается в лицемерии и бесконечном издевательстве над окружающими.
2. История создания. Замысел написать большое произведение о жизни помещиков возник у Салтыкова-Щедрина в конце 50-х гг. XIX века. В основу романа легли отдельные рассказы о семье Головлевых, входящие в цикл «Благонамеренные речи». В течение 1875-1876 гг. одна за другой публикуются главы произведения. Окончание работы писателя относится к 1880 г.
3. Смысл названия. «Господа Головлевы» — это три поколения помещичьей семьи, описанных в романе. В самом названии заложена тонкая ирония автора, который ненавидел образ жизни провинциальных помещиков. «Господа» изображены в качестве вымирающего сословия, которое не приносит никакой пользы. К постепенному неизбежному «умертвлению» их приводит празднословие или запой.
4. Жанр. Социально-психологический роман
5. Тема. Центральная тема романа — обреченность помещичьего сословия. Жизнь за счет крестьян, находящихся в рабской зависимости, не может развить в человеке ничего хорошего. Начинается постепенное вырождение, ярче всего проявившееся в образе Порфирия Головлева.
В третьем поколении еще заметна тяга к какой-то иной жизни. Сыновья Порфирия, сироты Любинька и Аннинька стремятся во что бы то ни стало покинуть родовое имение. Но «головлевский гной» преследует их повсюду. Главным виновником смерти молодежи оказывается Иудушка, который, как паук, накидывает на всех свои петли.
6. Проблематика. Главная проблема романа заключается в том, что все его герои обречены на страдания с рождения. Между членами одной семьи не существует любви и уважения. У Порфирия эти чувства заменяются врожденной тягой к приобретению и накоплению богатства, которая скрывается за самым гнусным лицемерием.
Арина Петровна всю жизнь положила на «округление» своего хозяйства, но в итоге оказалась ни с чем. Даже в отношениях горячо любящих друг друга Любиньки и Анниньки наступает период, когда они перестают общаться. Камнем преткновения опять-таки выступают деньги богатых поклонников. В семействе Головлевых о родственных чувствах вспоминают только при серьезной опасности и близкой смерти. Но этот проблеск человечности всегда происходит слишком поздно.
Еще одной общероссийской проблемой, описанной в романе, является запой. К нему членов семейства приводит праздный образ жизни и отсутствие каких-либо четких целей. Самое страшное падение происходит с Аннинькой и Любинькой, которые мечтали о высоком искусстве, но также скатились до пьянства и разврата.
7. Герои. Арина Петровна, Порфирий, Степан, Павел, Аннинька и Любинька, Петенька и Володенька.
8. Сюжет и композиция. Роман начинается с достаточно благоприятного времени для семьи Головлевых. Арина Петровна — богатая и умная помещица, которая выгодно ведет хозяйственные дела семьи. Ее огорчает только сын — Степка-балбес. Некоторые опасения Арина Петровна испытывает по поводу Порфирия. Она уже замечает, что его льстивые речи представляют собой откровенное лицемерие.
Смерть Степана становится началом цепи бедствий, постигающих семью. Головлевы умирают один за другим. На этом фоне единственным довольным человеком остается Иудушка, который даже из смерти близких людей старается извлечь пользу. Он вполне мог спасти своих сыновей, но жадность перевесила в его душе все родственные чувства. Оставшись один, Порфирий постепенно начинает сходить с ума. Он тоже погружается в запой, но не от алкоголя, а от бесплодных фантазий.
Приезд смертельно больной Анниньки в какой-то момент пробуждает в дяде и племяннице родственные чувства. Но уже слишком поздно: последние Головлевы с головой погружаются в запой. В душе Иудушки перед самой смертью появляется желание посетить могилу матери. Побуждаемый этим порывом, он умирает в дороге. Аннинька также обречена, находясь в сильнейшей горячке. Роман заканчивается возвращением к теме ненасытной жадности. «Умертвлением» целого семейства крайне заинтересована ближайшая родственница Головлевых — «сестрица» Н. И. Галкина…
9. Чему учит автор? Салтыков-Щедрин показывает, что гибель провинциального дворянства неизбежна. Их бесполезная жизнь в «прахе» и «гное» никому не нужна. Помещики сами способствуют своему уничтожению, стремясь вырвать последний кусок из рук умирающих родственников.
Очень краткий пересказ романа «Господа Головлевы».
Имением Головлевых управляла Арина Петровна, она была расчетливой и строгой женщиной, в отличие от своего супруга Владимира Михайловича. Он не касался дел, заводил интрижки на стороне и вел праздный образ жизни
Арину Петровну это не смущало, ей было важно побольше заработать. Нельзя сказать, что они друг друга любили, но прожили вместе 40 лет
У них родилось дочь и три сына: старший Степан, Анна, Порфирий и Павел.
Когда дочь выросла, то сбежала с корнетом и вышла за него замуж без согласия родителей. Но он ее бросил через два года, оставив одну с двумя дочерями-близнецами –Аннинькой и Любинькой. Вскоре дочь Арины Петровны – Анна умирает. После смерти Анны, воспитанием девочек пришлось заняться самой Арине Петровне. Старший сын Головлевых, Степан, проиграл все свое состояние и даже продал подаренное ему матерью имение за бесценок. Ему остается вернутся в отчий дом, где он продолжил пьянствовать, от чего вскоре и умирает.
Павел живет в своей деревне совсем один, и начинает пить от одиночества, тоже умирает, а его состояние унаследовал Порфирий. Он был самым подлым из всех, даже родня его называла Иудушкой.
Когда Аннинька и Любинька повзрослели, то отправились учиться, и стали актрисами. Но праздная жизнь их быстро утянула на дно, в итоге они стали куртизанками. Им самим было тошно от такой жизни, что они решили покончить с собой при помощи яда. Но смелости хватило только Любиньке, она умирает. А Аннинька возвращается в отчий дом, где постепенно начала спиваться.
В поместье остались только Порфирий и его племянница. К концу жизни Иудушка остался в одиночестве, его сыновья погибли (один покончил жизнь самоубийством, другого сослали в Сибирь за то, что проиграл казенные деньги, но он заболевает и умирает в деревенской больнице, даже не доехав). Иудушка «приближает» к себе экономку Евпраксеюшку. Она от него рожает сына, но Порфирий отказывается от своего сына и отправляет его с ключницей в детский приют. После этого Евпраксеюшка меняет отношение к барину в худшую сторону. Перестает за ним ухаживать и плохо к нему относится.
Иудушка прозрел к концу своей жизни, что он был неправ, и очень жалел о том, как он себя вел с близкими. От злости на себя Порфирий начинает пить и решает отправиться к могиле Арины Петровны, чтобы попросить прощения, но умирает по пути. Аннинька даже об этом не узнает, потому что сама находилась в предсмертной горячке. А все, что было нажито Головлевыми достается их дальней родственнице.
О чем произведение «Господа Головлевы»
Автор показывают читателю жизнь дворянского сословия, переживающего в конце 19 века серьезные изменения. В центре произведения – семья Головлевых, члены которой страдают из-за внутренних межличностных проблем. Отрицательные черты персонажей прорисованы весьма четко, даже излишне преувеличенно.
Арина Головлева представляет собой алчную женщину, единственное целью которой является увеличение собственного богатства. Вместе с тем своим добром Арина не желает ни с кем делиться. Детей своих она не любит, опасается, что они будут претендовать на ее имущество. Детей в этой семье не научили искренним чувствам, они не ценят того, что имеют, разбазаривают даже те крохи, которые достаются им от матери.
Смысл романа М. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» заключается в том, что в конце каждой главы умирает один персонаж. Этим автор хотел показать уничтожение помещичьего рода, вымирание дворянства. Смерти членов семьи Головлевых обусловлены многими факторами: отсутствием доверительных отношений, безразличия к родному человеку, потребительского отношения к обществу. Родственники ругаются из-за наследства, при этом предвзято относятся к матери, которой на закате жизни приходится уехать в глухую деревню.
Многие писатели того времени поднимали вопрос вымирания дворянства. Но М. Салтыков-Щедрин описал этот процесс во всех красках, местами слишком жестоко. В романе «Господа Головлевы» смысл заключается в том, что распад начинается внутри семьи. Идет полная деградация персонажей, и происходит это из-за праздности существования, нежелания прилагать усилия для изменения жизни в лучшую сторону. Главные герои существуют обособленно, зацикленные на собственных благах. В семье нет любви, взаимопомощи, поддержки, все крутится вокруг материальных ценностей.
Влияние романа «Господа Головлевы» на литературу и культуру
Роман «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина стал не только классикой русской литературы, но и важным источником для исследования социальных проблем России XIX века. В своем произведении автор раскрывает множество вопросов о нравственности, жизни знати и крепостных людей, что отразилось на литературе того времени.
Одним из наиболее ярких проявлений влияния романа на культуру является появление новой литературной школы-реализма. Редакционная статья Салтыкова-Щедрина «Терпкий глоссарий», опубликованная в 1861 году, имела большое значение для русской литературы. В этой статье автор объясняет, почему роман «Господа Головлевы» не является комедией и какими преимуществами обладает направление реализма.
- Сюжет романа впоследствии стал основой для множества творческих произведений, в том числе и для кино и театра. Постановки спектакля «Господа Головлевы» были очень популярны и в начале XX века.
- Действие романа на многие поколения стало символом борьбы за справедливость и свободу. Во многом благодаря этому в культуре возникли новые тенденции и направления, обломившие стереотипы прошлого.
- Нередко авторы других произведений искусства черпали вдохновение и образы из творчества Салтыкова-Щедрина. Так, Лев Толстой, Иван Тургенев и Федор Достоевский были увлечены его произведениями и нередко ссылались на них в своих работах.
Таким образом, роман «Господа Головлевы» не только является классикой русской литературы, но и оказал влияние на развитие реализма, стал символом борьбы за справедливость и свободу, стал источником вдохновения для других авторов и вошел в золотой фонд русской культуры.
Тема, основная мысль и проблематика
Тема романа – постепенная деградация, распад и умирание дворянской семьи, разрыв семейных уз. Основная мысль связана с причинами и путями этой деградации: в семье царят отсутствие любви, бездуховность, праздность, отсутствие интеллектуальной деятельности, заменяемое пустословием, невозможность и бесполезность какого бы то ни было труда.
Морально-этические проблемы в романе переплетаются с социальными. Проблема гибели «дворянских гнёзд» была актуальна для русской литературы, но впервые освещалась сатирически, без сочувствия и сожаления. Головлёвская семья гибнет не потому, что обеднела, а потому, что члены её деградировали, духовно оскудели.
Салтыков-Щедрин исследует проблемы, которые приводят к деградации. Во-первых, Это проблемы наследственные: дети и внуки Головлёвых повторяют недостатки родителей, в детях пороки даже усиливаются. Например, Иудушка ещё более подлый и лицемерный, ещё больший стяжатель, чем мать. А его старший и младший брат ещё более безвольные, чем отец. Другая проблема — способствующий деградации образ жизни Головлёвых. Пьянство и праздность, отсутствие мыслей и деятельности, скудное питание и ограничение общения – всё это сводит в могилу каждого из членов семьи. В основе всех неприятностей детей Головлёвых лежит страсть Арины Головлёвой к накопительству. У неё есть определённый талант: она удесятеряет первоначальный капитал. Но борьба за деньги и становится причиной вымирания.
Жанр романа
В книге показан процесс саморазрушения на примере дворянской фамилии, достоверно охарактеризована настоящая суть этого слоя общества. «Господа Головлевы» — произведение, где изображена летопись событий, хроника вымирания рода. Изначально писателем задумывались документальные социально-психологические очерки, которые затем были объединены в роман. В нем полностью раскрыта психология героев через их поступки, а не посредством внутренних монологов персонажей. Также показано влияние социальных причин на уровень психологического развития личности.
По своему жанру «Господа Головлевы» представляет собой роман социально-бытового жанра с подробным описанием отношений в помещичьих семьях. М. Е
Салтыков-Щедрин является писателем-реалистом, который использовал в своем творчестве приемы сатиры (гротеск, в частности), акцентируя внимание на ущербности, недостатках описываемых явлений без искажения пропорций
Анализ «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин
М. Салтыков-Щедрин вырос в помещичьей среде, поэтому знал ее изнутри. С юных лет писатель видел, что семьи помещиков опутаны сетями лжи и порока. Это впечатление угнетало Михаила Евграфовича, а позже нашло место в творчестве.
Роман «Господа Головлевы» показывает истинное лицо баров. Произведение также позволяет проследить за тем, как человек разрушает самого себя. Изучают роман в 10 классе.
Предлагаем узнать о нем больше, ознакомившись с анализом произведения.
Год написания – 1875-1880.
История создания – Изначально М. Е. Салтыков-Щедрин хотел написать цикл рассказов «Благонамеренные речи». Он даже опубликовал несколько небольших произведений в журнале «Отечественные записки». Постепенно писатель настолько вдохновился работой, объединил рассказы, превратив цикл в роман.
Тема – тема произведения – жизнь помещиков накануне отмены крепостного права и после этого события. В контексте нее развивается мотив духовного и физического разрушения человека.
Композиция – Роман организован так, что все его элементы, сюжетные и несюжетные, служат раскрытию темы и донесению идеи. Начинается произведение завязкой (суд над Степаном), за которой следует экспозиция и другие элементы сюжета в логической последовательности.
Жанр – Социально-психологический роман.
Направление – Реализм.
История создания произведения связана с личными и культурно-историческими обстоятельствами жизни писателя. Михаил Евграфович вырос в семье помещика.
Став взрослым, он так отзывался о помещичьей среде: «Очень уж подла была среда, в которой я провел большую часть своей жизни…». Это впечатление усилило наблюдение за тем, как после отмены крепостнического права крестьяне боролись за свои земли.
В этот период в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина более громко звучат антикрепостнические идеи.
Анализированное произведение «выросло» из цикла рассказов «Благонамеренные речи». Их писатель публиковал в журнале «Отечественные записки». Первый из них – «Семейный суд» (1875) – получил положительный отклик И. Тургенева, что стало толчком к созданию следующих рассказов.
Постепенно вырисовывалась целостная история семьи: отдельные произведения объединялись темой и героями. Превращая цикл рассказов в роман, писатель внес в отдельные части правки. Роман был завершен только в 1880 г., в общем, работа над ним длилась на протяжении пяти лет.
Изначально автор хотел назвать роман «Эпизоды из жизни одного семейства», но сам же отклонил его.
В произведении можно выделить две основные темы – жизнь накануне отмены крепостного права и после этого события. В контексте широкой историко-культурной темы развивается вечная моральная проблема – физическое и духовное разрушение человека. Обе они были актуальны в русской литературе второй половины ХIX века и до сих пор подталкивают читателя к важным выводам.
В центре романа семья помещиков Головлевых. С ее членами мы знакомимся в части, описывающий семейный суд. С первых глав читатель узнает, что глава этого семейства Арина Петровна.
Ее муж был несерьезным, даже в солидном возрасте не смог избавиться от ребячества. Таким образом, забота об усадьбе легла на плечи женщины. У Головлевых было четверо детей: Степан, Порфирий, Павел и Анна.
Между собой они не дружили, так как каждый переживал, кому достанется наследство.
Читатель наблюдает, как сначала разрушаются души Головлевых, а потом наступает гибель физическая. На судьбу братьев и сестры достаточно сильно повлияло воспитание. Головлевых-старших жизнь тоже не жаловала.
В сюжетных линиях героев постепенно формируется проблематика произведения.
произведения дает понять, что смысл названия «Господа Головлевы» иронический. Автор подсмеивается над несоответствием оболочки помещичьих семей и того, что видим изнутри.
Особенность композиции романа М. Салтыкова-Щедрина в том, что все ее составляющие, сюжетные и несюжетные, служат раскрытию темы и донесению идеи. Последовательность сюжетных элементов несколько нарушена. Начинается произведение завязкой (суд над Степаном), за которой следует экспозиция и другие элементы сюжета в логической последовательности.
Это большое произведение, в котором развивается несколько сюжетных линий, основная проблема остается открытой. Главные проблемы – социальные и психологические.
Направление – реализм, так как в произведении отображены реальные события конкретной эпохи.
Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 33.