Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» — краткое содержание
В один из дней почувствовал помещик, что мужик исчез из его владений, и обрадовался.
Однако вскоре выяснилось, что вместе с крестьянством пропали и продукты, и всякая возможность наладить быт.
Интересно, что для укрепления стойкости незадачливый «руководитель села» обращается к государственному печатному органу – газете, в чтении которой находит утешение и поддержку своей фанатической глупости.
Вскоре от него отворачиваются его друзья и приятели – актеры да генералы. Суть их претензий проста – сокращение доходов принимающей стороны. Столов не накрывают, да не развлекают. Некому и нечем.
Помещик начинает медленно, но верно дичать. В итоге бедняга находит себе товарища в лице лесного медведя. Однако затеи своей не бросает даже после посещения его капитаном-исправником.
Власть начинает беспокоиться, мужик чудесным образом возвращается. Одичавший помещик, потерявший человеческий облик, к нормальной жизни вернуться уже не может. Здесь раскрывается смысл названия произведения – «Дикий помещик».
Примечания
- ↑ Маслова А. Г., Цзан Хунжунь. Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» в системе уроков русского языка как иностранного // elibrary : сборник. — С. 435—441.
- ↑ . Литрекон (11.09.2019). Дата обращения: 9 сентября 2023.
- ↑ Салтыков-Щедрин М. Е. . Русская виртуальная библиотека 23—30. РВБ. Дата обращения: 9 сентября 2023.
- ↑ Строганова Е. Н. . КиберЛенинка. Дата обращения: 9 сентября 2023.
- Эльсберг Я. Вступительная статья «Рассказы, очерки, сказки», М. Е. Салтыков-Щедрин. — М.: Детгиз, 1951.
- Бушмин А. С. Комментарий к разделу «Сказки», «Собрание сочинений Салтыкова-Щедрина в 20 томах», том 16 (часть 1). — М.: Детгиз, 1974.
- Салтыков-Щедрин М. Е. Собрание сочинений: в 20 т. Т. 5. — М.: Художественная литература, 1966. — С. 338. — 712 с.
Темы, проблемы
В своей сказке «Дикий помещик» Салтыков-Щедрин в форме условной сатиры иллюстрирует процесс деградации персонажа, обусловленной ограниченностью понятий и принципов, характерных для помещичьего сословия.
Основной фокус сосредоточен на социальном неравенстве, которое существовало в России между помещиками и крепостными крестьянами. Проблематика произведения касается порабощения простого народа и сложных взаимоотношений между эксплуататорами и эксплуатируемыми.
Я. Е. Эльсберг, советский литературовед и критик (-), пишет, что «Щедрин в своих сказках обличил все господствующие и эксплуатирующие классы. <…> „Дикий помещик“ — образ обезумевшего в своей ненависти к народу помещика-крепостника».
А. С. Бушмин, советский литературовед, академик АН СССР (), исследователь творческого наследия М. Е. Салтыкова-Щедрина считает, что «едва ли, например, можно было доходчивее, ярче, остроумнее передать идею о социальном антагонизме и о деспотической сущности самодержавия», чем это сделано в сказке «Дикий помещик».
Актуальные темы в сказке:
Народ
- В произведении простые русские крестьяне предстают как талантливые и хозяйственные люди. Однако, они не обладают силой воли и самоуважением, и становятся рабами системы. Система воспринимает их только как живые инструменты.
Родина
- Салтыков-Щедрин видит в России и русском народе огромный потенциал, который ограничивается помещичьим и государственным гнётом. Крестьянство молча терпит несправедливости, и это препятствует полному раскрытию потенциала.
Противопоставление дворянства крестьянству
- В образе мужиков представлено всё русское крестьянство, которое обладает умением и умом, но лишено прав и воли. Они вынуждены нести бремя привилегированного дворянского меньшинства, которое представлено глупым, ничтожным и злым помещиком.
Быт и нравы России
- В своей сказке писатель высмеивает быт и нравы России, которые царили в его время. Печальной обыденностью для Российской империи даже после отмены крепостного права были огромный и неповоротливый бюрократический аппарат, социальное неравенство и дворянский гнёт.
Фольклорные мотивы, такие как «в некотором царстве, в некотором государстве», «жил-был», «на свет глядючи радовался», часто встречаются в тексте сказки, чтобы подчеркнуть его глубокую народность.
Сюжет
Взаимоотношения между классами помещиков и крепостных, скрытые за гротескной ситуацией, лежат в основе сюжета сказки.
В центре сюжета находится богатый помещик Урус-Кучум-Кильдибаев, страстно ненавидящий крестьян и молящийся, чтобы они исчезли со своих земель. Вместо того чтобы ожидать, что бог сделает это за него, помещик решает самостоятельно изжить крестьян из своих владений. Он начинает штрафовать и притеснять их, чтобы заставить их уйти. Когда крестьяне молятся богу о помощи, их мольбы услышаны, и бог забирает их из владений помещика:
Вначале помещик испытывает радость от своей победы, но она быстро омрачается холодной реакцией окружающих людей, которые называют его дураком. Теперь некому заниматься управлением имением, уборкой и даже уходом за самим помещиком. Но он отказывается признать свою ошибку и продолжает считать свою борьбу с крестьянами проявлением силы и решимости. Он мечтает приобрести паровые машины из Англии, чтобы заменить крестьян.
Вскоре владения помещика начинают разрушаться и пустеть, а главный герой полностью теряет свою человеческую форму. Он покрывается шерстью, передвигается на четвереньках, питается сырым мясом, становится другом медведя и даже теряет способность говорить на человеческом языке.
В конечном итоге, губернское начальство решает прекратить этот безумный образ жизни, находит пропавших крестьян и возвращает их во владения помещика:
Помещик в конце концов пойман и принудительно возвращён в цивилизацию, однако так и не научился снова говорить, сильно скучая по своей прежней жизни в лесу:
Образ народа в творчестве Салтыкова-Щедрина
История создания
После отмены крепостного права в России (1861 год) жизнь простого крестьянина всё ещё была опутана налогами и податями.
Писатель был вдохновлён краткосрочной ссылкой в район Вятки, где он мог наблюдать жизнь людей в русской провинции. Написанная в ответ на разочарование в крестьянской реформе 1861 года, которая не решила земельный вопрос, эта сказка возвращает нас к образам, которые, казалось бы, уже исчезли из обыденной жизни, но на самом деле продолжали существовать на территории России ещё долгое время. Благодаря редактору Николаю Некрасову, автору удалось опубликовать произведение в журнале «Отечественные записки». Имея оппозиционные воззрения на будущее России, Некрасов нашёл необычный способ распространять свои смелые литературные творения. Он регулярно приглашал цензоров на охоту и устраивал для них роскошные обеды, чтобы получить возможность публикации сказки «Дикий помещик». Этот хитрый план оказался успешным и принёс желаемый результат.
Средства выразительности
Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина построена на абсурде и гиперболе, где помещик стал жить в лесу вместе с медведем, превратившись в дикого зверя. Писатель использовал этот жанр, чтобы воображение могло разыграть самые невероятные ситуации.
Помещик, изгнав из своего имения мужиков «одичал», «оброс с головы до ног волосами» (гипербола), «ходил всё больше на четвереньках» (гипербола и гротеск), «утратил даже способность произносить членораздельные звуки» (гипербола и гротеск). Превращение помещика в дикого зверя (метафора, сочетающая в себе гиперболу и гротеск) подчёркивает истинную сущность существующей власти.
В «Диком помещике» автор употреблял просторечие, показывая своё отношение к народу и барину: «…легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!» (маяться — томиться, мучиться); «и откуда вы, шельмы, берёте!» (шельма — мошенник, плут).
В сказке совмещается фантастическое и реальное:
- фантастическое: моментальное исполнение Богом всех желаний; дружба и разговор помещика с медведем; охота на зайца; страшное одичание помещика; летающие и роящиеся мужики.
- реальное: угнетение помещиком крестьян, желание последних сбежать; занятия помещика: игра в карты, чтение «Вестей», приглашения в гости; налоги, подати, штрафы с крестьян.
Ещё одним важным художественным приёмом является использование антитезы: крестьяне представлены как добрые, скромные и трудолюбивые, в то время как помещик является ленивым, злым и высокомерным, не имеющим никаких достоинств, о которых можно было бы гордиться.
Одним из художественных средств, которыми писатель пользуется в своём произведении, является упоминание газеты «Весть». Эта газета была консервативным изданием, которое отстаивало интересы дворянства. Н. А. Безобразов, один из основателей этой газеты, был назван М. Е. Салтыковым — Щедриным «одним из бойцов, наиболее уязвлённых уничтожением крепостного права». В сказке именно эта газета становится источником жизненных принципов героя. Упоминание о ней постепенно становится атрибутом изображения помещика и организует структуру повествования.
Персонаж, который впервые предстаёт перед нами, «был тот помещик глупый, читал газету „Весть“ и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». Этот атрибут играет важную роль в развитии сюжета, так как герой следует указаниям, которые саркастически передаёт газета своим лозунгом «Старайся!» Глупый помещик, придерживаясь этого призыва, сохраняет свою «твёрдость души» и начинает покрываться шерстью. Автор подчёркивает, что когда герою насильственно возвращают человеческий облик, то у него отбирают газету «Весть». Создание сатирического эффекта достигается путём постоянного возвращения к названию газеты, которая выражает интересы крупных землевладельцев, снижает само явление, создавая сатирический эффект.
Главные герои
В произведении главным персонажем является помещик, типичный представитель правящей элиты России, в то время как мужик представляет собой собирательный образ русского народа. Капитан-исправник, в свою очередь, выступает в роли представителя контролирующего органа власти.
Помещик, Урус-Кучум-Кильдибаев, полон высокомерия, но его грубость и простота просто неописуемы. Он настолько глуп, что не способен даже понять, каким образом он обогатился. Он презирает простых людей и желает им только зла. Этот человек несамостоятелен и совершенно не приспособлен к реальной жизни. Физический труд и хозяйственная деятельность для него непосильны. Без постоянного ухода и обслуживания со стороны своих подчинённых, он быстро теряет свою человеческую природу. Он считает, что жизнь животного предпочтительнее человеческой жизни.
Мужики — православное крестьянство, обеспечивают безбедное существование самодура-помещика. Хозяйственные люди в считанные дни устраняют все негативные последствия, причинённые барином хозяйству. Однако, они не самостоятельны и инертны, предпочитая слепо подчиняться начальству, а вместо борьбы социальной несправедливостью, обращаются за помощью к богу.