Особенности произведения
Образный язык, яркие пейзажи присущи творческой манере Бунина, мастерство художника слова отразилось и в этом рассказе. Сначала он создает тревожное настроение, читатель ожидает, что, несмотря на великолепие богатой обстановки вокруг Господина, скоро случится что-то непоправимое. Позже напряжение стирают природные зарисовки, написанные мягкими мазками, отражающие любовь и преклонение перед красотой.
Вторая особенность – философское и злободневное содержание. Бунин бичует бессмысленность существования верхушки общества, ее избалованность, неуважение к остальным людям. Именно из-за этой буржуазии, оторванной от жизни народа, развлекающейся за его счет, через два года на родине писателя разразилась кровавая революция. Все чувствовали, что нужно что-то менять, но никто ничего не делал, вот почему столько крови пролилось, столько трагедий произошло в те сложные времена. А тема поиска смысла жизни не теряет актуальности, вот почему рассказ и спустя 100 лет по-прежнему интересует читателя.
Вариант 2
Чем ценна наша жизнь? В чём её смысл? Ответ на эти вопросы пытается раскрыть И. А. Бунин в своём произведении «Господин из Сан-Франциско».
На первый взгляд ничего не понятного и сложного в рассказе нет. Он повествует о некоем очень богатом пожилом человеке. Господин путешествует вместе со своей семьёй на шикарном пароходе «Атлантида», который «был похож на громадный отель со всеми удобствами», из Сан-Франциско в Неаполь. Всё в жизни этого человека сложилось очень удачно. Правда, сценарий для этого он подглядел у таких же обеспеченных людей, взяв их судьбы за эталон.
Всю жизнь господин много работал, завёл добропорядочную семью, заработал огромное состояние, дожил до почтенного возраста и наконец решил, что пришло время отдохнуть. Для этого он выбрал двухлетнее роскошное морское путешествие вокруг света. Продиктован такой выбор был не веянием сердца и желанием, а потому, что так поступали все люди его круга, которые «имели обычай начинать наслаждение жизнью с поездки в Европу».
Жизнь на теплоходе шикарна, но лишена смысла. Всё подчинено шелесту купюр и праздности. И в то время, когда на верхней палубе господин «сидел в золотисто-жемчужном сиянии», вкушая все прелести жизни, которые сводились к обычному чревоугодию и танцам, внизу, в трюме, «великое множество слуг работало».
Автор очень умело вплетает в повествование метафоры, аллегорию и сравнения. Корабль предстаёт перед читателем в образе самой жизни, где у одних – вечный праздник, который им обеспечивают другие. Писатель подчёркивает, что богатство безлико. Он не даёт имени своему главному герою, состоятельному человеку, и в то же время обычного коридорного называет Луиджи. Бесцельно и праздно живущих богатеев писатель описывает через сравнение с музеями – «повсюду одно и то же: величавый вход, закрытый тяжкой кожаной завесой, а внутри – огромная пустота».
Развязкой повествования становится внезапная смерть главного героя, которая всего лишь омрачила праздник жизни, не вызвав никакого горя и сочувствия. Метрдотель комментирует происходящее гостям как «это так, пустяк, маленький обморок». Более того, тело состоятельного человека не разрешают вернуть в шикарную каюту, объясняя это скандалом, который разразится от такого известия. Потому его помещают в самую сырую маленькую каюту на корабле. Ирония заключается в том, что огромное состояние не помогает вернуть тело усопшего со всеми почестями, а везут его украдкой, в самом обычно просмоленном гробу в трюме. К семье покойного все сразу же потеряли интерес, отказав даже в минимальной помощи. Власть шелеста купюр почила вместе с господином. А «океан, ходивший за стенами, был страшен, но о нём никто не думал».
История создания
Свою историю рассказ начинает с начала XX. В этот период Иван Алексеевич Бунин с удовольствием и без лишних целей путешествовал по Капри, наслаждаясь блаженным отдыхом. В один из солнечных дней русский писатель наткнулся на обложку знаменитого романа немецкого творца, которая напомнила ему трагичную смерть одного отдыхающего американца.
Несмотря на тягостность в душе, автор вдохновился случившимся и написал столь увлекательный, душещипательный и в некоторой степени жестокий рассказ за четыре коротких присеста. Изначально произведение должно было называться «Смерть на Капри», но писатель остановился на лаконичности, простоте и загадочности.
Действующие лица
В произведении Ивана Алексеевича было несколько персонажей. Краткая характеристика поможет читателям ближе познакомиться с каждым:
- Господин — лысый, крепкий мужчина, который не отличался красивой фигурой. Крупные золотые зубы автор неоднократно упоминает в рассказе. Имя персонажа не называется, Бунин объясняет это тем, что нигде его «не запомнили». Зажиточный 58-летний американец решает отправиться в путешествие. Удивить его ничем нельзя, ведь жизнь героя буквально перенасыщена всем.
- Дочь господина — стройная и красивая девушка. Изысканные прически и дорогая одежда — все, что известно о ней. Безголосая и безликая личность.
- Супруга господина — крупная женщина, одевается по возрасту, отличается спокойным характером. Единственный раз героиня демонстрирует эмоции после ухода возлюбленного из жизни, когда хозяин гостиницы наотрез отказывает ей в просьбе разместить труп в их номере. В ее образе нет характера и души.
- Принц азиатского государства. В числе пассажиров корабля, на котором отправилось в путешествие семейство главного персонажа, оказывается наследник престола. Маленький, с узкими глазами мужчина, напоминающий мальчика, довольно странный, не отличается красотой. Для дочери героя это воплощение мечты, скорее всего из-за того, что попутчик сказочно богат.
- Влюбленная парочка — нанятые за деньги мужчина и женщина. Красиво танцуют, изображают любовь, создавая на судне своеобразный колорит. Вызывают зависть окружающих.
- Хозяин гостиницы. Этого героя характеризуют деяния. Когда господину стало плохо, мужчина, вместо того чтобы помочь, успокаивает посетителей, будто оправдываясь за поведение умирающего. Владелец отеля отказывает вдове, которая просит перенести труп мужа в дорогой номер. Вместо этого для транспортировки тела предлагает ящик от продуктов.
Композиция
Повествование рассказа по смыслу делится на две части: путешествие господина на корабле к побережью Италии и возвращение его на том же корабле, только уже в гробу.
В первой части герой пользуется всеми возможными благами, что можно купить за деньги. У него есть всё самое лучшее: и номер в отеле, и изысканные блюда, и комфортный отдых на палубе. Денег у господина столько, что их хватит на двухгодичное путешествие вместе с семьёй, женой и дочкой, которые тоже ни в чём себе не отказывают.
Но после кульминационного момента, когда героя настигает внезапная смерть, отношение к нему резко меняется. Хозяин отеля даже не разрешает положить труп господина в его номере, выделив для этой цели самый дешёвый и незаметный. Не оказалось и приличного гроба, в который можно положить господина, и его кладут в ящик – тару из-под содовой воды. На корабле, где господин сначала блаженствовал на палубе среди высшего общества, место ему находится лишь в тёмном трюме.
Тематика работы
В своем литературном произведении автор, несмотря на небольшой объем, охватывает множество различных тем. Некоторые из них:
Семья. Автор неприязненно описывает семейство состоятельного американца: отношения господина с близкими строятся преимущественно на финансовой составляющей. Пока все нормально, складывается впечатление, что это хорошие люди, однако появление неприятностей обнажает взаимное отчуждение и склоки. Писатель демонстрирует, что в одержимом богатством обществе нет места истинным ценностям.
Мечта. Бунин изображает перед читателями портрет прогнившего человека, в сердце которого нет места высоким чувствам. Предел мечтаний престарелого американца — нежиться в европейских гостиницах
По мнению автора, важно думать не только о мирских радостях.
Судьба. Автор иронично обходится с главным героем
Сначала он демонстрирует уважаемого всеми мужчину, а в конце мертвый старик на том же корабле плывет обратно. Горькая ирония необходима для демонстрации ничего незначащего перед судьбой тщетности бытия.
Жизненные ценности — главная тема рассказа. На первом месте в жизни господина были деньги, успех, за «бортом» для него осталось творчество, семья, весь мир. Когда герой понял это, было уже поздно, жизнь прошла зря, а погоня за материальными ценностями не увенчалась успехом.
Счастье. Мужчина всю жизнь думал, что истина состоит в деньгах. Автор очень осуждает подобный подход к жизни, обличая пустоту существования, построенного только на богатстве.
Любовь. В обществе, которое изображает автор, нет места истинным чувствам. Все вокруг поддельно и лживо, равнодушие скрыто за маской услужливости.
↑ Проблематика
Рассказ Бунина – это некая притча, в которой автор предаётся размышлениям о сути человеческого существования. Жизнь человека конечна, коротка и тленна, и она становится бессмысленной и отвратительной, если в ней отсутствуют какие-то высшие устремления. Богатство и власть, которыми обладает главный герой, не спасают его от смерти. После смерти оказывается, что он, в общем-то, никому не был нужен в этом мире: для одних (родственников) он был обузой, для других (таких, как владелец гостиницы) – всего лишь источником наживы. Для тела господина даже не нашлось настоящего гроба: вместо него его положили в ящик из-под содовой, из которого вынули перегородки.
Смысл рассказа перекликается с евангельской притчей о безрассудном хозяине, который приобрёл большие богатства, а душу свою потерял. Картины того, что окружает господина из Сан-Франциско при жизни, призваны продемонстрировать, насколько порочна, грешна и бессмысленна жизнь городского человека, по мнению Бунина. Описание жизни своего героя Бунин производит отстранённо, холодно, господин представлен в сугубо негативном свете. Даже имя господина остаётся неизвестным: Бунин подчёркивает, что ни в одном из городов, где гостил герой, его имя не запомнили.
Резко противопоставляется этому описание природы острова Капри и быта простых, небогатых людей – местных жителей: они обрисованы живыми красками, полными символов, сравнений, ярких эпитетов; видно, что этот мир близок самому писателю. Впрочем, весь человеческий мир, окружающий господина из Сан-Франциско, тоже оценивается автором негативно, что выражается в описании и корабля, и мест, в которых останавливался герой. Это вечный праздник жизни, в котором вообще не предусмотрено место для смерти. Поэтому от обнаруженного мёртвого тела хозяин гостиницы спешит избавиться, ради чего даже резко меняет свой тон от угодливого на резкий. То же самое делают и владельцы «Атлантиды», запрятавшие ящик с телом героя подальше от глаз людских.
В этом мире столько всего, что от этого изобилия становится тошно. Богатые люди, пассажиры «Атлантиды», предстают существами не только праздными, но и абсолютно беспомощными, как дети: их кормят, развлекают и всячески о них заботятся, а они наивно верят, что такое подобострастное отношение к ним совершенно искренне. Но автор как бы намекает, что неким «родоначальником» — точнее, заказчиком – этого мира является сам господин из Сан-Франциско.
Место, из которого он прибыл, почти напрямую именуется царством мёртвых: в финале сообщается, что господин возвращался «домой, в могилу». Судьба его мёртвого тела перед окончательной отправкой на родину напоминает посмертные мытарства грешной души. А сама «Атлантида» становится мифологической моделью мира, состоящего из трёх ярусов: на верхнем восседает капитан – божество этого мира, «языческий идол»; на среднем ярусе находится «мир земной», а на нижнем кипят котлы и гудят другие адские машины. И на этом же ярусе покоится гроб с телом господина из Сан-Франциско.
Смысл названия
Сначала Бунин хотел назвать свой рассказ «Смерть на Капри» по аналогии с вдохновившим его названием «Смерть в Венеции» (книгу эту писатель прочел позже и оценивал как «неприятную»). Но уже после написания первой строчки это заглавие он зачеркнул и назвал произведение по «имени» героя.
С первой страницы понятно отношение писателя к Господину, он для него безликий, бесцветный и бездушный, поэтому не получил даже имени. Он — господин, верхушка общественной иерархии. Но вся эта власть быстротечна и зыбка, напоминает автор. Бесполезный для социума герой, не сделавший ни одного доброго дела за 58 лет и думающий только о себе, остается после смерти лишь неизвестным господином, о котором знают только то, что он богатый американец.
Проблематика рассказа
Иван Алексеевич в своей работе также затронул множество различных проблем. Среди всех выделяются следующие:
Эгоизм. Практически каждый герой произведения думает исключительно о себе. Главный персонаж и его окружение никогда не задумывались о чувствах близких.
Бездуховность. Атмосфера упадка и разложения будто сочится между строк произведения. Эгоизм, жадность и равнодушие кажутся невыносимыми. Не зря автор назвал корабль, на котором путешествовал господин, Атлантидой. Это символизирует обреченное на крах богатое общество.
Социальные проблемы. В произведении Бунин поднимает проблематику общественного неравенства. На примере эксплуатируемых героем китайцев автор показывает, что в капиталистическом обществе доход меньшинства достигается усилиями большинства.
Равнодушие — главная проблема рассказа
Иван Алексеевич изобразил общественное отчуждение, где люди не желают обращать внимание на проблемы окружающих, сталкиваться с горем. Они стараются любыми путями избавиться от проявлений печали
После смерти героя его семья и персонал корабля не проявили сожаления и уважения к усопшему.
Жизнь и смерть. Писатель отлично изобразил, что, несмотря на богатство, каждый после ухода из жизни становится лишь трупом. Смерть неподкупна, она способна уравнивать людей.
Жестокость — вопреки вальяжности и радушию, изображенное автором общество очень жестоко. Оно измеряет человека деньгами, а когда последние заканчиваются, его просто выбрасывают.
История написания
История создания произведения Бунина берет начало в экзотическом месте — на острове Капри. Примечательно, что в основу сюжета рассказа положены воспоминания Ивана Алексеевича об отдыхе. В гостинице, где на тот момент жил писатель, скоропостижно скончался богатый американец. Это событие отпечаталось в памяти автора, ведь маленькая «трагедия» никак не повлияла на настроение остальных отдыхающих.
Современники Бунина знали интересные факты о создании произведения. В 1915 году Иван Алексеевич в своем дневнике рассказал о том, как однажды увидел в витрине одного из книжных магазинов столицы книгу «Смерть в Венеции», автором которой был Томас Манн. Тогда мужчина решил написать свою работу, в основу которой был положен случай на Капри. Так незначительные обстоятельства подтолкнули писателя на реализацию давнего замысла.
История создания
Важное качество для писателя – наблюдательность, ведь из самых мимолетных эпизодов и впечатлений можно создать целое произведение. Бунин случайно увидел в магазине обложку книги Томаса Манна «Смерть в Венеции», а спустя несколько месяцев, приехав в гости к двоюродной сестре, вспомнил это название и связал с еще более давним воспоминанием: смертью американца на острове Капри, где сам автор отдыхал
Так и получился один из лучших бунинских рассказов, причем не просто рассказ, а целая философская притча.
Этот литературный труд был восторженно встречен критикой, а незаурядный талант писателя сравнивался с даром Л.Н. Толстого и А.П. Чехова. После этого Бунин стоял с маститыми знатоками слова и человеческой души в одном ряду. Его произведение настолько символично и вечно, что никогда не потеряет своей философской направленности и актуальности. А в век власти денег и рыночных отношений вдвойне полезно вспомнить, к чему ведет жизнь, вдохновленная лишь накопительством.
Символы
Произведение изобилует символами, подтверждающими мысли Бунина. Первый из них – пароход «Атлантида», на котором царит бесконечный праздник роскошной жизни, но за бортом шторм, буря, даже сам корабль дрожит. Так в начале ХХ века бурлило все общество, переживая социальный кризис, лишь ко всему равнодушные буржуа продолжали пир во время чумы.
Остров Капри символизирует настоящую красоту (поэтому теплыми красками овеяно описание его природы и жителей): «радостная, прекрасная, солнечная» страна, наполненная «сказочной синевой», величественные горы, прелесть которых невозможно передать человеческим языком. Существование же нашей американской семьи и подобных им людей – жалкая пародия на жизнь.
Основные темы
Жизнь и смерть, обыденность и исключительность, богатство и бедность, красота и безобразие – вот главные темы рассказа. В них сразу отражается философская направленность авторского замысла. Он призывает читателей задуматься о себе: не гонимся ли мы за чем-то легкомысленно малым, не погрязаем ли в рутине, упуская подлинную красоту? Ведь жизнь, в которой некогда задуматься о себе, своем месте во Вселенной, в которой некогда посмотреть на окружающую природу, людей и заметить в них что-то хорошее, прожита даром. И напрасно выжитую жизнь не исправишь, а новую не купишь ни за какие деньги. Смерть все равно придет, от нее не скрыться и не откупиться, поэтому нужно успеть сделать что-то действительно стоящее, что-то, чтобы тебя помянули добрым словом, а не равнодушно бросили в трюм. Потому стоит задуматься и об обыденности, которая делает мысли банальными, а чувства — блеклыми и слабыми, о богатстве, не стоящем затраченных усилий, о красоте, в продажности которой кроется уродство.
Богатству «хозяев жизни» противопоставляется бедность людей, живущих столь же обыденно, но терпящих бедность и унижения. Слуги, которые втайне передразнивают своих господ, но пресмыкаются перед ними в глаза. Господа, которые обращаются со слугами, как с низшими существами, но пресмыкающиеся перед еще более богатыми и знатными персонами. Пара, нанятая на пароходе, чтобы играть страстную любовь. Дочь Господина, изображающая страсть и трепетность, чтобы завлечь принца. Всему этому грязному, низкому притворству, хоть и поданному в роскошной обертке, противопоставляется вечная и чистая красота природы.