Содержание
Слайд 1
Мастерство изображения внутреннего мира персонажа в рассказе А. П. Чехова
«Спать хочется»
Слайд 2
…Человек вдумчивый и беспристрастный никогда не торопится произнести свой приговор.
А. П. Чехов
Слайд 3
Создать собственное истолкование образа Варьки. Убийство ребёнка совершила Варька, но однозначно ли мы осуждаем героиню?
Осмыслить особенности изображения внутреннего мира героини рассказа. Оправдываем мы Варьку или осуждаем, зависит от мнения писателя. Отношение авт- ора раскрывается в специфике выражения внутреннего мира персонажей.
Слайд 4
Внутреннее пространство помещения, его убранство
Внутренний психический мир человека, его сознание
Состояние сильного возбуждения, потери самоконтроля
Слайд 5
В 19 веке социальное явление «служение в людях» было широко распространено. Многих детей отдавали в услужение, так как они становились обузой для своей семьи; им необходимо было овладевать ремеслом и в дальнейшем устраивать свою судьбу.
Жизнь «в людях» была крайне тяжёлой, так как дети, будучи бесправными, полностью зависимыми от хозяев, не могли оказывать сопротивление.
Слайд 6
Василий Перов «Тройка»
Владимир Маковский «Свидание»
Слайд 7
Девочкам «в людях» жилось труднее, потому что их брали в качестве прислуги, ничему не обучали, а шансы устроиться в будущем были ничтожно малы .Тяжкая женская доля постигалась девочками сызмала.
Слайд 8
Какой промежуток охватывает время действия рассказа?
Почему у нас, читателей, возникает ощущение, что в эти сутки с небольшим писатель уместил почти всю жизнь тринадцатилетней Варьки?
Иллюстрация Т.В. Шишмарёвой к рассказу А. П. Чехова «Спать хочется»
Слайд 9
Исследовательская работа (анализ текста в группах)
1-я группа – работа с портретом.
2-я группа – работа с пейзажем.
3-я группа – работа с интерьером.
4-я группа – работа с речью персонажей.
Иллюстрация Т.В. Шишмарёвой к рассказу А. П. Чехова «Спать хочется»
Слайд 10
Портрет дан скупо.
Старушечья поза, ничего не выражающие глаза, одеревеневшие лицо и шея – всё это свидетельствует о том, что Варька перестаёт ощущать себя живой, усыхает, опредмечивается, постепенно умирает, так что жизни в ней практически нет.
Слайд 11
Пейзаж присутствует лишь во сне, в воспоминаниях девочки.
Природа была в прежней жизни девочки.
После смерти отца мир темнеет, начинает сужаться (описание мрачной дороги в город).
Тёмный лес по краям дороги символизирует тяжёлые жизненные обстоятельства, которые гонят девочку в город.
Прежний светлый мир сузился до грязного шоссе.
Слайд 12
Интерьер – свидетельство того, как узок мир Варьки и как скудна её жизнь.
Всё сведено в одну комнату, в замкнутое пространство которой не проникает ничего хорошего.
Комнатка – символ души девочки, её жизни.
Семь раз в тексте повторяется значимая деталь – «верёвка, тени от панталон и пелёнок
Зелёное пятно от лампадки».
Акцентируя наше внимание на верёвке, Чехов подводит к мысли, что жизнь девочки перечёркнута.
Слайд 13
Речь Варьки отсутствует, героиня лишь мурлычет колыбельную
Бессловесность говорит о её безликости.
Вся речь принадлежит её хозяевам (сплошь приказы, побудительные предложения, 12 глаголов повелительного наклонения, грубые обращения, нет ни одного вопроса, в котором бы выражалось человеческое участие).
Слайд 14
«В рассказе идёт речь о двух убийствах: убийстве ребёнка и убийстве души девочки». В
Теуш.
Можно ли согласиться, что душу Варьки убили?
Как воспринимает Варька плач ребёнка в первую ночь? А во вторую?
Почему девочка решает убить младенца?
Осознаёт ли она свой поступок?
Слайд 15
А.П. Чехов заканчивает рассказ многоточием, предоставляя читателю решать, что было с героиней дальше. Попробуйте домыслить рассказ и напишите к нему окончание (несколько предложений).
Какие аргументы вы привели бы в оправдание Варьки?
Слайд 17
Слайд 18
Спасибо
за
внимание!
Посмотреть все слайды
Краткое содержание
Девочке Варе 13 лет. Стоит глубокая ночь, а маленькая нянька не спит: она качает колыбельку, в которой хнычет малыш. Девочку клонит в сон, но она из последних сил поёт песенку. Если Варька уснёт, её будут ругать. Несмотря на усилия, девочка проваливается в сон. Ей снится покойный отец, у которого была грыжа.
Доктор сказал, что больному нужно ехать в госпиталь. Грыжу вправили, однако это не помогло, и спустя некоторое время папа девочки умер. Варька плачет и идёт в лес. По дороге она падает и чувствует, как ударяется головой. Ей кажется, что удар был о дерево, а на самом деле это хозяин стукнул её по затылку: нянька спит, а малыш плачет. Скоро девочка опять засыпает, и в этот раз ей снится мать. Пока сирота спала, пришла хозяйка. Она собирается кормить младенца.
Наступает день, и Варька начинает помогать по хозяйству. Люди, у которых она работает, дают разнообразные поручения:
- почистить обувь;
- поставить самовар;
- пойти в магазин;
- зашить;
- постирать;
- начистить картошки.
Героине всё время мучительно хочется лечь и поспать. Вечером её снова посылают в магазин, на этот раз за пивом. Потом ей дают ещё одно поручение — купить водки. После этого хозяйка заставляет девочку начистить селёдки. Затем все начинают готовиться ко сну, и маленькая служанка получает последнее за этот день распоряжение — покачать ребёнка. У девочки деревенеют виски, её глаза полуоткрыты, она мечтает только об одном: чтобы можно было немного поспать. За печкой трещит сверчок, на потолке видны тени от пелёнок и панталон, а рядом виднеется зелёное пятно.
Няньке снова снится сон. Она видит людей и узнаёт их всех, но чувствует, что что-то мешает жить. Девочка хочет найти этого врага. Вдруг она понимает, что сила, мешающая жить, — плачущий ребёнок. Ей становится весело. Кажется, сверчок тоже смеётся. Варька радуется: сейчас она избавится от малыша, а потом сможет спать. Дальнейшие действия девочка совершает в полубессознательном состоянии:
- встаёт с табурета и прохаживается по комнате;
- смеётся, наслаждаясь мыслью о предстоящей свободе;
- грозит зелёному пятну и подмигивает;
- подходит к кровати и душит младенца;
- ложится на пол;
- смеётся, а потом засыпает.
https://youtube.com/watch?v=UxsP7LCUfZM
История создания
В 1888 г. Чехов писал Плещееву, что сделал небольшой перерыв в работе над «Степью», чтобы написать «плохонький рассказец» для «Петербургской газеты». За это произведение ему обещали заплатить по 12 копеек за строчку. Хотя автор часто говорил, что деньги для него менее важны, чем моральное удовлетворение, он никогда от них не отказывался. Плещеев торопил Антона Павловича, чтобы тот поскорее заканчивал «Степь», однако Чехов больше тяготел к малым формам, поэтому был рад на короткое время переключиться.
Прототип Варьки — маленький Антоша Чехов. В детстве будущий писатель работал в семейной лавке и хорошо знал, какие мучения может принести постоянный недосып. У Антоши было тяжёлое детство. По ночам он служил на клиросе, а днём помогал тирану-отцу. Семья торговала рыбой, причём в лавке всё время было холодно, стояло зловоние. О том, что идею рассказа Чехов взял из воспоминаний о своих детских годах, писал критик Измайлов.
Тема и проблематика
Главная тема произведения — отсутствие детства у ребёнка. Варьке приходится переносить нагрузки, которые не под силу даже взрослому человеку. В те годы, когда жил и творил Чехов, таких детей было много. Причины, по которым крестьянские отпрыски были лишены детства:
- бедность;
- пьянство;
- болезни;
- ранняя смерть родителей.
Вторая тема — безразличие взрослых к детскому горю. Господа не понимают, что рядом с ними страдает маленький человек, они не чувствуют своей ответственности перед младшим поколением. На наплевательское отношение указывает то, что Варьку несколько раз посылают за алкоголем. Взрослые не понимают, что тем самым подают дурной пример.
Проблематика включает в себя два аспекта: эксплуатация детского труда и закономерности, формирующие человеческую судьбу. Чехов заставляет читателя задуматься о том, почему одни получают материальные блага без усилий, а другим приходится безостановочно бороться с бедами.
Темы
- Тема «Бездетствия» — основная тема произведения, вызывающая сочувствие со стороны русского читателя, склонного к психологической регрессии. Варька — маленький человек с сильнейшим эмоциональным стержнем внутри, помогающим выносить тяжесть воспоминаний об утраченном счастье и мысли о приобретенных обязательствах. Таких, как Варька, детей, не познавших детского счастья, было несметное количество: это счастье у них отнимали эпидемии, бедность, повсеместное пьянство.
- Тема бедности — осевая тема произведения, всегда актуальная для русского мира рабов и господ. Все герои одинаково бояться ее: Варьке привиделось, как она собирает милостыню, ее хозяева — мещане, и деньги — единственное богатство, которым они могут располагать.
- Тема безразличия — второстепенная тема, соприкасающаяся с основной в аспекте ответственности поколения старшего перед поколением младшим. Отсутствие этой ответственности подтверждается распущенностью нравов, непосредственностью в деликатностях, наплевательским отношением взрослых к тому, что хорошего младшее поколение может от них перенять, и какие фатальные для детей последствия имеет излишне праздная и низменная рутина большинства из старших. Причем вред от сформировавшейся тенденции носит далеко не нативный характер: он затрагивает в той или иной степени каждого.
Анализ диалогов между персонажами
Анализ диалогов между персонажами является важным элементом при изучении характеров и смысловых тонкостей рассказа Чехова «Спать хочется». В произведении присутствуют несколько диалогов, которые позволяют более глубоко понять мотивы и чувства героев. Например, разговор между главным героем Иваном Ивановичем и его женой Анной Семеновной показывает, что они живут в разных мирах и не могут понять друг друга. Иван Иванович хочет спать, но Анна Семеновна не может понять, почему он не хочет общаться с ней. Этот диалог показывает, что между супругами нет настоящей близости и понимания.
Еще один важный диалог происходит между Иваном Ивановичем и его другом Петром Ивановичем. Они обсуждают свои жизненные проблемы и мечты. Петр Иванович рассказывает о своей любви к женщине, которая не отвечает ему взаимностью, а Иван Иванович говорит о своей усталости от жизни и желании умереть. Этот диалог показывает, что оба героя испытывают недовольство своей жизнью и не находят в ней смысла.
Таким образом, анализ диалогов между персонажами помогает понять их характеры, мотивы и чувства. В рассказе Чехова «Спать хочется» диалоги являются важным элементом, который помогает читателю погрузиться в мир героев и понять их внутренний мир.
История написания рассказа
В письме, датированном 1888 годом и адресованном издателю Плещееву Антон Павлович пишет, что работает над коротким и плохеньким рассказом. И что взялся за него только из любви к малой прозе. Хотя исследователи творчества автора уверены, что «Спать хочется» появился не из желания что-то написать, а благодаря обещанному гонорару. От хорошего заработка Чехов никогда не отказывался, хоть и обесценивал значение денег в некоторых своих произведениях.
Однако в рассказе прослеживается автобиографическая линия. Персонаж замученной, мечтающей о сне, девочки — это образ самого маленького Антоши Чехова. Детство прозаика было несладким. Мальчик выносил издевки тирана-отца, работал в семейной рыбной лавке, а ночи проводил в службах на клиросе. Неудивительно, что юноше бесконечно хотелось спать, а возможности полноценного отдыха не было. Поэтому Варя — это ненавязчивая отсылка к собственной биографии.
Мнения критиков
Придирчивая публика оценила произведение неоднозначно. Некоторые русские критики негативно отнеслись к чеховскому видению проблемы. Другие изначально не воспринимали писателя положительно. Жестокий сюжет вызвал в обществе много споров, причём встречались противоположные мнения.
Находились те, кто в своих сочинениях указывал на неправдоподобность событий. Зато люди, которые признавали существование эксплуатации детского труда, полагали, что нельзя упоминать об этом, а тем более описывать подобное в литературе. Они считали, что это пошлые явления, нужно делать вид, будто их не существует. Изобразив в рассказе несчастье, Чехов нарушил негласное правило.
Недовольство критиков вызвало и то, что Чехов внёс правки в первоначальный вариант произведения. Последнего абзаца сначала не было, рассказ был опубликован в журнале «Хмурые люди» без него. Из последних строк не было ясно, что сделала Варька с младенцем. Также из исходного варианта писатель убрал особо ужасающие описания девочкиных мучений.
В целом современникам казалось, что писатель поступил с героиней жестоко, спрятав от читателей часть её страданий и добавив абзац с убийством. Такие правки привели к тому, что из мученицы девочка превратилась в убийцу, а значит, перестала быть безусловной жертвой.
Вариант 2
Рассказ “Спать хочется” Антона Чехова – это история о человеке, который не может заснуть. Главный герой, Иван Иванович, страдает от бессонницы и пытается найти способ, чтобы заснуть. Он принимает лекарства, пьет спиртное, но ничего не помогает. В конце концов, он решает пойти на прогулку и встречает своего знакомого, который предлагает ему попробовать заснуть на улице.
Чехов использует множество символов и метафор, чтобы передать состояние героя. Например, он описывает ночь как “черную пелену”, которая окутывает героя. Также, герой чувствует себя как “пленник”, который не может освободиться от своих мыслей и бессонницы. Эти символы помогают читателю понять, как герой чувствует себя и почему ему так трудно заснуть.
Рассказ “Спать хочется” является типичным примером творчества Чехова. Он использует простой язык и описывает обычные события, но при этом передает глубокий смысл. Чехов показывает, что бессонница может быть не только физическим, но и психологическим состоянием. Герой не может заснуть из-за своих мыслей и проблем, которые не дают ему покоя.
В конце рассказа, герой находит способ заснуть на улице. Это символизирует его желание освободиться от своих мыслей и проблем. Однако, это решение не является идеальным, так как герой может простудиться или стать жертвой преступления. Чехов показывает, что иногда люди принимают рискованные решения, чтобы решить свои проблемы.
Рассказ “Спать хочется” также является критикой общества. Герой не может заснуть из-за своих проблем, которые связаны с его работой и общественным положением. Чехов показывает, что общество может быть жестоким и несправедливым, что может привести к бессоннице и другим проблемам.
Чехов также использует героя, чтобы показать, как люди могут быть одинокими и изолированными. Герой не может поделиться своими проблемами с другими людьми и чувствует себя отверженным. Это показывает, что люди могут быть близкими друг к другу, но все равно чувствовать себя одинокими.
В целом, рассказ “Спать хочется” является глубоким и многогранным произведением, которое передает состояние бессонницы и желание освободиться от своих мыслей. Чехов использует множество символов и метафор, чтобы передать состояние героя, а также критикует общество и показывает, как люди могут быть одинокими и изолированными. Этот рассказ является важным произведением в истории литературы и продолжает вдохновлять читателей по всему миру.
Суть: о чем рассказ?
Сидящая у колыбели всё никак не унимающегося ребенка, совсем юная, не по годам загруженная взрослыми проблемами и обязательствами, нянечка Варька борется с убийственной дремотой. Она не может идти спать, потому как ей нельзя оставлять без присмотра ребенка, пока тот не уснул.
Охваченная все более и более сильной тягой ко сну, девочка впадает в полудрему, в которой видит сначалабезобразный развязший тракт, все пассажиры которого призывают ее ко сну, затем — ужасающую картину предсмертных часов ее отца, пребывающего во мрачной, издевательски-растянувшейся агонии, которую наблюдает не находящая себе места матушка. Варька видит доктора, дающего ее отцу направление на операцию — по сути, играя с чувствами жены и дочери, вселяя в них неуместно оптимистическую и оттого мерзкую надежду. Отец умирает в земской больнице на следующее утро, о чем возвещает причитающая матушка, вернувшаяся оттуда.
Варьке представляется, как она собирает милостыню, стоя бок о бок с несчастной овдовевшей матушкой. Тут сон прерывается. Появляется хозяйка дома, мамаша не унимающегося отпрыска.
И вроде можно было бы вздохнуть с облегчением и мирно пойти спать, однако голос хозяина потребовал дрова к печи — уже наступило утро. За весь день Варьке так и не удалось отдохнуть: её как нарочно накрыло волной хлопот по хозяйскому дому, ставшему за эту ночь ненавистным. Желание спать никуда не пропадает, продолжая измываться над бедняжкой, неспособной что-либо с этим поделать.
Наступает вторая ночь напротив люльки с вопящим ребенком, которого, должно быть, сглазили. Помутившийся за бессонные сутки рассудок окончательно покидает Варьку, ею овладевает примитивное желание избавиться от мешающего спать звука дерущейся детской глотки. Девочка с ужасающей легкостью принимает решение задушить ребенка. Совершив задуманное, героиня ложится спать на пол, близ трупа младенца и засыпает, точно мертвая.
Главные герои и их характеристика
Система образов и характеристика героев отражены Многомудрым Литреконом в таблице:
Варька, сирота, прислуга доме ремесленника. | Главный герой рассказа — девочка лет тринадцати. В этой девочке воплощено все детское несчастье: от инфантильного непонимания запретов и ограничений до всесильного, страшного сиротского горя. Единственный герой, в котором по ходу повествования происходят изменения. Их нельзя назвать личностными, однако с поной уверенностью можно сказать, что лишь страдание Варьки имеет привязку ко времени: мы наблюдаем усугубление ее несчастья, достигающего в концовке своего аффекта; остальные герои произведения несчастны латентно и, более того, априорно. Помимо прочего, Варька — образец бескомпромиссного детского желания помочь, которое, вкупе со сложными обстоятельствами ее жизни, и формирует ее жертвенность, которую ее хозяева, воспринимают, однако, как данность. |
Хозяйка, жена ремесленника. | Толстая, плечистая женщина. Может показаться, что она — типичный “тартюф в юбке” — тираничная гадина, нарыв на теле общества. Как ни странно, эта черта не характерна для данного персонажа. Безусловно, она — виновница того, что невинная, обделенная любовью, Варька измучилась до того, что потеряла рассудок, и по природному, конкурентному побуждению, выражаясь сухим языком, устранила раздражителя в виде вопящего младенца. Но причиной тому стало простое мещанское самолюбие, дополняемое ограниченностью и глупостью, по соседству с которыми нет места сочувствию и уж тем более, гуманизму. А ведь их наличие могло бы так много изменить… |
Пелагея Степанова, покойная мать Варьки. | Антипод всемогущей Некрасовской героини — слабая, потерянная в своем несчастье женщина, чьи воздушные замки разрушаются судьбой до основания. Ей больно видеть умирающего мужа, потерянный взгляд доктора, ей в конце концов больно жить, по простой причине того, что она боится очередного удара судьбы, из-за чего постоянно зажата в трусливой судороге. Ей остается лишь суетиться, стараясь сделать хотя бы мелочь для удержания крупиц так близкого счастья. |
Ефим Степанов, покойный отец Варьки. | Мужчина в рассвете сил, умирающий от воспаления грыжи — типичный русский крестьянин, для которого жизнь — нескончаемая, неблагодарная война на полевом фронте, война за выживание и благоденствие Бог знает какого по счету царя. Ефим — воплощение неосознанной жертвенности русского человека, разрываемого с одной стороны верой в ближайшее будущее, с другой — верой в Страшного, беспощадного Бога. |
Доктор, присланный господами Степановых. | Необходимый для идейного понимания текста персонаж, воплощающий добрую волю, не находящую способы самореализации с жестоком, инертном мире. Доктор не был готов к столь тяжелому состоянию здоровья Степанова, по сути, столкнувшись с тем, к чему жизнь его не готовила. Это демонстрирует перманентную мутацию мирового горя, осложняющую добрым намерениям путь в человеческое сердце. |
Младенец, дитя поверенное Варьке. | Второе, после Варьки, абсолютно чистое, создание в рассказе. Невинно убиенный младенец отягчает грех своей матери, и без того загубившей светлую добродетельную душу, от которой осталась лишь бездуховная, полностью предоставленная своему горю, оболочка, сублимирующая свою боль в беспощадную первобытную месть. |