Композиция
Композиционно рассказ можно разделить на три части.
Первая часть: приезд героя на постоялый двор (здесь преобладают описания природы и окружающей местности). Встреча с бывшей возлюбленной – вторая смысловая часть – в основном состоит из диалога. В последней части генерал покидает постоялый двор – бежит от собственных воспоминаний и своего прошлого.
Основные события – диалог Надежды и Николая Алексеевича построен на двух абсолютно противоположных взглядах на жизнь. Она живёт любовью, находя в ней утешение и радость, хранит воспоминания молодости. В уста этой мудрой женщины автор вкладывает идею рассказа – то, чему учит нас произведение: “всё проходит, но не всё забывается”. В этом смысле герои противоположны в своих взглядах, старый генерал несколько раз упоминает о том, что “всё проходит”. Именно так прошла и его жизнь: бессмысленно, безрадостно, впустую. Критика восприняла цикл рассказов восторженно, несмотря на его смелость и откровенность.
Вариант 3
Кастовые различия всегда существовали в обществе. В Индии до сих пор многие ориентируются на кастовую систему. В России раньше был специальный табель о рангах, который разграничивал социальный статус людей, были крепостные и были владельцы деревень и людей.
Трудно однозначно сказать о преимуществах или недостатках подобной системы. Бунин пишет совсем не об этом, он пишет о людях, которые являются яркими представителями этой системы, яркими штрихами в рассказе Темные аллеи он описывает противоречивость представителей так называемого высшего и низшего света.
С одной стороны перед нами военный Николай Алексеевич, с другой дворовая девка Надежда, которая со временем, как говорится, выбилась в люди, стала владелицей собственной гостиницы. Они любили друг друга в молодости, если следовать фактам указанным автором, то, тогда Надежде было около 18 лет, Николаю Алексеевичу около 30. Они снова встречаются спустя 30 лет, военный оказывается проездом в гостинице Надежды.
Узнав друг друга, вспоминают молодость. Оказывается Надежда до сих пор любит этого человека и никогда не была замужем. Она рассказывает о собственных душевных страданиях, крепком чувстве.
Бунин подчеркивает простоту ее речи и восприятия мира: «читал стихи про какие-то темные аллеи», но также указывает и не глубокую, народную мудрость: «молодость у всех проходит, а любовь – другое дело». Надежда проста и искренна.
В Николае Алексеевиче в свою очередь угадываются черты пресыщенного интеллигента, часто характеризуя различные жизненные ситуации, он произносит «пошло». Для него все «пошло» и обыденно, бытие – бренный феномен, который исчезает «как вода протекшая». Тем не менее, факт остается фактом, именно он сбежал и бросил Надю в молодости.
Более того, как читатель узнает из завершения рассказа, главный герой не мог представить себе именно то, как эта простая девка будет хозяйкой его петербургского дома, его супругой. Наверно, для него подобное тоже выглядит пошло. Только вот на фоне этой «пошлости» контрастирует фигура Надежды, которая отдала ему лучшие годы, всю красоту и осталась преданной до полувека и, пожалуй, продолжит его любить (безответно любить и без корысти) до скончания века своего.
Эти факты заставляют читателя усомниться в благородстве главного героя. Конечно, увлечения юности, разные социальные классы – многое следует понять. История действительно проста и банальна, но за ней есть подлинные и настоящие чувства, отдельная судьба.
Когда они расстаются (тепло и ласково), Надежда смотрит в окно, так проявляется ее преданность, которая не поменяется, а Николай Алексеевич вспоминает те самые стихи: «Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…». Он ценит красоту стихов и может декламировать красивые рифмы, но почему-то не способен воспринять красоту этой преданной любви.
Темы
- Любовь в творчестве Бунина представлена могучей и опасной силой, которая редко приносит человеку настоящее счастье, а чаще всего приносит ему только новые страдания и сожаления. Однако мгновения страсти — это лучшее, что случается с людьми. Ярче всего светятся в памяти именно чувства.
- Судьба – этот рассказ показывает нам, как, казалось бы, самый обычный краткосрочный роман может повлиять на судьбу человека. Николай не смог построить своего счастья на несчастье Надежды. Его поступок обернулся зеркальным повторением: сначала бросил он, потом бросили его.
- Нравственный выбор. Рассказ наполнен также и сожалением о прошлом, размышлениями о том, способен ли человек делать выбор на своём жизненном пути, и о том, способен ли он сделать этот выбор правильно. Николай гонит от себя мысль о том, что было бы, если бы он женился на Надежде, потому что боится признать свою ошибку.
- Ностальгия. Герои сильно пострадали от любви, однако погружение в прошлое заставляет их обнаружить счастье, которого теперь нет. Оказалось, что те первые мгновения страсти и молодости были тем самым счастьем, которого так не хватало персонажам в дальнейшем.
Главные герои и их характеристика
Герой-любовник
, от лица которого построен рассказ, предстает в образе испуганного, взволнованного, но глубоко чувствующего человека. Он живет в тревожном предвкушении счастья со своей возлюбленной. Он замечает малейшие изменения в ее мимике, жестах и поведении, многое ранит его. Мужчина всем сердцем желает обрести с ней любовную гармонию, но признается себе, что эта любовь неправильна, запретна и осуждаема обществом
Не явно, но автор акцентирует внимание на том, что современный социум не способен принимать разные оттенки любви. А чувство это за редким исключением поддается анализу, потому весь внутренний мир героя пропитан тревогой и одновременно приятным ощущением надвигающегося счастья.
Женщина-героиня
не наделена именем, но буквально из первых же ее слов становится понятным, что для нее страшнее жизнь вдали от любимого, чем смерть от рук опостылевшего мужа
Она бросается во взаимное чувство, как в омут с головой, рискует своим положением, ставит на карту репутацию мужа-офицера и уезжает с любовником на Кавказ. Познать крупицы этого истинного и мимолетного счастья становится для нее превыше всего. Крупицы потому, что у любовников на время друг с другом есть лишь две-три недели, после чего им придется вернуться в серую Москву и погрязнуть в прежнем образе жизни. И женщиной руководит еще желание оставить сладостные воспоминания об отдыхе с любимым. Ровно до той поры, когда она вынуждена будет вернуться к мужу, ведь даже смерть ей не страшна.
Муж героини,
с ее реплик, выглядит деспотичным и самолюбивым. Он говорит: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!». Тем самым он пугает женщину, намекает на небеспочвенность своих подозрений в ее измене. Судя по всему, в союзе с ним она живет, как птица в золотой клетке, без любви и духовной близости, что только подталкивает даму внести изменения в свою жизнь. Но в конце рассказа муж путем самоубийства проявляет благородство. Ведь он мог, догадавшись о предательстве, свести счеты с любовником жены, но вместо этого предпочел уйти из жизни, тем самым даровав своей жене право на любовь и счастье и избавив себя от унизительного положения.
Жанр
Тёмные аллеи относится к жанру рассказа, некоторые исследователи творчества Бунина склонны считать их новеллами.
Тема любви, неожиданные резкие концовки, трагичность и драматизм сюжета – всё это характерно для бунинских произведений. Нужно отметить и львиную долю лиризма в рассказе – эмоции, прошлое, переживания и душевные искания. Общая лирическая направленность – отличительная особенность рассказов Бунина
Автор имеет уникальную способность: в малый эпический жанр уместить огромный временной отрезок, раскрыть душу персонажа и заставить задуматься читателя о самом важном
Художественные средства, которые использует автор, всегда разнообразны: точные эпитеты, яркие метафоры, сравнения и олицетворения. Приём параллелизма также близок автору, достаточно часто природа подчёркивает душевное состояние персонажей.
Темы
Любовь
— основная тема произведений цикла «Темные аллеи»
И в рассказе «Кавказ» Бунин хотел раскрыть грани этого чувства, показать ее важность в жизни человека. Более того, здесь автор подчеркивает, что любовь является смыслом существования, его основой и опорой
Но это чувство не всегда доставляет радость испытавшим его и, как следствие, не всегда приводит к обоюдному счастью. Однако писатель делится мыслями, что и счастье
для каждого свое. Возможно, для мужа героини оно заключалось в стабильности его служебного и семейного положения, в верности супруги и постоянстве всех достигнутых жизненных целей. Но имитировать благополучие не все хотят и могут. Потому для женщины и ее любовника обретение любви и гармонии возносится на пьедестал.
Ревность
. Бунин также отражает в теме рассказа пагубное влияние ревности и эгоизма. Питаясь ими, муж героини хочет насильно привязать ее к себе, подчинив тотальному контролю. Он прозревает не сразу, а уже на грани своего самолюбия.
Историзм
. Конечно, исторический период написания рассказа диктует его героям правила жизни и каноны массовой идеологии по блокированию любых чувственных проявлений, не принятых в обществе. Этим выражается историзм рассказа, в котором отражены реалии изображенной эпохи.
Природа
. Эта тема красной нитью проходит через весь рассказ. Душевное состояние героев ярко отражено в описании хмурой Москвы с целью подчеркнуть сердечные волнения любовников, их неуверенность в завтрашнем дне и тревожную вероятность разоблачения. Но осуществив побег, они окунаются в другую среду, совершенно непривычную для обоих. Подробное описание пейзажей Кавказа у автора не случайно. Это как способ для персонажей насладиться моментом счастья и растянуть его. Ведь они ощущают его непрочность и временность, но все равно видят его смыслом жизни.
Анализ рассказа Темные аллеи Бунина сочинение
«Темные аллеи» — сборник рассказов Ивана Александровича Бунина, объединенных самым загадочным и светлым чувством – любовью. Бунинская любовь – это мимолетная страсть, которая как вспышка разгорается и гаснет. Ни одно произведение, включенное в сборник, не имеет счастливого финала. Счастье героев длится не долго, он быстро сгорает, оставляя душевную пустоту.
«Темные аллеи» — небольшой рассказ, открывающий сборник. В его сюжете лежит встреча двух пожилых людей, когда-то любивших друг друга. Старик-военный по пути своего следования останавливается отдохнуть на постоялом дворе. В хозяйке гостиницы он с робостью узнает бывшую возлюбленную Надежду. Получив вольную, она открыла постоялый двор. Надежда никогда была замужем, пронеся свою любовь к Николаю Алексеевичу через всю жизнь. Старику-военному становится стыдно за то, что когда-то он оставил ее. В качестве оправдания за свой поступок, он говорит, что не был счастлив в жизни. Женился Николай Алексеевич по большой любви, но жена оскорбительно ушла от него, а сын вырос повесой без стыда и совести.
Николай Алексеевич думает, что Надежда давно простила его. Но из слов героини становится ясно, что это не так. Надежда продолжает любить уже достаточно не молодого военного, но простить предательство женщина не может. Уезжая с постоялого двора, Николай Алексеевич думает о том, как прошла его жизнь, если бы он женился на Надежде. Самые счастливые и волшебные мгновения провел он рядом с ней. Но даже спустя годы социальное неравенство становится для пожилого человека непреодолимой преградой в любви. И он, качая головой, гонит от себя эти мысли.
Структура произведения состоит из трех основных частей. В первой части описывается мрачная сырая погода, она становится предвестником печального развития последующего сюжета. Во второй части читатель узнает подробности любви Надежды и Николая Алексеевича. Их любовь становится мимолетным счастьем для обоих. Они вспоминают о ней как о самом лучшем, что произошло в жизни. Заключительная часть отражает чувства пожилого военного, и становится понятно, что даже года не могут стереть социального неравенства между ним и Надеждой.
Основной темой рассказа является сравнение полноты чувств двух главных героев. Женщина проносит свою любовь через года, она не угасает в сердце Надежды. И этим высоким чувством хочется восхищаться. В то же время старик-военный заключен в рамки условностей, которые становятся непреодолимой преградой для счастья.
Анализ 4
Бунин отлично пишет о любви, он описывает довольно простые и даже немного банальные ситуации, но через эти простые ситуации позволяет поразмыслить о любви. В рассказе Темные аллеи он описывает историю об упущенной любви, весь рассказ пронизан ностальгическим и печальным настроением.
Довольно ярко описывается придорожная гостиница, которая отличается чистотой, уютностью и комфортом. Также колоритно описывается хозяйка этой гостиницы – женщина стойкая и мудрая. Во всем прослеживается ее сдержанность и искренность, при этом, если мы можем где-то употребить такой эпитет как «святая женщина», то тут он является вполне актуальным.
Тем не менее, следует сказать обо всем по порядку. История начинается с того как гостиницу посещает видный военный, он узнает в хозяйке горничную, которую любил когда-то давно. Отношения завершились фактически его бегством и началом новой семьи с женщиной, которая более соответствовала ему по статусу.
Хозяйка гостиницы сетует на завершение отношений. Как потом выясняется она не завела новую семью и оставалась верной своей первой любви. Николай Алексеевич восхищается этому факту и поначалу не совсем верит, но затем убеждается в этом.
У главной героини характерное имя – Надежда. Она всегда хранила надежду в сердце, но для того чтобы как-то справиться с действительностью, пускала собственную любовь в другое русло. Она преобразовала чувство в трудолюбие и в итоге смогла из крепостной сделаться довольно состоятельной женщиной, которая имеет высокий достаток и пользуется почетом и уважением.
Оба героя понимают трагичность ситуации. Казалось бы, им следовало остаться в объятьях друг друга и начать новые отношения, так сказать, на слоне лет. Возможно из этого получалось бы какое-то счастье.
Тем не менее, главная героиня не может простить предательство и хранит разочарование в душе до сих пор. Надежда не хранит злобы и ведет себя довольно порядочно, не срывается на своего возлюбленного, в какой-то степени продолжает оставаться ему верной и не портит встречу.
Главный герой понимает как упустил собственное счастье и променял радости большого города и социальный комфорт на подлинную любовь.
Для 9 класса
Тема
Ведущая тема – тема любви. Не только рассказ “Тёмные аллеи”, но и все произведения цикла основаны на этом прекрасном чувстве. Бунин, подводя итог своей жизни, был твёрдо убеждён, что любовь – самое лучшее, что может быть дано человеку в жизни. Она суть, начало и смысл всего: трагическая или счастливая история – нет никакой разницы. Если это чувство промелькнуло в жизни человека – значит он прожил её не зря.
Человеческие судьбы, безвозвратность событий, выбор, о котором пришлось пожалеть – ведущие мотивы в рассказе Бунина. Тот, кто любит, всегда в выигрыше, он живёт и дышит своей любовью, она даёт ему силы двигаться дальше.
Николай Алексеевич, сделавший свой выбор в пользу здравого смысла, только в шестьдесят лет понимает, что его любовь к Надежде была самым лучшим событием в жизни. Тема выбора и его последствий ярко раскрыта в сюжете рассказа: человек проживает свою жизнь не с теми, остаётся несчастлив, судьба возвращает предательство и обман, который он допустил в молодости по отношению к любимой девушке.
Вывод очевиден: счастье состоит в том, чтобы жить в гармонии со своими чувствами, а не наперекор им. Проблема выбора и ответственности за свою и чужую судьбу также затрагивается в произведении. Проблематика достаточна широка, несмотря на небольшой объём рассказа. Интересно отметить тот факт, что в рассказах Бунина любовь и брак практически несовместимы: эмоции стремительны и ярки, они возникают и исчезают так же быстро, как всё в природе. Социальный статус не имеет смысла там, где царит любовь. Она уравнивает людей, делает бессмысленными чины и сословия – у любви свои приоритеты и законы.
Тема любви в цикле «Темные аллеи»
Любовь в творчестве И. А. Бунина занимает центральное место. В цикле «Темные аллеи» теме любви уделяется главная роль. Любовь – это самая большая награда, которая может сделать человека счастливым или обречь на страдания. Писатель показывает это чувство разноплановым, таким, каким он его видел на протяжении всей жизни. В рассказах любовь – это и страсть, и случайные романы, и сиюминутное желание, и развлечение. Даже, когда автор описывает просто приятное времяпрепровождение между героями, он делает это естественно, но без пошлости.
С ликами любви в «Темных аллеях» Бунина тесно связаны женские образы. Именно их разнообразие делает этот сборник таким особенным и разноплановым. В каждом эпизоде присутствует свой женский образ, и каждый из них прекрасен, несмотря на то, что порой они совершенно противоположны. Это и простая деревенская девушка в рассказе «Таня», и яркая испанка из «Камарга». У Бунина нет отрицательных героинь. Подчас бедные женщины или проститутки для него интереснее, чем дамы из высшего общества.
Любовь в рассказах цикла никогда не заканчивается браком. Ни в одной из повестей главные герои не прожили вместе долгую и счастливую жизнь. Любовь для писателя – это мгновенье, наивысшая точка блаженства, которая не может длится долго. Некоторые его герои кончают жизнь самоубийством не потому, что жить тяжело или больно, а потому, что жить просто незачем. Герой уже испытал свое счастье когда-то, выпил эту чашу до дна и хочет покинуть этот мир. В некоторых рассказах любовь показывается вспышкой, моментом, и потом персонажи живут всю оставшуюся жизнь воспоминаниями об этих минутах счастья.
Писатель делает вывод, что обрести настоящее счастье можно, имея не только физическую, но и духовную близость. Он не возвышает платонические отношения над инстинктами. Для него оба этих проявления чувств являются основополагающими настоящих отношений.
Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему «Любовь в цикле «Темные аллеи». Здесь показаны примеры любви страстной, пылкой и всеобъемлющей. Бунин считает это чувства самым важным в человеческой жизни и приводит разные примеры любви, когда человек может быть безумно счастливым, либо несчастным.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Тёмные аллеи»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Темные аллеи»
для самых компанейских —
Главные герои «Темные аллеи»
для самых занятых —
Читательский дневник «Тёмные аллеи»
для самых любопытных —
Анализ «Тёмные аллеи» Бунин
Тест по произведению
-
/12
Вопрос 1 из 12
Самые популярные материалы апреля для 9 класса:
Краткое содержание «Анна на шее»
Характеристика Манилова
Биография Чичикова
Характеристика Собакевича
«Матренин двор» главные герои
Анализ стихотворения «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» Ахматовой
Краткое содержание «Не стреляйте в белых лебедей»
Усадьба Ноздрева
Краткое содержание «Альпийская баллада»
Образы помещиков в поэме «Мертвые души»
Смысл
Ради чего же Бунин написал свой рассказ «Кавказ»? Опять же, если доверять некоторым источникам, писатель на личном опыте имел связь с замужней женщиной. Но ему так и не довелось узнать, как сложилась дальнейшая судьба ее мужа. И беспощадный финал рассказа выглядит, как попытка домыслить развитие событий.
Говоря об идее произведения, можно заметить, что автор вновь подчеркивает значимость любви в жизни человека. Но в контексте рассказа «Кавказ» он намекает, что выбор пути закреплен за каждым из нас, и цена счастья у каждого своя.
Возможно, автор рассуждает, что, обрекая на гибель одного человека, достигнуть покоя с другим не получится. Муки совести рано или поздно проснутся. Но герои сделали свой выбор в пользу чувства, а в последствиях этого они могли видеть лишь угрозу собственной безопасности и утраты возможности быть вместе, но никак не гибель мужа-офицера.
И.А. Бунин раскрыл в своем рассказе «Кавказ» трагедию любви, через морально-эмоциональный выбор героев, проиллюстрировав, как на фоне искреннего и светлого чувства двух влюбленных может разыграться личная драма одного обманутого и отвергнутого человека. Главная мысль произведения – указать на острые грани любовного конфликта, на то, как легко порезаться о страсти, пылающие в сердцах людей. И все же, несмотря на трагический финал, автор не перестает петь гимн любви, гимн чувствам, которые делают жизнь человека яркой, насыщенной и стремительной.
Суть: о чём рассказ?
Одним осенним днём старый военный по имени Николай останавливается передохнуть в частной горнице близь почтовой станции. Он заводит разговор с хозяйкой, внезапно выясняется, что хозяйка горницы – его давняя возлюбленная Надежда, с которой у них был роман много лет назад.
Герои начинают вспоминать прошлое, однако память не приносит им ничего, кроме боли. После расставания девушка так и не обрела своего счастья. Надежда все эти годы думала только о Николае и не могла простить его за то, что он бросил её.
Главный герой, мучимый совестью и сомнениями, спешно уезжает, думая о том, как могла бы повернуться его жизнь, если бы он поступил иначе. Подробнее о сюжете Многомудрый Литрекон написал в кратком содержании. Там же Вы найдете отзыв для читательского дневника.
Любовь в рассказе «Темные аллеи»
Первый рассказ сборника, как и весь цикл называется «Темные аллеи». Здесь речь идет о двух, уже не молодых людях, которые встречаются спустя 30 лет после знакомства. В те далекие времена барин соблазнил молоденькую крестьянку и уже через несколько дней забыл об ее существовании. Но она не забыла, она по-прежнему его любит даже спустя столько лет.
Барин даже не узнал в содержательнице гостиного двора ту юную девчонку, которая была безумно в него влюблена. Со стороны женщины любовь была искренняя,настоящая. За эти годы она не вышла замуж и не родила детей. Николай Алексеевич же, напротив, был женат и имел сына. Но жена его бросила, а сын вырос подлецом. Вспоминая прошлое, он понимает, что единственное настоящее светлое чувство к нему было как раз у Надежды. Но даже осознав это, он считает, что любовь проходит и чувства притупляются, Надежда же напротив верит в настоящую любовь, которая никогда не исчезает.
История создания
Анализ “Темных аллей” будет неполным без истории создания произведения и знания некоторых подробностей биографии писателя. В стихотворении Н. Огарёва “Обыкновенная повесть” позаимствован Иваном Буниным образ тёмных аллей. Эта метафора настолько впечатлила писателя, что он наделил её своим особым смыслом и сделал названием цикла рассказов. Все они объединены одной темой – яркой, судьбоносной, запоминающейся на всю жизнь любви.
Произведение, вошедшее в одноимённый цикл рассказов (1937–1945 гг.), было написано в 1938 году, когда автор находился в эмиграции. Во время второй мировой войны голод и нищета преследовали всех жителей Европы, французский город Грасс не стал исключением. Именно там написаны все лучшие произведения Ивана Бунина. Возвращение к воспоминаниям о прекрасных временах молодости, вдохновение и творческая работа давали силы автору, чтобы пережить разлуку с родиной и ужасы войны. Эти восемь лет вдали от родины стали самыми продуктивными и самыми важными в творческом пути Бунина. Зрелый возраст, чудесной красоты пейзажи, переосмысление исторических событий и жизненных ценностей – всё это стало толчком к созданию самой главной работы мастера слова.
В самые страшные времена написаны самые лучшие, тонкие, пронзительные рассказы о любви – цикл “Тёмные аллеи”. В душе каждого человека есть места, куда он заглядывает нечасто, но с особым трепетом: там хранятся самые светлые воспоминания, самые “дорогие” переживания. Именно такие “тёмные аллеи” имел в виду автор, давая название своей книге и одноимённому рассказу. Впервые рассказ был опубликован в Нью-Йорке в 1943 году в издании “Новая земля”.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Проблемы
Проблематика рассказа «Кавказ» заключает в себе сложные жизненные вопросы, ответы на которые пытаются найти герои. Можно выделить морально-этические стороны и размышлять, укладываются ли в эти нормы поступки персонажей. Также значим психологический аспект, согласно которому любовники пребывают в постоянном ощущении опасности, тревоги, но и безоблачного счастья.
Автор затрагивает в своем произведении вечные проблемы любви и ненависти, жизни и смерти, смысла жизни. Но основной проблемой остается все же преступная любовь, так как именно она связана с главной темой рассказа. Герои предлагают свой путь решения, позволяя читателю наблюдать возможный исход.
Сочинение на ЕГЭ «Почему любовь в изображении И.А. Бунина трагична?»
Многие произведения И.А. Бунина посвящены теме любви, в частности цикл рассказов «Темные аллеи», по праву названный вершиной творчества писателя. Но странное чувство остается после прочтения этих его произведений — грусть, сочувствие героям, их трагичной, несложившейся судьбе. Герои погибают, расстаются, кончают жизнь самоубийством — они все несчастливы. Почему так происходит? Любовь показана писателем как могучая грозная сила, способная перевернуть жизнь человека. Поручик, герой рассказа «Солнечный удар», вовсе не думал об этом, затевая, как ему казалось, легкую интрижку с привлекательной попутчицей. Но, расставшись с нею, он неожиданно осознает, что не может забыть ее, увидеть героиню вновь для него «необходимее жизни». С глубоким психологизмом раскрывает писатель внутренние переживания героя, его духовное взросление. Поручик чувствует покой и безмятежность окружающей жизни — и это только усиливает его страдание: «Вероятно, только я один так страшно несчастен в этом городе». Бунин часто прибегает к таким приемам, как антитеза (противопоставление) и оксюморон (сочетание несочетающихся понятий), чтобы ярче раскрыть внутренний мир героя, чувствующего во всем необыкновенную радость и вместе с тем муку, разрывающую его сердце, счастье в своей душе и слезы на глазах. Со слезами на глазах он заснул, а вечером, сидя на палубе парохода, он чувствует себя постаревшим на десять лет. Герой во власти любви, его чувства от него не зависят, но они преображают его духовно — это пушкинское пробуждение души, изменение всего мироощущения человека. Митя, герой повести «Митина любовь», ревнует и страдает, чувствуя пренебрежение к нему Кати, какую-то фальшь в ее поведении, которую она сама еще даже не осознает. Он ждет письма от нее, и как томительно показано автором это ожидание, и как быстро радость Мити сменяется ожиданием следующего послания, еще более мучительным. Причем физиология не заменяет любви, и эпизод с Аленкой это доказывает убедительно — сила любви в гармонии плотского и духовного, в ее духовной значимости. И так ярко, так мучительно страдание Мити, получившего известие о Катиной измене и неизбежном их разрыве, что он стреляет в себя «с наслаждением», чтобы только прекратить эту боль, разрывающую сердце. Конечно, такой накал страстей несовместим с обычной жизнью ведь в жизни часто так много грязи, грубой прозы быта, мелочных расчетов, похоти, убивающих любовь. Жертвой этого стала Оля Мещерская, героиня рассказа «Легкое дыхание», чистая душа которой была готова к любви и ждала необыкновенного счастья. Подчиняясь социальным предрассудкам, бросает Надежду Николай Алексеевич герои рассказа «Темные аллеи», — и сам не видит счастья в дальнейшей своей судьбе. На всю жизнь запомнился героине рассказа «Холодная осень» вечер прощания с женихом, впоследствии убитым на войне. И вся ее дальнейшая жизнь — это просто существование, бытовая проза, а в душе — только тот холодный прощальный вечер и стихи, которые ей читал любимый. Поэтому, я думаю, можно утверждать, что в изображении И.А. Бунина любовь — это такой взлет души, который дан не каждому, но о котором каждый, кто это испытал, никогда не забудет.
Вывод
Эгоизм порождает лишь ответное равнодушие. Автор показывает это на примере судьбы офицера. Он не соглашался мирно отпустить жену, видя и чувствуя ее отторжение. Их брак был обречен, но мужчина больше переживал за свою репутацию в обществе, чем за супругу, и за это был наказан. В ответ на его нежелание что-либо предпринять женщина идет на обман, предпочитая, как и он, следовать своим убеждениям и нуждам, пренебрегая интересами партнера. Увидев замкнутый круг безразличия, где он бегал за женой по курортам, офицер осознал свою ошибку, но не смог найти метода ее исправления.
Автор учит нас быть чуткими по отношению друг к другу, учит идти не напролом, а на компромисс. В каждом конфликте есть разумное решение, просто нужно быть готовым поступиться чем-то своим ради блага окружающих людей. Этого умения не хватает многим, и его нехватка плачевно отражается на межличностных отношениях во всех сферах жизни.