Краткое содержание «Кисель» и мнение читателя для дневника: обзор произведения М.Е. Салтыков-Щедрина
Кисель — это знаменитая новелла от М.Е. Салтыкова-Щедрина, которая описывает жестокое обращение крестьян в России конца XIX века. Главный герой, крестьянин Щукин, попадает в ловушку безжалостных баринов, которые заставляют его выпить большое количество киселя и устроить шумную пьянку. После этого Щукин страдает от переполненного желудка и не может работать на долгое время.
Читатели разделяют свое мнение о «Киселе». Кто-то считает эту историю отражением глубоких неравенств в современной общественной системе. Другие узнали в персонажах сатирический отзвук тех, кому нечего делать, кроме как унижать других и играть с их жизнью. Третьи считают произведение чрезмерным в своей жестокости и саму идею выступают против силового унижения людей.
- Одним из свидетельств читателей сказано: «Кисель — это безумно сильное произведение, которое приводит нас к истине о том, какие бывают люди. Прочитать это почти богохульское произведение, значит взглянуть правде в лицо и, может быть, начать что-то менять в своей жизни.»
- Другой читатель, наоборот, написал: «Я не могу принять эту книгу. Читать о том, как одни люди играют с другими, подавляют их и не устают унижать — очень неприятно. Разве не должны мы жить в светлом мире?»
Как бы то ни было, «Кисель» остается одним из наиболее влиятельных произведений сатирической литературы. Оно напоминает о том, что в мире существует зло и что нам всем, как обществу, нужно работать над тем, чтобы преодолеть его.
Взяточничество
Салтыков-Щедрин в сказке «Кисель» высмеивает практику взяточничества, которая широко распространена в российском обществе.
Главный персонаж сказки — Задородный — является типичным взяточником, готовым на все ради личных выгод. Он не только берет взятки, но и создает условия для их предложения, злоупотребляет своим положением и властью.
Примером такой практики является сцена, где Задородный принимает взятку от Дворнягина за возможность попасть на должность. Он просит Дворнягина принести ему «пятьсот рублей на портфель», чтобы он мог прикинуться важным и получить должность самого главного. Взяточничество Задородного прекрасно показывает, как коррупция проникает в различные сферы общества и становится привычкой для многих людей.
Салтыков-Щедрин также обращает внимание на то, что взяточничество Хлывнюкова и Картонкина было подталкиваемо самими гражданами, которые желали получить выгоду путем «раскрутки» служащих. Этот факт свидетельствует о том, что коррупция является обоюдной проблемой, и она невозможна без согласия обеих сторон
Все эти яркие примеры в сказке «Кисель» служат сатирическому высмеиванию взяточничества и его негативных последствий для общества.
Бюрократия и коррупция
Салтыков-Щедрин в сказке «Кисель» высмеивает бюрократию и коррупцию, характерные черты общества своего времени. Он показывает, как бюрократы и чиновники, забившие голову формальными правилами и процедурами, становятся инструментами коррупционной системы.
Главным символом бюрократии в сказке является кисель, созданный не для того, чтобы кормить голодных и слабых, а для удовлетворения интересов чиновников и воров
Кисель становится метафорой того, как большинство чиновников искусно втягивают граждан в свои сети коррупции, обманывая их и привлекая к себе внимание, чтобы забрать деньги и ресурсы в собственные карманы
Автор подчеркивает, что в коррумпированном обществе этические принципы и нормы имеют второстепенное значение, а главным является достижение собственных личных интересов. Бюрократы и чиновники, ставшие жертвами своей собственной коррупционной системы, сами становятся ее активными участниками, потакая своим амбициям и желаниям. Вместо того, чтобы быть служителями народа и защитниками закона, они становятся угрозой для общества и грабят его.
Салтыков-Щедрин вскрывает абсурдность и неправдивость бюрократической системы, ставя ее в противоречие с идеалами честности, справедливости и социальной ответственности. Он обличает бессмысленность и безысходность существования в такой системе и показывает, что она ведет к разрушению и моральному и экономическому кризису.
Таким образом, «Кисель» является сатирой на бюрократию и коррупцию, иллюстрирующей их вредные последствия для общества и призывающей к изменениям и реформам.
Сочинение миниатюра на кого из сказок Салтыкова-щедрина я похож
Выбирайте:Премудрый ПискарьДуракТоптыгины: первый, второй, третий, и так далееВорон-челобитчикЧижикГенералы (парой)Мужик (один)Баран непомнящийЗаяц самоотверженный, еще волк в комплектеВолк бедныйВобла вяленаяКарась – идеалистЧижик, который в горе, а не тот, которого один из Топтыгиных слопалОрел-меценатЗаяц здравомысленныйКонягаВерный трезорБогатырьУчитывая выбранный способ написания сочинения, я полагаю, Вам надо писать про вялену
Анализ сказки Салтыкова-Щедрина “Кисель”, что писать?
Сказка Салтыкова-Щедрина “Кисель” смешная и вместе с тем печальная! В сказке применяются смешные приёмы и изображения, поэтому её и можно считать смешной, а вот те выводы, к которым мы приходим, читая сказку, довольно печальные…
В сказке, по моему мнению, затронута серьёзная тема, тема обывателей, прожигателей жизни! И не напрасно Салтыков-Щедрин выбирает для сравнения именно свинью, которая олицетворяет ленность и обжорство… Господа из этой сказки беспрестанно ели этот кисель, абсолютно не думая о том, что он может когда-нибудь просто закончиться. А когда он им в конце концов набил оскомину, то они в своей расточительной манере отдают всё свиньям.
В сказке “Кисель” размышления о народной жизни сатирика принимают драматическую остроту! Ведь кисель – это тоже аллегория, скорбный символ рабской податливости народа. Сначала господа ели кисель,
а кисель преподнесли свиньям…
Значение этого иносказания вполне очевиден: сначала господа доводили простой народ до разорения, а затем прожорливые буржуа пришли им на смену… А народ всё также свои силы позволяет использовать:
К тому же ещё и радовался:
В итоге господа настолько пресытились этим киселём, что и свиньям стало его не жалко! Таким образом
В гротескном виде в сказке показана покорность крестьян, и послереформенное оскуднение деревни, которую разграбили не только господа-помещики, но и уже новыми буржуазными хищниками, которые словно свиньи
по мнению сатирика Салтыкова-Щедрина.
Какие сатирические приемы использует Салтыков-щедрин в сказке ,, Кисель”
Размышления сатирика о народной жизни приобретают драматическую остроту и в сказке «Кисель». Кисель – это тоже аллегория. Это скорбный символ рабской податливости народа. Сначала ели кисель господа, «и сами наелись, и гостей употчевали», а потом уехали «на теплые воды гулять», кисель же свиньям подарили. «Засунула свинья рыло в кисель по самые уши и на весь скотный двор чавкотню подняла». Смысл иносказания очевиден: сначала господа доводили народ до разорения, а потом им на смену пришли прожорливые буржуа. Народ же покорно позволяет использовать его силы: «Кисель был до того размывчив и мягок, что никакого неудобства не чувствовал оттого, что его ели». Даже еще радовался: «Стало быть, я хорош, коли господа меня любят!»
Кисель — герой одноименной сказки, «был до того разымчив имягок, что никакого неудобства не чувствовал от того, что его ели».Господа до того им пресытились, что и свиньям есть предоставляли, такчто в конце концов «от киселя остались только засохшие поскребушки».В гротескном виде здесь отобразились и крестьянская покорность, ипослереформенное оскудение деревни, ограбленной уже не только«господами» -помещиками, но и новыми буржуазными хищниками,которые, по убеждению сатирика, как свиньи, «сытости… не знают». Elvira Elvira 7
Какие небольшие произведения хорошо подойдут под аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому?
Почитайте “Письма о добром и прекрасном” Д.С. Лихачёва. Это просто находка для сдающего ЕГЭ по русскому! Произведение разбито на отдельные короткие “письма” и буквально переполнено аргументами на все случаи жизни. Очень советую!
Значение и актуальность сказки «Кисель» сегодня
Сказка «Кисель» посылает нам важное послание о проблемах справедливости, честности и коррупции. Главные герои, представители разных социальных классов, сталкиваются с различными трудностями и стремятся достичь своих целей
В то же время, автор показывает, что путь к успеху часто проложен через нарушение нравственных принципов и использование обмана и коррупции.
Сказка «Кисель» актуальна и по сегодняшним меркам, так как она указывает на проблемы, которые до сих пор существуют в обществе. Многообразие социальных классов, несправедливое распределение богатства и власти, проблемы коррупции и морального разложения — все это актуальные проблемы, с которыми сталкиваются люди в разных странах.
Сказка «Кисель» призывает нас задуматься над этими проблемами, осознать их существование и попытаться найти пути их решения. В истории главные герои показаны как жертвы социальных обстоятельств и системы, но каждый из них делает свой выбор и несет ответственность за свои действия.
Таким образом, сказка «Кисель» остается актуальной сегодня и является важным произведением, которое может привлечь внимание к социальным проблемам и помочь найти пути их решения
Структура и композиция сказки «Кисель»
Сказка «Кисель» имеет достаточно простую структуру и композицию, которая помогает передать основные идеи и смысл произведения. В сказке присутствуют несколько основных частей, каждая из которых выполняет свою роль в развитии сюжета.
Первая часть сказки — вступление, она знакомит читателя с миром и персонажами произведения. Здесь автор описывает деревню, ее обитателей и повседневную жизнь. В этой части также вводятся основные герои — староста и двое братьев: Никита Александрович и Василий Александрович
Место действия, а именно старостин дом, также имеет важное значение для развития сюжета
Вторая часть сказки — развитие сюжета. Здесь происходит конфликт между братьями, вызывающий дисгармонию и напряжение. Причиной конфликта становится появление в деревне Марьи Ивановны, красивой и привлекательной женщины, которая стала их соседкой
Братья влюбляются в нее и начинают состязаться за ее внимание. Эта часть сказки раскрывает негативные черты характеров братьев и впервые показывает сильное влияние Марьи Ивановны на деревню
Третья часть сказки — разрешение сюжета. Здесь автор вернет героев к добру и согласию. Братья осознают, что вместо любви и счастья они принесли в деревню раздор и конфликт. Они решают прекратить вражду и примириться. Марья Ивановна тоже осознает свою роль в произошедшем и принимает решение уехать из деревни. Таким образом, сказка заканчивается хорошим концом и уроком для героев и читателей.
Структура и композиция сказки «Кисель» |
I. Вступление |
— Описание деревни и ее обитателей |
— Введение основных героев |
II. Развитие сюжета |
— Конфликт между братьями |
— Влияние Марьи Ивановны |
III. Разрешение сюжета |
— Осознание ошибок и примирение братьев |
— Уход Марьи Ивановны |
Отзыв читателя о сказке «Кисель»
Стиль писателя проникнут остроумием и иронией, что делает сказку не только увлекательной для детей, но и занимательной для взрослых. В ней рассматриваются важные социальные и моральные вопросы, которые актуальны и по сей день. Салтыков-Щедрин критически относится к обществу своего времени и с помощью сказки делает смелые заявления о неравенстве и неправде.
Одной из главных черт сказки является ее многослойность. На первый взгляд она кажется простой и легкой, но при более внимательном чтении можно раскрыть множество скрытых смыслов и аллегорий. Каждый персонаж в сказке имеет свою символическую сущность, что делает произведение богатым и глубоким.
Особенно впечатляет мудрость и доброта героя киселя, который на протяжении всей сказки сохраняет свою человечность и сострадание. Он понимает обман и лицемерие в окружающем мире, но не теряет надежды и верит в истинное счастье. Это великолепный образ, который позволяет нам увидеть и поверить в добро во всем своем великолепии и мощи.
В целом, сказка «Кисель» – это прекрасное литературное произведение, которое ставит нас на путь к саморазвитию и сознательности. Это искрометный текст, заполненный не только юмором, но и глубокими философскими мыслями. Рекомендую ее всем, кто хочет раскрыть новые грани литературы и провести время с пользой для разума и души.
Философский подтекст в «Киселе»:
«Кисель» М.Е. Салтыкова-Щедрина — это не только юмористическая история о жизни бедняка Плафона и его семьи, но и глубоко философское произведение о неравенстве в обществе. Автор по-своему показывает, как позиция человека в обществе зависит от его имущественного положения.
Прямой ироничный акцент в тексте делает читателя внимательнее к проблемам, которые освещаются в произведении. Каждый эпизод и каждый персонаж вносят свой вклад в рисование картинки общества, где бедность, алчность и невежество правят балом.
«Мне в этом мире не на что больше смотреть!» — такую фразу герой произносит в одном из последних эпизодов повести. Она ярко демонстрирует эмоции и разочарование в обществе, которое старательно создает приличную фасадную маску, за которой скрывается ложь, лицемерие, коррупция и аморальность.
Недостаточное внимание к социальным проблемам
Индивидуалистический подход к решению этих проблем
Отрицание культурных и социальных ценностей
Отзыв
Центральная мысль сказки «Кисель» Салтыкова-Щедрина заключена в понимании того, что люди должны ценить то, что они имеют. Многие состоятельные граждане из-за своего легкомыслия, недальновидности или душевного невежества не берегут и не ценят те богатства и блага, которые есть у них. Стремясь завладеть чем-то более весомым и престижным, достичь высоких статусов, можно лишиться того, что стабильно, надежно, хоть и, казалось бы, менее значимо, но именно оно заслуживает благодарности. В понимании этого и заключается мораль сказки «Кисель».
Сочинение Михаила Салтыкова-Щедрина мне нравится. В тексте автор, рисуя яркие литературные образы, очень точно характеризует господ и крепостной люд, находящийся у них в услужении. Кисель олицетворяет собой порабощенный простой народ – трудолюбивый, мягкий, кроткий, производящий все необходимые блага для беспечной и праздной жизни своих господ. Хозяева же представляют собой власть, капризную, чересчур требовательную и придирчивую, не ценящую труд своих крепостных.
Господствующее сословие привыкло существовать за счет тяжелого, изнурительного крестьянского труда и не думать о том, что когда-нибудь такая безмятежная и беззаботная жизнь закончится, потому что привычная, отлаженная система рухнет и все богатства, роскошь, разные блага у господ исчезнут, и те останутся без ничего. Кисель съели свиньи, а они являются олицетворением ненасытных и алчных господ. Такое мое мнение о сказке Салтыкова-Щедрина «Кисель».
Все персонажи произведения – герои отрицательные, с целым набором порочных качеств, и делает их такими автор намеренно, желая показать читателям реальную жизнь той эпохи. Представления о существующей действительности у высоких особ отсутствуют, также они не имеют внутреннего стержня и моральной устойчивости. Господа идут на поводу у своих мимолетных желаний, удовлетворяют любую свою прихоть, любят шиковать и пускать пыль в глаза, проводить время в удовольствиях и роскоши. Такой образ жизни приводит к потере ее смысла, к духовному обнищанию и ограниченности ума. Пребывая в своем узком мирке, богачи стремятся пренебречь благами, создаваемыми их крестьянами, и не ценят людской труд и то, что имеют. Такое впечатление производят на меня персонажи рассматриваемой сказки.
Салтыков-Щедрин предлагает читателям поразмыслить над тем, что будет, если когда-нибудь народу такое отношение к нему господ надоест и его терпение и покорность закончатся. Он считает, что о народе нужно заботиться, улучшать его условия жизни, облегчать его труд, испытывать благодарность к народу за его трудолюбие. Всему этому учит его произведение «Кисель».
Я думаю, что стоит познакомиться с содержанием сказки «Кисель», чтобы иметь представление о социальном строе, существующем в царской России, и о власти, несправедливость которой и другие пороки обличает автор. Такое впечатление сложилось у меня в целом от прочтения произведения Салтыкова-Щедрина «Кисель».
Первый раздел: тема сказки в «Киселе» Салтыкова-Щедрина
Дорогой читатель, давайте углубимся в мир замечательной сказки «Кисель» Алексея Салтыкова-Щедрина и разберемся, в чем заключается ее основная тема.
Сказка «Кисель» рассказывает о приключениях маленького мальчика, который попадает в удивительное место, где все говорящие животные решают проблемы своего мира. Однако главной темой этой сказки является не только само путешествие героя, но и проблема правды и лжи.
Салтыков-Щедрин, известный своими сатирическими и социально-политическими произведениями, использует сказочный жанр для выражения своей критики реальности. Он изображает говорящих животных, которые, хотя и живут в вымышленном мире, вскрывают многие негативные аспекты человеческой природы.
Основная тема сказки «Кисель» состоит в том, что автор показывает, что ложь и обман приводят к разрушительным последствиям и нарушению гармонии в обществе. Герой сказки, мальчик по имени Илья, сталкивается с животными, которые предпочитают скрывать правду, вместо того, чтобы быть открытыми и честными. В итоге, из-за их лжи, мир в котором они живут оказывается в опасности.
Автор хочет показать читателю, что правда и открытость — это ценности, которые должны быть ценными для каждого человека. Он предлагает своим читателям задуматься о том, какие могут быть последствия лжи и обмана в нашей жизни.
Таким образом, тема сказки «Кисель» Салтыкова-Щедрина заключается в критике лжи и обмана, а также в поощрении правды и открытости
Автор хочет, чтобы его читатели задумались о важности этих ценностей и применили их в своей жизни
Сказки о животных
Этот вид приключений очень древний. В некотором смысле истории о животных сродни более поздним басням. Животные в сказках изображены иносказательно и подразумевают вполне человеческие пороки: лень, коварство, трусость.
Самая популярная героиня таких сказок – лиса. Она хитра, льстива и мстительна. Часто в сказках о животных присутствует и волк — глупый, жестокий. Еще один отрицательный персонаж – медведь. Угнетатель, угнетающий всех своей силой, медведь также глуп и часто оказывается обманутым.
Кролик (как, например, мышь) часто бывает подавленным, обиженным персонажем. В сказках о животных не так уж много положительных персонажей: обычно это кот и петух, которые не сильны, но помогают обиженным, ценят дружбу и радуются жизни.
Щедрин “Кисель”, кто главные герои, какая главная мысль?
В сказке или притче Е.М. Салтыкова-Щедрина “Кисель” показана человеческая глупость, недальновидность, хвастовство и высокомерие, которые были очень быстро наказаны.
Главные герои произведения: собственно кисель, которому все равно. кто его ест. Господа, сначала скромные, потом балованные. И свиньи, которым достался кисель.
Главная мысль в том, что прока господа были не слишком богатые, то кушали простой кисель с удовольствием. Были ему рады. Но как только дела их пошли вверх, стали с простой пищи на более изысканную переходить,надоел им видите ли кисель. Отправились они и вовсе гулять. Стали крепко зазнаваться. А когда промотали все деньги, решили вернуться к своему киселю, но его весь съели свиньи.
Сюжет произведения
В «Киселе» Салтыкова-Щедрина она развивается последовательно, приближая читателя к важному выводу. Господа попробовали кисель, приготовленный крестьянкой
Всем он нравился. Он был и сладок, и мягок. Тогда господа потребовали, чтобы оно было на столе каждый день, потому что они любили побаловать себя таким лакомством.
Вскоре хозяева даже угощали киселем прохожих, и те с удовольствием его ели. Сам Кисель был просто счастлив, что он такой нужный, что его все хвалили.
Но господа устали от угощения. Они стали есть его меньше, а вскоре вообще стали пробовать другие десерты. Было решено подарить поцелуй свинке, которая с удовольствием его съела.
Господа решили развлечься, попутешествовать, а когда вернутся, снова съесть забытое лакомство. Только когда вернулись, то есть ничего не было, а деньги потрачены.
Вариант 2
Сказка Салтыкова-Щедрина “Кисель” – это яркий пример социальной сатиры, который критикует крестьянскую жизнь в России XIX века. Автор показывает, что жизнь крестьян была тяжелой и зависела от благосклонности помещиков. Кроме того, Салтыков-Щедрин критикует религиозные представления крестьян, которые верили в дьявола и готовы были продать свою душу ради благополучия.
Главный герой сказки – крестьянин Кисель – не может прокормить свою семью и вынужден искать выход из сложившейся ситуации. Он решает продать свою душу дьяволу, чтобы получить богатство и благополучие. Однако, как и во всех сказках, желание героя не оправдывается, и он попадает в еще более тяжелое положение.
Одним из главных символов сказки является сам кисель. Он символизирует жизнь крестьян, которая была сладкой и приятной только на первый взгляд, но на самом деле была горькой и тяжелой. Кроме того, кисель символизирует желание героя получить легкие деньги и благополучие, которые оказались ложными и обманчивыми.
Дьявол в сказке также является символом. Он символизирует желание героя получить богатство и благополучие любой ценой. Кроме того, дьявол символизирует тех, кто готов продать свою душу ради материальных благ.
Сказка “Кисель” является примером того, как автор использует символы и аллегории, чтобы передать свое социальное послание. Кроме того, автор использует язык сказки, чтобы подчеркнуть трагический характер событий.
Сказка “Кисель” является критикой крестьянской жизни в России XIX века. Автор показывает, что крестьяне были вынуждены жить в бедности и нужде, а их жизнь зависела от благосклонности помещиков. Кроме того, Салтыков-Щедрин критикует религиозные представления крестьян, которые верили в дьявола и готовы были продать свою душу ради благополучия.
Сказка “Кисель” является примером социальной сатиры, которая критикует крестьянскую жизнь в России XIX века. Автор показывает, что жизнь крестьян была тяжелой и зависела от благосклонности помещиков. Кроме того, Салтыков-Щедрин критикует религиозные представления крестьян, которые верили в дьявола и готовы были продать свою душу ради благополучия.
Сказка “Кисель” является примером того, как автор использует символы и аллегории, чтобы передать свое социальное послание. Кисель символизирует жизнь крестьян, которая была сладкой и приятной только на первый взгляд, но на самом деле была горькой и тяжелой. Кроме того, дьявол символизирует желание героя получить легкие деньги и благополучие, которые оказались ложными и обманчивыми.
Сказка “Кисель” является примером того, как автор использует язык сказки, чтобы подчеркнуть трагический характер событий. Кроме того, автор использует гиперболу и иронию, чтобы усилить эффект социальной сатиры.
В целом, сказка Салтыкова-Щедрина “Кисель” является ярким примером социальной сатиры, который критикует крестьянскую жизнь в России XIX века. Автор использует символы и аллегории, чтобы передать свое социальное послание, а также язык сказки, чтобы подчеркнуть трагический характер событий.
2 вариант
Работа «Кисель» — необыкновенная вариант сказочного стиля, рассказывающая о жизненных проблемах российской реальности. Сказка «Кисель» сочинена несложным, простым стилем. С первого взгляда смешное сочинение касается глубоких темы тех времен.
По содержанию, аристократы наслаждались сделанным обыкновенной простолюдинкой киселем. Яство так их очаровало, что они захотели, есть его каждый день. Понемногу, работа стряпухи обесценилась так, что кисель стали давать всем подряд. В конечном счете, аристократам кисель наскучил, и они потребовали насытить им поросят. Сами же отправились развлекаться, предполагая, что к их прибытию аппетитное кушанье обязательно будет приготовлено. Но в то же время после приезда, вместо киселя видят всего-навсего «засохшие поскребушки». Поскольку, ни для кого не секрет, что животные обладают обжорством.
В сочинении, кисель символизирует богатство. А богатство приобретено путем непрерывной работы обыкновенных людей. Аристократы, считая, что стойкие крестьяне в любое время подадут кисель, сильно заблуждались, так как вследствие господской расточительности кисель заканчивается. Не зря в документе возникает хрюшка, символизирующая собой лентяйство и обжорство, данные черты писатель относит к аристократам. А добродушный, хорошо направляющийся кисель — служит символом послушности и выдержки простого люда.
Аристократы, радующиеся аппетитным яством, не размышляют об сдержанности в денежных средствах. Ведь они основываются именно на собственные потребности, не видя рядом с собой тех лиц, которые обслуживают им хорошую жизнь и насыщение. Таким образом Салтыков-Щедрин находит сопоставление между изображением аристократов и правящей элитой той эпохи. В ту пору, правящая элита не полагала о том, что большая масса людей сумеет защитить собственные права и свободы. Аристократы с опозданием осознали собственную беспечность, но было уже поздно. Им пришлось расплачиваться за свои ошибки — не признавая работу невольных жителей, используя во вред власть, они быстро утратили все собранное годами богатство. Писатель представляет в смешном виде расточительность правящей элиты. В заключение этой фантасмагории он демонстрирует их вопящими вместе с животными — они с горечью понимают, что не смогли сберечь власть над людьми.
Писатель оказывается заступником людей, выставляя напоказ все минусы главенствующего общественного слоя. Салтыков-Щедрин удачно сумел в такой небольшой по размеру литературной работе отчетливо представить масштабную проблему той поры.
Вариант 2
Произведение «Кисель» – необычная вариация сказочного жанра, повествующая об актуальных темах русской действительности. Сказка «Кисель» написана легким, простонародным языком. На первый взгляд забавное произведение затрагивает масштабные проблемы того времени.
В сказке, кисель является символом достатка. А достаток получен посредством постоянного труда простого люда. Господа, думая о том, что терпеливые крестьяне всегда предоставят кисель глубоко ошибались, потому что из-за господского мотовства кисель исчезает. Не случайно в тексте появляется свинья, олицетворяющая собой леность и чревоугодие, эти качества автор приписывает господами. Мягкий, легко поддающийся кисель – символизирует податливость и терпение простого народа.
Господа, наслаждающиеся вкусным блюдом, не задумываются об экономии
Потому-что они опираются только на личные нужды, не принимая во внимание тех людей, которые обеспечивают им сытость. Так Салтыков-Щедрин раскрывает параллель между образом господ и властью тех времен
Тогда, знать не думала о том, что огромная масса народа сможет отстоять свои права. Господа поздно поняли свою ошибку. Они получили тяжелый урок – не уважая труд крепостных крестьян, злоупотребляя властью, они легко потеряли весь накопленный годами достаток. Автор высмеивает расточительность господ. В конце сказки он показывает их вопиющими вместе со свиньями – они с горечью осознают, что не сумели сохранить власть над народом.
Автор выступает защитником народа, обнажая недостатки господствующей социальной прослойки. Салтыков-Щедрин успешно смог в столь маленьком по объему произведении четко обрисовать глобальную проблему того времени.
Краткий анализ
- Год написания — 1869
- История создания — Не умея открыто высмеивать пороки самодержавия, Салтыков-Щедрин прибегает к иносказательной литературной форме — сказке.
- Тема — В произведении Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» раскрывается тема положения крепостных крестьян в условиях царской России, нелепость существования класса помещиков, не умеющих и не желающих работать самостоятельно.
- Композиция — Сюжет рассказа основан на гротескной ситуации, за которой скрываются реальные отношения между классами помещиков и крепостных. Несмотря на небольшой размер произведения, композиция выполнена по стандартному плану: сюжет, кульминация и развязка.
- Жанр — Сатирический рассказ.
- Направление — Эпическое.
Помпезность и самолюбие
Голохвастов обладает непомерным самомнением и считает себя великим государственным деятелем. Он дает советы в различных сферах, будь то экономика, политика или религия, хотя совершенно не разбирается в них. Более того, Голохвастов всегда уверен, что его мнение является истиной последней инстанции.
Автор с иронией описывает его важность и самоуверенность, позволяющие ему упрекать всех окружающих за их ошибки и несовершенства, не замечая при этом своих собственных. Голохвастов, несмотря на свою никчемность и бездарность, полон самодовольства и наглости, что делает его невыносимо надменным и ущербным
Таким образом, Салтыков-Щедрин высмеивает в сказке «Кисель» не только конкретных жизнерадостных помещиков, но и общее явление самомнения и самолюбия, которые сопутствуют многим лицам из высшей помещичьей общественности.
Третий раздел
Смысл этого раздела заключается в том, чтобы показать, как бюрократия и неэффективность государственной системы ведут к разрушению общества и отдельных индивидуумов. Салтыков-Щедрин критикует бюрократический аппарат и его влияние на образ жизни и поведение героев сказки. Он показывает, как бюрократия превращает людей в безразличных, бестолковых и аморальных чиновников, замкнутых в своей маленькой мире.
Этот раздел сказки наполнен яркими образами разных типов городских служащих — начальников, чиновников, канцеляритов. Каждый из них олицетворяет определенный негативный аспект бюрократии — лень, коррупцию, боязнь принятия решений. Автор умело использует сатиру и иронию, чтобы показать абсурдность и несостоятельность таких людей и их деятельности.
С помощью ярких и живых описаний, Салтыков-Щедрин заставляет читателя задуматься над проблемами бюрократии, показывая, что эта система не только неэффективна, но и морально разрушительна. Однако, несмотря на критику, автор оставляет некоторую надежду на перемену, намекая на то, что истинные ценности и человеческое достоинство всегда могут победить.
В целом, третий раздел сказки «Кисель» является продолжением критики бюрократической системы и показывает, как она влияет на жизнь и поведение городских служащих. Смысл этого раздела заключается в том, чтобы вызвать у читателя осмысление и понимание проблем, связанных с бюрократией, и посеять семена перемен и надежды на лучшее будущее.
Преимущества сказки «Кисель»
Первое преимущество этой сказки — ее юмористический сюжет. Автор ловко использует сатиру и иронию для того, чтобы подчеркнуть недостатки и проблемы в обществе своего времени. Комические ситуации и яркие образы героев делают чтение сказки увлекательным и занимательным.
Второе преимущество — изящный и живой язык автора. Салтыков-Щедрин умело играет словом и создает яркие, запоминающиеся образы. Его замечательные описания и уместные метафоры позволяют читателю ощутить атмосферу сказочного мира и в полной мере насладиться чтением.
Третье преимущество — уроки морали и этики, которые несет сказка. Автор критикует эгоизм, зазнайство и лицемерие, показывая, что эти качества ничего хорошего не приносят. Он побуждает читателя задуматься над собственными поступками и постараться быть честным, отзывчивым и добрым человеком.
Сказка «Кисель» — это не только увлекательное произведение, но и источник ценных жизненных уроков. Она помогает нам осознать свои ошибки и стремиться к лучшим качествам. Чтение этой сказки помогает развивать эмоциональный интеллект и воспитывать этические принципы, что делает ее настоящим произведением искусства.
Анализ ключевых проблем
Начнем с первой замеченной нами проблемы в произведении Салтыкова-Щедрина «Кисель» — пассивных крестьян. Именно они и образуют тот самый кисель. Им все равно, кто его «ест», что его спокойно отдают в другие руки. Он мягкий, инертный и доволен тем, что кому-то нужен. А так ли это? Им только насыщаются, берут все, что нужно, а после оставляют на произвол судьбы и «свиней».
Вторая проблема, достойная анализа «Киселя» Салтыкова-Щедрина, – господа, прожигатели жизни. Они берут от вкусного лакомства все, насыщаются им, совершенно не думая о его рациональном использовании. Так и власти управляли народом и экономикой, угождая себе, не заботясь ни о людях, ни о будущем. Когда скучный народ им надоел, они готовы поехать развлекаться, с полной уверенностью, что бессознательная масса людей никуда не денется.
Но к большому удивлению и огорчению господ, ничем не брезгующая и довольная такой щедростью свинья съела все, оставив власть голодать и бедствовать.