История создания
Роман (социально-психологический) писателя Михаила Юрьевича Лермонтова писавшийся им в —1837 году, но так и оставшийся не законченным. В основе сюжета романа является жизнь петербургского гвардейского офицера Григория Печорина, которого в последующем писатель перенёс в свой роман «Герой нашего времени». Сюжет романа в основе своей имеет автобиографическую подоснову; взаимоотношения Печорина и Негуровой чрезвычайно близки к подлинной истории взаимоотношений самого писателя и Екатериной Сушковой. В лице княгини Веры Лиговской и её мужа Лермонтов изобразил Варвару Лопухину и её мужа Николая Бахметева, о чём можно судить по письмам Лермонтова к Александре Верещагиной и Марии Лопухиной 1834—1836 годов. Прообразом Красинского в известной мере является Святослав Раевский. Некоторые второстепенные персонажи также имели реальных прототипов: в лице Горшенко, который был, по выражению Лермонтова, «одно из характеристических лиц петербургского общества», изображен Николай Тарасенко-Отрешков. Роман так же был связан с общим состоянием Лермонтова, что потом отразилось на характере и состоянии его героя; ещё в 1833 году Лермонтов писал Марии Лопухиной: «Увы! пора моих мечтаний миновала; нет больше веры… Как скоро я заметил, что прекрасные грезы мои разлетаются, я сказал себе, что не стоит создавать новых; гораздо лучше, подумал я, приучить себя обходиться без них… труды мои не были бесполезны, и вскоре прошлое представилось мне просто программою незначительных и весьма обыкновенных похождений». В 1834 году в письме к той же Марии Лопухиной он пишет о «холодной иронии», которая «неудержимо прокрадывается» ему в душу, «как вода просачивается в разбитое судно». При жизни Лермонтова «Княгиня Лиговская» никогда не печаталась. Впервые опубликован в 1882 году в первом номере журнала «Русский вестник» при посредничестве историка литературы Павла Висковатова
Сюжет
Лошадь Печорина сбивает Красинского
Печорин и княгиня Лиговская на светском обеде
Печорин приходит в дом к Красинскому
Действие романа происходит в Петербурге в 1833 году. Один бедный молодой чиновник по фамилии Красинский на Вознесенской улице попадает под лошадь. Повозка уезжает, однако пострадавший успевает заметить лицо своего обидчика. Это молодой и состоятельный гвардейский офицер Григорий Александрович Печорин. Вернувшись домой, Печорин узнает от своей сестры Вареньки, что в их дом с визитом приходили князь и княгиня Лиговские. Это имя вызывает у молодого человека большое волнение. Несколько лет назад он влюбился в Верочку Р., и она ответила ему взаимностью. Печорин настолько увлекся своими чувствами, что не смог сдать экзамены. Он поступил на военную службу, а затем отправился на фронт, в действующую армию. Там Печорин показал свою храбрость. По окончании кампании, он узнал, что Верочка вышла замуж за князя Лиговского. Это глубоко его ранило. В Петербурге Печорин ведет активную светскую жизнь. От скуки он ухаживает за засидевшейся в девушках Елизаветой Негуровой и, наконец, решает прекратить эту игру. Печорин пишет Негуровой анонимное письмо, в котором сообщает, что ей не на что надеяться. Вечером Печорин отправляется в театр
Там он видит интересную молодую женщину, чьего лица он не может разглядеть, а также Негурову, которая проявляет к нему внимание. В ресторане у Печорина происходит неприятный разговор с одним молодым человеком, который оказывается именно тем самым сбитым чиновником Красинским
Чиновник считает себя униженным, ему кажется, что над ним посмеялись, а он считает, что богатство не даёт права принижать и оскорблять других людей. Печорин предлагает решить дело посредством дуэли, но чиновник отказывается, ссылаясь на то, что заботится о пожилой матери.
Печорин наносит визит вежливости Лиговским и понимает, что вчерашняя дама в театре, была не кто иная как княгиня Вера. Сам князь Степан Степанович был недалёким человеком, который женился лишь потому, что так захотели его родные. Мать Печорина устраивает большой обед, приглашая на него и Лиговских. За столом княгиня Вера сидит недалеко от молодого человека, который в беседе делает неприятные ей намёки. Княгиня Вера была расстроена до слёз. Князь Лиговской жалуется, что его тяжба в суде затянулась, а делом занимается чиновник по фамилии Красинский. Печорин вызывается найти этого человека и попросить уделить больше внимания делу князя. В поисках Красинского, Печёрин отправляется в бедные кварталы. Наконец, он находит нужную квартиру, где его встречает пожилая женщина. Вскоре выясняется, что Красинский, это тот самый сбитый им чиновник. Красинский встречает Печорина холодно, но обещает прийти к князю. Действительно, он появляется в доме Лиговских, и княгиня Вера представляет его своим гостям. Красинскому далёкому от светской жизни даже удаётся получить приглашение на блестящий бал у баронессы Р., где сходятся все действующие лица этой истории. Там Печорин вновь интригует сбитую с толку Негурову, возобновляет знакомство с ней и княгиня Лиговская. Повествование обрывается на череде кадрилей и беседе Лиговской с Негуровой…
Комментарии
↑ Мнения исследователей о месте ударения в фамилии княгини расходятся. Т. П. Ден в примечаниях к роману в шеститомном собрании сочинений Лермонтова (1957 г., издательство Академии наук) считает, что «трудно сказать, как ставил Лермонтов ударение в фамилии Лиговских. Вернее всего, что Лермонтов связывал эту фамилию с местностью Лигово и ставил ударение на первом слоге. Поэтому отступление от привычного ударения в реплике малограмотного человека подчеркнуто особо — знаком ударения: «… жандарм крикнул, и долговязый лакей повторил за ним: „карета князя Лиговскова!“» (стр. 138, строка 11). Окончание «ой» в именительном падеже фамилии Лиговской по орфографии того времени одинаково возможно как при ударении на окончании, так и при ударении на основе». С другой стороны, в более позднем четырёхтомном собрании сочинений (1981 г., издательство «Наука», примеч. И. С. Чистовой и др.) в первой же строке примечаний к роману говорится: «Незаконченный роман „Княгиня Лиговская“ (ударение указано в рукописи) был впервые опубликован в 1882 г.»
История создания
К роману «Княгиня Лиговская» Лермонтов приступил в 1836 году. Свидетельством того, что отдельные сюжетные линии имеют прямое отношение к личным обстоятельствам его жизни, являются письма, адресованные родственнице и близкому другу поэта — Александре Верещагиной (в замужестве — Хюгель). В одном из них, написанном, по данным исследователей, весной 1835 года, поэт упоминает о разрыве отношений с Екатериной Сушковой и слухах о замужестве Варвары Лопухиной (m-lle Barbe). Оба события нашли отражение на страницах романа:
На отдельных страницах рукописи замечен почерк друга поэта — Святослава Раевского. Переселившись на квартиру к Лермонтову в 1836 году, он помогал ему в написании отдельных глав — прежде всего это касалось образа Красинского, а также эпизодов, связанных с деятельностью чиновников различных департаментов. Кроме того, в рукописи обнаружен автограф троюродного брата Лермонтова — Акима Шан-Гирея, участвовавшего в создании VII главы.
Зимой 1837-го в Петербурге начало распространяться стихотворение «Смерть Поэта», Лермонтов и Раевский были арестованы и сосланы, работа над романом прервалась. Летом 1838 года Лермонтов в одном из писем Раевскому упомянул о судьбе «Княгини Лиговской», признав, что роман «затянулся и вряд ли кончится, ибо обстоятельства, которые составляли его основу, переменились».
В то же время лермонтоведы отмечают, что не только «истощение реального материала» стало поводом к тому, чтобы забросить роман — причиной утраты авторского интереса к «Княгине Лиговской» могло стать зарождение нового замысла, в котором частично воплотились прежние идеи. Так, уже весной 1839 года Лермонтов создал «Бэлу», а к 1840-му завершил «Героя нашего времени»; Григорий Александрович Печорин переместился из рукописи «Княгини Лиговской» на страницы нового произведения.
Сюжет[править]
Сюжет романа строится вокруг приезда из Москвы князя Лиговского, женившегося на юношеской любви Печорина, Вере, пока Печорин служил в гусарском полку. На фоне этого развивается ряд других событий — конфликт с бедным чиновником Красинским, которого Печорин чуть не задавил каретой, и коварная игра с немолодой мадемуазель Негуровой, кавалером которой являлся Печорин, никогда её не любивший.
Образы Печорина и Красинского антитетичны. Печорин — невысокий и нескладной внешности офицер, холодный и расчётливый. Красинский — бедный и лишённый почти всех привилегий чиновник, высокий и красивый, очень эмоциональный — но мелочный, стремящийся в своей жизни только к материальному богатству. Между ними возникает серьёзный конфликт, который впоследствии, вероятно, мог развиться в любовное противостояние.
Довольно примечателен отрывок из VI главы, в котором Печорин описывает сюжет старинной картины, который может рассматриваться как намёк на дальнейшее развитие событий:
Художественные особенности
Переход от романтизма к реализму
До «Княгини Лиговской» Лермонтов уже имел опыт работы в прозе: в 1832 году он начал писать роман «Вадим», представлявший собой «лирическую исповедь», в которой отразились мятежные порывы юного автора. Произведение так и осталось незавершённым; исследователи полагают, что в процессе работы Лермонтов осознал: «век романтических Дон Кихотов проходит».
«Княгиня Лиговская» продемонстрировала стремление писателя максимально дистанцироваться от прежних пафосно-возвышенных настроений, однако «печать переходности» в романе всё-таки присутствует. В первую очередь это касается образа Печорина, внешность и характер которого «получены в наследство» от Вадима (правда, в несколько смягчённом варианте). Так, они оба подчёркнуто некрасивы; при этом Вадим откровенно безобразен, а Григорий Александрович — просто неказист. И в том, и в другом персонаже обнаруживаются черты демонизма — в большей либо меньшей степени. Их родство проявляется также в отсутствии дара сочувствия к боли других людей; и Вадим, и Печорин холодны и безжалостны. Элементы романтизма заметны и в прорисовке характера Красинского, предшественниками которого являются неистовые герои из раннего творчества Лермонтова.
Элементы светской повести
Элементы светской повести, являющейся одним из вариантов романтической прозы, введены в те сцены, где необходимо соблюсти «протокольную достоверность» описываемых событий. Заявка на скрупулёзность при воспроизведении места и времени дана уже в начале произведения, когда автор сообщает, что действие происходит 21 декабря 1833 года в четыре часа дня на Вознесенской улице
Далее внимание к такого рода деталям наблюдается в разных главах: читателю сообщается, что в Александринском театре идёт четвёртое представление «Фенеллы», а во время званого обеда гости обсуждают одну из последних светских новостей — Петербург ждёт картину Брюллова «Последний день Помпеи»
Предельная «топографическая» дотошность при описании маршрутов, по которым перемещаются герои, дала основание писателю Науму Синдаловскому назвать «Княгиню Лиговскую» «одним из самых „петербургских“ произведений Лермонтова»: «Действие разворачивается в совершенно конкретных и реальных декорациях Петербурга — на Невском и Вознесенском проспектах, Екатерининском канале и Миллионной улице».
На протяжении всего романа автор ведёт диалог с читателем, в котором хочет видеть просвещённого человека, способного понимать намёки, послания и рассуждения, а также владеющего «„искусством“ реконструировать избитые штампы». Обращаясь к воображаемому собеседнику, Лермонтов называет его «строгим», «почтенным», «любезным» и даже «возможным» (когда речь идёт о читателях грядущих поколений). Стремление автора к общению идёт опять-таки от «Евгения Онегина»; в то же время оно восходит к традициям светской повести.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Глава 1. Бэла
Встреча рассказчика и штабс-капитана Максима Максимыча произошла по дороге из Тифлиса. Часть пути пришлось проделать вместе. За это время новые знакомые сблизились. Буран стал причиной вынужденной ночевки в сакле. Коротать время за рассказами было быстрей. Первая история, услышанная от Максима Максимыча, посвящена воспоминаниям четырехлетней давности, когда штабс-капитан был комендантом сторожевой крепости. У него в подчинении находился молодой офицер по фамилии Печорин.
Григорий Печорин молод, красив собой. Умен. Много времени проводя вместе, они сдружились. Парнем Гришка был неплохим, но безбашенным. Характер его был непонятен Максиму Максимычу. Он-то грустил непонятною тоской, то отрывался на полную катушку, не жалея себя. Как-то раз им прислали приглашение на местную свадьбу в горный аул. Замуж выходила старшая дочь князя.
Веселье было в самом разгаре. Печорину приглянулась младшая дочь хозяина. Звали ее Бэла
Григорий не единственный, обративший внимание на прелестное создание. Разбойник Казбич, присутствовавший на свадьбе, не сводил с девушки глаз
У него был лучший конь на всю Кабарду, что вызывало зависть соседей.
Брат Бэлы Азамат мечтал видеть в конюшне великолепного скакуна. Парень предлагал любые деньги, но Казбич был непреклонен в своем решении. Азамат, зная, что бандиту нравится Бэла, предлагает украсть для него младшую сестру, но в ответ вместо благодарности видит усмешку и слышит очередной отказ. Азамат был взбешен. Между молодыми людьми завязалась драка. Свидетелем неприятной сцены стал Максим Максимыч. Он же и рассказал о подслушанном разговоре Печорину, вернувшись в крепость.
Печорин из всего вышеуслышанного сделал свои выводы. Вскоре по аулу разнеслись слухи, что конь Казбича пропал. После стали известны подробности. Григорий обратился к Азамату с просьбой привести ему Бэлу. Взамен пообещал, что конь будет его.
Азамат ради коня был готов на все. Выкрав сестру, он привез ее Григорию. Казбич, пригнав баранов в крепость, проворонил гнедого
Печорину удалось отвлечь его внимание на себя, чем и воспользовался Азамат. Казбич был взбешен, поклявшись отомстить тому, кто осмелился увести коня
Первой жертвой стал князь. Разбойник убивает отца Бэлы и Азамата, будучи уверенный, что кража коня его рук дело.
Бэла была пуглива и дика. Печорину пришлось много времени и сил потратить на то, чтобы приручить ее. Он нанял для нее прислугу, одаривал подарками. Добившись ее любви, Григорий был счастлив, получив, что хотел, но недолго. Девушка поднадоела ему. Он стал реже появляться дома, стараясь избегать с ней встреч.
Однажды Григорий и Максим Максимыч поехали поохотиться. Возвращаясь домой они услышали звук выстрела. Почуяв неладное, всадники ускорили темп. Вдалеке показалась лошадь Казбича. В седле разбойник был не один. Он держал перед собой Бэлу. Кинжал вонзился ей в спину. Казбич сумел избежать правосудия, ударившись в бега. Бэла умирала в мучениях. Два дня Печорин не отходил от кровати. Умирая, она признавалась ему в любви. После похорон Бэлу старались не вспоминать. Максим Максимыч считал, что смерть для нее лучший выход. Григорий бросил бы ее, а пережить предательство девушка вряд ли смогла. Вскоре Печорина перевели в Грузию. Связь оборвалась.
Глава 2. Максим Максимыч
Попутчики расстались, не предполагая, что вскоре вновь увидятся. Максим Максимыч встретил Печорина, когда тот уже вышел в отставку и собирался уехать в Персию. Штабс-капитан не видел друга, почти пять лет и был несказанно рад неожиданной встрече. Однако Печорин казался безразличным, чем сильно обидел старика. Максим Максимыч долго ждал его в гости, но Григорий не спешил. Рассказчику было интересно взглянуть на человека, о котором он столько слышал.
Статный, привлекательный мужчина. В нем чувствовалась породность. Женщины, несомненно, его любили. Одевался хорошо. Стильно, со вкусом. Улыбаясь, глаза его оставались холодны. Равнодушный и безучастный ко всему.
Когда коляска с Печориным тронулась в путь, штабс-капитан вспомнил, что не успел передать другу бумаги, хранившиеся у него. Бумаги оказались личными записками Печорина.
История написания
Работать над «Княгиней Лиговской» Лермонтов начал в 1836 году. Сохранились свидетельства того, что отдельные сюжетные линии произведения имеют непосредственное отношение к обстоятельствам его личной жизни. В частности, информация об этом содержится в письмах поэта к близкому другу и родственнице Александре Верещагиной. В одном из них Лермонтов пишет о разрыве с Екатериной Сушковой и предполагаемом замужестве Варвары Лопухиной. Историки полагают, что письма были отправлены в 1835 году. Оба этих события нашли отражение на страницах романа М. Лермонтова «Княгиня Лиговская».
В некоторых частях рукописи встречается почерк друга поэта — литератора Святослава Раевского. В 1836-м они жили на одной квартире. Установлено, что Раевский помогал при написании некоторых глав. В частности, его перу принадлежит образ Красинского, а также эпизоды, связанные с деятельностью чиновников. В создании седьмой главы принимал участие троюродный брат поэта Аким Шан-Гирей.
Работу над романом прервал арест Раевского и Лермонтова, который произошел в 1837 году после распространения стихотворения «Смерть поэта». Оба были отправлены в ссылку.
В одном из писем Раевскому в 1838-м Лермонтов упоминает об этом романе, отмечая, что он вряд ли когда-нибудь будет закончен, так как обстоятельства, которые легли в его основу, коренным образом изменились.
По мнению литературоведов, бросить работу над «Княгиней Лиговской» Лермонтова подтолкнуло не только отсутствие материала, но и потеря интереса. В то время у него уже появился новый замысел, в котором были воплощены некоторые прошлые идеи.
Краткого содержания «Княгини Лиговской» Лермонтова на «Брифли» нет, зато вы с ним можете познакомиться в этой статье.
Уже весной 1839-го Лермонтов пишет «Бэлу», а на следующий год заканчивает роман «Герой нашего времени».
Литературные параллели
Тема пьедестала
В 1832 году была опубликована новелла французского писателя Жюля Жанена «Пьедестал», главный герой которой, пытаясь найти для себя место в блестящем обществе, создаёт собственную формулу успеха. Образование, бизнес, литературный талант, а также состоятельная женщина могут, по мнению прибывшего в Париж молодого провинциала, стать тем пьедесталом, который позволит даже незаметному человеку сделать карьеру. Тема пьедестала, на который можно взойти с помощью женщины, на каком-то этапе завладела и сознанием Лермонтова .
В письме Александре Верещагиной, датированном 1835 годом, поэт откровенно признаётся, что, возобновив ухаживания за Екатериной Сушковой, он не испытывал особых чувств: поначалу эти «амуретки» воспринимались им как игра, позже к ней добавился элемент прагматизма :
Оригинальный текст письма
J’ai vu en entrant dans le monde que chacun avait son piédestal: une fortune, un nom, un titre, une faveur… j’ai vu que si j’arrivais à occuper de moi une personne, les autres s’occuperont de moi insensiblement, par curiosité avant, par rivalité après.
Те же самые побуждения Лермонтов развил и в «Княгине Лиговской»: Печорин, прибыв в столицу, долго пытается найти тот пьедестал, «вставши на который, он бы мог заставить толпу взглянуть на себя»; в итоге его выбор пал на Елизавету Николаевну Негурову, с помощью которой герой рассчитывал приобрести светскую известность .
Гоголевские мотивы
Описывая столичный уклад жизни, Лермонтов в определённой степени использует поэтику петербургских повестей Гоголя. Вслед за автором «Шинели », «Носа » и «Портрета » он движется по большому городу во всех направлениях, показывая читателю дворы-колодцы, респектабельные гостиные, грязные каморки . Гоголь в «Невском проспекте » использует приём, который литературоведы назвали «овеществлением лиц»; его особенность заключается в том, что автор вместо описания человека даёт представление о его одежде. Эта творческая манера зафиксирована и в «Княгине Лиговской»: «Лакей подсадил розовый салоп в блестящий купе, потом вскарабкалась в него медвежья шуба»
.
Сходство с другим, более поздним, произведением Гоголя — «Мёртвыми душами » — наблюдается в сценах, требующих обобщённой характеристики большой группы персонажей. Так, если гоголевскую вечеринку у губернатора посетили «мужчины двух родов» — тоненькие и толстые, то на лермонтовский бал к баронессе Р
явились кавалеры, которых автор разделил на «два разряда» — одни без устали танцевали, другие наблюдали за действом «с важной осанкой и гордым выражением лица». Влияние Гоголя чувствуется в совмещении прозы и поэзии (эти стилевые особенности заметны в эпизоде званого обеда в доме Печориных), а также использовании родителями Елизаветы Негуровой просторечных слов (вплоть до вульгаризмов)
Влияние Пушкина
Исследователи отмечают, что если близость к Гоголю обнаруживается в бытовых сценах романа, то воздействие Пушкина ощущается при разработке характеров. Прежде всего это касается Печорина, образ которого создавался под влиянием «Евгения Онегина» — это произведение «постоянно стояло перед глазами автора „Княгини Лиговской“» . У героев двух романов много общего: склонность к любовным интригам, некоторая зависимость от мнения светского общества, сопровождающаяся в то же время презрением к нему. Однако Печорин по характеру жёстче и увереннее своего «литературного брата», его не пугают трудности, влечёт борьба; в его характере есть победительная сила, потому что «он знал аксиому, что поздно или рано слабые характеры покоряются сильным и непреклонным» .
Пушкинские мотивы присутствуют в «Княгине Лиговской» то в виде прямых цитат («Какая смесь одежд и лиц»
), то в слегка заретушированных извлечениях из «Евгения Онегина» («Он получил такую охоту к перемене мест»
), то как парафраз отдельных стихотворных строк .
Основная сюжетная линия
Краткое содержание «Княгини Лиговской» Лермонтова стоит начать с того, что события произведения развиваются в декабре 1833 года. Происходят действия в Петербурге. Молодого чиновника, направляющегося из департамента, настигает неприятность: передвигаясь по Вознесенской улице, он попадает под копыта гнедого рысака. Извозчики старательно пытаются догнать злоумышленника, но так и не настигают нарушителя.
Отброшенный на пешеходную дорожку герой начинает приходить в себя. В это время нарушитель приезжает к богато убранному подъезду. Повозка открывается, из нее выходит офицер Григорий Печорин. Мужчине всего 23 года. Он обосновался в городе недавно, приехав из Москвы. Печорин окончил университет, был полковым служащим (гусаром). И с ранних лет молодой человек влюблен в Верочку Р., вышедшую не так давно за престарелого князя. Теперь его возлюбленную называют княгиней Лиговской.
Григорий Александрович оказывает знаки внимания Елизавете Николаевне Негуровой, с которой в вечер того же дня встречается в Александринском театре. В последнее время мужчина избегает общения с названной невестой. В театральных стенах Печорин встречает сбитого им чиновника Красинского. Предложение решить вопрос дуэлью отклоняется пострадавшим, ссылающимся на больную маму.
В скором времени Татьяна Петровна (мама главного героя) приглашает на званый обед Лиговских и других знакомых. Григорий начинает изводить Веру намеками на тайные встречи и любовные отношения. Вспоминая прошлое, княгиня расплакалась. Во время обеда Печорин узнает о проблемах княжеской семьи — долгоиграющей судебной тяжбе. Он обещает помочь семье отыскать отвечающего за дело чиновника, которым оказывается Красинский.
Узнав адрес уже старого знакомого, Григорий Александрович направляется туда и встречает старушку. Чуть позже появляется сам Красинский. Прохладный разговор все-таки принес свои плоды. Чиновник явился к Лиговским, произведя впечатление на Веру Дмитриевну.
Спустя несколько дней баронесса Р. устроила бабр, куда приехало много богатых людей. Здесь Печорин встречает Елизавету, от внимания которой устал, и Веру, холодно встретившую мужчину поклоном. Женщины оказываются близкими подругами. Теперь Григорию приходится волноваться, чтобы надоедливая влюбленная Лиза не взболтнула лишнего, как и первая любовь главного героя.
Прототипы Красинского
Исследователи до сих пор не могут прийти к совместному логичному выводу, кто стал прототипом чиновника. Есть несколько версий. Например, Святослав Раевский, схожий с персонажем романа внешностью и характером. Несмотря на некоторую подавленность героя, его положение, вероятнее всего, в истории «Княгини Лиговской» должно было при написании меняться. Также разговоры друга писателя о коллегах из департамента становились реалистичным основанием для разработки отдельных чиновнических сюжетных линий.
О самом Красинском можно сказать следующее:
- он полный антипод Печорина, подается как положительный персонаж;
- высокий, симпатичный, располагающий к себе людей мужчина;
- известен своей интенсивной эмоциональностью;
- он богат, но постоянно сближается с бедными людьми, нуждающимися в помощи.
У Печорина интерьер богат — дубовые двери, резные ручки, драпировка над окнами, картины на стенах. У чиновника же просто лежит на столе книга стоимостью 25 копеек о том, как всегда быть зажиточным и счастливым человеком.
Конечно, в романе присутствуют и другие герои, поданные автором весьма комично. А основной сюжет подталкивает на мысли, что отношения между Григорием Печориным и Красинским должны были перерасти из простой неприязни в любовное противостояние за сердце княгини. Но узнать это уже не представится возможным для читателя.
Характеристика персонажа
Княгиня Лиговская — замужняя светская дама. О её внешности автор почти ничего не говорит. Сказано лишь, что это хорошенькая дамочка среднего роста, с белокурыми волосами и правильными чертами лица. У неё на щеке есть родинка, которая делает лицо выразительным. Известно, что у Веры любящее сердце и добрая душа.
Описание героини даёт приятель Печорина — доктор Вернер. Он говорит о том, что её лицо поразило его своей необычайной выразительностью. Оно отражает богатство внутреннего мира, глубину мыслей и чувств. Уже по её внешности ясно, что это далеко не пустышка, а очень привлекательная и мудрая дама.
Образ женщины характеризуют её чувства к главному герою. Она уже второй раз замужем, однако сердцем по-прежнему верна одному. Ей пришлось стать женой другого человека из-за материальных проблем. Нужно было растить сына, да и дань принятым в обществе условностям никто не отменял. К Григорию её влечёт с огромной силой, которой она не может противостоять. Дама хотела забыть этого мужчину, но не сумела справиться с чувствами, об этом она рассказывает во время их первой встречи на водах.
Не исключено, что она приехала в Кисловодск, чтобы проститься с Печориным. У неё большие проблемы со здоровьем, и она предчувствует скорую смерть. От любимого ничего не требует, принимая его со всеми недостатками и слабостями. Ей просто хочется быть рядом, чувствовать прикосновение руки и быть от этого счастливой.
Однажды женщина начинает тайно встречаться с Григорием. Ей всё время хочется его видеть, и она просит любимого, чтобы он почаще приходил к ним с супругом. Вера ещё не в курсе, что Печорин задумал интрижку с княжной Мери.
Узнав об их связи, женщина страдает от дикой ревности. В конце концов, она обо всём рассказывает мужу, и он её увозит. Вера прощается с возлюбленным в письме, она пишет, что и вправду любила его и ничего не хотела в нём менять. Григорий тяжело переживает разрыв, он понимает, что это была единственная женщина, осознающая его сложный внутренний мир и противоречивую натуру.
Характеристика главной героини
Образ центральной женской героини близок первой возлюбленной Лермонтова — Варваре Лопухиной. Она стала прототипом персонажа. Их романтическая история началась в 1831 году, в студенческие годы писателя. Он настолько любил девушку, что пронес этой чувство в своем сердце почти до самой смерти, по словам троюродного брата. Переезд стал причиной разрыва отношений. В 1835 году Михаил Юрьевич узнает, что Варвара Александровна выходит замуж за Бахметева.
Примечательно, что внешность книжной княгини полностью повторяла портрет Варвары, нарисованный Лермонтовым. Через роман писатель хотел донести до читателей и любимой женщины, насколько сильно тоскует по ней. Многие люди путают понятия, называя главную героиню княжной. Но она была именно княгиней, учитывая разницу статуса, на что автор делал всегда ударения, ведь та не была княжеской дочерью.
Основные персонажи
Главные герои
- Рассказчик – путешествует по Кавказу, собирает интересные истории и знакомит с ними читателя.
- Григорий Печорин – офицер знатного рода, с состоянием. Ему быстро наскучивает все, чем бы он ни занимался. Эгоистичный, беспринципный, умеет влиять на окружающих.
- Максим Максимыч – военный. Встретил главного героя в крепости, именно он пересказывает автору историю о Бэле. Доверчивый, искренний, но твёрдого нрава.
- Бэла – черкешенка. Красавица, веселая и простая.
- Мери – юная княжна. Ищет хорошую партию, верит в любовь и благородство людей.
Другие персонажи
- Казбич – торговец-черкес. Ревнивый, гневливый, хитроумный и жадный.
- Грушницкий – молодой юнкер. Не отличается умом, гордец, тщеславен, небогат.
- Вера – замужняя женщина, бывшая возлюбленная Печорина. Принимает его таким, какой он есть, знает о всех недостатках.
- Вулич – сербский военный. Отчаянный и смелый, верит в судьбу.
- Доктор Вернер – обаятельный приятель Печорина. Схож с ним по характеру, понимает его.
- Азамат – младший брат Бэлы. Любит деньги и роскошь.
Главные герои
- Печорин Григорий Александрович – главный образ произведения. Офицер царской армии, чувствительный и возвышенный человек, при этом весьма эгоистичный. Обладает красотой, умом и обаянием.
- Бэла – дочь черкесского князя. Была похищена братом, была любимой девушкой Печорина. Умная и красивая девушка, при этом очень прямодушная. Была убита Казбичем.
- Мери (она же княжна Лиговская) – с ней Печорин знакомиться спонтанно, при этом прикладывает все усилия, чтобы она в него влюбилась. Девушка очень умная, гордая и великодушная. Расставание с Печориным для неё становится большой трагедией.
- Максим Максимыч – штабс-капитан, офицер царской армии. Очень добрый, честный и справедливый человек. Был близким приятелем Печорина, поэтому становился невольным свидетелем всех его любовных похождений.
- Рассказчик – проезжий офицер, который случайно знакомиться с Максимом Максимовичем. Он выслушивает весь рассказ о Печорине, а так же записывает его.