Пересказ для читательского дневника
Исторический роман рассказывает о судьбе дворянина Никиты Серебряного в годы трудностей и испытаний. В 1565 г он возвращается из Литвы, где провел 5 лет, тщетно пытаясь заключить мир между Русским и Литовским государствами. Путь князя проходит через село Медведевку, и он невольно становится свидетелем разграбления города разбойниками.
Княжеская дружина связала Лиходеева, но оказалось, что это царская гвардия. Князь не верит этому и отправляет смутьянов к губернскому губернатору. Он продолжает свой путь в Москву, останавливаясь погостить у целительницы. Он узнает, что его возлюбленная осиротела и вышла замуж, чтобы избежать притеснений Афанасия Вяземского.
Приехав в Москву, Никита навещает Морозова, от которого узнает, что Иван Грозный переехал в Александровскую слободу. В городе безнаказанно действует царская гвардия. Боярин не советует Сильверу идти к королю. Однако князь не хочет скрываться от правительства и после объяснения с Еленой Дмитриевной отправляется в Александровскую слободу.
Параллельно в княжеских покоях плетутся интриги. Вяземскому удается получить разрешение царя на Елену. Однако молодая женщина презирает сторожа. Она до сих пор любит Никиту, но верна своему мужу. Царь узнает, что Серебрин сделал со своей гвардией в Медведевке. Он в ярости, приказывает позвать и хочет казнить принца. Однако вмешивается Малюта Скуратов и умоляет о помиловании за свои проступки.
Вяземскому удается похитить Елену. Разочарованный муж умоляет правителя (но не надеется на его мудрость) вернуть жену. Царь не слушает доводов, приказывает казнить Морозова и Вяземского. В этот момент Серебряный попадает в плен к страже, но Рингу и Коршуну удается вызволить принца из темницы. Они собираются в поход на татар, а после их поражения устраивают пир.
Параллельно в Москве происходят страшные казни. Серебро также сдается на милость короля. Он рассказывает о победе над татарами и просит пощады для разбойников. Царь предлагает Никите стать опричником, а после отказа назначает его командиром сторожевого полка, куда назначаются все его разбойники.
Никита надеется на счастливую жизнь с Еленой, но его возлюбленная винит себя в смерти мужа и принимает постриг. Князь прощается с Еленой, утешаясь тем, что выполнил свой жизненный долг и не совершил ни одного зла.
Прошло 17 лет, а Иван Грозный по-прежнему казнит лучших и именитых граждан. Его мощь постепенно ослабевает, границы нуждаются в усиленной охране. Только на восточной стороне все спокойно благодаря стараниям бывшего разбойника по прозвищу Кольцо. Сила Годунова при дворе растет. В это время правитель узнает, что князь Серебряный отправился со свитой в Сибирь, исполняя свой долг перед отечеством.
История создания
Интерес к песням времен Ивана IV привел к созданию произведения в жанре исторического романа писателем А. К. Толстым. Автор хотел написать о тяжелых годах и зверствах опричнины, картины людей того времени, но долго не решался работать. Ему пришлось начать писать только после смерти Николая I. Автор боялся, что царь-тиран увидит параллель между собой и Иваном Грозным, и это не останется безнаказанным.
Роман был опубликован в 1863 году в «Русском вестнике» и сразу же привлек к себе внимание публики. Многие читатели отзывались о нем как о красочном произведении, в котором хорошо воспроизведен один из сложных периодов в истории страны
Другие утверждали, что роман слишком романтичен, а при господстве реализма это считалось шагом назад.
При написании книги использован ряд источников. Среди них предания, предания, книга «История государства Российского» Н. М. Карамзина и монография «Жизнь русского народа» А. В. Терещенко. При этом автор подчеркивал, что его главная задача — отразить характер, понятия и обычаи эпохи всеобщего возмущения.
Очень краткий пересказ
Краткое содержание романа «Князь Серебряный» содержит важнейшие события в творчестве Алексея Толстого. В книге автор рассказывает о временах Иоанна IV – царя по прозвищу Грозный.
После долгого отсутствия московский князь Серебряный возвращается домой из Литвы. Он отправился туда по приказу короля — примирить два государства и принести особый документ, но ему это не удалось.
Он проходит мимо небольшого поселка и видит, что на жителей напала группа рейдеров. Серебряный и его окружение берутся за грабителей, но оказывается, что это охранники. Пока принц отсутствовал, в государстве многое изменилось. Тем не менее, он приказывает отнести их к боссу, он идет дальше.
Он проведет ночь в каюте волшебника. Принц узнает, что невеста так и не дождалась его возвращения. Елена Дмитриевна осталась сиротой, защитить ее было некому. Несмотря на любовь и ожидание Сильвера, ей пришлось выйти замуж за мальчика Морозова, лишь бы Вяземский оставил ее в покое. Однако он был на хорошем счету у государя, а Морозов впал в немилость у царя.
Серебро находит разрушение в городе. Он мчится к дому Морозова. Тот объясняет ему причину таких перемен и пытается отговорить от похода к государю. Но принц бросается к королю.
Толстой продолжает описывать вечеринку. Во время празднования Серебряный подслушивает, как Грозный позволяет Вяземскому забрать Елену. Царю докладывают о том, как князь обращался со своей гвардией, и его ведут на казнь. Однако Малюта Скуратов ищет пощады для князя.
Вяземский продолжает плести интриги и все-таки похищает Елену. Боярин Морозов пытается вернуть ее и просит защиты у царя. Государь велит приготовить для казны оба.
После смерти мужа Елена понимает, что они с Сильвером не будут счастливы, поэтому решает уйти в монастырь. Никита Романович просит государя отправить его на службу, где тот погибает в одном из сражений.
Смерть князя (иллюстрация Ильи Глазунова)
Главные и второстепенные герои
Произведение имеет довольно разветвленную систему образов. Один из главных героев – деспотичный государь Иван IV Грозный. Вот как можно кратко охарактеризовать остальных главных героев:
- Серебряный Никита Романович. Честный и смелый молодой князь, губернатор.
- Елена Дмитриевна. Любимый князем, которому пришлось жениться на нелюбимой, чтобы избежать притеснений Вяземского.
- Морозов Друзина Андреевич. Пожилой мужчина, мальчик, муж Елены.
Второстепенные персонажи играют важную роль в истории. Большинство из них гвардейцы, разбойники и слуги. Краткая характеристика действующих лиц, не отнесенных к основным:
- Воздушный змей и кольцо. Атаманы разбойников.
- Вяземский Афанасий Иванович. Главный среди охранников.
- Годунов Борис Федорович О царе, боярине.
- Басманов Федор. Опричник, любимец Ивана Грозного.
- Онуфриевна. «Мать» государя.
- Миллер. Колдун, к которому местные жители обращаются за травами и снадобьями.
- Михеич. Верный слуга серебра, его поводырь и стремя.
- Малюта Скуратов. Любимец Грозного, опричник.
- Максим. Сын Малюты, выступающего против опричнины.
Главные герои
Князь Серебряный — центральный герой романа. Изначально его отличает благородство, честь и любовь к Родине. Однако, кроме этого, он страдает от неопределенности, неуверенности и часто действует неосознанно. Благодаря своей жене, Марье, князь осознает свой путь и находит внутреннее спокойствие. Князь Серебряный символизирует российскую знать.
Марья Николаевна, жена князя Серебряного, — образ, противоположный его характеру. Марья уравновешивает мужа своей мудростью, эмпатией и силой воли. Ее образ символизирует саму Россию, которая охраняет и направляет своих правителей.
Княжна Гагарина — молодая и красивая девушка, восхищающая князя Серебряного своей красотой и невинностью. Однако в процессе романа, она становится символом разрушительных сил, которые вызывают страдания и перемены в жизни главного героя.
Граф Моелих — главный антагонист романа. Граф отличается жестокостью, алчностью и нечестностью. Он стремится как можно больше обогащаться путем убийства своих родственников. Граф Моелих является символом порочных сил, которые стоят на пути к настоящей свободе и справедливости.
Несколько слов об истории создания и литературных параллелях
В работе над произведением Толстой опирался на многие серьёзные источники, литературные и научные, мемуарные и, прежде всего, труд Карамзина, его «Историю государства…». Оттуда взяты для сюжетных линий многие эпизоды, на его основе создавались образы многих героев и, прежде всего, тирана Грозного. Естественно, материал он подавал с точки зрения человека, художника, мыслителя. Благодаря этому «Князь Серебряный» обрёл философскую глубину и злободневность. Будучи не всегда согласными с автором по поводу персонажей, критики и собратья по перу, литераторы, были единодушны в оценке художественной стороны произведения. Например, В.Вересаев говорил об удивительной убедительности, жизненности, с которой созданы герои романа — положительные и отрицательные. В качестве литературного творения его можно признать образцовым. Как отмечает тот же Вересаев, на общую поэтику повествования, его романтическую канву, без сомнения, повлиял Лермонтов, горячим почитателем которого был Толстой. «Князь Серебряный» явственно перекликается с «Песнею про купца Калашникова…». И даже Иван Грозный у обоих авторов временами оценивается достаточно близко. Дело в том, что одну и ту же эпоху, героев писатели оценивают с точки зрения моральных, нравственных норм и правил. Ведь и у Лермонтова Калашников, Кирибеевич и царь, и у Толстого сам Серебряный, Дружина Морозов и опричник Вяземский, а также и Иван Васильевич не столько представители разных социальных прослоек и групп, сколько носители той или иной идеологии и нравственных или безнравственных критериев. И даже при таком сопоставлении: «Князь Серебряный» (краткое содержание) и поэма Лермонтова в кратком изложении — ясно просматривается закономерность: оба автора с осуждением относятся к попранию народных нравственных заветов, критикуют тиранию и неограниченную власть, основанную на самодурстве и деспотизме. Правда, у Лермонтова это осуждение дано несколько глубже. Для него аморальна любая деспотия, на каком бы уровне она не рассматривалась. Как бы там ни было, роману Толстого уготована славная литературная судьба и долгая жизнь. Книга стала одной из любимых для многих поколений читателей и дважды экранизировалась.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Суть: о чём роман?
Повествование в романе «Князь Серебряный» начинается с того, как царский воевода князь Никита Романович Серебряный возвращается на родину с войны в Ливонии. Вокруг себя он видит тотальный упадок, жестокость и несправедливость, причиной которых является бесчинствующее в стране опричное войско царя Ивана Грозного.
Князь со своими людьми видит, как опричники грабят деревню, даёт им бой и пленяет нескольких из них, чтобы отвезти их на суд к царю. В то, что опричники действуют с позволения самого Грозного, князь верить отказывается.
Параллельно с этим мы узнаем о судьбе возлюбленной Никиты Романовича – Елены. Серебряный хотел жениться на ней, но война спутала все планы. Пока князь воевал, на Елену стал заявлять права царский опричник Афанасий Иванович Вяземский, чтобы избежать этой судьбы девушка вышла замуж за боярина Дружину Андреевича Морозова. Однако Вяземского это ничуть не волнует, и он выискивает любую возможность взять Елену, обращаясь за помощью даже к мельнику-колдуну.
В этот момент в дом Морозова и заезжает князь Серебряный, повергая Елену в шок. Морозов говорит князю не ехать к царю, однако тот остаётся непреклонным.
Прибыв в Александровскую Слободу, Никита Романович предстаёт перед Иваном Грозным, который намеревается казнить воеводу, однако за того заступается сын главного опричника Малюты Скуратова – Максим. Царь приходит в благодушное расположение духа и милует князя. Однако при дворе разгорается новый конфликт: Малюта Скуратов решает убить насмехающегося над его незнатным происхождением царевича Иоанна. Опричники похищают наследника престола, но на их пути становится Серебряный и спасает Иоанна.
Завоевав уважение царя и его сына, Никита Романович снова отправляется в гости к Морозову, где встречается с опричником Вяземским. Ночью Афанасий со своими людьми врывается в покои Дружины Андреевича, похищает Елену и устраивает пожар. Князь пытается помешать им, тяжело ранит Вяземского, но сам попадает в плен.
Вяземский скачет с Еленой в свою рязанскую вотчину, но по дороге теряет сознание от ран и падает с лошади. Девушка сбегает и волей случая оказывается на мельнице, где живёт тот самый колдун, к которому Вяземский недавно обращался за помощью. Старик, однако, решает не выдавать Елену, а прячет её. Исцелив раны Вяземского, он направляет его по ложному следу. Вскоре появляется слуга князя, испрашивающий у колдуна совета, как ему спасти Серебряного, мельник направляет того в разбойничье логово.
Слуга Серебряного находит банду разбойников, в которую вошли люди, пострадавшие от опричников. Среди бандитов оказываются люди, который Никита Романович спас от опричной расправы в самом начале романа, поэтому разбойники соглашаются спасти князя. Проникнув в Александровскую слободу под видом сказочников, они вызволяют Серебряного из темницы.
Разбойники хотят напасть на Александровскую слободу, но князь Никита Романович пробуждает в них остатки порядочности и отправляется с ними на отражение татарского набега, одерживая победу. После этого Серебряный решает вернуться к царю и снова отдать себя на его милость.
Сам Грозный тем временем разбирается с делом Вяземского и Морозова, в итоге царь решает устроить суд поединком. Однако в судьбоносный день Вяземский не может драться из-за незатянувшихся ран, и на бой выходят опричник Матвей Хомяк и паренёк Митька, чью жену Хомяк когда-то похитил. Митька берёт в бой деревянную оглоблю и убивает опричника. Суд решается в пользу Морозова, а Вяземский отправляется в тюрьму.
Однако на последовавшем за судом пиру гордый Морозов отказывается сесть ниже Годунова, чем вызывает гнев царя, который приказывает нарядить боярина в шутовской наряд. Дружина, однако, не успокаивается и публично обвиняет Грозного в зверствах и преступлениях против веры. Государь приказывает бросить в тюрьму и Морозова.
Через несколько дней центре Москвы царь подвергает мучительной казни и Вяземского, и Морозова, и старого мельника, а также разбойника Коршуна и своего бывшего приближённого Басманова.
Когда перед взором Грозного снова предстаёт Серебряный, он, находясь в хорошем настроении, снова милует воеводу и прибывших с ним разбойников и отправляет их защищать границы страны от степняков. Перед тем, как уехать на границу, Никита Романович в последний раз видится с Еленой, которая, пережив шок от последних событий, ушла в монастырь.
Спустя много лет, царь узнаёт, что князь Серебряный вместе со всеми своими людьми погиб в битве с татарами.
Жанр и направление
«Князь Серебряный» был создан в пограничный период русской литературы перехода от романизма к реализму, а потому впитал в себя черты, характерные для обоих этих направлений. Немалую роль играет романтическое начало. Разберем основные черты романса:
- Главный конфликт всего произведения заключается в противостоянии высоконравственной личности и порочного общества. В результате главный герой не может ни изменить несправедливый порядок вещей, ни смириться с ним, а потому вынужден покинуть общество и отступить в дальние края, куда еще не проникла злая цивилизация.
- Автор выбрал для своего творения типичные для романтизма пейзажи: исторический контекст, а в финале — экзотические пейзажи.
- Образ главного героя-бунтаря соответствует канонам романтики.
Однако элементы реализма делают конфликт неоднозначным: образы, созданные автором, неоднозначны и максимально приближены к реальности. В результате в романе нет деления на черное и белое, читатель может выбирать, на чью сторону встать и какому герою сопереживать. Кроме того, Толстой изображал реальные исторические детали и вел многолетнюю архивную работу, чтобы достоверность не пострадала.
Жанр произведения «Князь Сильвер» можно определить как исторический роман. Повествование охватывает длительный период времени, включает в себя большое количество персонажей. События разворачиваются на фоне крупных и важных событий. Сюжет тесно переплетается с реальной историей, в описываемых в романе событиях активно участвуют реальные исторические личности, используются названия реальных мест и явлений.
Основная мысль и анализ
Алексей Толстой написал свой роман в 1861 году. Анализируя «Серебряного князя», можно понять, что автор основывал произведение на реальных событиях русской истории. На страницах присутствует и любовная интрига.
Автор хотел показать, как важно, независимо от обстоятельств, сохранять собственное достоинство, бороться с несправедливостью, даже если эта борьба кажется заранее обреченной на провал. Важно думать не только о своем благополучии, но и об общем благе
Толстой высмеивает и осуждает человеческие пороки:
- эгоизм;
- жестокость;
- несправедливость;
- лицемерие.
И наоборот, на примере юного принца проявляет положительные черты.
В романе поднимается ряд вопросов, многие из которых актуальны и сегодня. Во-первых, социальное неравенство: простые люди погрязли в нищете, а правитель и его приближенные тусуются и веселятся. Во-вторых, опричнина. В тексте охранники показаны в исключительно негативном образе, им свойственна жадность, жестокость и грубость.
Описание персонажей
Роман оценивается на уроках литературы в 8 классе в рамках знакомства с творчеством А.К. Толстого как автора эпических и исторических произведений. После краткого знакомства с ним и его персонажами рекомендуется прочитать произведение целиком. Главные герои «Серебряного принца»;
- Никита Романович серебро. Наместник царя, смелый и честный юноша, участник ряда военных походов. Из-за своей прямоты и открытости он легко наживает себе врагов, одним из которых является русский царь.
- Иван Грозный. Первый царь всех хитростей, деспотичный и жестокий. Тиран любит устраивать казни и при этом его за это мучает совесть. Он восхищается принцем Сильвером и прощает ему многие проступки, из-за которых другие воины давно бы сошли с ума.
- Елена Дмитриевна. Любима принцем Сильвером, замужем за другим человеком.
- Дружина Андреевич Морозов. Боярин Московский, муж Елены Дмитриевны.
Главные герои постоянно сталкиваются с ситуациями, где появляются второстепенные персонажи. С их помощью автор описывает нравы того времени, отношение народа к власти. Другие персонажи, о которых стоит знать при изучении характеристик «Серебряного принца»:
- Малюта Скуратов. Опричник царя и его помощник.
- Федор Басманов. Опричник и любимец Ивана Грозного.
- Афанасий Иванович Вяземский. Лидер стражи, занимающий привилегированное положение у короля. Единственная женщина, на которой он хочет жениться, — Елена Дмитриевна. Однако ничего, кроме жгучей ненависти, он добиться не смог.
- Максим Скуратов. Молодой человек 17 лет, противник опричнины. Сын Малюты.
- Борис Федорович Годунов. Доверенное лицо короля, мальчик. Его дядя был ночник царя — Дмитрий Иванович Годунов.
- Вызовите и притащите разбойничьих вождей.
- Миллер. Колдун и колдун.
- Онуфриевна. Мать Ивана Грозного, многолетняя женщина.
- Михеич. Учитель и стремя Никите Серебряному.
Катерина Львовна
Девушка 24 лет. По внешности располагает к себе, однако красавицей не считается. Невысокая, стройная, с тёмными волосами и глазами. Имеет особый характер, о котором все вспоминают с душевным трепетом. Становится женой купца Измайлова, который сильно старше её и выше по положению. Выходит замуж не из-за того, что любит его, а скорее всего по расчёту. Автор намекает, что она не может выбрать кого-то другого, так как является бесприданницей.
Живёт вместе с мужем в доме своего свекра, где ей скучно. Досуг чтением не разнообразит, поскольку библиотека в купеческом доме отсутствует, да и она сама этого не желает
Детей в начале рассказа нет, на 6 год её замужества появляется молодой приказчик, на которого она обращает внимание. Она подается на его уговоры, помешана в чувствах к нему и делает всё, что он попросит
Участвует в убийстве трех невинных людей, включая ребёнка. Рожает ребёнка, однако от него отказывается, поскольку видит, что тот может помешать ей в её счастье с Сергеем.
В конце рассказа заканчивает жизнь самоубийством.
Жанр и направление
«Князь Серебряный» создавался в пограничный для русской литературы период перехода от романизма к реализму, а потому впитал черты, свойственные обоим этим направлениям. Значительную роль играет романтическое начало. Разберем основные черты романтизма:
- Главный конфликт всего произведения заключается в противостоянии высокоморального индивида и порочного общества. В итоге у главного героя не получается ни изменить несправедливый порядок вещей, ни смириться с ним, а потому он вынужден покинуть общество и удалиться в далёкие края, куда ещё не проникла порочная цивилизация.
- Автор избрал для своего творения типичные для романтизма декорации: исторический контекст, а в финале — экзотические пейзажи.
- Образ главного героя-бунтаря соответствует канонам романтизма.
Однако элементы реализма придают конфликту неоднозначность: образы, созданные писателем, неоднозначны и максимально приближены к реальности. В итоге в романе отсутствует деление на чёрное и белое, читатель может сам выбрать, чью сторону принять и каким героя сопереживать. Кроме того, Толстой изобразил реальные исторические подробности и проделал длительную архивную работу, чтобы достоверность не пострадала.
Жанр произведения «Князь Серебряный» можно определить, как исторический роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени, включает в себя большое число действующих лиц. События разворачиваются на фоне масштабных и важных событий. Сюжет плотно переплетён с реальной историей, в описываемых в романе событиях принимают активное участие реальные исторические лица, используются названия реальных мест и явлений.
Второстепенные персонажи
Одним из ярких второстепенных персонажей романа является монах Фома, который предстает перед читателем как злодей и человек низкого морального уровня. За свою жизнь он заключил в заточение многих людей, за что князь Серебряный избавил общество от его злодеяний. В романе также присутствует геройка Даша, которая является дочерью старосты городка. Она влюбляется в князя Серебряного и оказывает ему помощь в трудную минуту, но в конце концов становится жертвой перед лицом его возвышенного чувства.
Кроме того, в романе присутствует графиня Ярославна, которая является символом роскоши и изысканности, но в его сюжете она не играет большой роли. Также встречаются некоторые другие персонажи, такие как купец Пинкас, который представляет нижний слой общества, и ремесленник Рязанцев, который так же, как и Пинкас, служит примером для описания жизни простых горожан. Таким образом, второстепенные персонажи дополняют образы главных героев и помогают создать цельную картину жизни России в XVIII веке.
Характеристика основных персонажей произведения (с цитатами из него)
Персонаж | Характеристика персонажа | Цитаты персонажа |
Князь Серебряный | Главный герой произведения. Молодой князь, возвращается в родную деревню после пятилетнего пребывания в Литве. После встречи с опричниками не понимает, что это царские люди, и решает разобраться, что происходит. Отважный, честный, прямолинейный молодой мужчина. Влюблён в жену боярина Морозова, она отвечает ему взаимностью. | — Царь указал обижать народ! Ах они окаянные! Да кто они такие? Как вы их, разбойников, не перевяжете!
— Как, на царской дороге, под самою Москвой, разбойники грабят и убивают крестьян! Да что же делают ваши сотские да губные старосты? Как они терпят, чтобы станичники себя царскими людьми называли? |
Иван Грозный | Русский царь, жестокий правитель. Основал опричнину, не понимает, что его люди его обманывают. Казнит Морозова, Вяземского, показав их народу как преступников, которые хотели продать государство врагам. Казнит всех, кто идет против него. Постепенно теряет свою власть, всё чаще терпит поражение, его боятся как простые люди, так и знать | — Долго ли тебе кручиниться! Не узнаю моего доброго опричника! Аль вконец заела тебя любовь — змея лютая?
Рано Афоне голову рубить! Пусть еще послужит на царской службе. Я тебе, Афоня, лучше сказку скажу, что рассказывал мне прошлою ночью слепой Филька. |
Елена Дмитриевна Морозова | Молодая девушка. Чтобы сбежать от ухаживаний Вяземского, выходит замуж за боярина Морозова. Любит князя Серебряного, однако выходит замуж за другого в то время, пока тот находится в Литве, и встречает его спустя многие годы. Пытается быть с мужем честной, но не может противиться любви и изменяет тому с князем Серебряным. После того, как Иван Грозный казнил Морозова, уходит в монастырь и становится сестрой Евдокией, в монастыре последний раз видится с князем Серебряным.
Спокойно живет с Морозовым, так как тот относится к ней скорее как к дочери, чем как к жене. Понимая, что она замужем, старается следовать заветам и не портить честь мужа своим поведением. Уходит в монастырь, скорее всего, еше и из-за того, что желает отмолить грех — измену мужу. |
— Никогда, — отвечала Елена, — никогда не полюблю его. Скорей сойду в могилу!
— Нагнись, Пашенька, — сказала боярыня, — я тебе повяжу еще ленту с поднизами… Девушки, да ведь сегодня Ивана Купала, сегодня и русалки косы заплетают! |
Дружина Андреевич Морозов | Старый, честный боярин, которому не нравится нынешнее положение дел. Спасает Елену, предлагая ей замужество, чтобы Вяземский не смог претендовать на неё. Постепенно понимает, что Елена любит другого. В конце произведения умирает, его казнит Иван Грозный, считая, что Морозов предает родину. | — Елена Дмитриевна, — сказал боярин, — полно, вправду ли не люб тебе Вяземский? Подумай хорошенько. Знаю, доселе он был тебе не по сердцу; да ведь у тебя, я чаю, никого еще нет на мысли, а до той поры сердце девичье — воск: стерпится, слюбится!
— Елена Дмитриевна, — сказал он, помолчав, — есть средство спасти тебя. Послушай. Я стар и сед, но люблю тебя как дочь свою. Поразмысли, Елена, согласна ль ты выйти за меня, старика? |
Михеич | Стремянный князя Серебряного, который сопровождает его во время похода и по возвращении его в родные места. Вместе с князем удивляется тому, что на Руси появились опричники, поддерживает князя и его дружину всё время повествования. | — Эхва! — сказал он весело, — вишь, как они, батюшка, тетка их подкурятина, справляют Аграфену Купальницу-то! Уж не поотдохнуть ли нам здесь? Кони-то заморились, да и нам-то, поемши, веселее будет ехать. По сытому брюху, батюшка, сам знаешь, хоть обухом бей!? |
Вяземский | Князь, влюблён в Елену Морозову. Был обвинён в колдовстве, позднее обвинён в предательстве родины. Зная, что его любовь не должна существовать, пытается избавиться от неё всеми доступными способами. Казнён Иваном Грозным по обвинению в предательстве родины. | — Колдун, — продолжал князь, смягчая свой голос, — помоги мне! Одолела меня любовь, змея лютая! Уж чего я не делал! Целые ночи перед иконами молился! Не вымолил себе покою. |