Действующие лица
Достоевский намеренно не наделяет главных героев именами
Это нужно было для того, чтобы сосредоточить внимание на характерах персонажей. Повествование ведется от лица Рассказчика, который был отставным штабс-капитаном блестящего полка
Ушел в отставку добровольно, но многие его не любили. После вел бедную жизнь, пока не скончалась его тетка, которая оставила наследство в 3 тысячи рублей. С этого момента Рассказчик стал Ростовщиком.
Его супругу звали Кроткая. Они познакомились, когда ей было всего 16 лет. Кроткая пришла закладывать последнее имущество и заячью кацавейку. Ее внешность Ростовщик описывает подробно:
- белокурая;
- высокая;
- стройная;
- голубоглазая.
В силу возраста Кроткая была наивной и доверчивой. Поэтому она согласилась выйти замуж за Ростовщика. В повести Достоевского присутствуют и другие персонажи:
- Лукерья — служанка;
- тетки;
- Ефимович — бывший поручик, друг Ростовщика.
https://youtube.com/watch?v=afmSYgu1P6o
Болезнь Кроткой
Лукерья сообщила Рассказчику, что сразу после похорон барыни уйдет. Незадолго до самоубийства шесть недель болела жена ростовщика. Она лежала в горячке, а Рассказчик не жалел денег. Он нанял сиделку, вызвал врача. Пока его жена была в бреду, Рассказчик вспоминал позорную историю. Он сам ушел из полка, но под давлением обстоятельств. Его не любили за характер, но причиной отстранения стал один поступок. Были они все в театре, а два гусара смеялись в антракте над капитаном. Рассказчик не одернул их, и это стало известно высшим чинам. После этого его вынудили уйти.
Он ушел, гордый, но разбитый. Постепенно мужчина стал понимать, что любит свою избранницу. Неожиданно она выздоровела и очень была удивлена заботе. Он исповедуется перед ней во всех своих грехах. Супруга внимательно его выслушала, все потрясает ее. Она посягала на его жизнь, а он все равно ее любит и согласен на все.
Возможно, супруга ростовщика не смогла обманывать его и притворяться влюбленной. Посчитала себя недостойной.
А главный герой сам обрек себя на вечное одиночество, которое будет сопровождать его всю жизнь.
https://youtube.com/watch?v=X-5Z017VFuo
Вариант 2
Произведение повествует об истории жизни несчастной женщины, которая представляется в рассказе с точки зрения психологического анализа ее поступков, приведших в результате к трагическому финалу в виде самоубийства главной героини.
События рассказа разворачиваются в момент встречи героини, представленной в образе милой, худенькой, приятной девушки, с ростовщиком, к которому она приходит, находясь в безвыходном положении, вынужденная заложить собственные вещи.
Ростовщиком, бывший капитан полка, отстраненный от службы, которому симпатична девушка, предлагает ей вступить с ним в законный брак. Героиня, находящаяся в отчаянии, соглашается выйти замуж за нелюбимого человека, не понимая в силу молодости и доверчивости опрометчивости своих действий.
Однако семейная жизнь двух одиноких душ оказывается не совсем безоблачной, поскольку ростовщик пытается перевоспитать жену, мстя в ее лице всему обществу, которое не принимает его, тем самым выбрав в качестве супруги жертву. Мужчина пытается обрести власть над женой путем безграничного и деспотичного могущества в отношении ее душевного состояния.
Девушку не устраивает такая семейная жизнь и она пытается сопротивляться, замыкаясь в себе и молча по нескольку дней, а однажды даже убежав из дома. В один из дней героиня не выдерживает давления мужа и решает убить его спящего, приставив к виску револьвер и долго не решаясь нажать на спусковой курок. Однако ей это не удается, поскольку не хватает душевных сил и мужества на убийство человека. Она понимает, что любит и одновременно ненавидит этого человека, психологически сломанная перед ним.
На утро у героини начинается болезненная горячка, продолжающаяся несколько дней. В этот период ростовщик осознает, насколько дорога ему жена и пытается объясниться с женщиной. Однако его поступок становится для героини своеобразным шоком, и она оказывается в полнейшем смятении из-за душевных терзаний и собственных чувств, после чего она снова замыкается в себе, став тихой и задумчивой.
Спустя время девушка решается на отчаянный шаг, выпрыгнув из окна с зажатым в руке образом святого великомученика.
Вариант 2
Повесть “Кроткая” Федора Достоевского – это история о любви и жертве, которая является критикой общественных условий и моральных ограничений, которые препятствуют людям быть свободными и счастливыми. Главная героиня, Марья Ивановна, вынуждена выйти замуж за богатого, но грубого человека, чтобы спасти свою семью от бедности. Однако она не может полюбить своего мужа и страдает от его насилия и унижений. Встреча с молодым и идеалистичным Алексеем Федоровичем меняет ее жизнь. Она влюбляется в него, но не может бросить своего мужа из-за общественных норм и своей собственной морали.
Достоевский изображает Марью Ивановну как жертву общественных условий и моральных ограничений. Она не может быть свободной и счастливой, потому что ее жизнь контролируется другими людьми. Она страдает от того, что не может быть с тем, кого любит, и вынуждена жить в браке, который ее унижает и убивает. Она не может выйти замуж за Алексея Федоровича, потому что это было бы противоречием общественным нормам и морали.
Алексей Федорович – это символ свободы и идеализма. Он представляет собой возможность для Марьи Ивановны быть счастливой и свободной. Однако его идеалы не могут быть реализованы в реальной жизни, и он вынужден уехать из города, оставив Марью Ивановну одну. Он не может бороться с общественными нормами и моралью, которые препятствуют ему быть с Марьей Ивановной. Он не может изменить свою жизнь и жизнь Марьи Ивановны.
Повесть “Кроткая” показывает, что любовь и жертва не всегда приводят к счастью, и что иногда люди вынуждены жить в условиях, которые убивают их дух. Марья Ивановна страдает от того, что не может быть свободной и счастливой, и ее жизнь заканчивается трагически. Она умирает, не увидев Алексея Федоровича, и не испытав счастья, которое она так долго искала.
Достоевский критикует общество, которое препятствует людям быть свободными и счастливыми. Он показывает, что люди вынуждены жить в условиях, которые убивают их дух, и что иногда любовь и жертва не приводят к счастью. Он показывает, что общественные нормы и мораль могут быть препятствием для любви и свободы.
Повесть “Кроткая” является примером романтической литературы, которая исследует темы любви, жертвы и свободы. Достоевский показывает, что любовь может быть сильнее общественных норм и морали, но иногда люди вынуждены жертвовать своей любовью ради других ценностей. Он показывает, что свобода может быть достигнута только тогда, когда люди освободятся от общественных норм и морали, которые препятствуют им быть счастливыми.
В целом, повесть “Кроткая” Федора Достоевского – это история о любви и жертве, которая критикует общественные условия и моральные ограничения, которые препятствуют людям быть свободными и счастливыми. Достоевский показывает, что любовь и жертва не всегда приводят к счастью, и что иногда люди вынуждены жить в условиях, которые убивают их дух. Он показывает, что свобода может быть достигнута только тогда, когда люди освободятся от общественных норм и морали, которые препятствуют им быть счастливыми.
Популярные сегодня пересказы
Краткое содержание повести На графских развалинах Гайдара Автором повести «На графских развалинах» является Гайдар. Повесть посвящена мальчишкам — Яшка и Валька. Проживают они в сельской местности. Летом на каникулах они занимаются мальчишескими делами
Краткое содержание басни Обоз Крылова Крылов в басне «Обоз» рассказывает об истории двух лошадей. Одна тащит на себе тяжелый обоз с домашней бытовой утварью
Лошадка везет груз очень осторожно, даже настороженно
Манн Томас Манн — знаменитый писатель Германии. Был рожден 6 июня 1875 года в состоятельной семье
В 1871 умирает отец, и семья вынуждена переехать в Мюнхен.
Азазель — краткое содержание романа Акунина Произведение по жанровой направленности представляет собой конспирологический детектив, являющийся первой книгой серии, повествующей о приключениях необыкновенного сыщика Эраста Петровича Фандорина.
Печальное происшествие
Повесть начинается с новости о самоубийстве Кроткой. Рассказчик пытается понять, что толкнуло его супругу на такой поступок. Они познакомились давно, когда она пришла закладывать вещи. Он так поразился ее смиренностью, что предложил замужество. Рассказчик навел справки о ней. Ее родители умерли, а жила она со скверными тетками.
Когда он пришел свататься, то сразу сказал: не он облагодетельствовал, а она ему честь оказывает. Сначала Рассказчик хотел быстро устроить свадьбу да только двух свидетелей позвать, а потом в Москву. Но воспротивилась Кроткая, заставила она делать все по правилам. Рассказчик заплатил выкуп, провел праздник.
После свадьбы Кроткая переехала жить к супругу. Он поручил ей заниматься приемом закладов и выдачей денег. Она принялась усердно трудиться. На день Рассказчик выделял рубль. Эта сумма полагалась на него, нее и служанку Лукерью. Но не было между супругами любви. Иногда Кроткая прорывалась и начинала ругаться, но это быстро гасло. Постепенно Рассказчик стал замечать, что его жена становилась резкой.
Постепенно в душе Кроткой росла ненависть. Она презирала супруга за его работу, за строгость, за поведение.
Глава первая
От автора
Я прошу извинения у моих читателей, что на сей раз вместо «Дневника» в обычной его форме даю лишь повесть. Но я действительно занят был этой повестью большую часть месяца. Во всяком случае прошу снисхождения читателей.
Теперь о самом рассказе. Я озаглавил его «фантастическим», тогда как считаю его сам в высшей степени реальным. Но фантастическое тут есть действительно, и именно в самой форме рассказа, что и нахожу нужным пояснить предварительно.
Дело в том, что это не рассказ и не записки. Представьте себе мужа, у которого лежит на столе жена, самоубийца, несколько часов перед тем выбросившаяся из окошка. Он в смятении и еще не успел собрать своих мыслей. Он ходит по своим комнатам и старается осмыслить случившееся, «собрать свои мысли в точку». Притом это закоренелый ипохондрик, из тех, что говорят сами с собою. Вот он и говорит сам с собой, рассказывает дело, уясняет
себе его. Несмотря на кажущуюся последовательность речи, он несколько раз противуречит себе, и в логике и в чувствах. Он и оправдывает себя, и обвиняет ее, и пускается в посторонние разъяснения: тут и грубость мысли и сердца, тут и глубокое чувство. Мало-помалу он действительно уясняет
себе дело и собирает «мысли в точку». Ряд вызванных им воспоминаний неотразимо приводит его наконец к правде
, правда неотразимо возвышает его ум и сердце. К концу даже тон рассказа изменяется сравнительно с беспорядочным началом его. Истина открывается несчастному довольно ясно и определительно, по крайней мере для него самого.
Вот тема. Конечно, процесс рассказа продолжается несколько часов, с урывками и перемежками и в форме сбивчивой: то он говорит сам себе, то обращается как бы к невидимому слушателю, к какому-то судье. Да так всегда и бывает в действительности. Если б мог подслушать его и всё записать за ним стенограф, то вышло бы несколько шершавее, необделаннее, чем представлено у меня, но, сколько мне кажется, психологический порядок, может быть, и остался бы тот же самый. Вот это предположение о записавшем всё стенографе (после которого я обделал бы записанное) и есть то, что я называю в этом рассказе фантастическим. Но отчасти подобное уже на раз допускалось в искусстве: Виктор Гюго, например, в своем шедевре «Последний день приговоренного к смертной казни» употребил почти такой же прием и хоть и не вывел стенографа, но допустил еще большую неправдоподобность, предположив, что приговоренный к казни может (и имеет время) вести записки не только в последний день свой, но даже в последний час и буквально в последнюю минуту. Но не допусти он этой фантазии, не существовало бы и самого произведения самого реальнейшего и самого правдивейшего произведения из всех им написанных.
Рассказ Достоевского «Кроткая» — это история жизни несчастной девушки. Автор распутывает клубок ее судьбы, попутно дает психологический анализ ее действиям, который в итоге привели к трагическому концу – самоубийству героини.
Начинается эта повесть с того, что однажды к ростовщику приходит очень худенькая, приятная молодая девушка, которая хочет заложить свои вещи. Ростовщик сразу же чувствует родственную душу в лице этой молодой девчонки. Ему кажется, что сама судьба свела их вместе, и что она – именно та, кого он ждал всю жизнь. Но несмотря на то, что девушка, и так кротка и чиста, он решает еще больше подавить ее. Показать ей свою власть и могущество. И он начинает воспитывать Кроткую. В лице этой слабой женщины, он мстит всему обществу, которое не стало ему подчиняться. На подсознании он выбирает себе жертву, которая вышла за него замуж и ждала совсем другой роли в его жизни.
Кроткую не устраивает такое положение дел, она постоянно бунтует – то замыкается в себе и молчит сутками напролет, то убегает из дома. А однажды, пока ростовщик спит, она подносит к его лицу револьвер, и долго держит его у виска. Но как только револьвер убран, становится понятно – теперь власть навсегда в руках ее жестокого мужа. Она любит его и ненавидит одновременно, и это просто психологически ломает ее.
Промучившись в болезненной горячке, еле встав снова на ноги, ее ждет новое потрясение. Муж осознает как сильно любит ее, и это после стольких мучений и страданий тоже является своеобразным ударом для Кроткой. Окончательно запутавшись в своих чувствах и терзаемая вдруг вспыхнувшей любовью со стороны ее мужа, она становится задумчивой и очень тихой. И спустя совсем немного времени выбрасывается из окна и погибает. И навсегда втор повествования остается со своим вопросом почему его молодая жена предпочла смерть, чем жизнь с ним.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
О книге «Кроткая» Федор Достоевский
«Кроткая» – одна из последних повестей Федора Достоевского. Сам автор классифицирует произведение как «фантастический рассказ», в предисловии поясняя, почему это так. Эпитет «фантастический» здесь не имеет отношения к фантастике в привычном понимании. Повесть строго реалистичная. Здесь уместно выводить этимологию от слова «фантазия», так как автор пытается зафиксировать размышления человека, жена которого только что покончила с собой. Федор Достоевский «записывает» спонтанные, едва оформившиеся размышления мужчины, наполненные противоречиями, воспоминаниями и частыми ошибками в логических заключениях. Это своеобразная попытка зафиксировать поток сознания, предпринятая до того, как этот прием утвердился в литературе ХХ века.
Повествование ведется от лица мужчины-ростовщика. Ни его имя, ни имя его жены в повести не фигурируют. Автор называет их просто: Ростовщик и Кроткая. Эти номинации становятся определяющими для характеристики персонажей. Повесть «Кроткая» сконцентрирована вокруг жизни женщины, которая из-за острой нужды пошла замуж за нелюбимого человека, чью профессию – ростовщичество – она сильно презирала. Автор демонстрирует типичную для быта ХІХ века картину, где есть жертва и палач, причем этим людям приходится жить под одной крышей. Для «пытки» своей жертвы Ростовщик выбирает молчание, прекратив разговаривать с ней незадолго после свадьбы. Кроткая же терпит его психологические унижения, но вынашивает план убить мужа, чтобы прекратить свои страдания и страдания других людей, которые вынуждены брать взаймы деньги под значительные проценты.
Образ главного героя повести Федора Достоевского во многом противоречив. В первую очередь, противоречия выявляются в его мыслях. Непонятен мотив, зачем он женился: то ли пожалел нуждающуюся женщину, то ли сознательно хотел мучить ее, мстя всему миру. Рассказчик мыслит сумбурно и сбивчиво. Только под конец в его повествование возвращается ясность. Такая сбивчивость объясняется тем, что он стал свидетелем смерти жены, а, возможно, его мотивы были изначально такими же неясными. Во всяком случае, образ главного героя повести «Кроткая» даже в ретроспективе полон противоречий: попытки отыграться за свои неудачи с женой сменяются порывами доброты, когда он бросается ей в ноги. Однако ни его раскаяние, ни надежды на светлое будущее (накопить денег и начать жизнь заново) не дают героине повода жить дальше.