Результаты исследования обучающихся проекта г. ибсен «кукольный дом»

«кукольный дом», анализ пьесы ибсена

История публикации и создания

Пьеса написана в 1879 году. Первую постановку в декабре того же года осуществил Королевский театр в Копенгагене. Норвежские биографы Ибсена (Х. Хейберг, Б. М. Кинк и др.) неоднократно подчёркивали, что изображение сильного трагического персонажа, каковым стала Нора на театральных подмостках европейских театров, не входило в изначальный замысел драматурга, и в связи с этим указывали на прототип – молодую норвежско-датскую писательницу Лауру Килер. Ибсен проявлял к ней «отеческий, хотя и не без оттенка юмора интерес». И не только к самой «экзальтированной молодой женщине», но и «к её браку». По словам Х. Хейберга, даже свои знаменитые слова-понятия жаворонок и кукольный дом Ибсен применял к Лауре задолго до того, как задумал свою пьесу. От реальной Лауры вымышленная Нора унаследовала и своё лёгкое, инфантильное отношение к финансам и финансовым документам. Также история последовавшего затем семейного скандала, вплоть до развода, в целом соответствует реальности. Но только в жизни безответственный, порхающий по жизни жаворонок вовсе не вылетает из насиженного гнезда на прекрасную, хоть и неведомую свободу, а сперва попадает в психиатрическую лечебницу и затем, будучи прощена мужем, возвращается в семью, в свой кукольный дом.

История с доктором Ранком

Продолжаем описывать краткое содержание. «Кукольный дом» уже приближается к финалу, который весьма интересен. Нора мечется, ища выход. Она сначала кокетничает с доктором Ранком, другом семьи. Тот в нее тайно влюблен, однако обречен на смерть — у доктора наследственный сифилис. Ради Норы Ранк готов на все. Он предлагает ей деньги, но выясняется, что Крогстад хочет иного. Трагически заканчивается история доктора Ранка. Хельмеры получают по почте от него открытку с черным крестом, который означает, что Ранк у себя дома заперся и не принимает больше никого: он умрет там, не пугая своим видом друзей.

Что же делать Норе? Разоблачение и позор пугают ее, лучше уж покончить с собой! Однако Крогстад предупреждает, что бессмысленно совершать самоубийство, ведь ее память будет опозорена в этом случае.

Развитие событий

Накануне праздников в дом Хельмеров заявляется Крогстад — человек, который когда-то дал хозяйке дома деньги. Оказывается, он знал, что подпись подделана, но молчал. А теперь ему требуется помощь должницы, так как ее супруг собирается уволить его с должности за махинации. Мужчина грозит Норе раскрытием тайны, если она не повлияет на Торвальда.

Девушка пытается всеми возможными способами переубедить мужа касательно увольнения, но строгий и принципиальный Хельмер отменять решение не собирается. Он ясно дает понять супруге, что ему отвратительны такие личности, как Крогстад. Он, отправляет работнику письмо, в котором напоминает о ближайшем увольнении.

Клерк вновь заявляется к должнице, но на этот раз требует от нее не только возвращения на работу, но и повышение в должности. Он исполняет свою угрозу, отправляет Хельмеру записку, в которой разоблачает его супругу в обмане и подлоге.

Нора рассказывает о своей проблеме подруге, зная, что заемщик когда-то питал к ней теплые чувства. Девушка обещает поговорить с ним, она сразу же отправляется к нему домой. После беседы Кристина и Крогстад решают жить вместе, но оставляют письмо, чтобы супруга сама во всем призналась мужу.

Нора тянет время, она боится признания, не зная, как строгий и педантичный Торвальд отреагирует на ее обман. Но все-таки девушка решается и кается. Хельмер сильно злится, считает поступок жены недостойным и отвратительным, опасается за собственную репутацию. В конце принимает решение отстранить женщину от воспитания собственных детей.

Но позднее, заполучив заемную записку и расписку об отсутствии претензий от Крогстада, мужчина смягчается, вновь становится ласков с супругой. Сама же Нора осознает, что является своеобразной игрушкой для него, она отказывается жить в построенном им кукольном домике, поэтому собирает вещи и уходит навсегда.

Помощь, пришедшая от фру Линде

С неожиданной стороны приходит помощь — от фру Линде, подруги Норы. Она объясняется в решающий момент с Крогстадом. Дело в том, что их связывала в прошлом любовь, однако фру Линде вышла замуж за другого, так как у нее на руках оставались двое младших братьев и старуха мать, а у Крогстада финансовое положение было непрочным. Фру Линде теперь свободна: ее муж и мать умерли, а братья встали на ноги. Теперь она готова выйти замуж за Крогстада. Тот обрадован, что его жизнь постепенно налаживается. Он находит наконец и верного человека, и любовь. Крогстад отказывается от шантажа. Однако уже поздно — письмо его находится в почтовом ящике Хельмера. И Крогстад решает: путь Нора узнает, чего Хельмер, с его предрассудками и ханжеской моралью, стоит на самом деле.

Характеристика героев по произведению Ибсен «КУКОЛЬНЫЙ ДОМ» | НОРА ХЕЛЬМЕР

«Кукольный дом» Ибсена – это пьеса, что была написана в 1879 году. В произведении, создав образы своих героев, Ибсен поднял вопрос о выборе человека, о его желании играть свою роль в жизни.

Кукольный дом Ибсен краткое содержание

В пьесе «Кукольный дом» Ибсена и его кратком содержании мы знакомимся с героями. Все действия происходят в квартире Хельмеров, где мы и встречаем впервые героев произведения. Там, Нора – героиня пьесы, — наряжает елку и раздает пакеты с подарками детям. Торвальд – муж Норы, — называет ее своей куколкой и белочкой, а также считает транжирой, ведь она тратит много денег, и при этом не может объяснить куда деньги уходят. Семейная чета ожидает к себе в гости доктора Ранка. В дверь раздается звонок и на пороге появляется давняя подруга Норы, которую она не видела более 10 лет.

В разговоре женщин мы узнаем, что Фру Линне была замужем. Жила с нелюбимым богатым человеком, ради того, чтобы поднять братьев и помочь матери. Но, муж умер, братья выросли, мать умерла. Она теперь свободна и просит, чтобы подруга поговорила с мужем и попросила для нее место в банке, в котором муж Норы получил должность директора. Здесь же в разговоре женщин мы узнаем о том, как Нора подделала документ, чтобы получить в кредит деньги на лечение мужа в первые годы их совместной жизни. В то время ее муж заболел и нужно было лечение за границей. Вот Нора и пошла на обман, подделав подпись своего отца.

Далее в квартиру приходит Крогстад, что и был тем человеком, у которого Нора ранее заняла деньги. Его пригласил муж Норы, чтобы уволить, так как он был уличен в подделке документов.

Далее Крогстад шантажирует Нору, грозя улетучить ее в преступлении и раскрыть всю правду ее мужу, так как он знает о ее подделанной подписи. Он просит, чтобы она заступилась за него, и чтобы ее муж оставил его на должности в банке.

В итоге сюжет разворачивается так, что муж Норы узнает о содеянном. Он называет жену преступницей, запрещает видеться с детьми, но, получив расписку жены, которую все-таки вернул Крогстад, Тольвард вмиг перевоплотился и стал играть свою привычную роль любящего мужа. Вот только Нора увидела все в ином ракурсе. Она поняла, что они живут не как любящие друг друга сердца. Она поняла, что живет в кукольном доме, где она исполняет роль куклы, которой играет муж. Ей захотелось другой жизни, она поняла, что не любит мужа, который не смог заступиться за нее в трудную для нее минуту. Женщина, несмотря на уговоры мужа, уходит из дома.

Характеристика героев Ибсен Кукольный дом

Генрих Ибсен в «Кукольном доме» создал разных героев. Здесь мы видим характеристики героев Ибсена в произведении «Кукольный дом», которые отличаются друг от друга. Как раз Нора и есть одна из героинь пьесы Ибсена «Кукольный дом», которой отведена главная роль.

Сразу мы видим Нору, которая живет беззаботной, веселой жизнью, где она тратит деньги, а муж ее называет транжиркой, но далее все становится на свои места. Мы видим, что женщине приходилось выплачивать кредит, который она взяла на лечение мужа, пойдя на обман. Она подделывает подпись, чтобы получить эти злосчастные деньги, а далее отказывает себе во всем, чтобы частями гасить задолженность. В произведении разворачиваются события, которые помогли Норе увидеть свою жизнь с другой стороны. Когда ее муж узнал о «преступлении» жены, он не поддержал ее , а даже наоборот, стал запрещать видеться с детьми.

Вот здесь Нора из легкомысленной птички, из куклы, которой руководил муж и которую никогда не воспринимал в всерьез, женщина превращается в сильную личность. В личность, которая не боится, ради становления себя самой, все бросить и уйти из дома. Женщина увидела, что ее муж очень легко может превратиться в эгоиста, обвиняя ее в том, что она погубила их семейное счастье. Женщине надоело быть куклой, ей надоела роль, которую ей приходилось постоянно играть, несмотря на то, что эта роль ей чужда. Теперь же она хочет стать собой, настоящей, она хочет простого женского счастья. Поэтому бросает семью и уходит.

Тезисы

Тема семейных отношений и роль женщины в обществе занимают ключевую позицию, но представлены по-разному в творчестве двух представителей «новой драмы» рубежа XIX—XX вв., А. Стриндберга (1849—1912) и Х. Ибсена (1828—1906), являясь сюжетообразующими моментами в целом ряде их произведений. Цель работы состоит в том, чтобы, сравнив драму Ибсена «Кукольный дом» с одноименной новеллой Стриндберга, выявить разнообразие спектра отношений между мужчиной и женщиной в браке, а также выделить и систематизировать элементы художественного мира в этих текстах, концентрируясь в первую очередь на проблематике внутрисемейных отношений. Основной предмет исследования — анализ ряда аспектов семейной темы, включающих в себя брак, воспитание детей, отношения между близкими родственниками, как они представлены в творчестве двух авторов. В ходе исследования был применен сравнительно-исторический метод, благодаря которому появляется возможность детального рассмотрения особенностей изучаемых произведений. В результате проведенного исследования установлено, что авторы выражают в значительной мере противоположные взгляды на семейную жизнь и роль женщины в обществе и семье. В то время как Ибсен запечатлел борьбу женщины против своей роли «ни к чему не способной куклы», надеющейся изменить свое зависимое положение, Стриндберг не считает положение своей героини несправедливым. Вина за «разрушенную семью» возлагается Ибсеном на общество и идеалы того времени, а Стриндберг считает виновными конкретных людей

Еще одно важное различие состоит в том, что Ибсен считает свою героиню существом социальным, а Стриндберг — биологическим. Ибсен выдвигает образ «женщины-гражданина» и показывает, что ущемление ее гражданских прав лишает ее возможности полноценной самореализации в жизни, при этом, скорее ратуя за свободу не только женщины, но человека в целом

Стриндберг же, делая акцент на биологии, считает, что на первом месте в жизни женщины — материнство, и именно поэтому новелла заканчивается «счастливым воссоединением семейства», которое было бы невозможно, если бы героиня ощущала себя «гражданином». Отметим также, что у Ибсена во главе угла духовная сторона отношений, а у Стриндберга «идеальный брак» состоялся лишь при условии гармонии плоти и духа. Заключение: мы делаем вывод о том, что противостояние мнений о роли женщины в обществе у Ибсена и Стриндберга является непреодолимым, и, даже если в некоторых вопросах идеи авторов схожи, то глобально эти писатели имели резко противоположные взгляды.

Тема, сюжет, композиция

Тема «Кукольного дома» в сознании современников Ибсена прочно связалась с проблемами женской эмансипации, а Нора надолго стала её символом. Ведь она не согласилась на роль жертвы неравноправного положения женщины в обществе, подобно, например, героиням А. Н. Островского (премьера его «Бесприданницы» состоялась всего за год до премьеры «Кукольного дома»). В финале Нора уходит из дома, оставляя не только мужа, но и любимых детей, и зрителю остаётся лишь гадать, какой будет её новая, самостоятельная жизнь. А ведь её, подобно Ларисе Огудаловой, мужчины тоже считали бессловесной куклой, тоже чем-то вроде «дорогого бриллианта», который «дорогой и оправы требует».

19 сентября 1878 года датированы ибсеновские «Заметки к современной трагедии», считающиеся первым наброском «Кукольного дома». В них Ибсен пока ещё только теоретически формулировал основные проблемы задуманной им «современной трагедии»: «Существуют два вида морали, две совести: одна для мужчины и совсем другая для женщины. Они не понимают друг друга, однако женщину в практической жизни оценивают по мужским законам, будто она вовсе и не женщина, а мужчина. Женщина не может быть сама собой в современном обществе, которое является исключительно мужским обществом, где законы диктуются мужчинами и где мужчины же обвиняют и судят женщин за их поступки, исходя из своих собственных взглядов».

Однако же случай Лауры Килер, положенный Ибсеном в основу сюжета, свидетельствовал не столько о чисто женском, сколько об инфантильном отношении к жизни. Сценическая Нора целиком и полностью унаследовала от прототипа именно такое отношение. Так мелкий с её точки зрения проступок – подделанная ею подпись отца на финансовом документе – стал поворотом всей её жизни. И всё случившееся далее таким образом есть не столько «женский» бунт героини, сколько её «детское» бегство от ответственности. Непредубеждённые зрители и особенно зрительницы так это и воспринимали. Побывав на премьере «Норы» в 1900 г. в киевском театре «Соловцов», киевлянка Лариса Косач, известная любителям украинской поэзии и драмы под псевдонимом Леси Украинки, написала в письме к подруге, тоже известной украинской писательнице: «Эта Нора такая наивная зверушка…». И такое впечатление вполне закономерно: и без того шаткий, несбалансированный сюжет просто рухнул, когда пьеса пошла по европейским сценическим подмосткам под названием «Нора». Из-под обломков вышли суперзвёзды тогдашнего театра, от Дузе до Комиссаржевской, и явили миру трагическую героиню, прекрасную, хрупкую и странно лишённую подлинно трагического фона: злодеев, желающих ей гибели, неумолимого фатума в виде непреодолимых обстоятельств и т. п.

Это уже гораздо позже, когда Ибсен окончательно утвердился в сознании зрителей и критики в качестве классика европейской драматургии, композиционные принципы «Кукольного дома» стали связывать с построением «Царя Эдипа» Софокла

В частности историки драматургии обращали внимание на ключевой, архетипический мотив смерти отца, которая в драме Ибсена, как и в трагедии Софокла, совершилась до начала первого акта, в предыстории, «в далёком прошлом», но её густая тень легла на всё поведение и мироощущение главных героев. В этом смысле даже сюжетная неразбериха идёт на пользу, ибо даёт почувствовать зрителю густоту этой тени. Подпись отца на финансовом документе Нора подделала вроде бы ещё при его жизни, а мотивацией шантажа, которого она боится, является то, что дата документа позднее даты смерти отца

Героиня и дальше продолжает действовать «от имени» отца, «вместо» отца, но уже без отца. Перед нами инфантильный персонаж, который всю жизнь ощущает себя ребёнком и испытывает насущную потребность в отце, которого не может ей заменить её муж Хельмер. Трагедия этого вполне серьёзного и даже по-своему мужественного персонажа состоит в том, что он всерьёз относится к чему угодно, кроме собственной жены, для которой он же сам и построил как бы ненастоящий – кукольный – дом

Подпись отца на финансовом документе Нора подделала вроде бы ещё при его жизни, а мотивацией шантажа, которого она боится, является то, что дата документа позднее даты смерти отца. Героиня и дальше продолжает действовать «от имени» отца, «вместо» отца, но уже без отца. Перед нами инфантильный персонаж, который всю жизнь ощущает себя ребёнком и испытывает насущную потребность в отце, которого не может ей заменить её муж Хельмер. Трагедия этого вполне серьёзного и даже по-своему мужественного персонажа состоит в том, что он всерьёз относится к чему угодно, кроме собственной жены, для которой он же сам и построил как бы ненастоящий – кукольный – дом.

Анализ «Кукольного дома»

Кукольный дом является основным символом этого произведения и связан с героиней Норой. Прекрасная женщина на протяжении всей своей жизни жила в хрупком выдуманном мире. Она всегда веселилась, порхала как бабочка, не задумываюсь о том, с какими сложностями она может столкнуться в будущем. Вся эта история о займе вернула ее к настоящей жизни, она поняла, что любые ее действиями могут в последующем привести к негативным последствиям.

Основной посыл этого произведения:

человек счастлив, только будучи свободным;
любые действия могут иметь негативные последствия в будущем;
современное общество должно больше уделять внимание вопросам равных прав.

История Торвальда и Норы Ибсена, краткое содержание которой является лейтмотивом этого произведения, рассказывает о норвежской семье, относящейся к среднему классу. Главная героиня столкнулась с жёстким реальным миром, разрушает свой кукольный домик, начинает видеть реальность такой, какая она есть и обретает самостоятельность.

Анализ «Кукольный дом» Ибсена позволяет глубже понять смысл этого произведения. Главной его темой является социальный статус женщины и отношение к ней общества. Даже сегодня произведение «Кукольный дом» воспринимается многими как гимн современному феминизму.

Однако изначально автор хотел показать свободу личности и человека на примере Норы, которая постепенно взрослеет и становится самостоятельной в своих решениях и поступках. Многие критики утверждали, что основные нападки в этом произведении направлены в адрес мужчин, однако сам автор подчеркивает, что им критикуется общество конца XIX века. Ибсен обличал нормы буржуазного мира и закостенелые установки в отношениях в семье.

Угрозы бывшего поверенного

Не только лишь за темное прошлое хочет его уволить Хельмер, но и за то, что он назвал его на «ты» несколько раз по старой памяти. Нора просит мужа за Крогстада, однако ее супруг, не принимающий ее всерьез, отказывает. Тогда Норе угрожает разоблачением Крогстад. Он говорит, что расскажет Хельмеру, откуда та достала деньги для путешествия в Италию. Ее муж узнает, кроме того, и про совершенный ею подлог. И на сей раз ничего от Норы не добившись, Крогстад шантажирует обоих супругов. Хельмеру он посылает письмо, содержащее прямую угрозу — если выплывет наружу история с подлогом его жены, ему не удержаться на посту директора банка.

Что сделала для Хельмера Нора?

Нора и после рождения 3-х детей остается красавицей. Хельмер, поухаживав за ней, удаляется в свой кабинет. Фру Линде, давняя подруга Норы, входит в гостиную. Она только что с парохода. Давно не виделись женщины — практически 8 лет, и подруга за это время похоронила мужа, с которым брак оказался бездетным. А Нора, казалось бы, беззаботно порхает по жизни. Но это не так. В первый год замужества, когда ее муж ушел из министерства, он был вынужден, кроме своей основной работы, брать на дом деловые бумаги и до позднего вечера сидеть над ними. В результате Хельмер заболел. Доктора сообщили, что лишь южный климат может его спасти. Всей семьей они провели целый год в Италии. Довольно крупную сумму, необходимую на поездку, Нора взяла якобы у своего отца. Однако на самом деле ей помог один господин. Нора получила их под расписку взаймы и теперь выплачивает регулярно проценты, тайком от мужа прирабатывая.

Решение Норы

Посыльный в этот момент приносит письмо от Крогстада, персонажа пьесы «Кукольный дом». Краткое содержание его следующее: в нем говорится, что тот от своих требований отказывается и возвращает заемное письмо. Мгновенно меняется настроение Хельмера. Все будет, как прежде! Однако Нора, которую он привык считать послушной игрушкой, вдруг восстает. Она решает уйти из дома. К ней привыкли относиться как к куколке, которую приятно ласкать. Нора и раньше это понимала, но любила своего мужа и потому прощала ему. Но теперь дело иное. Нора надеялась на чудо, на то, что, как любящий муж, Хельмер возьмет на себя ее вину. Теперь она своего супруга не любит, как раньше ее не любил Хельмер. Они — чужие. А по-прежнему жить означает прелюбодействовать, продавать себя за деньги и удобства.

Хельмера ошеломляет решение Норы покинуть «кукольный дом». Краткое содержание пьесы не останавливается подробно на чувствах героев. Однако отметим, что Хельмер довольно умен для того, чтобы понять, что чувства и слова ее серьезны. Он надеется, что супруга изменит свое решение, и они когда-нибудь воссоединятся. Хельмер готов сделать все для того, чтобы это произошло. Однако решение Норы окончательно.

На этом завершается драма «Кукольный дом», краткое содержание которой вы только что прочитали. Рекомендуем прочесть текст в оригинале — произведение по объему небольшое. Ведь художественных особенностей пьесы не может передать ее краткое содержание. «Кукольный дом», безусловно, стоит того, чтобы ознакомиться с ним в оригинале.

Утверждая роль сознания в поведении своих героев, Ибсен строит действиесвоих пьес как неотвратимый процесс, закономерно обусловленный определеннымипредпосылками. Поэтому он решительно отвергает какие бы то ни было сюжетныенатяжки, всякое непосредственное вмешательство случая в окончательноеопределение судьбы своих героев. Развязка пьесы должна наступить какнеобходимый результат столкновения противоборствующих сил. вытекая из ихподлинного, глубинного характера. Развитие сюжета должно быть существенным,то есть основываться на реальных, типических чертах изображаемойдействительности. Но это достигается не путем схематизации сюжета. Напротив,ибсеновские пьесы обладают подлинной жизненностью. В них вплетаетсямножество различных мотивов, конкретных и своеобразных, непосредственноотнюдь не порожденных основной проблематикой пьесы. Но эти побочные мотивыне разбивают и не подменяют собой логику развития центрального конфликта, атолько оттеняют этот конфликт, иногда даже содействую тому, чтобы онвыступил с особенной силой. Так в «Кукольном доме» есть сцена, которая моглабы стать основой для «счастливой развязки» изображенной в пьесе коллизии.Когда Крогстад узнает, что фру Линне, подруга Норы, любит его и готова -несмотря на его темное прошлое – выйти за него замуж, он предлагает ей взятьобратно свое роковое письмо Хельмеру. Но фру Линне не хочет этого. Онаговорит: «Нет, Крогстад, не требуйте своего письма обратно… Пусть Хельмервсе узнает. Пусть эта злополучная тайна выйдет на свет божий. Пусть они,наконец, объяснятся между собой начистоту. Невозможно, чтобы такпродолжалось – эти вечные тайны, увертки». Итак, действие не сворачивает всторону под влиянием случая, а направляется к своей подлинной развязке, вкоторой раскрывается истинная сущность отношений между Норой и ее мужем.В.Адмони. Генрик Ибсен и его творческий путь

Экранизации[ | ]

  • 1973 — «Кукольный дом», режиссёр Джозеф Лоузи, в ролях Джейн Фонда, Эдвард Фокс, Тревор Ховард, Дэвид Уорнер, Дельфин Сейриг. Франция/Великобритания
  • 1973 — «Кукольный дом», режиссёр Патрик Гарланд, в ролях Энтони Хопкинс, Клер Блум, Ральф Ричардсон, Денхолм Эллиотт. Великобритания
  • 1973 — «Нора. Кукольный дом», режиссёр Арилд Бринкманн, в ролях Кнут Рисан, Лисе Фьельстад, Пер-Теодор Хауген, Бенте Бёрсюм. Норвегия
  • 1974 — «Нора Хельмер» (ТВ), режиссёр Райнер Вернер Фассбиндер, в ролях: Маргит Карстенсен, Йоахим Хансен, Барбара Валентин, Клаус Лёвич, Уилли Ломмель, Ирм Херманн. Германия
  • 1980 — «Нора» (СССР), режиссёр Ион Унгуряну, в ролях: Лариса Малеванная, Анатолий Ромашин, Владимир Заманский, Елизавета Никищихина, Игорь Кваша, Антонина Богданова, Татьяна Егорова, Якоб Ромбро
  • 2012 — «Serenade», режиссёр Brian Fairbairn.

Другие важные действующие лица

Новая, реалистическая драма, основоположником которой считается Ибсен, – скованная законами реализма XIX века, лишённая присущей драматическому роду шекспировской свободы, стремящаяся во всём походить на реалистический роман и ещё не отдающая себе отчёта в невозможности реализации подобного стремления – разумеется, не допускает появления столь необходимого персонажа, как Тень отца Норы. Драматургическая функция носителя суровой правды распределяется между Крогстадом и фру Линне. Но первый из них – обычный шантажист, преследующий личную выгоду. И когда ему выгоднее отказаться от шантажа, он так и поступает. А вот вторая – дама принципиальная. В отличие от самой Норы, которой она помогает увидеть мир не «кукольным», а реальным, фру Линне действительно, как того и хотел драматург, заставляет и зрителя задуматься о том, что женщинам настало время открыто заявить о своём праве и «судить», и «диктовать законы».

  • «Пер Гюнт», анализ пьесы Ибсена
  • «Дикая утка», анализ драмы Ибсена
  • «Враг народа», анализ пьесы Ибсена

По писателю: Ибсен Генрик

Неоцененная жертвенность

Чтобы и в дальнейшем ничто не тревожило рядом находящегося мужчину, женщина берет еще одну ссуду, но, зарабатывая тайком, как и Нора, на проценты по ссуде, сохраняя тайну, которая сама по себе может подорвать любое здоровье, женщина заболевает. Поручители становятся неплатежеспособными. Правда выходит наружу. Надо ли говорить, что муж чуть-чуть ей посочувствовал, но потом стал на сторону общества. У будущей писательницы забирают детей, признают душевнобольной и превращают ее в изгоя общества. Правда, постепенно все нормализовалось, Лаура Килер стала зарабатывать деньги литературной деятельностью и выплатила постепенно все долги. И представьте, муж ее простил!

Жанр и литературное направление

«Кукольный дом» – яркий образчик созданного самим Ибсеном жанра аналитической драмы. Название жанра связано с тем, что все сценические события являются результатом того, что случилось с персонажами до начала действия и требует рефлексивного анализа для понимания всего дальнейшего. Таким образом, каждая такая пьеса становится своеобразным расследованием тайн прошлого – «скелетов в шкафу». К аналитическим относят такие драмы Ибсена, как «Столпы общества» (1877), «Кукольный дом» (1879), «Призраки» (1881), «Враг народа» (1882), «Дикая утка» (1884), «Росмерсхольм» (1886), «Женщина моря» (1888), «Гедда Габлер» (1890), «Когда мы, мёртвые, оживаем» (1899).

От пьесы к пьесе росли психологическое мастерство и социальная убедительность Ибсена, которые и принесли ему славу одного из основоположников реалистической драмы ХІХ века. В этом смысле его первые аналитические драмы «Столпы общества» и «Кукольный дом» значительно уступают последующим. Но именно они, и особенно вторая из них, более известная современному Ибсену европейскому зрителю под названием «Нора», стали для этого зрителя настоящим потрясением. И это было связано с новизной не столько формы, сколько содержания. Возбуждение, которое вызвал по всей Европе «Кукольный дом», вряд ли соответствовало художественным достоинствам пьесы. Литературные и сценические просчёты автора и тогда уже были очевидны профессионалам.

Театральные постановки[ | ]

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 6 февраля 2021 года

В России пьеса часто ставилась и ставится под названием «Нора».

Первая постановка

21 декабря 1879 — Королевский театр в Копенгагене.

Первая постановка в России:

8 февраля 1884 — Александринский театр, в роли Норы М. Г. Савина.

Известные постановки

  • 1903 — первая постановка Мейерхольда (ставил пьесу 8 раз)
  • 1923 — Театр МГСПС (ныне Театр имени Моссовета) Е. О. Любимов-Ланской, художник Н. А. Мусатов
  • 1935 — Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина, режиссёр Б. А. Бабочкин
  • 1972 — Академический русский театр драмы имени Георгия Константинова
  • 1997 — Белый театр (Санкт-Петербург)
  • 1999, 27 апреля — Театр им. В. В. Маяковского, режиссёр Л. Е. Хейфец
  • 2003 — Камерный театр (Екатеринбург)
  • Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова
  • 2013 — «Театр на Спасской» (г. Киров), режиссёр — Борис Павлович, художник — Елена Авинова

Рецензии на книгу «Кукольный дом» Генрик Ибсен

«Надо постараться воспитать себя самое…»

Пьеса с таким вроде бы легким, незатейливым и простым названием (вот что-то детское…) на деле оказалась очень глубокой, тяжелой и драматической. И страшной. Страшной, что человек, с которым ты живешь уже 8 лет, от которого у тебя трое детей и для которого ты идешь на немыслимые жертвы, оказывается безнадежно далеким, чужим… В такой ситуации оказалась главная героиня этой замечательной пьесы, Нора, молодая привлекательная женщина, совершившая однажды ради того чтобы спасти жизнь своему мужу ужасный проступок (и не задумываясь, повторила бы его опять), она очень, очень его любит. И главное лишение и главный страх для нее — потерять его любовь

Остальное (безденежье, угроза уголовного преследования, потеря чести) для не столь важно. Только любовь любимого мужчины. Вроде бы так мало она просит

Но и это слишком много, по мнению ее мужа, адвоката, а затем директора банка Хельмера

Вроде бы так мало она просит. Но и это слишком много, по мнению ее мужа, адвоката, а затем директора банка Хельмера.

Заключенная в тесные рамки социума (где женщина занимает всегда меньшее место по сравнению с мужчиной, а значит имеет меньше прав и возможностей), дома (где она всегда должна быть примерной женой, идеальной хозяйкой, заботливой матерью, улыбающейся и всем довольной женщиной), где у нее нет по сути права голоса, право на свое мнение, права на собственные желания. Она хорошенькая куколка в том самом кукольном доме, красивая картинка, удобная жена…

«Вы никогда меня не любили. Вам только нравилось быть в меня влюбленными»

Пьеса заканчивается странно, очень сильный и неожиданный (для меня) финал: у куколки появился голос. Такой странный хэппи-энд (?) наводит на мысль, что все произошедшее в жизни Норы (все беды и несчастья, свалившиеся на ее голову) было не зря. Безмерно радуюсь за героиню, восхищаюсь ее силой духа (вот я бы, наверное, так не смогла…) и, конечно, 5/5

Н о р а (невозмутимо). Я хочу сказать, что я из папиных рук перешла в твои. Ты все устраивал по своему вкусу, и у меня стал твой вкус или я только делала вид, что это так, — не знаю хорошенько. Пожалуй, и то и другое. Иногда бывало так, иногда этак. Как оглянусь теперь назад, мне кажется, я вела здесь самую жалкую жизнь, перебиваясь со дня на день!.. Меня поили, кормили, одевали, а мое дело было развлекать, забавлять тебя, Торвальд. Вот в чем проходила моя жизнь…весь наш дом был только большой детской. Я была здесь твоей куколкой-женой, как дома у папы была папиной куколкой-дочкой. А дети были уж моими куклами. Мне нравилось, что ты играл и забавлялся со мной, как им нравилось, что я играю и забавляюсь с ними. Вот в чем состоял наш брак…»

Мне надо сначала решить другую задачу. Надо постараться воспитать себя самое. И не у тебя мне искать помощи. Мне надо заняться этим одной…Мне надо остаться одной, чтобы разобраться в самой себе и во всем прочем…

Н о р а. Что ты считаешь самыми священными моими обязанностями? Х е л ь м е р. это еще нужно говорить тебе? Или у тебя нет обязанностей перед твоим мужем и перед твоими детьми? Н о р а. У меня есть и другие, столь же священные…Обязанности перед самой собою… Я думаю, что прежде всего я человек, так же как и ты, или, по крайней мере, должна постараться стать человеком…я не могу больше удовлетворяться тем, что говорит большинство и что говорится в книгах. Мне надо самой подумать об этих вещах и попробовать разобраться в них.

Начало истории

Действие происходит в жилище семейства Хельмеров, у них уютная и хорошо обставленная квартира. Глава — Торвальд Хельмер — успешный адвокат, ему свойственны:

  • принципиальность;
  • педантичность;
  • целеустремленность.

Совсем недавно мужчина получил повышение, он занял должность директора Акционерного банка. Его супруга Нора — молодая и красивая женщина, в ее обязанности входит домашнее хозяйство и воспитание детей. По характеру она:

  • веселая;
  • жизнерадостная;
  • беззаботная;
  • легкомысленная.

Супруга как раз вернулась домой из магазина, в ее руках елка для Рождества и праздничные подарки для многочисленных родственников и прислуги. Торвальд прекрасно относится к любимой, называет разными ласкательными прозвищами:

  • жаворонок;
  • белочка;
  • птичка.

Мужчина намекает девушке на расточительность, но все же добавляет еще немного денег на возможные расходы. В комнату входит служанка и сообщает супружеской чете о приходе Кристины Линне — это давняя подруга Норы. Несколько лет назад приятельница хозяйки похоронила мужа, после похорон с финансами стало совсем плохо. Ей приходится много трудиться, чтобы содержать больную маму и двух младших братьев.

Во время беседы Нора жалуется на собственные проблемы.

На полученные деньги она свозила мужа в Италию, климат этой страны благоприятно повлиял на мужчину и способствовал его полному выздоровлению. А теперь ей приходится на всем экономить, чтобы погасить задолженность. Она всегда находится в поисках подработки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: