Краткое содержание
В самом начале рассказа описывается то, что Васютке необходимо подготовится к новому учебному году. Он очень сожалеет, что кончилось лето. Погода не благоприятная для рыбалки. Рыбаки ремонтируют снасти, а Васютка приносит им кедровые орешки. Он постоянно ходит в лес за этим лакомством. В этот раз он решил пройти дальше в лес.
Собираясь в лес, он не хотел брать с собой хлеб и спички. Но, мама настаивала. Насобирав много орехов, парень заметил глухаря. Он стрельнул в него и попал. Васютка побежал за раненой птицей. В этой погоне мальчик заблудился. Раньше он делал зарубки и по ним находил дорого домой, а сейчас он этого не сделал. Он сильно испугался и начал бежать дальше. От этой суматохи он окончательно потерялся в тайге.
Васютка злился на себя, глухаря и на лес. Начинало темнеть. Всю ночь он думал, что к нему кто-то подойдет. Ему удалось распалить костер. На ужин он приготовил себе глухаря. Ему было страшно, он сильно хотел домой. Он даже ради своего спасения готов был бросить курить.
Наутро парень полез на дерево, что бы запланировать свой маршрут. Он вспомнил все народные приметы, которые помогают выбраться из леса. Васютка не сдавался, по пути он ел кедровые орешки. Он наткнулся на кочки, которые обычно находятся возле реки. Он думал, что пришел к Енисею. Но, это оказалось не так, мальчик пришел к неизвестному озеру.
Он сначало не сильно обрадовался. Потом он заметил, что в озере очень чистая вода и очень много рыбы. Помимо этого на берегу водилась разнообразная дичь. Он застрелил несколько уток. Начался дождь и Васютка стал сидеть под деревом.
Мальчик решил, что от озера идет ручей и впадает в Енисей. Он хотел пойти по берегу и найти себе спасение. В озере водилась речная рыба, а это обозначает то, что имеется проток. Знания и интуиция не подвели Васютку. Он вышел и наткнулся на корабль. Капитан судна не заметил мальчишку и не подобрал его. Мальчику ничего не оставалось, как ждать. Он знал, что должен плыть еще один корабль. Ожидание тянулось вечность.
Когда Васютка увидел плывущий корабль он начал всевозможными средствами привлекать к себе внимание. Мальчик кричал, размахивал руками и стрелял в воздух. Мальчик был очень грязный
Капитан увидел его и спустил к нему шлюпку. На корабле его накормили и доставили домой. Вся деревня искала Васютку и переживала за него
Мальчик был очень грязный. Капитан увидел его и спустил к нему шлюпку. На корабле его накормили и доставили домой. Вся деревня искала Васютку и переживала за него.
Мальчик рассказал всем, что набрел на чудесное озеро. Сначала ему не верили. Но, позже решили проверить. Мальчик не соврал, озеро было наполнено рыбой. В итоге в честь Васютки назвали это озеро.
Ключевые особенности
Сюжет завязывается в тот момент, когда увлекшийся охотой на дикую птицу подросток теряется в лесу. Кульминация происходит, когда таежники после долгих поисков находят Васютку и спасают его. Развязка — это возвращение парня домой и начало рыбалки на найденном озере. Для этого рассказа характерны следующие особенности:
- Подробность. Указываются всевозможные детали, чтобы читатель мог представить себя на месте главного персонажа, сочувствовать ему и переживать за него.
- Неторопливость. События развиваются неспешно.
- Последовательность. В повествовании отсутствует резкие переходы от одного события к другому. По этой причине рассказ читается легко и свободно.
- Минимальное количество персонажей.
История создания
Написано «Васюткино озеро» было в 1952 году, а опубликовано — в 1956. Но началом появления рассказа на свет стал тот год, когда пятиклассник Витя, выполняя задание учителя литературы, поведал в сочинении, посвященном ушедшему лету, о том, как потерявшись в тайге, провел наедине с природой много тревожных суток, обнаружил неизвестное старожилам озеро и, в конце концов, смог самостоятельно выбраться к реке. Яркий и правдивый пересказ переживаний мальчика привел к тому, что его работа была напечатана в школьном журнале.
Созданное по памяти детское сочинение и стало основой для писателя.
Анализ рассказа
Во вступлении, ведущемся от третьего лица, автор говорит о новом озере и о роли Васютки в этом открытии. Глубокая любовь к родине и убежденность, что каждого из нас ждут большие и малые победы, сквозит в начальных строках.
Завязка происходит, когда, увлекшись охотой за глухарем, подросток заблудился. Кульминацией выступает момент, когда таёжники спасают отчаявшегося Васютку. Развязка рассказа — это возвращение парня к матери и начало промысла в открытом озере.
Рассказчик применяет традиционную композицию с последовательным повествованием и минимальным количеством героев. Неторопливость и подробность изложения позволяет представить себя на месте центрального персонажа, читатель сочувствует Васе, переживает за него.
Для Астафьева характерно использование сравнений. Благодаря красочным описаниям природа низовья Енисея оживает. Образности действующим лицам добавляет применение в прямой речи местного диалекта.
Преодолевать трудности, всегда искать выход из непростой ситуации, использовать все возможности — вот чему учит эта история. Огромное желание жить помогло маленькому сибиряку выбраться из тайги.
Сочинению по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
- О.Н.У.
- Актуализация знаний
1) — Почему рассказ называется «Васюткино озеро»? — Что рассказывает писатель о рыбной ловле? — Как заблудился Васютка? Какие качества помогли Васютке выжить? — Как поступил мальчик, когда понял, что заблудился? Как он вел себя в лесу?
Почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба?
Какой день, по-вашему, оказался для Васютки самым трудным: день, когда он заблудился, или день, когда начался дождь?
Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем?
Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»?
2) Рассмотрим иллюстрации, данные в учебнике. Подберем к ним строки из текста
«Васютка увидел на ели кедровку». Рисунок Е. Мешкова. «Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во все горло». «Васютка у костра». Рисунок Е. Мешкова. «Греясь возле костра, Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер. Через секунду звук повторился, вначале протяжно, потом несколько раз коротко».
Как вы думаете, почему к этому рассказу можно сделать много различных иллюстраций? В рассказе много действия, которое сочетается с описаниями природы.
- Подготовка к написанию сочинения
Давайте вместе составим план к сочинению по теме «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“. Становление характера Васютки».
План
1. Васютка — главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
2. Становление характера Васютки.
1) Забота Васютки о рыбаках.
2) Поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение.
3) Знание законов тайги
Внимание к природе.
4) Забота Васютки об общем деле.
3. Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?
— Напоминаю, что каждую новую мысль, соответствующую очередному пункту плана, мы начинаем с красной строки.
- Написание сочинения
-
Д/з
читать П. Мериме «Маттео Фальконе»
Урок II.«Васюткино озеро». Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя. Поведение Васютки в лесу. Открытие нового озера. Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций
I. Проверка домашнего задания. Словарная работа
Проверяем выполнение 12-го задания.
Холодная изморось — холодный, очень мелкий дождь.
Осетр — крупная промысловая рыба, ценная своим мясом и икрой.
Стерлядь — рыба из семейства осетровых с ценным мясом.
Были — рассказы о действительных происшествиях.
Небылицы — рассказы о том, чего не было в действительности.
Хилые березки — слабые, тонкие, невысокие березки.
Затеси — зарубки, отметки на стволах деревьев, сделанные топором, чтобы не потерять дорогу в тайге.
Белая рыба — рыба из семейства осетровых.
Шлюпка — лодка с прочным широким корпусом.
Бот — небольшое парусное гребное или моторное судно.
Пацан — мальчишка (слово просторечное).
Хлопец — парень (из украинского языка.)
Варнак — разбойник.
Рыбная тара — ящики и мешки под рыбу.
— В каких ситуациях вам потребовалось обращение к толковому словарю? Какие слова и выражения вы смогли объяснить самостоятельно?
Запишем на доске словосочетания холодная изморось, хилые березки, белая рыба, рыбная тара.
— Какие части речи соединяются в этих словосочетаниях?
— Вспомните, что такое эпитет. Какие прилагательные являются в этих словосочетаниях эпитетами, а какие нет? Объясните почему.
Эпитеты — художественные определения: холодная изморось, хилые березки. Белая рыба — определение указывает на сорт рыбы. Рыбная тара — определение говорит о предназначении тары (т. е. ящиков).
Сочинение по произведению Астафьева Васюткино озеро
Произведение «Васюткино озеро» описывает детство автора. Свое детство писатель провел в Красноярском крае. Рассказ был написан в 1952 году. Рассказчик повествует о буднях рыбаков, живших в Сибири. Главный герой 13-летний мальчик Васютка был сыном бригадира. Мальчик занимается сбором кедровых орехов и всегда помогает отцу. Однажды мальчик решил собрать богатый урожай и отправился в лес с ружьем. Бродя по лесу, Васютка понял, что заблудился. Васютка понял, что он может рассчитывать только на себя. Мальчик не терял рассудительности. Герой родился в суровой Сибири и всегда прислушивался к наставлениям старших. Старики объясняли мальчику, как вести себя в чрезвычайных ситуациях.
Васютка применил советы охотников и смог выжить в лесу, поборов свой страх. Мальчик смог найти затерянный водоем и выйти к берегу Енисея. Мальчишка шел в пути 5 дней. Герой прошел 60 км пешком. После прибытия Васютка рассказал рыбакам о затерянном озере и о находках. Затерянный водоем был изображен на карте и получил имя мальчика.
Главный герой Василий Шадрин был веселым и озорным мальчиком, который любил повеселиться. Характер мальчика сформировался благодаря воспитанию отца и деревенских стариков. Кроме того на мальчика повлияли традиции и обычаи Сибири. Личность Васютки раскрывается постепенно. Потерявшись в лесу, герой не потерял рассудительности, смекалку и мужество
Парнишка отважно преодолел все последствия и не потерял чувство юмора. Потерянное озеро было настоящей находкой для героя и его отца, также для всех рыбаков сибирского края. Рыбаки деревни в тот момент испытывали нехватку ловли
Близкие и родные были в ужасе и не знали о Васютке ничего. Они обрадовались, когда мальчика привезли в деревню
Рыбаки деревни в тот момент испытывали нехватку ловли. Близкие и родные были в ужасе и не знали о Васютке ничего. Они обрадовались, когда мальчика привезли в деревню.
В своем рассказе автор показал роль мальчика в открытии озера и влияние на жизнь деревенских жителей. В начальных строках мальчик проявляет убежденность и любовь к своим родным краям. Кульминационным моментом является спасение Васютки. Автор использует традиционный способ повествования. В рассказ автор включил всего несколько героев. Подробное изложение действий дает возможность читателю представить себя на месте Васютки. История в произведении учит искать пути из любой ситуации.
Тайга любит сильных
Оставшись один в незнакомой тайге, мальчик мгновенно сориентировался, что ему нужно сделать. Он постелил ветки на землю, сделав себе постель. Затем приготовил ужин. Он воспользовался знаниями, полученными от отца и деда: вырыл яму в земле, положил туда глухаря, обложил мхом и развел костер. Таким образом птица испеклась, а мальчик смог хорошенько поужинать.
Всю ночь мальчику было жутко. Все-таки непростое дело — остаться одному в темном лесу. Во мраке он видел разных чудищ (хотя это были всего лишь деревья), разные звуки пугали его. Когда же наступило утро, мальчишка, немного отдохнув, отправился в путь — искать выход из леса. Как же ему пригодились советы старших! Даже по ясным звездам он смог определить, что будет холодно. Умение обращаться с ружьем не оставило его голодным: на следующий день он смог подстрелить себе пару уток, чтобы утолить голод.
К вечеру следующего дня мальчик набрел на незнакомое озеро, которое изначально показалось ему в темноте болотом. Каково же было его удивление, когда он увидел в нем редкие виды белых рыб! Впоследствии его назовут Васюткино озеро. Краткое содержание рассказа почти подошло к концу. Что же дальше произошло с Васюткой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Деловая игра состоит из отдельных этапов, туров, участвуя в которых, игроки должны продемонстрировать знание биографических сведений писателя и содержания произведения.Класс предварительно…
Презентация к уроку литературы в 5 классе по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Конспект урока литературы в 5 классе по учебнику под редакцией Курдюмовой, тема урока «Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»».Форма работы на уроке- индивидуально-групповая с ис…
Непосредственно знакомясь с кратким рассказом Астафьева «Васюткино озеро». Данное произведение – это рассказ о приключениях тринадцатилетнего мальчика, который однажды заблудился в тайге.
Астафьев «Васюткино озеро» краткое содержание
Васютка – тринадцатилетний мальчик, который родился в таежном крае в семье рыбака. Отец часто его брал с собой, поэтому мальчик хорошо был знаком с промыслом отца. Очень часто, чтобы угостить рыбаков, мальчик ходил в тайгу за кедровыми орешками. Щелкая орешки, рыбаки делились интересными историями, которые мальчик слушал внимательно, запоминая каждое слово. Всегда, отправляясь в лес, мальчик от матери слушал напутствующие слова, повторяя таежные законы, ведь всегда может случиться непредвиденное, что и произошло с Васюткой, который отправился за орешками.
Краткое содержание рассказа «Васюткино озеро» продолжается тем, что мальчик, как всегда, взял спички, соль, ружье и хлеб. Пошел он вглубь, но, когда орешки были собраны и мальчик собрался возвращаться, он заметил глухаря, за которым и погнался, а когда птица была в руках, Васютка понял, что заблудился. Целых пять дней мальчик пытался выбраться и вернуться домой. Сначала им преобладал страх, поэтому он бежал стремглав, но потом, успокоился. Применив все свои знания и умения, навыки, руководствуясь рассказами рыбаков, ребенок сумел выйти сначала к озеру, где водилась рыба, а затем и к реке Енисей, где проплывал катер-бот. Там его и взяли на борт знакомые рыбаки, а попав домой, мальчик через пару дней привел всех рыбаков во главе с отцом к тому озеру, где рыбаки и продолжили рыбачить. А на карте же появилось небольшое пятнышко с названием «Васюткино озеро».
Астафьев «Васюткино озеро» герои
В произведении Астафьева «Васюткино озеро» главным героем является мальчик Васютка, которому исполнилось тринадцать лет, но уже в этом возрасте он проявил всю свою смекалку, доказал, что тайга ему по плечу. Второстепенными героями в рассказе являются отец и мать Васютки, дед и рыбаки.
Рассказ Астафьева «Васюткино озеро»
Работая над сочинением по рассказу Астафьева «Васюткино озеро», хочется отметить мужество главного героя, его смекалку, находчивость. Благодаря знаниям местных примет, знание леса, благодаря полученным навыкам и умению разжечь огонь, умению раздобыть и приготовить самостоятельно еду, мальчик не только выжил, но и сумел вернуться домой. Его собранность, запасливость, терпеливость помогли победить тайгу. По рассказу Астафьева «Васюткино озеро» мы видим, родителям удалось вырастить настоящего мужественного сибиряка.
План рассказа
Чтобы было проще пересказывать рассказ, предлагаем ознакомиться с произведением Астафьева «Васюткино озеро» и планом рассказа
1. Невезение в рыбном деле
2. Васютка и кедровые орешки
3. Васютка охотится за глухарем
4. Мальчик заблудился. Васютка борется со своим страхом
5. Пять дней в тайге.
6. Озеро, что привело мальчика к спасительной лодке
7. Спасение мальчика
8. Васюткино озеро
Подробный план для 5 класса
1. Введение
- Васютке нужно подготовиться к учебному году.
- Он сожалеет о конце лета и плохой погоде для рыбалки.
2. В лесу с орехами
- Васютка собирает кедровые орешки для рыбаков.
- Решает пройти дальше в лес.
- Стреляет в глухаря, заблудился в лесу.
3. Ночь в тайге
- Злится на себя, лес, глухаря.
- Разжигает костер, готовит ужин из глухаря.
- Хочет домой, готов бросить курить.
4. Поиск дороги
- Планирует маршрут на дереве.
- Использует народные приметы для выбирания из леса.
- Находит озеро с рыбой и дичью.
5. Спасение
- Отправляется по ручью в поисках выхода.
- Натыкается на корабль, ожидает спасения.
- Попадает на корабль, возвращается домой.
6. Завершение
- Деревня искала Васютку, радуется его возвращению.
- Васютка рассказывает о чудесном озере, которое назвали в его честь.
Главный герой
Василий Шадрин — обычный деревенский школьник, озорник и хвастунишка. Он любит приключения, считает себя вполне взрослым и самостоятельным человеком. Его характер сложился под воздействием отца, немногословных жителей таежной деревни. Обычаи и традиции сибирского края также наложили свой отпечаток. Автор не дает подробной характеристики главного героя, его личность раскрывается в процессе повествования.
Попав в безвыходное, пугающее положение, зная, чем может обернуться потеря дороги в лесу, ясно представляя последствия, Васютка проявил мужество и выдержку, практическую сметку и рассудительность, не утратив при этом чувства юмора
Не поддавшись страху, отважно преодолевая препятствия, парнишка думает не только о себе, но и об общих интересах
Короткий пересказ «Васюткиного озера»
Рыбакам из бригады Григория Афанасьевича Шадрина, Васюткиного отца, не везло. Вода в реке поднялась, и рыба ушла на глубину. Вскоре с юга подул тёплый ветер, но уловы оставались небольшими. Рыбаки отошли далеко в низовья Енисея и остановились в избушке, построенной когда-то учёной экспедицией. Там и остались ждать осеннюю путину.
Рыбаки отдыхали, чинили сети и снасть, ловили рыбу перемётами, а Васютка каждый день ходил за кедровыми орехами — очень уж любили рыбаки это лакомство. Иногда мальчик заглядывал в новые учебники, привезённые из города, готовился к школе. Вскоре шишек на ближайших кедрах не осталось, и Васютка решил отправиться в дальний поход за орешками. По старинному обычаю мать заставила мальчика взять с собой краюшку хлеба и спички, а без ружья Васютка никогда в тайгу не ходил.
Некоторое время Васютка шёл по зарубкам на деревьях, не дававшим ему заблудиться. Набрав полную торбу шишек, он уже хотел возвращаться, и вдруг увидел огромного глухаря. Подобравшись поближе, мальчик выстрелил и ранил птицу. Догнав раненного глухаря и свернув ему шею, Васютка огляделся, но зарубок не нашёл. Он попытался найти знакомые приметы, но вскоре заблудился окончательно. Мальчик вспомнил страшные рассказы о заблудившихся в тайге Заполярья, его охватила паника, и он бросился бежать, куда глаза глядят.
Остановился Васютка, только когда наступила ночь. Он разжёг костёр, и зажарил глухаря. Хлеб мальчик решил приберечь на самый крайний случай. Ночь прошла тревожно — Васютке всё время казалось, что к нему кто-то подкрадывается. Проснувшись, мальчик влез на самое высокое дерево, чтобы выяснить, в какой стороне находится Енисей, но жёлтой полосы лиственника, которая обычно окружала реку, не обнаружил. Тогда он набрал полные карманы кедровых орехов и тронулся в путь.
К вечеру Васютка начал замечать под ногами трявяные кочки, какие встречаются возле водоёмов. Однако вышел он не к Енисею, а к большому озеру, полному рыбы и непуганой дичи. Там он подстрелил несколько уток и устроился на ночлег. Васютке было очень грустно и страшно. Он вспомнил свою школу, и пожалел, что хулиганил, не слушал на уроках, курил и давал табак первоклашкам из ненецких и эвенкских семей.
Они курили с самого детства, но учительница запрещала, и теперь Васютка был готов совсем бросить курить, только бы снова увидеть родную школу. Утром мальчик пригляделся к рыбе, косяки которой стояли у берега, и понял, что она не озёрных, а речных видов. Это значило, что из озера должна вытекать речка, которая и приведёт его к Енисею.
В середине дня пошёл холодный осенний дождь. Васютка залез под развесистую пихту, съел драгоценную краюху хлеба, свернулся в клубок и задремал, а когда проснулся, уже смеркалось. Дождь ещё шёл. Мальчик развёл костёр, и тут услыхал далёкий гудок парохода — Енисей был где-то рядом. К реке он выбрался на следующий день. Пока он раздумывал, куда идти, вверх или вниз по течению, мимо него проплыл двухпалубный пассажирский теплоход. Напрасно Васютка махал руками и кричал — капитан принял его за местного жителя и не остановился.
На ночь Васютка устроился здесь же. Под утро он услышал звук, который могла издавать только выхлопная труба рыбосборочного катера-бота. Мальчик бросил в костёр все припасённые дрова, начал кричать, стрелять из ружья, и его заметили. Капитаном бота оказался знакомым дядькой Колядой. Он и доставил Васютку к родным, которые уже пятый день искали его в тайге.
Через два дня мальчик отвёл всю рыболовную бригаду во главе с отцом к заповедному озеру, которое рыбаки стали называть Васюткиным. Рыбы в нём оказалось столько, что бригада переключилась на озёрный лов. Вскоре на районной карте появилось голубое пятнышко с надписью «Васюткино оз.». На краевую карту оно перекочевало уже без надписи, а на карте страны его мог найти только сам Васютка.
4 вариант
1) Вступление:
- Описание того, что Васютке нужно готовиться к новому учебному году.
- Огорчение Васютки из-за окончания лета и плохой погоды для рыбалки.
- Рыбаки работают над ремонтом снастей, Васютка подносит им кедровые орешки.
2) Путешествие Васютки в лес:
- Васютка идет в лес собирать орехи, решает пройти дальше.
- Начало пути без хлеба и спичек, несмотря на настойчивость мамы.
3) События в лесу:
- Встреча с глухарем, выстрел и погоня за птицей.
- Заблуждение, страх потеряться, отсутствие зарубок.
- Ночь в лесу, разжигание костра, ужин из глухаря.
4) Возвращение к действительности:
- Попытка спланировать маршрут на дереве, использование народных примет.
- Находка знаков возле озера, ошибочное принятие его за Енисей.
5) Открытие озера:
- Удивление чистотой воды, многочисленностью рыбы и дичи.
- Успешная охота на уток, сидение под деревом во время дождя.
6) Нахождение спасения:
- Решение идти вдоль берега и поиск преследуемого спасения.
- Обнаружение ручья, который впадает в Енисей.
7) Спасение и возвращение домой:
Нахождение корабля, попытки привлечь внимание капитана.
Прибытие шлюпки, еда и возвращение домой.
Радостное развитие событий:
- Рассказ Васютки о чудесном озере, сначала недоверие, потом проверка и подтверждение.
- Озеро названо в честь Васютки, деревня радуется его возвращению.
История создания
Когда Виктор Астафьев передает ему свой рассказ, где были описаны испытания, выпавшие на его долю, педагог испытывает приятное удивление. Сочинение попадает в школьный журнал. Астафьев вырастает и становится писателем. Он решает переписать школьный рассказ, который впоследствии называет «Васюткино озеро». Это первое и наиболее яркое достижение писателя родом из Сибири.
С первых строк автору удается погрузить читателя в удивительный мир сибирской природы. Чувствуется, что он испытывает к ней глубокую любовь. Автор рассказа «Васюткино озеро» В. П. Астафьев ратует за уважение к родным просторам
Он акцентирует внимание на характере героя, его стремлении преодолеть трудности даже в безвыходной ситуации. Рассказ учит никогда не сдаваться. Это его основная мысль
Произведение неизменно включают в различные читательские дневники. Примечательно, что Васюткино озеро существует на самом деле и находится на территории России, в Красноярском крае
Это его основная мысль. Произведение неизменно включают в различные читательские дневники. Примечательно, что Васюткино озеро существует на самом деле и находится на территории России, в Красноярском крае.
Заключение
План рассказа «Васюткино озеро» включает в себя следующие основные пункты:
- Рыбаки ждут улов.
- Васютка пошел в лес за орешками.
- Заблудился!
- Ночь в темной тайге.
- Найденное Васюткой странное озеро.
- Вот он — Енисей!
- Спасение мальчика.
- Озеро теперь на карте.
В целом рассказ оказался очень интересным. В нем очень доступно и лаконично изложены все таежные законы, особенности той природы. Поучительная история о мальчике, самостоятельно выбравшемся из лесу, станет настоящим уроком для учащихся, читающих это произведение в рамках школьной программы.
Сочинение
Жанр произведения — рассказ. Рассказ о путешествии, которое невольно совершил тринадцатилетний мальчик, заблудившийся на пять дней в тайге.
Главный герой — мальчик Васютка, помогавший родителям на промысле в тайге. Второстепенные персонажи — мама, дед, отец, рыбаки.
Мальчик помогает родителям в тайге, чем может. Его обязанность, которую он сам себе придумал, — снабжать рыбаков кедровыми орешками, которые те не прочь пощелкать в свободное время. Однажды, как обычно, он отправляется в тайгу набрать орехов, и вдруг у него появилась возможность застрелить глухаря. Это завязка рассказа.
После своих длительных скитаний и приключений Васютка вышел на берег Енисея и услышал звук мотора катера-бота. К тому времени он потерял надежду на то, что его быстро найдут. Это кульминация рассказа.Развязка наступает, когда Васютка оказывается дома, а потом и сам ведет рыбаков на случайно открытое им озеро. В центре рассказа — поведение человека в экстремальной ситуации. Васютка достойно преодолел все выпавшие на его долю трудности, несмотря на то, что ему всего тринадцать лет.
Большой интерес в рассказе представляют собой описания тайги и ее жителей. Много познавательного можно почерпнуть из рассказа об обычаях и привычках таежников. Мы как будто сами путешествуем с мальчиком по тайге — так умело писатель рассказывает нам о Васюткиных приключениях.
Спокойный рассказ, неторопливая речь, диалектные слова — отважные и трудолюбивые люди-сибиряки вводят нас в свой мир.
Неудачи на рыбном промысле. Охота на глухаря. Васютка заблудился. Жизнь в лесу. Озеро. Удачное спасение.