Т. Толстая, «Кысь»: краткое содержание
Бенедикт проснулся утром, надел валенки и отправился на работу. С детства он мечтал стать Истопником, чтобы все его уважали, да и работа непыльная. Но матушка настаивала на изучении грамоты – три поколения в роду интеллигенции было с «оневерсетецким абразаванием». Пока мать была жива, Бенедикт часто спрашивал, отчего случился Взрыв, на что получал ответ, что люди с «аружыем» доигрались.
Больше всего голубчики боятся Кыси, которая живет в лесу и человеку может «на шею-то сзади: хоп! и хребтину зубами: хрусь! — а когтем главную-то жилочку нащупает и перервёт, и весь разум из человека и выйдет». После этого голубчик ничего сам делать не может, тело живет, а разума уже в нем нет. Но Никита Иваныч утверждает, что нет Кыси, выдумки все.
Революция
Действие подходит к кульминации в романе «Кысь». Читать краткое содержание описания того, как Бенедикт впервые оказывается в рядах Санитаров, очень увлекательно. Теперь наш герой среди тех самых людей, которых все боятся, и он едет изымать книги. В желании завладеть очередной редкостью он случайно убивает голубчика. Тесть успокаивает Беню, постепенно тот вновь начинает ездить искать книги. Приходит и к Никите Иванычу, но тот ничего ему не дает.
Тесть начинает подвивать зятя на революцию – у Федора Кузьмича книг много, а он ни с кем не делится. В итоге они убивают Наибольшего Мурзу. Тесть становится Генеральным Санитаром, а город теперь будет называться в его честь.
Подходит к концу роман, который написала Толстая («Кысь»). Краткое содержание по главам оканчивается тем, что Главный Санитар принимает решение казнить Главного Истопника за ненадобностью. Тесть Бени выпускает из глаз луч, что дает искру, от которой загорается привязанный к Пушкину Никита Иваныч.
Но Истопник сам извергает пламя и поджигает весь город. Бене удается спастись от огня в яме. Когда пламя спало, он вылезает и видит живых Никиту Иваныча и его товарища, тоже из Прежних. Спрашивает, почему они не сгорели, на что Истопник отвечает: «Неохота». И Прежние, держась за руки, поднимаются в небо.
Сюжет произведения
Действие произведения происходит в небольшом городе Федор-Кузьмичск. Жители городка оказались в совершенно необычных обстоятельствах. Они будто отброшены на несколько столетий назад: в домах нет электричества, общество деградирует, в лесах полно мифических существ. Все дело в том, что эти события разворачиваются спустя несколько веков после ядерной катастрофы, называемой Взрывом. Взрыв полностью изменил жизнь, превратил ее в убогое существование. А его Последствия каждый испытывает на себе.
Управление городом взял на себя всеми уважаемый Наибольший Мурза. Он установил порядки и сумел организовать некоторые удобства. На улицах города иногда можно встретить Санитаров – они рыщут в поисках ужасной Болезни, радиации, от которой страдают и люди, и животные. Городские жители больше похожи на мутантов – у одних появились щупальца или жабры, у других тело покрыто петушиными гребешками. Куры могут летать, у кошек вырос длинный нос, похожий на хобот, зайцы живут на деревьях. Люди в качестве полезного ископаемого используют ржавь. Ею растапливают печи, ее курят и пьют. Также в городе сеть Прежние – бессмертные люди. Они были рождены еще до Взрыва и практически не имеют мутаций. Один из Прежних, Никита Иванович, может дышать огнем, за что получил прозвище Истопника.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Никто из жителей не был за пределами своего городка, поэтому им приходится довольствоваться рассказами чужаков, случайно оказавшихся в Федор-Кузьмичске. А сами жители бояться дремучего леса, которым со всех сторон окружен город. В этом лесу живет ужасная Кысь.
Критики об особенностях поэтики и стиля произведения
Первое, что привлекает внимание при чтении романа – его сказочность. Здесь писательница при помощи фольклорных мотивов создала свой нереальный мир
Жители ее вымышленного городка окружены сказками и легендами. Они верят в существование русалок, леших, водяных. Стиль написания и синтаксис произведения тоже приближены к народной сказке. Автор использует простые предложения и инверсию.
Писательница большое внимание уделяет мифологии. Для того, чтобы найти объяснение устройству незнакомого мира, голубчики (так называют себя жители города) обращаются к легендам
Одним из наиболее ярких примеров использования в произведении мифа является миф о Прометее. Однако Толстая этот миф переосмысливает по-своему. В роли Прометея здесь выступает Федор Кузьмич, Наибольший Мурза, который не только принес огонь, но и научил людей шить книги, изобрел колесо и сани. С развитием действия выясняется, что его заслуги на самом деле не так уж и значительны, но герои верят в сказку, находясь в атмосфере чуда.
Еще одной особенностью романа является его интертекстуальность. На протяжении всего произведения встречаются отрывки из произведений Блока, Пушкина, Лермонтова, Цветаевой, которыми зачитывается главный герой романа Бенедикт. Также в произведении присутствуют арии из оперы «Кармен», песни Гребенщикова, которые исполняют слепцы. Это все напрямую связано с проблематикой произведения.
Замечание 2
Главная проблема романа «Кысь» состоит в поисках утраченной внутренней гармонии и духовности.
Писательница демонстрирует читателю мир, где царит полная неразбериха и хаос. Духовные ценности в таком мире не имеют абсолютно никакого значения, а культура гибнет. Люди здесь не понимают самых элементарных вещей. Книги становятся единственным источником знаний, но они находится под строжайшим запретом. А те, кто посмеет хранить старопечатные книги у себя, будут жестоко наказаны. Поэтому жителям городка ничего не остается делать, как беззаветно доверять Наибольшему Мурзе, который все заслуги самовольно приписал себе.
В тексте романа встречаются слова из самых разных пластов языка – от просторечий до высокого стиля. В произведении также присутствуют авторские неологизмы, отражающие негативные процессы, которые происходят в обществе и культуре. Изменения в языке имеют прямую связь с основной проблемой романа – духовным забвением.
История создания романа
Свой литературный путь Татьяна Толстая начала в качестве автора рассказов, но в 2000 она опубликовала роман «Кысь», который сразу же вызвал волну критики и множество споров. Роман отличается:
- Новым стилем написания, отличающимся от ранних произведений автора
- Необычным названием
- Оригинальным сюжетом.
Роман у одних читателей вызвал восторг, у других – критику, но никто не остался равнодушным к произведению.
Произведение создавалось на протяжении 14 лет. Как признавалась сама Т. Толстая, сюжет романа крутился у нее в голове длительное время. Начиная с 1986 года, она делала наброски, продумывала сюжет и разрабатывала систему образов. В итоге все эти старания привели к потрясающему успеху произведения
Критики обратили внимание на роман, отметив его актуальность и новизну. «Кысь» был удостоен премии «Триумф», по произведению сняли литературный сериал и ставили спектакли
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Свадьба
Больше не приходит к Бенедикту страшная Кысь. Краткое содержание по главам вообще не изобилует появлением этого мифического существа. Жизнь героя, напротив, входит в спокойное русло. Он потихоньку работает над памятником, собирается жениться. Но тут покой нарушается. Оказывается, хвостик, что всегда был у Бенедикта, — Последствие, и его надо отрубить.
Беня идет знакомиться с родителями Оленьки. Оказывается, что ее отец – Главный Санитар. Бенедикту боязно, да и тесть говорит, что он не из «наших». Но Оленька за него заступается.
После того как свадьба состоялась, Бенедикт переезжает в терем родителей жены. Бросил ходить на работу, увлекся чтением. Оказалось, что у тестя огромная библиотека со старопечатными книгами. Но вот книги заканчиваются – Бенедикт в ужасе понимает, что прочитал все. Его охватывает тоска.
«Кысь»: анализ романа Толстой Т.Н.
Роман «Кысь» (1986—2000) — постмодернистская антиутопия, соединяющая в себе отличительные особенности этого жанра с русским фольклором, сказкой, научной фантастикой (Взрыв отбрасывает страну в средневековье).
Действие в романе происходит почти через двести лет после Взрыва, повернувшего историю вспять, к средневековью, в городе на семи холмах — бывшей Москве, смена названий которого отражает череду исторических переворотов (Сергей-Сергеичск, Федор-Кузьмичск, Кудеяр-Кудеярычск).
Основная проблема романа — поиск утраченной духовности, внутренней гармонии — реализуется через символический образ Книги. Утраченная духовная культура, погубленная катастрофой, воплощена в книгах. Однако культура эта — мертва, ибо ее жизнь не в отвлеченных черных знаках на белом фоне — буквах, а в людских Словах, сознаниях.
В образе главного героя — Бенедикта — совмещается несовместимое, что частично обусловливается его биологическим происхождением: мать — интеллигентка в 4-м поколении, которая осталась в живых после Взрыва, а отец — родившийся в уже другом времени, другой культуре «голубчик».
Именно поэтому, с одной стороны, Бенедикт подсознательно, стихийно ищет гармонию, нечто новое в образах чужой культуры, переписывая без разбора книги (сказку о колобке, стихи М. Цветаевой, философский трактат Шопенгауэра, руководство по плетению корзин и т. п.), испытывает просветление от соприкосновения с книгой, со Словом. Постепенно книга, так и не ставшая духовной субстанцией для героя (без проникновения в ее содержание), делается целью жизни для Бенедикта. С другой стороны, он — сын своего отца, один из многих «голубчиков». Душа этого героя еще не развилась до постижения законов милосердия и знания. Именно поэтому он и превращается в жестокого и яростного Санитара, поскольку Слово, Культура, оторванные от жизни, от своей истории, читателя, затронули только низменную сторону души Бенедикта — жажду любой ценой заполучить запретный плод (он соглашается на казнь Никиты Ивановича, своего друга и наставника, а также на сожжение памятника Пушкину).
Символизм Т. Толстой отразился и в названии глав романа — это буквы старославянского алфавита (значит, и мир, изображенный писательницей, пока еще осваивает культуру на уровне алфавита), и в образе Кысь, которая нигде и везде, в самом человеке, невидимая, но слышимая внутренним слухом, — образ Ужаса, парализующего волю, грань, за которой человек утрачивает в себе человека.
Жанровое своеобразие
Сюжет романа далеко не новый. Подобные произведения о жизни после катастрофы писали многие, в том числе:
- Ф. Замятин
- О. Хаксли
- Рей Бредбери и т.д.
Замечание 1
«Кысь» многие критики относят к жанру постапокалиптической антиутопии ввиду того, что произведение содержит предупреждение об опасности гибели человечества.
В романе четко прослеживание экологическое предупреждение. С самого начала произведения становится понятно, что цивилизация погибла в результате ядерного взрыва. Время создания романа совпадает с Чернобыльской катастрофой. А учитывая количество ядерного оружия, которым обладают разные страны, становится очевидно, о чем предупреждает писатель.
Кроме этого, в романе содержится еще одно предупреждение – не столь явное, но очень актуальное. Это предупреждение о гибели языка и культуры. Т. Толстая описывает жителей городка, используя сатиру и иронию. Все горожане – ничтожные люди, у которых нет здравого ума, отсутствуют моральные ценности и нормы.
В произведении присутствует обращение к фольклору и мотивы сказки, что не характерно для жанра утопии. В этом заключается особенность романа «Кысь».
Психологический портрет героев
Произведение Татьяны Толстой «Кысь» является интересной историей о людях, их судьбах, их характерах и их взаимоотношениях. Герои произведения выставлены очень ярко и живо, каждый из них имеет свой уникальный характер и свойственный ему набор внутренних качеств.
Так, например, главный герой произведения — Алексей Суров — является непоколебимо решительным, уверенным в себе и своих возможностях. Герой стремится к достижению цели с помощью собственного упорства и неотступности, при этом не признает постороннюю помощь и рассчитывает лишь на свои силы.
Другой персонаж произведения — Кысь — предстает перед читателем как образ человека, находящегося в постоянном внутреннем конфликте. Несмотря на свой добрый и мягкий характер, Кысь чувствует в себе неудержимую тягу к власти и влиянию на окружающих. Этот конфликт во многом определяет поведение и поступки героини на протяжении всего произведения.
Третий главный герой произведения — Антон Васильевич Меркулов — является слабой и зависимой личностью, подчиняющейся мнению и воле более сильных и прячущейся за маской вежливости и благородства. Герой испытывает сильную любовь к Кысь, но не может справиться со своей страхом и нерешительностью, не оказать ей помощь в трудную минуту.
Таким образом, каждый герой произведения Татьяны Толстой «Кысь» имеет свой неповторимый характер и своеобразный психологический портрет, что делает произведение ярким и запоминающимся.
О романе
Произведение писалось в течение четырнадцати лет, с 1986-го до 2000-й. По словам самой писательницы, четыре года из этих лет она не писала совсем.
Изучив краткое содержание «Кысь», читатель сможет убедиться в том, что это роман-антиутопия, описывающий постапокалиптическое будущее России. Произведение пропитано сарказмом и иронией. Часто мир романа воспринимается как метафора, описывающая постсоветский хаос 90-х. Однако же изначальный авторский замысел заключался в сатире на советский строй, который основывался на архаизации сознания людей и взаимоотношений, культе вождя, монополизме государства.
Философская основа произведения
В произведении «Кысь» от Татьяны Толстой, философия является важным аспектом текста. Через описание природы и поведения диких животных автор передает свою философскую позицию.
Основная идея книги — это проявление зависимости дикой природы от человека, и наоборот. Кысь, один из главных персонажей книги, является символом дикой природы и свободы. Его судьба неразрывно связана с действиями человека. Он сталкивается с человеческой жестокостью и расправой, но также находит благодарных людей, которые помогают ему выжить.
Кроме того, автор призывает читателя задуматься о природе дикой силы и их влиянии на жизнь человека. Она утверждает, что каждый живой организм имеет равную ценность и нуждается в защите, независимо от его вида. Нельзя забывать, что природа — это не источник бесконечного богатства, а общий дом для всех живых существ.
«Кысь» обладает философской глубиной и заставляет задуматься о чувствах и интересах всех живых существ в мире. |
Мотив буквы и его роль
Н. Елисеев отмечает, что «названия глав — а названы они буквами русской дореволюционной азбуки, последовательно от аза до ижицы — самым лапидарным образом обозначают претензию на энциклопедическую всеохватность». Думается, что Толстая все же не претендовала на «энциклопедическую всеохватность ».
Я считаю, что это отличная авторская задумка, построить роман, как жизненный алфавит. Ну, к примеру, первая буква алфавита АЗ, а она же есть и название первой главы романа, описывает «базовые данные» данные романа: где герои живут, в каких условиях, как живут, что едят, чем развлекаются. « Вот буква «он», окошко круглое, словно бы смотришь через него с чердака на гулкий весенний лес, – далеко видать, ручьи видишь и поляны, а повезет если, глаз если настроишь, то и Птицу Белую, малую, далекую, как белая соринка. Вот «покой», – так это ж дверь, проем дверной! А что там за ним? – незнамо, может, жизнь новая, неслыханная! Какой еще не бывало!
А вот «хер», али «живете» – те, наоборот, загораживают путь, не пускают, крест-накрест проход заколачивают: сюды не пущу. Неча!
«Ци» и «ща» – с хвостами, как Бенедикт до свадьбы.
«Червь» – как стуло перевернутое.
«Глаголь» – вроде крюка».
В общем, в каждой главе описывается хоть что-то, связанное с ее названием.
Итак, главы романа Т. Толстой носят имена русских букв (от «аза» до «ижицы»), самый симпатичный персонаж по ходу дела сокрушается по поводу исчезновения «фиты»(« Нет «фиты», – отказался Бенедикт: мысленно он перебрал всю азбуку, напугавшись, что, может, упустил что, – ан нет, не упустил, азбуку он знал твердо, наизусть, и на память никогда не жаловался. – Нет никакой «фиты», а за «фертом» идет сразу «хер», и на том стоим. Нету»), а незадолго до развязки отвечает на вопрос главного героя («Книгу-то эту, что вы говорили! Где спрятана? Чего уж теперь, признавайтесь! Где сказано, как жить!»): «Азбуку учи! Азбуку! Сто раз повторял! Без азбуки не прочтешь!»
Не ту, оказывается, учил Бенедикт азбуку: «Читать ты по сути дела не умеешь, книга тебе не впрок, пустой шелест, набор букв. Жизненную, жизненную азбуку не освоил!. Есть и «ферт», а есть и «фита», «ять», «ижица», есть понятия тебе недоступные: чуткость, сострадание, великодушиеЧестность, справедливость, душевная зоркость Взаимопомощь, уважение к другому человеку Самопожертвование».
И каждая глава не только описывает, но и учит, не столько читателей, а сколько героев, а в частности и Бенедикта, жизни и жизненным поступкам (крайне занимательно), и дает возможность читателю романа – Главной Жизненной Азбуки – проследить мутацию, изменения в Бенедикте, в его голове. В начале романа Бенедикт был жизнерадостным, крепким, образованным юношей: «Выучил Бенедикт азбуку, али, по-научному, алфавит, накрепко, – а это просто: А, Б, В, Г, Д, Е, можно и E , Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я, – а еще, конечно, наука всякой букве научное название дает: «люди», а то «живете», а то «червь»». В конце же он стал абсолютно другим, каким-то больным нечеловеком, морально извращенным и тяжелым.