Краткое содержание рассказа Джека Лондона «Любовь к жизни»
Пересказать события рассказа можно в двух словах, но чувства, которые испытываешь при его чтении, передать невозможно. Поэтому лучше всего читать книгу целиком, в режиме онлайн или взяв в библиотеке, а не довольствоваться кратким описанием.
В самом начале рассказа главный герой подворачивает ногу и зовет на помощь своего товарища Билла, но тот не слышит его и продолжает свой путь.
Когда Билл скрывается из вида, герой остается совсем один на чужой для него земле. У него совсем не осталось еды, только спички, вода и одеяло, которое в скором времени будет израсходовано на повязки для больной ноги.
По пути уже начавший сходить с ума от голода путник натыкается на гнездо с только что вылупившимися птенцами куропатки. Голод настолько силен, что он съедает птенцов живьем, а затем, пытаясь поймать куропатку, сбивается с пути.
После он обнаруживает, что за ним следит больной волк.
Он ходит за ним по пятам и ждет пока человек совсем обессилит, но жажда жизни оказывается сильнее, и человек находит в себе силы перехитрить волка. Прикидываясь совсем обессилевшим, он дожидается, пока волк вонзит в него свои зубы, и убивает его.
В конце рассказа героя книги обнаруживает команда путешественников и забирает с собой на корабль.
Краткое содержание рассказа
Ефим, по прозвищу Юшка, физически слабый, невзрачный мужчина, на вид, кажущийся стариком, работает в кузнице в качестве подмастерья. Он выполняет подсобную работу: подносит кузнецу воду и песок, разжигает горн.
Живет в хозяйском доме, ему выделили место на кухне. Питается Юшка скромно, щами и кашей, пьет только воду, в чае и сахаре себе отказывает. Жалование получает маленькое, семь рублей шестьдесят копеек в месяц, на одежду почти не тратится, полученные деньги откладывает.
Работает Юшка с утра для вечера. Для местных жителей он стал «индикатором рабочего времени». Когда он отправляется на работу — значит, и другим пора вставать и приниматься за труд, а коль Юшка домой возвращается — пришло время отхода ко сну.
Среди горожан он прослыл странным, ненужным человеком. Люди потешались, насмехались над ним, унижали и били. Дети, видя идущего по улице Юшку, дразнили его, бросилась разными предметами, землей в глаза. Но он не серчал на них.
Юшка радовался и думал, что дети так проявляют свою любовь. Когда ему делали совсем больно, говорил ребятне:
Но дети его не понимали, такое безропотное поведение ещё больше их раззадоривало.
Взрослые, встречая Юшку на улице, могли обидеть его за то, что он не такой как все. В ответ Юшка молчал, и его часто били.
Помогала Юшке только дочь кузница Даша, но и она не особо жаловала работника. Однажды в разговоре девушка сказала ему, что лучше бы он помер, чем так жить. На что герой ей ответил, что мать и отец родили его на свет, чтобы жить, на то была их воля и не к чему ему умирать, к тому же он помогает её отцу. Он сказал девушке, что народ его любит, на что та рассмеялась, ведь Юшку били, у него была кровь на щеке, на прошлой неделе ему разорвали ухо.
В разговоре Юшка признается девушке, что ещё не стар, а выглядит так плохо из-за болезни. У него чахотка.
Каждое лето на месяц Юшка покидал своего хозяина. Надевал котомку на плечи и уходил из города. Местные думали, что он направлялся в глухую дальнюю деревню, где у него живет то ли дочь, то ли племянница, то ли какие-то другие родственники. Где именно и с кем проводил Юшка свой отпуск, положенный ему по состоянию здоровья, доподлинно никто не знал.
В пути герой наслаждался природой, благоуханием трав, склонялся над цветами, гладил кору деревьев — и его болезнь отступала.
По возвращении его в город всё шло своим чередом. Юшка всё время работал, горожане задирали его, упрекали в глупости. Год от года он всё более слабел. Однажды летом, когда подошел срок очередного отпуска, Юшка не покинул город. Он, как обычно, шел с работы и встретил веселого прохожего, который стал его оскорблять, мол, зачем он эту землю топчет. Впервые в жизни Юшка решился ответить:
Этот человек ударил Юшку, тот упал навзничь. Прохожий, как ни в чем не бывало, удалился к себе домой. Проходивший мимо столяр из мебельной мастерской обнаружил лежащего без чувств Юшку, его глаза были неподвижны. Столяр понял, что помощник кузнеца мертв.
Кузнец подготовил похороны своего работника, Даша омыла тепло. Проститься с покойным пришли все, кто при жизни издевался и насмехался над ним. Похоронили Юшку и быстро забыли о нём, однако горожанам его не хватало, не на ком стало вымещать злобу, и теперь они срывались друг на друга.
Осенью в кузницу пожаловала молодая девушка и стала спрашивать Ефима Дмитриевича. Хозяин кузницы не сразу смекнул, кто именно ей нужен. «У нас такого сроду не было», — отвечал он, и лишь потом вспомнил, что покойный Юшка по паспорту был Дмитричем, его и спрашивала девушка.
Оказалось, что она сирота, а Юшка взял её под свою опеку, пристроил в семью в Москве, помогал деньгами. Средства, полученные за работу, которые он не тратил, предназначались ей. «Сам не ел сахара, чтобы она его ела». К ней-то он и оправлялся каждое лето, а в этом году не явился и девушка приехала сама. Она уже окончила университет, стала врачом и хотела отблагодарить своего благодетеля, вылечить его заболевание.
Кузнец отвел её на могилу Юшки. Девушка припала к земле, где лежал человек, кормивший её с детства.
Девушка осталась в этом городе, устроилась в больницу, лечила больных чахоткой, прожила здесь до своей старости, не утомляясь утолять страдание и отгонять смерть от ослабевших. В городе её хорошо знали, и считали «дочерью доброго Юшки», позабыв давно и самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью.
О произведении
Рассказ «Дурачок» Лескова написан в 1891 году. Это история о праведнике, жившем не для себя, а для людей. Однако окружающие не понимали его любви и искреннего служения на благо обществу и называли дурачком.
Произведение напоминает рассказы о житиях святых не только праведностью и искренностью главного героя, но и неспешностью самого повествования.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Дурачок». Пересказ произведения Лескова пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
«Дурачок»
Панька был сиротой, жил при господском дворе и все служащие в этом дворе могли сваливать на него любую работу. Должность у него была такая «всем помогать». А он беспрекословно выполнял и никогда не отказывался. Раньше всех вставал, позже всех ложился, за всех делал работу и никогда не отказывался и не жаловался. Одевался он плохо и скромно, что отдадут ненужное, то и носит. Принимали его за дурачка да и называли также, и не жалел парня никто. Однажды новый управитель ехал по господе и увидел, как жеребята в молодых хлебах пасутся, да не сколько пасутся, сколько копытами топчут, вместе с корнями выдергивают. В то время на пастбище выгонял жеребят Пашка, сын коровницы, ленивый да избалованный матерью паренек лет двенадцати. Выгнал он жеребят с утра, продрог, накрылся курткой да и задремал пригревшись на солнышке, а они в это время и пошли в хлеба.
Управитель Петю стегнул, да и отправил в разрядную контору получить 20 розг, а если не пойдет и не получит до возвращения управителя домой, то вечером по возвращению получит все 40.
Петруша слезами заливается, боится. Панька погладил его, пожалел и пошел, как он сказал договариваться к выборному. На самом же деле, как выяснилось позже, пошел он и сам за Петьку получил те 20 розг. И все смеялись над Панькой, ну не дурак он? За других спину свою подставлять.
Так и жил Панька всех выручая пока не наступила война в Крыму. Начали рекрутов набирать, плачут все, сыновей жалко отдавать. А Панька сам пошел и просится в рекруты, а года-то уже вышли, не берут. Ели-ели упросил, повезли его в город – отдали в рекруты. Сдатчики по приезду рассказывали, что с Паньки и там все смеяться сразу стали, а он накупил всем пирожков на выданные ему деньги и раздал, а себе не осталось. Тут все свои ломать начали делиться с ним, а он отказывается — не берет. С утра встал раньше всех, убрался в казарме, да старым солдатам сапоги начистил, удивляются все и тут дурачком называют.
Так со своим дурачеством и войну всю прошел, а после домой не возвратился, а нанялся у степных татар конские табуны пасти. Служил местному богачу Хан-Джангару, что вел себя на территории русских властей покорно, а дома у себя в степи, кого хотел — наказывал, кого хотел — миловал. Появился в тех краях вор лихой Хабибула, угонял он у Хан-Джангара самых лучших лошадей. Вот раз ранили Хабибулу, так только и смогли в плен взять, а богачу как раз в Пензу ехать, не может он показаться с вором там. И оставил он Панька стеречь Хабибулу, окованного цепями, оставив им еды и воды, наказав при этом стеречь, как свою душу.
Уехал Хан-Джангара, а Панька и отпустил Хабибулу, при этом сказав, что исправляться нужно и все свои силы на добро, а не в зло, обращать. Хабибула ускакал, а Панька остался дожидаться возвращения Хана. По своем возвращении богач не обнаружил Хабибулу и был удивлен тем, что Панька его отпустил. На что неудавшийся сторож ему и ответил, что я все сделал по твоему велению: «Ты мне велел беречь его как свою душу, а я свою душу так берегу, что желаю пустить ее помучиться за ближнего…»
Позвал тогда Хан всех своих и сказал им потихоньку: «А ведь Паньку, сдается, нельзя казнить, потому что в душе его, может быть, ангел был…» И согласны с ним были все.
Суть
Эпиграфом к рассказу является старая русская поговорка: «У страха глаза велики». Действительно, какие только небылицы ни почудятся человеческому глазу, если сознание объято страхом и невежеством. Даже тогда, когда эта псевдореальность начинает граничить с абсурдом.
Но еще хуже, когда из-за этого страдает ни в чем неповинный человек. Что только ни приписывали Селивану. Народ шарахался от него, словно от прокаженного. Но все домыслы оказались неправдой. Доброе имя героя восторжествовало. Народ получил хороший урок, что не следует, не разобравшись, обвинять человека во всех смертных грехах.
Основная идея
Главная мысль произведения «Злоумышленник» – протест против повсеместной халатности, равнодушия и круговой поруки. Автор отчетливо описал картину обычных деревенских будней, которые отражают российскую действительность. Господа, которые покупают снасти у крестьян, прекрасно понимают и знают, откуда у них они берутся. Все-таки они — образованные люди. Но они молчат, прекрасно зная, к чему это может привести. Они спокойно удовлетворяют свои потребности. Господа не осознают, что в любой момент они могут оказаться в поезде, который сойдет с плохо закрепленных рельсов. Они продолжают покупать неводы и снасти. Крестьян же нельзя обвинять в том, что они не знают законов. У них в мыслях не было кого-то убивать, они просто зарабатывают себе на еду. Мужик вызывает у читателя жалость и сочувствие, так как он не по своей воле попал в сложную ситуацию
Это видит и следователь, но ему важно отчитаться начальству и продемонстрировать свою работу, поэтому он сажает за решетку одного мальчика для битья, игнорируя проблему в целом, ведь гайки воруют все жители села
Таким образом, автор показывает, что в сложившейся ситуации с воровством гаек виноваты все, но отвечает один — наиболее слабый и бедный член общества. Смысл рассказа «Злоумышленник» заключается в том, что для решения проблемы необходимы комплексные меры, а не один тюремный срок для козла отпущения.
История создания
Из личных писем Лескова известно, что сюжет для рассказа взят из реальной жизни.
Произведение задумывалось как “святочное”, то есть, фантастическое, на социальную тему и обязательно с моралью и счастливым концом. Кроме того, писатель хотел показать читателям обычного человека, столкнувшегося с несправедливостью.
Впервые опубликовано “Пугало” было в журнале для детей и подростков «Задушевное слово» в 1885 году. Позднее рассказ неоднократно входил в сборники сочинений писателя, но не редактировался и не изменялся.
История написания рассказа «Пугало» тесно связана с событиями из жизни самого автора. Если раньше он стремился отыскать на русской земле праведников, исполняя завещание Гоголя (у автора было намерение противопоставить мраку русской души ее светлые стороны, но так и не успел воплотить этот замысел во втором и третьем томе «Мертвых душ», где Чичиков и ему подобные должны были исправиться), то в 80-е годы он все больше стал разочаровываться в этом намерении. Пытаясь отыскать праведников, Лесков изучил много архивных материалов и разочаровался в церкви. На его мировоззрение повлияло и сближение с Л.Н. Толстым, который был отлучен от церкви. Например, его очерк «Поповская чехарда и приходская прихоть» вызвал бурный протест цензуры и стоил ему места в Министерстве русского просвещения. Но писатель продолжил разоблачать предрассудки народа, вызванные религиозными суевериями. Эту темы он затрагивал и в детских произведениях.
О своих последних работах, наполненных разочарованием и озлобленностью, он сказал:
Очень краткий пересказ
В кратком содержании произведения «Багульник» нас знакомят с персонажем по имени Коста. Главный герой часто зевает и спит на уроках. Преподавательница Евгения Ивановна считает такое поведение неуважением к ее труду.
Однажды мальчик принес в кабинет какое-то странное растение. Дети начали смеяться, считая, что это веник. Но как только ученик поставил растение в ведро с водой, оно зацвело красивыми сиреневыми цветами. Дети спросили, что это за цветок. Он сказал, что это багульник.
Однажды Евгения Ивановна решила последовать за учеником, чтобы узнать, почему же он всегда такой сонный. После уроков Коста пошел в дом, где его встретил пес по имени Артюша. Юноша каждый день выгуливал собаку, поскольку ее хозяин не мог ходить.
Затем юноша проведал другого пса – Атиллу. Питомец страдал из-за больной лапы. К тому же, хозяева бросили голодного и больного паса на балконе, а сам уехали. Парень просто не мог оставить друга в беде. Атилла благодарил главного героя.
Затем юноша пошел к другой собаке. На этот раз к таксе по имени Лапоть. Ее хозяин – ребенок, прикованный к постели, который просто не в состоянии выгуливать пса. Этим занимался Коста.
Ближе к вечеру главный герой посетил последнего друга возле моря. Там животное ждало хозяина, который уплыл, но так и не вернулся. Главный герой покормил пса и отправился домой.
На следующее утро Коста снова уснул во время урока. Как обычно, одноклассники начали над ним смеяться, но преподавательница попросила их больше этого не делать. Она рассказала о причине, по которой мальчик постоянно спит: он устает, помогая нуждающимся людям и их домашним питомцам. После звонка Коста снова пошел проведать друзей.
Собаки и цветок
Сюжет и главные персонажи
Весьма странная фигура, которая совершенно не похожа на обычных жителей местечка. Да, он просто обычный барин, но его поведение и действия вызывают удивление и насмешки среди окружающих. Он всегда повышенно эмоционален, проявляет непредсказуемость в своих поступках и словах.
Основной сюжет рассказа закручивается вокруг ситуации, когда Иван Иваныч решает отправиться в Москву, чтобы учиться. Он полон энтузиазма и надежд, что сможет повысить свой уровень знаний и найти хорошую работу. Однако, как оказывается, судьба имеет свои планы.
С самого начала Иван Иваныч встречается с трудностями, его недостаточно развитый уровень знаний не позволяет ему устроиться на достойную работу, а окружающие считают его смешным и неполноценным. Он попадает в замкнутый круг, где нижний уровень образования не позволяет ему получить работу, а отсутствие работы не дает возможности продолжить образование.
Главные персонажи: | Роль в сюжете: |
---|---|
Иван Иваныч | Главный герой, который мечтает об образовании и хорошей работе |
Другие жители местечка | Окружающие, которые смеются над Иваном Иванычем и не принимают его всерьез |
Со временем Иван Иваныч осознает, что его мечты об образовании и улучшении жизни оказываются нереальными. Он становится «дурачком» в глазах окружающих, чтобы лишиться издевательств и насмешек. Это становится его способом защиты от жестокого окружающего мира.
Весь рассказ «Дурачок» Лесков по сути своей является историей о том, как негативное социальное окружение и недоступность образования могут сокрушить мечты и потенциал человека. Автор ставит вопрос о значимости образования и взаимодействия с окружающими
Рассказ наполняется непредсказуемыми перипетиями и вызывает восхищение читателя, заставляя задуматься о важности поддержки и понимания в нашем обществе
Основные темы и идеи рассказа «Дурачок» Лескова
Одной из ключевых идей рассказа является понятие «дурачка» — человека, который живет в своем мире и не способен различать фантазию от реальности. Главный герой, Велимр Фурин, с самого начала проявляет черты «дурачка», страдая иллюзорными мечтами и живя в мире своих проектов и изобретений. Это тема, которая продолжается на протяжении всего рассказа и достигает своего развития в финальной части.
Вторая важная тема рассказа — причудливая игра с реальностью и выдумками. Лесков характеризует своего героя как «маститого фантазера». Велимир Фурин создает несуществующую картину, в которой он считает себя принцем, желанным мужем Лизы. Но при этом он далек от реальности и не может распознать действительные намеки, что его чувства не взаимны и Лиза к нему равнодушна.
Третья важная идея рассказа — амбиции и тщеславие героя. Велимир Фурин стремится к признанию и его спустя рукава постепенно становятся все более и более обсессивными. Он полон иллюзий о своей величи
Основные персонажи
По жанру литературное творение Лескова — художественное произведение. В нем рассказчик описывает действия главного героя, их оценку окружающими людьми и убеждает читателя, что именно так обязаны поступать настоящие крестьяне. Делая добрые дела и помогая остальным, человек самосовершенствуется и становится лучше. Писатель убеждает, что лишь добро и милосердие могут принести истинную радость. В рассказе «Дурачок» присутствуют следующие главные герои:
- Панька — круглый сирота, очень добрый и милосердный мальчик;
- Петька — молодой пастух, которого главный персонаж спас от жестокого наказания;
- Хан-Джангар — влиятельный татарин, новый владелец пастуха, жестокий и умный мужчина.
Похожие работы:
«Февраль. достать чернил и плакаты» (лирика Б.Пастернака)Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»Темы и образы некрасовской «Музы мести и печали»Темы и мотивы поэзии Б. ПастернакаТема творчества в лирике О. Э. МандельштамаТема дороги в лирике Н. А. НекрасоваТема революции и гражданской войны в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»Судьба поэта из народа в стихотворении Н. А. Некрасова «На смерть Шевченко»Стихотворение А. Фета «Поэтам» (восприятие, истолкование, оценка)Стихотворение А. А. Фета «Еще весны душистой нега…»
Хорошие поступки
Петька громко плакал, потому что очень боялся боли. Добрый сирота пожалел его и пошел просить выбранного для наказаний нерадивых работников Семена, чтобы тот смиловался над молодым пастухом. Как выяснилось потом, Панька самостоятельно согласился получить 20 розог за своего знакомого. После этого события окружающие начали издеваться над добрым мальчиком и приводили ему различные аргументы, что он глупый, раз согласился за чужой проступок пожертвовать своей спиной.
Когда наступила война в Крыму, в деревню стали часто заезжать чиновники, которые занимались набором солдат. Увидев их, местные жители пугались и начинали плакать, потому что не хотели прощаться с мужчинами, идущими на смерть.
Ознакомившись с кратким содержанием книги «Дурачок», стоит прочитать ее полностью. После этого можно составить план, который поможет пересказать сюжет:
- Гибель родителей.
- Жизнь в имении.
- Спасение пастуха.
- Желание служить родине.
Автор верил, что только доброта и самопожертвование смогут сделать человека счастливой и целостной личностью.
Начало событий
Когда бедный мальчик лишился родителей, добрый помещик решил позаботиться о сироте и поселил его в собственном поместье для помощи по хозяйству. Все люди, проживающие в усадьбе, могли поручить ему самую грязную работу, которую они не успевали сделать. Парень с радостью всем помогал, никогда не жаловался на тяжелую жизнь и донашивал чужую одежду. Если у людей появлялись ненужные вещи, то они отдавали их ему. Иногда ему доставались старые игрушки местных детей Иванушки и Алеши.
Панька просыпался раньше остальных и очень поздно ложился спать. Он выполнял трудовую повинность за многих крестьян. Окружающие считали его дураком, часто обзывали и никогда не сочувствовали мальчику. Однажды молодой управляющий ехал в деревню полями и увидел, как табун вытаптывал пшеничные посевы. Кони не столько съели ростков, сколько вырвали с корнями.
В этот день лошадей на выпас выгонял сын доярки Пашка. Это был очень ленивый и разбалованный чрезмерной материнской любовью 11-летний подросток. Он выпустил коней на волю, но быстро замерз на утреннем ветру, поэтому закутался в одежду, чтобы побыстрее согреться.
Направление и жанр
Жанровая принадлежность «Тупейного художника» некоторыми литературоведами определяется как «рассказ на могиле». По мнению Л. И. Вигериной и ряда других исследователей, творение можно отнести одновременно к агиографическому и исповедальному жанрам. Литературное направление произведения — критический реализм.
История о любви талантливого художника и балерины показывает, через какие страдания приходится пройти тому, кто находится в подчинении деспотичных господ. Парадокс в том, что девушка и молодой человек пострадали безвинно, ведь они обладали способностями, которые не остались незамеченными. Не будь этих талантов, возможно, судьбы обоих сложились бы иначе. Как и другие произведения того времени, созданные в духе реализма, «Тупейный художник» — яркая иллюстрация того ужаса, который приходилось переживать крепостным, причём не только крестьянам, но и людям искусства.
Уроки произведения
При написании сочинения по тексту произведения следует раскрыть характер персонажа. Главным героем рассказа является Панька, образ которого продолжает лучшие традиции русского фольклора. В нем оживают черты Ивана-дурака, главного героя сказок. Иванушка всегда честен и бескорыстен, поступает так, как велит ему сердце, при этом всегда оказывается в победителях. Лесков продолжает традиции сказок, делая своего ключевого персонажа немного странным в глазах прочих людей, но чистым и высоконравственным.
Однако в сказках справедливость всегда получает вознаграждение, но наяву все не так просто. Панька длительное время подвергался насмешкам и унижениям, однако, кажется, что сама судьба его хранит. Он стал изгоем, но сумел пережить войну. Таких, как он, принято называть праведниками. В анализе «Дурачка» Лескова следует обозначить, что при написании текста автор использовал традиции жанра жития.
Сам Панька — это образец праведника, целостный и органичный образ добродушного и светлого человека. Особенности образа таковы:
- Готовность помогать всем, выполнять самую тяжелую работу.
- Постоянно хорошее настроение, жизнерадостность.
- Безропотность.
Однако русские люди не смогли понять чистую душу Паньки, только татары в полной мере оценили особенности этого человека. Герой стоит в одном ряду с Левшой, Очарованным всадником, а также причисленными к лику святых, чьи подвиги зачастую признавались уже посмертно. Таково краткое содержание и анализ текста «Дурачок». При знакомстве с классическими произведениями рекомендуется читать текст полностью, однако при подготовке к экзамену или написанию сочинения можно воспользоваться читательским дневником. Он поможет повторить основные моменты сюжетной канвы.