Анализ рассказа астафьева «людочка»

Краткое содержание произведения

Рассказ написан в 1987 году в жанре деревенской прозы и состоит из нескольких глав. Эту историю автор услышал много лет назад, но она до настоящего времени сохраняется в памяти и заставляет сердце сжиматься сильнее. Возможно, причина кроется в ее простоте и обыденности.

Главную героиню зовут Людочка. Девушка выросла в глухой деревне. Ее отец был простым колхозником, который от тяжелой работы и безысходности быстро спился. По характеру это был глуповатый человек, не уделявший дочери никакого внимания. Мать девушки постоянно хлопотала по хозяйству. Она волновалась за судьбу дочери, но из-за постоянного безденежья не могла ей дать лучшую жизнь. В тяжелой домашней обстановке с постоянно пьющим отцом Людочка выросла замкнутой и необщительной.

Жизнь в городе

После школы она решила уехать в город. Начать новую жизнь девушка решила с посещения парикмахерской. Получив отказ от мастера покрасить и завить волосы, девушка решила дождаться ее около входа и попроситься на работу. Старая парикмахерша Гавриловна согласилась и поселила Люду в своей квартире с условием, что девушка будет помогать ей. Обучение давалось с большим трудом. Людочка научилась только стричь под машинку.

Дорога домой проходила через парк паровозного депо. Это было довольно мрачное место. Большинство деревьев погибло, воздух был наполнен ужасающим запахом сточных вод. Но в парке стояли скамейки, играли дети, гуляли жители близлежащих домов. По дороге домой Людочка случайно сталкивается с местной шпаной, которой руководит Артемка по кличке «Мыло». Он иногда заходил в парикмахерскую к девушке.

Однажды Людочка отправилась в центральный парк на танцы. Ее поразило вызывающее поведение присутствующих. После того как к ней стал приставать незнакомый парень, она в ужасе убежала домой.

Спустя некоторое время, из колонии возвращается уголовник Стрекач. Ходили слухи, что еще в школе он промышлял грабежами и разбоями. После того как парень кого-то порезал, его поставили на учет в милицию. После попытки изнасилования он сел в тюрьму. Находясь на свободе, он продолжал воровать и грабить, поэтому большую часть своей жизни провел в колонии. Местные хулиганы боялись его и считали своим авторитетом.

Случайно Стрекач, маявшийся от безделья, заметил девушку и начал к ней приставать. Артем попытался заступиться за нее, но Стрекач бросил Людочку на скамейку и изнасиловал на глазах у шпаны. После этого он заставил парней надругаться над ней. Дома Гавриловна старалась утешить девушку. Униженная Людочка уезжает домой.

Возвращение в деревню

К моменту приезда в деревне осталось всего два дома, в одном из которых проживали мать с отчимом. В скором времени умирает единственная соседка — бабка Вычуганиха.

Муж матери оказывается добрым человеком. Большую часть жизни он провел в ссылках и лагерях, и поэтому его радуют каждые мелочи.

Смерть девушки

Люда возвращается в город. Поскольку в общежитии не оказалось свободных мест, она остается у Гавриловны, которая очень переживает за девушку. Она учит ее не ходить через парк. По дороге домой Люда вновь встречает местную шпану, которая пугает ее Стрекачом.

От отчаяния и одиночества девушка решается на самоубийство. После похорон отчим нашел в парке всю компанию. Увидев его, Стрекач выхватил нож, но отчим перехватил его руку. В страхе шпана разбежалась. После это происшествия мать и отчим возвращаются домой. Женщина хочет сохранить еще не родившегося ребенка, понимая, что не смогла уберечь единственную дочь.

В милиции от Артема не смогли добиться ни признания в убийстве Стрекача, ни показаний о том, кто это мог сделать. После предупреждения его отпустили. Смерть Людочки произвела на парня сильное впечатление. После выхода из следственного изолятора он решил стать электриком и поступил в училище связи. Через год он женился, а спустя несколько месяцев, в семье появился ребенок.

В местной газете появилась небольшая заметка о криминальной обстановке в городе. Однако о смерти Людочки и Стрекача в ней не упоминалось. Молодые люди пополнили ряды самоубийц, ушедших из жизни по неизвестной причине. Ведь после себя они не оставили ни записок, ни ценностей.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика героев повести А зори здесь тихие (Главные и второстепенные)

    Федоту Евграфовичу тридцать два года. Звание военнослужащего – старшина. Верен своему Отечеству, любит свою страну всей душой. Ранее был женат. Однако, первый брак был неудачным. Жена предпочла Федоту другого мужчину

  • Герои произведения Слепой музыкант Короленко

    Главный герой Петрусь родился слепым. Подвижный и любознательный мальчик может развиваться только с помощью звуков. Мать и его дядя всячески этому способствуют.

  • Сочинение Любовь в романе Капитанская дочка Пушкина

    Наверное, трудно назвать хотя бы одного писателя, который бы в своем творчестве не обратился к теме любви. Это чувство божественно красиво, оно необходимо каждому человеку. Без него невозможно постичь счастье.

  • Сочинение по поэме Василий Теркин 8 класс

    Александр Твардовский написал поэму «Василий Теркин» в 1941 году в марте. Поэма посвящена вечно теме, которая всегда остается актуальной. Это тема – война. И имеется в виду даже не только война на поле боя, но и война

  • Сочинение на тему Моя любимая еда

    У каждого человека в любой сфере жизни есть свои предпочтения и пристрастия. Так же и в выборе пищи у всех есть свои любимые или не очень продукты и готовые блюда. В течение всей жизни вкус у человека

Запутанная судьба Людочки

Когда главная героиня произведения окончила 9 классов и стала девушкой, мать ей сказала, чтобы Людочка отправилась в город устраиваться, поскольку ей нечего делать в деревне. Основная идея рассказа состоит в изображении запутанной судьбы девушки, которая зажата экономическими рамками (для того чтобы хоть как-то выжить в городе, нужно было соглашаться на любую работу), а также неприемлемыми для деревни жестокими нравами города. Писатель мастерски раскрыл характер Людочки, а также нравственные проблемы современного ему поколения, провел их анализ. Астафьев («Людочка») смог доступно рассказать о многих серьезных вещах, вызвать сострадание и сочувствие к несправедливой судьбе главной героини.

Главная идея

Эта история о беззащитных людях нашей страны, о несправедливости, о безысходности, о нравственном обнищании души человеческой. «Скверная правда» – главная идея рассказа «Людочка». Героиня, точно мотылек на пламя, стремилась покинуть провинциальное «гнездышко» и первой попавшейся электричкой «лететь» к городскому счастью. Но не знала она, что это городское пламя сожжет дотла ее душу и тело. Произойдет ожидаемое столкновения мира идеального, иллюзорного, с миром реальным, полным зла, ненависти и несправедливости.

Автор хотел обратить внимание читателя на всеобщее равнодушие городских жителей, которые проходят мимо чужой беды, ведь бед так много, а времени так мало. Если в деревне все друг друга знают, и горе становится общим, то большой муравейник не заметит потери бойца

Его круговерть продолжится в том же темпе. Вот она то и убивает в человеке готовность к сопереживанию, без которой немыслима сама душа.

Возвращение домой

Униженная и растоптанная Людочка решила возвращаться домой. К тому времени на всю деревню остается только два жилых дома. В одном из них живет ее мать с отчимом. Все остальные дома наглухо заколочены.

Вскоре умерла их единственная соседка — бабка Вычуганиха. Она была последней из рода основателей села.

Когда Людочка вернулась в деревню, мать сразу поняла, что с ней произошло горе. Но отнеслась к этому спокойно, мол, всем через это нужно пройти. При этом поделилась своей радостью — она ждет ребенка, уже на четвертом месяце. Вместе со своим ухажером они планируют продать дом и переехать в поселок. Понятное дело, что жить тут никто не собирается, дом хотят распродать на стройматериалы.

Ее отчим оказался суровым и хмурым, но добрым человеком. Она узнала, что детство он провел в лагерях и ссылках, поэтому теперь искренне радовался разным мелочам. Спонтанно она захотела его увидать, а потом быстро собралась и вернулась в город.

Влияние событий на развитие героев

В рассказе «Людочка» В.П. Астафьева события играют важную роль в развитии героев. Главная героиня Людочка, которая живет в деревне и заботится о своей бабушке, сталкивается с различными проблемами и испытаниями. Одним из таких событий является появление в деревне нового учителя, который меняет жизнь Людочки и ее окружения.

Под влиянием учителя Людочка начинает учиться лучше, интересоваться миром и стремиться к знаниям. Она становится более уверенной в себе и своих возможностях

Кроме того, учитель помогает ей осознать важность образования и показывает, что она может достичь большего, чем просто заботиться о бабушке

Другим важным событием в жизни Людочки становится поездка в город, где она впервые видит мир за пределами своей деревни. Она узнает о новых технологиях, культуре и образовании. Это событие также влияет на ее развитие и помогает ей понять, что мир больше, чем ее деревня.

Таким образом, события в рассказе «Людочка» играют важную роль в развитии героев. Они помогают Людочке осознать свои возможности и стремления, а также показывают ей, что мир больше, чем ее деревня.

Анализ произведения Людочка Астафьева

История создания

Астафьев был замечательным писателем, который придавал большое значение простой, человеческой душе. Он познал много трудностей: война, послевоенное время, голод, разруха. Это не может оставлять человека равнодушным, а уж тем более циничным.

Данное произведение автор написал в восьмидесятых годах прошлого столетия, хотя идея возникла ещё за пятнадцать лет до публикации. Он хотел показать читателю до какого уровня докатилась русская глубинка. Какими стали бывшие крестьяне. Все эти обыкновенные люди старались сделать жизнь лучше, стать намного цивилизованнее. Кстати, данный рассказ основан на реальных событиях, но только настоящее имя главной героини остаётся загадкой для читателей.

Проблемы

Одной из главных проблем произведения является воспитание. Старое поколение не даёт правильного воспитания новому поколению. Та криминальная ситуация, которая сложилась в городе, не давала жизни местным. Бывшие заключённые учат молодых людей не тем вещам, которым нужно. Из-за этого в молодёжи формируются неправильные ценности, а если точнее то их и вовсе нет. Здесь писатель видит, что система института власти терпит неудачи и вовсе рушится. Преступники управляют целым городом. Астафьев как-будто предвидел лихие 90-е годы. Из этот вытекает проблема жестокости. Власть не в состоянии защитить мирных граждан, которые в дальнейшем решают вершить собственный суд над преступниками, а преступники  относятся не лучшим образом к невинным.

Проблема равнодушия. Людочка не получает никакой поддержки, когда случается горя. Никто её не хочет понять, да и всем всё равно на какую-то девушку. Это чувство ненужности, беспомощности может съесть человека изнутри.

Главной идеей этого произведения является то, что большой мир равнодушен, жесток. Когда Людочка приезжает в большой город её мечты рушатся. Там нет никому дела до чужого горя, каждый сам за себя и готов растоптать любого на своём пути. На пути у девушки встречается много несправедливости и безнравственности. Автор хотел показать читателю реальный мир, который существует здесь и сейчас.

Тематика произведения не сложна — эгоистичный, жестокий городской устой и нищета в глубинках. Люди может и не бежали из деревень, если бы было на что жить и кормить семью, а городским людям нет дела не до кого. Они не понимают тех чистых помыслов и страданий Людочки. Их души давно мертвы.

Таким образом, рассказ «Людочка» — это глубокая и серьёзная история, которая происходит в реальной жизни. Люди должны осознавать, что доброта спасёт куда больше людских душ, чем жестокость, которая способна лишь выесть и уничтожить душу ещё чистого и невинного человека.

Тематика рассказа

В анализе «Людочки» В. П. Астафьева нужно заметить, что автор видит основную беду в самом устройстве жизни в большом городе. Он наглядно демонстрирует ее убожество и эгоизм. Городские, в представлении Астафьева, циничны и злы. Яркий пример — хозяйка, которая сдает квартиру главной героине.

Критики в рецензиях на рассказ В. П. Астафьева «Людочка» отмечали, что основная тема — это тлетворное влияние города на человека, ведущее к разложению его души, когда на первое место выходят материальные потребности.

Остро поднимается и тема деревенской нищеты, которая вынуждает местных жителей искать лучшей жизни. Анализ произведения «Людочка» Астафьева невозможен без оценки окружающей героев экономической ситуации. Колхозы практически полностью развалены, мужчины пьют, женщины грубеют с каждым днем. Власти намеренно закрывают глаза на эти проблемы. При этом на фоне нищеты повсюду бодрые лозунги, обещающие счастливую и сытую жизнь.

Проблематика рассказа

При анализе проблем «Людочки» Астафьева у современного читателя возникнет немало вопросов. В первую очередь критическая криминальная ситуация в городе, где злополучный парк обходит стороной даже милиция. Молодежь пущена на самотек, место учителей жизни занимают вчерашние зэки. Центральная проблема рассказа «Людочка» Астафьева, анализ произведения это подтверждает, криминализация и маргинализация молодежи.

Отсюда вытекает еще одна беда. Зачастую люди вынуждены оставаться один на один с криминалом. Общество из-за этого начинает ожесточаться. Поэтому отчим главной героини вынужден самостоятельно наказывать насильника, не надеясь на справедливое правосудие.

В анализе «Людочки» Астафьева можно также отметить, что увядание страны у автора сопровождается экологическим кризисом. Вопросы спасения окружающей среды становятся ключевыми. В захудалом парке гниют человеческие души. Астафьев уверен, что в городе с такой экологией человек не может быть здоров ни физически, ни нравственно.

Одна из главных бед героини — равнодушие. В анализе «Людочки» Астафьева это всегда отмечается. Она не получает поддержки от близких, ее горя никто не понимает. Знакомую не жалеют ни родные, ни знакомые. К тому же в произведении поднимаются не только социальные, но и философские вопросы. Больше всего писателя возмущает не сам факт изнасилования, а реакция на него окружающих.

Смерть Людочки

Гавриловна ее предупредила, что Артем в милиции, а Стрекач велел передать жиличке, чтобы та помалкивала. Иначе ей смерть, а старухе — сожженная изба. Поэтому главная героиня решает переехать в общежитие. Но там мест не оказалось, и она временно осталась у своей хозяйки. Та стала учить ее не возвращаться в темноте через парк, но та не послушала. Однажды ее снова подловили парни, пугали Стрекачом, подталкивая к той самой скамейке.

Поняв, чего они хотят, она достала из кармана бритву, намереваясь отрезать достоинство Стрекача. О такой страшной мести она узнала от женщины в парикмахерской. Она повела себя развязно, пожалев, что среди них нет такого завидного кавалера, как Стрекач. Девушка попросилась домой переодеться, те ее отпустили, предупредив, чтобы она не думала шутить.

В своей комнате она облачилась в старое платье. Вернулась в парк, в котором давно еще приметила старый тополь. Перекинула через ветку веревочку, завязала петельку. После этого надела ее на шею, в душе простилась с родными и близкими, попросила прощения у Бога. Как и все замкнутые люди, она в действительности была довольно решительной.

Парни, оставшиеся в парке, вскоре обнаружили ее тело.

2 вариант

Произведение писателя Людочка, который большое внимание гибели русской деревни, посвящено процессу роста городов, тому, как переезд людей туда меняет их мораль. Для иллюстрации негативной составляющей этого процесса автором была выбрана трагическая история обыкновенной девушки

Людочка родилась и выросла в колхозе. Отец ее спился, а мать вышла замуж. Главная героиня, как и многие другие, отправилась в город, надеясь обрести там жизнь лучшую, чем в вымирающей родном селе.

Астафьев показал, что сначала девушке очень везло. Она уговорила (в чем ей, вероятно, помогала деревенская непосредственность) случайную знакомую парикмахершу взять ее в ученицы и даже послилась у нее.

Однако Астафьев на примере своей героини показывает, что в городе все построено не на взаимопомощи, а на личных усилиях. В отличие от деревни, здесь люди живут сами по себе и равнодушно, в своей массе, относятся друг к другу. Людочка не смогла выучиться и осталась в парикмахерской на положении уборщицы, только время от времени она выполняла самые простые стрижки.

На своем рабочем месте она познакомилась с предводителем местной шпаны Артемом, по кличке Мыло. Он в рассказе является одним из олицетворений городской жизни, потребительского отношения к другим. Затем, когда уголовник Стрекач, освободившись из тюрьмы, насилует героиню и побуждает остальных гопников сделать то же, мыло не смог защитить Люду, которая ему нравилась. Этот эпизод, помимо личной трагедии героини, должен был показать слабость городских, у которых нет сдерживающего общинного начала. Сила шпаны состоит только в том, что их сравнительно слабая кучка заведомо сильнее каждого, живущего по- одиночке, в обществе, где не помогают друг другу.

Попытка Людочки вернуться в деревню ни к чему не приводит. Ее жители умерли от старости или разъехались по городам, старого мира больше нет.

Смерть героини должна была показать, что в городе свои порядки и он уничтожает людей, устроенных по другому. Не умея защищать себя без поддержки родственников и соседей, Людочка столкнулась снова с той же самой шпаной, которая хотела ее вновь изнасиловать. В результате, она разыгрывает небольшой спектакль и вешается.

Писатель все же не хотел сделать свой рассказ беспросветно мрачным. Мыло, отсидев в следственном изоляторе, но, не попав в тюрьму, выучивается на связиста, женится и заводит ребенка. Отчим Людочки, отсидевший в лагерях, сорвав крест с груди Стрекача, швыряет его в кусты, отомстив в некоторой степени за смерть падчерицы. Однако общей картины эти эпизоды не меняют.

Изложенная в рассказе история призвана заставить задуматься о людском равнодушии, которое зачастую приводит к трагедиям.

Прием контраста

Свое внимание не сосредотачивает исключительно на теневых сторонах жизни Виктор Астафьев («Людочка»). Анализ произведения показывает, что в нем присутствует и светлое начало, скрашивающее многие невзгоды

Оно исходит из сердец многочисленных тружеников, которые на Руси не переводятся. Вспоминается сцена сенокоса, эпизод, когда главная героиня вместе с матерью метали стог, а потом Людочка смывала с себя в родной реке труху и сенную пыль с радостью, ведомой лишь людям, поработавшим всласть. Прием контраста, который удачно применил здесь Астафьев, подчеркивает духовную близость с природой человека, которую в городе, погрязшем в нищете, темноте невежества и полной отсталости, невозможно ощутить.

Языковые особенности в рассказе

Мы проводим идейно-художественный анализ рассказа Астафьева «Людочка». Идейную основу произведения мы описали, переходим теперь к художественным особенностям этого рассказа.

Писатель вложил в уста Гавриловны большое число устойчивых оборотов, афоризмов («касаточка», «ласточка», «голубонька сизокрылая», «золотко мое»). С помощью этих выражений автор дает характеристику хозяйки, ее индивидуальные качества получают эмоциональную оценку. Дух и стиль своего времени наследуют герои Астафьева. Их речь — это не просто говор. Она является выразителем всех нравственных и умственных сил. Можно лишь поаплодировать писателю за прекрасное знание жаргона («кореши», «рвем когти», «пахан», «отвали»). Русские поговорки, пословицы и другие и словосочетания занимают среди изобразительных средств, используемых писателем, значительное место. И это неслучайно — в них заложены огромные выразительные возможности: экспрессивность, эмоциональность, высокая степень обобщенности. Автор пластичным, емким, художественно выразительным языком передает читателю свое мироощущение. Читая произведение «Людочка» Астафьева, можно заметить, что свойственную народной речи меткость, живость придают речи героев устойчивые обороты («работала как конь», «гнуть спину», «втемяшилось в голову»). Колоритен, богат, неповторим в мелодичном звучании язык автора. Кроме простых олицетворений (например, «деревня задохнулась в дикоросте») он использует множество сложных, наполненных метафорами и эпитетами, создающих отдельную картину. Поэтому рассказ получился столь ярким, насыщенным и незабываемым.

Прощание с главной героиней

Хоронили Людочку на городском кладбище. Мать и Гавриловна рыдали. Отчим, выпив стакан водки, отправился в парк, где встретил всю компанию.

Он сорвал крест с шеи Стрекача и выбросил в кусты. Стрекач вынул нож, но отчим только усмехнулся и резко перехватил его руку. Поволок в кусты и выбросил в канаву. Оставшаяся шпана разбежалась, сильно испугавшись его силы и храбрости.

Вернувшись к Гавриловне, он снова выпил водки и поехал в леспромхоз. Затем они сели в электричку и поехали. Мать Людочки просила сохранить еще не рожденного ребенка, понимая, что свою первую дочь не сберегла. В конце положила голову на плечо мужчине, приблизилась к нему, чтобы он ее приобнял и пригрел. В нем она чувствовала истинную мужскую силу.

Трагедия «маленького человека»

Трагедия «маленького человека» раскрывается в этом произведении. Астафьев продолжает в нем одну из самых излюбленных в русской литературе 19 века тем. В произведении описывается судьба одной несчастной деревенской девушки, приехавшей на поиски счастья в город, но наткнувшейся на жестокость и равнодушие людей. Над Людочкой надругались, однако самое страшное — не это: ее не захотели понять люди, которых она любила. Поэтому девушка покончила с собой, не найдя ни в ком из них моральной поддержки.

Образ Людочки Астафьев создал следующий: это обыкновенная русская девушка, каких множество. Главная героиня не отличалась с детства ни умом, ни красотой, однако сохранила в душе своей уважение к людям, милосердие, порядочность и доброту. Девушка эта была слабохарактерной. Именно поэтому Гавриловна, приютившая ее в городе, свалила на Людочку всю работу по хозяйству. Девушка ее делала с удовольствием и не обижалась на нее.

Анализ 3

Астафьев считается самым профессиональным, а также и самым читаемым автором. Он родился еще до наступления войны и поэтому он на себе ощутил всю боль данной войны. Он очень хорошо понимал чувства обычного человека.

Многие писатели стараются рассказать в своих рассказах жизнь, которую они прожили и все чувства, которые испытывали. Если писатель действительно профессионал своего дела, то он будет рассказывать только правду. Вот так и Астафьев рассказал всю правду в произведении «Людочка».

Данное произведение было написано больше тридцати лет назад, но все равно до сих пор остается актуальным. Здесь он затрагивает такие вопросы как загрязнение окружающей среды, падение общественной нравственности и деградация людей, а также уничтожение русских деревень.

Наверное, многим людям, которые живут в деревне поскорее отучиться в школе, а потом отправиться в большое плавание в большой город. Вот этого же хотелось и нашей главной героини по имени Люда. Писатель называет ее Людочка потому что это очень хорошая и хрупкая девушка. Она родилась и выросла в деревне. Родители старались сделать все для того чтобы у девочки все было и чтобы она ни в чем не нуждалась. Но вскоре отец очень сильно заболел, а потом умер. Спустя некоторое время мать девочки нашла себе другого мужчину. С тех пор в жизни девочки все стало вяло, и мир стал бесцветным. Отчим к ней никак не относился, и ему было вообще на нее все равно. Больше всего на свете Люда хотела вырваться поскорее в город, где ее мир заполнится красками.

Девочка ничем не отличалась от других ребят. Она училась также как и все остальные ребята. Но одно в ней было прекрасно, это характер. Она никогда не пройдет мимо человека, которому было плохо и всегда поможет и выручит, если у него беда.

Когда Люда приехала в город, то поселилась у одной женщины. Как только женщина поняла, что у девушки обычный и простой характер, та потихоньку начала складывать на нее работу по дому, а потом и вовсе все переложила на нее. Теперь девочка должна отвечать за все, что происходит в доме.

Также ей было очень жалко парня, который работал постоянно в лесу, но в этот день с ним приключилась беда и если вовремя ему не помогут врачи, то парень расстанется с жизнью. Вот только врач в больнице был молодым и неопытным. Кроме этого парень был грязным, а он боялся замараться.

Больше всего на свете Астафьев был возмущен тем, что люди совсем не чувствуют сострадание к другим людям и думают только о себе.

Отношение автора к героям и событиям

В рассказе «Людочка» В.П. Астафьева автор относится к своим героям и событиям с особой теплотой и пониманием. Он создает образы простых людей, которые живут в глухой деревне и борются за свое существование. Герои рассказа не идеализированы, они имеют свои недостатки и проблемы, но Астафьев показывает их с любовью и уважением.

Автор также умело передает атмосферу деревенской жизни, ее трудности и простоту. Он описывает события и переживания героев так, что читатель может почувствовать с ними сопереживание и понимание.

В целом, отношение автора к героям и событиям в рассказе «Людочка» является одним из ключевых элементов его художественной ценности. Астафьев создает живых и реалистичных персонажей, которые остаются в памяти читателя на долгое время.

Тема и проблематика произведения

Тема рассказа «Людочка» В.П. Астафьева — это жизнь простых людей в деревне, их трудности и радости, их отношения друг с другом. Проблематика произведения заключается в том, что автор показывает, как трудно жить в деревне, как много труда нужно вложить в землю, чтобы получить урожай, как много препятствий встает на пути людей, которые живут в деревне. В то же время, Астафьев показывает, что люди, живущие в деревне, несмотря на все трудности, не теряют надежды и веры в лучшее будущее. Они любят свою землю, своих близких и готовы бороться за свою жизнь. В рассказе «Людочка» автор передает своим читателям важные уроки литературы о том, что жизнь простых людей в деревне не менее интересна и значима, чем жизнь городских жителей.

Возвращение домой

Униженная и растоптанная Людочка решила возвращаться домой. К тому времени на всю деревню остается только два жилых дома. В одном из них живет ее мать с отчимом. Все остальные дома наглухо заколочены.

Вскоре умерла их единственная соседка — бабка Вычуганиха. Она была последней из рода основателей села.

Когда Людочка вернулась в деревню, мать сразу поняла, что с ней произошло горе. Но отнеслась к этому спокойно, мол, всем через это нужно пройти. При этом поделилась своей радостью — она ждет ребенка, уже на четвертом месяце. Вместе со своим ухажером они планируют продать дом и переехать в поселок. Понятное дело, что жить тут никто не собирается, дом хотят распродать на стройматериалы.

Ее отчим оказался суровым и хмурым, но добрым человеком. Она узнала, что детство он провел в лагерях и ссылках, поэтому теперь искренне радовался разным мелочам. Спонтанно она захотела его увидать, а потом быстро собралась и вернулась в город.

Психологический анализ персонажей

Психологический анализ персонажей является важным элементом при изучении литературных произведений. В рассказе «Людочка» В.П. Астафьева мы видим несколько главных персонажей, каждый из которых имеет свои особенности характера и поведения.

Первый главный персонаж — Людочка. Она является главной героиней рассказа и представляет собой образ простой деревенской девушки. Людочка очень скромна и застенчива, но в то же время она очень добрая и отзывчивая. Она любит свою семью и готова на все ради их благополучия. Однако, Людочка не обладает высоким уровнем самооценки и часто сомневается в своих силах.

Второй главный персонаж — Сережа. Он является другом Людочки и ее возлюбленным. Сережа — это типичный представитель молодежи того времени. Он любит веселиться и проводить время с друзьями, но в то же время он очень заботится о Людочке и готов на все ради ее счастья.

Третий главный персонаж — отец Людочки. Он является главой семьи и заботится о своих детях. Отец Людочки — это типичный представитель деревенской старшей генерации. Он очень ценит традиции и обычаи, но в то же время он готов прислушиваться к мнению своих детей и уважать их выбор.

Таким образом, каждый из главных персонажей рассказа «Людочка» имеет свои особенности характера и поведения. Изучение их психологического портрета помогает нам лучше понять смысл произведения и увидеть уроки, которые автор хотел донести до читателя.

Тематика рассказа

В анализе «Людочки» В. П. Астафьева нужно заметить, что автор видит основную беду в самом устройстве жизни в большом городе. Он наглядно демонстрирует ее убожество и эгоизм. Городские, в представлении Астафьева, циничны и злы. Яркий пример — хозяйка, которая сдает квартиру главной героине.

Критики в рецензиях на рассказ В. П. Астафьева «Людочка» отмечали, что основная тема — это тлетворное влияние города на человека, ведущее к разложению его души, когда на первое место выходят материальные потребности.

Остро поднимается и тема деревенской нищеты, которая вынуждает местных жителей искать лучшей жизни. Анализ произведения «Людочка» Астафьева невозможен без оценки окружающей героев экономической ситуации. Колхозы практически полностью развалены, мужчины пьют, женщины грубеют с каждым днем. Власти намеренно закрывают глаза на эти проблемы. При этом на фоне нищеты повсюду бодрые лозунги, обещающие счастливую и сытую жизнь.

Чем притягателен рассказ «Людочка» Астафьева?

Рассказ этот притягателен тем, что автор в столь небольшом по объему произведении смог поставить ряд важнейших проблем перед читателем. Писатель изобразил в яркой художественной форме картины реальной жизни многих людей. Однако главная задача Астафьева, вероятно, состояла в том, чтобы показать всем нам, в какую пропасть мы движемся. И если не остановиться вовремя, человечеству грозит полное вырождение. Именно на эту мысль наводит рассказ «Людочка». Астафьев призывает нас подумать об окружающем мире и о собственной душе, попытаться себя изменить, научиться сострадать ближнему и любить людей, увидеть красоту этого мира и постараться ее сохранить. Ведь красота, как известно, спасет мир.

Взаимосвязанность судеб

Писатель стремится дать в рассказе такое изображение, чтобы читатель получил возможность не просто увидеть, но и ощутить в картине, встающей перед ним, живой ток жизни. Проводя анализ рассказа Астафьева «Людочка», необходимо отметить еще один важный момент. Сюжет представляет собой не просто и не только видимую событийную связь, но и нечто большее — сокрытую подтекстовую, которая скрепляет движением авторской мысли все произведение. В нашем случае это мысли о взаимосвязанности судеб, живущих в расколотом, разъединенном, но все же в одном мире, на одной земле. Грехи очень многих приняла на себя Людочка: матери, Стрекоча, Гавриловны, школы, молодежи городка, советской милиции. Это то, с чем еще Достоевский не мог согласиться — искупление непонимающими и невинными чьих-то грехов. Недолгая жизнь, однообразная, беспросветная, безучастная, серая, без любви и ласки — трагедия девушки. Ее смерть — это ее взлет. Лишь после гибели Людочка стала вдруг необходима своей матери, Гавриловне. Ее наконец заметили. Очень трогателен рассказ Астафьева, поскольку читатель может почувствовать, как автор добросердечен и заботлив по отношению к этой девушке.

Главная тема и проблема рассказа

В произведении Виктор Астафьев обращается к темным сторонам жизни общества. Повествование позволяет увидеть:

  • крушение нравственных ценностей;
  • деградацию человека;
  • отчуждение отдельной личности от общества.

Главной темой рассказа является судьба простого человека, который стремится вырваться из серых будней и найти свое счастье в большом городе, не осознавая, что городская жизнь может погубить его. Произведение, написанное в жанре рассказа, показывает столкновение идеализированного мира главной героини с жестокой реальностью. Крушение надежд приводит к трагичным последствиям.

В небольшом рассказе Астафьев поднимает проблемы, которые являются актуальными и в настоящее время:

  • злость, циничность и меркантильность городских жителей;
  • нищета и убожество деревенской жизни, вынуждающая людей искать лучшей доли;
  • жестокость и криминализация молодого поколения;
  • неблагополучная экологическая обстановка.

Главной бедой писатель считает человеческое равнодушие. Героиня не может найти поддержки у родителей, а окружающее общество продолжает деградировать. В реальной жизни девушка чаще встречает отбросы в лице местных хулиганов и освободившегося зека.

Произведение не может оставить читателя равнодушным. Автор заставляет задуматься человека о душе, научиться слышать окружающих и сострадать ближним. Краткое содержание подходит для пересказа или читательского дневника.

Переезд в город

После школы мать отправила Людочку в город, чтобы та устроила свою жизнь. Первую ночь она провела на вокзале. Наутро пошла в парикмахерскую — сделала завивку, маникюр и уговорила парикмахершу взять ее себе в ученицы.

Гавриловна не только помогла оформить документы, но и взяла к себе пожить. Установив строгие порядки в своем доме. Людочка жила послушно, а вот учебы у нее не шла. Когда минул отведенный срок, она не смогла сдать экзамен на мастера. В парикмахерской она подрабатывала уборщицей, осталась на этой должности, время от времени стригла призывников и школьников под машинку.

На нее легли все дела по хозяйству в доме Гавриловны. У женщины часто болели ноги.

Проблематика рассказа

При анализе проблем «Людочки» Астафьева у современного читателя возникнет немало вопросов. В первую очередь критическая криминальная ситуация в городе, где злополучный парк обходит стороной даже милиция. Молодежь пущена на самотек, место учителей жизни занимают вчерашние зэки. Центральная проблема рассказа «Людочка» Астафьева, анализ произведения это подтверждает, криминализация и маргинализация молодежи.

Отсюда вытекает еще одна беда. Зачастую люди вынуждены оставаться один на один с криминалом. Общество из-за этого начинает ожесточаться. Поэтому отчим главной героини вынужден самостоятельно наказывать насильника, не надеясь на справедливое правосудие.

В анализе «Людочки» Астафьева можно также отметить, что увядание страны у автора сопровождается экологическим кризисом. Вопросы спасения окружающей среды становятся ключевыми. В захудалом парке гниют человеческие души. Астафьев уверен, что в городе с такой экологией человек не может быть здоров ни физически, ни нравственно.

Одна из главных бед героини — равнодушие. В анализе «Людочки» Астафьева это всегда отмечается. Она не получает поддержки от близких, ее горя никто не понимает. Знакомую не жалеют ни родные, ни знакомые. К тому же в произведении поднимаются не только социальные, но и философские вопросы. Больше всего писателя возмущает не сам факт изнасилования, а реакция на него окружающих.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: