Презентация, доклад по литературе на тему анализ повести д. бойна мальчик в полосатой пижаме

О чем фильм "мальчик в полосатой пижаме" | какой смысл

«Это смешно, что взрослые не могут понять, что именно хотят делать»

Мальчик Бруно — обладатель зрительного вектора. Ему не сидится на месте, он любознателен, увлечен исследованием мира вокруг. Такие дети общительны, добры, искренни. Бруно любит читать, особенно книги о пиратах, рыцарях, подвигах. Но после переезда книги о приключениях ему запрещает новый учитель, который дает частные уроки и пропагандирует лишь историческую литературу, день за днем рассказывая о том, что евреи — это зло. Он скучает дома один, почти не играет со старшей сестрой Гретель, которая увлеклась фашистской идеологией. Девочка ощущает себя ярой патриоткой и в один день выбрасывает все куклы в подвал, завешивая комнату постерами Гитлера. Эта трехсекундная сцена горы голых куколок в подвале у зрителя ассоциируется с тысячами людей, над которыми проводили опыты, мучали и жестоко убивали в концлагерях.

Вернемся к нашему герою, который надеялся прожить в новом доме всего пару недель, но в итоге остался там навсегда. «Ферма», которую он видит из окна каждый день, не дает ему покоя. Не ощущая сильной эмоциональной связи с кожно-зрительной мамой, оставшись без общения со сверстниками, Бруно просто вынужден найти себе друзей. Он наблюдает за взрослыми и ребятами в одинаковой одежде и решает дойти до фермы и познакомиться с ними. Ведь им будет так здорово вместе играть! Продумав план «побега» через задний двор, Бруно удается совершить свое первое исследовательское путешествие в сторону концлагеря. Колючая проволока и постоянные крики военных не наводят ребенка на мысль о том, что эти люди — заключенные. Он думает, что номера на полосатой одежде, окрики, собаки за забором — это часть игры.

Подойдя к ограде, он видит одиноко сидящего еврейского мальчика Шмуэля. Ребята довольно быстро находят общий язык, новая дружба воодушевляет Бруно. Он носит своему товарищу бутерброды, они через решетку играют в шашки, кидают мяч. Жизнь в новом месте налаживается, и Бруно уже не скучает по Берлину. Однажды на вопрос о том, почему Шмуэль не живет дома с семьей, а за колючей проволокой, мальчик отвечает, что он просто еврей. Бруно не может понять, почему этот факт сразу делает его плохим человеком.

В фильме «Мальчик в полосатой пижаме» каждый герой вызывает интерес. Ни один персонаж не появляется в картине просто так. Еврейский работник на кухне — бывший врач, оказавший Бруно первую помощь, когда мальчик упал с качели. Этот звуко-зрительный старичок в коротком диалоге говорит очень глубокие слова, которые производят на ребенка большое впечатление. «Если кто-то по ночам смотрит на небо, это еще не значит, что мы имеем дело с астрономом». Именно в этот момент Бруно осознает, что иногда люди делают что-то не по своей воле и зачастую в реальности оказываются абсолютно другими людьми.

Бруно — пока еще ребенок, он живет в детском мире из книг о рыцарях и приключениях. Он плачет, когда отец не заступается за еврея, которого избивает лейтенант Курт. Ведь раньше он так гордился отцом — «настоящим солдатом». Он чувствует, что происходит что-то нехорошее, когда бабушка, не одобряющая убеждений сына, не приезжает их навестить, когда слышит ссору родителей. Но его детская психика противится тому, что пока не может осмыслить и перенести. Подсмотрев агитационный фильм о замечательной жизни евреев в лагере, он радостно обнимает отца: ведь он опять может гордиться им. Его детское, наивное восприятие мира сопротивляется жесткости и несправедливости.

Однажды наш герой неожиданно встречает Шмуэля у себя

Измученного еврейского малыша привели в дом коменданта чистить посуду, которую нужно было подготовить к важному обеду. Его худенькие пальчики показались лейтенанту Курту идеальными для протирания маленьких рюмочек

Бруно, уже столкнувшийся с непонятными запретами выходить за пределы двора и тем, что взрослые плохо относятся к евреям, понимает, что его семье пока не следует знать о его дружбе с еврейским мальчиком. Он врет лейтенанту, когда тот, заподозрив что-то, спрашивает Бруно о том, знает ли он Шмуэля. Не выдав товарища, Шмуэль возвращается в лагерь, где его жестоко избивают.

Чувство вины заставляет Бруно извиниться перед товарищем, ему стыдно за минуту слабости и страха перед лейтенантом. Желая хоть чем-то помочь, Бруно соглашается пойти на поиски отца Шмуэля, который недавно пропал в концлагере. В день запланированного отъезда Бруно пораньше сбегает из дома, чтобы довести начатое дело до конца. Ведь он обещал другу помочь.

«Детство наполнено звуками, запахами, видами до тех пор, пока не возникнет темный час осмысления»

Аккуратно сложив свою одежду у ограды, сделав неглубокий подкоп, он облачается в старую, неприятную «пижаму». В один момент Бруно становится одним из узников. Попадая за ограду, он начинает понимать, что концентрационный лагерь в реальности очень отличается от тех кадров, которые он видел на кинопленке своего отца. Здесь голод, нищета, болезни, страдания, боль и смерть. Ему хочется вернуться домой, убежать из этого кошмара, но изменить ничего нельзя. С ужасом зритель понимает, что мальчик даже не подозревает о своей участи. В этот момент в картине нет слов, только газовая камера и крепко сжатые ручки двух друзей, которые вот-вот исчезнут для всех остальных навсегда.

Пропажу мальчика обнаруживают не сразу. Отряд немецких солдат находит тропинку, которая неделями соединяла Бруно с его товарищем. Лежащие рядом с колючей проволокой сложенные вещи открывают глаза на все произошедшее. Но исправить уже ничего нельзя.

Невозможно отгородиться от мира высоким забором и охраной, дежурной улыбкой, книгой, иллюзиями. Невозможно сказать: «я не смотрю новости, потому что это слишком тяжело», «мне все равно, что было на той войне, сейчас другое время», «это ваша жизнь, а это моя, и меня ничего не касается», «меня не волнует политика». Внешний мир с его радостями, с его проблемами все равно настигнет, ворвется в нашу жизнь.

Так, как это произошло с комендантом Ральфом. Он проектировал газовые камеры для уничтожения евреев и потерял в одной из них своего любимого сына. Невозможно построить счастливую жизнь в отдельно взятом шикарном доме, отделенном забором от страданий других людей.

Так, как это произошло с Эльзой, которая пряталась от неприглядной стороны жизни сначала в заботах о красивом интерьере, затем в алкоголе, потом в молчаливом непротивлении нацизму и работе мужа. Она начала терять сына гораздо раньше того злополучного дня. Ее плохие состояния зеркально отражались на ребенке, поэтому он искал ощущение безопасности через общение с добрым и беззащитным Шмуэлем. Не уберегли, не защитили ее маленького Бруно охрана и запреты.

Невозможно сохранить и сделать счастливой жизнь отдельно взятого, своего ребенка, уничтожая или оставаясь безучастным к судьбе других детей. Ведь живем мы не в одиночку. Такова действительность. Иначе останется перед нами, как перед героями фильма, пустой коридор, «полосатая пижама» на крючке и железная дверь в газовую камеру, в которой задохнулось наше общее на всех будущее.

Корректор: Наталья Коновалова

«Высказывать свои мысли вслух может быть опасно»

Поскольку всю картину мы видим глазами ребенка, то мы понимаем, что мальчик не знает всей правды о происходящем. Концлагерь он принимает за ферму и уверен, что «люди в полосатой пижаме» занимаются земледелием и отдыхают на свежем воздухе. Еще мы видим, что даже не все взрослые жители Германии того времени в полной мере осознавали всю жестокость и беспощадность нацистской политики. Грамотно снятые фильмы о жизни евреев в лагере лживо описывали благоустроенную и веселую жизнь заключенных.

Создание политических мифов всегда использовалось в истории для сдерживания недовольства граждан. Так, мама Бруно, мечтательная, тонкая женщина, погруженная в основном в заботы об уюте и красоте в доме, была шокирована, узнав, что в огромных печах концлагеря жгут не мусор, а тела убитых евреев. Разочаровавшись в правильности действий и убеждений супруга, возненавидев место, куда им пришлось переехать, она начинает выпивать, чтобы хоть на миг заглушить чувство вины и неприятия к фашизму, убежать от ужаса происходящего, сделать вид, что ее это не касается.

Чтобы глубже понять посыл автора книги Джона Бойна, по которой был снят фильм «Мальчик в полосатой пижаме», и ярче воспринять характеры героев, посмотрим картину через призму знаний тренинга «Системно-векторная психология».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: