Тема
Основная тема пьесы — продажа имения Раневской. И именно на этом примере писатель описывает происходящую в России ситуацию.
Все действие в пьесе разворачивается вокруг вишневого сада, в это понятие автор вкладывает очень глубокий смысл. Образ вишневого сада Чехов олицетворяет с Россией. Во времена дворянства фактически все имения были окружены садами, это был их отличительный признак. С ними сравнивается и ситуация в стране: в прошлом все было благополучно, было буйство садов и зелени. Вишневый сад расцветает, наполняя все вокруг своим благоуханием. И страна поднялась и расцвела. Но сады в цвету стоят не более недели, приходит время, и цвет облетает. Так и в России все начинает рушиться.
Приходит время, когда появляется другое поколение. Оно готово безжалостно вырубить эти сады. Начинается вырождение целого класса, умирает дворянство. Имения продаются с молотка, деревья вырубаются. Последующее поколение еще стоит на распутье, и что оно выберет, неизвестно. С продажей родовых гнезд уничтожается и память о прошлом, нарушается связь поколений. Настоящее полно неизвестности, а будущее — страшит. Грядут перемены, но что они несут, трудно понять. Разрушается связь поколений, рушатся памятники, хранящие историю рода, а без прошлого будущего не построишь.
Система образов в пьесе Чехова подразделена на три категории, на примере которых описывается жизнь страны. Ее прошлое символизируют Раневская, ее брат Гаев, старый слуга Фирс. Это то поколение, живущее, не задумываясь о завтрашнем дне. Они пришли на все готовое, не прилагая к этому никаких усилий и не делая попыток что-либо улучшить или изменить. Получилось время застоя, которое неизбежно привело их к разорению и обнищанию. Обнищанию не только материальному, но и духовному, когда история рода уже не имеет для них никакой ценности.
Возможно, вам также будет интересна статья: Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»
Героем настоящего страны является Лопахин. Это слой населения, выбившийся в люди с самых низов человеческого общества, разбогатевших собственным трудом. Но и это поколение бедно духовно. Их цель жизни — сохранить и приумножить свой достаток, накопление материальных ценностей.
Будущее России олицетворяют представители молодого поколения. Дочь Раневской Аня и Петя Трофимов мечтают о будущем, которое видят светлым и счастливым. Эти герои стоят на распутье, они не готовы изменить что-то сами. Есть вероятность, что они пойдут методом проб и ошибок. Впереди у них целая жизнь, и, может быть, они сумеют построить счастливое будущее.
Тема
Анализ произведения “Вишнёвый сад” невозможен без определения темы.
Основная тема произведения – тема времени, и она не нова в литературе. При смене эпох не каждый человек может приспособиться и влиться в новое течение времени, принять новый порядок и найти своё место в изменившемся мире.
Главная проблема произведения – это непонимание одного поколения другим. Чехову мастерски удалось отобразить конфликт поколений, используя многоуровневую систему образов, где Раневская и Гаев символизируют прошлое, Лопахин – настоящее, а неопределенное будущее – Аня и Петя.
Необходимость приспосабливаться к новому времени, чтобы выжить, – это одна из основных мыслей произведения.
Общая характеристика личностного отношения автора к Раневской – негативное. Это инфантильная особа, любящая страдания: она любит вишнёвый сад, хотя пережила в нём немало бед, но все равно возвращается туда.
Эта женщина не умеет любить. Иначе как объяснить то, что она забывает своего верного старого слугу Фирса в доме, когда покидает имение, и его заколачивают внутри? Окружающие её люди, которые сделали ей немало добра, для неё никто.
Конфликт отцов и детей также проходит красной нитью в проблематике пьесы. Любовь к дочери Анечке у Любови Андреевны Раневской также неполноценна. Она отказывается принимать то, что дочь уже не ребёнок, и поэтому беззастенчиво устраивает личную жизнь в ущерб интересам дочери.
Сам же вишнёвый сад – это символ России. Старый сад никому не нужен, кроме Раневской. Аня и Петя мечтают о новом саде, старый погибающий сад им ни к чему. Гаев, как и Раневская, любит вишнёвый сад, но ничего для его сохранения не предпринимает.
Таким образом, автор очевидно говорит читателю о том, что старая Россия умрёт вместе со старым поколением и выражает надежду на то, что новое поколение построит новую Россию, с новым укладом. Параллель между садом и всей Россией придаёт очевидный смысл названию произведения. Вишни расцветают в мае: они , благоуханны и прекрасны ровно отпущенную им неделю, а затем опадают. Так прекрасно и скоропостижно опало дворянство, погрязшее в долгах и нескончаемых полемиках.
Сюжет
Рассказ начинается с приезда госпожи Раневской, которая несколько лет жила за границей. Возвращается она не одна, а вместе с 17-летней дочкой Аней. Далее повествование переносится в их родовое поместье. Дела поместья обстоят не лучшим образом. У Раневской почти не осталось денег, а поместье может быть продано за долги. Одним из главных достояний поместья является прекрасный вишневый сад, который хранит в себе культурное наследие семьи. Купец Лопахин видит решение проблемы: поделить имение на небольшие участки и сдавать их в аренду. Со временем финансовые проблемы исчезнут и все снова можно будет объединить.
Раневская думает, что купец шутит. Она не понимает, как можно сдать их родовое гнездо в аренду. Место, где прошло все ее детство и жизнь ни одного поколения родственников. Гаев, брат Раневской, поддерживает сестру. Он хочет занять немного денег у дальней богатой тетушки.
«Вишневый сад» конфликт поколений
Действующие лица пьесы можно разделить на три поколения. Первое поколение – это потомственные дворяне. К ним можно отнести саму Любовь Раневскую, ее брата Леонида Гаева и лакея Фирса. Чтобы решить проблемы, они не собираются ничего кардинально менять. Дворяне думают, что смогут занять денег у родственников и все само собой обойдется. Они не понимают, что эпоха дворянства уже изжила себе и подходит к логическому концу. Книга Вишневый сад, в частности сам автор, осуждает именно первое поколение.
Второе поколение «Вишневого сада» – это взрослые люди с современными взглядами на мир. К ним мы относим купца Ермолая Лопахина. Его дед был обычным крестьянином, который как раз работал на благо семьи Раневских. Под конец своей жизни, дед освобождается от крепостной зависимости. Ермолай Лопахин – внук деда, всю сознательную жизнь стремился к обретению финансовой независимости. Лопахин – материалист, он ставит на первый план материальные ценности, а духовные отодвигает на второй. Несмотря на все отношение к дому Раневских, он пытается помочь им советом, но его не слушают. Он отличается от поколения дворян тем, что он не привык сидеть без дела и склонен что-то менять.
Третье поколение – “новое поколение”. Это молодые и амбициозные люди, вся жизнь которых еще впереди. К “новому поколению” относится студент Петр Трофимов и дочь Раневской Аня. Трофимов утверждает, что Россию ждет светлое будущее, умные, образованные люди и всеобщее счастье. В Петре есть некоторые черты материализма, но, в отличии от Лопахина, он не отказывается и от духовной части. Главным же отличием Раневской с ее дочерью являются цели. Именно цели и стремление двигают Аню вперед. Раневская хочет просто жить в своем имении и ни о чем не заботится. Ее существование не несет никакого смысла, Аня же хочет получить образование и открыть какое-нибудь дело.
Вишневый сад основная мысль
Основная мысль Вишневого сада очень проста. Она заключается в том, что тебе не надо останавливаться на месте и постоянно ставить себе новые цели. Рассказ показывает тебе, что нужно двигаться вперед по своему пути, даже если прошлое поколение видит иной. Конец произведения очень символичен. Лопахин покупает имение и собирается делить его для сдачи в аренду. Семья Раневских уезжает, но забывает старика Фирса. Брошенный всеми, он произносит свой последний монолог. После чего читатель слышит звук топора по дереву.
Социальная пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад»
Определение
«Вишневый сад» — пьеса в четырёх действиях Антона Павловича Чехова, жанр которой сам автор определил как комедия. Пьеса написана в 1903 году, впервые поставлена 17 января 1904 года в Московском художественном театре.
Изначально Антон Павлович собирался написать легкую и смешную пьесу, где основной сюжетной линией станет продажа имения за долги. В 1901 году автор об этом написал своей жене О.Л. Книппер-Чеховой. Но писатель хотел эксперимента, а не воскрешать похожие сюжеты. Ранее он уже поднимал похожую тему в драме «Безотцовщина». Обнищание и вырождение дворянства происходило на глазах Чехова, который вынужден был наблюдать и отражать этот процесс в художественном произведении.
История создания
История создания пьесы началась в Таганроге, отец вынужден был продать свое «дворянское гнездо», чтобы погасить долги. Антон Павлович испытал всю гамму чувств, которая проявилась в диалогах персонажа «Вишневого сада» — Раневской. Прототипом Гаева стал знакомый Чехова — А.С. Киселев, которому тоже пришлось пожертвовать усадьбой, чтобы поправить финансовое состояние.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
К пьесе «Вишневый сад» писатель шел всю жизнь. Он тщательно продумывал образы и реплики до мельчайших подробностей, правил и переписывал свое творение. Многие считают, что у автора вышла драма, другие видят в произведении трагикомизм. Как бы то ни было, «Вишневый сад» давно и прочно укрепился в репертуаре самых знаменитых театров.
Краткое содержание
Разоренная вдова Раневская возвращается из Франции в свое поместье. Купец Лопахин предлагает ей наладить свое материальное положение, вырубив вишневый сад и сдав землю в аренду. Вдова не соглашается — с этим садом ее связывают воспоминания молодости. Но имение выставлено на торги. Его выкупает Лопахин и реализует свой план.
Композиция
Композиционно пьеса состоит из пяти частей.
Первое действие пьесы – это экспозиция. В доме все ожидают приезда из Парижа хозяйки имения Раневской с дочерью. Домочадцы говорят и думают каждый о своем, совершенно не слушая друг друга. Именно поэтому многие реплики героев брошены невпопад. Эта разобщенность очень напоминает разноголосую Россию, в которой также живут такие же непохожие друг на друга люди, которым сложно достичь взаимопонимания.
В первом же действии читатель наблюдает и завязку. Любовь Андреевна с дочерью появляются в доме. Постепенно домочадцы узнают, что Раневской грозит разорение, но ни сама хозяйка имения, ни ее брат Гаев не могут предотвратить неминуемого банкротства. Только у Лопахина появляется план спасения: вырубить старые вишни и построить на месте вишнёвого сада дачи. Это помогло бы выжить имению, но спесивые хозяева отвергают его предложение.
Во втором действии герои возвращаются к обсуждению судьбы поместья с садом. Раневская вновь с презрением отказывается от помощи Лопахина в решении этого вопроса и предпочитает предаваться воспоминаниям о былом. Ей намного проще бездействовать, нежась в своих страданиях. Гаев и купец постоянно ругаются.
Третье действие является кульминацией пьесы. Старые владельцы, словно ничего страшного не происходит, решают устроить бал, и пока они веселятся, проходят торги и их усадьба уходит с молотка. Её приобретает бывший крепостной Раневской – Лопахин.
Четвертое действие – это развязка произведения. Раневская возвращается в Париж, чтобы продолжать проматывать своё состояние. После её отъезда все герои расходятся кто куда. В доме остаётся лишь старый слуга Фирс, о котором попросту забыли и оставили в заколоченном доме.
Главные герои
Глубже понять пьесу А. П. Чехова “Вишневый сад” поможет анализ главных действующих лиц. Укрупненно героев можно разделить на две основных группы: прошлое, настоящее, будущее. Люди прошлого поколения — образованны, деликатны, но инфантильны, эгоистичны и бездеятельны: Раневская, Гаев, Фирс. Люди настоящего — новые “хозяева” жизни, новое поколение богачей, которое не может отделаться от памяти о низком социальном статусе предков, что делает их глубоко несчастными (Лопахин). Рациональны, деятельны и практичны. Люди будущего — хотят снести все старое для строительства нового уклада. Испытывают желание трудиться, развиваться: Аня, Петя, Варя. Каждый персонаж пьесы имеет свой образ, свою правду, ярко выраженных отрицательных или положительных героев нет:
Любовь Андреевна Раневская
Немолодая помещица, вдова дворянина, умершего от пьянства и оставившего семье неподъемные долги. Из-за мужа потеряла связь с родственниками, на поддержку которых теперь нельзя рассчитывать. Потеряла сына — утонул в реке. Связь с другим мужчиной после смерти мужа привела к полному разорению и попытке покончить с жизнью через отравление. Не умеет отстаивать свое мнение, ранима, чувствительна, не обладает навыками ведения хозяйства и рационального распоряжения деньгами. В финале возвращается к любовнику, разорившему ее, не видя всего ужаса своего положения.
Леонид Андреевич Гаев
Брат Любови Андреевны, холостяк, всю жизнь проживший в родовом имении. Живет в долг, погряз в иллюзиях и мечтах, красиво говорит пустые речи, сплетничает, плетет интриги. За спиной сестры обвиняет ее в потере поддержки влиятельных родственников, своей вину за бездумную растрату денег не чувствует. В конце пьесы принимает судьбу — утраивается на работу в банк.
Фирс
Старый лакей, который служит семье с самого детства Гаева и Раневской. До сих пор проявляет заботу за повзрослевшим хозяином. Не смог принять отмену крепостного права. Остается забытым всеми и ненужным никому в пустом доме.
Ермолай Алексеевич Лопахин
Трудолюбивый, практичный, рациональный и амбициозный сын бывшего крепостного семьи Гаевых. Постоянно думает, что образования недостаточно для общения с дворянами, поэтому всегда зажат. Стесняется сделать предложение дочери Раневской, так как по-прежнему считает себя ниже их семейства. Покупает имение с молотка для уничтожения, чтобы отомстить за рабское положение предков.
Аня
Дочь Раневской, юна, утонченная и красива. Несмотря на мечтательность и наивность, хочет трудом добиться благополучия. В финале покидает имение, чтобы учиться, получить профессию, начать работать и обеспечить мать. Становится символом надежды будущей России. Не испытывает жалости к саду, хочет посадить свой, новый.
Петя Трофимов
Вечный студент в свои тридцать, отличающийся умом и рассудительностью. Беден, не имеет дома. Горд, говорит резко, прямолинеен, но на ответные упреки обижается. Дальше высокопарных речей дело не идет. Влюблен в Аню, но действовать не намерен. Равнодушен к судьбе сада, считает, что дворяне получили блага незаконно, за счет крестьян.
Варя
Приемный ребенок Раневской. Отличается трудолюбием и скромностью. Богомольность сочетает со скупостью: переживает, что мать транжирит деньги, экономит на питании слуг. Влюблена в Лопахина, не получает взаимности и замыкается в себе. В финале пьесы поступает на службу экономкой к другой семье. Готова отдать последнее для спасения сада, так как всю жизнь посвятила спасению дома семьи, приютившей ее.
Подробный анализ произведения по действиям
Действие 1
Купец Ермолай Лопахин и горничная Дуня ожидают приезда из Франции хозяйки с семьей. Лопахин с теплом говорит о Раневской и рассуждает о своей жизни: его отец был обычным мужиком, а он многого добился: прекрасно одет, правда, образования не получил. Купец упрекает горничную в том, что она ведет себя как барышня.
Приезжает хозяйка усадьбы с дочерью Аней и прислугой. Мать и дочь счастливы вернуться домой. Аня оживлена тем, что Петя Трофимов находится в их имении. Позже приходит влюбленный в Аню Петя.
Из беседы сразу становится понятно, что Любовь Андреевна разорена. Она продала всю недвижимость заграницей. Эта усадьба тоже скоро будет продана в погашение долгов. Аня и приемная дочь Раневской Варя очень переживают, но вдова просто с теплом вспоминает прошлое. Купец обращается с предложением, которое может помочь семье Раневской: сад нужно срубить, а землю поделить на участки и сдавать в аренду под дачи. Хозяйка и ее брат Гаев категорически против: для них вишневый сад — это святое. Лопахин просит подумать над его словами и уезжает. Леонид Андреевич говорит, что ждет денег от богатой тетки и возможно все образуется.
Первое действие — это завязка конфликта между поколениями. Между прошлой жизнью — Гаев и Раневская и настоящей — Лопахин, Варя, Аня.
Действие 2
Дуняша, лакей Яша, конторщик Епиходов и гувернантка Шарлотта Ивановна прогуливаются возле церкви. Дуня безответно любит Яшу. Семен Пантелеевич Епиходов видя это, крайне огорчен, ведь он влюблен в Дуняшу и даже думает о самоубийстве.
Приходят Раневская, Гаев и Лопахин. Купец интересуется, что Любовь Андреевна думает о предоставлении участка под дачи, но та будто не слыша, говорит о своем — обвиняет себя в транжирстве и тут же дает золотой рубль случайному прохожему. Гаев ведет светскую беседу на отвлеченные темы.
Семья ждет денежный перевод, но этих денег не хватит даже для погашения долгов. А о том, чтобы сдать землю под дачи, они и думать не хотят: это низко. Лопахина раздражает их непрактичность. Любовь Андреевна укоряет его в необразованности и приземленности и пытается его женить на Варе. Гаев рассказал, что ему предлагали должность в банке, но Раневская осаживает брата: нечего ему там делать. Аня делится с Петей тем, что не так уж ей дорог вишневый сад и она хочет думать о будущем.
Во втором действии, по сути, решается судьба вишневого сада, который по замыслу писателя является главным героем пьесы. Это образ, связывающий две эпохи: уходящее дворянское сословие и новых практичных, жестких людей. Всем нужен вишневый сад. Одним — как часть красоты, другим — как выгодное вложение капитала.
Действие 3
Вечером в гостиной дома Раневская устроила бал. Все танцуют. Нет только Гаева и Лопахина — в это время проходят торги, на которых продается имение. Все безосновательно надеются на то, что Леониду Андреевичу будет достаточно присланных тетей денег.
Любовь Андреевна желает вернуться во Францию к своему возлюбленному — он ей писал. Все говорят о любви. Раневская утверждает, что ради нее можно пойти на все, упрекает Петю, что он «выше любви». Трофимов парирует, что она хочет связать свою жизнь с мужчиной, уже обманувшим и разорившим ее.
Заходят Лопахин и Гаев. Последний плачет. Купцу же трудно скрыть радость: теперь он хозяин имения. Лопахин хочет немедленно начать рубить сад, чтобы скорее сдать землю в аренду. Раневская в слезах, родная дочь пытается ее утешить. Варя бросает ключи от имения и уходит.
Это кульминация пьесы. Своеобразный «пир во время чумы». На сцене происходит нелепый бал на последние деньги, в то время, как Гаев уступает имение Лопахину.
Действие 4
В комнате слышно, что деревья уже рубят. Лопахин приходит с шампанским, чтобы проводит семью Раневской. Никто не хочет шампанского: всем грустно. Вроде проблема разрешилась. Все планируют свое будущее, прощаются с усадьбой, закрывают дом и уезжают, забывая про старого слугу Фирса. Только зритель слышит, как рубят вишневый сад.
Темы, затронутые в пьесе, актуальны по сей день. Это проблемы:
- одиночества человека;
- поиска счастья;
- взаимоотношения родителей и детей.
Новаторство Чехова — драматурга
Остается добавить, что пьеса неспроста не поддается пониманию многих школьников. Многие исследователи относят ее к театру абсурда (что это?). Это весьма сложное и неоднозначное явление в модернистской литературе, споры о возникновении которого продолжаются до сих пор. Дело в том, что пьесы Чехова по ряду признаков можно причислить к театру абсурда. Реплики героев очень часто не имеют логической связи друг с другом. Они как будто обращены в никуда, как будто их произносит один человек и при этом разговаривает с собой. Разрушение диалога, несостоятельность коммуникации – это то, чем знаменита так называемая антидрама. Кроме того, отчуждение личности от мира, ее глобальное одиночество и жизнь, обращенная в прошлое, проблема счастья — все это черты экзистенциальной проблематики в произведении, которые опять же присущи театру абсурда. В этом и проявилось новаторство Чехова-драматурга в пьесе «Вишневый сад», эти особенности и привлекают многих исследователей в его творчестве. Такое «провокативное» явление, непонятое и осужденное общественным мнением, тяжело воспринять в полной мере даже взрослому человеку, не говоря уже о том, что полюбить театр абсурда удалось лишь немногим приобщенным к миру искусства.
История создания
Из письма Чехова к своей жене известно, что работу над своей новой пьесой автор начал в 1901 году. Стимулом к созданию этого произведения послужила личная семейная трагедия писателя. Жизненные обстоятельства сложились так, что отцу Антона Павловича пришлось продавать свое родовое поместье, чтобы выпутаться из долгов.
Возможно, вам также будет интересна статья: Пьеса Островского «Бесприданница» — анализ
Писателю были близки и понятны те чувства, которыми он наделил героев пьесы. И такое случалось не только в его семье. Повсюду, по всей великой России шло вырождение дворянства как класса. Разорялись зажиточные крепкие хозяйства, огромное количество бывших когда-то богатейших имений шло с молотка. Так начиналась новая веха в истории страны.
Весь этот разрушительный процесс не мог оставить в стороне гения русского писателя, и из-под пера автора вышла его последняя пьеса, ставшая вершиной творчества драматурга. Во время создания этого шедевра русской классики писатель был уже тяжело болен, работа двигалась не так быстро, как хотелось, и была завершена только в 1903 году.
Анализ произведения
Тема
Тема пьесы — Россия, её прошлое, настоящее, будущее.
Прошлое — уходящее дворянство, старые усадьбы с их культурой и красотой, обитатели которых не могут приспособиться к жизни в новых реалиях (Раневская, Гаев). Настоящее представляет деловой Лопахин. Будущее олицетворяют Петя Трофимов и Аня. Вишнёвый сад как символ России связывает воедино всех героев.
Идея
Идея произведения — ожидание перемен. Предчувствие скорых изменений есть у всех героев. Разрушено старое, а новое пока не пришло, и каким оно будут, неизвестно. У одних героев неизвестность рождает страх и желание цепляться за уходящее прошлое. Другие — Аня и Петя Трофимов — намерены взращивать дивный сад и полны надежд на светлое будущее.
Проблематика
- Разложение большей части дворянства праздной жизнью, их неумение управлять поместьем, непрактичность — всё это привело к тому, что дворянство (Раневская, Гаев) уступило первенство буржуазии.
- Лопахин, представитель класса буржуазии, энергичен, трудолюбив и практичен, но он всегда отдаст предпочтение выгоде.
- Разночинец Трофимов возвышен, одержим прогрессивными идеями, его цель — преображение российского общества, но он бездеятельный наивный идеалист.
Композиция
Композиция состоит из основных частей:
- Экспозиция — ожидание приезда хозяйки..
- Завязка — приезд Раневской, известие о разорении, о том, что имение надлежит выставить на торги.
- Развитие действия — нарастание конфликта. Решается, что же делать с имением.
- Кульминация — бал в то время, когда идут торги, на которых владельцем вишнёвого сада и господского дома становится Лопахин.
- Развязка — отъезд Раневской и всх остальных. Запертым в доме остаётся больной Фирс. Слышен стук топора.
Жанр и направление
«Вишневый сад» все однозначно относят к литературному направлению «реализм», так как автор пытался воссоздать реальную действительность. Его образы типичны и натуралистичны. Сюжет простой.
Однако есть некоторые черты, которые позволяют отнести пьесу к новому явлению «Театру абсурда». Это доказывают отрывистые реплики героев, которые как будто бросаются на ветер, здесь нет четких диалогов между героями. Без ответа остаются высказывания, никто никого не слышит, что похоже на непонимание между разными классами и поколениями.
Анализ пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»
Прежде чем проанализировать данное произведение, обратимся к истории его создания. Антон Павлович Чехов начал работать над пьесой в далеком тысяча девятьсот первом году. Однако, работа над ней растянулась на два с небольшим года из-за осложнений болезни писателя. Она была завершена в тысяча девятьсот третьем году. Писатель представил свою пьесу Московскому художественному театру, а в тысяча девятьсот четвертом году состоялась премьера спектакля.
Стоит обратить внимание на тот момент, что пьеса была написана незадолго до первой русской революции, больше известной как «кровавое воскресенье». Это повлияло на главную мысль и тему данного произведения
Надо сказать, что эта пьеса сильно выбивается из ряда остальных произведений писателя – мало того, что она стала кульминацией его творчества, она являлась отражением проблем, стоящих перед людьми того времени.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Итак, основными аспектами анализа данной пьесы можно обозначить:
- Тема и мотивы пьесы. Темой пьесы можно назвать потерю своего родного дома, дорого сердцу, переживания, связанные с потерей. Однако, эта тема достаточно символична: потеря дома – это отсылка к уходу старого мира, к грядущим переменам. Известно, что Чехов и сам переживал такую ситуацию, что оставило не самые приятные впечатления. В своей пьесе он показывает эмоциональное состояние людей, их переживания, когда они вынуждены покинуть родной дом.
- Главные герои произведения. Их несколько: Раневская, Гаев, Лопахин, Аня, Варвара. К второстепенным героям можно отнести: лакея Фирса, «вечного студента» Петю Трофимова. Стоит отметить, что в этой пьесе героев принято разделять на три основные группы, каждая из которых олицетворяет временную принадлежность. Прошлое России в пьесе «Вишневый сад» олицетворяют Гаев, Раневская и лакей Фирс. Настоящее время, то есть время перемен: Варвара и Лопахин. Причем Лопахин рисуется очень энергичным, умным и предприимчивым человеком. Третья группа, в которую входят герои будущего – это Аня и Петя Трофимов.
- Сюжет пьесы. Разорившаяся дворянская семья упорно держится за свой последний островок из уходящего мира – родовое имение с прекрасным вишневым садом. Эти цветущие вишни – их память, их родина; они олицетворяют собой весь их мир. Имение вскоре продадут, а семья ничего не получит. Лопахин – купец и друг этой семьи – предлагает вырубить сад и раздать землю под дачные участки, чтобы выбраться из долговой ямы. Однако, ни Раневская, ни Гаев, ни ее дочь – Аня не хотят даже слышать о том, чтобы вырубить вишневый сад, в котором заключен весь их мир. Имение продают, новым владельцем становится Лопахин. Он добивается своего – спиливает сад и строит на ней дачные участки.
- Композиция пьесы. В экспозиции произведения Лопахин беседует с Варварой, они ожидают приезда Раневской. Завязка произведения заключается в разговоре о продажи имения на аукционе. Далее идет развитие сюжета. Кульминацией этого произведения можно считать новость о том, что имение Раневской купил сам Лопахин. Развязка – это построение планов и разъезд всех героев. Пьеса состоит из четырех действий.
Замечание 1
Таким образом, можно сделать вывод о том, что главным замыслом этого произведения Антона Павловича Чехова является временной конфликт, означающий неизбежный уход старого мира и грядущие перемены. В данной пьесе отражается не столько конфликт поколений, сколько конфликт поэтичного, нежного и беспечного дворянства с предприимчивостью людей нового времени – зачастую совершенно обыкновенных людей.
Чехов выражает идейный замысел аллегорически: через образ прекрасного вишневого сада – последнего островка надежды и спокойствия. Автор в своем произведении призывает многих читателей задуматься об истинном положении их дел, о прошлом и настоящем.
Критика
Современники приняли пьесу «Вишневый сад» с восторгом, но до сих пор нет единого мнения по поводу того, какую именно мысль хотел выразить Чехов.
Максим Горький считал, что пьеса разоблачает старых детей и обывателей, не видящих дальше своего дома, а Владимир Тихонов разглядел в ней неоднозначность новой эпохи, представителем которой является Лопахин.
В.И. Немирович-Данченко не считал сюжет пьесы главным, а скорее «подводным течением». Герои Чехова выражали свои чувства не прямо, а сквозь недоговоренности, что создавало атмосферу напряженности. Такое художественное решение делает «Вишневый сад» непредсказуемым и оригинальным произведением. Кроме того, до сих пор нет единого мнения среди литературоведов о жанре пьесы: комедия это или драма.
А.И. Ревякина утверждает, что признание «Вишневого сада» драмой означает признание переживаний Раневских и Гаевых как подлинно драматичных и вызывающих глубокое сочувствие. Однако автор считает, что пьеса не является ни драмой, ни трагикомедией, так как ей не хватает соответствующих героев и положений. Он подчеркивает своеобразие пьесы, которое заключается в мучительной недоговоренности и неявных эмоциях героев. Кроме того, цитата К.С. Станиславского подчеркивает трагическую напряженность произведения.
Значение пьесы огромно, и его трудно переоценить. Несмотря на сложность, драма стала народным достоянием. Чехов описал падение дворянской жизни, что было актуальным для того времени, и вызвал сочувствие у читателей. В письмах к Чехову его современники описывали подобные ситуации, которые проникли в их жизнь и сильно затронули. Некоторые из них даже называли пьесу своим личным отражением.
Вариант 2
Произведение представляет собой лирическую комедию, ключевой темой которой становятся авторские размышления о будущем страны и ее населения. В основе пьесы лежит история о вынужденной аукционной продаже родового имения обедневшим дворянским семейством.
Своеобразием произведения является его жанровое изложение, которое с точки зрения писателя представляется комедией, а с точки зрения литературоведческого общества и театралов демонстрирует драматические элементы. Таким образом, чередуя драматические и комические сцены писатель достигает художественную реальность пьесы.
Отличительной особенностью произведения признается новаторство автора, выразившееся в отсутствии разделения героев пьесы в качестве либо отрицательных, либо положительных персонажей, разбив их лишь на три категории, первая из которых представляет людей прошлого поколения в лице дворян-аристократов Раневской, Гаева и лакея Фирса, ко второй группе причисляются люди настоящего времени в ярком представлении предприимчивого купца Лопахина, а в третью категорию автор относит людей будущего в лице прогрессивной молодежи того периода Петра Трофимова и Ани.
Структурная композиция пьесы состоит из четырех действий, которые не разделяются на самостоятельные сцены, при этом временной промежуток произведения составляет около полугода, начинаясь весной и заканчиваясь серединой осени. В первом действии представляется мизансцена завязки сюжетной линии, которая возрастает с напряжением во втором действии, третье действие характеризуется кульминацией сюжета в виде продажи родового имени, а четвертом наступает финальная развязка. Художественное содержание пьесы развивает эмоционально-психологический фон, заключающийся в описании внутренних переживаний персонажей.
Произведение также отличается полным отсутствием выраженных внешних конфликтов, а также динамизмом и непредсказуемыми сюжетными поворотами, которые подчеркиваются ремарками автора, монологами, паузами, создающими впечатление особой недосказанности и придающие произведению неповторимую изысканную лиричность.