История создания
Рассказ писателя автобиографичен, он, действительно, после ссылки учительствовал в деревушке Мильцево, которая в рассказе названа Тальново, и снимал комнату у Захаровой Матрены Васильевны. В своем небольшом рассказе писатель отобразил не только судьбу одного героя, но и все эпохальную идею становления страны, все его проблемы и нравственные принципы.
Сам смысл названия «Матренин двор» является отображением основной мысли произведения, где рамки ее двора раздвигаются до масштабов целой страны, и идея нравственности превращается в общечеловеческие проблемы. Отсюда можно сделать вывод, что история создания «Матрениного двора», заключает в себя не отдельную деревню, а историю создания нового взгляда на жизнь, и на власть, управляющую народом.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Проведя в «Матренином дворе» анализ произведения, необходимо определить главную тему рассказа, выяснить, чему учит автобиографическое сочинение не только самого автора, но, по большому счету, и всей страны.
Глубоко освещена жизнь и труд русского народа, его отношение с властью. Человек трудится всю свою жизнь, теряя в работе свою личную жизнь, интересы. Свое здоровье, в конце концов, не получая ничего. На примере Матрены показано, что она трудилась всю свою жизнь, не имея никаких официальных документов о своем труде, и не заработала даже пенсию.
Все последние месяцы ее существования ушли на то, чтобы собирать разные бумажки, а волокита и бюрократизм властей еще привел и к тому, что одну и ту же бумажку надо сходить получить не один раз. Равнодушные люди, сидящие за столами в конторах, могут легко поставить не ту печать, подпись, штамп, их не волнуют проблемы людей. Вот и Матрена, чтобы добиться пенсии, не единожды обходит все инстанции, кое-как добившись результата.
Жители деревни думают лишь о собственном обогащении, для них не существует нравственных ценностей. Фаддей Миронович, брат ее мужа, заставил Матрену при жизни отдать обещанную часть дома ее приемной дочери, Кире. Матрена согласилась, и, когда от жадности, двое саней подцепили к одному трактору, повозка попала под поезд, и погибла Матрена вместе с племянником и трактористом. Алчность людская превыше всего, в тот же вечер, единственная ее подруга, тетя Маша, пришла к ней в дом, забрать обещанную ей вещицу, пока не растащили родные сестры Матрены.
И Фаддей Миронович, у которого в доме тоже стоял гроб с покойным сыном, до похорон все-таки успел свозить бревна, брошенные на переезде, и не пришел даже отдать дань памяти женщине, погибшей страшной смертью из-за его неуемной жадности. Родные сестры Матрены, первым делом, забрали ее похоронные деньги, и начали делить остатки дома, поплакав над гробом сестры не от горя и сочувствия, а потому, что так положено.
Фактически, по-человечески, никто не пожалел Матрену. Алчность и жадность ослепила односельчанам глаза, и люди никогда не поймут Матрену, что своим духовным развитием женщина стоит от них на недосягаемой высоте. Она – настоящая праведница.
Картины быта деревни в послевоенное время. Духовная деградация крестьянства и разрушение деревенского уклада жизни
В рассказе Солженицына деревня Тальново представлена как одна из многих маленьких русских деревень 50-х г. прошлого века. Ища себе уединенный уголок «кондовой России»,герой-рассказчик называет несколько деревень с исконными названиями: Высокое поле, Часлицы, Шестимирово, Овинцы и др. На смену этим постепенно вымирающим деревням, в которых и хлеба уже не пекли, стали появляться рабочие поселки, грязные и необустроенные, с однообразными бараками вместо изб, с бездушными названиями, вроде Торфопродукт. Рассказчик, услышав это название, вспоминает с горечью Тургенева, которому не пришло бы в голову «по-русски составить такое».
Вырождающийся крестьянский быт измотанных бедностью людей, не имеющих возможности ни заработать в колхозах, ни купить себе самое необходимое, влечет за собой нравственное оскудение. В таких условиях люди становятся бесчеловечными, ими обесцениваются бескорыстие, доброта, честность, а нормой становятся неблагодарность и стяжательство. Не считается постыдным воровство, чтобы выжить и не замерзнуть зимой, бабы таскают у государства тайком мешками торф для растопки печей, ведь купить его невозможно. Матрене, чтобы запасти сена для козы, приходится серпом срезать траву на обочинах и болотах, ведь на колхозных лугах косить запрещено. Председатель колхоза урезал огороды сельчанам, с которых кормились их семьи, и теперь эти необрабатываемые земли превратились в пустыри. Бездействие и безответственность представителей власти только усугубляют и без того нелегкое положение послевоенной деревни.
Среди деревенских обитателей особо выделяется Фаддей. Еще при первом знакомстве Игнатича насторожила во внешне благообразном облике старика чернота его лица, обрамленного густыми черными, без малейшего намека на старческую седину волосами, окладистой бородой, скрывающей половину лица, бровями, нависшими над глазами. Матрена постояльцу расскажет о том, как судьба связала ее с этим «черным» человеком.
Фаддей сватался к Матрене в молодости, но его в 1914 г. призвали на войну, где он пропал без вести. Она спустя 3 года пошла за его брата, который посватался к ней оттого, что после смерти матери их семье нужна была работница. Через полгода возвратился из плена Фаддей, в гневе грозил, что зарубил бы обоих, ведь у него отняли Матрену, которую он считал своей. Женился на другой Матрене, выбрав ее за имя, всю жизнь вымещал на ней свою обиду, нещадно бил не только ее, но и детей. Как собственник всю жизнь он будет бороться за свое «добро». Он заставляет бывшую свою Матрену еще при жизни разобрать горницу, которую она завещала своей воспитаннице Кире, его дочери. Ломая избу Матрены, Фаддей словно преображается, из дряхлого старичка превращается в неутомимого работника. Без устали разбирают избу одинокой старой женщины все его сыновья и зятья, не задумываясь о том, как она будет жить дальше.
Из-за скупости Фаддея, пожалевшего денег на еще один трактор, на железнодорожном переезде оборвался трос, тянувший наспех сколоченные вторые сани с бревнами. Вытаскивая сани, тракторист, один из сыновей Фаддея и Матрена Васильевна погибли, они не заметили идущего задним ходом паровоза в ночной темноте и не услышали его приближения из-за работающего трактора. Игнатичу, узнавшему о трагедии, почудился в дверном проеме призрак бывшего возлюбленного Матрены с топором, который сумел отомстить, став виновником ее страшной гибели, словно сорок лет «пролежала его угроза в углу», дожидаясь своего часа.
Но даже после трагедии Фаддей думает, как спасти свое «добро», несмотря на то, что погибли родной сын и вовсе нечужая ему женщина, дочь Кира находилась на грани сумасшествия от горя, пытавшегося повеситься зятя арестовали. Он же, опасаясь, что брошенные на обочине бревна могут растащить, добивается разрешения на их вывоз до окончания следствия, обивает пороги кабинетов разных начальников, изображая убитого горем отца.
Схожи во многом с этим практичным мужиком его односельчане. Даже Матренина подруга детства, придя ночью со страшной вестью, заблаговременно забирает вязаную кофту погибшей Матрены, понимая, что уже утром родня займется дележкой ее скудного имущества. У гроба Матрены ее сестры и родственницы мужа в своих неискренних похоронных плачах ведут борьбу за наследство, продолжая отстаивать свое право на остатки разоренной избы.
«Матренин двор» как история последней праведницы в стране посттоталитарного режима
Александр Исаевич Солженицын был одним из немногих русских писателей, которые писали очень реалистические произведения, не страшась расправы власти за такой смелый шаг. На страницах произведений Солженицына изображается общество во время и после царствования тоталитарного режима. Увы, жизнь в эти два периода времени мало отличалась: люди бедствовали и терпели жизненные невзгоды всегда. Солженицын являлся очевидцем таких событий и стремился открыть всю правду потомкам, поэтому придерживался девиза «жить не по лжи!».
Самым темным временем в истории существования СССР Солженицын считал эпоху тоталитарного общества. Страна была разграбленной, разрушенной. Тоталитарный режим, когда из-под каждого куста стоило ожидать опасность, уже прошла, но люди долго восстанавливались после такого эмоционального шока, поэтому стали озлобленными, безнравственными. Но были и другие — настоящие праведники.
Россия в послевоенное время была страшной страной: в глубинке люди жили в нечеловеческих условиях, а в Москву и Петербург нелегко пробраться. Рассказчик в произведении «Матренин двор» после фронта потерял еще 10 лет жизни на то, чтобы отсидеть в лагере – такая участь ждала многих советских солдат, которые были заподозрены в измене или выбирались живыми из плена во время войны. Повествователь оказывается в российской глубинке, в местности, где добывают торф. На краю света он находит единственного человека, который отличается по характеру и образ жизни от всех – это старушка Матрена, у которой он был квартирантом.
В рассказе Солженицын сравнивает изобразить, с какими сложностями сталкивались люди, которые жили по совести. К категории таких людей можно отнести и Матрену. Она не была счастливой ни в молодости, ни сейчас: не дождавшись с войны мужа, ей пришлось выйти замуж за его брата. С тех пор все в жизни этой бедной женщины пошло наперекор: дети умирали один за другим, и в деревне все стали показывать на нее пальцем. Однако Матрена находила в себе силы продолжать жить дальше и бороться со всеми невзгодами. Несчастную судьбу вместе с ней по всей России разделяли миллионы женщин, но Матрена одна из немногих не падала духом, за что ею можно восхищаться.
Матрена была последней из праведников деревни Тальново. Не думала о себе – она жила ради других. Пословица «русская женщина коня на скаку остановит» становится чрезвычайно правдивой, поскольку Матрена действительно была способна не только на это, но и на другую тяжелую работу. Что же будет с Россией, когда таких женщин, как Матрена, совсем не станет? Солженицын заставляет читателя задуматься над этим в конце рассказа, когда происходит трагическое событие. Матрена умирает нелепой роковой смертью – вряд ли ее когда-нибудь одолела старость. От нее осталась только правая рука, которой она непременно будет молиться на том свете за всех хороших и плохих, добрых и злых, благодарных и неблагодарных людей со своей деревни и всей земли русской.
Суть рассказа
«Матренин двор» — история о несправедливости и жестокости судьбы человека, о советских порядках послесталинских времён и о быте самых обычных людей, обитающих далеко от городской жизни. Повествование ведётся не от лица главной героини, а от лица рассказчика, Игнатьича, который во всей истории будто бы играет роль только стороннего наблюдателя. Описанное в рассказе датируется 1956 годом — прошло три года после гибели Сталина, и тогда российский народ ещё не знал и не осознавал, как жить дальше.
«Матренин двор» разделён на три части:
- Первая рассказывает историю Игнатьича, начинается она на станции Торфпродукт. Герой сразу раскрывает карты, не делая из этого никакой тайны: он — бывший заключённый, а теперь работает учителем в школе, приехал в туда в поисках умиротворения и спокойствия. В сталинское время людям, побывавшим в заключении, практически невозможно было найти рабочее место, а после смерти вождя очень многие становились школьными учителями (дефицитная профессия). Игнатьич останавливается у пожилой трудолюбивой женщины по имени Матрена, с которой ему легко в общении и спокойно на душе. Жилище её было бедно, крыша иногда протекала, но это вовсе не значило, что в нём не было уюта: «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша».
- Вторая часть рассказывает о юности Матрёны, когда ей пришлось многое пережить. Война отняла у неё жениха Фадея, и ей пришлось выйти за его брата, у которого на руках остались дети. Пожалев его, она стала его женой, хотя и не любила его вовсе. Но спустя три года вдруг вернулся Фадей, которого женщина любила до сих пор. Вернувшийся воин возненавидел ее и брата за предательство. Но тяжёлая жизнь не смогла убить в ней доброту и трудолюбие, ведь именно в труде и заботе о других она находила утешение. Даже погибла Матрена, занимаясь делами – она помогала возлюбленному с сыновьями перетаскивать через железнодорожные пути часть своего дома, которая была завещана Кире (его же дочери). И эту смерть повлекла за собой жадность, алчность и чёрствость Фадея: наследство он решил отнять, пока Матрена ещё была жива.
- В третьей части говорится о том, как рассказчик узнаёт о смерти Матрены, описывает похороны и поминки. Родные ей люди плачут не от горя, а скорее, потому, что так принято, а в головах у них только мысли о разделе имущества погибшей. Фадея на поминках нет.
История создания «Матрёнина двора»
Изначально заглавие повести звучало так: «Не стоит село без праведника». Конечный вариант был предложен на редакционном обсуждении в 1962 году Александром Твардовским. Писатель отметил, что смысл названия не должен быть нравоучительным. В ответ Солженицын добродушно заключил, что ему не везет с названиями.
Александр Исаевич Солженицын (1918 2008)
Работа над рассказом велась в течение нескольких месяцев – с июля по декабрь 1959 года. Написал его Солженицын в 1961 году.
В январе 1962 года во время первого редакционного обсуждения Твардовский убеждал автора, а заодно и самого себя в том, что произведение не стоит печатать. И все же рукопись он попросил оставить в редакции. В итоге рассказ увидел свет в 1963 г. в «Новом мире».
Примечательно, что жизнь и смерть Матрены Васильевны Захаровой отражены в этом произведении максимально правдиво – именно так, как это было на самом деле. Настоящее название деревни – Мильцево, находится она в Купловском районе Владимирской области.
Критики тепло встретили работу автора, высоко оценив ее художественную ценность. Суть произведения Солженицына очень точно охарактеризовал А
Твардовский: необразованная, простая женщина, рядовая труженица, старая крестьянка… разве может такой человек привлекать столь большое внимание и любопытство?
Может, потому что ее внутренний мир очень богат и возвышен, наделен лучшими человеческими качествами, и на его фоне тускнеет все мирское, материальное, пустое. За эти слова Солженицын был очень признателен Твардовскому
В письме к нему автор отметил важность его слов для себя, а также указал на глубину его писательского взгляда, от которого не утаилась основная мысль произведения – история о любящей и страдающей женщине
Идея
Вышеупомянутые темы и проблемы в рассказе «Матренин двор» направлены на то, чтобы раскрыть глубину чистого мировоззрения главной героини. Обычная крестьянка служит примером тому, что сложности и потери только закаляют русского человека, а не ломают его. Со смертью Матрены всё то, что она фигурально выстраивала, рушится. Её дом растаскивают, остатки имущества делят между собой, двор остаётся пустым, бесхозным. Поэтому жизнь ее выглядит жалко, потери никто не осознает. Но не то же ли самое случится с дворцами и драгоценностями сильных мира сего? Автор демонстрирует бренность материального и учит нас не судить окружающих по богатству и достижениям
Истинное значение имеет нравственный облик, который не меркнет даже после смерти, ведь остается в памяти тех, кто увидел его свет.
Может, со временем герои заметят, что не хватает очень важной части их жизни: неоценимых ценностей. Зачем же раскрывать глобальные нравственные проблемы в таких убогих декорациях? И в чем тогда заключается смысл названия рассказа «Матренин двор»? Последние слова о том, что Матрена была праведницей, стирают границы её двора и раздвигают их до масштабов всего мира, делая тем самым проблему нравственности общечеловеческой.
Герои рассказа
Герой-рассказчик, которого Матрёна зовёт Игнатич, с первых строк даёт понять, что прибыл из мест заключения. Он ищет работу учителя в глуши, в русской глубинке. Только третья деревня удовлетворяет его. И первая, и вторая оказываются испорченными цивилизацией. Солженицын даёт понять читателю, что осуждает отношение к человеку советских бюрократов. Рассказчик презирает власти, не назначающие Матрёне пенсию, вынуждающие работать в колхозе за палочки, не только не дающие торфа для топки, но и запрещающие о нём спрашивать. Он мгновенно принимает решение не выдавать Матрёну, варившую самогон, скрывает её преступление, за которое ей грозит тюрьма.
Много переживший и повидавший, рассказчик, воплощая точку зрения автора, обретает право судить обо всём, что наблюдает в деревне Тальново – миниатюрном воплощении России.
Матрёна – главная героиня рассказа. О ней автор говорит: «У тех людей лица хороши, кто в ладах с совестью своей». В момент знакомства лицо Матрёны желто, а глаза замутнены болезнью.
Чтобы выжить, Матрёна выращивает мелкую картошку, тайно приносит запретный торф из лесу (до 6 мешков в день) и тайно же скашивает сено для своей козы.
В Матрёне отсутствовало бабье любопытство, была она деликатной, не досаждала расспросами. Матрёна сегодняшняя – потерянная старуха. Автор знает о ней, что замуж она вышла ещё до революции, что детей у неё было 6, но все быстро умирали, «так что двое сразу не жило». Муж Матрёны не вернулся с войны, а пропал без вести. Герой подозревал, что у него новая семья где-нибудь за границей.
У Матрёны было качество, которое отличало её от остальных жителей деревни: она бескорыстно помогала всем, даже колхозу, из которого её выгнали по болезни. В её образе есть много мистического. В молодости она могла поднять мешки любой тяжести, остановила на скаку коня, предчувствовала свою гибель, боясь паровозов. Ещё одно предзнаменование её смерти – пропавший невесть куда на Крещение котелок со святой водой.
Смерть Матрёны кажется случайностью. Но почему же в ночь её смерти мыши мечутся, как безумные? Рассказчик предполагает, что это через 30 лет ударила угроза Матрёниного деверя Фаддея, грозившего порубить Матрёну и собственного брата, женившегося на ней.
После смерти обнаруживается святость Матрёны. Плакальщицы замечают, что у неё, полностью раздавленной трактором, осталась только права рука, чтобы молиться Богу
А рассказчик обращает внимание на её лицо, скорее живое, чем мёртвое
Односельчане отзываются о Матрёне с пренебрежением, не понимая её бескорыстности. Золовка считает её нечистоплотной, не бережной, не склонной накапливать добро, Матрёна не искала своей выгоды и помогала другим бесплатно. Презираема односельчанами была даже Матрёнина сердечность и простота.
Только после смерти рассказчик понял, что Матрёна, «не гоняющаяся за обзаводом», равнодушная к еде и одежде – это основа, стержень всей России. На таком праведнике стоит село, город и страна («вся земля наша»). Ради одного праведника, как в Библии, Бог может пощадить землю, уберечь от огня.
Вариант №2
«Матренин двор» — один из самых известных рассказов Александра Солженицына.
Суть произведения заключается в мысли о несправедливости человеческой судьбы. В итоге своей жизни человек не всегда получает то, чего заслуживает. События рассказа разворачиваются после смерти Сталина. По мнению автора, это самый подходящий период истории для раскрытия сути рассказа. Умер вождь и люди не знали как им теперь жить. Прошлая власть не всегда была справедлива, поэтому многие люди страдают от произвола.
В произведении действует множество героев. Повествование ведется от лица Игнатьича — бывшего заключенного, который теперь работает в учителем в сельской школе. Он решил отдохнуть от городской суеты, поэтому перебрался подальше от крупных населенных пунктов. В чем-то его образ автобиографичен. Игнатьич живет у Матрены. Матрена — простая сельская женщина, крестьянка. В молодости она любила одного мужчину, но он пропал без вести на войне. Тогда девушка вышла замуж за его брата, Фадея, которого она не любила. У него были дети, воспитанием которых занялась Матрена. После объявился жених Матрены, которого она любила. Он обиделся на возлюбленную и брата. Матрена всегда готова помочь друзьям и незнакомым людям. Она очень добрая и милосердная. Однако, ответного добра крестьянка не получает. Она завещает свою горницу Кире, дочери Фадея. Девушка настаивает на том, чтобы имущество было ей передано немедленно, до смерти Матрены. При переносе половины дома крестьянка погибает.
В произведении «Матренин двор» поднимаются прежде всего темы нравственности. Это, конечно же, вопрос превозношения материальных ценностей над духовными. Все родственники Матрены озабочены лишь своим материальным благополучием, в том числе и наследством. Это продолжает их занимать и после смерти женщины. Вторая важная тема — тема труда
Солженицын подчеркивает важность труда в жизни человека на примере Матрены. На примере данного образа также рассматривается проблема деятельной любви, которую женщина проявляла ко всем окружающим
Она стремилась сделать их жизнь лучше, заботилась о них, исполняла все их желания.
Идея рассказа состоит в том, что в течение всей своей жизни Матрена создавала особую уютную атмосферу в доме, заботилась об окружающих, а после ее смерти все, созданное ей, погибло. Ее родственники не стали поддерживать очаг, созданный усопшей. Таким образом, автор подчеркивает ничтожность материальных ценностей по сравнению с духовными, а также их бессмысленность по сравнению со смертью.
Данное произведение отличается национальным колоритом. Для Солженицына Матрена — народный идеал. Для него как человека и как гражданина, человек должен быть прежде всего деятельным, активным и трудолюбивым. Трудолюбие — отличительная черта русского народа, по мнению писателя, от которой зависит благополучие граждан и будущее страны.
Рассказ «Матренин двор» — это многообразное, колоритное, самобытное произведение Александра Солженицына.
9 класс
Главные герои
Главный персонаж рассказа — Григорьева Матрена Васильевна. Это трудолюбивая старушка. Прожила свой век в ежедневной работе. Она является крестьянкой, но ее отстранили в коллективном хозяйстве от трудовой повинности по состоянию здоровья.
Женщина любила помогать другим, в том числе совсем посторонним. Во фрагменте, когда автор селит у нее в доме иногороднего, он отмечает, что намеренных поисков сдачи в аренду у Матрены не было. Этим самым понятно, что заработать дополнительные деньги ей не хотелось. Не получала прибыль даже тогда, когда это было возможно.
Дорожила домашними фикусами и кошкой, подобранной с улицы. Еще водилась в хозяйстве коза. Стала женой из сочувствия к ближнему: сельский мужик остался один с детьми и им приходилось тяжело.
Матрена сама становилась матерью шесть раз. Однако в младенчестве дети умирали. Женщина была в трудах с утра до ночи. Не хотела причинять другим неудобства, был страх превратиться в обузу. Это праведница и пример порядочного поведения.
Еще один герой — Игнатьевич, от лица которого ведется повествование. Он прототип самого автора Солженицына. Учитель школе, который не так давно вернулся из мест не столь отдаленных.
Другие детали анализа
Часть важных деталей мы уже уловили, продолжим анализ. «Матренин двор» можно воспринять, как некую притчу о русской женщине, очень доброй и неозлобленной на всех вокруг. Она всегда помогала другим, и отдав свою жизнь работе в колхозе, потеряв силы и оставшись почти без здоровья и пенсии, она не жалуется.
Можно поехать в город, попытаться высказать свое негодование или чего-то потребовать, но это не в ее принципах. Однако как она ведет себя, когда ее просят помочь? Например, однажды она от председателя слышит просьбу помочь по сбору в полях, или в другой раз кто-то из соседей зовет на помощь по картошке. Матрёна, даже если в плохом самочувствии, идет и помогает, что великолепно характеризует ее. Она не берет оплату за помощь и искренне радуется успехам других. Это видно по ситуации, когда ее картошка уродилась плохо, а у сеседей на удивление богато — Матрёна счастлива.
Солженицын много и внимательно наблюдал за загадками души русского человека, и в анализе рассказа «Матренин двор» видно, что автор хотел подчеркнуть особым образом, на что обратить внимание. Русская душа — тайна
Это видно по главной героине. С виду, она невзрачный, бедный человек, можно сказать, нищая женщина. Но это все перекрывает внутренняя красота и богатство души. Не преследуя никогда цели стать богатой, Матрёна не жалуется на своё имущество, а оно небольшое, потому что Матрёна владеет козой, кошкой, фикусами да тараканами.
Мы представили краткий анализ рассказа «Матренин двор». Возможно, вас заинтересует также краткое содержание этого произведения.
Главные герои
Матрена Васильевна Григорьева – пожилая женщина, крестьянка, которую освободили от работы в колхозе из-за болезни. Она всегда была рада помочь людям, даже чужим. В эпизоде, когда рассказчик поселяется у неё в избе, автор упоминает, что намеренно квартиранта она никогда не искала, то есть заработка на этой почве не хотела, не наживалась даже на том, на чём могла. Её богатством были горшки с фикусами и старая домашняя кошка, которую она взяла на улице, коза, а ещё мыши и тараканы. Замуж за брата своего жениха Матрена вышла тоже из желания помогать: «Мать у них умерла…рук у них не хватало».
У самой Матрены тоже родились детишки, шестеро, но все умерли в раннем детстве, поэтому на воспитание она опосля взяла младшую дочь Фадея Киру. Матрена поднималась ранним утром, работала до самой темноты, но никому не показывала усталости или недовольства: со всеми была добра и отзывчива. Она всегда очень боялась стать кому-то обузой, не жаловалась, даже позвать доктора лишний раз опасалась. Повзрослевшей Кире Матрена захотела подарить свою горницу, для чего требовалось поделить дом – во время переезда вещи Фадея застряли в санках на железнодорожных путях, и Матрена попала под поезд. Теперь не у кого было просить подмоги, не было человека, готового бескорыстно прийти на помощь. Зато родственники погибшей держали в уме только мысль о наживе, о разделении того, что осталось от бедной крестьянки, уже на похоронах задумываясь об этом. Матрена очень сильно выделялась на фоне односельчан, была тем самым незаменимым, незаметным и единственным праведником.
Рассказчик, Игнатьич, в какой-то мере является прототипом писателя. Он отбыл ссылку и был оправдан, после пустился на поиски спокойной и безмятежной жизни, хотел работать школьным учителем. Прибежище он нашёл у Матрены. Судя по желанию отдалиться от городской суеты, рассказчик не очень общителен, любит тишину. Он беспокоится, когда женщина по ошибке берёт его телогрейку, и не находит себе места от громкости репродуктора. С хозяйкой дома рассказчик сошёлся характерами, это показывает, что он всё же не совсем асоциален. Тем не менее, в людях он разбирается не очень хорошо: смысл, которым жила Матрена, он понял только после того, как она ушла из жизни.
Главные герои и их характеристика
Система образов в рассказе «Материнин двор» изложена Многомудрым Литреконом в формате таблицы.
герои рассказа «материн двор» | характеристика |
матрёна |
обычная русская крестьянка. добрая, отзывчивая и покорная старушка, всю свою жизнь жертвовавшая собой ради других. после того, как её жених – фаддей, без вести пропал, под давлением семьи вышла за муж за его брата – ефима. к сожалению, все её дети умерли, не прожив и трёх месяцев, так что многие начали считать матрёну «порченной». тогда матрёна взяла на воспитание киру – дочь фаддея от второго брака, и искренне полюбила его, завещав ей часть своей избы. она работала задаром и посвящала всю свою жизнь людям, довольствуясь малым. |
кира |
простая деревенская девушка. до замужества воспитывалась матрёной и жила вместе с ней. единственный человек, кроме рассказчика, который искренне скорбит по погибшей. она благодарна старушке за любовь и доброту, а вот к своей семье относится холодно, ведь ее просто отдали как щенка чужой женщине. |
фаддей |
шестидесятилетний русский крестьянин. был любимым женихом матрены, но попал в плен во время войны, и долгое время о нём ничего не было слышно. после возвращения возненавидел матрену за то, что та не дождалась его. женился во второй раз на женщине, которую также звали матрена. авторитарный глава семейства, не стесняющийся использовать грубую силу. жадный человек, стремящийся к накоплению богатств любой ценой. |
рассказчик игнатьич |
добрый и отзывчивый человек, наблюдательный и образованный, в отличие от деревенских жителей. сначала в деревне его не принимают из-за сомнительного прошлого, но матрена помогает ему влиться в коллектив и найти пристанище. автор неслучайно указывает точные координаты села, подчеркивая, что ему запрещено было приближаться на к городу на расстоянии 100 км. это отражение самого автора, даже отчество его похоже на отчество героя — исаевич. |
Тема праведничества в рассказе Солженицына. Образ Матрены
В литературе тема праведников не нова. Но в рассказе А.И. Солженицына эта тема раскрыта особенно правдиво. Главными героями рассказа являются простые крестьяне. Их жизнь совсем не похожа на сказку, а описание деревенского быта может повергнуть в шок современного читателя. Матрена, главная героиня рассказа, человек огромной духовной силы. Ни неудавшийся брак, ни смерть детей, ни одинокая старость не смогли сломить женщину, сделать ее сердце черствым и жестким. Матрена Васильевна живет в огромном доме, но в страшной нищете. Но несмотря на все тяготы жизни, героиня сохранила способность отзываться на чужую беду сердцем и душой. Матрена – хранительница очага, но это единственная миссия героини, приобретающая философскую глубину и масштабность. Матрена не идеальна. В жизнь и в дом героини проникает советская идеология. Признаками этой идеологии являются никогда не умолкающее радио и плакат на стене.
Матрена прошла через множество несправедливостей. Она была больна, но она не считалась инвалидом. Женщина отработала в колхозе, но ей не полагалось пенсии за себя, так как работала не на заводе. Матрене можно было добиться пенсии за утерю кормильца. И такая несправедливость в то время процветала во всех уголках страны. Человек, который делает добро для своей страны, всю жизнь трудится во имя ее блага, государством не ценится. Часто такого человека просто втаптывают в грязь.
Кроме козы у Матрены нет никакого скота. Ела женщина одну картошку. Жизнь обошлась с Матреной очень несправедливо. Бюрократическая машина, которая работает не для блага человека, совсем не интересуется, наравне с государством, тем, как живут люди, подобные Матрене. Лозунг «Все для человека» перечеркнут. Больше богатство не принадлежит людям, а народ оказывается для государства крепостными. Матрена десять лет воспитывала Киру как родную. Она помогала ей во всем, никогда никому не отказывала в помощи. Нравственно Матрена гораздо выше своих родственников.
Матрену можно назвать жертвой обстоятельств и событий. Ее бескорыстие, нравственная чистота, трудолюбие привлекают. Это образ простой русской женщины, которая потеряла все в своей жизни, но тем не менее не ожесточилась. Больная, в преклонном возрасте, Матрена лечит свои физические и душевные недуги. Труд – это счастье, цель, ради которой героиня живет. Но все же, Матрена не хозяйка труда, а его рабыня. Односельчане, особенно родственники, бессовестно пользовались отзывчивостью и добротой женщины, эксплуатировали ее, а она покорна несла свой крест. По замыслу Солженицына, Матрена – это идеал русской женщины и первооснова всего бытия. Матрена – самый настоящий праведник. Таким признанием заканчивается рассказ; «Все мы — жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
Главные персонажи
Матрена Васильевна Григорьева — пожилая женщина, которая по своему состоянию здоровья была освобождена от работы в колхозе. Когда ее сокращают, у нее забирают часть участка земли. Это светлый, праведный человек, который был готов помогать всем, даже чужим людям, хотя никто из них не ценил этой помощи. Так, она берет к себе в квартиранты Игнатича — рассказчика.
У автора было свое восприятие быта женщины, он говорит о том, что богатством ее были:
- фикусы;
- старая кошка;
- мыши и тараканы;
- коза.
Рассказчик Игнатич — прототип самого автора. Он отбыл ссылку в Азии и возвратился в Россию. Остановился на станции Торфопродукт, нашел свое пристанище у Матрены. Он добрый человек, но не любит большого скопления людей и радио, рассказчик ищет тихую жизнь. С Матреной у них как-то все по-родственному выходило. Она уважала его, помогла ему стать частью коллектива в поселке. Игнатич переживал за эту женщину, которая трудилась не покладая рук. Но даже он не смог понять всю суть и смысл жизни Матрены. Его глаза открылись только после ее трагической смерти.
Фаддей — возлюбленный Матрены. Читатель видит его уже шестидесятилетним мужиком, который все еще не мог простить ей предательства. Старость Фаддею незнакома, он до сих пор здоров, и седина его не тронула. Своей наглостью доводит Матрену до смерти. Даже когда ее не стало, мужчина не отступился от своего и в день поминок пришел за частью имущества.
Мария. Нельзя пропустить эту фигуру. Хоть Маша появляется только эпизодично, все же играет большую роль. Она единственная настоящая подруга Матрены. Тот человек, который действительно ее очень ценил и понимал.