Сочинение-рассуждение
Вступление |
«Музыка – это искусство, которое действует прямо на сердце слушателя», – сказал кто-то из великих. Магическая сила музыки может заставить человека мечтать, вспоминать прошлое, задуматься о себе и пересмотреть свою жизнь, исправить ошибки и действовать, как подскажет сердце, музыка может, наоборот, привести в отчаяние, вызвать отрицательные эмоции. |
Формулировка проблемы |
Передо мной фрагмент повести В.Астафьева «Последний поклон», в котором автор привлекает нас, читателей, к размышлению над вопросом о роли музыки в жизни человека. |
Комментарий проблемы |
На первый взгляд, проблема избитая, она обсуждается всеми: журналистами, педагогами, психологами, писателями — в книгах, на телевидении, по радио, в частных беседах. Но звучание этой проблемы в тексте В.Астафьева удивляет нас новизной и сокровенностью высказанных мыслей. И не только потому, что прочитанный фрагмент относится к художественному стилю! Писатель повествует о рассказчике-мальчике, который услышал музыку первый раз в жизни. Тревога, горечь, жалость к погибшим односельчанам, доброта, «неистребимая» любовь к родине – вот гамма чувств и эмоций, пережитых мальчиком. Эту же музыку из детства рассказчик слышит через много лет во время войны. И теперь полонез Огинского оказывает совершенно другое влияние на слушателя: «она звала куда-то», «заставляла что-нибудь делать…». |
Авторская позиция | Таким образом, в повествовании вырисовывается авторская позиция: музыкой можно не просто наслаждаться, музыка – это то, что может заставить действовать. |
Мнение читателя |
Невозможно не согласиться с В.Астафьевым. Есть много музыкальных произведений, песен, которые обладают уникальной способностью вести за собой людей, призывают их совершать поступки, идти к своей заветной цели. |
Первый аргумент |
Например, всем известна песня «Священная война», написанная композитором А.В.Александровым и поэтом В.И.Лебедевым-Кумачом. Она стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. С этой песней, с её суровым пафосом, вобравшим в себя и горечь, и боль, и гнев, русские люди, охваченные «яростью благородной», шли на «смертный бой», вставали плечом к плечу на защиту Родины. |
Второй аргумент |
В рассказе Е.Носова «Шопен, соната номер два» музыка становится средством единения людей, между дядей Сашей, участником войны, и ребятами-оркестрантами наступает взаимопонимание. Тяжкие, бьющиеся звуки страдания, стоны, удары – всё, что можно услышать в реквиеме, — заставляют ребят-оркестрантов осознать значение и цену победы в войне, потому что эта соната созвучна скорби всего русского народа. |
Заключение |
В заключение хотелось бы сказать, что прочитанный текст ещё раз заставил задуматься о великой силе искусства, о роли музыки, которая сопровождает нас в жизни. |
Олеся Ч.
Сочинение в жанре эссе
Что хранит человек в памяти о своем прошлом? Что не забывается даже в старости? То, что стало потрясением, перевернуло душу или жизнь. |
Вступление. Использован прием «Вопросы-стимулы». |
Виктору Астафьеву было что помнить: раннее сиротство, детский дом, война и ранения, пришедшиеся на юность… Но не жаловаться хочет писатель в своих размышлениях, а вспоминать о прекрасных мгновениях своей жизни, когда, несмотря на горе, душа тянулась к высокому. Искренность, исповедальность астафьевских воспоминаний прекрасна. Как будто на ладони перед нами его душа – сначала ребенка, потом – мужчины. Это душа, прошедшая путь страданий и постигшая самое святое, что может быть, – любовь к родине. |
Комментарий биографический, а затем текстуальный. |
Писатель как будто хочет уверить нас: ощущение, что ты «не сирота,.. если у тебя есть родина», что ты часть своей земли, своей страны, может возникнуть внезапно, как порыв, идущий из глубины и поднимающий человека высоко. |
Позиция автора. |
Что может стать причиной такого взлета? Наверное, у всех это бывает по-разному. Для него же толчком стала музыка. Скрипка. Полонез Огинского. Кто слышал эту щемящую мелодию – поймет: такая музыка может перевернуть душу. Скрипка деревенского музыканта заставила ребенка восторженно плакать от любви к спящему селу, лесу, ночному миру, в котором «в эти минуты не было… зла» для него. Это чувство знакомо многим: прекрасная мелодия, прекрасные стихи, растворяясь в красоте природы, уносят нас ввысь. |
Размышления пишущего и текстуальный комментарий. |
«На стоге сена ночью южной/ Лицом ко тверди я лежал,/ И хор светил, живой и дружный,/ Кругом раскинувшись, дрожал…» – несомненно, когда Фет писал эти строки, он испытал подобное состояние. Когда Куинджи писал «Ночь над Днепром», он растворялся в красоте мира и любил родную природу. |
Первые два аргумента. |
Но любовь к родине может быть и другой – любовью патриота, готового пожертвовать жизнью за свою отчизну. Удивительно, что и это чувство ожило в душе героя благодаря той же мелодии полонеза, торжественно исполненного на органе в чужом городе во время войны. Однако теперь «музыка… не выжимала слёз, не прорастала жалостью. Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами». Такое чувство любви к родине не смог бы испытать ребенок, оно дается мужественному человеку, воспитавшему в себе готовность к смерти за свой народ. |
Продолжение размышлений пишущего. Продолжение текстуального комментария. |
О такой любви к отчизне написано немало книг. Проза и поэзия о Великой Отечественной войне создавалась кровью. Потрясает мужество Сотникова в одноименной повести Василя Быкова. Этот герой жертвует собой и спокойно принимает смерть, не становится предателем, как его напарник, потому что понимает: только такая жертвенность в этой жестокой войне станет залогом победы над врагом. |
Третий аргумент — из литературы. |
Сам Астафьев до конца жизни не мог забыть великую войну и последний свой роман, «Прокляты и убиты», посвятил ей. Можно только гордиться, что такой человек был нашим земляком. |
Заключение, в котором вновь биографический комментарий и оценка личности и творчества В.П.Астафьева. |
Баландин Сергей, 11 класс, 2011
Share this post for your friends:
Добавить себе
Сочинение–рассуждение по тексту В.Астафьева
Исходный текст:
(1)Со стыдом вспоминаю, сколько бесценного уничтожил я, уничтожил безвозвратно.
(2)В нынешней квартире моей нет ни одной старой вещи, ничего из того, что когда-то принадлежало родителям, связано было бы с жизнью отца, деда, ничего фамильного, наследованного. (3)Низенькие эти трёхногие столики, да диван-кровать с поролоновой начинкой, да полки, где те же книги, что и у всех, — новые, новёхонькие. (4)Была, правда, старая настольная лампа, купленная в комиссионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний, поэтому ничем не дорогая. (5)Такие вещи стоят столько, сколько они стоят… (6)Из них не составишь цепь времён.
(7)Однажды я попал в маленький старинный городок на берегу Онежского озера, и Николай Иванович, учитель истории, показал мне местный музей. (8)Вытянутый одноэтажный деревянный дом, бывшая школа, стоял на окраине в запущенном саду. (9)Музей был создан руками Николая Ивановича. (10)Четверть века он собирал всё, что относилось к истории края. (11)Оружие времён Гражданской войны, красноармейские книжки, фотографии. (12)Но больше всего занимали его предметы быта. (13)Он выпрашивал старые самовары, плакаты, прялки, даже мебель. (14)Из дальней деревни он притащил на себе тяжеленный почтовый ящик александровских времён, фонарь, вывеску земской больницы. (15)Чего тут только не было! (16)Старая деревянная посуда, берестяные игрушки, вплоть до берестяного мячика. (17)Детские грабли, весело разукрашенные, чтобы приохотить ребятишек к работе, жестяные банки из-под монпансье и чая, тетрадки первых лет революции, календари, кованые замки, вышитые рубахи…
(18)Из этого складывался быт, который я уже не застал или который застал лишь краешком. (19)Вещи, среди которых вырастали наши родители, были незаметной обыденностью, а ныне они диковинные, даже непонятные: сапожные колодки, ухват, песочница. (20)По ним можно было представить, как они жили, — и бедность, и тяжесть работы, и веселье.
(21)Это была не только этнография и не только история, но и та повседневная жизнь, которую так трудно восстановить, которая у каждого поколения своя и которая уходит с ним… (По В. Астафьеву)
Сочинение — рассуждение
В данном фрагменте автор, на мой взгляд, поднимает проблему связи между поколениями.
Вопрос, волнующий писателя, очень важен. Он представляет интерес для писателей, философов, педагогов, социологов и для любого простого человека, который задумывается о том, как жили его предки, что удалось сохранить после них.
Герой В.Астафьева «со стыдом» вспоминает, сколько бесценного уничтожил» он, «уничтожил безвозвратно. Он сожалеет о том, что у него не осталось ни одной фамильной вещи, что он ничего не унаследовал, как будто разорвалась «цепь времён». Писатель рассказывает и о другом человеке – учителе истории Николае Ивановиче, который по крупицам собирает четверть века старинные вещи не из этнографического интереса, а ради того, чтобы восстановить, не утратить связи между поколениями.
Рассказчик искренне восхищён музеем, созданным руками Николая Ивановича. Таким образом, вырисовывается авторская позиция: каждый человек должен стремиться к тому, чтобы сохранить хоть какую-то старинную вещь, особенно дорогую для родителей, дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек. Эта вещь должна вызывать особые воспоминания.
Невозможно не согласиться с мыслями автора. В.П.Астафьев прав в том, что фамильные вещи помогают сохранить, оживить воспоминания о близких людях, не разорвать цепь времён.
Вспомним героя А.И.Куприна Желткова. Он дарит княгине Вере Николаевне, своей возлюбленной, фамильную драгоценность, гранатовый браслет, доставшийся ему от матери. Желтков свято бережёт его и решает расстаться с ним только перед смертью.
Память о прошлом хранят не только предметы быта, драгоценности, но и, например, письма, фотографии, документы. В повести «Последний поклон» В.П.Астафьева есть глава, которая называется «Фотография, на которой меня нет». Герой рассказывает о том, как в сельскую школу приезжал фотограф, а он из-за болезни не смог запечатлеться. Учитель принёс Витьке фотографию. Прошло много лет, но этот снимок герой сохранил, несмотря на то что на нём не было его. Он смотрит на неё и вспоминает своих одноклассников, думает об их судьбах. Как говорит герой, «деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».
В заключение хотелось бы сказать, что у каждого человека должна быть сокровенная вещь из прошлого, которая поможет ему сохранить связь между поколениями и передать память своим детям и внукам.