Литература

Анализ произведения гоголя «мертвые души»

История создания

«Мертвые души» — это крупнейшая литературная работа Н. В. Гоголя и главное дело его жизни, как он сам и считал. Написание этой поэмы заняло у писателя 17 лет, и это учитывая тот факт, что два последующих тома так и не были дописаны до конца. В процессе работы над произведением Гоголь пережил тяжелую болезнь и даже находился в критическом состоянии, но чудом смог восстановиться. В дальнейшем писатель думал, что его исцеление – это знак от судьбы, что ему необходимо завершить «Мертвые души».

Идею произведения Н. В. Гоголю подсказал Александр Сергеевич Пушкин. Знаменитый поэт как-то беседовал с Гоголем о существовании такого явления, как «мертвые души», и о его социальном значении. Эта беседа в дальнейшем натолкнула писателя на то, чтобы создать поэму о настоящей жизни русского общества и проблемах, с которыми сталкиваются люди. 

Во время работы над «Мертвыми душами» Гоголь неоднократно менял произведение, переделывал главных героев и обращался к разной проблематике. В результате первый том успели издать при жизни Гоголя, и он даже практически закончил второй, но в результате уничтожил его (большинство версий основано на том, что писатель сжег свое творение). Работу над третьим томом же он не успел даже начать. Поэтому «Мертвые души» стало одним из известнейших незаконченных произведений русской литературы.

Анализ поэмы «Мертвые души» — особенности произведения

Если говорить о масштабности идеи Гоголя в отношении поэмы «Мертвые души», то видно, как она разрасталась, потому что первоначально автор хотел отразить только «один бок» России, а позднее своим тезисом Гоголь показал, что пересмотрел не только жанровую модель, но и богатство идеи. Суть его тезиса заключается в мысли: «вся Русь» должна отразиться в поэме. Новый замысел был настолько широк и богат, что в тесных рамках авантюрно-плутовского романа его было практически не воплотить. Поэтому этот жанр стал играть роль оболочки, но утратил главную роль.

Поговорим немного о главном герое поэмы Чичикове. Его происхождение окутано тайной, и это тот самый прием, который Гоголь применил, чтобы в полной мере раскрыть его образ. Проводя анализ поэмы «Мертвые души», становится совершенно очевидно, что Чичиков — это человек середины. У него недурная внешность, то есть и красавцем его не назовешь, и он не уродлив. Не толстый он, и не тонкий. Возраст тоже непонятен — не молодой, в то же время и не старый. Как читатели, мы не знаем историю жизни Чичикова, пока не доходим до чтения последней главы.

В одиннадцатой главе становится видна пошлая натура этого человека. О его происхождении опять же сказано весьма туманно, опять подчеркнуто, что он и не подлый, но и не геройского склада. Главное качество Чичикова — это то, что он «приобретатель». Можно сделать выводы по тому, как Гоголь называет его «средним» человеком. Это значит, что он не особо отличается от всех остальных, но в его характере усилена черта, присущая многим — Чичиков готов наживаться, гнаться за красивой жизнью и при этом у него почти нет глубоких целей в жизни, и он духовно пустой.

Мы сделали краткий анализ поэмы «Мертвые души» Гоголя, куда включили историю создания произведения и характеристику Чичикова. Возможно, вас заинтересуют по теме следующие статьи:

  • История написания «Мертвых душ»
  • Помещики в «Мертвых душах» Гоголя
  • Визит Чичикова к Собакевичу
  • Образ помещика Манилова
  • Характеристика Коробочки
  • Характеристика Собакевича
  • Краткое содержание «Мертвые души»

Проблематика

  1. Тернии на пути развития Родины — основная проблема в поэме «Мертвые души», о которой беспокоился автор. К ним относятся взяточничество и казнокрадство чиновников, инфантильность и бездеятельность дворянства, невежество и нищета крестьян. Писатель стремился внести свой посильный вклад в процветание России, осуждая и высмеивая пороки, воспитывая новые поколения людей. Например, Гоголь презирал славословие как прикрытие пустоты и праздности существования. Жизнь гражданина должна быть полезной для общества, а большинство героев поэмы откровенно вредны.
  2. Нравственные проблемы. Отсутствие норм нравственности у представителей господствующего класса он рассматривает как результат их уродливой страсти к накопительству. Помещики готовы душу вытрясти из крестьянина ради выгоды. Также на первый план выходит проблема эгоизма: дворяне, как и чиновники, думают только о своих интересах, родина для них – пустое невесомое слово. Высшее общество не заботится о простом народе, просто использует его в своих целях.
  3. Кризис гуманизма. Людей продают, как животных, проигрывают в карты, как вещи, закладывают, как украшения. Рабство узаконено и не считается чем-то безнравственным или противоестественным. Гоголь осветил проблему крепостного права в России глобально, показав обе стороны медали: менталитет холопа, присущий крепостному, и самодурство хозяина, уверенного в своем превосходстве. Все это последствия тирании, пронизывающей взаимоотношения во всех слоях общества. Она разлагает людей и губит страну.
  4. Гуманизм автора проявляется во внимании к «маленькому человеку», критическом разоблачении пороков государственного устройства. Политические проблемы Гоголь даже не старался обходить. Он описал бюрократический аппарат, функционирующий только на основе взяточничества, кумовства, казнокрадства и лицемерия.
  5. Гоголевским персонажам присуща проблема невежества, нравственной слепоты. Из-за нее они не видят своего морального убожества и не способны самостоятельно выбраться из затягивающей их трясины пошлости.

История создания

Н.В. Гоголь считал А.С. Пушкина своим учителем, «подарившем» благодарному ученику сюжет о похождениях Чичикова. Поэт был уверен, что только Николаю Васильевичу, обладающему от бога неповторимым талантом, подвластно реализовать эту «задумку».

Писатель любил Италию, Рим. На земле великого Данте он приступил к работе над книгой, предполагающей трёхчастную композицию, в 1835 году. Поэма должна была быть похожей на «Божественную комедию» Данте, изображать погружение героя в ад, его странствия в чистилище и воскрешение его души в раю.

Творческий процесс продолжался в течение шести лет. Замысел грандиозной картины, изображающей не только «всю Русь» настоящую, но и будущую, раскрывал «несметные богатства русского духа». В феврале 1837 года умирает Пушкин, «священным завещанием» которого для Гоголя становятся «Мертвые души»: «Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его перед собою». Первый том был завершён летом 1841 года, однако не сразу нашёл своего читателя. У цензуры вызвала возмущение «Повесть о капитане Копейкине», а название привело в недоумение. Пришлось пойти на уступки, начав заголовок с интригующей фразы «Похождения Чичикова». Поэтому книга была опубликована лишь в 1842 году.

Спустя некоторое время, Гоголь пишет второй том, но, недовольный получившимся результатом, сжигает его.

Образ Чичикова – нового человека эпохи, «приобретателя» и антигероя

В образе Чичикова получил воплощение образ нового человека с зарождающимся капиталистическим сознанием. Мелкий авантюрист, нашедший прореху в бюрократической системе, решил ею воспользоваться для личного обогащения, чтобы достичь положения в обществе, со временем обзавестись семьей. Он обладает практическим умом и деятельным характером.

О жизненном пути Чичикова мы узнаем лишь в конце первого тома. Получив от отца завет«беречь копейку», он сделал целью своей жизни богатство и статус. Способы для достижения цели были сомнительными: он давал и брал взятки, проворачивал сомнительные делишки, служа на таможне, ради продвижения по службе ухаживал за дочерью крупного чиновника, но от женитьбы уклонился. Дослужившись до среднего чина, решил обзавестись поместьем и задумал махинацию с умершими крестьянами.

Он ничем не выделяется внешне, у него все «не то, ни се»: не молод и не стар, не красив и не уродлив, не толстый и не худой. Нет и описания его лица, хотя он постоянно любуется собой в зеркале, сам себя треплет за подбородок, обращаясь к себе: «Ах ты, мордашка эдакой!». Но что отражается в зеркале – непонятно, может у него и отражения нет, как у нечисти.

За подобной непонятной внешностью скрывается много личин, Чичиков способен очаровать любого. Павел Иванович, опытный льстец и лицемер, мог поддержать любой разговор, о чем бы не шла речь. Как хамелеон, он меняет манеру разговаривать, в зависимости от того, кто его собеседник. В общении с Маниловым он сентиментально-трогателен, с Коробочкой настойчив, прост и «без церемоний», с Собакевичем деловит. Сам Гоголь дает характеристику Чичикову в определении «хозяин-приобретатель», а после вовсе нелестно: «Подлец».

Загадочный Павел Иванович Чичиков является утонченно скрытым проявлением зла, хотя он сам считает, «делание зла» для него лишь временное. Среди невежественных обывателей распространяются сплетни, в которых Чичиков предстает не только похитителем дочки губернатора или разбойником капитаном Копейкиным, сбежавшим Наполеоном, но и антихристом. Ведь Чичиков скупает мертвые» души, а душу можно продать только дьяволу.

Если следовать мифологии Гоголя, антихрист грядущего явится не в демоническом облике, а будет невзрачным,заурядным, обычным. Чичиков говорит о себе, что он ничего «не значащий червь мира сего», который проедает его сердцевину. Гоголь считал, что его антигерой может уничтожить мир, но может, пройдя через чистилище, преобразить существующую реальность в рай. Не случайно главного героя зовут также, как апостола Павла, который был прежде фарисеем и гонителем христиан Савлом, внезапно однажды ослепшим; но уверовав в Христа, прозрел и стал праведником. Гоголь желал для своего антигероя Чичикова такого же перевоплощения.

Издание поэмы «Мертвые души»

«Мертвые души», том 1

Первое издание появилось в 1842 году. Текст этого издания был искалечен цензурой. Она не только вычеркнула ряд отдельных выражений, но заставила автора радикально переработать входящую в десятую главу «Повесть о капитане Копейкине». В таком виде «Мертвые души перепечатывались во всех последующих дореволюционных изданиях. Не исключая лучшего из них, десятого, редактированного Тихонравовым. В котором запрещенный цензурой текст «Повести о капитане Копейкине» дан в приложениях. 

Кроме того, Тихонравов, как и другие редакторы сочинений Гоголя, не считал для себя обязательным сохранение особенностей гоголевской этимологии и пунктуации. Он исправлял текст «Мертвых душ» применительно к требованиям установленной орфографии.

Но каждый редактор применяется к этим требованиям по-своему, орфографически расходясь друг с другом в разные стороны и все дальше от первопечатного гоголевского текста. Так что, первое издание 1842 года, наиболее точно воспроизводит авторский замысел. Особенно если учесть, что в 1937 году цензурные исправления были убраны из оригинального текста.

«Мертвые души», том 2

При жизни автора не издавались. Гоголь работал над этим томом более десяти лет, с 1840 года до своей смерти в 1852 году. За это время создавши и уничтоживши несколько редакций. Из которых в полном виде до нас не дошло ни одной. 

В рукописном наследии писателя найдены тетради, заключающие в себе беловой текст первых четырех глав одной из первоначальных редакций второго тома, испещренный позднейшими поправками автора, превращающими его в черновик другой, более поздней редакции. Кроме того, обнаружена тетрадь, заключающая в себе черновой текст еще какой-то главы первоначальной редакции второго тома. 

Собранное, приведенное в порядок и переписанное Шевыревым, это гоголевское наследие издано в 1859 году Трушковским. Он напечатал текст четырех первых глав в том виде, какой приняли они после внесенных в рукопись ранее сложившейся редакции позднейших авторских правок, в так называемой «исправленной редакции», являющейся последней сохранившейся редакцией этого текста. 

Лучшее критически выверенное издание вышло под редакцией Тихонравова. В нем текст сохранившейся рукописи дан и в виде «первоначальной редакции», и в виде исправленной редакции», представляющих весьма значительные разночтения.

Жанр, сюжет, композиция

Произведение «Мертвые души» изначально задумывалось как авантюрно-плутовской роман. Однако историческая правдивость, широта описываемых событий дали повод задуматься о реалистическом методе. Н.В.Гоголь насыщал произведение лирическими отступлениями. Справедливо мнение, что произведение – комедия, так как в ней применяются приемы юмора, сатиры и иронии, которые наиболее полно отражают произвол и абсурд господствующего класса. Сам автор определил жанр произведения как поэму.

Композиция произведения кольцевая: бричка, которая в начале повествования въехала в город, покидает его после всех событий. В эту композицию вплетаются эпизоды, без которых нарушилась бы целостность поэмы.

Связующей композиционной нитью произведения является образ дороги, символизирующей собой путь, который в своем развитии проходит Русь.

Поэма состоит из полного первого тома и нескольких глав второго тома. В произведении 11 глав.

Основой сюжета «Мертвых душ» является афера чиновника Павла Ивановича Чичикова. Суть аферы заключалась в следующем: в России каждые 10 лет проводилась перепись крестьян. Крестьяне, умершие в период времени между переписями, по документам считались живыми. Целью Чичикова было выкупить эти «мертвые души» по низкой цене, чтобы затем в опекунском совете их заложить и получить крупную сумму. Чичиков руководствуется тем, что такая сделка выгодна помещикам, так как до следующей переписи не нужно платить налоги за усопших. С целью поиска «мертвых душ» Чичиков ездит по стране. Сюжетную линию произведения объединяет образ Чичикова и покупка им мертвых душ.

В чём своеобразие произведения?

Авантюрность, реалистическая действительность, ощущение присутствия иррационального, философские рассуждения о земном благе – всё это тесно переплетается, создавая «энциклопедическую» картину первой половины XIX столетия.

Гоголь добивается этого использованием различных приёмов сатиры, юмора, изобразительных средств, многочисленными деталями, богатством словарного запаса, особенностями композиции.

  • Важную роль играет символика. Падение в грязь «предсказывает» будущее разоблачение главного персонажа. Паук плетёт свои сети, чтобы захватить очередную жертву. Подобно «неприятному» насекомому, Чичиков искусно ведёт своё «дельце», «оплетая» помещиков и чиновников благородной ложью. Образ дороги «звучит» как пафос движения вперёд Руси и утверждает человеческое самосовершенствование.
  • Мы наблюдаем за героями через призму «комических» ситуаций, метких авторских выражений и характеристик, данных другими персонажами, порою построенных на антитезе: «он был человек видный» — но только «на взгляд».
  • Пороки героев «Мертвых душ» становятся продолжением положительных свойств характера. Например, чудовищная скупость Плюшкина – искажение былой бережливости и хозяйственности.
  • В небольших по объёму лирических «вставках» — мысли писателя, нелёгкие думы, тревожное «я». В них мы чувствуем высший творческий посыл: помочь человечеству измениться к лучшему.
  • Судьба людей, создающих произведения для народа или не в угоду «власть имущим», не оставляет Гоголя равнодушным, ведь в литературе он видел силу, способную «перевоспитать» общество и способствовать его цивилизованному развитию. Социальные слои социума, их позиция в отношении ко всему национальному: культуре, языку, традициям – занимают серьёзное место в авторских отступлениях. Когда же речь заходит о Руси и её будущем, сквозь века мы слышим уверенный голос «пророка», предсказывающего нелёгкую, но устремлённую в светлую мечту будущность Отечества.
  • Навевают грусть философские размышления о бренности бытия, об ушедшей молодости и надвигающейся старости. Поэтому так закономерно нежное «отцовское» обращение к юношеству, от энергии, трудолюбия и образованности которого зависит, по какому «пути» пойдёт развитие России.
  • Язык подлинно народен. Формы разговорной, книжной и письменно–деловой речи гармонично вплетаются в ткань поэмы. Риторические вопросы и восклицания, ритмическое построение отдельных фраз, употребление славянизмов, архаизмов, звучных эпитетов создают определённый строй речи, которая звучит торжественно, взволнованно и задушевно, без тени иронии. При описании помещичьих усадеб и их хозяев используется лексика, характерная для бытовой речи. Изображение чиновничьего мира насыщается лексикой изображаемой среды. Образы чиновников мы описали в одноименном сочинении.
  • Торжественность сравнений, высокий стиль в сочетании с самобытной речью создают возвышенно–ироническую манеру повествования, служащую развенчанию низменного, пошлого мира хозяев.

Факты биографии и история создания поэмы «Мертвые души», ее замысел и идея. Жанр и смысл названия поэмы

В «Авторской исповеди» Николай Гоголь писал, что идея «Мертвых душ» принадлежала Пушкину, который советовал«приняться за большое сочинение» и предложил собственный сюжет для будущего произведения. Гоголь решил, что это будет поэма, созвучная по духовной проблематике и структуре «Божественной комедии» Данте, состоящей из трех частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». В первом томе главный герой должен был скитаться по кругам ада, во втором вынести испытания на поле битвы добра со злом в чистилище, чтобы его мертвая душа ожила для истинных ценностей; в третьем, духовно возродившись, обрести рай. Гоголь задумал в этой трилогии воспеть величие России, ее национального духа, но что бы изобразить Россию именно такой, нужно, чтобы люди стремились искоренить пороки.

«Мертвые души» были начаты в 1835 г. Гоголь прочитал первые главы поэмы Пушкину, который поначалу смеялся, потом становился все сумрачнее и сказал: «Боже, как грустна наша Россия».

Первый том вышел в 1942 г. Цензуру не устраивало название, представлявшее собой оксюморон, т.е. противоречивое по смыслу сочетание слов, ведь душа бессмертна. Гоголь, ссылаясь на учение святителя Григория Паламы, говорившего, что «отделение Бога от души есть смерть души», отстоял название. «Мертвые души» были дополнены заголовком «Похождения Чичикова», который давал читателю установку на авантюрный роман.

У произведения необычное жанровое обозначение, впервые прозаическое произведение было названо поэмой. Для создания лиро-эпического произведения Гоголем был взят за образец жанр не современной романтическойпоэмы, а античной, такой как «Одиссея» и «Илиада» Гомера, с их традициями древнего эпоса. Хотя современники Гоголя, не оценив его новаторство, считали вызывающим несоответствие масштабного замысла поэмы и сатирического изображения ничтожных, бытовых картин российской жизни.

В 1851 г. был закончен второй том «Мертвых душ», над которым Гоголь работал почти 10 лет, неоднократно переделывая. Уже готовую к публикации рукопись в ночь на 12 февраля 1852 г. Гоголь сжег, спустя несколько дней, 21 февраля 1852 г., скончался.Сохранились черновые записи некоторых отрывков, дающих представление о содержании второго тома, его героях и идеалах общественной жизни в представлении Гоголя.

Мир произведений Гоголя существует в трех хронологических слоях. Первый – это время древних преданий, в них силы зла представляют собой нечистую силу в обликах чертей, ведьм и колдунов, перед которыми человек был беззащитен. В таком мире живут герои «Вия», «Страшной мести». Во втором слое, связанном с эпохой просвещения, человек подчиняет себе зло и управляет им. В повести «Ночь перед рождеством» ведьма, хотя и распутная, но безобидная, а черта можно использовать в качестве транспортного средства. В третьем слое, современном Гоголю мире, зло стало неприметным, обыденным, пошлым, оно поселилось в душах людей.

Как возник замысел произведения, история публикации

Идея сюжета была подсказана Пушкиным. Поэт рассказал Гоголю реальную историю, которую услышал во время пребывания в кишиневской ссылке. В городе Бендеры в течение нескольких лет не было зафиксировано ни одной смерти крестьян. Когда власти стали расследовать этот инцидент, оказалось, что беглые крепостные из центральных регионов Российской империи оседали в этом месте, заимствуя имена мертвых крестьян. Гоголь творчески переосмыслил этот рассказ и положил в основу авантюрной линии романа.

Согласно наиболее распространенной версии, первоначально писатель задумал написать поэму в трех частях.

  1. Первый том — описание похождений Чичикова.
  2. Второй том — главного героя настигает кара за совершенные им деяния.
  3. Третий том — нравственная трансформация основных персонажей.

Примечание

В данной структуре исследователи видят аналогию с «Божественной комедией» Данте, состоящую из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай».

Первый том создавался Гоголем в период с 1835 г. по 1841 г. Помимо России местом написания романа были страны:

  • Италия;
  • Германия;
  • Франция;
  • Швейцария.

Отдельные главы читались Николаем Васильевичем в кругу его близких знакомых задолго до окончания всего произведения. Среди первых слушателей были братья Аксаковы, В. Жуковский, В. Одоевский и другие известные литераторы.

В январе 1842 г. Гоголь передал поэму друзьям, попросив содействия в прохождении цензуры. В марте рукопись была допущена к печати цензором А.В. Никитенко, но без вставки «Повести о капитане Копейкине». В мае 1842 г. первый том «Мертвых душ» был опубликован.

Оценка романа была самой разнообразной: от хвалебных отзывов до разгромных рецензий. Критики упрекали поэму в отсутствии положительных образов и преувеличении человеческих пороков. Ценители — восторгались узнаваемостью персонажей и правдоподобием описания российской действительности.

В течение последующих 10 лет, до своей смерти в 1852 г., Гоголь работал над 2-й и 3-й частью «Мертвых душ». Согласно общепринятой версии, 2-й том автор сжег по собственному желанию, а к 3-й части Гоголь успел сделать только некоторые наброски.

Подлинные причины уничтожения второго тома «Мертвых душ» — неизвестны. Есть несколько возможных объяснений этому.

  1. Недовольство качеством работы. Согласно этой версии, вторая часть показалась автору гораздо слабее первой, и поэтому он сжег ее.
  2. Указание духовника. Писатель был верующим человеком, а его духовный отец Матфей Константиновский не одобрил рукопись после прочтения.
  3. Душевная болезнь. Последние дни своей жизни Гоголь пребывал в тяжелом состоянии. Он практически перестал принимать пищу, строго соблюдая Великий пост. Граф А. Толстой вспоминал, как Гоголь признался ему, что сжег рукопись «по велению злого духа».
  4. Случайность. Некоторые исследователи полагают, что чистовик 2-го тома был уничтожен случайно вместо черновых листов.

Гоголь, Анализ произведения Мертвые души, План

Сегодня на уроке мы познакомились с Гоголем и его Мертвыми душами. Оказывается Н.В. Гоголь Мертвые души писал целых семнадцать лет, мало того книга Гоголя Мертвые души должна была быть трехтомной, а удается автору издать в полноценном формате только первый том. Второй том был написан, но по своим причинам Гоголь сжег второй том Мертвых душ, а третий том и вовсе не успел написать, так как жизнь писателя оборвалась.

Гоголь Мертвые души

Небольшой анализ поэмы Гоголя Мертвые души подойдет для читательского дневника, где можно сделать небольшую аннотацию произведения.

Мертвые души Николая Васильевича Гоголя — это поэма, где за основу сюжета взята афера главного героя Чичикова, который задумал скупить все мертвые души за малые деньги, а затем заложить эти души в опекунском совете, но за большие деньги. Что же это за мертвые души? В России каждые десять лет проводилась перепись крепостных людей, однако, люди имеют свойство умирать, и если человек умер между проводимой переписью населения, то помещику все равно приходилось платить налоги, так как данный человек по документам считался живым. Вот Чичиков и надеялся выкупить всех умерших, считая, что помещикам такая сделка будет на руку.

Как раз с поездкой Чичикова в город Н и начинается наше знакомство с разными помещиками и чиновниками, которые были олицетворением всех багатеев, что жили во времена крепостного права. Среди них были расточители, такие как Манилов и Ноздрев, были и накопители, такие как Коробочка и Собакевич, а был и такой себе Плюшкин, который настолько был скуп, что сам ходил голодный и в лохмотьях, его люди умирали с голоду, в то время как продукты гнили в кладовых.

Когда знакомишься с произведением Гоголя, то понимаешь, под мертвыми душами автор имеет ввиду не только умерших крестьян. Здесь понятие намного шире, ведь мы видим, насколько деградировали помещики, насколько они опустошены и бездуховны. Кого бы мы ни взяли, Чичикова с его аферой, Плюшкина, что утратил человеческий облик, Ноздрева, у которого дети как те собаки, зато собаки живут на широкую ногу(лапу), или Собакевича, где нет ни благородства да никакой порядочности. У всех мертвые души.

Гоголь в Мертвых душах раскрывает чиновничество того времени, где показывает насколько оно продажное и где сплошное воровство и жульничество.

Гоголь Мертвые души главные герои

Гоголь в произведении Мертвые души создал своего главного героя Чичикова проходимцем в чьем образе можно уловить черты других героев произведения. Чичиков хороший психолог, поэтому его торг с помещиками ведется на высшем уровне. Он хитер, от предприимчив, жаден.

Кроме того в каждой из глав перед нами предстают и другие герои, так мы знакомимся с Маниловым — безхозяйственным помещиком, с Коробочкой — вдовой, которая было мелочной, хитрой и расчетливой. Знакомимся с Ноздревым — прожигателем жизни, с Собакевичем, который был прижимистым и упрямым хозяином. Также есть Плюшкин, который был таким скрягой, что довел свое хозяйство до разорения.

План:

1. Чичиков в городе и узнает информацию о помещиках2. Чичиков и удачная даровая сделка с Маниловым3. Чичиков заблудился и попал в имение к Коробочке4. Чичиков у Ноздрева с попыткой выкупить у него мертвые души. Чичиков уехал от Ноздрева с пустыми руками5. В деревне у Собакевича. Тот продает мертвые души, нахваливая каждого умершего крестьянина6. Чичиков у Плюшкина и сделка с ним7. Чичиков идет в суд, чтобы заверить сделку8. Чичикова пригласили к губернатору на прием9. Все обсуждают Чичиковаи вопрос с мертвыми душами. Чичикова больше не приглашают на балы. Чичиков болеет10. Все продолжают гадать, кто такой Чичиков. Вспомнилась история с капитаном Копейкиным. Ноздрев у Чичикова и рассказывает о происходящем на улицах города11. Здесь мы узнаем о Чичикове, о его родителях и его жизни. Чичиков бежит из города

Сюжет произведения «Мертвые души»

Главный герой поэмы – Павел Иванович Чичиков, бывший коллежский асессор, который выдает себя за помещика. Эдакий Остап Бендер XIX века. Добравшись в «город N», он заводит там знакомства с влиятельными людьми. Делая это, втираясь к ним в доверие. Благодаря природной проницательности и обаянию ему это без труда удается. И Чичиков становится желанным гостем во всех домах провинциального губернского городка.

Однако истинных своих мотивов Павел Иванович не раскрывает, а хочет он разбогатеть. Причем весьма хитрым способом. Как бывший чиновник Чичиков разработал следующую мошенническую схему. Проехав по самым отдаленным волостям и весям России, он скупит у помещиков списки крепостных крестьян, которые уже умерли, но по бумагам еще числятся живыми. Естественно, скупит он их по дешевке. Позднее же он собирается предоставить свои бумаги в банк и получить ссуду для обустройства своего поместья. Когда же деньги будут получены, он отпишет на бумаге, что все крестьяне умерли в результате эпидемии. Ну, а деньги присвоит себе.

Коробочка и Собакевич, художник П. Боклевский

Обо всем этом поэма «Мертвые души»:

  • на какие ухищрения идет Чичиков, увещевая своих новых знакомых пойти с ним на сделку
  • какие персонажи ему встречаются
  • как живет провинциальная Россия середины XIX века

Отметим, что автор употребил такое название не только в отношении существующих только на бумаге крепостных крестьян, которых скупал главный герой. Но и в отношении душ главных героев. Которые настолько погрязли в обыденности, мещанстве и лени, что стали мертвы.

Действующие лица

В процессе анализа «Мертвых душ» нельзя не упомянуть главных героев произведения. Краткая характеристика позволит читателям ближе познакомиться с каждым из них:

  1. Манилов — собирательный персонаж помещика. Этот герой характеризуется отсутствием какой-либо деятельности, бесплотными фантазиями. Приятный, добрый человек, отчаянно стремящийся нравиться всем вокруг. Он молчалив и доверчив. Зачастую в любых жизненных ситуациях мужчина теряется и конфузится. Ведению хозяйства предпочитает витание в облаках. Старается сделать собственную жизнь похожей на сентиментальный рассказ, где нет места действительности.
  2. Ноздрев — свежий на вид молодой мужчина, любитель хорошо выпить и вкусно поесть, прожигатель жизни. Отличается деятельной натурой, поэтому не может сидеть без дела больше одного дня. Свою буйную энергию направляет на поиск источников удовольствия, а не на благо родины. Вдовец, живет с двумя детьми, однако их воспитанию не уделяет никакого внимания. Мужчину абсолютно не волнует судьба крестьян и поместья. Может легко проиграть в карты большую сумму, абсолютно не переживая о том, на что придется жить.
  3. Плюшкин — жадный старик, отличающийся скупостью к самому себе, и тем более к крестьянам. Недоедает, ходит в обветшалой одежде. Однако строгая экономия не делает героя счастливым. Ввиду скаредности у персонажа нет шансов обзавестись семьей.
  4. Чичиков — новый образ в литературе, представитель категории «ловкачей» и предпринимателей. Советник в отставке водит за нос простых обывателей, зарабатывает различными финансовыми махинациями. Герой следит за собой: всегда опрятен, модно одевается. Отличается многоликой натурой и способностью подстраиваться под любые жизненные обстоятельства.

Поэма «Мертвые души» Николая Гоголя задумывалась в качестве наглядной картины российского общества. Характеры главных действующих лиц произведения описываются автором так, что представители каждого сословия XIX столетия видят в них собственное отражение. В своем творении писатель высмеивает продажность чиновников и невежество помещиков.

Лирические отступления в поэме «Мертвые души». Образ России

Для лиро-эпических литературных форм свойственно композиционное сочетание событийного повествования и эмоциональных авторских рассуждений.Внезапно прерывая повествование, автор, делая многочисленные лирические отступления, рассказывает о своих творческих планах, вспоминает о юности, восхищается тем, как мчится тройка лошадей, уподобляясь птице и теряясь в бескрайном пространстве.

С надеждой на перемены в поэме связан мотив дороги, по которой путешествует Чичиков. Дорога – это символ движения, развития, жизненного пути, который может быть неведомым или проторенным, с ухабами и тупиками. «В дорогу, дорогу! Окунемся в жизнь», — призывает читателя автор. В завершении поэмы звучит уже интерес не только к жизненному пути одного человека, а историческому пути страны: «Русь, куда ж несешься ты?»Этот вопрос, обращенный к стране огромных возможностей, колоссальных ресурсов, богатырских талантов, остается без ответа. Но Гоголь верит в возможность преодоления препятствий на пути к обновлению жизни.

Что интересует Николая Васильевича в первую очередь

Гоголь пытался представить в своей поэме всю широту картины русской жизни. Он создал красочную галерею образов. Имена его героев стали нарицательными. Описанные им явления получили название «ноздревщина», «маниловщина» и др.

Автора интересует нравственное состояние души человека. Подчеркивая недостатки своих героев, он в определенной степени симпатизирует им, наделяя их и некоторыми положительными качествами. Например, Коробочка — бережливая хозяйка, заботящаяся о крестьянах; у Манилова нежные и трогательные отношения с супругой; Ноздрев привязан к своим питомцам и т.д.

Причины, по которым помещики оказались в таком состоянии духа, Гоголь не указывает. Исключением является образ Плюшкина, который до смерти супруги был гостеприимным и добрым хозяином. Также дается некоторое понимание того, как сформировался характер Чичикова — семейное окружение и воспитание способствовали развитию у него негативных черт. Гоголь намечает контуры своих героев, а право делать выводы оставляет на усмотрение читателей.

Примечание

В романе в высокохудожественной форме показаны пороки крепостнической системы, когда крестьян можно было продавать, проигрывать в карты, сдавать в заклад, как неодушевленные предметы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: