Актуальность стихотворения
Он был создан в 1878 году. С момента его первой публикации прошло более века. Однако это произведение до сих пор издается отдельной книгой для юных читателей. «Воробей» и в наши дни просят проводить школьники. Это заставляет задуматься не только детей, но и взрослых. Произведение заканчивается афористично: Тургенев замечает, что жизнь держится и движется только любовью. Эти слова верны и актуальны во все времена.
Заканчивая анализ стихотворения Тургенева «Воробей», отметим, что Иван Сергеевич большой мастер слова. Он умеет зацепить струны человеческой души, способен пробудить в людях самые лучшие стремления. После прочтения этого произведения возникает желание дарить настоящую любовь и делать добро. А анализ стихотворения в прозе Тургенева «Воробей» позволяет выявить основные черты, которые можно упустить при поверхностном знакомстве с текстом.
И. С. Тургенев — известный русский писатель-реалист, драматург и лирик. Он известен не только своим бессмертным романом «Отцы и дети», но и сборником «Дикт и проза» (1877-1882), затрагивающим также общественно-политические и нравственные проблемы. Одна из составляющих коллекции — лирическая миниатюра «Воробей» (1878).
«Воробей» был написан в 1878 году и стал одним из последних произведений известного русского писателя. Примечательно, что такие «стихи» Тургенев писал тогда, когда к нему приходило вдохновение: приходилось писать на листочках и собирать отдельные материалы, чтобы собрать общий сюжет.
Первым слушателем Воробья стал Михаил Матвеевич Стасюлевич, редактор журнала «Вестник Европы», где впоследствии в 1882 году было опубликовано произведение, предсказавший ему путь к всеобщему признанию и любви читателей. Вместе с командой «Литерагуру» мы поможем понять глубину смысла, который кроется в строках позднего литературного творчества Тургенева.
В чем бессмертие произведения?
Заканчивая анализ «Воробья» Тургенева И. С., нужно отметить, что, в отличие от других стихотворений в прозе, это произведение оптимистично и вызывает веру в великую силу любви, не обязательно материнской. Это и является причиной того, что стихотворение «Воробей» вот уже более века входит в школьную программу — на нем маленькие читатели учатся человечности и доброте, без которых невозможно продолжение жизни на земле.
Серия миниатюр «Стихотворения в прозе» – итог жизни писателя, философское ее осмысление, отражение сокровенных мыслей и чувств.
Большинство произведений цикла полны грусти, одиночества и размышлений о скоротечности жизни, характерных для пожилого человека. Но миниатюра «Воробей»
написана в оптимистичных тонах. В ней звучит настоящий гимн жизни и любви, перед которыми бессильно любое зло.
В нескольких словах Тургенев обрисовывает настоящую жизненную драму. Главные ее герои – животные. Однако читатель ясно понимает, что речь идет о самоотверженной любви вообще, и не только родительской.
Композиция
произведения традиционна: неспешная завязка, стремительное развитие действия и развязка. Охотничий пес Трезор вовсе не является воплощением зла. Он больше олицетворяет судьбу, рок. Собака, подчиняясь инстинктам, хватает дичь. Ее не волнует, что это всего лишь желторотый птенчик. Для маленького воробья пес является «громадным чудовищем»
. Птица трепещет от ужаса, но не может «усидеть на высокой, безопасной ветке»
и бросается спасать «свое детище»
.
Самоотверженность взрослого воробья заставляет собаку пятиться. Трезор ошеломлен героизмом маленькой птицы. Он уважает силу, которая заставила воробья жертвовать собой ради птенца и, пусть с «жалким писком»
, наступать на обидчика своего детеныша.
Сбивчивость, взволнованность в изложении, а также прерывистые фразы создают дополнительный накал чувств, придают динамизм действию. Ярко и эмоционально описывает Тургенев состояние птицы при помощи целой серии прилагательных (взъерошенный, искаженный, отчаянный, жалкий, маленький
) и глаголов (ринулся, заслонил, замирал, жертвовал
).
С момента первой публикации этой трогательной и поучительной истории о храбром воробье прошло 120 лет. Но произведение до сих пор издается отдельной книжкой для маленьких читателей и заставляет задуматься взрослых. Тургенев закончил стихотворение афористично: «только любовью держится и движется жизнь»
. Эти слова актуальны и правдивы во все времена.
- «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
- «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
- «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
- Тургенев Иван Сергеевич, краткая биография
Смысл рассказа «Воробей»
В рассказе Тургенев поднимает очень важную и актуальную тему материнской любви. Эта любовь, которая оказывается сильнее страха перед более крупным хищником, псом, и перед смертью, заставляет взрослого воробья бросаться на защиту беззащитного птенца. И, казалось бы, эта птица не может ничего сделать против пса, но материнская любовь оказывается весомым аргументом и для него: пес отступает, не убивает воробья, и охотник, чувствующий уважение к беззаветному стремлению спасти ребенка даже у, казалось бы, неразумной птицы, отзывает собаку. Материнская любовь в рассказе соседствует с понятием ответственности за ребенка, которое присуще даже воробью, который бросается защищать птенца от нависшей над ним смертельной угрозы, и эта ответственность для Тургенева – показатель истинной любви, произошедшей от природного инстинкта защищать и охранять потомство.
Важно при этом отношение писателя к любви в данном рассказе. Перед читателем автор ставит проблему того, как признать и понять истинную любовь, и сам же разрешает эту проблему, указывая на беззаветность, смелость и жертвенность истинной материнской любви. При этом встает открыто вопрос выбора: принять, понять, признать эту любовь, уважать ее и отступить, или пойти против нее и против природы?
При этом встает открыто вопрос выбора: принять, понять, признать эту любовь, уважать ее и отступить, или пойти против нее и против природы?
И выбор, в первую очередь, стоит перед Охотником, который может натравить пса на взрослого воробья или же не отзывать его, перекладывая ответственность на плечи другого живого существа за выбор и его последствия, или же отозвать пса и позволить жертвенной материнской любви защитить беззащитного птенца и спасти его от верной гибели. И та проблема выбора, которая стоит перед человеком, животными – героями рассказа решается инстинктивно и оттого легко. Воробей не задумывается о возможности своей гибели, защищая птенца, точно так же как пес не задумывается о последствиях, отступая перед воробьем в инстинктивном уважении. Выбор же человека регламентируют его моральные принципы, его честность и принципы.
Ловля птиц По М.Горькому
«Нужда все больше давала себя знать, и Алеша решил заняться новым ремеслом — ловлей птиц. Купил сеть, крут, западни, наделал клеток.
И вот на рассвете Алеша сидит в овраге, в кустах, а бабушка с корзиной и мешком ходит по лесу, собирая последние грибы, калину, орехи. Птицы смешат Алешу своими хитростями: лазоревая синица внимательно и подробно осмотрела западню, поняла, чем она грозит ей, и, зайдя сбоку, безопасно, ловко таскает семя сквозь палочки западни. Важные снегири глуповаты: они идут в сеть целой стаей. Когда их накроешь, они очень удивлены, выкатывают глаза и щиплют пальцы толстыми клювами. Клест идет в западню спокойно и солидно.
Алеше немножко жалко ловить пичужек, совестно сажать их в клетку, ему больше нравится смотреть на них, но желание заработать деньги побеждает сожаление. Когда бабушка впервые продала пойманных Алешею птиц за сорок копеек, это очень удивило ее.
— Гляди-ка ты. Я думала — пустое дело, мальчишья забава, а оно вон как обернулось.
— Дешево еще продала…
— Да ну?
В базарные дни она продавала на рубль и более и все удивлялась: как много можно заработать пустяками».
Характеристика главных героев
Особенность миниатюры в том, что 2 главных героя — животные. Третий — сам рассказчик. Краткое описание персонажей:
Пёс Трезор. Охотник, пытающийся поймать воробья. Пёс не злобный, он всего лишь повинуется инстинктам. В конце концов он отступает, потому что на помощь воробьишке спешит родитель.
Птенец. Пушистый воробышек с «едва прораставшими крылышками», «пухом на голове» и «желтизной около клюва», выпавший из гнезда. Именно его Трезор хотел сделать своей добычей.
Старый воробей. Черногрудая птица, которая самоотверженно бросилась на помощь птенцу. Автор показал, что птицам тоже свойственна любовь к потомству. Ими движут не только инстинкты, но и что-то большее
Птенец не понимает, как спастись, он беспомощен и не пытается защищаться, а старый воробей, несмотря на риск быть растерзанным, отважно загораживает собой малыша. Вероятно, в этот момент он чувствует себя сильнее орла.
Охотник, он же лирический герой, от лица которого ведётся повествование. Это добрый человек, любящий природу
Он охотится, но делает это по правилам. Беззащитный птенец не должен стать добычей собаки или человека, поэтому автор отозвал пса. Вместе они поспешили прочь от воробьиного семейства. Человек, не обладающий добрым сердцем, поступил бы иначе.
Это добрый человек, любящий природу. Он охотится, но делает это по правилам. Беззащитный птенец не должен стать добычей собаки или человека, поэтому автор отозвал пса. Вместе они поспешили прочь от воробьиного семейства. Человек, не обладающий добрым сердцем, поступил бы иначе.
Средства выразительности
Автор изобразил образную картину текста, используя различные литературные приемы
Чтобы акцентировать внимание читателей на невероятной смелости воробья, автор использовал антитезу: огромная охотничья собака противостоит двум маленьким и беззащитным существам
Инверсия усиливает эмоциональную выразительность текста.
Эпитеты
Образы в произведении создаются с помощью средств речевой выразительности:
- «молодой воробей»;
- «едва распустившиеся крылья»;
- «отчаянно жалкий писк»;
- «зубы разомкнуть рот».
Олицетворение
Иван Сергеевич использовал персонификацию, чтобы придать собаке человеческие качества. Собака отступает от добычи по углам и преклоняется перед силой любви.
Художественные приемы
Описанная сцена вызвала живой отклик в душе писателя. Понять волнение автора и его восхищение поведением воробья помогают средства выразительности. Прежде всего, это ряд прилагательных и глаголов, точно передающих состояние всех героев миниатюры. Отчаянный, взъерошенный, искаженный воробей трепещет и замирает перед громадной собакой-чудовищем. Но он не может поступить по-другому: ведь жизнь ребенка ему дороже его собственной.
Очень важны детали, помогающие представить контраст между псом и птицами и, следовательно, трагизм происходящего: большая, с зубастой раскрытой пастью собака, беспомощный, с желтым пухом на голове птенец и маленькая, но «героическая» воробьиха.
Накал чувств передает и сбивчивость повествования, речь рассказчика — повествование ведется от первого лица — характеризуется обилием многоточий и прерывистых фраз. Их анализ — «Воробей» Тургенева в этом смысле можно считать совершенством всех творений писателя — помогает понять состояние человека, наблюдающего за происходящим. Он благоговеет перед маленькой птицей, в которой воплотилась великая сила материнской любви, и делится своими раздумьями с читателем, способным, по его убеждению, понять все произошедшее так же, как понимает он сам — отсюда прямое обращение «не смейтесь» и указание на сокровенность мыслей («думал я»).
Кульминация
А собака, потихоньку переставляя лапы, приближается к несчастному
Вдруг (это наречие повторно резко меняет всю обстановку) с дерева перед самой мордой собаки с огромной зубастой оскаленной пастью отважно падает растопыривший все пёрышки воробушек
Писатель использует при этом деепричастный оборот, как бы ускоряя действия защитника. Воробей жалок, беспомощен, хрипло пищит, но прыгает в сторону собаки, защищая птенца, закрывая его собой. В этой части произведения автор использует антонимы, противопоставляя громадность собаки по сравнению с маленьким тельцем птички.
Пернатое создание решило стать жертвой этого зверя, хотя ему ужасно страшно. Все использованные при этом глаголы точно и красочно передают те действий, которые помогли в этой отчаянной ситуации. Собака оторопела, остановилась и даже двинулась назад. Никогда нельзя терять надежду на спасение — такой вывод делают читатели, разобрав произведение по частям, сделав его анализ («Воробей»). Тургенев показал, как могуч природный инстинкт защиты своего детёныша.
Сюжет стихотворения
Сюжет произведения достаточно прост. Вкратце изложим его, проводя анализ. «Воробей» Тургенева начинается следующим образом. Возвращаясь с охоты, главный герой идет по аллее. Вот он видит птенчика, выпавшего из гнезда.
Птенец этот еще совсем слабо оперившийся. Собака главного героя чует дичь. Она хочет наброситься на птенца. Кажется, что трагический финал нам готовит Тургенев («Воробей»). не был бы столь интересным, если бы это было так. Автор использует неожиданный сюжетный ход — вдруг взрослый воробей срывается с ветки. Он самоотверженно принимается защищать свое дитя.
В этом произведении автор очень трогательно и точно описывает состояние птицы, готовой принести себя в жертву ради спасения близкого существа. Взъерошенный воробей решается атаковать большого пса, пища жалко и отчаянно. К удивлению главного героя, его собака смущенно отступает.
Смысл
Автор произведения показывает настоящую силу любви, которая сильнее страха смерти и самой смерти. Такова его основная идея. В понимании Тургенева каждому живому существу присущи такого рода качества, и только глупец не сможет понять, что в одном даже самом маленьком «божьем создании» заключено больше любви и материнской заботы, чем в некоторых людях. Данное произведение – своеобразная притча о том, как надо любить.
Также писатель учит нас с уважением относиться к любви, где бы мы ее не встретили. Над ней не надо смеяться, даже если ее проявления временами кажутся нам нелепыми. Над нею надо благоговеть, ибо данное качество – великая ценность всех живых существ.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Характеристика персонажей стихотворения в прозе «Воробей»
В тургеневском прозаическом стихотворении особую роль играют герои, поступки и чувства которых дополняют сюжет. По сюжету их всего четыре персонажа:
➥ Собака. ➥ Человек. ➥ Взрослый воробей. ➥ Маленький и беззащитный птенец.
Каждый персонаж появляется в тургеневском сюжете неслучайно, так как он несет для понимания содержания свою ценность. Человек – это охотник, у которого вроде бы и не может быть жалости к птицам и животным, которых он убивает практически каждый день. Но все-таки когда он видит бой воробья с огромным псом, то он умиляется этой сцене. Он совсем не расстраивается из-за того, что его пес в этой борьбе не вышел победителем, наоборот, он восхищен тем, что сила любви смогла победить.
В образе собаки автор показал не просто инстинкты животного мира. Это настоящий судьбоносный рок, представляющий из себя огромную угрозу. Так как собака у человека охотничья, то она сразу же услышала запах дичи и готова была ее схватить. Животное не может интересовать то, что существо перед ней маленькое и беззащитное. Автор подсказывает читателю, что птенчик видит собаку, как чудовище огромных размеров.
Воспринимая собаку глазами птенца, читатель на миг понимает, что этот рок нельзя победить, но оказывается, что любовь все-таки может всё. И это прекрасно видно в сцене, когда собака начинает удаляться от птенца. Причем сильно стесняясь своего поражения.
Беспомощный птенчик воробья – это олицетворение существа, который нуждается в защите и который не может сам постоять за себя. Поэтому, пока идет схватка взрослого воробья с собакой, он сидит неподвижно и испуганно. А вот его защитник – взрослый воробей несет в себе необычную силу любви, которая может победить все на свете. Несмотря на то что угроза в виде собаки сильна и огромна, он настолько сильно любит своего малыша, что готов умереть сам, сражаясь за него.
Характеристика персонажей стихотворения в прозе «Воробей»
В тургеневском прозаическом стихотворении особую роль играют герои, поступки и чувства которых дополняют сюжет. По сюжету их всего четыре персонажа:
➥ Собака. ➥ Человек. ➥ Взрослый воробей. ➥ Маленький и беззащитный птенец.
Каждый персонаж появляется в тургеневском сюжете неслучайно, так как он несет для понимания содержания свою ценность. Человек – это охотник, у которого вроде бы и не может быть жалости к птицам и животным, которых он убивает практически каждый день. Но все-таки когда он видит бой воробья с огромным псом, то он умиляется этой сцене. Он совсем не расстраивается из-за того, что его пес в этой борьбе не вышел победителем, наоборот, он восхищен тем, что сила любви смогла победить.
В образе собаки автор показал не просто инстинкты животного мира. Это настоящий судьбоносный рок, представляющий из себя огромную угрозу. Так как собака у человека охотничья, то она сразу же услышала запах дичи и готова была ее схватить. Животное не может интересовать то, что существо перед ней маленькое и беззащитное. Автор подсказывает читателю, что птенчик видит собаку, как чудовище огромных размеров.
Воспринимая собаку глазами птенца, читатель на миг понимает, что этот рок нельзя победить, но оказывается, что любовь все-таки может всё. И это прекрасно видно в сцене, когда собака начинает удаляться от птенца. Причем сильно стесняясь своего поражения.
Беспомощный птенчик воробья – это олицетворение существа, который нуждается в защите и который не может сам постоять за себя. Поэтому, пока идет схватка взрослого воробья с собакой, он сидит неподвижно и испуганно. А вот его защитник – взрослый воробей несет в себе необычную силу любви, которая может победить все на свете. Несмотря на то что угроза в виде собаки сильна и огромна, он настолько сильно любит своего малыша, что готов умереть сам, сражаясь за него.
Композиция
Характеристика персонажей
В данном стихотворении в прозе четыре действующих лица. Проведя анализ стихотворения «Воробей» Тургенева, мы видим, что лишь двое из них активны — это воробей и собака. Птенец и человек являются лишь наблюдателями развернувшихся событий.
Собака является олицетворением судьбы. Вначале беспощадная и угрожающая, она надвигается на воробья. Что может противостоять силе судьбы? Перед ней склоняются даже великие мира сего, ей подвластно все. С судьбой остается только смириться и принять ее как данность. Но вызов судьбе бросает любовь. И судьба отступает.
Воробей являет собой жертвенную всепобеждающую любовь. Он видит, что угроза велика, но все равно встает между птенцом и собакой, чтобы защитить свое дитя.
Маленький воробушек — беспомощное существо, которое нуждается в любви и опеке. Он не в силах противостоять собаке.
Рассказчик — охотник. Но он замирает в благоговении, наблюдая за воробьем, защищающим птенца. Человек не считает, что собака проявила слабость, отступив перед нападающей птицей. Он восхищен способностью маленькой птицы принести себя в жертву ради любви. Из анализа «Воробья» Тургенева понятно, что охотник в данном стихотворении в прозе — лишь наблюдатель. Он не пытается вмешаться в события. Кажется, что собака и воробей преподносят человеку важный жизненный урок.
«Воробей» заставляет читателя задуматься: достаточно ли в нем силы духа, сможет ли он защитить своих близких. Произведение учит никогда не отступать перед опасностью, если в беде ближний.
И.С.Тургенев – зачинатель особого жанра в русской литературе. Он назван незамысловато, даже слишком просто для того, что представляет собой – стихотворения в прозе. Вот так объединил, казалось бы, две противоположности, гений пера и слова.
Особенностью жанра является сопоставление прозовой формы коротких зарисовок и поэтической речи, философское и романтическое направление мысли писателя. Такое единство позволяет создавать уникальные, выписанные, уточненные, где это требуется, образы. Гимном любви и самоотверженности ради жизни близкого
Звучит стихотворение в прозе «Воробей».
Набросок настоящей картины о мудрости восприятия действительности человеком построен, как ни странно, на образах животных и отношениях между ними. Главными героями выступают охотничья собака Трезор, чьи инстинкты должны быть сильнее гуманности, и воробей, отчаянно бросившийся в атаку, чтобы спасти самое дорогое. Звери демонстрируют поведение, которое часто бывает недоступно людям.
Повествование ведется от первого лица. Рассказывает охотник историю, которую ему случилось однажды наблюдать. Сюжет прост, но глубокий смысл, заложенный буквально в каждом предложении
Компенсирует объем сказанного писателем. Структура данного произведения такова: вначале идет экспозиция, герой вводит нас в суть дела, затем стремительное развитие событий, а потом мораль – вывод, который сделал герой из произошедшего на его глазах. Таким образом, произведение создано не только для духовного удовлетворения или дополнительной информации, но и для пользы читателя, размышлений. Писатель учит, развлекая. Немного этим стихотворения прозе напоминают басни, у которых композиционно мораль также находится после завершения фабулы.
Внимание И.С.Тургенева к деталям передают важность конкретного события для автора. Обширные как для малого по объему произведения описания основных действующих лиц нужны для лучшего восприятия, ведь не бывает в литературном произведении что-то просто так, во всем есть смысл, но его нужно узреть и разгадать, а может даже почувствовать душою
Сбивчивость речи, взволнованность, переживания, а затем восхищение отражает форма записи, заключающаяся в прерывистых фразах, когда собака начала приближаться к птенцу. Раздумья и удивление передают многоточия и повторы слов. А близость к читателю, влияние на него достигается за счет конструкции «я думал» – писатель впускает в свои мысли, делится ими, и обращений к читателю.
Многие фразы можно считать афоризмами, над ними можно долго раздумывать: «сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда»
– вот она, сила любви и преданности, вот умение дорожить и ценить. «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь»
– и это действительно так!
Предлагаем вам познакомиться с одним интересным произведением Ивана Сергеевича, провести его анализ. «Воробей» Тургенева — вот о каком тексте пойдет речь. Жанр его не совсем обычен — стихотворение в прозе. Это следует иметь в виду, проводя анализ. «Воробей» Тургенева — одна из миниатюр в прозе, созданных автором. Для начала отметим, каковы же особенности этих произведений.
Темы произведения
Тургенев заставил задуматься читателя, что нельзя считать себя выше, у всех на земле одинаковые чувства и ценности, за которые можно, не задумываясь, умереть. В стих автор вложил несколько ключевых тем, которые насущны в любое время:
- Основная тема стихотворения — любовь матери к своему ребенку. Это чувство свойственно каждой женщине. Маленький воробей продемонстрировал любовь и заботу к своему птенцу, забыв о собственной жизни при его спасении. Иван Тургенев заложил глубокую мысль о природных материнских чувствах, присущих не только человеку, но и братьям нашим меньшим.
- Чувство большой родительской ответственности — вторая тема стихотворения, сформулированная автором. Тургенев подчеркивает, что именно от животного инстинкта у человека сохранилось чувство, когда каждый родитель считает себя ответственным за благополучие и безопасность своего ребенка, отстранение его от всевозможных житейских трудностей.
- Тема бережного отношения к природе выражена в поведении главного героя. Нельзя убивать беззащитных животных, неспособных сопротивляться и постоять за себя. Свое поведение следует контролировать, соблюдая общепринятые нормы морали, этики, бережливости. Человек не вправе расхищать и убивать слабых и беззащитных.
Автор мог взять любое животное, однако на примере маленького воробья чувства просматриваются особенно ярко. Это:
- сила любви,
- духа,
- бесстрашия.
Эти чувства вовсе не зависят от размеров. Даже совсем маленькое существо может иметь огромное сердце, поэтому автор выражает свое чувство большого благоговения перед смелостью и огромной любовью воробья к своему детенышу.
Главные герои и их характеристики
Особенностью «Воробья» является наличие в произведении главных героев в роли животных, которые попали в большую жизненную драму. Пёс Трезор, который пытается завладеть дичью в лице маленького беззащитного птенца, олицетворяет не столько само зло, сколько превратность судьбы и трудности жизни
Ведь именно тот факт, что он уступает отважному воробью свою «добычу», говорит о том, что Трезор всего лишь следует «зову животного мира», а не личным побуждениям, что нельзя сказать о главном герое…
Взрослый воробей самоотвержен и отважен перед лицом опасности, но именно любовь к своему «птенцу» заставляет его рисковать собственной жизнью. Тургенев пишет о такой «любви», которая свойственна каждому живому существу, она жертвенна и бескорыстна, что и отличает её от обыкновенного природного инстинкта
И если маленький воробушек нуждается в опеке и боится противостоять надвигающейся угрозе, то взрослый воробей не думает о последствиях смерти, для него важна участь его «чада».
Сам охотник, лирический герой, предстает перед нами честным и принципиальным человеком, лишенным жестокости и агрессии. Он охотится, но в то же время играет по правилам: берет лишь то, чего смог добиться на равных условиях. Зверь, лишенный возможности сопротивляться и обыграть людей, ему не нужен. Он старается бережно относиться к природе и экономно расходовать ее ресурсы. Его сердце доброе, поэтому охотник оставляет воробьиное семейство в покое, восхищаясь храбростью отважной птицы.
Жанровые особенности произведения
Рассказ «Воробей» относится к лирическим произведениям, которые Тургенев писал только в моменты особенного вдохновения на клочках бумаги, которые потом приходилось собирать воедино. Особенностью этого жанра его произведений является яркое, эмоциональное и красочное описание чувств лирического героя. Стихотворение в прозе не требует особой ритмики и рифмы, но позволяет вложить в произведение особую яркую эмоциональность и особое раскрытие характеров героев через литературные приемы, присущие стихотворениям.
Особенностью данного произведения можно смело считать также и то, что главными героями этого стихотворения в прозе являются не только люди, но и животные, и смысл рассказа передается напрямую через их образы и поведение. Среди героев рассказа можно выделить Охотника, который честен и принципиален, лишен агрессии и не поднимает руку на беззащитное животное, его пса, который живет инстинктами и видит в беззащитном птенце только добычу, и взрослого воробье, который смело бросается на защиту птенца
Каждый лирический герой, вне зависимости от того, человек это или животное, получает свой характер и внимание автора. Его замысел и основная мысль также реализуются через взаимодействие лирических героев и раскрытие их особенностей характера
История создания
Для многих читателей имя И. С. Тургенева связано с романом «Отцы и дети». Однако он известен как драматург, лирик, писатель-реалист. Его сборник «Стихотворения в прозе» направлен на рассмотрение нравственных и общественно-политических проблем.
Лирическая миниатюра «Воробей» была написана в 1878 году. Небольшие произведения писались автором в моменты вдохновения. Тургенев спешил записать пришедшие мысли и комментарии даже на небольших клочках бумаги. Впоследствии эти заметки и старые материалы собирались и складывались в единый сюжет.
Первым слушателем и критиком миниатюры стал редактор известного журнала «Вестник Европы» Михаил Стасюлевич, который и сказал свое слово о произведении. Он предвидел, что стихотворение найдет отклик и признание у читателя и станет популярным. Немного позже Стасюлевич опубликовал произведение в своем журнале. Это произошло в 1882 году.
Стихотворение в прозе
Это было написано в апреле 1878 года. В это время автору было 60 лет, и его повсюду преследовал призрак надвигающейся смерти. Чтобы отвлечься от черных мыслей, убедить себя в вечной победе добра над злом, он сочинит это стихотворение в прозе. Она пронизана проникновенными строками о любви, на которой все держится и движется. Именно на этой положительной ноте заканчивается тургеневский «Воробей», краткое содержание которого было представлено.
Это белый стих Тургенева о великом мужестве маленького воробья.
Затем появляется что-то неожиданное, и собака реагирует ускорением шагов. Оказывается, она учуяла (и услышала) воробья. Птенец действительно выпал из гнезда, и собака подумала, что он дикий. Пес неумолимо приближался к несчастной даме. И вдруг еще один сюрприз — старый воробей упал на нее (прямо перед ее мордой) как камень, как ястреб.
Он защищал свою даму. Он не боялся собаки намного крупнее его, у которой когти и зубы. Автор отмечает, что собака должна была показаться воробью настоящим чудовищем, но он все равно не испугался. Хоть автор и называет ее «искажённой», с взлохмаченным видом и жалобным писком, человек не может не восхищаться отвагой маленькой птички. Жалкий (особенно по сравнению с собакой) воробей дважды даже бросился ей в морду — на оскаленные клыки.
Тургенев подчеркивает, что Воробей героически защищает свое дитя. Действительно, он дрожит от ужаса, он оглушен и охрип, но не бежит. Воробей жертвует собой.
Иван Сергеевич воображает, что Воробей мог спокойно (или с волнением) сидеть на своей ветке — безопасно. Но он начал! Сила, более могущественная, чем он сам, вдохновила его. Птица заботилась не только о себе, но и о своих потомках. И мало сказать, что в ней говорил только инстинкт.
И тут Трезор (та самая собака) остановился… И она попятилась! Она тоже чувствовала эту силу, хотя и смущалась.
Хозяин зовет собаку, уходит. И благоговение в сердце. Именно это слово характеризует мироощущение богатырского воробья.
В финале автор обращается к читателю с просьбой не смеяться над ним. И делается вывод, где этой силе дается имя — любовь. И эту мысль развивает Тургенев. Он заканчивает стихотворение, говоря, что миром движет любовь.
Стихотворение очень логично и лаконично. В нем нет лишних деталей — даже погода не описана. Он построен на противопоставлении несчастного воробья и его подвига. Используемая лексика нейтральна, а если говорить об этом маленьком подвиге, то торжественна. Рассказчик становится свидетелем этой сцены, и она наталкивает его на философские размышления.