Анализ произведения бунина «тёмные аллеи»

Метафора в языке прозы и. а. бунина (на материале рассказов цикла «темные аллеи»)

Краткое содержание

  • «Огниво».
  • «Дорожный товарищ».
  • «Дюймовочка».
  • «Аисты».
  • «Принцесса на горошине».
  • «Нехороший мальчик».
  • «Ромашка».
  • «Русалочка».

  • «Ангел».
  • «Воротничок».
  • «Гадкий утёнок».
  • «Гречиха».
  • «Девочка со спичками».
  • «Ель».
  • «Жених и невеста».
  • «Из окна богадельни».
  • «Колокол».
  • «Красные башмачки».
  • «Капля воды».
  • «Лён».
  • «Маленький Тук».
  • «Оле-Лукойе».
  • «Пастушка и трубочист».
  • «Прыгуны».
  • «Свинопас».
  • «Снежная королева».
  • «Соловей».
  • «С крепостного вала».
  • «Старый дом».
  • «Счастливое семейство».
  • «Соседи».
  • «Тень».
  • «Холм лесных духов».
  • «Анне Лисбет».
  • «Весёлый нрав».
  • «Всему своё место».
  • «Ганс Чурбан».
  • «Дворовый петух и флюгерный».
  • «Две девицы».
  • «Еврейка».
  • «Есть же разница!»
  • «Иб и Христиночка».
  • «Камень мудрости».
  • «Кое-что».
  • «Колокольный омут».
  • «Как хороша!»
  • «Лебединое гнездо».
  • «На краю моря».
  • «На дюнах».
  • «Немая книга».
  • «Последняя жемчужина».
  • «Перо и чернильница».
  • «Под ивой».
  • «Пропащая».
  • «Сон».
  • «Сердечное горе».
  • «Свинья-копилка».
  • «Скороходы».
  • славы».

Композиция

Композиционно рассказ можно разделить на три части.

Первая часть: приезд героя на постоялый двор (здесь преобладают описания природы и окружающей местности). Встреча с бывшей возлюбленной – вторая смысловая часть – в основном состоит из диалога. В последней части генерал покидает постоялый двор – бежит от собственных воспоминаний и своего прошлого.

Основные события – диалог Надежды и Николая Алексеевича построен на двух абсолютно противоположных взглядах на жизнь. Она живёт любовью, находя в ней утешение и радость, хранит воспоминания молодости. В уста этой мудрой женщины автор вкладывает идею рассказа – то, чему учит нас произведение: “всё проходит, но не всё забывается”. В этом смысле герои противоположны в своих взглядах, старый генерал несколько раз упоминает о том, что “всё проходит”. Именно так прошла и его жизнь: бессмысленно, безрадостно, впустую. Критика восприняла цикл рассказов восторженно, несмотря на его смелость и откровенность.

Основные проблемы и идея

Также стоит обратить внимание на проблематику, которую поднял Иван Бунин в своём рассказе. В произведение присутствуют такие проблемы, как:

  1. Измена. Главный герой изменил своей любви, отказался от главного чувства в своей жизни и оставил девушку мучаться. Такой необдуманный поступок показывает Николая как эгоиста, который думал только о себе в тот момент.
  2. Отчаяние. Когда герои предавались воспоминаниям о былой любви, то ещё раз осознали, что потеряли всё в своей жизни. Надежда так и не смогла обрести счастья, а Николай разочаровался в семье и остался с тяжёлым грузом на душе.
  3. Социальное неравенство. Николай так и остался барином для своей бывшей возлюбленной. Именно социальное неравенство подтолкнуло героя оставить Надежду. Иван никогда бы не смог так поступить с девушкой из своего круга, так как подвергся бы осуждению со стороны общественности. Социальный статус героя также помог сделать ему выбор, так как обычная крестьянка никогда бы не смогла стать женой барина.
  4. Месть и великодушие. Надежда долгие годы держала обиду на Ивана. Ей было грустно от того, что любимый мужчина после совершённого поступка даже не вспоминал о ней. Его не интересовало состояние и чувства возлюбленной.

Смысл произведения чётко прослеживается в его строках. Ивана Бунина волновало будущее своей родины, своего поколения. Писатель рассуждает об упущенном счастье, о том, что не состоялся в жизни. Надежда является символом всего русского народа, а Николай стал теми дворянами, которые предали страну, но сами счастливее от этого не стали. Оказалось, что только родина могла любить их по-настоящему. В образе Надежды передаётся та сила, терпеливость и любовь, которые присущи России.

Также Иван Алексеевич показал то, на что способна сила любви. Один необдуманный поступок может разрушить всё, на чём строилось счастье.

Несколько слов о создании его сказок

Настоящий творческий прорыв создания литературных произведений начинается в 1835 году. Именно эта дата является знаменательной для его сказок. В 1840-х годах выходит в свет его сборник «Книга с картинками без картинок», что подтверждает присущий ему талант. С невероятной скоростью завоевали успех и славу сказки Андерсена. Краткое содержание полюбившихся сочинений пересказывали друг другу преданные читатели и с нетерпением ждали новых произведений. В 1838 году был начат второй выпуск сказок, а в 1845 — третий. К этому времени он был уже очень известен во всей Европе. В 1847 году он посетил Англию, где получил теплый и радушный прием. Во второй половине 1840-х годов и в последующие годы писатель с особым усердием работает и публикует пьесы и романы, лелея мечту прославиться в качестве драматурга. Но все тщетно. Сказки Андерсена (краткое содержание которых у всех на слуху) хоть и принесли ему славу, но в какой-то период своей жизни он начал их презирать. Однако продолжает их писать. Самая последняя сказка была создана в 1872 году в канун Рождества. В этом же году писатель упал с кровати, сильно ушибся, и от полученных травм уже не смог оправиться, хотя прожил еще три года. 4 августа 1875 года он умер.

Биграммы частей речи

Существительное Глагол Местоимение-существительное Предлог Союз Прилагательное Наречие Местоимение-прилагательное Частица Местоименное наречие Числительное Числительное-прилагательное Междометие Часть композита — сложного слова
Существительное 28.78 39.06 18.91 27.96 32.89 12.34 7.40 9.05 8.63 6.99 3.70 0.00 0.00 0.00
Глагол 23.03 36.60 27.55 45.23 27.55 6.17 12.75 9.05 5.35 4.93 0.41 0.41 0.82 0.00
Местоимение-существительное 7.81 44.41 16.86 10.28 10.28 8.22 14.39 6.17 11.92 1.23 0.41 0.00 0.00 0.00
Предлог 52.22 0.41 22.20 0.41 2.06 11.92 1.64 13.57 0.00 0.41 0.82 0.82 0.00 0.00
Союз 6.17 23.44 19.33 8.22 6.58 8.22 9.87 4.11 8.22 4.52 0.00 0.00 0.00 0.00
Прилагательное 46.46 5.35 0.82 4.11 6.99 9.46 0.82 1.23 0.41 0.41 0.00 0.00 0.00 0.00
Наречие 4.93 23.03 4.11 6.17 5.76 5.76 7.40 0.82 3.29 0.82 0.41 0.00 0.41 0.00
Местоимение-прилагательное 16.45 2.47 7.40 0.00 1.23 11.10 3.29 1.64 4.11 0.41 0.41 0.00 0.00 0.00
Частица 5.35 19.33 4.52 2.47 2.88 2.47 4.93 1.64 1.23 1.23 0.00 0.00 0.00 0.00
Местоименное наречие 1.23 5.35 7.81 0.41 2.06 0.00 0.41 1.23 2.88 1.64 0.00 0.00 0.00 0.00
Числительное 2.47 0.41 1.64 0.82 0.41 0.00 0.00 0.00 0.00 0.41 1.64 0.00 0.00 0.00
Числительное-прилагательное 0.82 0.00 0.41 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Междометие 0.00 0.00 0.41 0.41 0.00 0.41 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Часть композита — сложного слова 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00

Части речи на позициях в предложении

Номер слова в предложении
1 2 3 4 5
Существительное 5.77 12.33 16.79 18.03 15.45
Глагол 21.79 28.08 21.17 18.85 20.91
Местоимение-существительное 25.00 16.44 13.14 21.31 13.64
Предлог 3.85 8.90 12.41 9.02 10.00
Союз 18.59 7.53 10.95 7.38 13.64
Прилагательное 0.64 3.42 5.11 3.28 3.64
Наречие 8.33 6.16 8.76 6.56 8.18
Местоимение-прилагательное 1.92 4.79 4.38 4.10 8.18
Частица 8.97 8.22 3.65 8.20 3.64
Местоименное наречие 3.85 3.42 2.92 1.64 1.82
Числительное 0.64 0.68 0.00 1.64 0.91
Числительное-прилагательное 0.00 0.00 0.73 0.00 0.00
Междометие 0.64 0.00 0.00 0.00 0.00
Часть композита — сложного слова 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Номер слова в предложении
6 7 8 9 10
Существительное 23.00 16.13 26.74 16.46 22.22
Глагол 24.00 21.51 6.98 8.86 22.22
Местоимение-существительное 13.00 11.83 16.28 16.46 15.28
Предлог 10.00 16.13 18.60 12.66 5.56
Союз 3.00 12.90 9.30 7.59 8.33
Прилагательное 8.00 3.23 4.65 13.92 11.11
Наречие 6.00 3.23 2.33 10.13 6.94
Местоимение-прилагательное 4.00 8.60 2.33 8.86 1.39
Частица 3.00 2.15 11.63 2.53 4.17
Местоименное наречие 3.00 2.15 1.16 1.27 1.39
Числительное 3.00 1.08 0.00 0.00 1.39
Числительное-прилагательное 0.00 1.08 0.00 1.27 0.00
Междометие 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Часть композита — сложного слова 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Номер слова в предложении
11 12 13 14 15
Существительное 15.94 20.97 22.41 11.11 28.57
Глагол 24.64 20.97 18.97 18.52 16.33
Местоимение-существительное 11.59 9.68 6.90 16.67 10.20
Предлог 14.49 14.52 6.90 18.52 10.20
Союз 10.14 6.45 18.97 3.70 6.12
Прилагательное 7.25 8.06 10.34 9.26 12.24
Наречие 5.80 3.23 1.72 9.26 6.12
Местоимение-прилагательное 4.35 8.06 8.62 5.56 4.08
Частица 2.90 3.23 1.72 3.70 2.04
Местоименное наречие 2.90 3.23 3.45 3.70 4.08
Числительное 0.00 1.61 0.00 0.00 0.00
Числительное-прилагательное 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Междометие 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00
Часть композита — сложного слова 0.00 0.00 0.00 0.00 0.00

Композиция, направление и жанр

Композиция произведения не обладает какими-то особыми чертами. Рассказ делится на 3 части, каждая из которых обладает своим смыслом и плавно перетекает в другую:

  1. Экспозиция, в которой описываются герои и рассказываются их истории.
  2. Завязка и кульминация. В этой части показывается разговор героев, который пробуждает в них воспоминания об их романе.
  3. Развязка и финал. В заключительной части показана картина расставания героев навсегда.

Направление рассказа — реализм. Бунин хотел добиться максимально правдивого воссоздания реальной жизни. Читатели действительно могут поверить в то, что все события, описанные автором, могли произойти в реальной жизни.

Краткий анализ рассказа Бунина «Тёмные аллеи» объясняет основную мысль, которую заложил в него автор. Иван Алексеевич воспевал любовь и считал её чем-то возвышенным и недоступным. Военные годы побудили автора на написание своего произведения, в котором скрыт образ родной страны и тех людей, которые предали её. Рассказ «Тёмные аллеи» может послужить аргументом для сочинения на тему «Истинная любовь».

«Дюймовочка»

Даже краткое содержание сказки «Дюймовочка» Андерсена дает понять, какой удивительный замысел лежит в ее основе.

Женщина не могла иметь детей и обратилась к колдунье. Та ей посоветовала посадить зернышко тюльпана. Женщина так и сделала, и случилось чудо. Появилась девочка ростом в дюйм. Ореховая скорлупа стала ей колыбелью, а лепесток тюльпана — лодкой. Но недолго прожила Дюймовочка в этом доме. Настоящее приключение девочки начинается после того, как ее похитила Жаба для своего уродливого сыночка. Рыбки спасли ее. Красавица понравилась майскому жуку, но родственники не оценили его выбор, и он оставил ее. Грустная малышка попадает в норку полевой и очень жадной мышки, которая ей посоветовала выйти замуж за крота. Предчувствуя унылую жизнь под землей, Дюймовочка вышла попрощаться с солнышком и ласточкой, за которой ухаживала всю зиму. Та ей предложила улететь с ней вместе. Девочка согласилась, и они полетели в теплые края. На цветке она познакомилась с королем эльфов, который сделал ей предложение. Наконец-то нашла Дюймовочка своего принца.

Тема

Ведущая тема – тема любви. Не только рассказ “Тёмные аллеи”, но и все произведения цикла основаны на этом прекрасном чувстве. Бунин, подводя итог своей жизни, был твёрдо убеждён, что любовь – самое лучшее, что может быть дано человеку в жизни. Она суть, начало и смысл всего: трагическая или счастливая история – нет никакой разницы. Если это чувство промелькнуло в жизни человека – значит он прожил её не зря.

Человеческие судьбы, безвозвратность событий, выбор, о котором пришлось пожалеть – ведущие мотивы в рассказе Бунина. Тот, кто любит, всегда в выигрыше, он живёт и дышит своей любовью, она даёт ему силы двигаться дальше.

Николай Алексеевич, сделавший свой выбор в пользу здравого смысла, только в шестьдесят лет понимает, что его любовь к Надежде была самым лучшим событием в жизни. Тема выбора и его последствий ярко раскрыта в сюжете рассказа: человек проживает свою жизнь не с теми, остаётся несчастлив, судьба возвращает предательство и обман, который он допустил в молодости по отношению к любимой девушке.

Вывод очевиден: счастье состоит в том, чтобы жить в гармонии со своими чувствами, а не наперекор им. Проблема выбора и ответственности за свою и чужую судьбу также затрагивается в произведении. Проблематика достаточна широка, несмотря на небольшой объём рассказа. Интересно отметить тот факт, что в рассказах Бунина любовь и брак практически несовместимы: эмоции стремительны и ярки, они возникают и исчезают так же быстро, как всё в природе. Социальный статус не имеет смысла там, где царит любовь. Она уравнивает людей, делает бессмысленными чины и сословия – у любви свои приоритеты и законы.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Темных аллей».

Тёмные аллеи относится к жанру рассказа, некоторые исследователи творчества Бунина склонны считать их новеллами.

Тема любви, неожиданные резкие концовки, трагичность и драматизм сюжета – всё это характерно для бунинских произведений. Нужно отметить и львиную долю лиризма в рассказе – эмоции, прошлое, переживания и душевные искания. Общая лирическая направленность – отличительная особенность рассказов Бунина

Автор имеет уникальную способность: в малый эпический жанр уместить огромный временной отрезок, раскрыть душу персонажа и заставить задуматься читателя о самом важном

Художественные средства, которые использует автор, всегда разнообразны: точные эпитеты, яркие метафоры, сравнения и олицетворения. Приём параллелизма также близок автору, достаточно часто природа подчёркивает душевное состояние персонажей.

  • Жил дрожал и умирал дрожал откуда эта цитата

      

  • Цитаты про ламинирование ресниц

      

  • Трикки цитаты из аниме

      

  • Цитаты из торы про гоев

      

  • Одна любовь одна судьба цитата

История создания

Произведение, вошедшее в одноимённый цикл рассказов (1937–1945 гг.), было написано в 1938 году, когда автор находился в эмиграции. Во время второй мировой войны голод и нищета преследовали всех жителей Европы, французский город Грасс не стал исключением. Именно там написаны все лучшие произведения Ивана Бунина. Возвращение к воспоминаниям о прекрасных временах молодости, вдохновение и творческая работа давали силы автору, чтобы пережить разлуку с родиной и ужасы войны. Эти восемь лет вдали от родины стали самыми продуктивными и самыми важными в творческом пути Бунина. Зрелый возраст, чудесной красоты пейзажи, переосмысление исторических событий и жизненных ценностей – всё это стало толчком к созданию самой главной работы мастера слова.

для самых нетерпеливых —

для самых компанейских —

для самых занятых —

Человеческие судьбы, безвозвратность событий, выбор, о котором пришлось пожалеть – ведущие мотивы в рассказе Бунина. Тот, кто любит, всегда в выигрыше, он живёт и дышит своей любовью, она даёт ему силы двигаться дальше.

Николай Алексеевич, сделавший свой выбор в пользу здравого смысла, только в шестьдесят лет понимает, что его любовь к Надежде была самым лучшим событием в жизни. Тема выбора и его последствий ярко раскрыта в сюжете рассказа: человек проживает свою жизнь не с теми, остаётся несчастлив, судьба возвращает предательство и обман, который он допустил в молодости по отношению к любимой девушке.

Вывод очевиден: счастье состоит в том, чтобы жить в гармонии со своими чувствами, а не наперекор им. Проблема выбора и ответственности за свою и чужую судьбу также затрагивается в произведении. Проблематика достаточна широка, несмотря на небольшой объём рассказа. Интересно отметить тот факт, что в рассказах Бунина любовь и брак практически несовместимы: эмоции стремительны и ярки, они возникают и исчезают так же быстро, как всё в природе. Социальный статус не имеет смысла там, где царит любовь. Она уравнивает людей, делает бессмысленными чины и сословия – у любви свои приоритеты и законы.

Буквы и знаки препинания

Всего букв 11773 букв
Всего знаков препинания 699 знаков
Знак Кол-во (шт.) Средн. кол-во на 1000 слов (шт.)
, запятая 438 174.16
. точка 110 43.74
— тире 47 18.69
? вопросительный знак 51 20.28
! восклицательный знак 22 8.75
… многоточие 0.00
!.. восклицательный знак с многоточием 1 0.40
?.. вопросительный знак с многоточием 0.00
!!! тройной восклицательный знак 0.00
?! вопросительный знак с восклицанием 0.00
» кавычка 0.00
() скобки 2 0.80
: двоеточие 26 10.34
; точка с запятой 2 0.80
Буква Кол-во (шт.) Частота использования (в %)
А 1073 9.11
Б 149 1.27
В 516 4.38
Г 206 1.75
Д 378 3.21
Е-Ё 950 8.07
Ж 206 1.75
З 208 1.77
И-Й 873 7.42
К 456 3.87
Л 562 4.77
М 359 3.05
Н 733 6.23
О 1280 10.87
П 349 2.96
Р 457 3.88
С 645 5.48
Т 731 6.21
У 365 3.10
Ф 14 0.12
Х 67 0.57
Ц 43 0.37
Ч 203 1.72
Ш 76 0.65
Щ 35 0.30
Ь-Ъ 253 2.15
Ы 221 1.88
Э 42 0.36
Ю 72 0.61
Я 304 2.58

Поздний период

  • «Альбом крёстного».
  • «В детской».
  • «Вэн и Глэн».
  • «Два брата».
  • «Двенадцать пассажиров».
  • «Дева льдов».
  • «День переезда».
  • «Дриада».
  • «Епископ Берглумский и его родичи».
  • «Жаба».
  • «Зелёные крошки».
  • «Золотой мальчик».
  • «Кто же счастливейшая?»
  • «Комета».
  • «Мотылёк».
  • «На птичьем дворе».
  • «Пейтер, Пётр и Пейр».
  • «Психея».
  • «Подснежник».
  • «Птица народной песни».
  • «Серебряная монетка».
  • «Сказка».
  • «Снеговик».
  • «Сокрыто — не забыто».
  • «Старый церковный колокол».
  • «Сын привратника».
  • «Судьба репейника».
  • «Тётушка».
  • «Тряпьё».
  • «Что можно придумать».
  • «Блоха и профессор».
  • «Дети года».
  • «Дни недели».
  • «Дочь великана».
  • «Злой князь».
  • «Картинка».
  • «Ключ от ворот».
  • «Королева метелей».
  • «Лизочка у колодца».
  • «О чём рассказывала старуха Иоханна».
  • «Пастушок пасёт овец».
  • «Пляши, куколка, пляши!»
  • «Побратимы».
  • «Прадедушка».
  • «Роза».
  • «Сказка о жёнах».
  • «Сказки в стихах».
  • «Талисман».
  • «Тётушка Зубная Боль».
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: