Содержание
Дворянин Мисаил Полознев живёт с сестрой и отцом. Мать его умерла. Его отец — губернский архитектор, чёрствый и недалёкий человек, кичащийся своим дворянством. Он требует от сына Мисаила и дочери Клеопатры безоговорочного подчинения.
Однако со временем Мисаил перестаёт подчиняться отцу. Ему не нравится заниматься канцелярским трудом, поэтому он меняет одну работу за другой, мечтая открыть собственное дело. Отец очень сердится на сына. У сестры его желания вызывают тревогу. Мисаил то и дело ходит на спектакли. Он уходит из дома отца и начинает жить у Ажогиных. Сюда ходят две девушки. Одна из них, Анюта, была дочерью товарища судьи. Вторая, Маша, была дочерью инженера. Анюта влюбляется в Мисаила.
При помощи своего отца Анюта помогает Мисаилу устроиться на службу к инженеру Должикову, не очень умному человеком, который кроме того постоянно хамит окружающим.
Начав работать телеграфистом, Мисаил встречает друга детства Ивана Чепракова, сына генеральши. Мисаил видит, что его друг совсем спился.
Мисаилу трудно общаться с так называемой интеллигенцией, к коим относят себя Чепраков, Должиков, Ажогин и его отец. Ему намного лучше среди простого народа. Он снова меняет работу и устраивается маляром к Андрею Иванову, который имеет прозвище Редька. Иванов любит философствовать. Из-за этой работы от Мисаила многие отворачиваются.
Анюта при встрече даёт ему понять, что он не должен с ней разговаривать в присутствии третьих лиц. Отец же посылает сыну проклятия. Мисаилу приходится поселиться у Карповны, которая была его няней. У неё был приёмный сын Прокопий, работавший мясником.
К Мисаилу постоянно приходят в гости сестра Клеопатра и доктор Владимир, брат Анюты. Владимир очень любит его сестру. Однако он женат. Поэтому они вынуждены держать свои отношения в секрете от окружающих.
Мисаил и Владимир всё время беседуют о смысле жизни. Мисаил уверен в том, что все люди должны заниматься физической работой. Владимир же — сторонник европейского прогресса.
Мисаилу кто-то постоянно присылает печенье, чай и лимоны. Спустя некоторое время становится ясно, что эти дары были от Анюты.
Однажды в гости к нему заходит Маша. Она жалуется ему на скуку и даёт понять, что будет рада видеть его у себя дома.
Отец Мисаила по-прежнему не желает видеться с сыном, считая, что тот его предал. Он идет к губернатору и просит его оказать какое-либо воздействие на сына, ибо он «позорит честь дворянина». Это ставит губернатора в неловкое положение.
Через некоторое время Мисаил женится на Маше, и они переезжают в имение Дубечня, где начинают заниматься сельским хозяйством. Мисаил сильно увлеается этой работой.
На первых порах Маша занимается работой с удовольствием. Она читает книги по сельскому хозяйству и старается найти общий язык с крестьянами. Однако у неё это не получается. Мужики то и дело грубят Маше. Они не считают её и Мисаила хозяевами. Вскоре она разочаровывается в сельской жизни.
А Мисаил видит в мужиках душевную чистоту и понимает, почему они такие злые. Ведь им не хочется работать на других. Но его жена не желает на всё смотреть их глазами. К тому же оказывается, она вовсе не любила мужа — вышла замуж, чтобы получить независимость от родителей. И Маша покидает Мисаила, уехав из деревни. После она пишет ему письмо и сообщает, что уезжает с отцом в Америку и ей нужен развод. Мисаил сильно переживает расставание с супругой и для него наступают серые будни.
Клеопатра уходит от отца к брату. Она болеет туберкулёзом и ждёт ребёнка от врача Владимира. Мисаил приходит к отцу, и говорит что Клеопатра нуждается в его заботе. Но тот отказывается даже слушать сына.
Сын няни Прокопий говорит Мисаилу, чтобы тот с сестрой покинули его дом. Редька жалеет их и разрешает им жить в его доме.
Проходят годы, Мисаил стареет и становится суровее. У своего отца давно не был. Маша так и осталась жить в Америке. Клеопатра умерла, родив дочь. Временами Мисаил вместе с племянницей посещает могилу сестры. Иногда там сталкивается с Анютой, которая всё ещё его любит…
Создание и публикация
Чехов начал работать над повестью в феврале 1896 года и закончил её в конце июля этого же года. Возникали некоторые разногласия по поводу ее названия. Чехову не нравилось название «Моя жизнь», он хотел ее назвать «В девяностых годах». Редактор журнала «Нива» Алексей Тихонов-Луговой решил, что предложенное название носит мемориальный оттенок и предложил существующее ныне название. Автор не стал спорить.
Повесть впервые печаталась в октябре-декабре 1896 года в № 10-12 ежемесячного «Литературного приложения» к журналу «Нива». Печать повести в нескольких номерах была обусловлена следующими соображениями: в связи с ростом рабочих стачек после коронации Николая II и назначением нового цензора издатели ожидали больших строгостей. Поэтому текст повести разделили для печати в журнале так, чтобы в первую книжку вошли первые пять глав, наиболее безопасные в цензурном отношении. Этим самым предполагалось усыпить бдительность цензора.
Переработанная автором повесть была включена в сборник рассказов «Мужики», изданный А. С. Сувориным. Повесть «Моя жизнь» печаталась без изменений во всех семи изданиях сборника (1897—1899). С некоторыми правками Чехова повесть была включена в девятый том его собрания сочинений, изданного в 1899—1901 годах Адольфом Марксом.
Д. Мирский, вообще не очень высоко ставивший Чехова, считал «Мою жизнь» его шедевром «по поэтической мощи и значительности». Ещё при жизни автора повесть была переведена на венгерский, датский, немецкий, сербскохорватский, финский, чешский и шведский языки. Лев Толстой принял повесть сдержанно, хотя ему понравился образ Редьки. В 1897 г. И. Е. Репин писал Чехову:
Какая простота, сила, неожиданность; этот серый обыденный тон, это прозаическое миросозерцание являются в таком новом увлекательном освещении. А какой язык! — Библия. |
Моя жизнь
Чеховские герои — просто люди, такие, как мы все. Это человеческие типы, которых великое множество. Чехов словно фотограф, он фиксирует случайные лица, не выбирая красивые или значительные, просто разные лица обычных людей. Так и герой его повести «Моя жизнь» — некий человек со странным именем Мисаил, самый обычный рядовой обыватель. Он не претендует на какие-то высшие способности, вполне четко осознает свою ординарность, но пытается найти смысл в своей жизни, найти самого себя. Дворянин Мисаил идет работать обыкновенным маляром. Физическим трудом заниматься не стыдно, стыдно перебирать бумажки — считает он, не видя в своем поступке никакого геройства. Но в маленьком провинциальном городке — это событие из ряда вон выходящее, кто-то его презирает, кто-то видит в нем выдающегося человека, решившегося на бунт. Скучающие барышни ищут знакомства с ним. Дочь богатого инженера Маша решается стать его женой, чтобы вместе сделать мир лучше. Но когда и кому это удавалось?
Ирония Чехова как всегда добра и убийственна одновременно. Банальные, если не сказать, пошлые сюжеты подкидывает жизнь, они и составляют ее содержание. Доктор Благово, мечтающий о прогрессе, спокойно совращает сестру Мисаила, не думая, что совершает нечто постыдное. В повести «Моя жизнь» нет финальной морали, Чехов не осуждает, Чехов предлагает зарисовку из жизни русской провинции. Что изменилось в этой жизни? Да, по большому счету ничего. Все также люди любят, обманывают окружающих и себя, и все также страдают. И в этом страдании ищут истину.
Молодой режиссер Егор Равинский, взявшийся поставить одно из самых сложных произведений Чехова, старается театральными средствами передать чеховский мир. Его спектакль наполнен метафорами, он яркий по форме, иногда парадоксальный, иногда поэтичный. Но при этом, он сумел за будничностью любой человеческой жизни увидеть потаенные страсти неуспокоенной человеческой души. Как признается сам режиссер: «Для меня спектакль – это кусок жизни…» И, наверное, то, что прожито им, сочинившего этот спектакль, станет частью и жизни каждого, кто его увидит.
Премьера состоялась 9 октября 2020 годаПродолжительность спектакля 2 часа 50 с антрактомДля детей старше 16 лет
Режиссер, автор инсценировки | Егор Равинский |
Сценография и костюмы | Алексей Вотяков |
Художник по свету | Нарек Туманян |
Хореография | Николай Реутов |
Художник по гриму | Мария Максимова |
Музыкальное оформление | Егор Равинский Нина Сарапиан |
Звукорежиссеры | Андрей Гордеев Георгий Кочетков |
Ассистент режиссера | Мария Панкова |
Педагог по вокалу | заслуженная артистка РФ Ирина Мусаелян |
Педагоги по речи | Елена Стефанко Ольга Матвеева |
Педагог по пластике | Владимир Малюгин |
Помощники режиссера | Любовь Дмитриева Наталья Диковицкая |
Суфлер | Татьяна Горячева |
Действующие лица и исполнители : | |
Полознев, архитектор | народный артист РФ Михаил Янушкевич |
Мисаил, его сын | Евгений Токарев |
Клеопатра, его дочь | Наталия Житкова |
Должиков, инженер | Грант Каграманян |
Мария Викторовна, его дочь | Анастасия Шумилкина |
Доктор Благово | Артем Блинов |
Анюта Благово, его сестра | Евгения Вайс |
Чепракова, вдова генерала | Наталья Баландина |
Иван Чепраков, ее сын | Федор Урекин |
Моисей, ее работник | Тимофей Дунаев |
Редька, подрядчик малярных работ | Григорий Старостин |
Карповна,нянька | Наталья Баландина |
Прокофий, ее приемыш, мясник | Максим Ермичев |
Ажогина | Наталья Баландина |
Губернатор | заслуженный артист России Сергей Плотников |
Околоточный | Евгений Засецкий |
Лакей в доме Должиковых | Тимофей Дунаев |
Племянница Мисаила | Ксения Плотникова |
Маляры, мужики, любители театрального искусства | актеры театра |
Чехов. Все произведения
- Альбом
- Анна на шее
- Архиерей
- Беглец
- Беззащитное существо
- Безотцовщина
- Белолобый
- В овраге
- Ванька
- Вишнёвый сад
- Враги
- Глупый француз
- Горе
- Гриша
- Дама с собачкой
- Детвора
- Дом с мезонином
- Драма на охоте
- Душечка
- Дуэль
- Дядя Ваня
- Егерь
- Жалобная книга
- Злой мальчик
- Злоумышленник
- Иванов
- Ионыч
- Канитель
- Каштанка
- Крыжовник
- Леший
- Лошадиная фамилия
- Мальчики
- Маска
- Медведь
- Моя жизнь
- Мужики
- На мельнице
- Налим
- Невеста
- О любви
- Орден
- Остров Сахалин
- Палата №6
- Пари
- Переполох
- Пересолил
- Письмо к учёному соседу
- Попрыгунья
- Предложение
- Радость
- Размазня
- Репетитор
- Свадьба
- Скрипка Ротшильда
- Скучная история
- Случай из практики
- Смерть чиновника
- Спать хочется
- Степь
- Страшная ночь
- Студент
- Счастье
- Толстый и тонкий
- Тоска
- Три года
- Три сестры
- Унтер Пришибеев
- Учитель словесности
- Хамелеон
- Хирургия
- Цветы запоздалые
- Чайка
- Человек в футляре
- Чёрный монах
- Шведская спичка
- Шуточка
- Юбилей
Еще один вариант биографии Антона Чехова
Антон Павлович Чехов – великий русский писатель-драматург, автор фельетонов и юмористических рассказов. Чехов, не только выдающийся русский литератор, но и общепризнанный классик мирового значения. По основной профессии Чехов был врачом, и на протяжении всей жизни совмещал литературную карьеру с медицинской. Им написано более 900 различных произведений, некоторые из которых переведены на 100 и более языков.
Антон Чехов родился 29 января 1860 года в Таганроге, в многодетной семье купца третьей гильдии. Отец писателя владел бакалейной лавкой. В детстве Антон посещал греческую школу, а затем одну из старейших в Таганроге мужских гимназий. Помимо этого, он помогал отцу в торговле.
Первые литературные очерки писателя появились уже в гимназические годы, и он отсылал их в столичные юмористические журналы. В 1876 году семья Чеховых была вынуждена переехать в Москву, в связи с тем, что отец был разорен и бежал от кредиторов. Здесь Антон поступил в Московский университет на факультет медицины и посещал лекции профессора Склифосовского. Первые работы писателя были опубликованы в 1879 году в журнале «Стрекоза». Это был рассказ «Письмо к ученому соседу» и одна юмореска. С этого момента начинается его непрерывная литературная деятельность. Друг за другом начинают появляться новые рассказы, фельетоны, анекдотические ситуации и т.д.
По окончании университета, Антон начинает работать практикующим уездным врачом. В то же время он получает приглашение на работу от Алексея Суворина – знаменитого издателя газеты «Новое время». Изначально, Чехов подписывался под своими рассказами, как «Антоша Чехонте», но с началом регулярного сотрудничества с газетой отказался от псевдонима. В 1887 году была поставлена первая пьеса писателя – «Иванов».
Через год его семья переезжает в Харьковскую губернию, а сам он совершает путешествие в Одессу, потом в Ялту. По возвращении в Москву, он пишет «Скучную историю», пьесу «Дядя Ваня», повесть «Степь», несколько водевилей и около ста рассказов. Следующее путешествие писатель совершает в 1890 году. Он отправляется в Сибирь, чтобы посетить остров Сахалин. Вскоре появляются очерки «Из Сибири», «Остров Сахалин», «В ссылке», «Убийство» и другие.
После Сибири, жизнь в Москве кажется не такой интересной, и Чехов начинает много путешествовать в Западную Европу. В 1895 году он посещает Ясную Поляну, где знакомится со Львом Толстым, с которым они потом не раз встречаются в Крыму. В 1897 году у писателя обостряется туберкулез, из-за чего он вынужден лечь в больницу. В 1898 году он знакомится с главной исполнительницей ролей своих пьес, Ольгой Книппер. Вскоре они начинают часто переписываться и навещать друг друга, а в 1901 году они обвенчались. Примерно в это же время он становится академиком Петербургской АН.
Чехов умер 15 июля 1904 года в возрасте 44 лет на Германском курорте Баденвейлер, где находился на лечении. Похоронен писатель в Москве на Новодевичьем кладбище.
Литературный путь Антона Павловича
На первом курсе института Чехов дебютировал в печати. Тогда юный писатель послал в журнал «Стрекоза» свои рассказ и юмореску.
В 1884 году были изданы рассказы Антона Павловича в книге «Сказки Мельпомены». Именно произведения Л.Н. Толстого оказали значительное влияние на творчество молодого писателя Чехова в том периоде его творчества.
Затем биография Чехова продолжается долгим путешествием на Сахалин, продлившемся с апреля по декабрь 1890г.
Там писатель занимался изучением жизни ссыльных. Такие произведения Чехова как «В ссылке», «Остров Сахалин», «Палата № 6» отражают его впечатления о поездке.
Антон Павлович никогда не считал себя детским писателем. Но и для детей у него тоже было написано несколько произведений таких как: «Каштанка» и «Белолобый» — «две сказки из собачьей жизни», — так выразился сам писатель в письме к издателю.
Подготовка к еге. част с. Сочинение по тексту а.чехова моя она
Композиция сочинения-рассуждения по прочитанному
Вступление Формулирование проблемы текста Комментарий проблемы Формулировка позиции автора Выражение согласия, несогласия с автором, формулирование собственной позиции Доказательство справедливости собственной позиции (тезиса) и аргументация (а аргумента) Вывод, концовка
Примерное сочинение по тексту Чехова А.П. «Моя Она»
Проблема, заявленная Чеховым в рассказе «Моя Она», заставила меня глубоко задуматься о своей собственном отношении к ней, к самому себе, своей жизни.
Формулировка проблемы Как влияет лень на чеховского героя, который, понимая ее «губительность», не желает расстаться с ней? Каковы последствия этого? Именно эти вопросы волнуют писателя. Я не ошибусь, если скажу, что проблема лени актуальна и многим, я думаю, хорошо знакома.
Комментарий Проблему лени Чехов раскрывает на примере жизни одного из своих героев
Он обращает внимание читателя на неразрывную связь героя с ленью, отмечает, что лень властвует над ним, превращая его в своего пленника. Также Чехов подчеркивает, что, несмотря на то, что герой видит в ней причину всех его несчастий, не пытается, однако, противостоять ей. Таким образом, проблема лени становится для чеховского персонажа неразрешимой, вечной
Таким образом, проблема лени становится для чеховского персонажа неразрешимой, вечной.
Комментарий (второй вариант) ЛеньДействительно, кто из нас не знаком с ней? Не случайно ее называют «матушкой-ленью». Наверное, каждый из нас, читая чеховский рассказ, невольно проводил параллель с собой. Как же трудно зачастую оторвать себя от экрана телевизора и выполнить домашнее задание, заставить вообще себя сделать что-то заблаговременно, не откладывая на завтра. Практически каждому из нас порой приходится бороться с ней и, к сожалению, часто уступать ей
Авторская позиция. Авторская позиция скрывается за иронией. Он вовсе не читает нравоучений, кажется, что он просто рассказывает. Читая текст, в котором лень ассоциируется с женщиной, мы ощущаем даже мягкую, беззлобную улыбку автора. Это так Но мягкость чеховской иронии вовсе не означает оправдание автором поведения своего героя. Напротив, мы чувствуем насмешку Чехова над безволием своего героя, слышим авторский подтекст, который говорит: « Задумайтесь о своей жизни! Нельзя становиться заложником собственной лени!»
Выражение собственной позиции. Я не могу в этом не согласиться с автором рассказа. (Я разделяю точку зрения автора). От нас самих, от нашего образа жизни, от нашей сегодняшней борьбы с собственной ленью, праздностью зависит наше будущее. Самая сложная работа – борьба с самим собой. Но только мы сами можем побороть свою собственную лень. Никто нам в этом не поможет. И если мы не сделаем усилий над собой, мы будем глубоко несчастны.
Аргументация (два аргумента) Ярчайшими примерами тому могут служить другие герои Чехова – Беликов, Ионыч, герой Гончарова – Илья Обломов. Все они сами разрушили себя как личность, они не стали бороться с собою, со своею собственной ленью, а просто подчинились ей, стали ее заложниками. В итоге через какое-то время оказалось, что они не жили, а «плыли по течению», их жизнь прошла впустую. А ведь Обломов, например, мечтал о многом, мечтал о том, как построит дом, заведет хозяйство, будет заботиться о своей семье. Но мечты так и остались нереализованными, лежать на диване в своем «уютном халате» оказалось для него куда приятнее, чем бороться с собственной ленью.
А я сам? Ведь порой и я, к сожалению, похож на Чеховского героя. Откладываю постоянно на завтра А завтра мучаюсь и опять откладываю Накапливаются долги, груз невыполненных дел, за которые, чем больше откладывать, тем труднее взяться. Самое страшное, что я тоже понимаю господство лени над собой, но не всегда пытаюсь противостоять ей. А ведь мне искренне хочется быть лучше, многому научиться. У меня есть мечта, которую непременно хочется осуществить. Рассказ Чехова заставил меня задуматься о том, смогу ли я ее осуществить, если буду продолжать лениться, ссылаться на «авось». Буду ли я счастлив, если не изменю своего отношения к данной проблеме?
Вывод, концовка. Нежелание бороться с собственной ленью может привести к тому, что не состоится еще один человек, не раскроется еще один талант, не сформируется еще одна личность.. А потому, чтобы не стать современными Ионычами, Обломовыми, все мы должны задуматься над Чеховскими словами, иначе нас ждет бескрылая, неинтересная, пустая жизнь.
Источник
«Моя жизнь» в МХТ им. Чехова: «Тля ест траву, ржа – железо, а лжа – душу»
«Как мне жить, чтобы не быть виноватым?»
В МХТ им. Чехова в рамках «Лаборатории режиссерских дебютов» премьера спектакля по произведению Михаила Чехова «Моя жизнь». Постановка у Сергея Тонышева вышла щемящая сердце, будоражащая душу и пробуждающая сознание. На глазах у зрителя открываются тайны поступков людей и их поведения в целом. Мы видим внутренние психологические процессы, на которые в обыденной жизни почти никогда не обращаем внимания.
Мисаил нарушает традиции дворянского сословия и становится рабочим, навлекая тем самым на себя гнев отца. Но мы не знаем, что толкнуло главное действующее лицо на этот поступок. Все это как бы остается «за кадром». Лишь в конце мы увидим, к чему на самом деле этот человек стремился всю свою жизнь.
Как человек себя ощущает? Кем он видит себя в этой жизни? Картина мира – загадка и, чтобы хоть как-то ее понять, нужно познать прежде всего самого себя, а уже потом отношения с другими людьми и смысл существования. Невозможно сделать ничего полезного для других, если не знаешь, чем конкретно ты можешь помочь. В этом плане, кстати, Маша – жена Мисаила, быстрее находит свое предназначение. Она видит его в искусстве и полностью отдает себя этой деятельности, жертвуя семьей. И это, как ни странно, ни хорошо и не плохо. Таков ее выбор.
Повествование в спектакле ведется преимущественно от первого лица. Но Сергей Тонышев блестяще чувствует текст Чехова и разбивает его очень четко – по фразам, по звукам, по действию… И самое интересное здесь, безусловно, наблюдать за внутренним миром Мисаила и его течением мыслей.
Но основное действующее лицо тут все-таки – время! Все течет, все изменяется, все движется. Нет ни минуты покоя. И это, пожалуй, главное испытание для всех персонажей. Вот и сам режиссер о.
Способен ли человек сам управлять своей жизнью или может лишь плыть по течению? И какова роль отдельно взятого персонажа в истории? Может ли один изменить то, что годами складывали миллионы людей?
У каждого героя свои мысли, свои чувства, свои представления о жизни. Но отец не хочет мириться с тем, что дети его давно выросли и хотят жить иначе. И если дочь поначалу все время рядом с отцом, то в один прекрасный момент и ее терпения не хватает. И вот она уже кричит, что тоже человек, что хочет жить, как ей нравится, играть в театре, любить… Плохо ли, хорошо ли, но жить по велению собственного сердца, а не по наставлению отца! Полная ее противоположность – Маша Должикова (Елизавета Ермакова), ставшая женой Мисаила. Она, кажется, напротив, откровенно противоречит отцу и кажется абсолютно свободной. Может, оттого и понравилась она так брату Клеопатры?
Особо хочется отметить сценографию Юлианы Лайковой. Декорации просты, лаконичны, нет ничего лишнего. Вдалеке свечи, в центре внимания – стена церкви, над которой работают маляры. Сначала она закрыта черной тканью, затем ее срывают, и мы видим белую стену, а в финале в центре красуется образ Троицы… И это удивительное преображение созвучно тому, что происходит в душе человека, тому, к чему нас постепенно ведут авторы постановки. И вообще черное и белое здесь не выполняет своей привычной функции, не делит персонажей на плохих и хороших, а, скорее, отражает настроение.
Удастся ли Мисаилу отстоять свое право на свободу от общественных предрассудков? Что значит свобода от общественного мнения и кому она нужна? Каждый ли имеет право на самоопределение? Кто должен решать, как жить человеку? И что делать, если окружающие не разделяют твою точку зрения?
Фото предоставлены пресс-службой МХТ им. Чехова
Описание произведения
В книге также приводятся многочисленные цитаты из переписки Чехова с его близкими и знакомыми, которые дополняют его рассказы и дают возможность узнать его взгляды и настроения в разные периоды жизни. Чехов откровенно говорит о своих успехах и неудачах, о трудностях, с которыми он сталкивался, и о своих достижениях.
Читая «Мою жизнь», можно лучше понять человека за книгами, открыть для себя новые аспекты его творчества и узнать о некоторых еще неизвестных моментах его биографии. Эта книга позволяет читателю взглянуть на мир глазами великого писателя и узнать о его жизненных ценностях и принципах.
В эпистолярном жанре
«Здравствуйте, последняя страница моей жизни, великая артистка земли русской», — писал Антон Павлович Чехов своей новой знакомой Ольге Книппер в июне 1899 года. Впервые он увидел её в Художественном театре и был поражён искренностью актрисы, игравшей Ирину. «Голос, благородство, задушевность — так хорошо, что даже в горле чешется. <�…> Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину», — сообщил Чехов в письме своему другу Александру Суворину. Но оставаться в Москве было необязательно — Чехов был уже влюблён в эту необыкновенную женщину.
Иван Москвин (2 слева) в роли Фёдора Иоанновича и Ольга Книппер-Чехова в роли Ирины в спектакле МХТ «Царь Фёдор Иоаннович» по пьесе Алексея Толстого в постановке Станиславского. Фото: РИА Новости
Отношения на расстоянии стали единственным возможным вариантом для обоих. Жизнь Ольги Книппер проходила в Москве — она не могла без сцены, оваций, бенефисов и богемных вечеров с шампанским. Чехову, наоборот, нельзя было оставаться в городе — в 1899 году он продал своё имение в Мелихово и окончательно перебрался в Ялту. Их роман, а затем и брак представлял собой вереницу редких встреч и мучительных расставаний. В июле 1899 года им выпало счастье провести вместе несколько недель в тёплом Крыму.
Чехов показал Ольге свой не достроенный ещё дом, они много гуляли, разговаривали, делились планами и мечтами, а 2 августа уехали в Москву, где Чехов остался всего на пару дней. После отъезда писателя Ольга поняла, что безумно скучает и, не выдержав, написала ему первой.
Дом писателя Антона Павловича Чехова в Ялте. Рисунок племянника писателя — Сергея Чехова. Фото: РИА Новости
«Милая, необыкновенная актриса, замечательная женщина, если бы Вы знали, как обрадовало меня Ваше письмо, — ответил ей Чехов. — Кланяюсь Вам низко, низко, так низко, что касаюсь лбом дна своего колодезя, в котором уже дорылись до 8 сажен. Я привык к Вам и теперь скучаю и никак не могу помириться с мыслью, что не увижу Вас до весны…»
Следующие несколько месяцев прошли в переписке, в мае писатель снова приехал в Москву, а в июле Ольга посетила Чехова в Ялте. С той поры в письмах они стали обращаться друг к другу на «ты» — писатель и актриса стали близки во всех смыслах этого слова, хотя не спешили официально объявлять о своих отношениях. Между тем в обеих столицах уже вовсю судачили о романе актрисы, ученицы Немировича-Данченко, с Чеховым. В 1901 году сама великая княгиня интересовалась у матери Ольги, когда же состоится её свадьба с Чеховым.
Комната Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой в доме-музее А. П. Чехова в Ялте. Фото: РИА Новости/ Владимир Вдовин
Они поженились тихо и скромно 7 июня 1901 года — Ольга настаивала, устав от неопределённости. «Я бы приехала к тебе, но ведь мы не можем жить теперь просто хорошими знакомыми, ты это понимаешь. Я устала от этого скрыванья, мне тяжело это очень, поверь мне. Опять видеть страдания твоей матери, недоумевающее лицо Маши (Мария Чехова — сестра писателя — прим. ред.) — это ужасно! Я ведь у вас между двух огней. Выскажись ты по этому поводу. Ты всё молчишь. А мне нужно пожить спокойно теперь. Я устала сильно», — писала Ольга. Чехов медлил, тянул с документами, но в итоге принял решение, пожелав лишь оставить церемонию в тайне от всех.
Чехов нашего времени. Почему свои пьесы драматург упорно считал комедиями?
Читать
Главные герои и сюжет
Сюжет книги развивается в хронологическом порядке, начиная с детства Чехова и заканчивая его взрослыми годами. Главный акцент делается на внутреннем мире героя, его мыслях и эмоциях. Перед читателем пролаются яркие иллюстрации из жизни автора, которые основываются на реальных событиях.
Одной из ключевых тем, затронутых в книге, является тема искусства и литературы. Чехов описывает свой путь к писательской карьере, его первые опыты в написании и публикации произведений
Автор рассуждает о роли литературы в обществе и о важности самовыражения через слово
Кроме того, Чехов говорит о своих отношениях с другими людьми, о своих любовных переживаниях и о поездке во Францию. Описывая свои встречи и дружбу с крупными литераторами и художниками, он даёт нам уникальную возможность заглянуть в творческую атмосферу того времени.
Чехов не скрывает своих человеческих слабостей и недостатков, что придает его повествованию большую достоверность и жизненность. Главные герои книги — это не только Чехов сам, но и его семья, друзья и коллеги. Они выступают как фон для рассказов автора и помогают ему отражать свои мысли и чувства.
Одной из основных черт Чехова как автора является его наблюдательность и умение раскрывать душу своих героев. Он не только передает впечатления и чувства, но и делится своими мыслями о жизни, о ценностях и о нравственных принципах.
Книга «Моя жизнь» — это не только автобиография Антона Павловича Чехова, но и своеобразный путеводитель по его мыслям и взглядам на мир. Это произведение, которое несомненно будет интересно всем, кто хочет понять личность и творчество этого великого писателя.