«неживой зверь», анализ новеллы тэффи

Над чем смеется тэффи в своих рассказах - граматика и образование на pisanino.ru

Неживой зверь

На елке было весело. Наехало много гостей, и больших, и маленьких. Был даже один мальчик, про которого нянька шепнула Кате, что его сегодня высекли. Это было так интересно, что Катя почти весь вечер не отходила от него; все ждала, что он что-нибудь особенное скажет, и смотрела на него с уважением и страхом. Но высеченный мальчик вел себя как самый обыкновенный, выпрашивал пряники, трубил в трубу и хлопал хлопушками, так что Кате, как ни горько, пришлось разочароваться и отойти от него.

Вечер уже подходил к концу, и самых маленьких, громко ревущих ребят стали снаряжать к отъезду, когда Катя получила свой главный подарок – большого шерстяного барана. Он был весь мягкий, с длинной кроткой мордой и человеческими глазами, пах кислой шерсткой, и, если оттянуть ему голову вниз, мычал ласково и настойчиво: мэ-э!

Баран поразил Катю и видом, и запахом, и голосом, так что она даже, для очистки совести, спросила у матери:

– Он ведь не живой?

Мать отвернула свое птичье личико и ничего не ответила; она уже давно ничего Кате не отвечала, ей все было некогда. Катя вздохнула и пошла в столовую поить барана молоком. Сунула ему морду прямо в молочник, так что он намок до самых глаз. Подошла чужая барышня, покачала головой:

– Ай-ай, что ты делаешь! Разве можно неживого зверя живым молоком поить! Он от этого пропадет. Ему нужно пустышного молока давать. Вот так.

Она зачерпнула в воздухе пустой чашкой, поднесла чашку к барану и почмокала губами.

– Поняла?

– Поняла. А почему кошке настоящее?

– Так уж надо. Для каждого зверя свой обычай. Для живого – живое, для неживого – пустышное.

Зажил шерстяной баран в детской, в углу, за нянькиным сундуком. Катя его любила, и от любви этой делался он с каждым днем грязнее и хохлатее, и все тише говорил ласковое мэ-э. И оттого, что он стал грязный, мама не позволяла сажать его с собой за обедом.

За обедом вообще стало невесело. Папа молчал, мама молчала. Никто даже не оборачивался, когда Катя после пирожного делала реверанс и говорила тоненьким голосом умной девочки:

– Мерси, папа! Мерси, мама!

Как-то раз сели обедать совсем без мамы. Та вернулась домой уже после супа и громко кричала еще из передней, что на катке было очень много народа. А когда она подошла к столу, папа взглянул на нее и вдруг треснул графин об пол.

– Что с вами? – крикнула мама.

– А то, что у вас кофточка на спине расстегнута.

Он закричал еще что-то, но нянька схватила Катю со стула и потащила в детскую.

После этого много дней не видела Катя ни папы, ни мамы, и вся жизнь пошла какая-то ненастоящая. Приносили из кухни прислугин обед, приходила кухарка, шепталась с няней:

– А он ей… а она ему… Да ты, говорит… В-вон! А она ему… а он ей…

Шептали, шуршали.

Стали приходить из кухни какие-то бабы с лисьими мордами, моргали на Катю, спрашивали у няньки, шептали, шуршали:

– А он ей… В-вон! А она ему…

Нянька часто уходила со двора. Тогда лисьи бабы забирались в детскую, шарили по углам и грозили Кате корявым пальцем.

А без баб было еще хуже. Страшно.

В большие комнаты ходить было нельзя: пусто, гулко. Портьеры на дверях отдувались, часы на камине тикали строго. И везде было «это»:

– А он ей… А она ему…

В детской перед обедом углы делались темнее, точно шевелились. А в углу трещала огневица – печкина дочка, щелкала заслонкой, скалила красные зубы и жрала дрова. Подходить к ней нельзя было: она злющая, укусила раз Катю за палец. Больше не подманит.

Все было неспокойное, не такое, как прежде.

Жилось тихо только за сундуком, где поселился шерстяной баран, неживой зверь. Питался он карандашами, старой ленточкой, нянькиными очками, – что Бог пошлет, смотрел на Катю кротко и ласково, не перечил ей ни в чем и все понимал.

Раз как-то расшалилась она, и он туда же, – хоть морду отвернул, а видно, что смеется. А когда Катя завязала ему горло тряпкой, он хворал так жалостно, что она сама потихоньку поплакала.

Ночью бывало очень худо. По всему дому поднималась возня, пискотня. Катя просыпалась, звала няньку.

– Кыш! Спи! Крысы бегают, вот они тебе ужо нос откусят!

Катя натягивала одеяло на голову, думала про шерстяного барана, и, когда чувствовала его, родного, неживого, близко, засыпала спокойно.

А раз утром смотрели они с бараном в окошко. Вдруг видят: бежит через двор мелкой трусцой бурый кто-то, облезлый, вроде кота, только хвост длинный.

– Няня, няня! Смотри, какой кот поганый!

– Я не дразню, я дело говорю. Мочало из него вылезет, и капут. Живое тело ест и пьет, потому и живет, а тряпку сколько ни сусли, все равно развалится. И вовсе она не сирота, а маменька ейная, может быть, мимо дома едет да в кулак смеется. Хю-хю-хю!

Героини Тэффи

Но среди пошловатой бездумности, скучных серых будней, грусти и смеха в своих рассказах, находит Тэффи тему, которая выделяет ее среди других писателей. И называется эта тема – «женщины». Всех женщин в рассказах писательница показывала как рассеянных, легкомысленных и забавных. Их не хотелось осуждать за их ошибки и измены, наоборот, хотелось прощать и улыбаться.

Ее героини «безгрешные грешницы», как назвал их критик П.Пильский. Примиряющей чертой он назвал их прелестную бездумность, детскую простоту их логики. Не мужской взгляд со стороны, а ум насмешливый женский показал нам этих героинь. Все эти женщины обладают сильным характером и передают нам индивидуальность самой Тэффи.

Подготовка к ЕГЭ по литературе и русскому языку. Тема: «Вступление. Проблема. Комментарий. По рассказу Н.Тэффи «Неживой зверь»»

Тип урока: комбинированный (опережающее задание: повторить требования к сочинению-рассуждению на ЕГЭ, индивидуально — подготовить сообщение о Н.Тэффи).

Триединая задача (образовательные, воспитательные, развивающие задачи урока):

  • продолжить подготовку к сочинению в формате ЕГЭ;
  • учимся умению анализировать текст художественного стиля, использовать различные виды вступлений, комментировать одну проблему, а не несколько;
  • развивать умение понимать роль изобразительных средств языка, понимать позицию автора художественного текста. Воспитывать любовь и интерес к родной литературе.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Оргмомент Определяет готовность учащихся к работе. Называет новую тему: Анализ текста Тэффи “Неживой зверь”. Выполнение задания С на ЕГЭ. Вступление. Проблема. Комментарий Готовят тетради, папки для подготовки к ЕГЭ. Для дальнейшей работы формируются 4 группы.
Целеполагание и мотивация (планируемые результаты) Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с замечательным автором – Н.Тэффи и, проанализировав её текст, вам нужно определить проблемы, написать вступление к сочинению, комментарий. Вспомните, что вы можете сказать о вступлении, проблеме, комментарии.

Наша задача – поработать всем вместе, затем в группах и написать сочинения по 4 разным проблемам одного текста, ввести в сочинение 4 разных вступления, 4 разных комментария к одному тексту.

Записывают тему урока, вспоминают, что такое проблема, комментарий.
Актуализация знаний и умений (определение уровня готовности к поисковой работе) Задания.

Итак, сначала мы вспомним композицию сочинения-рассуждения на ЕГЭ.

Что вы знаете о вступлении к сочинению, проблеме, комментарии?

Слайд 5 – знакомство с автором

Фронтальная работа. Дают определения. Дополняют.

Затем смотрят слайды-помощники.

Сообщение учащегося (предварительное задание)

Первичное усвоение знаний (сбор информации) Давайте познакомимся с текстом Н.Тэффи. Вам нужно, обсудив текст, назвать проблемы текста. Знакомятся с текстом, выделяют ключевые слова, рассматривают изобразительные средства языка.

В ходе дискуссии в группах отбирают главное, чтобы назвать проблемы текста.

Осмысление учебного материала (структурирование информации) Задаёт вопросы: Назовите основные образы текста.

О чьих переживаниях, чувствах рассказывает автор?

После ответов детей – слайд 6.

Затем слайд 7. Действительно, маленькая Катя связана с этими образами. Её переживания и помогут нам найти проблемы текста.

— Девочка и взрослые. Что вы можете сказать об отношении родителей, взрослых к девочке?

— Девочка и игрушка . Насколько важна игрушка в жизни ребёнка?

— Дом и девочка. Какая атмосфера царила в доме?

— Девочка. Как живётся девочке в доме, среди взрослых?

Структурируют содержание – называют основные образы девочка, мама и папа, прислуга, дом, неживой зверь.

Отвечают на вопросы слайда 8.

1) Проблема равнодушия взрослых к жизни девочки.

2) Проблема роли игрушки в жизни ребёнка.

3) Проблема дома, гнетущей атмосферы, царящей в нём.

4) Проблема одиночества.

Закрепление учебного материала (обмен информацией) Давайте напишем сочинение в формате ЕГЭ по одной из проблем: вступление, проблема, комментарий Каждая группа пишет сочинение по разным проблемам.

Применение знаний в новой ситуации (формирование результатов) Обращает внимание на работу групп, помогает найти ключевые слова, просит каждую группу написать своё вступление Каждая группа оформляет сочинение на черновике и готовится зачитать его. В некоторых группах 2 сочин.

Проверка и оценка результата Организует защиту каждой группы Защищают свои работы, читают вслух сочинения по данным проблемам

Разъяснение домашнего задания Слайд 8. Аргументы. Учитель предлагает закончить работу дома. Смотрят слайд №9 и предлагают произведения, над которыми можно поработать дома, в качестве аргументов.

Подведение итогов учебного занятия (рефлексия) Предлагает оценить работу групп

Кто в группе внёс значительный вклад в выполнение задания?

Как вы оцениваете свою работу?

Ребята дают оценку собственной деятельности и оценивают работу других групп

Анализ рассказа тэфи жизнь и воротник!

Рассказ «Жизнь и воротник» был опубликован в сборнике «Тонкая психология»12 , куда вошли произведения 1904 — 1911 годов. Он характерен для дореволюционного периода творчества писательницы, когда ее неприятие обывательщины, пошлости и мещанства выражалось вполне определенно.

Как и многие ее произведения тех лет, он основан на сравнении, что следует уже из заглавия. Часто сравнение в названиях ее рассказов как бы заранее предопределяет направление развития сюжета («Легенда и жизнь», «Свои и чужие», «Причины и следствия» и др.).

В данном случае сравниваются несопоставимые начала: обыденная вещь и целая жизнь. Рассказ начинается с рассуждения о том, что «человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами» (47)13 .

Совет

А далее автор рассказывает историю о том, как купленный героиней «крахмальный дамский воротник с продернутой в него желтой ленточкой» (47) стал управлять ее жизнью, пока окончательно не разрушил ее.

Смысл произведения очевиден: оно направлено против мещанского взгляда на жизнь, против понимания ее сути как погони за вещами. По мере развития сюжета вещь обретает все больше черт живого существа и подчиняет себе волю героини. Это проявляется в обилии глаголов, выражающих волеизъявление.

Можно предложить ребятам найти их и проанализировать, с какими словами они сочетаются. В начале рассказа явно преобладает слово «требовал», повторяющееся четыре раза.

Особую важность обретает выражение «воротничковая жизнь» (48). Оно обозначает полное подчинение человека вещи

Изменяется и доминирующий глагол: если до этого воротник «требовал», то теперь он подменяет собой героиню («вертит головой», отвечает за нее, не обращает на нее «никакого внимания»). Уже не человек управляет вещью, а наоборот.

https://www.youtube.com/watch?v=6HPG3VxNRCI

Сюжет развивается по нарастающей. Сначала действия Олечки Розовой вызывают смех, но по мере того, как воротник «укреплялся и властвовал» (49), все больше чувствуется страх перед ним. Человек отходит на второй план, а вперед выдвигается ничтожная вещь, обретающая смысл символа.

Финал рассказа возвращает все в привычное русло: вещь в конце концов обращается к роли, которая отведена ей изначально (воротник потерялся). Заключительная фраза («Эх, жизнь!», 50) принадлежит автору. Таким образом, авторский голос начинает повествование и заканчивает его, придавая незамысловатой истории более обобщенный характер.

Можно обратить внимание ребят на сходство между данным произведением и повестью Н. В

Гоголя «Нос». Оно основано на использовании фантастики, и смысл произведений исходит из того, что человек утрачивает власть над своей жизнью.

Обратите внимание

Но, в отличие от классики, Тэффи не стремится к социальным обобщениям, а сводит все к глупости и ограниченности героини, которую вполне определенно называет «существом слабым и бесхарактерным» (48).

Это важная черта не только творчества писательницы, вся «лирическая сатира» избегала социальности и искала причины несовершенства современников в них самих.

Художественный мир Тэффи

Как и любой другой выдающийся писатель, Тэффи создала свою концепцию человека. Начало свое она берет от категории людей, которую она больше всего не любила – дураков. Писательница пыталась показать, что чем дурее дурак, тем круглее. Но не всех можно считать дураками. Тэффи пыталась показать, что безграмотные люди – это не совсем дураки. А вот настоящего дурака можно увидеть, если человек серьезный и непоколебимо спокойный.

Писательница размышляла о дураке, как о проблеме общества, о враге номер один в жизни. Она ни в коем случае не хотела смеяться или острить над дураками. В сборнике «И стало так» женщина хотела показать типы дураков и их времяпрепровождение.

Описывая обыденность, Тэффи транслирует то, что за радостью и любовью кроется бессмысленный и жестокий жизненный механизм. Она сравнила жизнь с каруселью, причем вертящийся на ней человек делает это против своей воли. В книге «Дым без огня» Надежда Александровна пишет о жизни, которую видит вокруг себя.

В изгнании

Тэффи придерживалась умеренно-либеральной позиции. Это и определило ее отношение к Октябрю. Писательница описывала свои дальнейшие «путешествия» из Петрограда в Москву, потом в Киев, чтобы прочитать там свои рассказы. Она пыталась сохранить юмор в книгах и рассказывала, как в Одессе одна из беженок сделала замечание Тэффи, по поводу ее «нечесанности». Сама дамочка, якобы, узнав об эвакуации, заранее уже сделала маникюр.

В 1920 году писательница оказалась в Париже, где она должна была провести 30 лет, занимаясь своим литературным трудом. Многие эмигранты верили в то, что смогут вскоре вернуться в Россию, но она понимала, что скорого возвращения домой не будет.

Тэффи пишет грустные строки: «Приезжает наш беженец, весь черный от голода и страха, успокаивается, осматривается, как бы наладить новую жизнь, и вдруг гаснет». Уже тогда писательница ни во что хорошее не верила, ничего не хотела и не ждала.

За рубежом Надежда Александровна выпустила более 30 книг, все они пронизаны печалью и ностальгией по родине. Последние годы своей жизни, писательница страдает от одиночества и болезни. В 1948 году Бунин писал романисту Алданову, что он навещал Тэффи и ему очень жаль женщину, ведь ей то становилось легче, то снова случался сердечный припадок. 6 октября 1952 года Тэффи скончалась.

Русская литература была не особо богата женщинами-писательницами. Но Тэффи сумела стать выдающейся писательницей, рассказы которой высоко оценили такие современники как Куприн, Бунин, Саша Черный. Куприн писал о ней, что многие считали, что она пишет, как мужчина.

Анализ рассказа Дураки Тэффи сочинение – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Произведение писательницы, высмеивающее очень распространенные черты характера, с тонким юмором обрушивается на человеческое самодовольство и особенности поведения, раздражающие многих, но не осуждаемые обществом.

Дураки, как пишет Тэффи, успешно маскируются под умных и мудрых людей. Их средство – это бесконечные глубокомысленные рассуждения.

Автор рассказа нападает не на житейскую глупость или отсутствие интеллекта, ее цель – показать в истинном свете не столько ограниченность, сколько чванство и самодовольство. Однако делают это они действительно даже не просто с нескрываемой гордыней, а маскируясь под мудрецов.

Дураки любят учить других и высказывать свое мнение, которое считают очень авторитетным. Они носители истины в последней инстанции, поэтому отбрасывают сомнения.

Свою ограниченность они скрывают под маской из умных слов, они могут обладать эрудицией, но использовать этот багаж с пользой неспособны.

Рассуждают они, используя всего несколько аксиом, которые представляют собой давно известные и изъезженные фразы.

Признак дураков – серьезность. Выделение именно этой черты понятно для писательницы юмористических рассказов. Своими произведениями Тэффи хотел разбудить людей, заставить задуматься, ее целью не было просто насмешить читателя.

В непоколебимой серьезности писательница видела ограниченность и нежелание мыслить. Видимо, поэтому самодовольных людей, не желающих выходить за рамки и расширять свой кругозор, она охарактеризовала именно дураками.

Умный человек может совершать ошибки и необдуманные поступки, он может поступать опрометчиво, но он именно живет. Рассматриваемые же в рассказе предпочитают застыть в положении, кажущемся им безопасным. Их можно было бы назвать духовно мертвыми.

В заключение Тэффи утверждает, что рост культуры и благосостояния общества порождает новые формы дураков. Это дает им больше интеллектуальных пустышек, позволяющий им маскироваться.

Сочинение по произведению Тэффи Дураки

«Дураки» рассказ Тэффи преподнесенный в форме рассуждения. Это своего рода психологическая характеристика определенного типа людей. Автор рассуждает: «кто же такие дураки»? И сам даёт ответ, что дураки — это совсем нестранные люди, глядя на которых мы крутим у виска. Дурак способен с полной уверенностью носить маску. Общаясь с таким человек не сразу и поймешь, что он дурак.

Какие маски примеряет на себя дурак? Разумеется, маску умного человека.

Когда дурак достигает определенного возраста, он может отрастить длинную бороду с сединой, лоб покроется морщинами, в которых обычные люди будут видеть мудрость прожитой жизни.

Его окружение, само того не понимая, будет считать его умным. И возникает такое мнение из-за того, что дурак очень любит придаваться рассуждениям.

Рассуждает он обычно там, где разумный человек и не подумал бы этого делать

Все размышления дурака сводятся обычно к трём незамысловатым фразам: важно иметь здоровье, деньги и меньше придаваться суете. А самый отъявленный дурак еще и сделает умозаключения

Ко всему прочему дураки любят учить других и раздавать советы. Они часто рассматривают ситуацию с практичной стороны. Например, муж очень нервничал по поводу самоубийства жены. Дурак в таком случае не переживал бы нисколько. Он считает, что жена наводя на себя пистолет поступает неправильно, ведь можно нечаянно попасть в глаз и остаться калекой.

Что из себя представляет дурак и кем является, он сам не знает, но считает себя умным. И, что странно, другим тоже дурак кажется умным.

Дураки могут заучивать много умных слов, иметь не один диплом, украшать доску почёта, но несмотря на это они быстро все забывают и часто говорят одно и тоже.

Самые безобидные дураки — это те, которые фигурируют в сказках, они наивны, как дети. Но со временем всё меняется и дураки научились маскироваться.

Надежда Тэффи — Весна

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «Весна» читать бесплатно онлайн.

«Балконную дверь только что выставили.Клочки бурой ваты и кусочки замазки валяются на полу.Лиза стоит на балконе, щурится на солнце и думает о Кате Потапович…»

Балконную дверь только что выставили.

Клочки бурой ваты и кусочки замазки валяются на полу.

Лиза стоит на балконе, щурится на солнце и думает о Кате Потапович.

Вчера, за уроком географии, Катя рассказала ей о своем романе с кадетом Веселкиным. Катя целуется с Веселкиным, и еще у них что-то такое, о чем она в классе рассказать не может, а скажет потом, в воскресенье, после обеда, когда будет темно.

– А ты в кого влюблена? – спрашивала Катя.

– Я не могу тебе сказать этого сейчас, – ответила Лиза. – Я скажу тоже потом, в воскресенье.

Катя посмотрела на нее внимательно и крепко прижалась к ней.

Лиза схитрила. Но что же оставалось ей делать? Ведь не признаться же прямо, что у них в доме никаких мальчиков не бывает и что ей в голову не приходило влюбиться.

Это вышло бы очень неловко.

Может быть, сказать, что она тоже влюблена в кадета Веселкина? Но Катя знает, что она кадета никогда и в глаза не видала. Вот положение!

Но, с другой стороны, когда так много знаешь о человеке, как о Веселкине, то ведь имеешь право влюбиться в него и без всякого личного знакомства. Разве это не так?

Легкий ветерок вздохнул свежестью только что растаявшего снега, пощекотал Лизу по щеке прядкой выбившихся из косы волос и весело покатил по балкону клубки бурой ваты.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Отзывы читателей о книге «Весна», комментарии и мнения людей о произведении.

Анализ рассказа Надежды Александровны Тэффи «Дураки»

Время на чтение: 4 минуты

Краткое содержание

Лирический герой рассуждает о том, кто же такие дураки. Некоторые люди считают, что глупый человек сразу покажет себя. Но герой уверен, что первый признак дурака — непоколебимая уверенность в своей правоте. Он не совершает ничего безрассудно, всегда рассуждает.

Например, обычный человек скажет, что погода плохая, но гулять он пойдет. Глупый примется пространно описывать свои действия: все равно выйду на улицу, дома сидеть вредно, болеть начинаешь. Интересно и то, что дурак всегда прав. У него нет нерешенных проблем. Человечество еще многого не знает, а глупый уже все решил! В жизни дурак руководствуется тремя аксиомами:

  1. Превыше всего здоровье.
  2. Деньги решают все.
  3. С какой стати?

Удивительно, но именно глупцы лучше всего устраиваются в жизни. У них часто задумчивое лицо, они любят усердно трудиться, а после начинают поучать других. Так, герой вспоминает своего знакомого. Тот очень любит учить семейной жизни. По его мнению, жениться надо каждому и обязательно на немках. Почему именно на них? Так надо.

Герой также выделяет особую категорию людей — дураков набитых. Они старательно поглощают информацию, но безуспешно, поскольку все равно такие личности не развиваются. Глупые люди предпочитают статичный образ жизни.

Главная тема

Настоящая фамилия Тэффи — Надежда Лохвицкая. Издаваться она стала в зрелом возрасте и заслужила признание читателей как автор юмористических рассказов. В них она занималась высмеиванием человеческих недостатков, поэтому главной темой работы стала демонстрация глупости некоторых людей.

По мнению Тэффи, настоящие дураки умело маскируются. Их нельзя путать с теми, кто обладает низким интеллектом или житейской глупостью. Это совершенно иная категория: самодовольная, чванливая, наглая. Писательница выделяет главную черту дураков — постоянное желание всех поучать. Во всех сферах они себя считают авторитетами, чье мнение не подлежит обсуждению.

Узкий кругозор проявляется не в низком интеллекте, а в нежелании развиваться. Скудоумие умело скрывается за цитатами известных людей. Тэффи в своем рассказе не только высмеивала такой порок, как глупость. Она хотела заставить читателя задуматься над тем, все ли правильно он делает. Ведь дурак ведет себя серьезно и верит в правильность своих поступков.

Глупец же духовно мертвый человек. Но он сам выбрал себе такой образ жизни.

Анализ произведения

Читать «Дураков» Тэффи можно в школьном и взрослом возрасте. Рассказ написан в юмористическом жанре. В тексте переплетаются комические и трагические нотки, радость и грусть. Писательница высмеивает глупцов, но в то же время сочувствует им. Композиция рассказа имеет следующие особенности:

  • образные решения;
  • острота;
  • неожиданные переходы.

Если прочитать произведение Тэффи «Дураки», то можно заметить, что текст состоит из небольших фрагментов. Это позволяет создать ощущение диалога между писательницей и читателем. Создается иллюзия того, что Тэффи ведет обычную беседу, поэтому рассказ легко воспринимать.

В произведении показана несостоятельность и бессмысленность поступков глупых людей. Они сами выбрали такой образ жизни и не понимают, на что обрекли себя. В этом и есть главная трагедия рассказа.

Грустный смех

Тэффи говорила, что смех – это радость, а радость – это благо. Практически все ее рассказы наполнены безудержным смехом и весельем. Но слышится в них и немного горести, сострадания к людям. Так, в рассказе «Проворство рук» речь идет о бродячем фокуснике, который смешил людей необычным появлением яйца в пустом платке, сжиганием этого платка, а сам думал, как бы заработать на еду и жизнь. Смех над ним – «смех сквозь слезы». В этом и других рассказах («Крепостная душа», «Явдоха»), писательница выходит на уровень гуманистической большой литературы.

Тэффи не нравилось, что большинство читателей считали ее смешащей писательницей. Надежда Александровна хотела показать, что в своих произведениях она несет особый смысл. В 1916 году она выпускает сборник рассказов «Неживой зверь» и пишет к нему предисловие.

В нем писательница рассказала об одном своем произведении «Явдоха», в котором повествовалось о старой бабушке, полностью безграмотной. Она была настолько бестолковой, что, получив письмо о смерти ее сына, бабушка даже не поняла, о чем говорилось в известии. Старушка подумала, что ничего не произошло и ждала денег от сына.

После этого рассказа одна газета обвинила Тэффи в том, что в своем произведении писательница высмеивает безграмотность бабушки, а также ее горе. Так вот, в предисловии Надежда Александровна пишет, что она и не хотела смеяться, ни единой минуты. И в этом уведомлении писательница предупредила, что в этой книге их ждет много всего невеселого.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: