Краткое содержание Нагибин Мой первый друг для читательского дневника
В своем рассказе Ю.М. Нагибин возвращается в свое детство.
Дети, живущие в одном доме с автором, делились на две группы: те, кто имел возможность гулять самостоятельно и те, кому разрешалось находиться на прогулке под присмотром взрослых. Рассказчик принадлежал к первой группе, а герой, которому посвящен рассказ, – ко второй.
Каждый день мальчики ходили в одну школу, по одной и той же дороге. И не сразу будущий писатель заметил Павлика. Этот мальчик не любил навязывать свое общение, но, как только был принят в компанию, сразу же всей душой привязался к автору.
До Павлика понятие дружбы у автора было размытым. Митя Гребенников – друг раннего детства — был совершенно иным. Вздорность, перепады настроения оправдывались пониманием настоящей дружбы. Павлик же был человеком, который никогда не показывал превосходства, не вступал в споры и не обманывал.
Однажды на уроке немецкого учитель спросила у рассказчика домашнее задание. Ему было стыдно сказать, что никогда задания не выполнял, и он переложил вину на Павлика. Павлик якобы не сообщил домашнее задание другу. Обидевшись, Павлик год не разговаривал с рассказчиком. Когда же автор решил помириться, то Павлик сделал вид, что ничего не было, и дружба началась с новой силой.
Долгое время ребята не могли найти свое призвание. Они пытались делать всевозможные изобретения в разных науках. После школы поняли, что автору интересен сценарный факультет, а Павлику – актерский.
В первые дни войны ребята пошли в военкомат. Рассказчика забраковали поначалу, а Павлика взяли. Вскоре Павлик погиб вместе со своим отрядом, заживо сожженный в здании сельсовета, так как отказался сдаться немцам.
Через много лет автор видит Павлика во сне, но тот к нему не идет. Поначалу недоумевая, постепенно автор понимает в чем его вина. Ответственность каждого друг перед другом больше, чем мы думаем. Особенно перед теми, кто отдал жизнь за нас.
Картинка Мой первый друг
Краткое содержание Нагибин Мой первый друг, мой друг бесценный
Все началось с того, что нас определили в далекую от дома школу. Здесь мы были чужаками, и, чтобы избежать стычек, домой ходили группой. Пройдя бульвар, мы обычно расслаблялись и начинали дурачиться. Ну а, достигнув Телеграфного переулка, и вовсе прекращали бояться. Вместо этого мы боролись, орали песни и играли в снежки, если дело было зимой.
Однажды я заметил тонкого бледного мальчика. Он стоял в стороне и с тихим восхищением наблюдал забавы ребят. Поиграть его никто не приглашал. Со временем, я поймал себя на мысли, что выставляюсь перед ними, громко крича и жестикулируя. Вспыхнувшая обозленность на себя перекинулась на этого незнакомца. Почему он все время тянулся за нами?
Ребята подняли меня на смех – оказалось, мальчика звали Павлик и жил он в моем доме этажом ниже. И я сразу изменил свое отношение, решив втянуть его в наши забавы. Так началась наша дружба. Хотя на тот момент я не считал эти отношения дружбой, скорее знакомством. На ту пору у меня уже был лучший друг.
Черноволосый, стриженый под девочку Митя Гребенников дружил со мной уже больше 5 лет. Сын адвоката, он умел ввернуть высокопарные фразы в момент, когда мы ссорились из-за его высокомерности или хвастовства. Вздорный характером, он всегда был готов к ссоре и последующему скорому примирению, которое он облекал в пышность фраз.
Мите нравилось ходить со мной в обнимку, подчеркивая дружбу, фотографироваться на Чистых прудах. На фоне его девчачьей красоты я выглядел заурядно.
Однажды друг оболгал меня, рассказав о карточной игре на деньги, за которой был пойман сам. Мы помирились и еще два года играли в это подобие дружбы, но потом я понял, где скрывалась истинная дружба. Она была этажом ниже.
С Павликом мы были всегда вместе. Со стороны казалось, что ведущий я, а он ходит все время за мной. Но на самом деле это я нуждался в его нравственной чистоте.
А потом я соврал на уроке немецкого, что Павлик не сказал мне о заданном на дом стихе.
Я поступил подло и низко, но не потому, что оболгал, а потому, что предал друга.
Год спустя я написал ему записку с просьбой прийти, и он пришел мгновенно, словно поняв, что за этот год во мне умерло что-то мерзкое…
Так мы снова стали друзьями. Взрослели, искали свои увлечения вместе – в физике, химии, географии. Не могли найти, пока я не начал писать рассказы, а Павлик пробовать себя на сцене.
А потом началась война.
Окруженный немцами в здании сельсовета Павлик с остатками отряда отказались сдаться в плен. Здание подожгли, но ни один человек оттуда не вышел.
Он до сих пор является мне во снах, отчужденный, как в тот год ссоры. Я пересматривал свою жизнь и не мог найти, в чем я перед ним виноват.
А потом понял, что виноват во всем плохом, происходящем на земле, поскольку сам являюсь единицей человеческого общества. И наша ответственность перед остальными намного больше, чем кажется.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Анализ произведения «Мой первый друг, мой друг бесценный..» Ю.М. Нагибин
1. Юрий Маркович Нагибин;
2. «Мой первый друг, мой друг бесценный»
3. Жанр: рассказ;
4. Класс: 6;
5. Год написания: примерно 70-е годы, если исходить из содержания рассказал. Это брежневская эпоха, эпоха «застоя».
6. Эпоха, описываемая в рассказе, относится к концу двадцатых – началу сороковых годов, время репрессий и коллективизаций.
7. Главные герои: Автор, он же рассказчик, Павлик – его самый близкий друг;
8. Сюжет:
Рассказ автобиографичен, написан в форме мемуаров.
Автор вспоминает, как познакомился со своим самым близким другом Павликом, каким Павлик был человеком: скромным, даже застенчивым, но с твердыми нравственными установками. Нагибин сравнивает его с другим своим другом – Митей Гребенниковым – истеричным высокомерным мальчиком.
Воспоминания о дружбе с Павликом идут вперемешку с цитатами и философскими раздумьями о смысле жизни. Увы, жизнь друга Нагибина оборвалась в 1942 году: он погиб, обороняя деревню от немцев, не приняв предложения сдаться. Спустя много лет Нагибин попал в те места, где принял свой последний бой его самый близкий друг. И ему в голову пришла мысль, что Павлик дал себя убить, чтобы жили другие, в том числе и он. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Что всякий раз, когда кто-то погибает, значит, он дарит возможность жить другому человеку. Но не всегда человек правильно распоряжается этим подарком. «Если мерить мою жизнь последним поступком Павлика, разве могу я считать, что ни в чем не виноват? Нет. Виноват. Виноват во всем: в том, что не отдал своей жизни за друга, не спас, не защитил миллионы погибших, виноват в тюрьмах и лагерях, в убийстве президентов и проповедников, в плохих книгах — не только своих; в том, что правда ходит с поджатым хвостом, а ложь и клевета — задрав голову; что в мире не затихают выстрелы, не затухают пожарища, гибнут дети и не счесть обездоленных…», — это автор говорит про себя, но, по сути, данные слова касаются каждого из нас.
9. Я прочла этот рассказ во время летних каникул в учебнике по литературе, и, как бы пафосно это не звучало, он меня ошеломил. Несколько дней я ходила под впечатлением от прочитанного, не в силах оправиться от того трагизма, какой сквозит из каждой строчки.
Я думала о том, как жестока и несправедлива жизнь, и, может быть, именно тогда я в первый раз задумалась о том горе, которое принесла война. Горе, которое не отпускает человека до конца жизни, и малую толику которого Нагибин дал почувствовать своим читателям.
Читая рассказы о войне или изучая военные документы, мы подчас забываем, что за сухими столбиками цифр стоят реальные люди, и что персонажи, которые написаны в книжках – это тоже люди, такие же, как и мы, просто им повезло меньше – их жизнь на две неравные части разделила война.
Нагибин говорит о том, что мы получили в подарок жизнь, и теперь не вправе пренебрегать этим подарком. Мы должны делать всё, чтобы жизнь на Земле стала лучше: чтобы было меньше войн, катаклизмов, чтобы как можно меньше людей были обездолены. Нам это сделать легче, чем им – Павлику и всем тем, кто отдал свои жизни ради того, чтобы жили мы.
Полезный материал по теме:
- Эли Фрей «Мой лучший враг»
- «Старая черепаха» Ю.М. Нагибин
- «Пётр Первый» Алексей Николаевич Толстой
Читательский дневник по рассказу «Мой первый друг, мой друг бесценный» Нагибина
Сюжет
Рассказчик Юра вспоминает друга детства Павлика. Если Юра и его семья дали Павлику возможность узнать и полюбить культуру, искусство, науку, книги, то Павлик сделал куда больше для души Юры. Учил благородству, твердости, честности, отзывчивости, независимости. Однажды год не прощал за предательство на уроке немецкого языка. После школы Юра поступил на сценарный факультет, Павлик – на режиссерский.
На войну Павлик ушел в первый же день. И вскоре погиб, отказавшись идти в плен. Для Юры друг будто не умер. По нему он проверяет свою совесть: достойно ли живет подаренную другом жизнь? Юра уверен, что мы обязаны откликаться на зов о помощи любого человека: героя или ребенка, дать ответ умирающему, тому, кто устал или запутался в жизни. И за отношение к людям каждого из нас позовут на суд совести.
Отзыв
По жанру – автобиографический рассказ. Название – строка из Пушкина. Стихи посвящены другу юности поэта, декабристу И. Пущину. Для Нагибина таким другом был Павлик. Перед ним он держит ответ за свою жизнь. Писатель напоминает об ответственности каждого человека за победу добра над злом, за близких и незнакомых людей, которые нуждаются в помощи. О том, что совесть судит строже любого суда. О том, что живущие отвечают перед мертвыми за жизнь, устроенную на земле.