Идейно-художественное своеобразие деревенской трилогии а.п. чехова «мужики», «в овраге», «новая дача»

Афанасьев э.с. художественная интерпретация народной темы в повестях а.п.чехова «мужики» и «в овраге»

Актуальность и социальная значимость произведения

Одной из таких проблем является жизнь и труд обычного русского народа. Чехов в своем произведении показывает сложности и тяготы, с которыми сталкиваются мужики на своих землях. Он раскрывает специфику их быта, ярко описывает их трудовые будни и повседневные заботы

Тем самым он привлекает внимание читателя к важности и тяжести работы мужиков, которые являются основой русской действительности и экономики

На примере образов мужиков, Чехов поднимает еще одну важную социальную проблему — различие в образовании и неполной правовой осведомленности населения. Мужики, как правило, имели ограниченное образование и не были осведомлены о своих правах и возможностях. Это часто приводило к их обману и эксплуатации, а также к социальным неравенствам. Эту тему Чехов подает с юмором и иронией, но в то же время делает акцент на необходимости образования и осведомленности мужиков, чтобы они могли защитить свои интересы и права.

Опираясь на реалии русской провинции, Чехов также обращает внимание на моральные и этические проблемы. В произведении присутствуют такие темы, как честность, справедливость, верность и межличностные отношения

Чехов возводит мужиков в образцы честности и верности, когда герои преодолевают свои страхи и интересы, чтобы помочь друг другу. Это позволяет читателю задуматься о том, что моральные ценности являются основой для построения правильных отношений в обществе.

Таким образом, произведение А. П. Чехова «Мужики» не только является отражением реалий русской провинциальной жизни конца XIX века, но и до сих пор остается актуальным, обращая читателя к важным социальным проблемам, таким как труд, образование, мораль и отношения между людьми.

Оригинальность и острота сюжета

Книга «Мужики» А. П. Чехова поражает своей оригинальностью и глубиной сюжета. Автор представляет перед читателем уникальную картину жизни русской деревни, проникнутой традициями и обычаями, и в то же время разворачивает перед нами неизведанный и загадочный мир сельской действительности.

Чехов проникает в самые глубины души своих героев и внимательно наблюдает за их поступками и мыслями. Его рассказы о мужиках, о их радостях и страданиях, о тяготах и противоречиях их жизни, дают читателю возможность погрузиться в мир, совершенно отличающийся от собственного.

Сюжеты произведений А. П. Чехова отличаются острым ироническим умом, который позволяет показать читателю недостатки и противоречия сельской жизни. Автор с редким мастерством передает настроения и эмоции героев, показывая их внутреннюю борьбу и непростые житейские выборы.

В рассказах «Мужики», Чехов прославляет простоту и естественность сельской жизни, одновременно разоблачая и недостатки и противоречия этой жизни. Острые черты села и города сочетаются в книге, создавая неповторимый контраст и показывая различия в образе жизни и мировоззрении разных социальных групп.

Вопрос-ответ:

Каково мнение автора статьи о книге «Мужики»?

Автор статьи положительно оценивает книгу «Мужики» и рекомендует ее к прочтению. Он считает, что в ней прекрасно переданы характеры и эмоции главных героев, а также великолепно изображена жизнь русской деревни. Кроме того, автор высоко оценивает стиль и язык Чехова, отмечая его яркость и выразительность.

Какие эмоции вызывает книга «Мужики» у автора статьи?

Книга «Мужики» вызывает у автора статьи положительные эмоции. Он отмечает, что она заставляет задуматься о жизни, о судьбе простых людей, о том, как они справляются с трудностями и находят смысл в своем существовании. Автор также отмечает, что книга вызывает улыбку и смех, благодаря хорошо проработанным комическим ситуациям и диалогам.

Какие главные идеи передает автор в книге «Мужики»?

В книге «Мужики» А.П. Чехов передает несколько главных идей. Одна из них — это мысль о том, что простые трудовые люди заслуживают уважения и внимания со стороны общества. Другая идея заключается в том, что жизнь — это борьба и труд, но даже в самых тяжелых ситуациях можно найти радость и смысл. Третья идея — это идеалы честности, доброты и мудрости, которые присущи простым людям.

Какие достоинства и недостатки отмечает автор статьи в книге «Мужики»?

Автор статьи отмечает несколько достоинств книги «Мужики». Он считает, что в ней отлично проработаны персонажи, которые полностью оживают на страницах книги, а также переданы их эмоции и чувства. Автор также высоко оценивает язык и стиль Чехова, отмечая его яркость и выразительность. Однако, автор статьи также указывает на некоторые недостатки книги, например, на некоторую повторяемость сюжетных мотивов и ситуаций, а также на отсутствие глубокого анализа и развития некоторых идей и тематик.

«Гриша», анализ рассказа Чехова

Тема и идея произведения. Проблематика.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

“Гриша”

Чехов А., рассказ “Гриша”

Главные герои рассказа “Гриша” и их характеристика

План пересказа рассказа “Гриша”

Кратчайшее содержание рассказа “Гриша” для читательского дневника в 6 предложений

Главная мысль рассказа “Гриша”

Маленькому человеку все вокруг кажется удивительным и непонятным.

Чему учит рассказ “Гриша”

Рассказ учит радоваться жизни, удивляться всему, что есть вокруг, учит детской непосредственности и взгляду на мир. Учит любить детей и заботиться о них. Учит не доверять воспитание детей прислуге или посторонним людям. Учит тому, что лучше всего ребенку с родной мамой.

Отзыв на рассказ “Гриша”

Мне понравился этот рассказ, хотя мне и было немного жаль Гришу, которого няня не считала за человека. Няня вела очень некрасиво и думала не о ребенке, которого ей поручили, а своих интересах. А мальчик получил так много впечатлений, что чуть не заболел.

Пословицы к рассказу “Гриша”

В каждой бочке меда есть ложка дегтя. Кашу маслом не испортишь. Умел дитя родить, умей и научить. И к худу и к добру приучаются смолоду. У семи нянек дитя без глазу.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Гриша”

Источник

Гриша, маленький, пухлый мальчик, родившийся два года и восемь месяцев тому назад, гуляет с нянькой по бульвару. На нем длинный ватный бурнусик, шарф, большая шапка с мохнатой пуговкой и теплые калоши. Ему душно и жарко, а тут еще разгулявшееся апрельское солнце бьет прямо в глаза и щиплет веки.

Вся его неуклюжая, робко, неуверенно шагающая фигура выражает крайнее недоумение.

Вдруг он слышит страшный топот. По бульвару, мерно шагая, двигается прямо на него толпа солдат с красными лицами и с банными вениками под мышкой. Гриша весь холодеет от ужаса и глядит вопросительно на няньку: не опасно ли? Но нянька не бежит и не плачет, значит, не опасно. Гриша провожает глазами солдат и сам начинает шагать им в такт.

Через бульвар перебегают две большие кошки с длинными мордами, с высунутыми языками и с задранными вверх хвостами. Гриша думает, что и ему тоже нужно бежать, и бежит за кошками.

Вот какая-то няня сидит и держит маленькое корыто с апельсинами. Гриша проходит мимо нее и молча берет себе один апельсин.

Теперь Гриша с удовольствием бы поднял стеклышко, которое валяется под ногами и сверкает, как лампадка, но он боится, что его опять ударят по руке.

К великому его удовольствию, этот человек подает няньке руку, останавливается с ней и начинает разговаривать. Блеск солнца, шум экипажей, лошади, светлые пуговицы, всё это так поразительно ново и не страшно, что душа Гриши наполняется чувством наслаждения и он начинает хохотать.

Ему хочется сказать, что недурно бы также прихватить с собой папу, маму и кошку, но язык говорит совсем не то, что нужно.

Немного погодя нянька сворачивает с бульвара и вводит Гришу в большой двор, где есть еще снег. И человек со светлыми пуговицами тоже идет за ними. Минуют старательно снеговые глыбы и лужи, потом по грязной, темной лестнице входят в комнату. Тут много дыма, пахнет жарким и какая-то женщина стоит около печки и жарит котлеты. Кухарка и нянька целуются и вместе с человеком садятся на скамью и начинают говорить тихо. Грише, окутанному, становится невыносимо жарко и душно.

Видит он темный потолок, ухват с двумя рогами, печку, которая глядит большим, черным дуплом.

Кухарка ставит на стол бутылку, три рюмки и пирог. Две женщины и человек со светлыми пуговицами чокаются и пьют по нескольку раз, и человек обнимает то няньку, то кухарку. И потом все трое начинают тихо петь.

Гриша тянется к пирогу, и ему дают кусочек. Он ест и глядит, как пьет нянька. Ему тоже хочется выпить.

Кухарка дает ему отхлебнуть из своей рюмки. Он таращит глаза, морщится, кашляет и долго потом машет руками, а кухарка глядит на него и смеется.

Вернувшись домой, Гриша начинает рассказывать маме, стенам и кровати, где он был и что видел. Говорит он не столько языком, сколько лицом и руками. Показывает он, как блестит солнце, как бегают лошади, как глядит страшная печь и как пьет кухарка.

Философия и эмоциональная сила «Мужиков»

Одно из центральных философских понятий, что пронизывает «Мужиков», — это трагическая судьба человека. Чехов изображает разных мужчин — бедных крестьян, «Мужиков», которые мечтают об изменении своей жизни, но застревают в безвыходных ситуациях. Эти персонажи показывают, что часто судьба определяет нашу жизнь, и мы не всегда можем контролировать свое будущее. В этом есть глубинный философский смысл — сообщение о неизбежности и непредсказуемости судьбы, которое заставляет нас задуматься над смыслом нашей жизни.

Однако «Мужики» также преисполнены эмоциональной силы. Чехов мастерски передает чувства и настроения своих персонажей, позволяя нам почувствовать их радость, горе, надежду и отчаяние. Описание окружающей природы, трагических событий и простых, но глубоких мыслей героев создает потрясающую эмоциональную атмосферу, которая цепляет за душу и оставляет незабываемое впечатление.

Со словами «Мужиков» Чехов не только рассказывает истории о простых людях, но и выражает свою философию жизни. Здесь мы находим мысли о самом смысле существования, неразрешенных противоречиях и месте человека в мире. Книга заставляет задуматься о глубоких вопросах, оставляет много заданий и вызывает эмоциональный отклик у читателя.

Итак, философия и эмоциональная сила «Мужиков» А. П. Чехова могут быть одновременно странными и пронициалиями. Эта книга способна заставить нас задуматься о самом смысле жизни и вызвать широкий спектр эмоций

Она напоминает нам о нашей уязвимости перед судьбой, о важности каждого мгновения и о силе простых, но глубоких мыслей. «Мужики» — это поистине уникальная книга, которую стоит прочитать, чтобы ощутить всю ее философскую и эмоциональную силу

1.1 Русская деревня в рассказах «Мужики», «Новая дача», «В овраге»

Это были в то же время предреволюционные годы, годы нарастания общественного подъема. Все более определялись и сплачивались те силы, которые «творили укладку» нового. «Эпоха безвременья», как часто именовались 80-е годы, уходила в прошлое. .

Чехов был далек от революционной борьбы, он не видел тех социальных сил, которым принадлежало будущее. Но на его мировоззрении и творчестве явственно сказалось животворное влияние революционного подъема, определившего собой весь ход развития русской культуры конца XIX и начала XX века.

В январе 1900 года в печати появилась повесть «В овраге». Она завершала группу произведений о деревне: «Мужики» (1897), «Новая дача» (1899).

Само это тяготение к творческим группам, посвященным важным вопросам времени, — черта чеховского творчества, особенно характерная для его произведенений 90-х – 900-х годов. . Например, теме губительной власти капитала посвящена трилогия «Бабье царство», «Три года», «Случай из практики». Эта черта творчества Чехова по-своему отражает внутреннюю закономерность его развития как художника. В каждой из таких серий Чехов стремится решить волнующий его вопрос – о жизни, о труде, об искусстве, о любви, о «футляре», о власти денег.

К какой бы стороне современной действительности ни обращался писатель, какую бы проблему ни решал, всюду стояла перед ним, требовательно напоминая о себе, тема народа.

Творческая эволюция писателя, во многом отражавшая движение самой жизни, когда на арену истории выходили труженики города и деревни, все больше выводила писателя за пределы сферы жизни интеллигенции, побуждала его непосредственно обратиться к миру народной жизни.

В этих произведениях 90-х и 900-х годов Чехов не просто рисует отдельные образы и ситуации, связанные с деревней; сама деревня, крестьянство, его общие судьбы – вот что становится теперь предметом художественного изображения.

Произведения «Мужики», «В овраге», «Новая дача» Чехова оказались произведениями именно девяностых годов, тесно связанными с кругом общественно-политических вопросов.

Народники всячески изображали деревню как светлый мир патриархальных отношений, которому угрожает капиталистическая зараза. Весь смысл их произведений сводился к тому, чтобы показать, как торжествуют школы и больницы – над кабаками, как побеждают идеальные героические натуры царство тьмы и невежества, как несут они свет и счастье бедным «поселянам».

А Чехов, говоря, что новые времена лишили мужика всяких иллюзий и надежд, подчеркивал жестокую правду жизни русской деревни, втянутой в общий процесс капиталистического развития России. До Чехова к тому же выводу пришел С. Каронин, с исключительной глубиной исследовавший жизнь пореформенной русской деревни. Его «Рассказы о парашкинцах» и «Рассказы о пустяках» рисовали последовательное крушение всех и всяких иллюзий и чаяний русского крестьянина, начавшееся уже на второй день после реформы 1861 года, показывали, как постепенно все больше и больше ошеломляла мужика бесплодная погоня за куском хлеба, пока вся его жизнь не заполнилась до края мелочами и пустяками.

Глубина и характеризация персонажей

Каждый персонаж имеет свою собственную историю, свои мотивы и цели, что делает их реалистичными и правдоподобными. Автор не только задает традиционные черты характера для каждого героя, но и раскрывает их внутренний мир, показывая сложность и противоречивость их личностей.

Чехов использует различные приемы, чтобы читатель смог более глубоко понять героев. Используя прямую речь и мысли персонажей, автор позволяет нам узнать их внутренние эмоции, ожидания и страхи. Кроме того, через диалоги герои раскрываются перед читателями, показывая свои взгляды на жизнь, философию и моральные принципы.

Особенно важно отметить, что Чехов создает множество героев-музыкантов в романе. Он не только предоставляет им возможность подняться на сцену и показать свои таланты, но и раскрывает их внутренние миры через музыку

Музыка становится их сущностью, языком, на котором они выражают свои самые глубинные чувства.

Вцелом, глубина и характеризация персонажей делает роман «Мужики» поистине ярким и запоминающимся. Они оживают перед нами, заставляют нас переживать их радости и горести, и внимательно следить за их судьбами. Отличная работа Антона Чехова над созданием их характеров делает эту книгу настоящим шедевром литературы.

Анализ рассказа Чехова Гриша сочинение 7 класс

На первый взгляд покажется, что это обычный маленький рассказ, описывающий события одного дня из жизни малыша около 3-х лет по имени Гриша. Но это не так. В этом рассказе кроится тонкий психологический смысл, который так профессионально раскрыл автор.

Проблема, которую автор подымает в этом рассказе, – это проблема, которая была актуальной весь 19 век, проблема неправильного восприятия и отношения к детству. К этому прекрасному беззаботному периоду жизни относились, как к обычной подготовке к взрослой жизни. Ребенка не воспринимали как личность, его считали маленьким глупым существом, с потребностями и чувствами которого никто не считался.

Главный герой данного рассказа – маленький мальчик по имени Гриша, которому около 3-х лет. Воспитанием занимается в основном няня, иногда мама. Няня не особо добросовестно выполняет свои обязанности, но для Гриши это женщина, которую он видит каждый день и считает своей.

По сюжету Гриша вышел впервые на прогулку с няней за пределы своего дома в теплый апрельский день. Для него в этот день всё было новым, интересным, необычным, и этот переизбыток эмоций даже мешает ему вечером уснуть. Все события рассказа мы видим сквозь призму восприятия мира этого маленького мальчика! Насколько невероятными ему кажутся лошади, эти кошки с длинными мордами и высунутыми языками, маленькое стеклышко на земле, светлые пуговицы на одежде незнакомого мужчины! Для взрослого эти вещи обыденны, порой он их даже не замечает в этом шумном мире, а для ребенка – это будто волшебство! Ведь что он видел в своей жизни? Только свой маленький четырехугольный мир! Свою детскую, в одном углу которой стоит кровать, в другом – сундук няни, под кроватью – свои игрушки. В этом мире кроме няни, оказывается, есть еще мама и кошка. Папу он настолько редко видит, что считает его настолько загадочным и не понимает, для чего он вообще нужен. Также Гриша не понимает, куда постоянно исчезает его тетя, которая подарила ему барабан.

А в этот день все не так, как обычно, он впервые приходит в гости к незнакомому ему человеку – подруге няни, кухарке. И вот здесь раскрывается вся суть отношения взрослого к ребенку в 19 веке. Няня не замечает, что Грише жарко и душно в теплой одежде, что он хочет пить, она полностью поглощена общением с подругой, на ребенка не обращает никакого внимания. В довершение ко всему она дает отхлебнуть ему вина. Неудивительно, что мальчик после всего этого заболел, у него поднялась температура. А мама, как бы иронично это не было, начинает лечить его просто касторкой.

Этот замечательный рассказ никого не оставит равнодушным, ведь в нем автор так искусно раскрыл тему детства.

Анализ произведения Гриша Чехова

В основе сюжета произведения поставлен психологический портрет ребёнка, развивающийся в эпоху чеховского времени. Немногие черты характера были использованы с маленького Феди (это приёмный сынишка писателя Лейкина).

Автор пытается показать, что развитие и отношение к ребёнку, почти трёхлетнего возраста, проводится не правильно. В произведении заболевшего ребёнка не правильно лечат. Мать не понимает, отчего у мальчика жар и озноб? Няня поит запрещённым напитком. Никто не замечает, что у ребёнка есть внутренний мир. Отмечена разница между взглядом ребёнка и взрослого. Проблемы и отношение к нему различны. У ребёнка начинается познание, первые ощущения от новых объектов. Но, ему никто не объясняет и не видит его переживаний.

Речь героя произведения ещё не развита, пока он говорит только мимикой. Он не может пожаловаться на боль, а показывает лицом и движениями. Лечат его стандартными средствами – «касторкой»!

Начало произведения ведётся, как описание улицы и первых впечатлений у мальчика, попавшего в первый раз с няней.

Он считает, мать и няня должны кормить и смотреть за ним, что должен делать отец он пока не знает. Почти всё время с малышом проводит няня, которая спит возле него на сундуке. Но, она не качественно следит за ребёнком. Не рассказывает и не разъясняет, что и как происходит в мире. Не раздевает на кухне, угощают пирогом, а потом дают выпить запрещённое зелье. Никому нет дела до его чувств и в освоении нового в мире.

Мнение на книгу «Мужики» А. П. Чехова

Чехов мастерски рисует разнообразных героев своего произведения, каждый из которых имеет свою судьбу, свои страсти и мечты. Он описывает их таким живым языком, что кажется, будто вы находитесь вместе с ними, слышите их разговоры и видите их поступки.

Автор четко показывает характеры главных героев и умело передает их эмоции и переживания. Он разоблачает их слабости, но не без сочувствия и понимания. Каждый человек в книге имеет свою судьбу, свои проблемы и радости, и Чехов умело показывает их несовершенство, но их человечность.

Книга «Мужики» является не только ярким описанием обычного русского села, но и глубоким размышлением о смысле жизни, о взаимоотношениях человека с окружающим миром. Чехов задает философские вопросы, но не навязчиво, оставляя их на размышление читателю.

Эта книга — настоящий шедевр, который открыл великий писательский талант А. П. Чехова. Она оставляет незабываемые впечатления и заставляет задуматься о многих вещах в жизни. Каждая страница наполнена глубиной и подкреплена яркими и живыми образами.

Роман «Мужики» достоин внимания каждого читателя, кто хочет окунуться в атмосферу русской деревни и понять ее жителей.

«Шуточка» А. П. Чехов Кратко

Антон Павлович Чехов Рассказ «Шуточка» Краткое содержание

В русской литературе, пожалуй, не найти другого такого писателя, как Антон Павлович Чехов, равного ему по уровню мастерства в написании коротких рассказов. Как признавался сам великий литератор, он мог взять в руки первую попавшуюся ему на глаза вещь и за кратчайшее время написать о ней смешную миниатюру. Иногда первоначальный замысел перерабатывался, и уже написанный рассказ подвергался корректировке, приобретал иную эмоциональную окраску. Такая судьба постигла сочинение под названием «Шуточка». Из чисто юмористического оно стало проникновенно лирическим.

Очень краткий пересказ рассказа «Шуточка»

Однажды зимой знакомый Наденьки приглашает ее прогуляться, а затем скатиться с горы на санках. При спуске спутник девушки в шутку шепчет ей признание в любви. Надежда Петровна не в силах понять, то ли ей почудилось это, то ли волнующие сердце слова действительны были произнесены. Чтобы услышать их снова, она соглашается на повторные катания на санках. Ей всякий раз слышится то же самое – и все равно она не уверена: почудилось ей или нет? Спросить у юноши напрямую Надя стесняется. С прошедшей зимой заканчиваются и прогулки. Молодой человек уезжает в столицу. Через несколько лет Наденька выходит замуж, становится матерью, но в душе она бережно хранит воспоминание об этом происшествии.

Список и краткая характеристика героев рассказа А.П. Чехова «Шуточка»

Главные герои рассказа – это девушка Наденька и собственно сам повествователь-«шутник» . Больше никаких персонажей в данной истории не присутствует, разве что в самой концовке упоминается о том, что девушка сочеталась браком и родила супругу троих детей.

Краткое содержание рассказа «Шуточка» подробно

Морозным днем молодой господин пригласил Наденьку на прогулку. Они оказываются на катке, затем на вершине горки, откуда юноша предлагает Наде скатиться вместе с ним на санках. Девушке жутковато, но, уступив уговорам, она все-таки соглашается.

Парочка несется на салазках вниз, кругом снег и злой ветер свистит в ушах. В эти мгновения парень ради шутки шепчет Наденьке слова любви. Когда санки останавливаются, то Надя никак не может прийти в себя и от лихого спуска, и от услышанного ею. Только девушка в растерянности: она не может понять, любовное признание было произнесено на самом деле или оно ей почудилось при свисте ветра? Спрашивать партнера: он ли произнес эти слова, и отбросить все сомнения девушка не решается. Потому Наденька просит юношу повторно спуститься с нею с горки.

И во второй раз кавалер шепчет: «Я вас люблю, Надя!». Снова девица недоумевает, и опять желает съехать вниз на санках, чтобы сызнова услышать приятную для нее фразу. На следующий день она пишет записку молодому человеку, в которой приглашает его опять кататься на горку. Все повторяется примерно в том же ключе и той же последовательности.

Как-то повествователь отправляется на каток в одиночестве, и что же он видит: Наденька спускается с горки на санках, встает с них и испытывает растерянность: слышала она в этот раз слова любви или нет?

Весной катания с горы сами собой прекратились. Однажды вечером главный герой рассказа подходит к дому, где проживает Наденька и глядит во двор через щель в заборе. Через нее он видит свою знакомую, которая задумчиво смотрит в небо. Дождавшись порыва ветра, юноша шепчет в сторону девушки все те же слова. И Наденька вспыхивает от радости.

Спустя несколько лет Наденька выходит замуж, у нее трое детей. Но воспоминание о признаниях на горке не отпускают ее. А рассказчик так и не знает, зачем шептал их этой романтичной особе.

Кратко об истории создания произведения «Шуточка»

Рассказ был опубликован в журнале «Сверчок» в 1886 году и был подписан псевдонимом «Человек без селезенки». Впоследствии после кардинальной переработки вошел в собрание сочинений Чехова. Если в первом варианте «шуточка» заканчивается женитьбой, то в окончательной версии молодые люди расстаются, но ощущение неподдельного счастья, испытанное героиней в те дни, не покинет ее никогда.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: