Герои рассказа
Стёпушка – самое жалкое существо, которое могло быть порождено крепостным правом. Это человек без прошлого, неизвестно откуда взявшийся в деревне Шумихино и живущий при садовнике Митрофане, которого помещики поселили на месте сгоревшего когда-то господского дома.
Только рассказав о жизни Стёпушки, автор описывает его внешность, подчёркивая, что Стёпушка – маленький человек не только в переносном, но и в прямом смысле: «Лицо у него маленькое, глазки жёлтенькие, волосы вплоть до бровей…» Детскую, примитивную внешность дополняет речь героя. Говорил Стёпушка запинаясь, «словно пуды языком ворочал».
Стёпушка не только не был дворовым, не получал никакого жалования или пособия, но его даже нельзя было считать человеком. У Стёпушки не было ни положения в обществе, ни связей, ни родственников, никто не знал о нём, у него даже прошлого не было. И он не числился по ревизии, то есть был мёртвой душой.
Стёпушка жил, как животное, в клети позади курятника, зимой – в предбаннике или на сеновале. Он питался тем, что подавали добрые люди. Автор сравнивает Стёпушку с муравьём, который хлопочет только ради пропитания. Движения его суетливы, он в любую минуту готов спрятаться.
Туман – прозвище вольноотпущенного Михайла Савельева, который раньше был дворецким у графа Петра Ильича. Это был семидесятилетний человек с правильным и приятным лицом. Он разговаривал немного в нос, «добродушно и величаво», всё делал не торопясь, даже сморкался и нюхал табак. С удовольствием Туман рассуждает о разных сторонах жизни помещиков: о собаках и псовой охоте, о богатых барских приёмах, одежде и даже господской морали. Он недоволен утратой положения при барине, потому что вместе с этим утратил свою значимость.
Третий крестьянин, с которым встречается рассказчик – Влас. Это мужик лет пятидесяти. Его запылённая дорожная одежда и котомка выдают в нём человека, проделавшего дальний путь. Влас очень пострадал от крепостного права. Он потерял сына и не мог больше платить оброк «девяносто пять рублёв с тягла». Поэтому он пошёл в Москву к барину Валериану Петровичу, сыну Петра Ильича. Но барин отказался перевести его на барщину, велев сначала заплатить недоимку. Влас относится к жизненной несправедливости как к чему-то естественному, будто речь идёт о другом.
Особое место в галерее реалистических типов русской деревни занимают помещики. Граф Пётр Ильич, «вельможа старого века», проживал в селе Троицком в огромном деревянном доме в 2 этажа. Граф любил принимать гостей, наслаждаясь их подобострастием. Он созывал всю губернию и жил на широкую ногу, а разорившись, уехал в Петербург искать себе места и умер в забвении в гостинице.
Читатель узнаёт подробности жизни графа из рассказа его дворецкого. Туман восхищается пышностью барских банкетов. В пример доброй души графа Туман приводит обыкновенную, видимо, историю: «Побьёт, бывало, тебя – смотришь, уж и позабыл».
Туман считает мудростью самодурство барина, который выгнал капельмейстера из немцев, захотевшего кушать с господами за одним столом, потому что музыканты (а их было 40 человек, целый оркестр) и так «своё дело понимают». По словам Тумана, барина разорили матрески (любовницы), имевшие над ним власть.
Рассказчик – выразитель авторского отношения к крепостному праву. Если мужики не понимают во всей полноте трагедии своего подневольного существования, оправдывают господ, то рассказчик искренне сочувствует крепостным. Это отражается в деталях: он называет крестьянина «мой бедный Влас», задаёт Туману неудобные вопросы о строгости покойного барина.
Тургенев осуждает систему, выпавший из которой человек (Стёпушка) вообще перестаёт быть человеком.
Почему такое название?
Дело в том, что Тургенев очень любил охоту, которая являлась его настоящей страстью. Он мог неделями, если не месяцами, не выпускать ружья из рук, преодолевая сотни километров в поисках дичи. Среди своих знакомых Иван Сергеевич считался самым знаменитым и удачливым охотником.
За всю свою жизнь он несчетное количество раз пешком прошел Тульскую, Орловскую, Тамбовскую, Калужскую и Курскую губернии. Благодаря своим путешествиям, писатель знакомился с простыми людьми, которые сопровождали его в охотничьих забавах, служили провожатыми или советчиками.
Дворянин Тургенев не стеснялся близко общаться с бедными крепостными. Ему нравилось их слушать, задавать им вопросы, наблюдать за их поведением. Иван Сергеевич видел в них своих братьев, своих сограждан, и очень хотел, чтобы другие богатые и влиятельные люди точно так же относились к подневольным крестьянам.
Вот почему он издал цикл рассказов “Записки охотника”, анализ которых мы сейчас проведем. В своем запечатлел то, что видел и слышал. Например, прототипом главного героя “Записок” он выбрал своего частого спутника по охоте — крестьянина Афанасия, рассказы которого очень любил послушать.
Стилистические особенности
Рассказ полон абсурдов и парадоксов. У кузины соседа рассказчика было отличное сердце, но не было волос. В ответ на французский стишок по случаю открытия барыней красногорской больницы в альбоме, в котором кто-то подобострастно назвал больницу храмом, некто Иван Кобылятников, подумав, что речь идёт о природе, написал, что тоже её любит.
Больных укрощает в больнице сумасшедший резчик Павел, кухаркой работает сухорукая баба, которая ещё более безумна, чем Павел, бьёт его и заставляет стеречь индюшек. Абсурд на сюжетном уровне – поведение умирающей помещицы. Но самое абсурдное – правдивость всех невероятных историй.
Краткое содержание Тургенев Смерть
Рассказ входит в сборник Записки охотника
Как-то раз рассказчик решил предложить своему молодому соседу Ардалиону сходить на охоту за тетеревами, тот согласился, предварительно попросив заехать на место вырубки леса в его поместье, которое он получил в наследство от своей тетушки. Тетка совершенно не занималась заботой о деревьях, которые вымерзли в одну из холодных и бесснежных зим, поэтому вырубка шла полным ходом, даже в воскресные дни.
Подъезжая к месту вырубки, охотники услышали звук падающего дерева и крики, на встречу к ним бежал мужик, пытаясь объяснить, что их подрядчика придавило ясенем. Когда автор со своим спутником подошел к месту трагедии, подрядчик Максим лежал под деревом уже при смерти. Он спокойно давал последние указания своим подчиненным, говоря, что это Бог наказ его за работу в воскресный день. Через некоторое время он умер, когда его пытались отвезти в больницу.
Увидев эту смерть, автор вспомнил и другие смерти, которым был свидетелем. Вспомнил умирающего мельника, который надорвался, выгружая жернова. Ему предлагали остаться в больнице, но тот уехал умирать домой, отдав последние указания. Вспомнил недоучившегося своего давнего приятеля Авенира, работающего у одного помещика учителем его детей. Он болел чахоткой и потихоньку угасал. Но не было в нем страха, — он радовался воспоминаниям из детства и успехам своих друзей. Вспомнил старушку, что ждала смертного часа, чтобы поцеловать крест и умереть. Вспомнил обожженного крестьянина, который тихо умирал в доме, когда рядом кипела жизнь.
Стилистические особенности
Рассказ поэтичен и даже музыкален. С помощью психологического параллелизма Тургенев описывает внутреннее состояние героев. Усиливающаяся жара соответствует нагнетанию эмоций крестьян: совершенно равнодушного Стёпушки, робко возмущающегося Тумана и отчаявшегося Власа.
Детали в рассказе важны для психологической характеристики героев. Туман смущается, когда рассказчик вынуждает его признать, что нынешние порядки лучше прежних, потому что скучает по «хорошему времечку». Влас смеётся и бодрится, но лицо выдаёт горе от потери сына, обиду на барина: на глазах его слезинки, губы подёргивает, голос срывается.
Крестьяне у Тургенева – яркие индивидуальности. Они даже говорят по-разному: Стёпушка нечленораздельно, Туман правильно и разумно, по-господски поддерживает беседу, Влас – кратко, сдерживая обиду.
Социально-психологические произведения занимают одно из самых важных мест в русской литературе, поскольку благодаря такого рода произведениям читатель может не только поразмышлять о своем месте в жизни, истории, подумать о том, в чем смысл существования, но и получить сильнейшее побуждение бороться, проявлять героизм, побеждать.
Делая анализ цикла «Записки охотника» Тургенева, мы убедимся, что этот художественный труд как раз относится к ряду упомянутых выше произведений. Однако анализ цикла мы начнем с того, что познакомимся с детством и семьей автора, потому что такие детали помогут нам понять, что побудило его приступить к написанию этого замечательного сборника.
Сюжет рассказа
Основная тема рассказа – взаимоотношения крестьянского населения и помещиков, раскрытие нецелесообразности крепостного права.
В самом начале рассказа история ведется с участием графа Петра Ильича, который обладал особенным характером:
Самодурство и неспособность признать явный недостаток;
Страстное почтение псовой охоты;
Стремление к проведению банкетов, на которые приглашались даже женщины из нижних слоев общества;
Частые организации фейерверков.
материальном благополучии
Культурный горизонт Петра Ильича ограничивается выписыванием парижского одеколона, который вызывал восхищение у Михайла и Степушки. Одновременно с этим выписывание одеколона из Парижа, столицы Франции, является проявлением невысокого
культурного развития
, а обычной расточительности.
Петр Ильич проявлял расточительность и безразличие к
трагическим судьбам
крестьянского населения. Можно сказать, что он становится жертвой собственного невежества. Его кончина в обычном гостиничном номере – пик проявления негатива, созданного на основе эгоизма графов и полной безразличности к крепостному праву.
Фамильными качествами в родне Петра Ильича являются бездеятельность и самодурство. Этим черты характера были переданы сыну Петра Ильича. Молодой барин проявляет жестокое отношение к своим крепостным. Это показано на примере с крестьянином Власом. Бедный человек, Влас просит уменьшить оброк, объясняя своё положение безысходностью, но сталкивается с удивительной жестокостью.
Одновременно с этим ведется рассказ относительно жизни вольноотпущенного Михайла Савельева (Тумана). Этот герой, который прежде был дворецким у барина, изображается человеком с высоким ростом. Степушка, еще один
главный персонаж
, описан, как худенький, тощий. Развитие истории подтвердило, что Тургенев старался по-особенному представить главных героев:
Высокий Михайло всегда стойко переносит жизненные трудности и проявляет силу характера;
Низкий Степушка прогибается под испытаниями.
Рассказ «Малиновая вода» подчеркивает, насколько жестоким может быть крепостное право.
Различные судьбы
героев, которые зачастую оказываются трагическими, объясняются самодурством и отсутствием умения услышать ближнего человека.
«Контора»
Примечательно, что данное произведение изобличало не только порабощение крепостных помещиками, но и издевательства богатых крестьян над своими собратьями. Например, центральный персонаж произведения, главный барский конторщик по имени Николай Еремеич, не стесняясь берет мзду со своих односельчан за некоторые поблажки и снисхождения.
Он пользуется своей властью с жадностью и бесстыдством. Злоупотребляя положением, Еремеич пытается наказать негодных ему людей или же тех, с кем он когда-либо повздорил. Интересным является и поведение барыни, которая могла бы восстановить справедливость в своем имении, но не хочет задумываться над жизнью своих крестьян и вникать в их личные дела.
Например, помещица несправедливо и бессердечно поступает с ни в чем не повинной девушкой Татьяной, из-за которой поссорились Николай Еремеич и местный фельдшер Павел. Вместо того чтобы здраво рассудить и найти виновных, барыня отсылает Татьяну, разрушая ее жизнь и жизнь влюбленного в нее Павла.
Как видим, мало того, что крестьяне терпели и страдали от угнетения богатых хозяев, их еще и бессовестно притесняли их же собратья, получившие какую-либо должность при господском дворе. Такое подавление человеческой воли разбивало судьбы и отрицательно сказывалось на умонастроении людей.
Система персонажей произведения
В рассказе автора интересует встреча героя со смертью. А поводом к такому размышлению стала смерть подрядчика Максима от несчастного случая. Максима в лесу убил падающий ясень, срубленный крестьянами. В этой смерти, как и в смерти других герое, ничего безобразного нет. Несмотря на то, что руки и ноги Максима были переломаны ветками падающего дерева, подрядчик почти не стонал. Он покусывал посиневшие губы и смотрел вокруг будто с «удивлением». Прилипшие ко лбу волосы, неровно поднимающаяся грудь, дрожащий подбородок делают Максима похожим на романтического героя, пребывающего в сильном волнении. Подрядчик и правда волнуется, он чувствует, как к нему подступает смерть.
Однако для писателя значение имеет не то, как выглядит герой, а его мысли и чувства в момент смерти. Первой мысль Максима была мысль о том, что в своей смерти виноват он сам. Подрядчик считает, что Бог его таким образом наказал за то, что он заставил мужиков работать в воскресенье. Затем Максим дает распоряжения насчет имущества, при этом не забыв и о купленной накануне лошади, за которую дал задаток. После Максим просит прощения у мужиков. Рассказчик охарактеризовал смерть русского человека так: «Он умирает, словно обряд совершает». Русский мужик умирает «холодно и просто», но не равнодушно, как может казаться со стороны.
Еще один герой рассказа – обгоревший крестьянин, мужественно ждущий смерти. Рассказчик поражен не столько поведением мужика, сколько поведением его жены и дочери. Они в гробовом молчании сидят в доме и тоже ждут смерти. Рассказчик «не вытерпел и вышел». Другие члены семьи при этом к подступающей к их родственнику смерти относятся как к чему-то обыденному, они продолжают заниматься повседневными делами.
Лыбовшинский мельник Василий Дмитрич, которого беспокоила грыжа, к фельдшеру за помощью обратился только на десятый день. Мельник говорит о том, что лучше умирать дома, ведь там в его отсутствие может приключится «господь знает что». У Василия Дмитрича нет никакой паники перед лицом скорой смерти. По дороге домой мельник раскланивается со всеми встречными, и это за несколько дней до смерти.
Далее рассказчик описывает смерть Авенира Сорокоумова, который учил детей помещика Гура Крупятникова. Авенир Сорокоумов обладал кристально чистой душой. Он искренне радовался успехам товарищей, не знал самолюбия и зависти. Сорокоумов наслаждается днями, отведенными ему. Он читает любимые стихи, говорит о театре и литературе, вспоминает Москву, Пушкина и жалеет умерших друзей. Авенир доволен прожитой жизнью, он не хочет уезжать на лечение, так как считает, что все равно, где умирать. Гур Крупников о смерти Сорокоумова известил в письме, в котором добавил, что Авенир принял смерть как должное.
Ситуация смерти старушки-помещицы выглядит совсем необычно. Старушка пыталась заплатить священнику за отходную и была крайне недовольна тем, что поп сократил положенную молитву.
Проблематика
Данное произведение отражает множество как вечных, так и насущных проблем.
Проблема чинопочитания. Чехов поднимает в рассказе «Смерть чиновников» проблему неправильной смены ориентиров: экзекутору важнее мнение генерала, а не судьба семьи, например. Человек меняет свои личные ценности на корпоративные. Это грозит опасным перевоплощением из личности в должностное лицо.
Произвол. Другая проблема состоит в том, что начальство реально представляет угрозу для подчиненных
Любого профессионала можно уволить абсолютно безосновательно, деятельность управленцев никто не контролирует.
Равнодушие в семье автор тоже не обошел вниманием: жена чиновника не оказала ему должной поддержки.
Неравенство. Героям даже в голову не приходит, что отношения между ними не должны быть иерархичными, каждый из них не признает себя равным другому, и при таком положении дел социальных противоречий не избежать.
Вот, о чем заставляет задуматься эта история: как не стать всего лишь механизмом государственной машины и не убить душу раньше тела? Таким образом, проблематика рассказа очень богата, несмотря на малую форму произведения.
Художественная ценность рассказа «Малиновая вода»
Рассказ «Малиновая вода», как уже было отмечено, соответствует основным принципам тургеневской композиции и сборника «Записки охотника».
Основные грани были проявлены в следующих характерных чертах рассказа:
Утонченная передача прекрасных мгновений жизни;
Освобождение от личного и эгоистичного;
Соответствие укладу жизни определенной эпохи и даже опережение;
Проявление беспристрастной и неэгоистической любви к жизни, глубокой веры в лучшее будущее;
Проявление силы русского национального характера;
Нецелесообразность доверия к эмоциональным порывам и бурным страстям, необходимость мудрого спокойствия и сдержанного проявления физических и духовных сил.
А сильная Россия может быть создана только благодаря честным, сильным и просвещенным людям.
Особенности сборника «Записки охотника» и рассказа «Малиновая вода»
Иван Сергеевич Тургенев обладал особенным художественным мироощущением, которое развивалось на основе школы немецкой классической философии. Именно эта школа была пройдена во время получения высшего образования в университете Берлина.
Россия по-особенному отзывалась на философскую мысль Западной Европы. Как удалось отметить, бремя сложностей реализации мечтаний людей было впитано по-особенному.
Иван Тургенев и его друзья в Берлине посещали кружок Станкевича. Русские традиции оповещают, что юные писатели рассказывали о преимуществах народного представительства в государстве. При этом было отмечено, что многие русские люди по-прежнему остаются крепостными, и они не в состоянии пользоваться государственными, общечеловеческими правами. В связи с этим делался особенный акцент на необходимость избавления обычных людей от крепостной зависимости и дальнейшего умственного развития.
В январе 1847 года в журнале «Современник» появился очерк «Хорь и Калиныч», который успел завоевать положительные отклики у читателей. Именно в этом очерке Тургенев представил главные силы русской нации: практичность и стремление к поэзии, духовное развитие, понимание ценности свободы. Другие рассказы, напечатанные в журнале «Современник», оказались поистине достойными литературными произведениями. К тому же в 1852 году сборник «Записки охотника» впервые вышел отдельным изданием и получил вторую жизнь для себя.
Рассказ «Малиновая вода» соответствует другим произведениям, включенным в сборник «Записки охотника». Предусматривается использование литературных образов провинциальной России, причем Тургенев раскрывает кулисы и позволяет понять, какой может быть реальная жизнь многих людей. Вчитываясь в рассказ «Малиновая вода», можно понять, что крепостнический уклад жизни является несообразным и нелепым, так как он предусматривает ущемление прав многих крестьян.
Немного об авторском слоге
Поражает непревзойденный самобытный стиль автора. Он описывает события просто и лаконично, редко давая оценку происходящему, без ненужных драматических и лирических отступлений. Но трагедия крепостных красной нитью проходит через все строки произведения, выдержанного в духе истинного реализма.
В каждом предложении, в каждом диалоге сквозит боль и воздыхания простого народа, отягощенного непосильным бременем. Без прикрас и преувеличений писателю удается изобразить перед читателем образы тех, кто навеки запечатлелся в его памяти как истинные герои и представители русской души. У них, простых людей, тоже есть свои моральные принципы, тоже есть свое благородство, которое порой бывает даже выше и лучше, чем у знатных дворян.
Ниже мы разберем детально несколько очерков великого писателя
Чтобы осознать всю глубину и важность произведения, недостаточно рассмотреть анализ одного рассказа из “Записок охотника”. Итак, впереди вас ожидает подробный интригующий экскурс по страницам тургеневского цикла
“Хорь и Калиныч”
Анализ “Записок охотника” мы начнем именно с этого произведения. В нем писатель создает два различных образа, которые в точности отражают основные умонастроения простых людей.
А все началось с того, что рассказчик познакомился с мелким помещиком, господином Полутыкиным, и приехал к нему поохотиться. В имении хозяина главный герой и познакомился с двумя крепостными.
Примечательно, что в своем очерке, как и во многих других, Тургенев мало упоминает о дворянах
Все его внимание сосредоточено на поведении и психологии крестьян
Вот и в данном рассказе читателю намного интереснее наблюдать за жизнью крепостных, чем за бытием их хозяина.
Хорь выступает в произведении как зажиточный и практичный крестьянин. Он живет отдельно, имеет большой ухоженный дом и семью, платит оброк, но не хочет купить себе свободу. В это-то и есть вся примитивность мужика. Делец он — на все руки мастер, да не видит в своей жизни самого ценного. Он ограничен, не образован, узкодум, и в то же время смотрит свысока на барина и втихаря посмеивается над ним.
Калиныч же — закадычный друг Хоря и в то же время его полная противоположность. Этот мужик романтичный и задумчивый, непрактичный и мягкотелый. Он не имеет семьи и очень нуждается. Но в то же время Калиныч обладает огромными познаниями природы, за что его высоко ценят в округе. Он тонко чувствует прекрасное, способен размышлять и анализировать.
На основании размышления над характерами Хоря и Калиныча можно увидеть, что представляло собой крестьянство времен Тургенева.
Анализ 2
В русской литературе имеется огромное количество примеров произведений, которые побуждают человека к борьбе, к действиям. Одним из таких и является произведение «Записки охотника» Ивана Сергеевича Тургенева. Для того чтобы произвести полный анализ данного произведения, нужно рассмотреть жизнь писателя и понять его мотивы.
Смотря на издевательства барского слоя общества над крепостными, автор не мог понять: «Почему же так должно быть и так завелось?». Данный вопрос глубоко засел в сердце молодого парня и нашёл своё отражение в рассказе «Записки охотника».
Название произведения связано с любовью писателя к охоте. Бывало, что он целыми неделями пропадал из дома с ружьем наперевес. Блуждая по своей губернии пешком в поисках достойного трофея, автор не мог не сталкиваться с простым людом – крепостными. Которые с радостью делились своими проблемами и невзгодами, мыслями и желаниями. Это и послужило толчком к написанию рассказа «Записки охотника».
Для того, чтобы понять основную мысль рассказа, стоит разобрать хотя бы один из очерков. Например, разберём «Хорь и Калиныч». В данной главе представлены основные черты психологического поведения крестьян и русского человека в общем. Глава начинается с того, что писатель приезжает к знакомому барину поохотиться, где знакомиться с двумя главными героями – Хорем и Калинычом. Хорь – зажиточный крестьянин, работящий, изобретательный и мастер на все руки. Мог бы давно выкупить себя у барина, но боится неизвестности, поэтому пребывает в крепостничестве и платит оброк, тихо посмеиваясь над барином. Калиныч – человек умудренный, талантливый, с тонкой душой. Ничего не имеющий и всегда нуждающийся, но может оценить прекрасное и хорошо понимает природу, за что его очень уважают в округе.
Читателю представлены два основных характера русского человека – рассудительного и беззаботного. Но автор, как и окружение этих крепостных, находит в них и огромную пользу для общества, давая тему для рассуждения о том, что крепостные – такие же люди как и барский слой.
Будущий светило отечественной литературы Тургенев родился осенью 1818. Его семья, хоть и была дворянами, но особого счастья не имела. Отец ушёл из семьи и вскоре умер. Воспитывала писателя матушка, Варвара Петровна. Характер Варвары был очень строгий и властный. Она ни раз применяла избиения в виде наказания для молодого мечтателя. Но, несмотря на это, женщина была очень образованной и много путешествовала по Европе, привила любовь Ивана Сергеевича к русской литературе и познакомила с бессмертными произведениями Пушкина, Лермонтова и Гоголя.
Смысл
Главная идея произведения заключается в неприятии существующего неравенства и угнетения по отношению к отдельным людям. Общество даже не успевает задуматься над тем, что попрание нравственных устоев может причинить кому-то боль. А боль общественного унижения становится вдвойне хуже, когда человек пытается справиться с ней в одиночку и чаще всего проигрывает в этой неравной битве.
Автор направляет свою основную мысль не только по тропе осуждения несправедливой иерархической системы. Она набредает на другую сторону медали – измельченную в жерновах невежества и зависти личность маленького человека. Ее помыслы так же мелки и суетны, как внутренний мир говорящих собачек. Чего он хочет от жизни? Уподобиться господам, жениться на знатной молодой барышне, войти в избранное общество, что сулит ему уважение и трепет в глазах представителей света. Его ценности фальшивы, ведь в них нет ни истинной любви, ни божественной искры призвания, ни целеустремленности ума. Эти несущественные и поддельные фантомы тоже вносят свою лепту в печальный финал. Добиваясь и желая их, человек теряет себя.
“Смерть”
Это будет завершающее произведение, на основании которого мы проведем анализ “Записок охотника”. В центре сюжета — краткие рассказы-воспоминания автора о том, как умирают русские люди, в основном крестьяне. Они умирают легко и просто, словно совершают ничем не примечательный обряд. Нет в них ни страха перед смертью, ни желания жить и бороться, а какое-то неподдельное безразличие к своей судьбе, к своей жизни, к своему здоровью.
Это видно на примере мужика, обгоревшего в овине и медленно умирающего у себя дома. Его родные, да и он сам, вели повседневную жизнь, нисколько не переживая за умирающего и даже не старясь предотвратить кончину, не говоря уже о том, чтобы облегчить страдания.
Василий Дмитриевич — еще один мельник по профессии, равнодушно относящийся к своей жизни. Он надорвался на тяжелой работе, получил грыжу, но не захотел находиться в больнице и сделать что-либо для своего выздоровления или облегчения состояния. Мужчина отправляется домой, чтобы решить финансовые дела со своим имуществом, и через четыре дня умирает.
Были и другие случаи. Например, старый знакомый главного героя по университету. Больной чахоткой, проживая у чужих людей из милости, он не думает о своей горькой судьбе, не страшится смерти, а живет воспоминаниями, навеянными ему его товарищем, и с увлечением слушает его рассказы. Через десять дней он умирает в мучениях.
Почему Тургенев описал эти происшествия в своих “Записках охотника”? Анализ “Смерти” показывает, что писатель сам недоумевает, откуда исходит такое безразличие. Скорее всего, это следствие многовекового крепостничества, впитанного несчастными людьми с молоком матери, которое стало вторым (если не первым и единственным) их существом. Их постоянный тяжелый труд, их сложные условия жизни притупляют в них все остальные чувства и переживания.
“Свидание”
Действие очерка охватывает всего один диалог, произошедший между надменным и бессердечным барским камердинером и невинно брошенной им крестьянкой Акулиной. Охотник-путешественник, задремавший в тени густых деревьев, становится случайным свидетелем расставания этих молодых людей.
Почему автор поместил эту, казалось бы, такую лирическую и банальную историю неразделенной любви, в свои “Записки охотника”? Анализ “Свидания” показывает, что в этом произведении поднимаются глубокие жизненные вопросы. И дело не только в том, что камердинер богатого дворянина поиграл на чувствах неопытной девушки, воспользовался ее невинностью и любовью, а теперь безразлично бросает ее. Нет. Тема очерка намного глубже.
Например, Тургенев показывает, насколько человек может забыться, прельстившись светской мишурой, и оторваться от своих корней, от своих собратьев, считая себя выше и значимее тех, с кем он является равным.
На примере барского камердинера также становится видно, как быстро перенимают люди негативные качества своих господ и как легко забыть, кто ты есть на самом деле.
Сюжет и композиция
Рассказ «Малиновая вода» входит в цикл «Записок охотника», объединённых героем-рассказчиком. Название рассказа посвящено источнику, ключу, который назывался «Малиновая вода», бьющему из расселины речки Истры.
Небывалая августовская жара, сопровождающая героев на протяжении рассказа, приводит охотника к источнику. Экспозиция рассказа – летний пейзаж и описание ключа, возле которого рассказчик встречает двух стариков — Стёпушку и Тумана.
Рассказав о Стёпушке, охотник подходит поближе и узнаёт другого старика, Тумана, с которым вспоминает порядки при старом графе. Таким образом, через монолог (рассуждения рассказчика о Стёпушке) и диалог (с Туманом) читатель узнаёт о жизни не только этих крестьян, но и барина Петра Ильича.
Рассказ как будто завершается этим диалогом. Но за ним следует пейзаж, в котором ещё усиливается ощущение жары и духоты. Он играет роль своеобразной интерлюдии, после которой в действие вводится новый персонаж – крестьянин Влас.
Из диалога Тумана с подошедшим Власом, недавно потерявшим сына, читатель узнаёт, что жизнь при сыне графа, Валериане Петровиче, ещё более тяжела.
Унылая песня в финале на том берегу реки соответствует настроению героев. Финал у рассказа открытый, не определена судьба ни одного из героев.